Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2578
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРОКУРАТУРА / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / АИК "НАДЗОР-WEB" / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕГИСТРАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ / АРМ "СТАТИСТИКА" / "ГАС ПС"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бобейко Надежда Руслановна, Танашева Ксения Владимировна

В статье представлен процесс проведения цифровизации в прокуратурах городов и районов Российской Федерации. Раскрыта деятельность прокуратуры, основные цели и задачи. Проанализированы решающие тенденции развития концепции цифровой трансформации. Выявлены наиболее проблемные аспекты, препятствующие повсеместному использованию информационных систем в ходе решения задач, стоящих перед работниками органов прокуратуры. Особое внимание обращено на функциональное развитие внедряемых информационных систем, а также техническую оснащенность органов прокуратуры. Рассмотрен вектор развития АИК «Надзор-WEB», «ГАС ПС», отмечены плюсы и минусы программ, а также пути развития. На основе анализа собранных данных выявлены возможные трудности в реализации программы цифровизации органов прокуратуры Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бобейко Надежда Руслановна, Танашева Ксения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents the process of digitalization in the prosecutor's offices of cities and districts of the Russian Federation. The activities of the prosecutor's office, the main goals and objectives are disclosed. The decisive trends in the development of the concept of digital transformation are analyzed. The most problematic aspects that hinder the widespread use of information systems in the course of solving the tasks facing employees of the prosecutor's office are identified. Special attention is paid to the functional development of the implemented information systems, as well as the technical equipment of the prosecutor's office. The vector of development of AIC "Supervision-WEB", «GAS PS» is considered, the pros and cons of programs, as well as the ways of development are noted. Based on the analysis of the collected data, possible difficulties in the implementation of the digitalization program of the Prosecutor's Office of the Russian Federation have been identified.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Цифровизация органов прокуратуры Российской Федерации Digitalization of the Prosecutor's Office of the Russian Federation

Бобейко Надежда Руслановна

Студент, Вятский Государственный университет

Россия, г. Киров [email protected]

Bobeyko Nadezhda Ruslanovna

Student, Vyatka State University Russia, Kirov [email protected]

Танашева Ксения Владимировна

Студент, Вятский Государственный университет,

Россия, г. Киров [email protected]

Tanasheva Ksenia Vladimirovna

Student, Vyatka State University Russia, Kirov ksyu. tanasheva@bk. ru

Научный руководитель Лебедева О.Н.,

старший преподаватель кафедры Гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Вятского государственного университета»

Россия, Кировская область

Scientific adviser Lebedeva O.N.,

senior lecturer Department of Civil Law and Procedure Vyatka State University Russia, Kirov region

Аннотация.

В статье представлен процесс проведения цифровизации в прокуратурах городов и районов Российской Федерации. Раскрыта деятельность прокуратуры, основные цели и задачи. Проанализированы решающие тенденции развития концепции цифровой трансформации. Выявлены наиболее проблемные аспекты, препятствующие повсеместному использованию информационных систем в ходе решения задач, стоящих перед работниками органов прокуратуры. Особое внимание обращено на функциональное развитие внедряемых информационных систем, а также техническую оснащенность органов прокуратуры. Рассмотрен вектор развития АИК «Надзор-WEB», «ГАС ПС», отмечены плюсы и минусы программ, а также пути развития. На основе анализа собранных данных выявлены возможные трудности в реализации программы цифровизации органов прокуратуры Российской Федерации.

Annotation.

The article presents the process of digitalization in the prosecutor's offices of cities and districts of the Russian Federation. The activities of the prosecutor's office, the main goals and objectives are disclosed. The decisive trends in the development of the concept of digital transformation are analyzed. The most problematic aspects that hinder the widespread use of information systems in the course of solving the tasks facing employees of the prosecutor's office are identified. Special attention is paid to the functional development of the implemented information systems, as well as the technical equipment of the prosecutor's office. The vector of development of AIC "Supervision-WEB", «GAS PS» is considered, the pros and cons of programs, as well as the ways of development are noted. Based on the analysis of the collected data, possible difficulties in the implementation of the digitalization program of the Prosecutor's Office of the Russian Federation have been identified.

Ключевые слова: цифровизация, прокуратура, организация прокурорского надзора, электронный документооборот, автоматизированные информационные системы, АИК «Надзор-WEB», информационные технологии, регистрация документов, АРМ «Статистика», «ГАС ПС».

