ОТКРЫТЫЙ БАНКИНГ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И НЕДИСКРИМИНАЦИОННЫЙ ДОСТУП: ИНИЦИАТИВЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЫНКА ПЛАТЕЖЕЙ
Аннотация. В мире остро стоит вопрос доступности финансовых услуг и обеспечения эффективности рынка платежей. Интерес к доступности финансовых услуг можно объяснить тем, что они позволяют потребителям снижать затраты на оплату товаров и услуг (например, в удаленном режиме), безопасно хранить и наращивать свои сбережения. Для государства повсеместная доступность финансовых услуг означает большую прозрачность расчетов и их контролируемость. Для экономики в целом - оптимизацию издержек и повышение конкурентоспособности. Новые подходы к повышению конкуренции на финансовом рынке актуальны и в контексте безналичного общества. Ведь в этой парадигме отсутствие доступна к качественным услугам - это уже не просто упущение, а признак поражения гражданина в правах. Без них он не может получать социальные пособия, участвовать в экономических отношениях и т.д. Поэтому финансовый регулятор неизбежно столкнется с выбором, с которым столкнулось государство в области здравоохранения, электроэнергетики и коммунальных услуг: либо напрямую регулировать комиссии (что вряд ли хорошо работает на всех этих рынках), либо создавать условия для максимизации конкуренции. К решению этих вопросов в Европейском Союзе подошли через реализацию недискриминационного доступа к счетам и принципов «открытого банкинга». Первые шаги в этом направлении - Директивы ЕС 2015/2366 и 2014/92/EU.
Ключевые слова. Вторая платежная Директива 2015/2366, финансовая доступность, финансовые услуги, стандартизация, регулирование, Директива Европейского Парламента и Совета 2014/92/EU, конкуренция.
Dostov V.L., Shoust P.M.
OPEN BANKING, STANDARDIZATION AND NON-DISCRIMINATION ACCESS: EUROPEAN UNION INITIATIVES TO IMPROVE THE EFFICIENCY
OF THE PAYMENT MARKET
Abstract. The issues of financial inclusion and efficiency of payments market are being debated. This interest may be explained by the willingness to lower the costs of products and services (for example, remotely), and manage to keep and increase savings. Governments are interested in financial inclusion as they look for more clearing and settlement transparency. As to the economy in general it benefits from lowering costs and increasing competition. In this paradigm the lack of access to the high-quality financial services can be seen as denial of human rights. It is impossible to get benefits and take part in the economic activities. Therefore, the financial regulator will face the choice: either regulate tariffs directly, or create
ГРНТИ 06.73.00 © Достов В.Л., Шуст П.М., 2018
Виктор Леонидович Достов - кандидат физико-математических наук, председатель Совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов «АЭД», председатель Совета Центра аналитики финансовых технологий.
Павел Михайлович Шуст - кандидат педагогических наук, исполнительный директор Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов «АЭД», руководитель Центра аналитики финансовых технологий.
Контактные данные для связи с авторами (Достов В.Л.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 21.08.2017.
conditions that will maximize market competition. In order to solve these problems European Union decided to implement the principles of "open banking" and non-discriminatory access to accounts. EUDirectives are seen as the first steps taken to solve these problems.
Keywords. Directive (EU) 2015/2366 of the European Parliament and of the Council, financial inclusion, financial services, standardization, regulation, Directive 2014/92/EU of the European Parliament and of the Council, competition.
Введение
В последнее десятилетие мы можем увидеть стремительное расширение перечня услуг, которые принято считать «социально значимыми», частью «общественных благ» (public goods). Помимо доступа к медицинскому обслуживанию, питьевой воде, образованию, государства начинают задумываться о том, как обеспечить доступность мобильной связи, Интернета, а также финансовых услуг.
Интерес к доступности финансовых сервисов неслучаен. Они позволяют потребителям снижать затраты на оплату товаров и услуг (например, в удаленном режиме), безопасно хранить и наращивать свои сбережения. Для государства повсеместная доступность финансовых услуг означает большую прозрачность расчетов и их контролируемость. Для экономики в целом - оптимизацию издержек и повышение конкурентоспособности. Например, одной из причин создания сервиса JoMoPay в Иордании стала проблема обеспечения социально-незащищенных групп населения, таких как беженцы (по состоянию на 2015 год их насчитывалось в стране порядка 664 тыс. человек), доступом к финансовым услугам для получения материальной помощи [1].
