Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ'

ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
669
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЯ / ФИНТЕХ / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пряжникова Ольга Николаевна

В последние годы наблюдается бурный рост цифровизации экономики Китая. Хотя средний уровень цифровизации китайской экономики остается ниже, чем в развитых странах, цифровизация в некоторых отраслях и регионах, в частности в онлайн торговле и финансовых технологиях, а также в прибрежных районах и крупнейших мегаполисах Китая уже достаточно высока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE CHINESE ECONOMY

China's digital economy has been growing rapidly over the recent years. Although the average level of digitalization of the Chinese economy is still lower than in developed countries, digitalization in some industries and regions, mainly in the field of online commerce and financial technology, as well as in coastal regions and metropolitan areas of China, is already quite high.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ»

О Н. ПРЯЖНИКОВА. * ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ. (Обзор).

Аннотация. В последние годы наблюдается бурный рост цифровизации экономики Китая. Хотя средний уровень цифрови-зации китайской экономики остается ниже, чем в развитых странах, цифровизация в некоторых отраслях и регионах, в частности в онлайн торговле и финансовых технологиях, а также в прибрежных районах и крупнейших мегаполисах Китая уже достаточно высока.

Ключевые слова: цифровизация; цифровая трансформация; цифровая экономика; информационно-коммуникационные технологии; онлайн-торговля; финтех; Китай.

O.N. PRYAZHNIKOVA. Trends in the digital transformation of the Chinese economy (Review).

Abstract: China's digital economy has been growing rapidly over the recent years. Although the average level of digitalization of the Chinese economy is still lower than in developed countries, digitaliza-tion in some industries and regions, mainly in the field of online commerce and financial technology, as well as in coastal regions and metropolitan areas of China, is already quite high.

Keywords: digitalization; digital transformation; digital economy; information and communication technologies; online commerce; fintech; China.

Для цитирования: Пряжникова О.Н. Особенности цифровой трансформации экономики Китая. (Обзор) // Социальные и гуманитарные

* Пряжникова Ольга Николаевна - научный сотрудник отдела экономики Института научной информации по общественным наукам РАН.

105

науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. - 2021. - № 3. - С. 105-112. DOI: 10.31249/RVA/2021.03.09

Цифровая трансформация - это концепция, которая может применяться ко всем отраслям экономики, принадлежащим как к частному, так и к государственному сектору. Она включает в себя два отдельных понятия: цифровизация и трансформация. Цифро-визация (или оцифровка) предполагает использование технологий для преобразования технологически неинтегрированных процессов в процессы, поддерживаемые технологиями. Трансформация заключается в использовании существующих источников данных и обработке информации с помощью систем больших данных и искусственного интеллекта. Экономическая деятельность, затронутая процессами цифровой трансформации, представляет собой цифровую экономику.

В настоящий момент выработано два определения цифровой экономики (ЦЭ). Согласно первому - узкому - определению к ЦЭ относится только сектор ИКТ, включая телекоммуникации, интернет-сервисы, информационно-телекоммуникационные услуги, производство компьютерной техники и программного обеспечения. Второе - широкое определение - включает в ЦЭ как сектор ИКТ, так и части традиционных секторов, в которые интегрированы цифровые технологии. Таким образом, согласно широкому определению ЦЭ представляет собой экономическую деятельность, в которой ключевым фактором производства являются оцифрованная информация и знания, а в качестве пространства деятельности выступают информационные сети [6, с. 3].

Согласно узкому определению размер ЦЭ Китая оценивается в 6% от ВВП, что ниже, чем в странах-соседях: Южной Корее (8%) и Японии (10%), где сектор ИКТ более развит. В рамках широкого определения (в дальнейшем по тексту ЦЭ Китая рассматривается в соответствии с этим определением), ЦЭ Китая в 2019 г. составляла около 30% ВВП, тогда как в США этот показатель достиг 59%, в Японии - 46, в Бразилии, Индии и ЮАР - примерно 20%. Анализ индексов, оценивающих ЦЭ стран мира, дает следующую картину: Китай занимает 50-е место из 131 страны по индексу цифровой адаптации Всемирного банка (World Bank digital adoption index), 59-е место из 139 стран по индексу Всемирного экономического форума (World Economic Forum index) и 36-е ме-

