ЧЖАН Дунъян — постдок Института международных отношений Пекинского университета (100871, Китай, г. Пекин,р-нХайцзянь, ул. Ихэюань, 5; [email protected])
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В КИТАЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ В ДАННОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация. В статье автор отмечает, что в Китае движущей силой экономического роста становится цифровая экономика, которая играет стимулирующую роль в ускорении процесса индустриализации страны, помогает стране не попасть в «ловушку среднего дохода» и добавляет новые преимущества в международной конкуренции. Как Китай, так и Россия являются крупными державами и входят в число ведущих экономик мира. Обе страны обладают необходимыми условиями для развития цифровой экономики, и обе включают цифровую экономику в свои приоритетные направления развития в будущем десятилетии. В этой связи усиление и углубление сотрудничества между Китаем и Россией в области цифровой экономики будут не только способствовать дальнейшему развитию отношений всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства двух стран, но и служить весомым вкладом в продвижение глобальной экономической трансформации и развитие мировой экономики. Ключевые слова: цифровая экономика, Китай, Россия, перспективы сотрудничества
Современное состояние цифровой экономики в Китае
В последние годы цифровая экономика (ЦЭ) постепенно становится одной из самых динамичных отраслей экономики Китая, что помогает достигать средних и высоких темпов экономического роста. Китайское правительство придает большое значение развитию ЦЭ. Несмотря на то что к настоящему времени в Китае еще не принята целенаправленная стратегическая программа по ЦЭ, однако уже предложены контретные задачи и меры поддержки в целях содействия развитию ЦЭ в таких важных национальных стратегиях и программных документах, как Инструктивные указания Государственного Совета КНР по активному продвижению действия Интернет+ (2015 г.)1, Стратегия «Сделано в Китае - 2025» (2015 г.)2, Отчет о работе правительства за 2017 г.3 и т.д.
В июле 2017 г. Китайская академия информационных и коммуникационных технологий (China Academy of Information and Communications Technology) опубликовала Белую книгу цифровой экономики Китая4. По мнению академии, объем ЦЭ должен состоять из 2 частей. Первая часть означает объем основных секторов цифровой экономики, включающих электронную промышленность, индустрию коммуникации и информационных технологий, программное обеспечение, ИТ-сервис и т.д. Вторая часть заключается в интеграции ЦЭ с другими отраслями, точнее, это новая стоимость, создаваемая традиционными отраслями благодаря применению цифровых технологий. Данные Белой книги показывают, что ЦЭ становится основной движущей силой экономического роста в Китае. Объем ЦЭ Китая в 2016 г. оценивался в 22,6 трлн юаней (примерно 3,2 трлн долл. США) и вырос номинально на 18,9% в сравнении с предыдущим годом, что значительно выше, чем темпы роста ВВП. Доля ЦЭ в общем ВВП Китая составляла 30,3%, что на 2,8 процентных пункта больше по сравнению с 2015 г. В мировом масштабе в 2016 г. 1-е место по объему цифровой экономики заняли США, объем ЦЭ кото-
1 http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-07/04/content_10002.htm
2 http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-05/19/content_9784.htm
3 http://www.gov.cn/zhengce/content/2017-03/28/content_5181530.htm
4 http://www.caict.ac.cn/kxyj/qwib/bps/201707/P020170713408029202449.pdf
рых составлял 10,2 трлн долл. (56,9% ВВП). Объемы ЦЭ в Великобритании и в Японии оценивались в 1,4 и 2 трлн долл. США соответственно, что составляет 48,4% и 47,5% ВВП этих стран.
