Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
прокурорский надзор / цифровизация / досудебное производство / информационные системы / электронный документооборот / prosecutor's supervision / digitalization / pre-trial proceedings / information systems / electronic document management

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Свиридова Екатерина Александровна

в настоящей статье рассматривается вопрос цифровизации деятельности прокуратуры в досудебном производстве для эффективного взаимодействия с органами предварительного следствия и дознания. Особое внимание уделяется внедрению инструментов межведомственного электронного документооборота в информационные системы прокуратуры, а также в автоматизированный информационный комплекс «Надзор-Web» и в государственную автоматизированную систему правовой статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF PROSECUTORIAL AND SUPERVISORY ACTIVITIES IN PRE-TRIAL PROCEEDINGS

this article examines the issue of digitalization of the prosecutor's office's activities in pre-trial proceedings for effective interaction with the bodies of preliminary investigation and inquiry. Special attention is paid to the implementation of interdepartmental electronic document management tools in the information systems of the prosecutor's office, as well as in the automated information complex "Supervision-Web" and in the state automated system of legal statistics.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»

^и- вопросы российской юстиции

УДК 343.163

Свиридова Екатерина Александровна Московский государственный юридический университет имени О.Е Кутафина

(МГЮА) Институт прокуратуры Россия, Москва [email protected] Sviridova Ekaterina Kutafin Moscow State Law University (MSAL) Institute of Prosecutor's Office Russia, Moscow

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Аннотация: в настоящей статье рассматривается вопрос цифровизации деятельности прокуратуры в досудебном производстве для эффективного взаимодействия с органами предварительного следствия и дознания. Особое внимание уделяется внедрению инструментов межведомственного электронного документооборота в информационные системы прокуратуры, а также в автоматизированный информационный комплекс «Надзор-Web» и в государственную автоматизированную систему правовой статистики. Ключевые слова: прокурорский надзор, цифровизация, досудебное производство, информационные системы, электронный документооборот.

DIGITALIZATION OF PROSECUTORIAL AND SUPERVISORY ACTIVITIES IN PRE-TRIAL PROCEEDINGS Annotation: this article examines the issue of digitalization of the prosecutor's office's activities in pre-trial proceedings for effective interaction with the bodies of

вопросы российской юстиции выпуск №32

preliminary investigation and inquiry. Special attention is paid to the implementation of interdepartmental electronic document management tools in the information systems of the prosecutor's office, as well as in the automated information complex "Supervision-Web" and in the state automated system of legal statistics. Key words: prosecutor's supervision, digitalization, pre-trial proceedings, information systems, electronic document management.

Мир не стоит на месте, каждый день общество развивается и ищет новые инструменты, позволяющие сократить время рассмотрения стоящих перед ними вопросов, проблем и достигнуть новых высот во всех сферах жизни человечества.

Являясь гарантом реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прокуратура считает защиту их прав и законных интересов от незаконного обвинения приоритетным направлением своей деятельности. Именно на основании ценности обеспечения законности действий и решений в отношении граждан и государства, принципов организации деятельности строится взаимодействие органов прокуратуры с органами предварительного следствия и дознания. Для реализации поставленных задач в координации деятельности правоохранительных органов, а также проверки процессуальных решений целесообразно использовать цифровые технологии, которые позволят сотрудникам прокуратуры своевременно реагировать на незаконные и необоснованные решения руководителей следственных органов, следователей и дознавателей.

Основываясь на документах стратегического планирования в сфере научно-технического прогресса, национальной безопасности, цифровой экономики и утвержденной указом Президента Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (2016 г.) был издан приказ Генерального прокурора России № 627 «Об утверждении Концепции цифровой

вопросы российской юстиции выпуск №32

трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» (далее -Концепция») [1]. Согласно приказу, Главному управлению правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры РФ необходимо обеспечить создание и внедрение новых автоматизированных информационных систем для рационального распределения ресурсов, к которым относят человеческий труд и затраты на проверку уголовного дела на досудебной стадии. Помимо того, в Концепции указывается приоритетное направление, к которому отнесено достижение «высокотехнологичного надзора», формирующегося «для обеспечения электронного взаимодействия органов прокуратуры всех уровней между собой и с другими государственными органами, путем внедрения современных механизмов и технологий противодействия киберпреступности и правонарушениям в цифровой среде», что ярко отражает необходимость в регулировании цифрового пространства, которое развивается стремительно, опережая действующее законодательство и порождая новые угрозы для прав и свобод человека и гражданина.

Следующее важное направление - создание качественной цифровой инфраструктуры, которая позволит взаимодействовать органам прокуратуры всех уровней с государственными органами в безопасном цифровом пространстве. Для реализации данного направления поставлена задача в развитии «компонентов цифровой среды» и внедрении механизмов дистанционного взаимодействия внутри органов прокуратуры, а также наладить взаимоотношение с правоохранительными органами посредством межведомственного электронного документооборота (далее - МЭДО). Данная единая система позволяет наладить взаимодействие между руководителями различных государственных органов путем обмена электронными сообщениями, которые бывают двух видов: электронные документы и уведомления. За счет сокращения времени прохождения документов между организациями и ведомствами происходит снижение транспортных издержек и

ускорение обработки и мониторинга данных, что значительно влияет на рассмотрение процессуальных материалов в досудебном производстве.

