Научная статья на тему 'Цифровая экономика как основное направление инновационного развития КНР'

Цифровая экономика как основное направление инновационного развития КНР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
420
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / IT-ИНДУСТРИЯ / ПАТЕНТЫ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) / IT INDUSTRY / PATENTS / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ляшенко А.Ю.

Рассмотрен подход Китая к реализации нового инновационного направления развития посредством формирования цифровой экономики и использования её преимуществ. Положительные результаты могут быть использованы другими странами, а выявленные при этом проблемы помогут избежать неоправданных расходов при разработке стратегии инновационного развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital economy as the main direction of innovative development of the People’s Republic of China

The article considers China's approach to the implementation of a new innovative direction of development through digital economy and the use of its advantages. Positive results can be employed by othercountries, and the problems identified at the same time will help to avoid unnecessary costs when developing a strategy for innovative economic development.

Текст научной работы на тему «Цифровая экономика как основное направление инновационного развития КНР»

УДК 330.341.1:004 (510)

А.Ю. ЛЯШЕНКО, младший научный сотрудник,

e-mail: lyashenko.a.yu @ econry.org

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КНР

Рассмотрен подход Китая к реализации нового инновационного направления развития посредством формирования цифровой экономики и использования её преимуществ. Положительные результаты могут быть использованы другими странами, а выявленные при этом проблемы помогут избежать неоправданных расходов при разработке стратегии инновационного развития экономики.

Ключевые слова: инновационное развитие, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), IT-индустрия, патенты, цифровая экономика, цифровые технологии.

Lyashenko A.Y. Digital economy as the main direction of innovative development of the People's Republic of China.

The article considers China's approach to the implementation of a new innovative direction of development through digital economy and the use of its advantages. Positive results can be employed by other countries, and the problems identified at the same time will help to avoid unnecessary costs when developing a strategy for innovative economic development.

Keywords: innovative development, information and communication technologies (ICT), IT industry, patents, digital economy, digital technologies.

C формированием информационного общества появилось новое направление инновационного развития - «цифровая экономика» (ЦЭ). До сих пор нет общепризнанного определения ЦЭ. В узком смысле под ЦЭ понимается разработка и производство ИКТ, т.е. компьютерной техники и программного обеспечения, а также распространение мобильной связи, Интернета и других средств коммуникации. ИКТ обеспечивают прямое и быстрое взаимодействие между субъектами ЦЭ. В широком смысле ЦЭ включает в себя, помимо разработки и производства ИКТ, деятельность пользователей ИКТ (это промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия, банки, торговые компании, страховые общества и т.д.), а также оснащение производства робототехникой, станками с числовым программным управлением, компьютерами для совершенствования управления производством и «оцифрованное» государственное управление. Каждая страна имеет свои особенности формирования ЦЭ. Заметных успехов в создании такой экономики достиг Китай.

По данным Китайской академии информационных и коммуникационных технологий, опубликованным в июле 2017 г. в Белой книге цифровой экономики Китая

© А.Ю. Ляшенко, 2018

[1], весь объем ЦЭ должен состоять из двух частей. Первая часть включает основные секторы ЦЭ: электронную промышленность, индустрию коммуникаций и информационных технологий, программное обеспечение, 1Т-сервис и т.д. Вторая часть заключается в интеграции ЦЭ с другими отраслями (это новая стоимость, создаваемая традиционными отраслями благодаря применению цифровых технологий).

Вопросы экономического и, в частности, инновационного развития Китая нашли отражение в работах Я.М. Бергера, Е.Б. Гаффоровой, В.А. Гумарова, И.Г. Ка-лабекова, Е.А. Тюриной, О.Л. Фигов-ского, Л.С. Шаховской [2-5] и др. Исследованию вопросов развития ЦЭ Китая посвящены работы Е.Н. Ведуты, Т.Н. Джа-кубовой, И.Т. Пинегиной, В.К. Шульце-вой, Д. Чжан [6-9] и др. Данное направление инновационного развития вызывает дополнительный интерес к исследованию в связи с расширением возможностей использования вычислительной техники и Интернета не только в производстве, но и в сфере услуг, в управлении, образовании, науке и других сферах экономики.

Цель статьи - изучение опыта формирования ЦЭ в Китае как одного из основных направлений инновационного развития и выделение основных положений возможного его использования другими странами.