Доля основных секторов цифровой экономики в Китае сохраняется на уровне 6-7% ВВП. В 2016 г. доходы от услуг связи составляли 2,1 трлн юаней, что на 11,5% выше по сравнению с предыдущим годом; доходы от интернет-бизнеса составляли 1,3 трлн юаней, что на 28,7% выше, чем год назад; производство в обрабатывающей промышленности (основной доход бизнеса - 20 млн юаней и выше) увеличилось на 11,5%, что на 5,5 процентных пункта выше среднего уровня прироста всей промышленной отрасли; доходы от продажи ПО и соответствующих услуг достигли 4,9 трлн юаней, увеличившись на 15,9% в годовом выражении. К концу 2016 г. в КНР услуги фиксированной широкополосной связи уже охватывают все города страны и 95% административных деревень. По статистике Всекитайского союза развития широкополосной связи1 (Broadband) в 2015-2016 гг. в Китае доля интеграционной части ЦЭ (т.е. от интеграции с другими отраслями) в общем объеме ЦЭ и в ВВП страны выросла с 49% до 77% и с 7% до 23,4% соответственно. Объем основных секторов ЦЭ в 2016 г. составлял 5,2 трлн юаней и наминально увеличился на 8,7% по сравнению с 2015 г., составив 6,9% ВВП. Объем интеграционной части ЦЭ в 2016 г. составлял 17,4 трлн юаней, что на 22,4% больше по сравнению с предыдущим годом.
Цифровая экономика составляет разные доли в трех основных частях народного хозяйства Китая. В 2016 г. средняя доля ЦЭ в сфере услуг достигла 29,6%, в промышленности - 17%, в сельском хозяйстве - 6,2%. В сфере услуг в десятку лидирующих секторов по величине доли ЦЭ вошли страхование (46,2%), производство аудио- и видеопродукции (45,4%), профессиональные технические услуги (40,5%), денежно-финансовые и прочие финансовые услуги (40,3%), услуги капитала (40,2%), общественное управление и организация (38%), почтовые услуги (35,4%), другие виды услуг (34,1%), образование (33,2%) и социальное обеспечение (32,3%). В сфере промышленности в топ-10 секторов по величине доли ЦЭ вошли офисная техника и культурное оборудование (58,8%), приборостроение (47,3%), другие виды электрооборудования (25,6%), другие виды специализированного оборудования (24%), оборудование контрольно-распределительных устройств (23,1%), другие виды оборудования общего назначения (22,7%), бытовая техника (20,9%), металлообрабатывающая техника (20,3%), моторы (18,7%) и судостроение (18,4%). Уровень применения цифровых технологий в сельском хозайстве в Китае сравнительно низок. В 2016 г. доля ЦЭ в лесном хозяйстве, рыбоводстве, земледелии и животноводстве составила 10,6%, 8,2%, 6,4% и 3,9% соответственно.
Наблюдается ускорение цифровой трансформации в сфере социальных услуг. Сегодня в Китае интеграция Интернета и системы социальных услуг в значительной степени углубляется и привлекает широкое внимание со стороны различных общественных кругов. С одной стороны, непрерывно развивается цифровая трансформация основных видов социальных услуг, благодаря качественному выполнению государственными ведомствами ряда крупных проектов по данному направлению. Например, в рамках информатизации образования 85% начальных и средних школ Китая уже подключены к Интернету, ежегодная посещаемость портала общих образовательных ресурсов превысила 50 млн чел.-раз. В области социального обеспечения к данному моменту более 900 млн жителей Китая получили новую карту социального обеспечения, кото-
1 Статистические отчеты о статусе развития широкополосной связи в Китае. Доступ: http://www. chinabda.cn/article/content/view?id=252639
рая предоставляет своему владельцу большие возможности, такие как регистрация информации социального страхования, изменение личной информации, онлайновая оплата, медицинские услуги и др. С другой стороны, в разных регионах страны бурно внедряется так называемое электронное правительство, ускоряются инновации в сфере государственных услуг, которые охватывают 68 городов и 200 млн чел.
В Белой книге также прогнозируется, что к 2020 г. объем цифровой экономики Китая превысит 32 трлн юаней и будет составлять 35% ВВП, а к 2030 г. доля ЦЭ в ВВП будет выше 50%.
Проблемы и вызовы в развитии цифровой экономики Китая
Несмотря на то что цифровая экономика в Китае уже вошла в самые разные сферы народного хозяйства и бытовой жизни, она приводит к появлению новых отраслей и новых моделей бизнеса, ускоряет трансформацию и модернизацию традиционных отраслей промышленности. Однако надо признаться, что перед цифровой экономикой Китая все-таки стоит ряд проблем и вызовов.
