Научная статья на тему 'Цифровизация платёжных услуг на примере «Открытого банкинга»'

Цифровизация платёжных услуг на примере «Открытого банкинга» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
491
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПЛАТЁЖНЫЕ УСЛУГИ / ОТКРЫТЫЙ БАНКИНГ / ОТКРЫТЫЙ API / DIGITALIZATION / DIGITAL TRANSFORMATION / PAYMENT SERVICES / OPEN BANKING / OPEN API

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихиев А. А.

Статья посвящена перспективам и драйверам цифровизации платёжных услуг на примере открытого банкинга (open banking) в России. В статье рассмотрены ключевые драйверы и тенденции цифровизации сектора. Проанализированы стратегии и финансовые показатели отдельных банков. Рассмотрены ключевые аспекты цифровой трансформации. Открытый банкинг это термин финансовых услуг как часть финансовой технологии, который относится к: Использование открытых API-интерфейсов, которые позволяют сторонним разработчикам создавать приложения и сервисы вокруг финансового учреждения.The article is devoted to the key trends and drivers of digitalization of payment services in Russia using the example of open banking. The article discusses the key drivers and trends in the digitalization of the sector. The key aspects of digital transformation are considered. Open banking is a financial services term as part of financial technology that refers to: the Use of open APIs that allow third-party developers to create applications and services around a financial institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровизация платёжных услуг на примере «Открытого банкинга»»

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПЛАТЁЖНЫХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ «ОТКРЫТОГО БАНКИНГА»

DIGITALIZATION OF PAYMENT SERVICES ON THE EXAMPLE OF "OPEN

BANKING"

УДК 033.336 DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10227

Шихиев А. А.

Студент Магистратура 2 курс, Факультет финансовых рынков Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Россия, г. Москва A. A. Shikhiev [email protected]

Аннотация

Статья посвящена перспективам и драйверам цифровизации платёжных услуг на примере открытого банкинга (open banking) в России. В статье рассмотрены ключевые драйверы и тенденции цифровизации сектора. Проанализированы стратегии и финансовые показатели отдельных банков. Рассмотрены ключевые аспекты цифровой трансформации.

Открытый банкинг - это термин финансовых услуг как часть финансовой технологии, который относится к: Использование открытых API-интерфейсов, которые позволяют сторонним разработчикам создавать приложения и сервисы вокруг финансового учреждения.

Annotation

The article is devoted to the key trends and drivers of digitalization of payment services in Russia using the example of open banking. The article discusses the key drivers and trends in the digitalization of the sector. The key aspects of digital transformation are considered.

Open banking is a financial services term as part of financial technology that refers to: the Use of open APIs that allow third-party developers to create applications and services around a financial institution.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, платёжные услуги, открытый банкинг, открытый API.

Keywords: digitalization, digital transformation, payment services, open banking, open API.

Открытый банкинг — это новая концепция банковской деятельности, которая сформировалась на основе Payment Services Directive (PSD2) и Open Banking Remedy. Её целью является повышение качества клиентского обслуживания и предоставление возможности третьим сторонам использовать и анализировать данные банка. Это возможно благодаря API.

API — это программный интерфейс из набора готовых функций или структур, которые предоставляются приложением или сервисом. Или операционной системой, если нужно использовать классы или константы для внешних программных продуктов.

Целью PSD2 является не только дальнейшая интеграция с текущим европейским рынком, но также и усиление конкуренции на этом рынке, чтобы предоставить больший выбор и лучшие цены для потребителей. В этом процессе рассматривается потенциал инноваций и технологий для повышения эффективности финансовой индустрии. Он стремится повысить конкуренцию, позволяя новым участникам конкурировать на равных условиях за счёт более широкого доступа к данным. PSD2 повышает доступность данных, требуя, чтобы действующие банки обменивались данными своих клиентов с согласия клиента. Это данные, которые относятся к текущим счетам клиентов. Эти данные могут быть доступны сторонним поставщикам (TPP - third party providers), которые являются авторизованными поставщиками онлайн-услуг. Они не являются частью клиентских отношений с банком, но могут осуществлять онлайн-транзакции. PSD2 позволит этим третьим сторонам создавать приложения вокруг инфраструктуры банка. Консенсус заключается в том, что это будет осуществляться с использованием открытых API, хотя это явно не указано в директиве.