Актуальность исследования обусловлена стремительным развитием цифровых технологий в мире и, в частности, в Китае за последнее десятилетие, а также формированием ЦЭ, что помогает достигать стране средних и высоких темпов экономического роста.

Не подвергается сомнению факт превращения Китая из сельскохозяйственной страны с низкой технологической оснащенностью в промышленно развитое государство, в распоряжении которого находятся значительные золотовалютные резервы, в государство, которое обладает значительным космическим

потенциалом и атомным оружием, способное оказывать экономическое и политическое влияние на мировое сообщество.

Китайское правительство разработало меры по долгосрочному развитию науки и техники, нашедшие отражение в стратегическом документе «План 2006-2020» [10], который явился попыткой правительства сделать китайскую модель роста более жизнеспособной, а инновации проводником будущего экономического роста. В данном документе представлены главные цели, состоящие в следующем:

1. Построение инновационной экономики путем создания собственных инноваций.

2. Преобразование предприятий и делового сектора в центральную движущую силу процесса построения национальной инновационной системы.

3. Достижение прорыва в стратегических областях технологического развития.

Замедление темпов экономического роста Китая в 2014 г. продиктовало необходимость разработки новой концепции развития промышленности, которая заложена в принятой к реализации стратегии «Китайская обрабатывающая промыш-ленность-2025» (другое название «Сделано в Китае-2025») и должна быть реализована в 13-й пятилетке (2016-2020 гг.) [10]. Главная задача данной стратегии состоит в том, чтобы Китай стал мировой державой с полным циклом промышленного производства, от НИОКР до массового репродуцирования собственных инновационных продуктов. Данная стратегия является для Китая такой же исторической необходимостью как программа Индустрия 4.0. для Германии. К 2025 г. Китай должен перестать полагаться на импортные товары от большинства крупных зарубежных поставщиков (Boeing, Airbus, GeneralElectric, Siemens, Nissan, Renault, Samsung и Intel). Он уже сейчас входит в число немногих стран, которые располагают необходимыми мощностями

для производства и запуска искусственных спутников, использования новых космических технологий. Значительные достижения принадлежат китайской науке в области биотехнологий и «зеленых технологий».

Все эти планы позволяют допустить, что в течение 20-30 лет китайские ученые станут авторами фундаментальных научных открытий, получат «прорывные» результаты в области прикладной математики, нанотехнологий, бионики, геологии и экологии, искусственного интеллекта. Для этого, как считает руководство китайского отделения Азиатского Банка Развития, компаниям необходимо стремиться к созданию революционных инноваций, а профессор Китайской академии инженерных наук Чжу Гаофэн предлагает осуществлять поддержку отечественных производителей [8]. С этой же целью руководством КНР была поставлена задача повысить количество национальных патентов, и в 2016 г., по данным World Intellectual Property Organization (WIPO), Китай занял по этому показателю четвертое место в мире [12].

Китай является мировым лидером высокотехнологичного экспорта. Так, например, объем хай-тэк экспорта Китая в 2016 г. составил более 496 млн. долл. США. По данным Мирового Банка, в 2016 г. объем экспортируемой Китаем высокотехнологичной продукции достиг 25% от всего объема производимых в стране товаров. Для сравнения, в США этот показатель составляет 20%, в Германии 17% экспорта [13].

О положительной динамике инновационного развития Китая свидетельствует данные рейтинга Global Innovation Index 2018 (Глобальный инновационный индекс 2018). Китай поднялся с 22 места (2016 г.) на 17-е (2017 г.) [14, с. 20]. По показателю Human Capital and Research (Человеческий капитал и исследования), который входит в Глобальный инновационный индекс, Китай занял 23 место в мире в 2018 г. [14, с. 241]. Это в какой-то степени стало возможным благодаря тому, что

правительство сняло ограничения на участие бизнеса в производстве высокотехнологичных товаров, фундаментальная наука Китая получила возможность усилить работу по подготовке и возврату специалистов из-за рубежа.

Однако, как видно из данных табл. 1, Китай значительно отстает по Глобальному инновационному индексу от европейских стран и США, но среди стран, входящих в БРИКС, и стран-членов ЕС Восточной Европы имел в 2017 г. лучший результат (22 место среди 128 стран). Однако рейтинг Китая по развитию ИКТ (80 место) и сетевой готовности (59 место) говорит о том, что необходимо усилить меры по развитию ГГ-сектора.