Key words: digitalization, prosecutor's office, organization of prosecutor's supervision, electronic document management, automated information systems, AIC "Supervision-WEB", information technology, document registration, ARM "Statistics", «GAS PS».

Прокуратура Российской Федерации является неотъемлемой частью органов государственной власти, которая не относится ни к одной из ветвей власти, но имеет весомую роль для всей системы в целом. Такая единая централизованная система призвана осуществлять надзор и пресекать малейшее несоблюдение конституционных прав. Ведь, органы прокуратуры осуществляют свои полномочия по определенным направлениям своей деятельности.

Так, одним из направлений является общий надзор прокурора. Он состоит из надзора за законностью актов, которые издаются органами управления, должностными лицами, а также надзора за исполнением законов всеми гражданами. Общий надзор является одним из главных направлений в деятельности прокуратуры Российской Федерации, потому что указанная отрасль прокурорского надзора связана не только с укреплением законности в деятельности органов власти, субъектов РФ и местного самоуправления, но и с утверждением действенной вертикали власти. В свою очередь, она выражается в защите и обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, число запросов, поступающих в органы прокуратуры, неумолимо растет, высокий документооборот не позволяет своевременно реагировать на поступающие запросы, тем самым прокуратура не исполняет свое основное направление деятельности в полном объёме.

Актуальность представленной темы заключается в том, что развитие прокуратуры в Российской Федерации берёт своё начало еще с начала восемнадцатого века, правда тогда главной целью создания было значительное уменьшение роста бюрократизации. Как известно, все имеет свойство меняться, так и прокуратура "не стоит на месте", тем самым обеспечивает развитие своей системы с помощью цифровизации. На сегодняшний день цифровизацию применяют во всех сферах общественной жизни, что упрощает жизнь граждан, а также помогает качественнее осуществлять свои полномочия в сфере общего надзора.

Однако все не так просто, цифровизация имеет существенную проблему, а именно низкую техническую оснащенность, отсутствие достаточного количества серверов, позволяющих удерживать большой поток информации, а также избегать перегруза сети в «час-пик».

Деятельность прокуратуры, да и в частности прокурора, включает в себя широкий спектр функций и задач, так например, участие в рассмотрении судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции дел, возбужденных по искам о защите прав, свобод и законных интересов лиц; вступление в процесс на любой стадии и дача заключений по делам, предусмотренным ГПК; надзор за исполнением законов и законностью правовых актов.

Помимо этого, прокуратура имеет определенные цели, которые выражаются в:

- создании общей систематизированной базы данных, способствующей защите прав и личных интересов

граждан

- повышении достоверности получаемых данных за счет информационных средств

- упорядочивании документооборота в органах прокуратуры;

- освобождении сотрудников прокуратуры от рутинного непроизводительного труда;

- обеспечении оперативности обработки жалоб, заявлений граждан

Исходя из вышеперечисленных целей вытекают следующие задачи:

- повышение оперативности реагирования прокуратурой нарушаемых законов;

- создание понятной и прозрачной среды взаимодействия органов прокуратуры как друг с другом, так и с гражданами;

- улучшение надзора за счёт высококачественных технологий;

Осуществление данных функций и задач занимает у прокурора достаточно времени, что значительно замедляет процесс. Кроме того, нецелесообразным является и бумажная волокита, то есть ведение дел на бумажном носители, так как органы прокуратуры поступает значительное количество обращений, поручений, запросов и иных документов. Все это послужило поводом к созданию единой концепции внедрения современных технологий и улучшение качества работы.

Отправной точкой реализации цифровизации послужил приказ Генпрокуратуры от 14 сентября 2017 года № 627, в котором была утверждена Концепция цифровой трансформации органов прокуратуры до 2025 года. Реализация данной Концепции предполагается в три этапа: I этап - 2017 г.; II этап - 2018 - 2020 г.; III этап - 2021 - 2025 г.

В настоящее время осуществляется третий этап (2021-2025 годы), который включает: развитие государственных и ведомственных информационных систем, и автоматизированных информационных комплексов органов прокуратуры; реализацию технологии единого входа в информационные системы и автоматизированные информационные комплексы органов прокуратуры; введение единой защищенной сети передачи данных органов прокуратуры, а также иные мероприятия соответствующие концепции.