Сторонний поставщик (TPP) определяется как поставщик онлайн-услуг, который действует вне клиентских отношений с банком. Хотя он не имеет прямого отношения к банку, он может собирать информацию и проводить операции со счетов. Как объяснялось выше, PSD2 открывает рынок для этих TPP, уполномочивая банки открывать текущие счета клиентов внешним сторонам. Третьи лица могут получить доступ только к информации, полученной с согласия владельца банковского счета, и могут получить доступ только к информации, необходимой для выполнения задачи, запрошенной клиентом. В то время как обычные банки нуждаются в одной лицензии для каждой страны, в которой они работают, подобные третьи стороны должны быть лицензированы только в своём государстве, чтобы работать в пределах всего ЕС. Сторонние поставщики могут быть разделены на два основных типа поставщиков услуг. Это поставщики информационных услуг по учетным

записям (Account Information Service Providers AISP) и поставщики услуг по инициированию платежей (Payment Initiation Service Providers PISP). Они отличаются друг от друга услугами, которые они предоставляют, и их подходом к данным о клиентах, предоставляемым банками.

AISP являются поставщиками услуг, которые стремятся собирать данные о клиентах отдельных лиц из нескольких финансовых учреждений и консолидировать эти данные. Это позволяет клиенту иметь единую платформу, где он может легко управлять своими счетами. AISP обязан защищать клиента с помощью страхового возмещения, которое компенсирует клиента в случае возникновения ошибки. PSD2 также запрещает AISP хранить конфиденциальные платежные данные и требует их регистрации в Европейском банковском органе.

На рисунке 1 представлена схема взаимодействия участников и AISP.

Рисунок 1. Схема взаимодействия участников и AISP

Р1БР — это другая основная группа поставщиков услуг, которые характеризуются как сторонние поставщики. Их цель — инициировать платежи от имени своих клиентов, чтобы сделать процесс оплаты более простым и эффективным. Во-первых, пользователь должен согласиться с условиями PISP, предоставляя PISP доступ к данным и учётным записям пользователя. Затем пользователь может авторизовать PISP для инициирования платежа. PISP поступает путем передачи платежного поручения на счет клиента, и, следовательно, платеж выполняется, и средства переводятся от плательщика к получателю. Как и AISP, PISP также запрещено

хранить конфиденциальные платежные данные, а также обрабатывать информацию, которая не является строго необходимой для выполнения транзакции. Р^Р создает мост между двумя отдельными учетными записями и обрабатывает информацию для выполнения транзакций между ними. Это облегчает перевод средств для клиентов, поскольку в нем участвует меньше сторон и не требуется, чтобы они раскрывали информацию о своих кредитных или дебетовых картах. Таким образом, РКР могут упростить традиционную цепочку создания стоимости платежей, тем самым предоставляя возможности для снижения сборов, участвующих в процессе. Другим важным аспектом ценностного предложения Р^Р является повышенное удобство для клиентов, поскольку их модель упрощает мобильные платежи и расширяет возможности удобного включения платежей в другие приложения. На рисунке 2 представлена схема взаимодействия участников и Р^Р.

Рисунок 2. Схема взаимодействия участников и PISP

На сегодня день открытый банкинг имплементирован и действует лишь в Великобритании и некоторых странах ЕС. Имплементация открытого банкинга в рамках PSD2 директивы происходила на протяжении последних нескольких лет.

На примере Райффайзен Банка в Чехии можно посмотреть, что уже внедрены, прописанные директивой PSD2, API интерфейсы. Среди них можно выделить авторизационный API (авторизует клиента в системе банка при входе со сторонних сайтов или приложений - это «входящий» API, подтверждение от него требуется для работы других API), API проверки баланса - позволяет приложениям третьих лиц проверять достаток средств на счету клиента банка, Accounts API - интерфейс, позволяющий приложениям и сайтам третьих лиц

взаимодействовать со счетами клиента в банке, разрешая при этом следующие операции: выведение списка счетов; выведение баланса счетов; выведение списка транзакций по счетам; выведение списка распоряжений по счёту; выведение деталей распоряжений.