Как известно, инновационный потенциал государства во многом зависит от того, сколько оно тратит на информационные технологии.

Следует отметить, что величина ИКТ-расходов, приходящихся на душу населения, сегодня в Китае невысока -230 евро. Это больше, чем в Индии (43 евро), но меньше, чем в России (370 евро) и в Бразилии (603 евро). Однако ни в одной другой стране БРИКС данный показатель не растет столь высокими темпами, как в Китае [8]. В 2015 г. был разработан и принят план развития стратегии «Интернет Плюс», который по замыслу создателей должен интегрировать в современное производство мобильные и облачные технологии, концепцию Интернета Вещей и технологии обработки большого объема информации. В перспективе (к 2025 г.) предполагается, что «Интернет Плюс» станет новой экономической моделью, главным стимулом экономического и социального развития и инноваций, а к 2049 г. (100 летнему юбилею КНР) с его помощью возможно создание информационного общества в Китае [18]. Уже сейчас можно говорить о том, что развитию цифрового рынка Китая служит быстрое распространение Интернета по стране.

Таблица 1

Рейтинги инновационного развития отдельных стран мира и цифровых технологий [15-17]

Страны Рейтинг

по глобальному инновационному развитие ИКТ, сетевой готовности,

индексу 2017 г. 2017 г. 2016 г.

Страны-члены ЕС Западной Европы

Австрия 20 21 20

Бельгия 27 25 23

Великобритания 5 5 8

Германия 9 12 15

Греция 44 38 70

Дания 6 4 11

Ирландия 10 20 25

Испания 28 27 35

Италия 29 47 45

Кипр 30 28 40

Люксембург 12 9 9

Мальта 26 24 34

Нидерланды 3 7 6

Норвегия 19 8 4

Португалия 31 44 30

Финляндия 8 22 2

Франция 15 15 24

Швеция 2 11 3

Страны-члены ЕС Восточной Европы

Болгария 36 50 69

Венгрия 39 48 50

Латвия 33 35 32

Литва 40 41 29

Польша 38 49 42

Словакия 34 46 47

Словения 32 33 37

Румыния 42 58 66

Хорватия 41 36 54

Чехия 24 43 36

Эстония 25 17 22

Страны БРИКС

Бразилия 69 66 72

Индия 60 134 91

Китай 22 80 59

Россия 45 45 41

Южная Африка 57 92 65

Другие страны

США 4 16 5

Всего стран, участвующих в рейтинге

128 176 139

Примечание: н/д - данная страна в рейтинге участия не принимала.

Надежды китайских ученых на мировое лидерство в развитии ЦЭ уже оправдываются, в частности, в сфере разработки программ искусственного интеллекта. Китай является единственной страной, которой удалось утроить объем ЦЭ с

2000 г. по 2016 г. В 2016 г. объем ЦЭ КНР составил 22,77 трлн. юаней ($3,3 трлн.), или 30,6% ВВП страны [18]. Данная оценка достаточно условна, так как надёжных методик расчёта величины сектора ЦЭ пока не предложено.

Китай достиг прогресса в производстве ЭВТ для авиакосмической промышленности и IT-решений для медицины. Рынок Китая имеет собственные аналоги американских гигантов - это крупнейшая телекоммуникационная компания

Tencent, поисковик Baidu, аналог Twitter -Weibo, месседжеры QQ и WeChat, гигантский интернет-магазин Alibaba с платежной системой Alipay, XiaomiTech со своей версией Android, полностью независимой от Google [20, c. 92].

По статистике Всекитайского союза развития широкополосной связи в 20152016 гг. в Китае доля интеграционной части ЦЭ (т.е. от интеграции с другими отраслями) в общем объеме ЦЭ и в ВВП страны выросла с 49% до 77% и с 7% до 23,4% соответственно. Объем основных секторов ЦЭ в 2016 г. составил 5,2 трлн. юаней, что на 8,7% больше по сравнению с 2015 г., и составляет 6,9% ВВП. Объем интеграционной части ЦЭ в 2016 г. составил 17,4 трлн. юаней, что на 22,4% больше по сравнению с предыдущим годом [21, с. 38].

