УДК 316.334
Л. Г. ТИТАРЕНКО,
доктор социологических наук, профессор, Белорусский государственный университет, г. Минск, e-mail: larissa@bsu.by
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ОТНОШЕНИЕ БЕЛОРУССКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
В статье представлены результаты опросов белорусских и иностранных студентов, обучающихся в Беларуси, проведенных в рамках социологического исследования по проблеме циф-ровизации обучения. Судя по этим данным, студенты весьма позитивны по отношению к дистанционным методам и ИКТ в целом, они успешно адаптировались к новым технологиям и рискам информационной безопасности в условиях пандемии COVID-19.
Ключевые слова: цифровизация, иностранные студенты, пандемия, риски, адаптация, конкурентоспособность системы высшего образования.
L. G. TITARENKO,
Doctor of Sociological Sciences, Professor, Belarusian State University, Minsk, e-mail: larissa@bsu.by
DIGITALIZATION OF EDUCATION IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC: ATTITUDE OF BELARUSIAN AND FOREIGN STUDENTS
The article presents the results of surveys of Belarusian and foreign students studying in Belarus. Surveys were conducted as part of a sociological study on the problem of digitalization of education. Judging by these data, students are very positive in relation to remote methods and ICT in general, they have successfully adapted to new technologies and information security risks in the context of the pandemic COVID-19.
Keywords: digitalization, competitiveness of the system of higher education, foreign students, pandemic, risks, adaptation.
Цифровизация обучения остается важной проблемой в системе высшего образования ввиду неоднозначности ее восприятия профессорско-преподавательским составом вузов (ППС) и студенчеством. Под цифровой трансформацией в сфере обучения понимается системное обновление базовых составляющих образовательного процесса, включающее: результаты образовательной работы, содержание образования, организацию образовательного процесса, оценивание его результатов [1, с. 24]. Двойственность ее восприятия участниками образовательного процесса объективно обусловлена тем, что цифрови-зация обучения совершается под влиянием разных глобальных факторов. С одной стороны, быстрый переход на дистанционные методы обучения (ДО)
в связи с приходом пандемии СОУГО-19 был встречен в первой половине 2020 г. в штыки многими участниками образовательного процесса ввиду необходимости освоения большого объема новых технологий, роста затрат времени на освоение онлайн-платформ, отказа от привычных методов коммуникации. С другой стороны, те студенты и ППС, которые сумели быстро адаптироваться к этому процессу, осознали перспективы ДО и новые возможности, которые предоставляют информационные технологии в образовании. По прошествии полугода все участники образовательного процесса поняли, что оценка цифровизации в рамках системы высшего образования (СВО) не может быть чисто эмоциональной, как это было на этапе первой волны пандемии весной 2020 г. Нельзя не принимать во внимание, что цифровизация обучения - это часть широкомасштабного процесса дигитализации жизнедеятельности, обусловленного нынешним этапом индустриальной революции. Она имеет место во всем мире и началась задолго до пандемии, в первую очередь в странах Запада, где ДО «почти исключило необходимость для студентов находиться в одном помещении с преподавателями для обучения» [2, р. 170]. Совпадение этих двух, совершенно разных по природе, но равно влиятельных процессов - внедрения цифровых методов в разные сферы жизнедеятельности и стремительного расширения ДО в условиях пандемии - дает основание для того, чтобы рассматривать следствия этих процессов комплексно.
Объект нашего исследовательского интереса - система высшего образования, предметом исследования выступает влияние цифровизации в условиях пандемии на развитие этой системы. Эмпирической базой анализа послужили материалы нескольких исследований отношения ППС и студентов (белорусских и иностранных) к ДО, проведенных сотрудниками БГУ в 2021 г. Теоретической рамкой анализа является концепция глобальной трансформации высшего образования в условиях пандемии и концепция модернизации СВО Беларуси как составного элемента общей модернизации страны [3-5]. Методы эмпирического исследования - опрос (анкетный, интервью), анализ документов. Исходная проблема состоит в противоречивости следствий цифровой революции в сфере образования: она стимулирует дигитализацию высшего образования, но одновременно создает глобальные риски в гуманитарной сфере и информационной безопасности страны. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), будучи по своему характеру «рукотворными», созданными в разных целях [6, с. 140], активно воздействуют на поведение и мышление студенческой молодежи, на их сознание, изменяя их чувства и ценностные ориентации, симпатии и антипатии, то есть становятся потенциальными средствами манипулирования молодежью. Поэтому управленческое воздействие на внедрение ИКТ в образовательную сферу представляется необходимым.