Данная Концепция предназначена для органов прокуратуры, которые распределены по всей территории России и которые образуют трехуровневую систему:

1 уровень - Генеральная прокуратура РФ;

2 уровень - прокуратуры республик в составе Российской Федерации; прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; иные территориальные прокуратуры; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей;

3 уровень - прокуратуры городов и районов; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов.

Следовательно, была создана программа по передаче данных, под названием АИК «Надзор-WEB». Эта разработка представляет собой совершенно новую автоматизированную единую систему для информационно-документационного обеспечения надзорного производства в органах Прокуратуры Российской Федерации. Приоритетной целью данной программы является увеличение производительности труда сотрудников в работе с документами, то есть создание единого информационного пространства для их ввода, обработки, анализа и хранения. Формирование АИК «Надзор-WEB» производят подразделения Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры субъектов РФ, а также городские и районные прокуратуры. Все подразделения заносят сведения о входящих, исходящих и внутренних документах, а также их дальнейшее передвижение и исполнение в надзорных органах.

Подразумевалось, что введение АИК «Надзор-WEB» позволило бы значительно уменьшить организационно-технические затраты, связанные с перерегистрацией документов, поступивших из других прокуратур, снизить количество копировальных работ, ускорить обработку документов, тем самым сокращая рабочее время сотрудников. Однако, преимущества данной системы перекрываются очевидным недостатком-сложностью внедрения в массы.

В приказе Генпрокуратуры России от 29.12.2011 N 450 (ред. от 16.09.2022) "О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации" указано, что

АИК "Надзор-WEB" - автоматизированный информационный комплекс единой системы информационно -документационного обеспечения надзорного производства органов прокуратуры, созданный для автоматизации делопроизводственной и надзорной деятельности. Только вот на практике получается, что как таковой единой базы нет, так как местное управление не всегда имеет такую возможность и оснащенность чтобы заводить, обрабатывать, анализировать и хранить информацию. Проблематика заключается в том, что работники Генеральной прокуратуры Российской Федерации не могут проследить истории работы с обращениями в нижестоящих прокуратурах. А работники прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур отмечают ограниченный доступ, позволяющий отследить судьбу только тех документов, что прошли регистрацию в управлении.

Для того, чтобы зарегистрировать свое обращение в системе АИК нужно внести сведения в регистрационную карточку. В ней указываются краткое содержание, которое отражает суть вопроса или вопросов, адрес, регион, вид отправки, регион обжалуемых действий и исполнителя. Помимо того, что регистрация — это трудно затратная операция, она еще требует указания необходимости регистрации документа в зависимости от его содержания, авторства, вида, подлинности.

Существует правило, в соответствии с которым обязательной регистрации подлежат документы, требующие учета, исполнения и использования в справочных целях. Не подлежат регистрации документы, присланные для сведения и не требующие ответа, информационные и рекламные материалы, приглашения на различные мероприятия. В дополнение, на документы, не подлежащие регистрации, составляется специальный перечень.

Несмотря на сложный процесс регистрации, она необходима для развития АИК. Следовательно, если каждый работник будет пополнять единую базу, внося туда обращения граждан, различные заявления, тогда работа прокуратуры перейдет на новый уровень, то есть будет выполнена одна из основных целей цифровизации-создание общей систематизированной базы данных. Так, у МВД России есть единая база преступников, она помогает сотрудникам правоохранительных органов быстрее находить преступников, предотвращая совершения новых преступлений. Безусловно, и прокуратура сможет ускорить свою деятельность с уже имеющейся базой материалов.

Помимо АИК «Надзор-WEB» есть еще одна программа, позволяющая обрабатывать информацию, а после превращать ее в статистику, и это программа АРМ «Статистика». Данное специальное программное обеспечение предназначено для обработки статистической отчетности. Его использование позволяет в сжатые сроки обрабатывать и выдавать обобщенные данные табличного типа, незамедлительно и в без участия специалиста вносить изменения в итоговое статистические таблицы. Благодаря текстовым настроечным файлам указанная программа имеет преимущества в виде гибкости по настройке.

АРМ «Статистика Генеральной прокуратуры Российской Федерации» реализует следующие функции:

- ввод и коррекцию данных;

- логический контроль данных при вводе;

- получение справочно-аналитических таблиц в регламентном (формирование повторяющихся запросов, например, из месяца в месяц) и интерактивном режимах;

- администрирование базы данных.