Следует отметить, что инвестиции в ЦЭ осуществляются бизнесом. Несмотря на то, что экономика Китая жестко контролируется государством, его роль ограничивается регулированием и использованием технологических решений для своих нужд.

Среди проблем, связанных с созданием ЦЭ Китая, можно выделить следующие:

1. Наличие дисбаланса в популярности Интернета и проникновении ЦЭ между восточными, центральными и западными регионами Китая, в городских и сельских районах.

2. Отсутствие специального закона о защите личной информации граждан (только в некоторых законах и правилах выделены отдельные статьи). Это не только отражается на правах граждан, но и препятствует инновационной деятельности в области ЦЭ.

3. Недостаточный уровень информационной безопасности.

Со стороны правительства Китая разработаны некоторые волевые и практические решения по ускорению темпов развития ЦЭ:

1. Сфера образования. Так как широкое внедрение цифровых технологий требует подготовки специалистов соответствующего уровня информационной культуры, Китай планирует увеличить затраты на образование и перейти от механического и экзаменационно-ориентиро-ванного обучения к личностно-ориенти-рованному, нацеленному на решение проблем и процесс творчества. В настоящее время Китай тратит 4% ВВП на образование, что ниже, чем в других странах со средним уровнем дохода. Передовые страны на эти цели тратят от 5 до 7% ВВП [8, с. 93].

2. Исследования и разработки. Китай в 2006 г. принял серьезную программу развития науки - от фундаментальных исследований до прикладных к 2015 г., декларировав долю расходов на эти цели в размере 2,2% от ВВП, что по данным Мирового Банка было достигнуто. Этот показатель выше, чем в некоторых европейских странах (Великобритании - 1,7%, Норвегии - 1,93%), но ниже, чем в США (2,79%), Японии (3,28%), Южной Корее (4,23%) [8, с. 93; 22].

Большая часть НИОКР в области ИКТ в Китае проводится государственными научно-исследовательскими учреждениями и предприятиями. Вклад частных компаний - незначителен, связь «наука-производство» - слабая. Передовые компании сейчас планируется преобразовать в центры инноваций (например, Huawei, Lenovo).

3. Финансовая и политическая поддержка. Инновационные компании Китая нуждаются в активной поддержке финансового сектора и политической среды. В стране малые и средние предприятия ИКТ производят 65% запатентованных изоб-

ретений и 80% инновационной продукции. Но они не имеют достаточного доступа к кредитам и в значительной степени полагаются на неформальное финансирование. Разработка мер по стимулированию банков к кредитованию малых и средних предприятий и обеспечению политики поддержки предпринимательства, как ожидается, придаст динамики инновационному бизнесу.

4. Налоговый инструментарий. Государство планирует продолжить стимулирование инноваций путем дальнейшего совершенствования налогового инструментария для hi-tech индустрии. С начала 2008 г. да корпоративный налог на прибыль для высокотехнологичных компаний снижен с 25% до 15% [8, с. 94]. Статус высокотехнологичной - «HNTE» -присваивается компаниям, имеющим как минимум один патент, зарегистрированный в Китае, и входящим в правительственный список восьми инновационных направлений деятельности, одним из которых является электроника и информационные технологии. Кроме того, число технических специалистов в такой компании должно как минимум составлять 30% от общего количества занятых, а НИОКР должны заниматься не менее 10% сотрудников [8, с. 94].

Кроме того, компании HNTE освобождаются от налогов на часть своей прибыли в размере 150% затрат на НИОКР [8, с. 94]. Софтверные компании, а также предприятия по производству микросхем полностью освобождаются от корпоративного налога в первые два года своей деятельности, а следующие три года платят 50% налога. Некоторые производители микросхем, капитальные затраты которых превышают 8 млрд. юаней, имеют нулевой налог в течение пяти лет, а в следующие пять лет - половинную ставку этого налога.

5. Возврат в Китай специалистов в сфере ИКТ. Немаловажным фактором влияния на развитие ИКТ в Китае стала

активная работа государства с выехавшими за пределы КНР специалистами в этой сфере. Ежегодно в Китай возвращаются более 350 тыс. профессионалов высокого класса из США и Европы.