сто из 62 стран по индексу цифровой эволюции Школы Флетчера (Fletcher School digital evolution index) [6, с. 4]. Индекс электронного правительства ООН показывает, что по уровню цифровизации государственных услуг Китай поднялся с 65-го на 45-е место среди 193 стран за период 2018-2020 гг.1 Важно отметить, что эти индексы являются средними значениями для всей китайской экономики, следовательно, нивелируют разнообразие в уровне развития ЦЭ по секторам и регионам Китая, некоторые из которых гораздо более цифровизированы, чем другие.

ЦЭ в Китае наиболее динамично росла в период 2008-2019 гг.: ее доля в ВВП страны увеличилась с 15 до 30%. Этот рост был обусловлен, главным образом, интеграцией ИКТ в традиционные сектора экономики. Вместе с тем, доля добавленной стоимости традиционных секторов, созданной благодаря цифровой трансформации, увеличилась с 10% ВВП в 2008 г. до 25% в 2017 г. Вклад ЦЭ в ежегодный прирост ВВП в 2014-2019 гг. оставался выше 50% [6, с. 7; 4, с. 4, 7].

Следует отметить, что уровень цифровизации экономических операций варьируется по провинциям, что объясняется различием в этапах их экономического развития. В наиболее развитых агломерациях Пекина и Шанхая доля ЦЭ достигает 45% производимого здесь ВВП (что соответствует уровню цифровиза-ции экономики Японии), в то время как в центральной провинции Хэнань размер ЦЭ составляет всего 15% от регионального ВВП.

Степень цифровизации и темпы ее распространения варьируются и по секторам экономики Китая. Сектор услуг является наиболее цифровизованным. В 2017 г. на долю ИКТ в создании добавленной стоимости в сфере услуг пришлось 33%, а в 2019 г. уже 37,8%. В промышленном секторе на долю ИКТ в 2017 и 2019 гг. приходилось соответственно 17 и 19,5% добавленной стоимости. Аграрный сектор наименее цифровизирован: вклад от использования ИКТ в создание добавленной стоимости здесь вырос с 7% в 2017 г. до 8,2% в 2019 г. [4, с. 16; 6, с. 8]. Таким образом, первенство в цифровой трансформации за сферой услуг. Вместе с тем, специалисты Китайской академии информационных и коммуника-

1 https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/Data/Country-Information/ id/36-China/dataYear/2020

ционных технологий [4] указывают на большой потенциал цифро-визации сельскохозяйственного производства, который с высокой вероятностью реализуется в ближайшем будущем.

Ведущим сектором ЦЭ Китая стала онлайн-торговля: доля онлайн покупок китайских товаров составляет 42% от совокупного объема мировой электронной торговли. Операции онлайн-оплаты товаров и услуг в Китае в 11 раз превышают число подобных платежей в США [2, с. II]. В 2016 г. китайские потребители осуществили через Интернет 15,5% от общего числа розничных покупок [5, с. 11]. В стоимостном выражении мобильные платежи физических лиц, связанных с потреблением, в Китае в 2016 г. составили 790 млрд долл., что в 11 раз больше аналогичного показателя в США. Китайские компании - провайдеры мобильных платежей, например, Alibaba, имеют вычислительную мощность, которая позволяет обрабатывать операции примерно в 3 раза быстрее, чем это происходит в подобных американских компаниях [6, с. 5].

Важно отметить, что электронная торговля также помогает развитию сельских районов Китая, где проживает половина населения страны. В 2016 г. сельские жители потратили 894,54 млрд юаней (131,47 млрд долл.) на операции в Интернете. В том же году в сельских районах Китая насчитывалось 8,11 млн онлайн-компаний, которые предоставляли рабочие места более 20 млн сельских жителей [1].

