Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1951
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Завьялова И. С.

Обозначается нормативная правовая основа процесса цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации. Исследуется зарубежный опыт цифровизации деятельности прокуратуры. Проводится анализ практики реализации первых этапов процесса перехода российской прокуратуры на «цифру». Обозначаются факторы, затрудняющие этот процесс. Обращается внимание на создание эффективной системы охраны объектов информационной безопасности в процессе цифровизации деятельности прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF BODIES AND ORGANIZATIONS OF THE PROSECUTOR’S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The scientific article outlines the normative legal basis of the process of digital transformation of the bodies and organizations of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. The foreign experience of digitalization of the prosecutor's office is being investigated. The analysis of the practice of implementing the first stages of the process of transition of the Russian prosecutor's office to the "digital" is carried out. The factors complicating this process are indicated. Attention is drawn to the creation of an effective system of protection of information security objects in the process of digitalization of the prosecutor's office.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.92

DOI https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2021.4/3691

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И. С. Завьялова

Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 10 ноября 2021 г.

Аннотация: обозначается нормативная правовая основа процесса цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации. Исследуется зарубежный опыт цифровизации деятельности прокуратуры. Проводится анализ практики реализации первых этапов процесса перехода российской прокуратуры на «цифру». Обозначаются факторы, затрудняющие этот процесс. Обращается внимание на создание эффективной системы охраны объектов информационной безопасности в процессе цифровизации деятельности прокуратуры. Ключевые слова: прокуратура, цифровая трансформация, надзорная деятельность, информационная безопасность.

Abstract: the scientific article outlines the normative legal basis of the process of digital transformation of the bodies and organizations of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. The foreign experience of digitalization of the prosecutor's office is being investigated. The analysis of the practice of implementing the first stages of the process of transition of the Russian prosecutor's office to the "digital" is carried out. The factors complicating this process are indicated. Attention is drawn to the creation of an effective system of protection of information security objects in the process of digitalization of the prosecutor's office. Key words: prosecutor's office, digital transformation, supervisory activity, information security.

-sr

Z Повышение эффективности деятельности государства является целью реформы государственного управления в целом. Ученые, которые g рассматривают вопросы эффективности практической реализации всех 041 направлений деятельности государства, предлагают различные спосо-

_бы ее повышения. За последние годы очень актуальным в деятельности

44 большинства структур государственной власти стал вопрос о примене-

-нии цифровых технологий, наряду с человеческим участием. В связи с

этим мы уже наблюдаем достаточно динамичную смену соотношения человеческого и технического участия. Повсеместно в органах государственной власти происходит внедрение искусственного интеллекта. Не является исключением и деятельность органов прокуратуры Российской Федерации.

Правовой основой цифровой трансформации всех органов государственной власти в целом и прокуратуры в частности послужили такие нормативные правовые акты, как:

© Завьялова И. С., 2021

— «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» (далее - Стратегия), утвержденная Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 2031. В соответствии с содержанием данного нормативного правового акта органам государственной власти, . бизнесу, гражданам необходимо проявить (на самом деле, звучит как . обязанность) активность по использованию в их деятельности должных ^ информационных и коммуникационных технологий. Указанный право- ё вой акт регламентирует ряд важных определений, среди которых инфор- ё мационное общество, информационное пространство, обработка больших § объемов данных и некоторые другие категории. Обработка больших объемов данных; искусственный интеллект; робототехника и биотехнологии ^ — всё это в соответствии со Стратегией является важным направлением о развития российских информационных

гий как сегодня, так и в ближайшие годы. ^

— «Стратегия научно-технологического развития Российской Федера- -о ции» № 642, утвержденная в 2016 г. Указом Президента РФ2. Это тоже х достаточно важный нормативный правовой документ, содержание кото- о рого определяет приоритеты научно-технологического развития России о на ближайшие 10—15 лет, среди которых переход к цифровым, интел- о лектуальным производственным технологиям, роботизированным систе- § мам, новым материалам и способам конструирования, создание систем о обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусствен- д ного интеллекта. о

