Научная статья на тему 'Анализ доступности финансовых услуг в Ростовской области'

Анализ доступности финансовых услуг в Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ФИНАНСОВЫМИ УСЛУГАМИ / ФИНАНСОВАЯ ДОСТУПНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / SERVICES PROVISION / EQ REGIONAL FINANCIAL WORKING ACCESSIBILITY / FINANCIAL EQ ИНДИКАТОР LITERACY / FINANCIAL SERVICES TO THE EQ ЗАЙМЫ POPULATION КРЕДИТНЫЕ / FOREIGN EQ EXPERIENCE TOPICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коханова В.С., Лосева И.Н.

Количественное сокращение субъектов финансового рынка напрямую воздействует на уровень доступности финансовых услуг, а также на их качество. В сложившейся ситуации пока что мы наблюдаем снижение обеспеченности региона финансовыми услугами, однако грамотное применение зарубежного передового опыта позволит оптимизировать ситуацию без существенных потерь для экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quantitative reduction of financial market entities directly affects the level of accessibility of financial services, as well as their quality. In the current situation, for the time being, we are seeing a decline in the region's financial services, but a competent application of foreign best practices will help optimize the situation without significant losses for the economy as a whole.

Текст научной работы на тему «Анализ доступности финансовых услуг в Ростовской области»

Коханова В. С.,

к.э.н., доцент кафедры финансов, бухучета и налогообложения, руководитель Академии экономики и управления, Южный университет (ИУБиП) (ЧОУВО ЮУ (ИУБиП)) E-mail: kohanovavs@yandex.ru Лосева И.Н.,

магистрант 2 года обучения, Академия экономики и управления, Южный университет (ИУБиП) (ЧОУВО ЮУ (ИУБиП)) E-mail: i.r.i.f.k.a@mail.ru

АНАЛИЗ ДОСТУПНОСТИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Количественное сокращение субъектов финансового рынка напрямую воздействует на уровень доступности финансовых услуг, а также на их качество. В сложившейся ситуации пока что мы наблюдаем снижение обеспеченности региона финансовыми услугами, однако грамотное применение зарубежного передового опыта позволит оптимизировать ситуацию без существенных потерь для экономики в целом.

Ключевые слова: обеспеченность финансовыми услугами, финансовая доступность, финансовая грамотность, финансовые услуги населению, зарубежный опыт.

Kohanova V.S., Loseva I.N.

ANALYSIS OF AVAILABILITY OF FINANCIAL SERVICES IN THE ROSTOV REGION

Quantitative reduction of financial market entities directly affects the level of accessibility of financial services, as well as their quality. In the current situation, for the time being, we are seeing a decline in the region's financial services, but a competent application of foreign best practices will help optimize the situation without significant losses for the economy as a whole.

Keywords: financial services provision, financial accessibility, financial literacy, fi-

nancial services to the population, foreign experience.

Текущее состояние мировой экономики характеризуется как этап, ориентированный на потребности личности.

В современной экономической литературе можно найти различные подходы к трактовке понятия «финансовая доступность». В частности, финансовую доступность можно определить как одно из непременных условий экономического развития. В то же время нельзя говорить о достаточной изученности взаимодействия и взаимосвязи между финансовой доступностью и традиционными задачами финансового сектора, такими как обеспечение стабильности, целостности, защиты прав потребителей финансовых услуг.

При этом важность баланса между повышением уровня финансовой доступности, снижением рисков и сохранением финансовой стабильности признаются международными институтами по разработке стандартов в финансовой сфере [4].

В документе «Показатели финансовой доступности Группы двадцати» измеряют финансовую доступность с учетом трех аспектов:

- доступа к финансовым услугам,

- пользования финансовыми услугами,

- качества предоставления продуктов и услуг [1].

Согласно определению ЦБ РФ базовый набор финансовых услуг - это услуги, оказываемые финансовыми организациями в соответствии с законодательством РФ, включающие услуги страхования, кредитования, по формированию вкладов/сбережений, а также платежные услуги.