Пандемия также стала важным фактором ускорения цифровизации в рамках СВО. Косвенным образом пандемия расширила объективные возможности для роста конкурентоспособности национальной СВО, которые проявля-
ются в быстром техническом переоснащении вузов, внедрении новых программ, приспособленных к условиям пандемии, росте числа иностранных студентов, привлекаемых возможностью продолжить обучение в Беларуси с помощью ДО. Исследование выявило, какие факторы внедрения цифровых методов и технологий в СВО, обусловленные пандемией, влияют на адаптацию ППС и студенчества к сложившейся ситуации, а также способствуют росту конкурентоспособности СВО на международной арене. На нынешнем, первоначальном, этапе исследования изучались субъективные оценки участников образовательного процесса. На следующем этапе планируется изучить объективные условия модернизации СВО и выявить, какие из них способны снижать или повышать уровень вузовской конкурентоспособности. Практические результаты исследования помогут заинтересованным организациям осуществлять целеориентированные действия по привлечению большего количества иностранных студентов в Беларусь, предлагая им гибкие формы обучения.
Поскольку в образовательном процессе участвуют как минимум две стороны, ППС и студенты, мы выявляли оценки ДО обеими сторонами. Сравнение этих оценок показывает разницу в восприятии ИКТ и ДО, которую необходимо принимать во внимание при дальнейшем развитии цифровизации.
Сначала остановимся на оценках ДО, которые им дали белорусские педагоги в 2020/2021 учебном году, когда более половины вузов в той или иной мере продолжали использовать эту форму обучения. Так, в опросе ППС в Белорусском государственном университете был зафиксирован сохраняющийся с весны 2020 г. психологический стресс и некоторое недовольство большим объемом технической работы, которую необходимо выполнять преподавателям помимо обычной нагрузки. Только молодые педагоги в возрасте до 30 лет полностью приняли новую форму обучения и активно использовали ее возможности в преподавании. Почти 60 % преподавателей высказали мнение, что качество образования осталось на прежнем уровне, но почти треть посчитала, что качество ухудшилось. Все ППС отмечали необходимость наличия хорошо работающих и удобных в использовании технологий обучения. При этих условиях они допускали успешное применение ДО на будущее. Динамика проведенных опросов показывает, что компетенции ППС за год пандемии выросли, стресс уменьшился; ДО из ряда чрезвычайных мер стало новой «нормой» в вузе.
Судя по зарубежным публикациям, общее мнение преподавателей состоит в том, что ДО необходимо в тех случаях, когда студенты не имеют иных возможностей продолжать обучение. Несмотря на ограничения ДО в плане коммуникаций со студентами, большинство зарубежных преподавателей считает, что эта форма обучения будет развиваться и дальше [2, 4].
Перейдем к студенческим оценкам ДО. В марте - апреле 2021 г. был проведен национальный онлайн-опрос среди студентов разных вузов очной формы обучения (п = 1733). Из них почти четыре пятых переходили на ДО. В течение года было также проведено два опроса студентов БГУ, которые почти
полностью переходили на ДО в 2020 г., а частично и в 2021 г. В рамках этих исследований были выяснены самооценки студентами своего уровня владения цифровыми технологиями; их мотивы освоения технических новшеств; оценка желания использовать ДО в дальнейшем. Также были выявлены негативные и позитивные характеристики влияния цифровых технологий на образовательный процесс на примере дистанционного обучения.
Влияние цифровизации оценивалось нами по умениям студентов работать с ИКТ, а влияние пандемии на этот процесс - по самооценкам того, насколько умения и компетенции студентов выросли после их перехода на ДО.
При оценке умения работать с цифровыми технологиями студенты использовали 5-балльную шкалу (5 баллов - студент очень хорошо умеет пользоваться той или иной технологией, 1 - очень плохо). Самые высокие средние самооценки получили: владение поисковыми системами (4,8); умение пользоваться персональным компьютером или смартфоном (4,6), электронной почтой (4,5), пакетом Microsoft Office (4,2). Самооценки умений работать с более сложными технологиями (облачные хранилища, приложения для видеоконференций, профессиональные программы и информационно-аналитические системы) были существенно ниже (3,8 и ниже). Понятно, что высокий уровень владения облачными хранилищами или информационно-аналитическими системами нужны не всем, поэтому и умения работы с ними оказались выше только у тех студентов, которые их постоянно используют (как правило, студенты технических специальностей).