Можно обязать клиентов открывать банковские счета или обеспечить универсальную выдачу банковских карт. Однако, как показала практика, такие решения малоэффективны. Примером тому является государственная программа в Индии, запущенная в августе 2014 года и направленная на открытие счетов населению. На первый взгляд, результат оказался потрясающим: всего в стране физическим лицам открыто более 210 млн счетов [2]. Однако, исследование Всемирного банка показало, что 43% (около 195 млн) счетов являются «спящими», то есть потребителями не используются [3].
Если в развивающихся странах проблемы довольно понятны - в первую очередь это физическая доступность или отсутствие современных финансовых услуг на рынке, то в развитых государствах препятствия для развития заключаются в наличии неэффективных практик. Например, довольно сложная тарификация финансовых продуктов и услуг или сложный процесс перехода из одного банка в другой. Ведь банки стараются удержать клиентов, создавая барьеры для перехода в другое финансовое учреждение, предоставляя пакетные сервисы. Это ведет к тому, что на рынке розничных финансовых услуг конкуренция фактически исчезает, в широком масштабе у банков, по существу, нет стимулов к разработке более интересных или выгодных предложение клиентам.
В данной статье мы рассмотрим опыт Европейского Союза в сфере повышения эффективности рынка платежных услуг. В центре внимания - Директива 2014/92/EU Европейского Союза о платежных счетах и Директива 2015/2366, более известна как Вторая платежная директива. Оба документа являются прекрасными примерами реализации системных мер, направленных на оптимизацию рыночных практик.
Директива о платежных счетах: основные положения и предпосылки принятия
Отличительной особенностью европейского платежного рынка является активное использование потребителями платежных счетов. Значительная часть платежей здесь совершается путем прямого дебетования и с использованием платежных поручений. Это подтверждает статистика Европейского Центрального Банка за 2015 год, где лидирующее место по количеству транзакций занимают платежные карты (47,2%), а далее следуют платежные поручения (25,7%) и прямое дебетование (21,1%) [4]. Поэтому удивительно, что в 2011 году, по данным Всемирного Банка, 56 млн граждан ЕС не имели счетов [5]. Из них 53 млн относились к социально-незащищенным группам населения.
Одной из причин недостаточной доступности услуг банковского счета является неоптимальное законодательство. Еще в июле 2011 года Еврокомиссия приняла Рекомендации по доступу к платежным счетам, целью которых было предоставить возможность использования платежного счета жителям ЕС
независимо от их финансового состояния [6]. Но, поскольку Рекомендации были необязательны, то их выполнили лишь три страны ЕС: Франция, Бельгия и Италия [7].
Конечно же, недостаточно обеспечить законодательную доступность услуги. Необходимо также стимулировать конкуренцию. Таким образом, перед законодателем стоит задача не регулировать конкретные услуги напрямую, а устранить рыночные практики, которые препятствуют повышению эффективности рынка. Именно поэтому в Европейском Союзе был принят обязывающий документ -Директива 2014/92/Еи Европейского Парламента и Совета. Основные новеллы Директивы сводятся к четырем вопросам: обеспечение недискриминационного доступа, стандартизация информации о комиссионном вознаграждении по платежным счетам, создание сайтов-агрегаторов информации о комиссиях, а также регламентация процедур смены платежного счета.
Директива закрепляет право любого гражданина ЕС открыть платежный счет с базовым функционалом: возможностью внесения денег на счет, снятия наличных в банкомате в любое время, выполнения платежей. Платежные счета с базовым функционалом должны открываться по заявлению любого резидента ЕС в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления. Основаниями для отказа могут стать соображения национальной или общественной безопасности, а также нарушения «антилегали-зационного» законодательства.