Несмотря на преимущества, о которых было сказано, существуют недостатки, к которым можно отнести интеграцию законодательства в электронный вид и хранения таких электронных документов на определенных носителях. Не исключено, что посторонние лица могут получить неправомерный доступ к системе или она выйдет из строя. По данным Роскомнадзора уровень зафиксированных утечек данных составил 168 утечек за 2023 год, что составляет более 300 миллионов записей о пользователях, а за первое полугодие 2024 года - около 500 миллионов записей.

Кроме того, для использования системы МЭДО необходимо, чтобы она была развита не только в органах прокуратуры Российской Федерации, но и в органах предварительного следствия и дознания, а также в других министерствах и ведомствах. Это важно, поскольку из-за отсутствия бесперебойного доступа к электронным документам при помощи используемых средств вычислительной техники невозможно достичь отлаженного электронного документооборота в организациях, что может привести к увеличению времени, необходимого для исполнения служебных обязанностей

В настоящее время в прокуратуре используют информационную систему межведомственного электронного взаимодействия Генеральной прокуратуры (далее - ИС МЭВ ГП РФ). Данная ИС используется для взаимодействия с Росреестром, МВД, МЧС, Социальным фондом, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной налоговой службой. Кроме того, интеграция с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) и автоматизированной системой «Единый реестр проверок», являющейся подсистемой федеральной государственной информационной системы «Единый реестр контрольных

[2].

вопросы российской юстиции выпуск №32

(надзорных) мероприятий» (ФГИС ЕРКНМ) [3], способствует осуществлению прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции посредством предоставления сведений по каналам МЭДО. ИС МЭВ ГП РФ служит инструментом для исполнения прокурором своих полномочий в сфере противодействия должностным преступлениям и помогает установить контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности.

Важно отметить, что после 2018 года на прокуроров легли полномочия по осуществлению контроля за расходами уволенных лиц, которые допустили превышение расходов над полученными дохода до сложения с себя полномочий, в таком случае у сотрудника прокуратуры есть 6 месяцев на обращение в суд по результатам поступивших материалов, доступ к которым открывает ИС МЭВ ГП РФ.

Таким образом, информационная система межведомственного электронного взаимодействия позволяет прокурору своевременно реагировать на должностные преступления, а также выносить мотивированное постановление о направлении полученных из системы сведений в следственный орган или орган дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Однако Сергей Алексеевич Бессчасный, начальник Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук, утверждает, что функциональные возможности системы будут усовершенствованы. Сейчас генеральная прокуратура совместно с заинтересованными органами государственной власти занимаются расширением видов предоставляемых сведений для более удобного перехода на безбумажный электронный документооборот [4].

Помимо ИС МЭВ ГП РФ в прокуратуре Российской Федерации действуют другие информационные системы, а также автоматизированные информационные комплексы и автоматизированные рабочие места [5], которые

затрагивают почти все направления деятельности органов прокуратуры, но заострить свое внимание стоит на автоматизированном информационном комплексе «Надзор-Web» (далее - АИК «Надзор-Web»). Данное определение появляется не только в приказе Генерального прокурора № 316 [6], но и в приказе Генерального прокурора № 450 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации» [7], согласно которому прикладная система АИК «Надзор-Web» создана с целью «автоматизации делопроизводственной и надзорной деятельности».

База данных АИК содержит информацию обо всех документах и корреспондентах, а также помогает вести учет и следить за ведением уголовных дел, чем активно пользуются сотрудники прокуратуры и следственного комитета. Однако, учитывая, что большинство документов, имеющих отношение к расследованию преступлений, относят к числу документов с ограниченным доступом, в связи с чем процедура ознакомления с ними осуществляется только на бумажном носителе, причиной чему служит отсутствие у АИК «Надзор-Web» сертификата для работы с конфиденциальной информацией и его отсутствием в Государственном реестре сертифицированных средств защиты информации, что, несомненно, ограничивает его возможности. Несмотря на данные недостатки, данные АИК «Надзор-Web» используются в судебных разбирательствах. К примеру, обратимся к определению 5-го кассационного суда общей юрисдикции № 88А-12283/2023 по делу № 2а-422/2023 [8], в рамках которого суд ссылается на то, что в прокуратуру края не поступало обращение гражданина об обжаловании ответа, что подтверждается сведениями АИК «Надзор-Web».

Таким образом, АИК «Надзор-Web» — это «универсальный инструмент», используемый в органах прокуратуры для автоматизации делопроизводственной и надзорной деятельности.