1. Цифровое неравенство. Между восточными, центральными и западными регионами Китая существует явный дисбаланс в популярности Интернета и проникновении ЦЭ. Согласно данным, выпущенным China Internet Network Information Center в январе 2017 г., в Пекине и Шанхае (типичные восточные города Китая) популярность Интернета оказывается выше 70%, в центральных провинциях (например, таких как Шаньдун и Шаньси) она находится приблизительно на уровне 50%, а в провинции Юньнань (на юго-западе Китая) -39,9%. По масштабам цифровой экономики также отмечаются очевидные межрегиональные различия. По данным Белой книги цифровой экономики Китая, в 2016 г. объемы цифровой экономики в провинциях Гуандун, Цзянсу, Чжэцзян превышали 2 трлн юаней, общий объем этих 3 провинций занимал 1/3 совокупного объема всей страны, тогда как общий объем других 10 провинций составлял лишь 12% совокупного объема страны, причем ни одна из них отдельно не достигла объема в 350 млрд юаней. Большие различия еще существуют в распространенности Интернета в городских и сельских районах. Данные China Internet Network Information Center показывают, что по состоянию на декабрь 2016 г. уровень распространения Интернета в городских районах Китая составлял 69,1%, а в сельской местности - 33,1%. При этом разница увеличилась с 34,2% в 2015 г. до 36% в 2016 г. В особенности отмечалась 20-процентная разница в популярности таких приложений, как интернет-магазин, онлайновая оплата, онлайновый сервис для поиска и бронирования отелей и др. Также имеется значительное различие в степени цифровой грамотности граждан. По результатам опроса China Internet Network Information Center, по состоянию на декабрь 2016 г. число людей, не пользующихся Интернетом, составляло 642 млн чел. 54,5% из них отказываются от Интернета из-за отсутствия цифровых навыков, а 24,2% - по причине низкого уровня грамотности. Кроме того, различия в качестве данных приводят к разному уровню предоставляемых услуг. Открытые данные дали компаниям возможность создавать новые модели бизнеса, но к настоящему времени из-за отсутствия единых стандартов открытых данных сложно гарантировать эффективность передачи данных, что стало причиной возникновения различий в уровнях предоставляемых услуг крупных, средних, малых фирм и даже стартапов, чья деятельность тесно связана с анализом данных. Таким образом, усиливается и разница в доходах предприятий.
2. Отсталость законодательства. В связи с быстрым развитием цифровой экономики отсталость законодательства в этой области становится распространенным явлением во всем мире. Как отмечено выше, данные - это важный фактор
производства. Множество вопросов, связанных с принадлежностью данных, интеллектуальной собственностью в ЦЭ, конфиденциальностью и др., подлежит разрешению в своевременной законотворческой деятельности. В эпоху ЦЭ каждый человек неизбежно должен предоставлять личную информацию при учебе, трудоустройстве, шопинге и пользовании разными услугами, однако в Китае до сих пор еще не разработан специальный закон о защите личной информации граждан - только в некоторых законах и правилах выделены отдельные статьи, посвященные этой теме. Отсутствие законодательства о защите личной информации не только отражается на правах граждан, но и в некоторой степени препятствует инновационной деятельности в цифровой экономике.
3. Сетевая безопасность. В процессе непрерывного углубления взаимных связей между сетями разных стран во всем мире растет число угроз цифровой безопасности. В последние годы во многих странах мира произошли атаки по доменным именам, раскрытие информации клиентов, мошенничества с телекоммуникационными технологиями, разрушение критических объектов инфраструктуры, а также возникли и другие проблемы. Конечно, цифровая экономика Китая также сталкивается с проблемами и вызовами в этой области, такими как глубокое изменение в структуре трудоустройства, дисбаланс притока капитала в производство и потребление, увеличение разрыва между богатыми и бедными, сложность учета доли экономики общего пользования в ВВП и т.д.
Перспективы сотрудничества между Китаем и Россией
в сфере цифровой экономики
Россия обладает прочной базой и широкими перспективами развития цифровой экономики. В последние годы Россия достигла больших успехов в области ИКТ и опережает большинство стран мира по ряду показателей в этой области. По данным Индекса готовности к сетевому обществу Всемирного экономического форума (ВЭФ) за 2016 г. Россия заняла 2-е место в мире по уровню доступности услуг сотовой связи и 10-е место в мире по уровню доступности услуг широкополосного доступа в Интернет. А по уровню доступности цен на услуги связи Россия также опередила целый ряд крупных развитых стран мира. В 2016 г. в своем послании Федеральному собранию президент В.В. Путин поручил правительству предложить системные подходы к наращиванию кадровых, интеллектуальных, технологических возможностей России в области цифровой экономики. К настоящему моменту Минкомсвязи РФ уже завершило разработку проекта данной стратегической программы. На заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, проходившем в июле 2017 г., В.В. Путин в очередной раз подчеркнул значимость развития ЦЭ, отметив, что «цифровая экономика - это не отдельная отрасль, по сути - это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. И конечно, формирование цифровой экономики - это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкурентности отечественных компаний, позиций страны на мировой арене на долгосрочную перспективу, по сути на десятилетия вперед»1.