Доступность финансовых услуг считается серьезной проблемой в Российской Федерации. Сельские и отдаленные районы недостаточно снабжены сетью отделений поставщиков финансовых услуг, терминалами и платежной инфраструктурой. Доступ к финансовым услугам является необходимым фактором для финансового обеспечения деятельности бизнеса. Также доступность качественных финансовых

услуг помогает домохозяйствам обеспечивать сбалансированность накоплений и расходов.

Значимым базисом финансовой доступности является развитие инфраструктуры для оказания финансовых услуг, позволяющая осуществлять как физически, так и удаленный доступ к финансовым услугам с помощью различных точек доступа.

Таблица 1 - Точки доступа к финансовым услугам [2]

Индикатор 2014 год 2015 год 2016 год

Кредитные организации

Количество действующих кредитных организаций 834 733 623

Количество подразделений действующих кредитных организаций 44 612 39 621 36 878

Микрофинансовые организации

Количество микрофинансовых организаций 4 200 3 688 2 588

Кредитные потребительские кооперативы

Количество кредитных потребительских кооперативов 3545 3500 3 059

Количество кредитных потребительских кооперативов, нет данных

состоящих в саморегулируемых организациях кредитных потребительских кооперативов 1 495 1 603

Ломбарды

Количество ломбардов 7 796 8 417 7 415

Количество субъектов страхового дела

Количество субъектов страхового дела 567 478 364

Количество субъектов страхового дела и обособленных

подразделений страховщиков 6 059 5 357 нет данных

Банкоматы

Количество банкоматов кредитных организаций 222 761 207 428 203 496

Количество банкоматов кредитных организаций с функ-

цией выдачи наличных денег 139 042 131 525 127 694

Количество банкоматов кредитных организаций с функ-

цией приема наличных денег 131 096 123 018 118380

Количество банкоматов банковских платежных агентов

(субагентов) нет данных 504 нет данных

Платежные терминалы

Количество платежных терминалов кредитных организаций 7 427 6 682 6 300

Количество платежных терминалов банковских платеж-

ных агентов (субагентов) 1 908 297 2 218 041 1 849 529

Количество платежных терминалов, платежных агентов

(операторов по приему платежей и платежных субагентов) 217 975 380 819 нет данных

Почтовая связь

Количество офисов (филиалов и отделений) организаций

почтовой связи 41 640 41 588 нет данных

По итогам 2016 года можно наблюдать сокращение числа подразделений как банков, так и кредитных организаций на 21,5%, субъектов страхового дела - на 23,8%, МФО - на 29,8%, а также количества банкоматов и платежных терминалов кредитных организаций - на 3,8% и 5,7% соответственно (таблица 1).

В Ростовской области, по данным ЦБ РФ, функционирует 1091 учреждение банковской системы, в том числе 7 учреждений Банка России, 11 региональных банков,

57 филиалов инорегиональных банков. На 1 миллион жителей приходится всего 257 учреждений банков. Динамика данных показателей приведена в таблице 2.

Таблица 2 - Динамика институциональной обеспеченности _платежными услугами в Ростовской области [2]_

Показатель 2014 год 2015 год Сокращение показателя 2015-2014 годы 2016 год Сокращение показателя 2016-2015 годы Темп прироста на период 2014-2016 годы, проценты

Количество учреждений банковской системы, ед. 1304 1171 -133 1091 -80 -16

Количество учреждений Банка России, ед. 11 7 -4 7 0 -36

Количество региональных банков, ед. 14 13 -1 11 -2 -21

Количество филиалов иноре-гиональных банков, ед. 85 73 -12 57 -16 -33

Количество учреждений банков на 1 миллион жителей, ед. 307 276 -31 257 -19 -16

При этом анализ зарубежного опыта показывает, что это крайне незначительные величины. Так, согласно опыту Швейцарии, где по итогам 2016 года функционирует 3391 банковское учреждение при численности населения в 8 341 000 человек, на один миллион жителей приходится 407 банковских учреждений [3].