Директива предусматривает стандартизацию наименований услуг, связанных с платежным счетом, причем как на национальном, так и на общеевропейском уровнях. Стандартизация должна проводиться в соответствии со специальным руководящим документом Европейской службы банковского надзора, который был опубликован в марте 2016 года. Таким образом, Директива обязывает добавить в национальные законодательства список платных услуг (от 10 до 20 наименований), которые обычно предоставляются вместе с платежным счетом и являются источником наибольших издержек для потребителей.
Идея создания специальных сайтов-агрегаторов не нова. В Великобритании еще в 2006 году был запущен агрегатор финансовых услуг Gocompare.com. С его помощью можно сравнить условия предоставления не только банковских, но и страховых услуг. Цель создания таких сервисов находится на пересечении двух инициатив. Первая - это стандартизация протоколов обмена информацией. Вторая платежная директива обязывает финансовые учреждения открыть для информационных посредников доступ к своим информационным системам. Вторая инициатива заключается в стандартизации наименования услуг, связанных с платежным счетом. Принятой Директивой предусматривается наличие в каждом государстве ЕС хотя бы одного сайта, который будет агрегировать все предложения по платежным счетам. Сайты могут принадлежать как частному оператору, так и органам власти.
Наконец, Директива четко определяет процедуру смены платежного счета. Сам процесс описан в 10 статье документа и включает в себя несколько стадий по открытию нового счета и закрытию старого счета, а также мероприятия по «миграции» клиента в новое финансовое учреждение. Условно процесс можно разделить на шесть этапов:
1. Клиент обращается к банку-реципиенту с просьбой открыть счет и инициировать процедуру смены счета. Сообщает реквизиты своего старого счета.
2. Банк-реципиент в течение двух рабочих дней связывается с банком-донором и уведомляет его о поступившем заявлении; начинается процедура смены счета.
3. Банк-донор переводит остаток денежных средств на новый счет клиента.
4. Банк-донор передает банку-реципиенту список неисполненных платежных поручений и требований.
5. Банк-донор начинает автоматически переадресовывать входящие поступления в банк-реципиент; в отсутствие такой возможности - отказывать в зачислении средств, сообщая отправителю причину отказа.
6. По завершении периода, установленного клиентом, банк-донор закрывает старый счет. Вторая платежная директива как пример стандартизации на рынке розничных финансовых услуг
В 2007 году в Европейском Союзе была принята первая Платежная Директива [8]. Ее основная цель состояла в том, чтобы заложить основы наднационального платежного регулирования и максимально сблизить условия трансграничных платежей в Европе с внутригосударственными. Директива отвечала целям, для которых была изначально разработана. Однако в платежной деятельности, в от-
личие, например, от депозитно-кредитной, существенную роль играет технологический компонент. Поэтому к профильному регулированию предъявляются особые требования: оно должно учитывать развитие новых технологий, бизнес-моделей и их влияние на розничный сектор, защиту прав потребителей, конкуренцию. Под давлением этих обстоятельств, в ноябре 2015 года была принята т.н. Вторая платежная Директива 2015/2366 [9].
Одним из основных нововведений директивы является введение в правовое поле новых организаций - информационных посредников. Такие посредники, не являясь банком, должны играть роль посредника между потребителем и банком - например, составлять от имени клиента платежные поручения и агрегировать информацию о всех совершенных операциях. Конечно же, информационные посредники могли предлагать свои услуги и до принятия Директивы, заключив с банком договор. Нововведением является то, что согласно статьям 66 и 67 Директивы финансовые учреждения обязаны предоставлять таким посредникам доступ к своим информационным системам даже в отсутствие договора.
Технически это будет реализовано через так называемы открытые API (англ. Open API). Таким образом, через открытый API компания-разработчик мобильного банковского приложения может синхронизировать его с любым европейским банком. Посредством открытого API такой посредник с разрешения клиента получает доступ к его банковским счетам и составляет от его имени платежные поручения.
Директива вводит в правовое поле два типа информационных посредников: сервисы по инициации платежей (PISP) и сервисы по агрегации финансовой информации (AISP).