Важно отметить еще, что Китай умеет быстро реагировать на поставленные задачи. К примеру, в марте 2003 г. председатель Госсовета КНР отметил низкую скорость Интернета и высокие тарифы на ТТТПД-доступ Спустя месяц гиганты телекоммуникационного бизнеса China Mobile, China Unicom и China Telecom не только выразили готовность до конца года увеличить скорость и снизить тарифы на мобильный Интернет в границах 35-40% (в полном соответствии с «рекомендациями» правительства), но и активно приступили к исполнению [8, с. 94].

В целом можно сделать вывод, что ЦЭ Китая представляет собой новую экономическую форму в распределении производственных факторов и создании условий для оптимизации и интеграции ИКТ во все области реальной экономики, при этом они выступают, с одной стороны, инструментом современной экономики, с другой - инновационным драйвером её развития. Реализация стратегии «Сделано в Китае-2025» и программы «Интернет Плюс» позволят объединить процессы индустриализации и информатизации. Это даст возможность Китаю, как считают эксперты, придерживаясь в своём развитии перспективного планирования («developing planning») экономического развития, занять достойное место на инновационном поле ИКТ, а в промышленности - достичь уровня «Индустрии 4.0.».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на то, что способности КНР к самостоятельному инновационному развитию стремительно растут, они требуют определённой доработки. Для этого необходимо:

1) устранить недостатки в организации системы НИОКР, в том числе в нарушении взаимосвязи между коммерческим

сектором и исследовательскими организациями, особенно в сфере фундаментальной науки;

2) увеличить уровень финансирования НИОКР (например, на одного ученого в КНР тратится в 3 раза меньше средств, чем в США, и в 2 раза меньше, чем в Японии) [5, с. 48];

3) ликвидировать острый дефицит высококвалифицированных научных кадров. Эту проблему позволит решить реализация крупных программ по возвращению ученых, эмигрировавших в другие страны;

4) устранить недостатки в защищенности прав в сфере НИОКР, развитии системы информационной безопасности страны, так как возможна уязвимость её интеллектуальных ресурсов. До недавнего времени права в этой сфере оставались незащищенными;

5) повысить степень поощрения инициативы работников как высшего, так и среднего звена в освоении импортных технологий;

6) исключить ориентацию НИС только на экспериментальные исследования;

7) развивать фундаментальные и прикладные исследования с соответствующим их финансированием;

8) повысить стимулы проведения НИОКР на госпредприятиях.

Динамичное развитие ЦЭ в Китае обусловлено двумя основными факторами: стремительным развитием цифровой инфраструктуры и огромным рынком пользователей не только на уровне государства, предприятий, но и населения страны. Это главные особенности развития ЦЭ в Китае.

Все вышеперечисленные выводы по реализации нового инновационного направления развития Китая посредством формирования ЦЭ и использования её преимуществ могут быть использованы другими странами, стремящимися к ускоренному развитию своей экономики.

Политика государства по развитию цифровой инфраструктуры может быть предметом дальнейшего исследования.

Список использованной литературы

1. White paper // China Academy of Information and Communications Technology [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.cai ct.ac.cn/english/yj cg/bps/

2. Бергер, Я.М. Экономическая стратегия Китая / Я.М. Бергер. - М.: ИД «ФОРУМ», 2009. - 560 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.abi-rus.ru/user/files/Polit/berger17.pdfhttp:// www.abirus.ru/user/files/Polit/berger17.pdf

3. Тюрина, Е.А. Инновационное развитие Китая: проблемы и пути решения / Е.А. Тюрина, Е.Б. Гаффорова // Менеджмент и бизнес-администрирование. -2014. - № 3. - С. 140-148 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp? id=22411140

4. Фиговский, О.Л. Инновационная система Китая - основа экономики страны / О.Л.Фиговский, В.А.Гумаров // Публикации Института эволюционной экономики [Электронный ресурс]. -URL: http://iee.org.ua/ru/publication/298/

5. Шаховская, Л.С. Решоринг: проблемы и перспективы для России и Китая / Л.С. Шаховская, Я.С. Матковская // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - № 36 (273). -C. 42-52 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reshoring-problemy-i -persp ektivy- dlya-rossii-i -kitaya