Важным показателем успешной цифровизации обучения в условиях пандемии является рост знаний и умений студентов с различными ИКТ после перехода на ДО. Судя по результатам, этот рост имеет место у всех студентов. Естественно, что в наибольшей мере студенты улучшили свои навыки по работе с персональным компьютером и смартфоном (86,7 %), пакетом Microsoft Office (85,3 %). Ощутимо выросла оценка своих навыков по работе с приложениями видеоконференций (77,6 %), с электронной почтой (76,9 %), с поисковыми системами (75,1 %). По остальным технологиям также отмечался рост, хотя и не такой значительный. Самооценки студентов свидетельствуют, что приобретенный за год обучения в условиях пандемии опыт способствовал росту их компетенций по работе с ИКТ.
Интересно сравнить оценку качества образовательного процесса в период ДО, данную студентами и преподавателями. Были предложены три варианта ответа: улучшения, ухудшения качества и частично и то и другое вместе. Около 60 % студентов, как и преподаватели, сказали, что вследствие введения ДО имеет место «частичное улучшение и частичное ухудшение» качества обучения. Однако только 10 % студентов высказали мнение, что качество получаемого образования ухудшилось - это в три раза меньше, чем среди преподавателей. Видимо, критерии оценки качества у двух главных партнеров процесса обучения разные. Те студенты, которые жаловались на ухудшение его качества, причины этого связывали с техническими проблемами использования
образовательных платформ, низкой скоростью интернета и т. п. Очевидно, эти причины устранимы при вложении вузами дополнительных финансов в техническое оборудование. Причин иного характера было меньше, кроме одной: роста объема домашних заданий и возросшего количества материалов для самостоятельного изучения - на это жаловались шесть из десяти студентов.
Можно сделать общий вывод, что студенты лучше и быстрее адаптировались к ИКТ и ДО, чем ППС. Поэтому они чаще преподавателей готовы и в дальнейшем использовать эти методы, особенно в чтении лекций, проведении управляемых самостоятельных работ, консультаций (до 75 % ответов). Что касается практических и семинарских работ, лишь до половины студентов согласны с полным переходом этих форм на «удаленку»: многие студенты больше ценят работу в аудитории и непосредственные контакты с педагогом. Сохранение межличностной коммуникации с ППС остается важным условием успешного продолжения процесса цифровизации СВО.
Обратимся теперь к результатам опросов иностранных студентов по поводу ИКТ и дистанционных методов обучения. В 2021 г. было проведено три таких опроса с относительно небольшими выборками (учитывая, что всего в БГУ обучается около 4000 иностранных студентов, опросами было охвачено около 15 % из них). Опросы проводились на языке, удобном для респондентов, как онлайн, так и офлайн с помощью землячеств. В двух опросах в качестве респондентов участвовали только студенты из Китая, в третьем представлено 17 стран, хотя и в нем превалировали китайцы. Иностранным студентам задавались вопросы о цифровизации обучения и конкретно о ДО, аналогичные вопросам, заданным белорусским студентам. Поэтому результаты опросов сравнимы.
В оценках своих умений работать с цифровыми технологиями иностранные студенты оценили себя по первым пяти из упомянутых ранее технологий на уровне 4 и 5 (хорошо и очень хорошо). Только овладение облачными хранилищами и профессиональными программами получило более низкие оценки. Судя по этим ответам, наблюдаются те же тенденции, что и среди белорусских студентов. Самую высокую оценку получили умения пользоваться поисковыми системами, что необходимо иностранным студентам больше, чем белорусским. После нескольких месяцев использования занятий с переходом на ДО в 2021 г. иностранные студенты, судя по их самооценкам, еще более повысили свои умения и навыки, причем на рост умений владения компьютером на 4 и 5 указали 100 % студентов, а работа с пакетом Microsoft Office, приложениями видеоконференций, с электронной почтой и поисковыми системами была оценена на 4 и 5 от 75 до 90 % студентов. Таким образом, и в этом вопросе тенденция была аналогичной с белорусскими студентами: цифровиза-ция обучения в условиях пандемии привела к повышению навыков и умений овладения ИКТ.
Следует обратить внимание, что недостаточное знание языка, на котором ведется обучение (русского или английского), отмеченное половиной опрошен-
ных иностранцев, практически не влияет на их цифровые компетенции. Только 5 % из всех опрошенных указали, что ДО вызывало у них трудности в процессе обучения. В то же время на низкую скорость интернета в Беларуси иностранные студенты жалуются регулярно. На техническое качество Moodle жалобы есть, но их меньше, чем у белорусских студентов.
Поскольку, судя по онлайн-опросам и личным интервью, все иностранные студенты сильнее боятся пандемии, чем белорусские студенты (хотя большинство из них привиты), их оценка перевода обучения на ДО еще более позитивная, чем у белорусских студентов. Так, 43,0 % желало бы все без исключения занятия сделать дистанционными в условиях пандемии, еще 40 % считают, что перевод 50 % занятий будет достаточным. Кроме пандемии, в качестве причин необходимости перехода на ДО фигурирует холодная зимняя погода и большое расстояние между учебным корпусом и общежитием, то есть бытовые проблемы.