Типы транзакций, поддерживаются Райффайзен Банков в Чехии через интерфейсы открытого банкинга: стандартный перевод со счёта на счёт; платёж со счета на карту; снятие или внесение наличных через банкомат; операции с наличными (оператор по приёму наличных при этом использует интернет-интерфейсы); платежи за рубеж; платёжные поручения; платежи через почтовую систему Чехии (локальное дополнение системы открытого банкинга в Чехии); обмен валюты; начисление процентов; оплата налогов; комиссии; оплата штрафов; начисление бонусов; прочие

Выведение подобных операций без участия текущий компаний-посредников (например, Visa или MasterCard) способны сократить комиссионные расходы компаний и клиентов, так как платёжные услуги будут происходить без участия посредников, а через API.

Чтобы определить способность открытого банкинга влиять на банковскую индустрию России, необходимо изучить её потенциал в российском контексте. Таким образом, необходимо оценить пригодность российского рынка для услуг, предлагаемых Open Banking. Такой анализ позволяет понять способность третьих лиц (TPP) обосноваться в России и их способность расти на рынке. Анализ основан на факторах, сопровождающих деятельность Open Banking в ЕС как в передовице развития открытого банкинга в мире. Понимание этих факторов в сочетании с наблюдениями относительно России как страны и экономики. Это позволяет изучить преимущества и недостатки России как рынка для открытых банковских операций. Кроме того, он дает представление о будущем Open Banking в России и его будущей конкурентоспособности с международной точки зрения.

Для развития открытого банкинга в России необходимо определить драйверы, которые будут способствовать этому развитию. В целом, можно выделить две основные категории факторов, стоящих за развитием, а именно драйверы спроса и предложения. Драйверы спроса определяют совокупный интерес к продукту и определяются воспринимаемой потребителем ценностью. Драйверы предложения определяют количество и разнообразие продуктов, предлагаемых на рынке. Эти драйверы являются продуктом рыночных и нормативных условий. Ниже выделены данные драйвера и их оценка на российском рынке в сравнении с ожиданиями на рынке ЕС, где открытый банкинг уже внедрён. Индексация произведена субъективно по

принципу сравнения, каждому драйверу присвоен рейтинг от 1 (по сравнению с рынком ЕС - данный драйвер не развит и не может сейчас дать толчок развитию открытого банкинга в России) до 4 (по сравнению с рынком ЕС -данный драйвер развит и может в полной мере дать толчок развитию открытого банкинга в России) Среди драйверов спроса можно выделить:

В первую очередь, потребительские предпочтения, то есть описание предпочтений, которые потребители ценят в продукте. Эти предпочтения сложны и многочисленны, но можно определить некоторые основные особенности. Однако важно помнить, что эти функции сильно запутаны, что затрудняет дифференциацию их воздействия. Основные характеристики, представляющие потребительские предпочтения Open Banking, определяются как качество продукта, относительная цена и удобство. Чтобы новые услуги, предоставляемые Open Banking, набирали обороты на рынке, они должны развивать их так, чтобы они лучше соответствовали предпочтениям по сравнению с существующими продуктами. Характер новых услуг, созданных в ЕС после PSD2, подчеркивает это, поскольку они нацелены на предоставление единой платформы, тогда как потребители могут удовлетворить свои финансовые потребности. Удобство также тесно связано с качеством этих услуг, где такие аспекты, как более быстрые платежи, могут быть определены как повышение как качества, так и удобства. Цена услуг выделена в качестве еще одного аспекта, где новые услуги должны иметь преимущество, учитывая, что они могут упростить цепочку создания стоимости платежа. Тем не менее, цены в традиционной отрасли не так легко наблюдать, что делает этот эффект несколько слабее, чем во многих других отраслях. Кроме того, на рынках, где цены среди поставщиков близки к однородным, акцент часто делается на удобстве предлагаемых услуг. Потребительские предпочтения в России отмечены быстрыми темпами роста онлайн-шоппинга, спросом на цифровой опыт покупок, резким сдвигом в сторону цифровых каналов коммуникации, Европейский рынок показывает схожие тенденции и общий уровень развития по доле населения, использующих цифровые каналы. Данный драйвер был оценён как «4».