Развитие ЦЭ не может отделяться от процесса экономической глобализации, на фоне которой ни одно государство не в силах добиться процветания в изоляции. В настоящее время ЦЭ всего мира стоит перед лицом ряда общих вопросов, таких как открытость данных, введение единых стандартов, сетевая безопасность, защита личной информации и т.д. Для разрешения этих вопросов необходимо сотрудничество и взаимодействие всех стран мира. Лишь таким образом
1 http://www.kremlin.ru/events/president/news/54983
возможно создание благоприятных условий для динамичного и здорового развития ЦЭ. Китай и Россия являются добрыми соседями и надежными партнерами, стратегические интересы и экономические цели которых на высоком уровне совпадают.
В сотрудничестве в области ЦЭ сторонам следует придерживаться следующих принципов. Во-первых, это стремление дополнить друг друга имеющимися у каждой стороны преимуществами в целях получения взаимной выгоды. Важно найти темы, представляющие взаимный интерес. Во-вторых, это инклюзив-ность, открытость и желание укреплять диалог и осуществлять обмен опытом в целях преодоления разногласий. В-третьих, важно усиливать единое планирование совместной деятельности с учетом ситуации и общих интересов, поддерживать поэтапность продвижения совместной работы, обеспечивать повышение роли сотрудничества в области ЦЭ как долгосрочное направление развития китайско-российского стратегического партнерства.
Исходя из нынешнего состояния и потенциала цифровой экономики в Китае и в России, стороны могли бы наладить широкое сотрудничество, в частности, по следующим направлениям.
1. Делать упор на совместное создание цифровой инфраструктуры, которая является решающим фактором развития цифровой экономики. С этой целью сторонам необходимо совместно разработать общие проекты и планы строительства цифровой инфраструктуры, продвигать двустороннее сотрудничество в спутниковой навигации, спутниковых широкополосных услугах, в создании приложений и услуг, поддерживающих стандарт 5G, особенно в области интернета вещей, Smart city и др.
2. Разрабатывать образцовые проекты сотрудничества в сфере больших данных, поощрять создание совместных предприятий, усиливать работу по сбору данных разных отраслей и их анализу в целях повышения их ценности.
3. Изучать вопрос о создании эффективной цифровой системы медицинского обслуживания, в которой сочетаются технологические инновации с коммерцией и медицинской деятельностью, поощрять широкое внедрение электронных историй болезни, дистанционной диагностики и «умной» аптеки.
4. Совместно создавать базу данных в области обучения через Интернет с целью осуществления общего пользования образовательными ресурсами. На основе такой базы данных возможно создание общей платформы для проведения разных видов дистанционного обучения и онлайн-курсов, что принесет реальную пользу гражданам двух стран.
5. В результате непрерывного проникновения Интернета в экономическую деятельность и интенсивного развития ЦЭ в последние годы стала быстро претворяться в жизнь «экономика общего пользования». Эта тенденция предоставляет Китаю и России новые шансы и новое пространство сотрудничества. В настоящее время стороны могут провести обсуждение современного состояния и перспективы развития экономики общего пользования, а также таких вопросов, как венчурное инвестирование в данной области, пытаясь найти пути сотрудничества.
6. Продвигая сопряжение госпрограммы России «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и китайской стратегии «Сделано в Китае - 2025», углублять двустороннее сотрудничество по оцифровке промышленности, развитию промышленности 4.0 и промышленного Интернета с целью повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности двух стран.