Рассматривая особенности торговли товарами и услугами в Китае, важно подчеркнуть, что китайские потребители все чаще хотят покупать персонализированные товары и услуги высокого качества. На рынок в качестве потребителей выходят так называемые «маленькие императоры» (поколение 1990-2000-х годов, когда в Китае проводилась политика одного ребенка в семье, связанная с ограничением рождаемости). Эксперты Всемирного мирового форума [5] прогнозируют, что к 2027 г. около 200 млн китайцев, родившихся в 1990-е годы, создадут семьи и около 150 млн в поколении Z (люди, родившиеся в XXI в.) выйдут на рынок рабочей силы. Представители этих поколений будут потреблять больше, чем их предшественники и оказывать предпочтения персонализированным продуктам премиум класса [5, с. 4].

Для удовлетворения меняющихся потребностей потребителей китайские торговые компании осваивают бизнес-модели, сти-

мулирующие цифровую трансформацию и основанные на обработке данных покупателей. В них используются возможности таких инструментов ИКТ, как цифровые медиа, социальные сети и интернет-поисковики. Таким образом, китайские компании, занимающиеся производством и реализацией потребительских товаров все больше прибегают к анализу данных и персональной информации о потребителях для понимания потребительского поведения и настроений клиентов в режиме реального времени. Это позволяет, с одной стороны, влиять на их выбор товаров и услуг, а с другой - учитывать рекомендации своих клиентов при разработке новых продуктов.

Ожидается, что к 2027 г. онлайн-каналы ритейла в Китае получат еще более широкий охват покупателей и подавляющее большинство транзакций купли-продажи будет осуществляться через мобильные устройства. Это произойдет благодаря цифрови-зации торговых операций. Таким образом, ключевой особенностью развития онлайн-торговли в Китае станет переход от платежей наличными деньгами сразу к мобильным платежам, минуя традиционный этап безналичных платежей с использованием банковских карт [5, с. 14].

Развитие Интернета вызвало значительный рост инноваций, связанных с производством потребительской электроники, включая такие устройства, как умная бытовая техника (smart electronics) и интернет-телевизоры. Совершенствование онлайн-технологий также вносит вклад в повышение производительности, так как с их помощью компании теперь могут расширять круг поставщиков, находить комплектующие по лучшей цене, эффективнее работать с целевой аудиторией. Интернет продолжит оказывать существенное влияние на отрасль потребительской электроники. По оценкам экспертов, вклад интернет-технологий составит от 14 до 38% от общего роста данного сектора в период до 2025 г. Ожидается, что занятость в секторе увеличиться в диапазоне от 7 до 13% и будет связана с развитием новых рынков интеллектуальной техники, Интернет-телевидения, цифрового медиа-контента и облачных сервисов [2, с. 8].

Еще один значимый и бурно развивающийся сектор ЦЭ Китая - финансовые технологии (финтех), в котором ИКТ применяются для оказания финансовых услуг. Сфера финтех-услуг Китая

включает платежи, осуществляемые небанковскими организациями, предоставление займов через цифровые платформы, интернет-кредитование и микрокредитование, услуги по интернет-банкингу, страхованию, управлению цифровым капиталом и формированию кредитных рейтингов потребителей. Цифровая трансформация, затронувшая осуществление финансовых услуг, изменяет структуру данного рынка. Китайские финтех-компании активно наращивают базу пользователей, предоставляя клиентам множество преимуществ: снижение затрат на онлайн-платежи, увеличение разнообразия услуг, рост доступности своих услуг для населения, в частности, получения кредитов. В результате, китайские банки теряют свои преимущества на традиционном потребительском рынке и все чаще становятся всего лишь посредниками в операциях он-лайн-платежей, осуществляемых финтех-компаниями [6, с. 14].

На фоне активного роста финансовых технологий регулирующие органы Китая выступили с рядом инициатив для усиления надзора и формирования процедур регулирования в области защиты персональных данных, кибербезопасности, защиты прав потребителей, обеспечения конкуренции и т.д. В частности, в мае 2017 г. Народный банк Китая (центральный банк КНР) учредил государственный комитет, ответственный за координацию деятельности участников финтех-отрасли. В том же году был создан Централизованный клиринговый центр «WangHan» для обработки всех интернет-платежей и надзора за многочисленными платежными системами с целью недопущения сокрытия источников и назначения финансовых переводов [6, с. 16].

