Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ КИТАЯ'

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЙ СЕКТОР / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ЦИФРОВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цзо Ци, Ху Юэ

В статье анализирована роль цифровых технологий в стимулировании экономического развития во две сферах - предложения и потребления. Цифровые технологии повышают эффективность труда и регулируют распределение ресурсов, формируя новые отрасли и расширяя возможности традиционных отраслей. В то же время цифровая экономика, в основе которой лежат цифровые технологии, изменила производство и образ жизни людей и создала новые потребительские запросы. Следовательно, экономический цикл, состоящий из предложения и потребления развивается с более высокой скоростью и стабильностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE CHINESE ECONOMY

The article analyzes the role of digital technologies in stimulating economic development in two areas - supply and consumption. Digital technologies improve labor efficiency and regulate resource allocation, shaping new industries and empowering traditional industries. At the same time, the digital economy, which is based on digital technologies, has changed the production and way of life of people and created new consumer demands. Consequently, the economic cycle of supply and consumption develops at a higher speed and stability.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ КИТАЯ»

Развитие цифровых технологий в экономике Китая

Цзо Ци,

аспирант кафедры истории и теории социологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]

Ху Юэ,

аспирант кафедры истории и теории социологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]

В статье анализирована роль цифровых технологий в стимулировании экономического развития во две сферах - предложения и потребления. Цифровые технологии повышают эффективность труда и регулируют распределение ресурсов, формируя новые отрасли и расширяя возможности традиционных отраслей. В то же время цифровая экономика, в основе которой лежат цифровые технологии, изменила производство и образ жизни людей и создала новые потребительские запросы. Следовательно, экономический цикл, состоящий из предложения и потребления развивается с более высокой скоростью и стабильностью.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровой сектор, цифровизация промышленности, цифровое потребление.

Введение

Технологический прогресс всегда рассматривался как драйвер экономического роста человеческого общества. На протяжении всей истории экономические дивиденды, приносимые технологической революцией, значительно улучшали производство и жизнь людей. Как и предыдущие технологические революции, цифровые технологии сыграли важную роль в обеспечении современного экономического развития и благосостояния людей.

11 марта 2021 года на Заключительном заседании 4-й сессии ВСНП 13-го созыва проголосовали и приняли резолюцию по «Основным положениям 14-й пятилетней программы народнохозяйственного и социального развития и перспективных целей развития на период до 2035 года». После реализации «14-й пятилетки» в 2021 году экономическое и социальное развитие Китая вступит в новый исторический этап. Программа разделена на 19 частей, пятая из которых - «ускорение цифрового развития и устройство цифрового Китая». Цифровая экономика включает семь ключевых отраслей, в том числе искусственный интеллект, облачные вычисления, большие данные, Интернет вещей, блокчейн, виртуальная реальность и дополненная реальность1. В программе подчеркивается необходимости полного использования морских данных и богатого применения ситуационных преимуществ, содействия глубокой интеграции цифровых технологий и реальной экономики, модернизации традиционных отраслей промышленности, создания новых промышленных моделей и расширения новых двигателей экономического развития.

Вклад цифровых технологий в экономическое развитие в основном отра-

1 Четырнадцатый пятилетний план националь-

ного экономического и социального развития Китайской Народной Республики и план долгосрочных целей на 2035 год// Народное издательство. Пекин., 2021.

25

жается в двух сферах - предложения и потребления. Во сфере предложения быстрое развитие цифровых технологий коренным образом повышает производительность труда и более эффективно и рационально распределяет ресурсы. А в сфере потребления цифровые технологии могут улучшить бизнес-модель С2В и расширить потребительский спрос. Только одновременно стимулируя предложения и потребления в экономике, можно добиться быстрого и доброкачественного циркуляционного экономического развития.

1. Предложение

(1) Содействие развитию цифрового сектора с цифровыми технологиями в качестве ядра

Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (UNCTAD) делит цифровую экономику на три уровня. Первый уровень - цифровой сектор. Он является базовым уровнем, включая сектор ИТ / ИКТ. Цифровой сектор создал и производил цифровые технологии и является технологической основой всей цифровой экономики2. Цифровой сектор включает не только телекоммуникационную индустрию, индустрию программного обеспечения, интернет-индустрию и индустрию информационных коммуникаций в сфере услуг информационных технологий, но также и новые цифровые индустрии, такие как большие данные, искусственный интеллект и блок-чейн.