Цифровые возможности также определяют способность использовать сторонние услуги и, следовательно, определяют спрос на такие услуги. Аспект цифрового охвата остаётся главной проблемой среди разработчиков в менее развитых странах, где население вне цифрового охвата представляет большую часть населения. Хотя цифровой охват тесно связано с долей населения, имеющего цифровой доступ, обработка информации связана с их цифровыми

возможностями. Это связано с пониманием того, как третьи стороны получают доступ к своим данным и используют их, а также с потенциальными последствиями совместного использования их данных. Кроме того, это относится к возможности воспользоваться новыми услугами, созданными третьими сторонами. Услуги Open Banking воспринимаются как высокотехнологичные, поэтому эти аспекты становятся критически важными для обеспечения широкого распространения у потребителей. Цифровая инфраструктура поддерживает способность населения развивать свои цифровые возможности и гарантирует, что постепенно большая часть населения достигает более высокого технического уровня. Процесс внедрения в ЕС дает представление о необходимости таких возможностей и инфраструктуры, поскольку страны с высокими возможностями быстрее внедрили их по сравнению со странами с более низкими баллами по этим аспектам. Это подчеркивается нынешней разницей в реализации между западной и восточной частью Европы. В России уровень цифрового охвата населения один из самых высоких в мире, 82% населения РФ пользуются интернетом, при этом экслюзивный охват с мобайл-устройств уже выше, чем с дескотопных. В главах выше было выявлено высокое проникновение мобайл-банкинга и интернет-банкинга в России. Данный драйвер также был оценен как «4».

Среди драйверов предложения можно выделить:

Доступ к капиталу - способность предпринимателей и существующих фирм привлекать средства для новых проектов. Финансирование на ранней стадии, такое как венчурный капитал, особенно важно для Open Banking. Чтобы иметь возможность усилить конкуренцию и предоставить новые услуги, должен быть доступный капитал для предпринимателей, планирующих предоставлять сторонние услуги. Таким образом, подчеркивая необходимость раннего финансирования. Эмпирические данные также подтверждают важность доступного финансирования на ранней стадии предпринимательской деятельности. Самила и Соренсон обнаружили положительное влияние увеличения венчурного капитала на число созданных фирм. Однако процесс финансирования не обязательно должен происходить на рынке. Государственная помощь инновационным стартапам является важным и распространенным способом привлечения средств. Это также позволяет предпринимательской деятельности, особенно на рынках, где венчурный капитал традиционно не был заметным, например, на российском рынке. Объёмы венучрного финансирования в России существенно низкие, как показывает компания TAdviser в 2019 рынок венчурного финансирования

в РФ составил всего 520 млн долларов США, в то время как в ЕС данный рынок достиг в 2019 отметки в 36 млрд долларов США. Поэтому России в плане финансирования в первую очередь будет полагаться на разработки крупного бизнеса или на государственное субсидирование, подобные субсидии существуют как на федеральном уровне в программах различных министерств, так и на региональном уровне (здесь отдельно стоит выделить Московский регион, бюджет которого позволяет выделять особо существенные суммы на подобные программы). Данный драйвер был оценен как «2».

Предложение рабочей силы отражает доступность работников и их квалификацию в соответствии с потребностями рынка. Эта особенность экономики важна для предпринимательства, чтобы гарантировать, что стартапы могут получить доступ к квалифицированной рабочей силе и что существуют люди, квалифицированные, чтобы начать свой собственный бизнес. Существует статистически значимое влияние квалифицированного труда на формирование FinTech. Open Banking — это высокотехнологичная концепция, основанная на услугах, предоставляемых в традиционной банковской модели. Таким образом, наличие сотрудников с квалификацией в технологической и финансовой областях имеет решающее значение для разработки решений третьих сторон. Это подчёркивает необходимость сильных образовательных учреждений и широкого доступа к ним общественности.

Кроме того, способность привлекать иностранные таланты будет иметь важное значение для обеспечения дополнительного предложения квалифицированной рабочей силы. В России подчёркнуто сильная школа программирования, что подтверждается многочисленными отметками о первенстве, сильны позиции ИТ-компаний, поэтому квалифицированного персонала в России достаточно, но отсутствует определенная бизнес-культура, чтобы основывать собственные AISP и PISP (по аналогии с ЕС). Тем не менее данный фактор в отдельности не мешает инвестировать в разработки по данному направлению крупному бизнесу (Яндекс, MRG, Сбербанк и прочие). Данный драйвер был оценен как «3».