— «Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на ™ период до 2030 года» (далее — Национальная стратегия) — еще один до- ° кумент, который был утвержден Указом Президента РФ от 10 октября д 2019 г. № 4903 и является самостоятельным шагом на пути развития циф- ^ рового государства в России. Данная стратегия регламентирует базовые д категории в рассматриваемой сфере. Так, в документе содержится опре- х деление понятия «искусственный интеллект», под которым понимается • комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека. Национальная стратегия отмечает, что_

в настоящее время в мире происходит ускоренное внедрение технологи- 45

ческих решений, разработанных на основе искусственного интеллекта,-

в различные отрасли экономики и сферы общественных отношений, что обусловлено в том числе потребностью в обработке больших объемов данных, создаваемых как человеком, так и техническими устройствами для повышения эффективности экономической и иной деятельности (п. 11 Национальной стратегии).

1 Рос. газета. 2017. 11 мая.

2 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/ (дата обращения: 04.09.2021).

3 URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72738946/ (дата обращения: 04.09.2021).

Вестник ВГУ. Серия: Право

После мощного толчка к развитию цифрового государства в России, обусловленного принятием перечисленных выше стратегических документов, органы государственной власти, бизнес начали предпринимать попытки по реализации положений о цифровой трансформации своей практической деятельности. Учитывая, что данная статья посвящена вопросу цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, то остановимся именно на этом без раскрытия алгоритмов действий других органов государственной власти в данном направлении.

В вязи с этим, продолжая перечисление нормативных правовых актов в сфере цифровизации деятельности органов государственной власти применительно к органам прокуратуры, отметим, что с целью совершенствования информационного обеспечения органов прокуратуры России приказом Генпрокуратуры России от 14 сентября 2017 г. № 627 была утверждена Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года (далее - Концепция)4. Реализация данной Концепции предполагается в три этапа: I этап — 2017 г.; II этап — 2018— 2020 гг.; III этап — 2021—2025 гг.

Среди основных целей цифровой трансформации органов прокуратуры Концепция определила следующие:

1. Повышение эффективности деятельности органов прокуратуры в сфере надзора за соблюдением законности, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов государства и общества.

2. Создание условий для оперативной реализации надзорных функций в связи с цифровизацией объектов надзора.

3. Обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования собственной цифровой инфраструктуры, повышение ее информационной безопасности.

4. Переход к сервисной модели владения собственной цифровой инфраструктурой и ее развитие.

сч 5. Создание условий готовности к изменениям в общественно-политической и экономической ситуации, связанным с переходом к цифровой экономике.

46 6. Развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия органов прокуратуры с физическими и юридическими лицами, институтами гражданского общества, органами государственной власти и местного самоуправления.

В качестве приоритетных направлений Концепция предусмотрела следующие:

— Высокотехнологический надзор. В рамках указанного направления предполагается на основе комплексной оптимизации выполнения надзорных функций создание единой безопасной цифровой платформы.

CN

4 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278651 (дата обращения: 07.09.2021).

По мнению разработчиков Концепции, такая платформа способна обеспечить электронное взаимодействие органов прокуратуры всех уровней между собой, а также с иными государственными органами. Кроме того, повышение качества надзорной функции предполагается и за счет вне- . дрения в деятельность органов прокуратуры современных механизмов и р технологий противодействия киберпреступности и правонарушениям в ^ цифровой среде. ё

вает создание безопасной высокотехнологичной универсальной цифро- д

— Цифровая инфраструктура. Данное направление предусматри-

р =

X

-е-

X

Г)

-е-

о

г о 1=

X о

вой среды, что придаст новое качество процессу электронного взаимодействия органов прокуратуры всех уровней с гражданами, организациями, государственными органами. "о

— Среда доверия. Взаимодействие в обновленной цифровой среде ор- д ганов прокуратуры с гражданами, бизнесом и органами государственной * власти обеспечит техническую, организационную и правовую защиту их д интересов.