Обе индустрия - информационных коммуникаций и цифровая индустрия -появились после информационной революции. Цифровой сектор является ведущей отраслью для развития цифровой экономики, предоставляя технологии, продукты, услуги и решения для развития цифровой экономики. В эпоху цифровых технологий цифровая индустрия, в основе которой лежит цифровой сектор, быстро развивается, создавая новые ценности и прямо

2 UNCTAD. Digital Economy Report 2019: Value Creation and Capture: Implications for Developing Countries [Текст] / UNCTAD. - Geneva: United Nations publication, 2019. - 172 с.

способствуя экономическому развитию. Возьмем, к примеру, китайскую интернет-компанию Baidu. Baidu начиналась как бизнес по поисковым машинам, и ее сфера деятельности примерно такая же, как у Google в Соединенных Штатах. В течение 20 лет с момента своего создания Baidu использовала собственную поисковую систему для создания базы данных и независимо разрабатывала цифровые технологии, такие как большие данные и искусственный интеллект, и наконец, Baidu успешно разработала искусственный интеллект - Xiaodu и автомобили без водителя. Все эти проекты представляют собой новые цифровые индустрии с цифровыми технологиями в качестве основной услуги. Успех проектов свидетельствует о физическом применении цифровых технологий и их экономических преимуществах.

За последние несколько лет масштабы цифровой индустрии Китая постепенно расширялись. По данным Министерства промышленности и информационных технологий Китая, масштабы цифровой индустрии Китая увеличились с 4,21 трлн юаней в 2014 году до 7,1 трлн юаней в 2019 году. Рост за этот период составил 168%, а экономика цифровой индустрии Китая в 2019 году составила 7,2% ВВП, что имеет большое значение для долгосрочного стабильного экономического развития3. Ниже представлена гистограмма масштабного роста цифровой индустрии Китая с 2014 по 2019 год, которая может четко отражать тенденцию быстрого роста цифровой индустрии в последние годы (рис. 1).

Цифровая индустрия относится к новому типу индустрии, основанной на цифровых технологиях. С развитием и широким применением цифровых технологий все большее их число будет

3 САС1Т. Белая книга о цифровой экономике Китая в 2020 году [Электронный ресурс]: Национальный высококлассный профессиональный аналитический центр, платформа промышленных инноваций и развития - / САС1Т. - Электронные данные. Режим доступа: URL.: http://www.caict.ac.cn/ кх^^Ь^/202007Л20200702_285535.Мт, свободный - (дата обращения 18.03.2021)

26

индустриализировано, что поспособствует экономическому развитию.

Масштаб Цифровой Индустрии Китая с 2014 по 2019 г.

д трлн. юней 7 — 3 —

5 4,78

2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рис. 1

(2) Интеграция и развитие традиционных промышленностей и цифровых технологий

В Китае к традиционным отраслям промышленности относятся сельское хозяйство (первичный сектор экономики), индустрия (вторичный сектор экономики) и сфера услуг (третичный сектор экономики). Цифровые технологии способствуют развитию промышленности, позволят традиционным предприятиям завершить цифровую модернизацию и помогут предприятиям оставаться активными в эпоху цифровых технологий. Продолжая информационную революцию, цифровая экономика постепенно превратилась в новую экономическую форму. Она включает не только отрасль информационных технологий с ИКТ в качестве ядра, но и цифровую модернизацию всей отрасли с помощью цифровых технологий. Цифровая модернизация традиционных промышленности - одно из важнейших звеньев.

В «Белая книга о развитии цифровой экономики в Китае (2020 год)»4 отмечено, что цифровая экономика включает четыре части - цифровая индустриализация, цифровизация промышленности, цифровое управление и присвое-

4 CACIT. Белая книга о цифровой экономике Китая в 2020 году [Электронный ресурс]: Национальный высококлассный профессиональный аналитический центр, платформа промышленных инноваций и развития - / CACIT. - Электронные данные. Режим доступа: URL.: http://www.caict.ac.cn/ kxyj/qwfb/bps/202007/t20200702_285535.htm, свободный - (дата обращения 18.03.2021)

ние стоимости данным. Цифровизация промышленности может не только повысить производительность труда и эффективность управления, но и сделать управление прозрачным. В то же время цифровизации промышленности может также стимулировать развитие ряда цифровых секторов. В цифровую эпоху существуют две конкретные формы цифровизации промышленности: замена и интеграция.