Как и любая другая программа, АРМ «Статистика» имеет свои недостатки. Так, вся система хранения информации в АРМе построена на устаревшей технологии хранения данных и ее использование при построении системы правовой статистики недопустимо. Кроме того, в системе отсутствует блок визуализации данных, что является недостатком АРМа, потому что табличная форма восприятия данных малоэффективна.

Можно сделать вывод, что АРМ «Статистика», теряет свои функции по созданию базы данных правовой статистики на всех уровнях. В дальнейшем, ее использование будет иметь эффект только тогда, когда она будет использоваться совместно с другими программными комплексами органов прокуратуры, например, АИК «Надзор-WEB».

Помимо вышеперечисленных автоматизированных систем существует ГАС ПС. Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет создание, развитие, ввод в эксплуатацию и обеспечение функционирования ГАС ПС, а также устанавливает требования к техническим и программным средствам, используемым в ГАС ПС, состав, правила размещения и сроки хранения информации в системе, порядок функционирования системы и регистрации пользователей в ней, порядок и сроки ввода в эксплуатацию.

Главной целью создания государственной автоматизированной системы правовой статистики является построение полноценной, принципиально новой, основанной на современных технологиях системы единого государственного учета данных о преступности, отвечающей приоритетным задачам социально-экономического развития страны. Существенным преимуществом данной системы является создание единого хранилища данных (федерального уровня), которое предназначено для упорядочивания информации о зарегистрированных сообщениях о преступлениях, а также результатах их расследования, вплоть до судебных решений, ну и конечно же, для формирования государственной статистики.

Эта система позволит привести к снижению трудоемкости при сборе и обработке статистической информации и организовать единое информационное пространство в области уголовно-правовой статистики на основе общих принципов и правил информационного взаимодействия государственных органов, технологий ведения и использования автоматизированных систем, банков данных, телекоммуникационных сетей. Помимо этого, повысит качество административно- управленческих процессов, основанных на фактических достоверных сведениях о состоянии преступности и следственной работы.

В соответствии с Концепцией Генеральной прокуратуры Российской Федерации в состав ГАС ПС входят следующие основные элементы:

- автоматизированные рабочие места для ведения книги учета сообщений о преступлениях и формирования статистических карточек машиночитаемого вида;

- портал ГАС ПС, предназначенный для сбора, ввода, обработки, хранения и использования статистической информации, ведения различных реестров объектов учета, формирования государственной отчетности и аналитической деятельности;

- сервисы интеграции с внешними информационными системами, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (далее СМЭВ):

- компонент ведения нормативно-справочной информации и метаданных системы;

- публичный портал правовой статистики, который размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предназначен для обеспечения информирования граждан и общественности о состоянии преступности.

Программное обеспечение ГАС ПС позволяет автоматически сформировать статистическую отчетность, а также выявить нарушения уголовно-процессуального законодательства при осуществлении полномочий по надзору за соблюдением требований закона о регистрации и разрешении сообщений об преступлениях.

Основной целью создания ГАС ПС является создание единого информационного пространства в сфере уголовно-правовой статистики, что предполагает формирование достоверной и полной статистической информации для повышения эффективности государственного управления по борьбе с преступностью.

Целями информационного пространства в сфере правовой статистики являются:

- формирование результатов состояния преступности и следственной работы;

- повышение эффективности межведомственного взаимодействия:

- повышение качества административно управленческих процессов;

- обеспечение ведомственного контроля и прокурорского надзора за соблюдением федерального законодательства;

- снижение показателей трудоемкости в процессе получения и обработки статистической информации

Реализация программы ГАС ПС сможет повысит эффективность и качество заполнения и представления

документов первичного учета, а также оперативность взаимодействия органов прокуратуры и правоохранительных органов, при осуществлении государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному становится ясно, что цифровизация деятельности правоохранительных органов сложный и многогранный процесс. Изложенные выше мероприятия по цифровой трансформации органов прокуратуры РФ - это лишь малая часть того, что предусматривает рассмотренная Концепция. Ведь, организация делопроизводства с использованием современных информационных технологий повышает эффективность взаимодействия органов и организаций прокуратуры, как между собой, так и с другими ведомствами и учреждениями.