Успешность процесса реализации Концепции может быть определена следующими фактическими результатами:

а) увеличение доли физических и юридических лиц, которые удовлетворены качеством взаимодействия с органами прокуратуры (к 2025 г. показатель должен составить 90 %);

б) уменьшение числа жалоб на принятые органами прокуратуры ре- о шения; §

в) увеличение числа обращений, которые рассматриваются без прод- х ления срока их рассмотрения; -§

г) сокращение времени прохождения обращения до исполнителя (со- д гласно Паспорту проекта цифровой трансформации органов и организа- ^ ций прокуратуры Российской Федерации по состоянию на 2025 г. срок ° поступления обращения из Генеральной прокуратуры РФ в прокуратуру р< субъекта РФ должен быть равен одному дню, такой же срок предусматривается и для передачи обращения из прокуратуры субъекта РФ в районную прокуратуру; срок передачи обращения из Генеральной прокуратуры РФ в прокуратуру города, района по состоянию на 2025 г. должен быть равен двум дням);

д) доступность информационных систем;

е) повышение числа органов прокуратуры, которые используют стандарты безопасного электронного информационного взаимодействия.

Анализ Концепции позволяет предполагать весьма значительный объем работ в сфере цифровой трансформации прокурорской деятельности.

Необходимо отметить, что прокуратура Российской Федерации не является «первопроходцем» в цифровой трансформации своей деятельности. Аналогичные процессы осуществляются, например, в странах СНГ. Это подтверждается наличием соответствующих нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере и наличием в структуре органов прокуратуры стран СНГ соответствующих подразделений. Например, в Респу-

47

блике Беларусь действует Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. «О развитии цифровой экономики», который в свою очередь предполагает и цифровую трансформацию органов прокуратуры данного государства.

Значительная работа по цифровизации органов прокуратуры, в сравнении с другими странами СНГ, проделана в Республике Казахстан. Так, в органах прокуратуры данной республики в настоящее время реализуются такие информационные системы, как:

— Единый учет обращений граждан, представляющий собой базу данных, в которой хранится информация по всем обращениям физических и юридических лиц в органы государственной власти, а также результаты их рассмотрения;

— Информационный сервис, который представляет собой ресурс, обеспечивающий возможность обращения к разрешенным информационным базам прокуратуры (например, к базам Комитета по правовой статистике) заинтересованным государственным органам в процессе осуществления их практической деятельности. Таким образом, государственные органы оперируют максимально полными и достоверными данными, что повышает качество их деятельности;

— Система информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов, организованная в качестве портала, содержащего информацию, необходимую для указанных органов и представляемую в онлайн-режиме. Это позволяет оперативно реагировать на правонарушения;

— Единая информационно-аналитическая система Генеральной прокуратуры Республики Казахстан «кадагалау», обеспечивающая автоматизацию процессов документооборота внутри всей системы Генеральной

^ прокуратуры, между всеми ее структурными подразделениями, а также между органами прокуратуры и иными органами государства.

Анализ открытых данных о цифровизации органов прокуратуры в дан-¡^ ной республике позволяет говорить о наличии возможности осуществления и электронного уголовного судопроизводства. Система предполагает алгоритм, в соответствии с которым прокурор в дистанционном формате, в режиме реального времени осуществляет контроль за ходом расследования уголовного дела, находящегося в производстве следователя.

Информационно-технологическая система прокуратуры содержит информацию с момента регистрации преступления до завершения исполнения наказания по уголовному делу, включая периоды досудебного расследования, процесс судебного разбирательства, вид и содержание судебного решения. Это оптимизирует деятельность следователя и прокурора.

Возможности электронного уголовного процесса позволяют прокурору в онлайн-режиме наблюдать за тем, какие следственные действия осуществляет следователь, осуществлять надзор за соблюдением требований законности при производстве данных следственных действий, своевременно реагировать на выявленные нарушения.

о см

48

Это всего лишь часть информационных ресурсов, которые применяются в органах прокуратуры Республики Казахстан.