Принцип работы с первым типом посредников можно описать следующим образом. Сначала клиент передают PISP поручение о переводе денежных средств в пользу магазина. Затем PISP при необходимости приводит поручение к форме, требуемой банком плательщика, передает поручение банку плательщика, получает от него подтверждение о приеме к исполнению. После PISP уведомляет магазин о том, что распоряжение клиента принято к исполнению его банком, а магазин, в свою очередь, предоставляет клиенту товар или услугу. Наконец, банк плательщика исполняет поручение клиента, денежные средства зачисляются на счет получателя.
Второй тип информационных посредников (AISP) функционирует аналогично. Отличие заключается в одностороннем взаимодействии с финансовой информацией. Эти организации получают всю информацию о совершенных операциях, счетах и денежных остатках, анализируют ее и предоставляют клиентам агрегированные данные, инвестиционные советы и другую информацию. Данный тип посредников при этом не имеет права инициировать от имени клиента поручения по переводу денежных средств. Благодарности
Авторы выражают признательность Григорию Захаржевскому, аналитику Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов за помощь в подготовке материала.
Заключение
В заключение стоит отметить, что, скорее, неэффективные процессы и практики, являются одной из основных причин неудовлетворенности потребителей, недостаточной конкуренции и спроса на наличные. Именно поэтому, казалось бы, насыщенные и богатые инновациями рынки развитых стран точно так же сталкиваются с проблемой ограниченной доступности финансовых услуг, что и страны, где банковская инфраструктура находится в зачаточном состоянии. Конечно же, расширение линейки финансовых продуктов способствует повышению уровня доступности финансовых услуг, но не является панацеей от всех бед. Без эффективных институтов невозможно создать по-настоящему безналичное общество. Ведь здесь платежная услуга переходит из разряда коммерческих сервисов в категорию социально значимых, гарантированных государством.
Принятие Директивы о платежных счетах ясно отражает вектор развития финансового рынка, направленный на повышение рыночной конкуренции и эффективности. Такие процессы, как стандартизация API и внедрение принципов открытого банкинга в рамках Второй платежной директивы, приведут к существенной трансформации рынка и окажут влияние на внутренние процессы финансовых учреждений. Участникам рынка необходимо заранее понять, как повлияют такие изменения на их бизнес. Наиболее актуальными направлениями подготовки здесь могут быть: изучение перспектив
API в рамках существующих информационных систем банка, анализ подходов взаимодействия с информационными посредниками через API и исследование возможности внедрения способов монетизации API.
ЛИТЕРАТУРА
1. The long road to interoperability in Jordan. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gsma.com/ mobilefordevelopment/wp-content/uploads/2016/12/GSMA-case-study_Jordan_2016.pdf (дата обращения 16.03.2017).
2. Kausha A. Nearly every Indian household has a bank account // Business Standard. 11.02.2015.
3. Demirguc-KuntA., Klapper L., Singer D., Oudheusen P.V. The Global Findex Database 2014. Measuring Financial Inclusion around the World // Policy Research Working Paper № 7255. World Bank. April 2015.
4. ECB payments statistics. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sdw.ecb.europa.eu/reports.do? node=1000004051 (дата обращения 16.03.2017).
5. Measuring Financial Inclusion: The Global Findex Database. World Bank Group, 2012.
6. Recommendation on access to a basic payment account. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32011H0442 (дата обращения 16.03.2017).
7. Member States' follow-up to the Recommendation. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/finance/finservices-retail/docs/inclusion/swd_2012_249_en.pdf (дата обращения 16.03.2017).
8. Directive 2007/64/EC of the European Parliament and of the Council of 13 November 2007 on payment services in the internal market amending Directives 97/7/EC, 2002/65/EC, 2005/60/EC and 2006/48/EC and repealing Directive 97/5/EC (Text with EEA relevance) // Official Journal of the European Union. L 319. 05.12.2007.
9. Directive (EU) 2015/2366 of the European Parliament and of the Council of 25 November 2015 on payment services in the internal market, amending Directives 2002/65/EC, 2009/110/EC and 2013/36/EU and Regulation (EU) No 1093/2010, and repealing Directive 2007/64/EC // Official Journal of the European Union. L 337. 23.12.2015. P. 35-127.