Экономику любого субъекта федерации, в том числе и Ростовской области, описывает большое количество показателей. В данном исследовании исследованы следующие показатели:

1. Среднемесячные подушевые доходы (руб.).

2. Институциональная насыщенность банковскими услугами (по численности населения).

3. Финансовая насыщенность банковскими услугами (по объему выданных кредитов).

4. Индекс развития сберегательного

дела.

5. Совокупный индекс обеспеченности региона банковскими услугами.

Таблица 3 - Динамика показателей обеспеченности экономики РО банковскими услугами, _2014-2016 годы [2]

Наименование показателя 2014 год 2015 год Темп роста, % 2016 год Темп роста, %

Количество кредитных организаций, филиалов, дополнительных, операционных и кредитно-кассовых офисов 1304 1171 89,80 1091 93,17

Валовой региональный продукт (ВРП), млн руб. 1000247,6 1122011,9 112,17 1152306 102,70

Численность населения, тыс. чел. 4245,5 4242 99,92 4236 99,86

Денежные доходы на душу населения (среднемесячные), руб. 23354,73 26 545,56 113,66 33498,45 126,19

Институциональная насыщенность банковскими услугами (по численности населения) 1,007 1,021 101,39 1,026 100,44

Финансовая насыщенность/обеспеченность банковскими услугами (по кредитам) 1,62 1,09 67,37 1,616 148,05

Индекс развития сберегательного дела 0,017 0,017 100,93 0,016 97,44

Совокупный индекс обеспеченности региона банковскими услугами 1,38 1,28 92,75 1,38 107,81

Оценивая финансовую доступность необходимо обратить внимание на показатели финансовой грамотности, на уровень осознанности принимаемых финансовых решений.

Под финансовой грамотностью населения понимается способность граждан России:

- эффективно управлять личными финансами;

- осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование;

- оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением;

- разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг (в том числе инструментов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций), иметь

актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках;

- принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и осознанно нести ответственность за такие решения;

- компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления [4].

Согласно ЦБ РФ, базовый набор финансовых услуг - это услуги, оказываемые финансовыми организациями в соответствии с законодательством РФ, включающие услуги страхования, кредитования, по формированию вкладов/сбережений, а также платежные услуги [5].

Следовательно, необходимо оценить пользование именно этими (услугами на территории Ростовской области в сравнении со средним показателем по России.

Таблица 4 - Динамика институциональной обеспеченности платежными услугами _в Ростовской области [2]_

Показатель Анализируемый регион 2014 год 2015 год 2016 год

Численность населения,че-ловек Ростовская область 4 245 532 4 242 080 4 236 000

РФ 143 666 931 146 267 288 146 544 710

Кредиты/займы физических лиц, в миллионах рублей Ростовская область 206 549 132 954 166546

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РФ 8629722 5861351 7210266

Кредиты/займы малому и среднему бизнесу, в миллионах рублей Ростовская область 193096 143 249 182872

РФ 7610594 5460273 5302130

Страхование, в миллионах рублей Ростовская область 12287,7 12071,6 10336,8

РФ 987772,6 1023819,3 885699,2

Вклады, в миллионах рублей Ростовская область 384 713 460 877 517402

РФ 27523647 31286296 34120946

Платежные услуги, в миллионах рублей Ростовская область нет данных нет данных нет данных

РФ 503 139,0 500 989,3 353 010,4

Помимо указанных индикаторов необходимо брать в расчет и ценовую доступность как для граждан, так и для юридических лиц, оценивать безопасность предоставляемых финансовых услуг.

Ценовая доступность финансовых услуг для населения характеризуется среднегодовой процентной ставкой, которая по итогам 2016 года составила 16,97%.