Аналогичный опыт имеется в Республике Киргизия, Республике Армения, Республике Азербайджан, Республике Узбекистан. р Таким образом, практически во всех странах СНГ осуществляется р цифровая трансформация деятельности прокуратуры с учетом нацио- со нальных особенностей государств. ё Что происходит в России в данном направлении? Генеральная про- ё куратура РФ с 2017 г., после принятия соответствующей Концепции, осу- д

ществляет активную деятельность по созданию высокотехнологической среды на каждом уровне органов прокуратуры. В процессе осуществле-

ния первого и второго этапов реализации Концепции была выполнена о работа по внедрению и совершенствованию государственной автомати- д

зированной системы правовой статистики, которая обеспечивает автома- ^ тизацию функций Генеральной прокуратуры РФ по осуществлению го- з сударственного единого статистического учета заявлений и сообщений о ñ преступлениях, состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состоянии и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также по формированию и предоставлению отчетности органов проку- ° ратуры (далее - ГАС ПС). X

Созданы базовые инфраструктурные и прикладные сервисы во всех -§ органах прокуратуры. Впервые на государственном уровне применяется g сервисная модель предоставления рабочих мест с набором базовых циф- о ровых сервисов для прокурора. Все органы прокуратуры объединены в х единую защищенную сеть передачи данных. Сотрудникам прокуратуры постепенно обеспечиваются автоматизированные рабочие места, име- 3 ющие доступ практически ко всем информационным системам органов g прокуратуры. Совершенствуется система делопроизводства посредством ^ организации электронного документооборота. .

В 2018 г. появилась программа «Информационно-аналитический комплекс по противодействию незаконным материалам в сети «Интернет» «Око», основной целью которой является мониторинг в средствах массовой информации и на интернет-ресурсах информации, распространение которой ограничено или запрещено.

Весьма значительное внимание уделяется таким сервисам, как:

- проведение прокурорских проверок на основе сообщений средств массовой информации;

- интеллектуальная обработка обращений граждан;

— анализ и отчетность по обращениям граждан;

— преступность.

Кроме того, повышению качества надзорных функций органов прокуратуры (по мнению разработчиков) должно способствовать внедрение автоматизированного информационного комплекса АИК «Надзор — WEB». Он также ориентирован на совершенствование механизма документооборота. Это комплекс единой системы информационно-документационного обеспечения надзорного производства органов прокуратуры. Формируют

49

Вестник ВГУ. Серия: Право

базу данных АИК «Надзор» все подразделения Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры субъектов РФ, городские и районные прокуратуры, предоставляя информацию обо всех входящих, исходящих и внутренних документах, всех корреспондентах, о движении документов, об исполнении поручений, о направлении документов в надзорные производства.

Создание единой межведомственной цифровой онлайн-платформы взаимодействия руководителей государственных органов, прокуроров, следователей и дознавателей для работы с электронными делами — это еще одно важное направление, мероприятие, которое отражено в Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры. Аналогичная платформа уже существует в Республике Казахстан. Наличие такой платформы будет способствовать оперативному осуществлению прокурорского надзора; оптимизировать взаимодействие прокуроров и органов предварительного расследования, а также ликвидирует значительное число отчетов в разных ведомствах и исключит возможность утраты уголовного дела.

Изложенные выше мероприятия по цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры РФ — это лишь только часть того, что предусматривает соответствующая Концепция. И это то, что фактически сделано на протяжении первого и второго этапов реализации Концепции.

Исходя из анализа российского и зарубежного опыта цифровизации прокуратуры, можно сделать вывод о том, что перечисленные достоинства цифровой трансформации органов прокуратуры не вызывают сомнений. Но достаточно сложной проблемой, возникающей в результате таких преобразований, является степень защищенности всей информации от компьютерных атак, поскольку научно-технический прогресс, в свою очередь, усложняет формы противоправной деятельности, а также порождает появление новых форм такой деятельности. С этой проблемой сталкиваются все органы власти в связи с переходом на «цифру». ¡^ В целях недопущения или хотя бы минимизации таких атак Гене-сч ральная прокуратура РФ принимает активное участие в практической реализации Концепции государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации. В ноябре 2019 г. появился приказ Генеральной прокуратуры РФ № 830 «Об утверждении Концепции безопасности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации»5, основная задача которого заключается в обеспечении системы надлежащей охраны в органах прокуратуры объектов информационной безопасности.