Необходимость цифровой трансформации обусловлена существенным ростом объема информации в работе прокуроров почти по всем направлениям деятельности, например в 2012 году в прокуратуру поступило 3 млн 637 тыс. обращений граждан, в 2021 году отмечен рост до 5 млн 127 тыс. обращений, что является максимальным числом за 20 лет. Все это в очередной раз подтверждает необходимость перехода в электронный формат. Однако, все усложняется низким уровнем готовности к полному переходу в цифровизацию. Это проявляется в устаревшем оборудовании, в плохом качестве интернет-соединения в некоторых районах, а также отсутствие специальных знаний, может привести к замедлению работы самой системы, например чрезмерная нагрузка сервиса происходит за счёт загрузки служащими больших объемов данных в хранилище без предварительного сжатия. Указанное, несомненно, является основной проблемой цифровизации.

Путем решения данной проблемы может стать приобретение более мощных серверов, проведение высокоскоростного интернет-соединения, замена оборудования работников, но все это следует закрепить на законодательном уровне, чтобы каждый глава субъекта был обязан обеспечить органы прокуратуры, входящие в его территориальное управление, всем необходимым.

Из вышеуказанной проблемы вытекает вторая, не менее важная, а именно: невозможность корректной работы всех звеньев органов прокуратуры из-за нижестоящих органов, которые неуверенно пользуются системами электронного документооборота и большую часть документации ведут на бумажных носителях для надежности. Следовательно, вышестоящие органы не могут отследить работу нижестоящих органов, что выражается в ограниченном доступе и невозможности проследить истории работы с запросами и обращениями граждан.

В дополнение, отсутствие специальных, информационных познаний приводит к эффекту, тормозящему процессы прохождения документов, служащие делают ошибки при регистрации, передаче и отправке документов, что может привести к неполучению информации конечным адресатом.

Таким образом, решением названной проблемы является разработка специальных видеоматериалов и инструкций по работе с тем или иным информационным комплексом. Либо создание ^-курсов, направленных на изучение и освоение автоматизированных информационных систем, которые будут служить не только профессиональной переподготовкой, но и отличным способом знакомства с информационными технологиями.

Исходя из этого, если будет решен вопрос технической оснащенности и повышения квалификации работников, то АИК «Надзор-WEB» сможет стать стал полной, совершенной и достоверной базой данных к 2025 году, а также иные программы, включенные в Концепцию цифровизации органов прокуратуры РФ.

Что касается ГАС ПС, то представленная программа позволит наглядно увидеть состояние преступности, раскрываемость преступлений и состояния следственной работы. Помимо этого, обеспечит прозрачность и полноту учетных сведений о преступлениях, даст возможность проследить всю цепочку событий, начиная с сообщения о совершенном преступлении, заканчивая исполнением судебного решения, уголовным наказанием и снятием судимости. Все это позволит увидеть реальную картину состояния преступности и вырабатывать действенные меры по борьбе с преступностью.

В заключение необходимо отметить, что цифровизация является важным процессом, являющимся предпосылкой к существенному росту эффективности во всех направлениях деятельности.

Список используемой литературы:

1. Приказ Генпрокуратуры России от 29.12.2011 N 450 (ред. от 16.09.2022) "О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации"

URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_127074/ebe4865ea3f74e2716e90c46190f45879b857b52/ (дата обращения: 26.11.2022)

2. Приказ Генпрокурора РФ от 26.04.2012 №181 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе" URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/documents?item=1731586 (дата обращения: 26.11.2022)

3. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 14 сентября 2017 г. № 627 (ред. от 01.12.2021) "Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года" URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278651/ (дата обращения: 26.11.2022)

4. Алексеев Д. А. Цифровизация деятельности органов прокуратуры Российской Федерации // Актуальные исследования. 2022. №36 (115). С. 72-75. URL: https://apni.ru/article/4567-tsifrovizatsiya-deyatelnosti-organov-prokurat (дата обращения: 26.11.2022)

5. Бударин И.С. Государственная автоматизированная система правовой статистике в информационном пространстве // Вестник науки и образования. Серия: Право. 2019. №19 (73). С.78-80.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-avtomatizirovannaya-sistema-pravovoy-statistiki-v-informatsionnom-prostranstve/viewer (дата обращения: 26.11.2022)

6. Жак, Д. И. Цифровизация деятельности органов прокуратуры / Д. И. Жак. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 282-284. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91878/ (дата обращения: 26.11.2022).

7. Завьялова И. С. Цифровая трансформация органов и организаций прокуратуры Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2021. № 4 (47). С. 44-52. URL: https://doi.Org/10.17308/vsu.proc.law.2021.4/3691 (дата обращения: 26.11.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.