Как видно из рисунка 1, среднегодовая ставка снизилась по сравнению с 2014 годом, что можно оценить положительно, так как снижение стоимости кредитных

средств является стимулом для расширения доступности кредитов населения.

Уровень процентных ставок для субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2016 года находится на уровне 15,91%.

Согласно исследованию, проведенному НАФИ [7], за 2016 год треть субъектов малого и среднего предпринимательства в России (32%) обращались за кредитами или займами в банки. В основном это были кредиты для юридических лиц (14%) и займы в МФО (9%). Почти каждый десятый предприниматель признается, что

оформлял кредит для нужд предприятия как физическое лицо (8%). 68% предпринимателей не обращались за оформлением

займов, и большинство из них объясняют это тем, что рассчитывают на собственные средства.

Рисунок 1 - Динамика среднегодовой процентной ставки для физических лиц

Рисунок 2 - Динамика среднегодовой процентной ставки для субъектов малого и среднего бизнеса

Каждый второй предприниматель за последний год подавал заявление на кредит один раз (51%), еще 22% опрошенных подавали заявление дважды, только 27% обращались три и более раз. Стоит отметить, что получение положительного решения не всегда означает получение всей суммы заявки (средняя сумма заявки 8 млн. рублей, а средняя одобренная сумма почти в 1,5 раза ниже - 4,7 млн. рублей). Те опрошенные, которым было отказано в кредитах (32%), в половине случаев не получили разъяснений причин отказа (50%).

Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства в основном самостоятельно заполняют документы на кредит (78%), только 22% прибегали к по-

мощи сторонних специалистов. Предприниматели, не прибегавшие к внешним консультациям, получали одобрение по кредитам реже (7%).

В Ростовской области проводился опрос донских предпринимателей, согласно результатам которого 86% респондентов удовлетворены качеством оказания банковских услуг. Среди проблем опрошенные назвали недостаточное количество точек получения услуг и сложность получения кредитов, что иллюстрирует общую ситуацию в стране [8].

Как известно, в сентябре 2016 года Банк России запустил единый центр приема и обработки жалоб граждан пользованием финансовыми услугами [6]. Принцип «одного окна» повышает эффективность рабо-

ты с запросами клиентов, что и является основной целью реализации нового проекта регулятора. После поступления обращений специалисты Центрального банка будут анализировать и классифицировать их. Кроме того, Центральный банк намерен запустить мобильное приложение, позволяющее жаловаться на качество финансовых услуг конкретных банков.

Что касается уровня безопасности предоставления финансовых услуг, то в исследовании, проведенном компанией Сар§еш1ш, отмечается, что 83% клиентов доверяют системам кибербезопасности банков и страховых компаний, в то время как лишь 21% банковских сотрудников высшего звена полностью уверены в возможности финучреждений выявить и защититься от кибератаки [9]. 1

Проводить анализ обеспеченности региона финансовыми услугами не имеет смысла без анализа итогов деятельности банковского сектора. С учетом вышеизложенного, моделью прибыли банковской деятельности (У), рассматриваемая нами, может включать четыре внутренних фактора:

1) Х1 - кредитные вложения в экономику, млн.руб.;

2) Х2 - средства предприятий и организаций,млн.руб.;

3) Х3 - объем кредитования физических лиц;

4) Х4 - вклады граждан, млн руб.

[10].

Обобщенная модель прибыли банковской деятельности за пять лет (20122016 годы) по региональной банковской системе РО, выражается регрессионным уравнением

У = 0,004 + 0,962X1 + 0,618X2 + 0,996X3 + 0,969Х4.

Данная модель позволила выявить стабильно устойчивую высокую корреляционно-регрессионную связь между прибылью от банковской деятельности и всеми указанными факторами, выборочные

1 В указанном исследовании приняли участие 7,6 тыс. банковских клиентов и более 180 сотрудников высшего звена в сфере конфиденциальности персональных данных и безопасности в банках и страховых компаниях из восьми стран.