Регуляторная среда определяет рамки, в которых работает рынок. Они меняют условия конкуренции и ставят целью облегчить выход новых участников на рынок. Они также снижают определенные риски, связанные с Open Banking, и делят обязанности между сторонами в случае утечки данных. Важность правил была подчеркнута различными странами, которые создали такие правила для усиления конкуренции и, следовательно, деятельности Open

Banking. Это влечет за собой такие положения и директивы, как «Закон о регулировании финансовых технологических институтов» Мексики, ранее упоминавшийся PSD2 и прочие. Этот драйвер Open Banking также учитывает влияние существующих правил на сторонние сервисы. В России на текущий момент отсутствуют регуляторные рамки в области открытого банкинга и их необходимо начать разрабатывать как можно раньше. Данный драйвер оценён на «1».

Развитые финансовые рынки облегчают агрегирование комплексных наборов данных. Без хорошо функционирующих финансовых рынков будет нехватка транзакционных и учетных данных, что будет препятствовать созданию сторонних сервисов. Поэтому инфраструктура банковской системы важна для обеспечения безопасной передачи данных между сторонами. Кроме того, прозрачность на финансовых рынках позволяет повысить готовность населения делиться своими финансовыми данными. Прозрачность также включает в себя доступ к информации о действиях третьих сторон, которая позволяет потребителям принимать более обоснованные решения. В России довольно высокая доля цифровизации на финансовом рынке, но готовность делиться финансовой информацией в рамках открытого банкинга только предстоит оценить. Данный драйвер был оценён как «3».

Состояние технологий на рынке определяет услуги, которые могут быть произведены. Это влечет за собой то, как третьи стороны могут использовать данные потребителей для создания инновационных решений. Кроме того, он обеспечивает более эффективные процессы безопасности, что снижает риски, связанные с утечками данных. Инвестиции в исследования и разработки обеспечивают непрерывный технический прогресс. Кроме того, этот прогресс подразумевает, что третьи стороны могут выполнять свои операции более эффективно и предлагать потребителям новые услуги. Таким образом, они могут заменить большую долю в цепочке создания стоимости банков, поскольку прогресс продолжается. Кроме того, цифровая инфраструктура обеспечивает быстрый обмен данными и помогает предпринимателям в создании услуг. Цифровые решение на финансовом рынке России не раз были отмечены на международном уровне, а Тинькофф Банк в 2018 году был признан лучшим онлайн-банком в мире. Состояние технологий на российском рынке финансовых услуг довольно высокое, что также отмечается различными индексами цифровизации. Данный драйвер был оценен как «4».

В то время как нормативные акты устанавливают основу для рынка, способность правительства повышать осведомленность напрямую связана с уровнем принятия открытого банковского обслуживания. Правительство

может ускорить процесс принятия, повысив осведомленность банков о возможностях, которые Open Banking предоставляет рынку, тем самым увеличивая их готовность соблюдать правила. Кроме того, они информируют предпринимателей об изменениях в банковской сфере, побуждая их действовать. Дополнительной особенностью этого фактора является способность правительства оказывать помощь и тесно сотрудничать с участниками рынка, чтобы обеспечить быстрое соблюдение и эффективное внедрение. Общепринятым подходом правительств было создание специального подразделения для выполнения этих операций. В России подобное отдельное подразделение на текущий момент отсутствует и в планах не указано о его создании. Данный драйвер был оценен как «1».

Информация по драйверам была агрегирована на рисунке 3.

Рисунок 3. Драйверы развития открытого банкинга в России

Проведённый выше анализ драйверов развития позволяет составить субъективную картину готовности Российского рынка в разрезе по драйверам по открытому банкингу - см. рисунок 4.

Не готов (1) Уровень готовности Скорее не готов, нем готов (2) Скорее готов, чем не готов (3) Готов (4)

Регулирование Доступность капитала Рабочая сила Технологии

Государственная поддержка Финансовые рынки Потребительские предпочтения

1 X 2 I 2X1 | 3X2 | Цифровые возможности

Рисунок 4. Готовность российского рынка к открытому банкингу в разрезе

драйверов

Суммарный средний индекс таким образом по четырехбалльной шкале по всем драйверам составил = ((1*2)+(2*1)+(3*2)+(4*3))/8 = 22/8 = 2.75, что соответствует «Скорее готов, чем не готов». Основной преградой к развитию служит отсутствие на текущий момент мер со стороны государства и отсутствие капитала у сторонних компаний, а также низкая бизнес-культура (культура стартапов) у населения РФ.