7. Прилагать совместные усилия к созданию платформы по сотрудничеству в сфере информатизации сельского хозяйства. Изучать проекты внедрения в
сельское хозяйство новейших интернет-технологий, мобильных терминалов, точного земледелия, интеграции данных, геопространственных данных и т.д. Рассматривать возможность укреплять сотрудничество в области производства сельскохозяйственной техники.
8. Развивать сотрудничество в области Smart Energy, охватывающее разработку энергоэффективных технологий, распространение энергосберегающего строительства, изучение новых моделей добычи энергетических ресурсов, производство и использование энергии, совершенствование традиционных видов энергии, применение новых источников энергии и др.
Разумеется, для продвижения китайско-российского сотрудничества в области ЦЭ необходимо создавать эффективные механизмы совместной работы. Для начала следует разработать общий план действия и «дорожную карту» сотрудничества с определением пути развития, приоритетных направлений и ключевых задач совместной деятельности, которые будут выполняться сторонами на поэтапной основе. Возможно, следует заключить меморандум о стратегическом сотрудничестве между двумя странами в сфере ЦЭ, в рамках которого мог бы разрабатываться долгосрочный механизм двустороннего диалога на высоком уровне, что позволяет внести вопросы ЦЭ в повестки дня деловых встреч лидеров Китая и России. Следует также создать механизм диалога на министерском уровне в форме круглого стола, позволяющий проводить углубленный обмен информацией и опытом по государственным политикам двух стран, направленным на развитие ЦЭ и касающимся таких важных вопросов, как технологии, кадры, международное сотрудничество и т.д. В рамках данного механизма также предлагается формирование экспертной рабочей группы с функциями определения приоритетных направлений и конкретных проектов двустороннего сотрудничества в области ЦЭ, анализа итогов совместной деятельности и разработки предложений по расширению сотрудничества. Для оказания интеллектуальной поддержки развития сотрудничества в деятельность экспертной группы могут быть включены организация и проведение совместных научных исследований, семинаров, конференций и форумов на различные темы, интересующие обе стороны. Экспертная группа будет являться постоянно действующим органом двустороннего сотрудничества в области ЦЭ.
На основе указанных выше механизмов стороны в дальнейшем могут рассматривать возможность осуществить следующие действия:
- создать китайско-российский инвестиционный фонд развития цифровой экономики с участием ведущих предприятий ЦЭ и инвестиционных компаний двух стран, тем самым усиливая сотрудничество между инвестиционными фондами двух стран;
- сформировать альянс предпринимателей Китая и России в области ЦЭ по принципу добровольного участия. При поддержке альянса может осуществляться проведение таких мероприятий в рамках ЦЭ, как ежегодный саммит предпринимателей Китая и России, встречи по обмену информацией и консультациям и т.д., что придаст новый импульс развитию практического сотрудничества между предприятиями двух стран;
- наладить сотрудничество в области развития цифровой грамотности граждан двух стран. Стороны могут разрабатывать совместные проекты по обучению их различным цифровым навыкам. Такое обучение может быть осуществлено как в дистанционной, так и в очной форме, что будет способствовать преодолению влияния географической удаленности и создаст возможность общего пользования ресурсами обучения;
- совместно опубликовать Белую книгу по китайско-российскому сотрудничеству в области цифровой экономики, которая будет отражать итоги и опыт дву-
стороннего сотрудничества, изучать новые модели и направления совместной деятельности, обеспечивающие дальнейшее развитие двустороннего сотрудничества в цифровую эпоху.
ZHANG Dongyang, postdoctoral researcher, School of International Studies, Peking University (5 Yiheyuan Road, Haidian District, Beijing, P.R. China, 100871; [email protected])
THE CURRENT SITUATION IN CHINA'S DIGITAL ECONOMY DEVELOPMENT AND THE PROSPECTS OF SINO-RUSSIAN COOPERATION IN THIS SPHERE
Abstract. In the article, the author shows that the digital economy is now being a driving force for China's economic growth, and provides strong support for the acceleration of China's industrialization process, the circumvention of middle-income trap and building new advantages for international competition. China and Russia have the basis for the development of digital economy, and are giving priority to its development as an important direction in the next decade. The two economies possess significant roles in the world, along with deepened and enhanced cooperation on digital economy between the two sides. It will give expression to the partnership and comprehensive strategic cooperation, making more contributions to the development and transformation of world economy.
Keywords: digital economy, China, Russia, prospects for cooperation