коэффициенты корреляции близки к единице по всем факторам, кроме фактора Х2 (средства предприятий и организаций). Для данной модели характерны следующие статистические показатели: коэффициент множественной корреляции Я=0,98 при уровне значимости 0,95.

Обобщенная модель прибыли банковской деятельности за пять лет (20122016 годы) по региональным банкам, головная организация которых открыта в РО, выражается уравнением

У=0,038+0,017Х1-0,033X2+0,053X3-0,016Х 4 (коэффициент множественной корреляции Я=0,88 при уровне значимости 0,95). В данном уравнении выборочные коэффициенты корреляции при переменных Х1 и X3 свидетельствуют о среднем уровне корреляционно-регрессионной связи, а отрицательные коэффициенты при X2 и X4 свидетельствуют о ее слабом проявлении.

В силу этого необходимо оценивать эффективность банков не только как отдельных игроков экономической системы, но рассматривать их в контексте общего развития региона. При этом необходимо решить основной вопрос, как и с помощью каких инструментов региональные банки влияют на социально-экономическое развитие региона.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что кредитование малого и среднего бизнеса нуждается в новых кредитных программах. Однако сложившаяся на сегодняшний день реальность не позволяет банкам в полной мере удовлетворить эти потребности. Как отмечается в работе Ко-хановой В.С., одним из эффективных инструментов реализации кредитных программ для малого бизнеса может стать внедрение опыта зарубежных стран [11].

Анализируя данные об уровне доступности финансовых услуг, можно делать вывод о том, что необходимо повысить качество финансовых услуг. Также необходимо способствовать повышению активности населения в части сбережений, создать возможности для накопления и инвестиций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Финансовая доступность в России: взгляд потребителя [Электронный документ]. URL: http://www.cgap.org/sites/ default/files/Working-Paper-Financial-Inclusion-in-Russia-Aug-2014-Rus.pdf (Дата обращения 15.01.2017).

2. Официальная отчетность ЦБ РФ. [Электронный документ] URL: https://www.cbr.ru/statistics/PrintYG.aspx?pi d=psrf&sid=ITM_35001 &Year=2015&file=/s tatistics/p_sys/T1_1501. htm (Дата обращения 12.01.2017).

3. Официальный сайт Банка Швейцарии. [Электронный документ]. URL: https://data.snb.ch/en/topics/banken#!/ cub e/ba stdagsua. (Дата обращения 15.01.2017).

4. Основные направления деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения. Утв. приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 24.09.2009 № 09-237/ПЗ. [Электронный документ]. URL: https://www.cbr.ru/sbrfr/archive/fsfr/archive_ ffms/ru/about/poulation/financial_literacy_act ivity/ guidance_materials/index.php@id_4= 18 7.html (Дата обращения 28.02.2017).

5. Обзор состояния финансовой доступности в Российской Федерации в 2015 году. [Электронный документ]. URL: http://cbr.ru/finmarkets/files/affordability/rev _fin_20161110.pdf (Дата обращения 16.01.2017).

6. В конце сентября ЦБ откроет «Единое окно» для жалоб россиян. [Электронный документ]. URL: http://izvestia.ru/news/633757. (Дата обращения 15.01.2017).

7. Малый и средний бизнес не обращается за внешним финансированием. [Электронный документ]. URL: http://finfin.rmcenter.ru/ (Дата обращения 15.01.2017).

8. Результаты анкетирования бизнес-сообщества Дона показали удовлетворенность качеством банковских услуг. [Электронный документ]. URL: http://www.donland.ru/news/Rezultaty-anketirovaniya-biznes-soobshhestva-Dona-pokazali-udovletvorennost-kachestvom-bankovskikh-uslug?pageid=92218&itemid =

73344&mid=83793. ( Дата обращения 15.01.2017).

9. Кризис доверия: клиенты зря полагаются на банки [Электронный документ]. http://psm7.com/news /krizis-doveriya-klienty-zrya-polagayutsya-na-banki.html. (Дата обращения 22.01.2017).