Под заменой понимается замена технологий в традиционных промыш-ленностях существующими цифровыми технологиями с целью обеспечения диверсифицированного и многофункционального развития в будущем. Например, когда появилась первоначальная система освещения, некоторые люди думали, что с точки зрения затрат электрические лампы не имеют преимуществ по сравнению с керосиновыми лампами, свечами и другими методами освещения. Однако с развитием общества неоновые огни, освещающие рестораны, могут привлекать клиентов для повышения их конкурентоспособности, а сильное освещение в торговых центрах может сделать продукты ярче и пробудить у людей желание потреблять. То же самое и с цифровизацией промышленности. Цифровые технологии открывают перед промышленностью новые перспективы развития, которые могут оптимизировать распределение ресурсов и структурную модернизацию промышленности, а также повысить эффективность. Более того, сфера использования цифровых технологий очень велика: от крупных предприятий до малых кафе и магазинов, которые используют цифровые обновления. Например, Кегиуип является ведущей компанией 020 в Китае, занимающаяся разработкой программного обеспечения, интеллектного кассового аппарата, самопомощь по беспроводной сети и т.д. Основная группа клиентов китайской компании Кегиуип - малые и средние предприятия. Кассовый аппарат Кегиуип - это не только модернизация традиционного кассового аппарата, но и интегрированное решение

27

С

проекта SaaS (Software-as-a-Service) с программным и аппаратным обеспечением. С помощью кассового аппарата Keruyun предприятия могут не только просматривать товарно-материальные запасы, продажи, финансовые и другие данные в режиме реального времени, но и подключить к интернету. В то же время, используя большие данные, облачные вычисления и другие цифровые технологии, компании могут анализировать ежедневные операционные данные на цифровой платформе, предоставляемой Keruyun, помогая компаниям реализовать интеллектуальное управление и цифровые обновления.

Еще одна форма цифровизации промышленности - это интеграция. Интеграция промышленности и цифровых технологий означает, что промышленность использует цифровые технологии для обновления традиционных технологий в процессах производства, управления и продаж. Возьмем, к примеру, традиционную китайскую индустрию бытовой техники. Сохраняя свою модель офлайн-продаж, некоторые традиционные компании-производители бытовой техники также используют платформы электронной коммерции, такие как Alibaba, для расширения каналов онлайн-продаж, достижения многоканальных продаж и повышения своей конкурентоспособности. В то же время они используют цифровые технологии для получения данных в реальном времени из онлайн-каналов продаж, понимания потребностей клиентов в продуктах, анализа экономического поведения клиентов и реализации нового режима работы C2B. Помимо обновления собственных каналов продаж и моделей продаж, некоторые компании, производящие бытовую технику, также обновили свои продукты и услуги в цифровом виде и активно развивают такие сервисы, как умные дома. Мобильное приложение (APP), которое они разработали самостоятельно, обогатило функции традиционной бытовой техники. В то же время использование таких технологий, как искусственный интеллект и большие данные, реализует индивидуаль-

ные интеллектуальные обслуживания клиентов на платформе APP. Этот режим работы, в котором органически сочетаются промышленность и цифровые технологии, может повысить эффективность производства и конкурентоспособность собственных компаний, что позволит им захватывать первые позиции на пути к цифровому развитию в будущем.

(3) Стоимость данных

По мнению Маркса, стоимость товаров делится на потребительную и меновую стоимость. Причина, по которой данные могут быть коммерциализированы, заключается в том, что они имеют важную потребительскую ценность. В связи с этим следует отметить ценность самой информации. Как вид обработанных данных, информация имела потребительную стоимость до информационной революции. Наиболее типичным примером является то, что жилищные посредники полагаются на жилищную информацию для получения прибыли. В эпоху цифровой экономики не только информация, но и данные имеют потребительскую ценность. Ценность данных заключается в том, что они могут принести дополнительную пользу для производства и жизни людей. Например, компании электронной коммерции используют большие данные для точного размещения рекламы и увеличения продаж; производственные предприятия используют анализ данных для оптимизации производственной структуры и более эффективного распределения ресурсов. Тем самым снижают производственные затраты для получения большей выгоды.