вопросы российской юстиции выпуск №32

Стоит уделить внимание государственной автоматизированной системе правовой статистики (далее - ГАС ПС), разработка которой началась еще в 2012 году. ГАС ПС разрабатывается с целью осуществления «единого государственного статического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре» [9], что повысит эффективность деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и реализацией прав граждан Российской Федерации. Генеральная прокуратура в рамках реализации данного проекта ставит целью создать единое информационное пространство с использованием преимущественно отечественного программного обеспечения для публикации данных в свободном доступе.

Несомненно, данная система позволит не только настроить эффективное взаимодействие между государственными органами, но и обеспечить прозрачность их деятельности [10]. Однако, к сожалению, ввод эксплуатации ГАС ПС постоянно переносится в силу сложного и громоздкого ПО. На данный момент запуск системы перенесен на 1 января 2027 года.

Нельзя не упомянуть распоряжение Генерального прокурора РФ от 01.07.2022 года № 364/11р «Об утверждении единого реестра программного обеспечения, используемого в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации» и Приказу Генеральной прокуратуры России от 19.12.2022 года № 746 «О государственном едином статистическом учете данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре». В них содержится указание на автоматизированное рабочее место ведения книги учета сообщений о преступлениях в электронном виде (Далее - АРМ КУСП) и автоматизированное рабочее место «Правовая статистика» (Далее - АРМ «Правовая статистика»). Данные автоматизированные рабочие места относятся к специальному программному обеспечению ГАС ПС и обеспечивают

вопросы российской юстиции выпуск №32

возможность подписания документов электронной подписью через web-интерфейс личного кабинета пользователя портала ГАС ПС. АРМ КУСП предназначен для учета сообщений о преступлениях и результатах их рассмотрения в электронном виде, в то время как АРМ «Правовая статистика» формирует машиночитаемые статистические карточки с маркированным штрихкодом.

Таким образом, подводя итог можно сделать вывод о том, что прокурорско-надзорная деятельность в досудебном производстве имеет огромное влияние в связи с возникновением новых общественных отношений, требуя нового инновационного подхода к решению возникающих в обществе проблем, предполагающего внедрение цифровых технологий. Однако несмотря на их потенциал, они имеют ряд недостатков, в частности зависимость от сетевого подключения, ограниченность сроками эксплуатации, их разрозненность и обособленность, что в первую очередь усложняет их интеграцию друг с другом, а во-вторых, требует постоянного обучения сотрудников прокуратуры и перехода из одного компонента цифровой среды в другой. Нельзя игнорировать также тот факт, что в органах прокуратуры делопроизводство ведется на бумажном носителе и одновременно вносится в базы информационных систем и автоматизированных информационных комплексов вручную, что наоборот увеличивает нагрузку на сотрудников.

Кроме того, необходимо предусмотреть возможность предоставления пробного доступа к ИС и АИК для студентов, обучающихся на направлении «судебная и прокурорская деятельность», для более эффективной подготовки будущих кадров органов прокуратуры Российской Федерации.

Учитывая вышеуказанное, разработка и введение новых «информационных компонентов» позволит сотрудникам всех уровней прокуратуры эффективно взаимодействовать с органами предварительного следствия и дознания, а также расширит возможность надзора за их

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32

деятельностью, дабы исключить незаконное и необоснованное обвинение граждан и нарушения их прав.

Список литературы:

1. Приказ Генерального прокурора России от 14.09.2017 № 627 (ред. от 20.07.2023) «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» (вместе с «Концепцией цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года») // Законность. № 12. 2017 (Приказ).

2. Яцуценко В.В. Дистанционные форматы взаимодействия прокуратуры с населением: проблемы применения // «Актуальные проблемы российского права». 2022, № 4, С. 164-169.

3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // «Российская газета», № 266, 30.12.2008

4. Бессчасный С.А. Использование информационной системы межведомственного электронного взаимодействия Генеральной прокуратуры РФ // «Законность», 2022. № 2. С. 22-24.

5. Приказ Генерального прокурора России от 12.05.2023 № 316 «Об утверждении перечня информационных систем персональных данных органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»

6. Приказ Генерального прокурора России от 29.12.2011 № 450 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 20.12.2023 № 88А-12283/2023 по делу № 2а-422/2023 // СПС «КонсультантПлюс».

8. Постановление Правительства РФ от 15.12.2020 № 2113 «Об утверждении Положения о государственной автоматизированной системе правовой статистики» // «Собрание законодательства РФ», 2020, № 52 (Часть I).

9. Шкурова П.Д. Влияние информационных технологий на эффективность работы сотрудников органов прокуратуры // Теория и практика современных информационных технологий при реализации функций органов прокуратуры: Монография / Под редакцией Т.И. Отческой, Н.В. Мишаковой. -Москва: Блок-Принт, 2023. - С. 45-49.

10. Приказ Генпрокуратуры России от 24.11.2021 № 701(ред. от 31.10.2023) «Об утверждении Инструкции по эксплуатации средств вычислительной техники, информационных систем и информационных ресурсов органов прокуратуры Российской Федерации» // «Законность», 1,

Ст. 8810.

2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.