6. Ведута, Е.Н. Стратегии цифровой экономики. Big Data и экономическая кибернетика / Е.Н. Ведута, Т.Н. Джаку-бова // Государственное управление. Электронный вестник. - Выпуск № 63. -Август. - 2017. - С. 43-66 [Электронный ресурс]. - URL: http://e-journal.spa.

msu.ru/uploads/vestnik/2017/vipusk_63._a

vgust_2017_g./strategii_zifrovoi_ekonomiki /veduta_dzhakubova.pdfhttp://e-

7. Пинегина, И.Т. Особенности развития цифровой экономики КНР / И.Т. Пинегина, Юйцзе Чай // Постулат. -2018. - 5 [Электронный ресурс]. - URL: postulat.ru/index.php/-Postulat/article/down-load/1440/1471

8. Шульцева, В.К. Цифровая экономика Китая: Ассимиляция! Сопротивление бесполезно. Часть 1 / В.К. Шуль-цева // Первая миля. - 2015. - № 4 (49). -С. 90-96 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.armit.ru/news/china.pdf

9. Чжан, Д. Современное состояние цифровой экономики в Китае и перспективы сотрудничества между Китаем и Россией в области цифровой экономики /Д. Чжан // Власть. - 2017. -Том. 25. - № 9. - C. 37-43 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/artic le/n/sovremennoe-sostoyanie-tsifrovoy-eko nomiki-v-kitae-i-perspektivy-sotrudniches tva-mezhdu-kitaem-i-rossiey-v-oblasti-tsi frovoy-ekonomiki

10. «National Outline for Medium and Long Term Science and Technology Development Planning (2006-2020)», Ministry of Science and Technology of the People's Republic of China, China Science and Technology Newsletter, no. 456, February 9, 2006 u [Electronic resource]. - URL: http:// www.most.gov.cn/eng/newsletters/2006/-20 0611/t20061110_37960.htm

11. Стратегия «Сделано в Китае 2025» и сферы её влияния [Электронный ресурс]. - URL: http: russian.china.org.cn exclusive/txt/2015 -4/01/content_35216009. htm

12. WIPO IP Statistics Data Center. Last updated: May 2018. [Electronic resource]. - URL: https://www3.wipo.int/ip-stats/index.htm?tab=patent

13. High-technology exports (current US$) //World Bank data [Electronic resource]. - URL: https:data.worldbank.org/in-dicator/TX.VAL.TECH.CD-?view=chart

14. The Global Innovation Index 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://

www.globalinnovationindex.org/gii-2018-report

15. Глобальный инновационный индекс 2017 (Global Innovation Index 2017: Innovation Feeding the World), Tenth edi-tion/WIPO, Ithaca, Fontainebleau, and Geneva, 2017. - 463 p. [Electronic resource]. -URL: https://www.globalinnovationindex. org/gii-2017-report

16. Индекс развития ИКТ 2017 (ICT Development Index 2017) [Electronic resource]. - URL: http: //www.itu.int/ net4/ITU-D/idi/2017/index.html

17. Индекс сетевой готовности 2016 (Networked Readiness Index 2016) [Электронный ресурс]. - URL: http:// reports.weforum.org/global-information-technology-report-2016/economies/#econo my=USA

18. Власти Китая обнародовали стратегию «Интернет Плюс» [Электронный ресурс]. - URL: http://ekd.me/2015/ 07/internet-plus/

19. Китай оцифрованный - Русская народная линия: URL: http:// ruskline.ru/opp/2017/fevral/24/kitaj_ocifrov annyj/ (дата обращения: 23.04.2018)

20. High-technology exports (current US$) //World Bank data [Electronic resource]. - URL: https:data.worldbank.org/in-dicator/TX.VAL.TECH.CD-?view=chart

21. Foreign Trade Law of the People's Republic of China (Adopted at the Seventh Meeting of the Standing Committee of the Eighth National People's Congress on May 12, 1994, promulgated by Order No.22 of the President of the People's Republic of China on May 12, 1994, and effective as of July 1, 1994) [Electronic resource]. - URL: http:// www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/en/-cn/cn 124-en.pdf

22. Research and development expenditure (% of GDP) / World Bank data [Electronic resource]. - URL: https:// data.worldbank.org/indicator/GB.XPD.-RS DV.GD.ZS?view=chart&year_high_desc=tr ue

Статья поступила в редакцию 01.10.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.