Еще одна важная причина, по которой данные имеют стоимости как товары, заключается в том, что в эпоху цифровой экономики данные являются новым ресурсом. Данные являются важным производственным фактором всей цифровой экономики и основой цифрового мира. Как только стоимость данных установлена, это означает, что данные могут продаваться и распространяться как товары. Коммерциализация данных позволяет регулировать данные

28

рыночными механизмами и контролировать их со стороны государственных органов, и они становятся объектами свободного обращения. Данные как товары могут способствовать экономическому развитию. С одной стороны, собранные анонимные данные клиентов могут быть использованы в качестве нового типа обмениваемого ресурса для обогащения сырья товаров; с другой стороны, данные, генерируемые предприятием в процессе собственного производства и обработки, могут улучшать его собственные производительность труда и способность распределения ресурс. В Докладе «О развитии цифровой экономики Китая за 2020 год» указывается, что с ускорением цифровой трансформации роль данных в повышении эффективности производства стала заметной, и они стали самым уникальным новым производственным фактором. Оборотные и распространяемые данные будут способствовать стабильному, здоровому и быстрому развитию цифровой экономики при поддержке рынка и правительства5.

2. Цифровое потребление

Образ потребления в эпоху цифровой экономики является цифровым потреблением. Цифровое потребление относится к потреблению цифрового контента товаров в человеческом об-ществе6. Его потребительское поведение - это целенаправленное поведение потребителей, возникшее в результате появления цифровых технологий. Цифровое потребление имеет два основных содержания: первое - это потребление товаров или услуг с цифровыми характеристиками, такими как терминалы 5G, дроны, носимые устройства, умные дома, умное здоровье и т.д.; второе -

это новая модель потребления, основанная на цифровых технологиях, таких как интернет-магазины, мобильные платежи, платежи в биткойнах, цифровой кошелек и т.д7. Таким образом, цифровое потребление способствует развитию экономики в двух аспектах: во-первых, новый потребительский контент, созданный с помощью цифровых технологий; во-вторых, новая модель потребления, созданная с помощью цифровых технологий.

(1) Новый потребительское содержание

А.В. Кешелава в статье «ведение цифровой экономики» отметил, что процесс слияния реального и виртуального миров уже начался и его невозможно остановить8. Новый гибридный мир будет существовать. Слияние реального и виртуального миров опирается на различные электронные оборудовании, как смартфон, носимое устройство и т.д. Эти интеллектуальные устройства представляют собой мосты и средства массовой информации, соединяющие реальный и виртуальный мир. С дальнейшей популяризацией оцифровки спрос на цифровые продукты обязательно возрастет. По данным веб-сайта statista, к концу 2021 года будет 3,8 миллиарда пользователей смартфонов по сравнению с 1,06 миллиарда пользователей десять лет назад9. В будущем повседневными потребностями людей станут не только смартфоны, но и новые умные носимые устройства, умные дома и другие новые продукты. Кроме того, физические отрасли, такие как

5 CACIT. Белая книга о цифровой экономике Китая в 2020 году [Электронный ресурс]: Национальный высококлассный профессиональный аналитический центр, платформа промышленных инноваций и развития - / CACIT. - Электронные данные. Режим доступа: URL.: http://www.caict.ac.cn/ kxyj/qwfb/bps/202007/t20200702_285535.htm, свободный - (дата обращения 18.03.2021)

6 Чжу Янь, Ши Янь. Анализ элементов цифровой экономики// Tsinghua Management Review. 2019. № 7-8. С. 24-29.

7 Гао Илань, Хуан Сяое. Исследование вопросов развития потребительского финансирования на основе цифровой экономики// Хэйлунцзян Социальные науки (Social Sciences In Heilongjiang).2020. № .2. С. 66-70.

8 А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др. Введение в «Цифровую» экономику [Текст]/ А.В. Кешелава. -Москва: ВНИИГеосистем, 2017. -28 с.

9 Statista.Number of smartphone users worldwide from 2016 to 2023 [Электронный ресурс]: TRY OUR CORPORATE SOLUTION FOR FREE! - / Statista. -Электронные данные. Режим доступа: URL.:

https://www.statista.com/statistics/330695/number-of-smartphone-users-worldwide/, свободный - (дата обращения 18.03.2021)

29

первичный и вторичный секторы экономики, совершают структурную трансформацию посредством «Интернета+», оцифровки и интеллектуального анализа, а также непрерывно совершенствуют технологическое содержание и добавленную стоимость своей продукции, что также создает новые потребности10.