С момента появления обозначенного приказа по этому направлению ведется серьезная работа. В настоящее время «построена единая защищенная сеть передачи данных, в которой обеспечено функционирование

50

5 иКЬ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339645/ (дата обращения: 07.09.2021).

криптографических средств защиты информации, проведен комплекс мероприятий по аттестации объектов информатизации, предназначенных для обработки информации, составляющей государственную тайну,

во всех прокуратурах субъектов Российской Федерации развернуты ре- .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гиональные центры регистрации удостоверяющего центра Генеральной .

прокуратуры Российской Федерации, сформировано более 16 000 квали- со

фицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи»6. ш

Однако процесс создания системы надлежащей охраны объектов ин- ё

формационной безопасности затруднен, по мнению Е. А. Иванченко и с

J=

X

-е-

М. А. Кистановой, следующими факторами:

1) сложностью материального обеспечения такого фундаментального технического переоснащения; тз

2) недоверием к техническим новшествам, выражающемся в дубли- с ровании данных еще и на бумажных носителях, что только увеличивает ^ объем ежедневной работы, вызывая тем самым негативную реакцию ра- с ботников органов прокуратуры; ^

3) отсутствием необходимой информированности у работников о возможностях, открывающихся при использовании определенных информа-

7 О

ционных систем'. £

Без сомнений, все факторы являются реалистичными и на сегодняш- *

ний день. Безусловно, процесс цифровой трансформации органов и орга- -§

низаций прокуратуры еще далек от завершения, но хочется верить, что в о

рамках третьего этапа реализации Концепции обозначенные коллегами о

факторы исчезнут, а «цифровая прокуратура» будет соответствовать ожи- х даемым результатам и основным показателям реализации Концепции.

--X

6 Горошко И. В. Цифровая трансформация органов прокуратуры : вопросы ре- g ализации и оценки // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. ^ 2020. № 4 (78). С. 18-24. .

7 См.: Иванченко Е. А., Кистанова М. А. Организация деятельности проку- : ратуры в условиях дальнейшего научно-технического прогресса и цифровизации общества // Основы экономики, управления и права. 2020. № 1 (20). С. 7-10.

Библиографический список

Горошко И. В. Цифровая трансформация органов прокуратуры : вопросы 51 реализации и оценки // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2020. № 4 (78). С. 18-24.

Иванченко Е. А., КистановаМ. А. Организация деятельности прокуратуры в условиях дальнейшего научно-технического прогресса и цифровизации общества // Основы экономики, управления и права. 2020. № 1 (20). С. 7-10.

References

Goroshko I. V. Digital transformation of the Prosecutor's office: issues of implementation and evaluation // Bulletin of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. 2020. № 4 (78). P. 18-24.

Ivanchenko E. A., Kistanova M. A. Organization of the prosecutor's office in the conditions of further scientific and technological progress and digitalization of society // Fundamentals of Economics, Management and Law. 2020. № 1 (20). P. 7-10.

Для цитирования:

Завьялова И. С. Цифровая трансформация органов и организаций прокуратуры Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2021. № 4 (47). С. 44-52. DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc. law.2021.4/3691

Recommended citation:

Zavyalova I. S. Digital transformation of bodies and organizations of the Prosecutor's Office of the Russian Federation // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2021. № 4 (47). Р. 44-52. DOI: https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.202L4/3691

Воронежский государственный университет

Завьялова И. С., кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права E-mail: [email protected]

Voronezh State University Zavyalova I. S., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Theory and History of State and Law Department E-mail: [email protected]

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.