Как вывод можно заключить, что для дальнейшего развития цифровых платёжных услуг в России в рамках открытого банкинга необходим толчок со стороны государства в виде регуляций и в виде директив по пример Европейского Союза, где открытый банкинг разработан, внедрён и начал действовать. При этом необходимо также повысить уровень осведомлённости как бизнеса, так и физических лиц об открытом банкинге - так как именно они будут являться целевой аудиторией для подобного нового витка цифровизации платёжных услуг. Стимулирование венчурных инвестиций в РФ не сможет дать эффекта в краткосрочной перспективе, в то время как открытый банкинг - это именно краткосрочная перспектива. Тем не менее, крупные инвестиции могут вкладывать в свои собственные наработки крупный бизнес, например, Яндекс, MRG, QIWI, Сбербанк.

Литература

1. Haddad, C., & Hornuf, L. (2016, October). The Emergence of the Global Fintech Market: Economic and Technological Determinants

2. Samila, S., & Sorenson, O. (2011, February). Venture Capital, Entrepreneurship and Economic Growth. The Review of Economics and Statistics, c. 338-349

3. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение Ч-80: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. ; науч. ред. Л. М. Гохберг ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 82с.

4. Deloitte EMEA Digital Banking Maturity 2018 [Электронный ресурс] URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/Documents/About-Deloitte/central-europe/ce-digital-banking-maturity-study-emea.pdf?nc=1

5. McKinsey Цифровая Россия: Новая Реальность, Июль 2017 [Электронный ресурс!_URL:

https://www. mckinsey.com/ru/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and

%20Middle%20East/Russia/Qur%20Insights/Digital%20Russia/Digital-

Russia-report.ashx

6. Mediascope, Аудитория интернета в России [Электронный ресурс] URL:https://mediascope.net/upload/iblock/530/iMetrix Mediascope Ишуньк ина 061118.pdf

7. Open Banking in UK [Электронный ресурс] URL: https: //www.openbanking.org.uk

8. PWC, Глобальное исследование потребительского поведения за 2019 год

[Электронный_ресурс]_URL:_https: //www.pwc. ru/ru/retail -

consumer/publications/gcis-2019-ru.pdf

Literature

1. Haddad, C., & Hornuf, L. (2016, October). The Emergence of the Global Fintech Market: Economic and Technological Determinants

2. Samila, S., & Sorenson, Q. (2011, February). Venture Capital, Entrepreneurship and Economic Growth. The Review of Economics and Statistics, c. 338-349

3. What is the digital economy? Trends, competencies, measurement of H-80: proc. to XX APR. Intern. scientific Conf. on problems of development of economy and society, Moscow, 9-12 APR. 2019 / G. I. Abdrakhmanova, K. Q. Vishnevsky, L. M. Gokhberg et al.; scientific ed. UN-t "Higher school of Economics". - Moscow: Publishing house of the Higher school of Economics, 2019. - 82C.

4. Deloitte EMEA Digital Banking Maturity 2018 [Electronic resource] URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/Documents/About-Deloitte/central-europe/ce-digital-banking-maturity-study-emea.pdf?nc=1

5. McKinsey Digital Russia: A New Reality, July 2017 [Electronic resource] URL:

https://www. mckinsey.com/ru/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and

%20Middle%20East/Russia/Qur%20Insights/Digital%20Russia/Digital-

Russia-report.ashx

6. Mediascope, Internet Audience in Russia [Electronic resource] URL:https://mediascope.net/upload/iblock/530/iMetrix Mediascope Ишуньк ина 061118.pdf

7. Open Banking in UK [Electronic resource] URL: https: //www.openbanking.org.uk

8. PWC, Global study of consumer behavior for 2019 [Electronic resourcel URL: https://www.pwc.ru/ru/retail-consumer/publications/gcis-2019-ru.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.