Развитие цифровых технологий не только изменило спрос людей на физические продукты, но и повысило спрос на виртуальные услуги. Среди трех традиционных промышленностей в Китае сфера услуг всегда выступала опорной. С 2015 года сфера услуг стала важнейшей экономической отраслью в ВВП Китая. Сфера услуг имеет схожие характеристики с цифровыми технологиями, а именно дематериализацию. Следовательно, использовать цифровые технологии для улучшения сферы услуг относительно просто. Например, некоторые продукты банков по управлению капиталом и страховые продукты страховых компаний успешно трансформировались в онлайн-управление капиталом и цифровое страхование с использованием цифровых технологий.

(2) Новые модели потребления

Появление новых моделей потребления, представленных электронной коммерцией, сломало временные и пространственные ограничения традиционных моделей продаж, сделав потребление более удобным. В то же время платформа электронной коммерции отображает продукты более разнообразно. Например, китайская Alibaba на своей платформе электронной коммерции Tmall предоставляет клиентам разнообразные формы отображения продуктов, такие как текст, изображения, видео и прямые трансляции. В то же время Alibaba разработала программное обеспечение Wangwang для реализации связи между покупателями, продавцами и решения проблем в реальном времени. Кроме того, ком-

10 Хан Вэньлун. Новый смысл потребления и культивирования силы потребления в цифровой экономике// Журнал Педагогического университета Фуцзянь (Philosophy and Social Sciences Edition). 2020. № 5, 98-106.

плексный механизм оценки клиентов платформы Tmall также может позволить клиентам более интуитивно понимать продукты и сопутствующие услуги и привлекать клиентов к покупке. По сравнению с традиционной моделью покупок электронная коммерция имеет значительные преимущества в затратах. Этим компаниям не нужно платить высокую арендную плату и не нужны торговые агенты. Более того, стоимость оплаты для платформ электронной коммерции имеет характеристику убывания предельной себестоимости (что означает: чем больше клиентов, тем ниже себестоимость). Следовательно, модель продаж с использованием платформы электронной коммерции имеет более низкую себестоимость и более высокую прибыль, чем традиционная модель офлайн-продаж. Платформы электронной коммерции также регулярно проводят различные мероприятия для привлечения большого количества активных пользователей, что способствует росту потребления.

Платформы электронной коммерции считаются продуктами информационной эпохи, но в цифровую эпоху электронная коммерция также сочетает в себе новые цифровые технологии и имеет новые характеристики. Возьмем, к примеру, Amazon, крупнейший-книжный интернет-магазин в США. Amazon использует характеристики релевантности технологии больших данных, чтобы рекомендовать книги различным группам людей и клиентов. Между рекомендуемыми книгами нет логической связи, но только релевантность. В результате треть продаж Amazon проходит через технологию больших данных11.

Заключение

Цифровая экономика - это новая экономическая форма с цифровой инновацией всей отрасли и всего спектра. Таким образом, цифровые технологии оказывают положительное влияние на весь эко-

11 Виктор Майер-Шенбергер. Большие данные. Ханчжоу: Чжэцзянское народное издательство, 2012. 261с.

30

номический цикл, включая как сторону предложения, так и сторону потребления. Углубление цифрового применения НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и проектирования, производства, управления операциями и рыночных услуг может повысить производительность труда со стороны предложения, скорректировать структуру ресурсов и внедрить инновационные продукты. Что касается стороны потребления, цифровые технологии дополняют традиционные модели потребления, создавая новый цифровой потребительский контент, удовлетворяя повседневные потребности людей и разрабатывая новые модели потребления. Когда цифровые технологии одновременно продвигается обеими сторонами предложения и потребления, экономика будет развиваться в более быстром режиме.

Литература

1. Четырнадцатый пятилетний план национального экономического и социального развития Китайской Народной Республики и план долгосрочных целей на 2035 год// Народное издательство. Пекин., 2021.

2. UNCTAD. Digital Economy Report 2019: Value Creation and Capture: Implications for Developing Countries [Текст] / UNCTAD. - Geneva: United Nations publication, 2019. - 172 с.