10. Малинина Н.А. Прогнозирование социально-экономических показателей для регулирования стратегии банковской деятельности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.э.н.: Спец. 08.00.05: Спец. 08.00.10 / Малинина Надежда Андреевна; [Вологод. гос. молочнохоз. акад. им. Н.В. Верещагина]. - Вологда:2000. - 19 с.

11. Коханова В.С. Инновационные финансовые инструменты в финансировании предприятий малого бизнеса: проблемы и перспективы // Сборник научных трудов по материалам IV Научно-образовательного Форума «Интеллектуальные ресурсы региональному развитию»). Ростов-на-Дону: ИУБИП, 2015 [Электронный документ]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25509603. (Дата обращения 23.01.2017).

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Financial accessibility in Russia: the consumer's view. [Electronic document]. URL: http://www.cgap.org/sites/ default/files/Working-Paper-Financial-Inclusion-in-Russia-Aug-2014-Rus.pdf. (Date of circulation on January 15, 2017).

2. Official reporting of the Central Bank of the Russian Federation. [Electronic document] URL: https://www.cbr.ru/statistics/PrintYG.aspx? Pid = psrf & sid = ITM_35001 & Year = 2015 & file = / statistics / p_sys / T1_1501.htm (Date of circulation 12/01/2017).

3. The official website of the Bank of Switzerland. [Electronic document]. URL: https://data.snb.ch / en / topics / banken #! / Cube / bastdagsua. (Date of circulation on January 15, 2017).

4. The main activities aimed at increasing the level of financial literacy of the population. Approved by the order of the Federal Service for Financial Markets of September 24, 2009 No. 09-237 / PZ [Electronic document]. URL:

https://www.cbr.ru/sbrfr/archive /fsfr/archive_ffms/en/about/poulation/ financial_literacy_activity /guidance_materials/index.php@id_4=187.ht ml (Date of circulation February 28, 2017).

5. Overview of the state of financial accessibility in the Russian Federation in 2015.[Electronic document]. URL: http://cbr.ru/finmarkets/files/affordability/rev _fin_20161110.pdf (Date of circulation January 16, 2017).

6. At the end of September, the Central Bank will open a «Single Window» for complaints of Russians. [Electronic document ]. URL: http://izvestia.ru/news/633757.(Date of circulation on January 15, 2017).

7. Small and medium-sized businesses do not apply for external financing. [Electronic document]. URL: http://finfin.rmcenter.ru/. (Date of circulation on January 15, 2017).

8. The results of the questioning of the business community of the Don showed satisfaction with the quality of banking services. [Electronic document]. URL: http://www.donland.ru/news/Rezultaty-anketirovaniya-biznes-soobshhestva-Dona-pokazali-udovletvorennost-kachestvom-

bankovskikh-uslug?pageid=92218&itemid = 73344 & mid = 83793. (Date of circulation on January 15, 2017).

9. The crisis of trust: customers vain rely on banks [Electronic docu-ment].http://psm7.com/news/krizis-doveriya-klienty-zrya-polagayutsya-na-banki.html. (Date of circulation January 22, 2017).

10. BMalinina N.A. Forecasting of socio-economic indicators for regulating the strategy of banking: Abstract of thesis. dis. to the soisk. scientist. step. k^.h .: Spe-cial.08.00.05: Spec. 08.00.10 / Malinina Nadezhda Andreevna; [Vologod. state. dairy farm.acad. them. N.V. Vereshchagin]. - Vologda: 2000. - 19 p.

11. Kokhanova V.S. Innovative financial instruments in financing small businesses: problems and prospects / / Collection of scientific papers on the materials of the IV Scientific and Educational Forum «Intellectual Resources for Regional Development»).Rostov-on-Don: IMBL, 2015. [Electronic document]. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25509603. (Dat e of circulation on January 23, 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.