Анализируя особенности регулирования ЦЭ китайским государством, эксперты Глобального института Маккензи [5] отмечают, что оно предоставило участникам ЦЭ пространство для экспериментов, прежде чем сформировать официальные механизмы контроля и надзора. И хотя это, возможно, пошло в ущерб защите прав потребителей, такой подход дал игрокам рынка пространство для внедрения цифровых инноваций. Так, только спустя 11 лет после того, как в 2005 г. компания Alipay ввела систему денежных онлайн-переводов, госрегулятор установил предел для суммы таких переводов. Кроме того, подчеркивается, что сегодня правительство Китая активно поддерживает создание инфраструктуры

мирового класса для цифровой трансформации экономики в качестве инвестора и потребителя [3, с. 3].

Специалисты МВФ [6] предлагают ряд рекомендаций, которые будут способствовать дальнейшему развитию ЦЭ в Китае, с одной стороны, и сглаживанию возможных временных негативных эффектов, вызванных трансформационными процессами, - с другой. Во-первых, необходима активная политика на рынке труда, связанная прежде всего с переподготовкой трудовых кадров, для сглаживания перехода рабочей силы из отраслей, сокращающихся в условиях цифровизации, в растущие сектора. Во-вторых, они указывают на важность развития конкуренции в рамках ЦЭ, так как сейчас для недавно возникших цифровых отраслей характерна олигополия, что на определенном этапе может тормозить развитие сектора. В-третьих, подчеркивается значимость разработки комплексного подхода к надзору в финтех секторе для устранения существующих пробелов в нормативно-правовой базе. В-четвертых, важна поддержка постоянного обновления цифровой инфраструктуры посредством государственных инвестиций. Кроме того, указывается на необходимость дополнительных усилий по расширению проникновения Интернета в сельские районы (сейчас Интернетом могут пользоваться лишь 19% сельского населения) и расширению программ обучения навыкам пользования ИКТ в образовательных учреждениях [6, с. 19-20].

Список литературы

1. Bentley H.L. Delving into digital China // Xinhua. - 2017. - 02.08. - URL : https://www.chinadaily.com.cn/business/2017-08/02/content_30331556.htm

2. China's digital transformation : The Internet's impact on productivity and growth / J. Woetzel, G. Orr, A. Lau, Y. Chen, E. Chang, J. Seong, M. Chui, A. Qiu ; The McKinsey global institute. - 2014. - 123 p. - URL: https://www.mckinsey.com/ industries/technology-media-and-telecommunications/our-insights/chinas-digital-tran sformation

3. Digital China: Powering the economy to global competitiveness. Executive summary / McKinsey global institute. - 2017. - 15 p. - URL: https://www. mckinsey.com/featured-insights/china/digital-china-powering-the-economy-to-glob al-competitiveness

4. Digital economy development in China / China academy of information and communication technology (CAICT). - Beijing, 2020. - 43 p. - URL: http://www.caict.ac.cn/english/research/whitepapers/202007/t20200706_285683.ht

npHMHUKoea O.H.

ml#:~:text=DIGITAL%20ECONOMY%20DEVELOPMENT%20IN%20CfflNA% 20(2020)&text=DigiM%20industrialization%20has%20developed%20steadily,digi talization%20 has%20 advanced%20 in%20 depth

5. Future of consumption in fast-growth consumer markets: China / World Economic Forum. - Geneva, 2018. - 27 p. - URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_ Future_of_Consumption_in_Fast_Growth_Consumer_Markets_China.pdf

6. Longmei Zhang, Sally Chen. China's digital economy: Opportunities and risks / International Monetary Fund. - 2019. - 24 p. - URL: https://www.imf.org/en/Publi cations/WP/Issues/2019/01/17/Chinas-Digital-Economy-Opportunities-and-Risks-46459

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.