3. CACIT. Белая книга о цифровой экономике Китая в 2020 году [Электронный ресурс]: Национальный высококлассный профессиональный аналитический центр, платформа промышленных инноваций и развития - / CACIT. - Электронные данные. Режим доступа: URL.: http://www.caict.ac.cn/kxyj/ qwfb/bps/202007/t20200702_285535. htm, свободный - (дата обращения 18.03.2021)

4. Чжу Янь, Ши Янь. Анализ элементов цифровой экономики// Tsinghua Management Review. 2019. № 7-8. С. 24-29.

5. Гао Илань, Хуан Сяое. Исследование вопросов развития потреби-

тельского финансирования на основе цифровой экономики// Хэй-лунцзян Социальные науки (Social Sciences In Heilongjiang).2020. № .2. С. 66-70.

6. А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др. Введение в «Цифровую» экономику [Текст]/ А.В. Кешелава. -Москва: ВНИИГе-осистем, 2017. - 28 с.

7. Statista.Number of smartphone users worldwide from 2016 to 2023 [Электронный ресурс]: TRY OUR CORPORATE SOLUTION FOR FREE! - / Statista. - Электронные данные. Режим доступа: URL.: https:// www.statista.com/statistics/330695/ number-of-smartphone-users-worldwide/, свободный - (дата обращения 18.03.2021)

8. Хан Вэньлун. Новый смысл потребления и культивирования силы потребления в цифровой экономике// Журнал Педагогического университета Фуцзянь (Philosophy and Social Sciences Edition). 2020. № 5. С. 98106.

9. Виктор Майер-Шенбергер. Большие данные. Ханчжоу: Чжэцзян-ское народное издательство, 2012. 261с.

DEVELOPMENT OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE CHINESE ECONOMY

Zuo Qi, Hu Yue

Moscow State University named after M.V. Lomonosov

The article analyzes the role of digital technologies in stimulating economic development in two areas - supply and consumption. Digital technologies improve labor efficiency and regulate resource allocation, shaping new industries and empowering traditional industries. At the same time, the digital economy, which is based on digital technologies, has changed the production and way of life of people and created new consumer demands. Consequently, the economic cycle of supply and consumption develops at a higher speed and stability.

Keywords: Digital technologies, digital sector, digitalization of industry, digital consumption.

31

References

1. The fourteenth five-year plan for the national economic and social development of the People's Republic of China and the plan for long-term goals for 2035 // People's Publishing House. Beijing, 2021.

2. UNCTAD. Digital Economy Report 2019: Value Creation and Capture: Implications for Developing Countries [Text] / UNCTAD. -Geneva: United Nations publication, 2019. -172 p.

3. CACIT. White Paper on China's Digital Economy in 2020 [Electronic resource]: National High-Level Professional Analytical Center, Industrial Innovation and Development Platform - / CACIT. - Electronic data. Access mode: URL.: http://www.caict.ac.cn/ kxyj/qwfb/bps/202007/t20200702_285535. htm, free - (date of access 03/18/2021)

4. Zhu Yan, Shi Yan. Analysis of the elements of the digital economy // Tsinghua Management Review. 2019. No. 7-8. S. 24-29.

5. Gao Yilan, Huang Xiaoe. Research on the Development of Consumer Finance Based

on the Digital Economy // Social Sciences In Heilongjiang, 2020. No. 2. S. 66-70.

6. A.V. Keshelava V.G. Budanov, V. Yu. Ru-myantsev et al. Introduction to the Digital Economy [Text] / A.V. Keshelava. -Moscow: VNIIGeosystem, 2017. - 28 p.

7. Statista.Number of smartphone users worldwide from 2016 to 2023 [Electronic resource]: TRY OUR CORPORATE SOLUTION FOR FREE! - / Statista. - Electronic data. Access mode: URL.: https://www. statista.com/statistics/330695/number-of-smartphone-users-worldwide/, free - (date of access 03/18/2021)

8. Han Wenlong. A New Meaning of Consumption and Cultivating the Power of Consumption in the Digital Economy // Journal of the Fujian Pedagogical University (Philosophy and Social Sciences Edition). 2020. No. 5. S. 98-106.

9. Victor Mayer-Schoenberger. Big data. Hangzhou: Zhejiang People's Publishing House, 2012.261p.

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.