Наконец, студентов просили дать оценку влияния цифровизации на разные стороны их жизнедеятельности. На каждый вопрос было предложено три варианта ответов: «да», «нет», «затрудняюсь ответить» (з/о). Одинаковые вопросы были предложены и белорусским, и иностранным студентам. Как показывают результаты опроса, тенденции у двух групп студентов оказались общими: и те и другие очень высоко оценили позитивное влияние ИКТ и при этом выразили низкую степень озабоченности возможными негативными влияниями цифровизации. При высоком уровне использования ИКТ несколько странным представляется, что по двум позициям (влияние ИКТ на уровень сплоченности и на управляемость человеком) более трети белорусских студентов затруднились с конкретной оценкой влияния ИКТ. Среди иностранцев таких позиций три (потенциальная опасность ИКТ для здоровья и экологии, уровень сплоченности, затрата сил и времени), число затруднившихся с ответом еще выше. Видимо, студенты не занимались серьезным анализом потенциального (иногда отдаленного) влияния ИКТ на здоровье человека, окружающую среду, на межличностные отношения, а собственного опыта этих проблем у них недостаточно (табл.).
Наблюдаются некоторые различия между двумя группами студентов: белорусы чаще, чем иностранцы, отвечают, что ИКТ облегчают их жизнь и обучение, и чуть реже - что ИКТ дают больше возможностей для карьеры и образования. Значительно чаще иностранцы указывают, что ИКТ делают человека зависимым и управляемым. Но основное отличие в ответах наблюдается по вопросу о том, что цифровые технологии делают жизнь более яркой и позволяют интересно проводить время: среди иностранцев на это указали почти 93 %, а среди белорусов - только чуть более половины студентов. Возможно, иностранцы чувствуют себя в чужой стране изолированными и поэтому для них развлечения, которые предоставляет цифровая технология, намного более важны, чем для студентов, живущих в родной стране. Обращает на себя внимание также очень высокая оценка обеими группами студентов возможно-
стей, предоставляемых цифровыми технологиями для творчества и самовыражения. Конкретное содержание этой оценки трудно определить по анкете, однако понятно, что и те и другие считают ИКТ важным средством своей самореализации. В целом у всех студентов ярко выражен оптимизм в оценке цифровизации и ее влияния на их жизнедеятельность, включая обучение. Этот результат позволяет считать, что при наличии в Республике Беларусь условий для дальнейшего развития онлайн-форм образования (технические платформы, высокоскоростной интернет, свободный доступ к интернету из любого места, уровень компетенций студентов и ППС, гибкие методы обучения и оценивания и т. п.) можно будет расширить горизонты глобальной конкуренции национальной СВО. В 2020/2021 учебном году переход на онлайн-обу-чение позволил стране сохранить и даже увеличить контингент иностранных студентов (прежде всего, китайских), доведя их количество до 2 тысяч человек. [7], которые получили возможность учиться в Беларуси, даже какое-то время фактически оставаясь дома в ожидании возможности приехать в вуз. Тот факт, что несколько белорусских вузов подняли свой международный рейтинг в 2021 г., сделал их еще более привлекательными для иностранных студентов, повысил их международную конкурентоспособность.
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете влияние цифровизации на разные стороны своей жизнедеятельности», %
Варианты ответов Да (бел.) З/о (бел.) Да (ин.) З/о (ин.)
Цифровые технологии делают жизнь более легкой, упрощают процесс обучения, позволяют экономить время 93,1 5,8 85,7 14,3
Благодаря цифровым технологиям появилось больше возможностей для карьеры, образования и развития 89,6 8,2 96,4 3,6
Цифровые технологии могут быть опасны для здоровья человека и окружающей среды 38,4 41,0 10,7 53,6
Цифровые технологии позволяют людям быть ближе друг к другу, повышают уровень сплоченности 39,2 35,5 39,3 42,9
Цифровые технологии отнимают много сил и времени, делают жизнь беспокойной 23,0 33,4 17,9 42,9
Цифровые технологии делают жизнь более яркой и насыщенной, позволяют интересно проводить время 54,4 31,3 92,9 0,0
Цифровые технологии делают человека зависимым и управляемым 40,6 35,1 60,7 25,0
Цифровые технологии дают свободу, обеспечивают возможность творчества, самореализации и самовыражения 78,9 16,1 85,7 14,3
* Процент подсчитан от числа ответивших студентов.
Исследования цифровизации обучения, проведенные в ряде стран мира осенью 2020 г., позволили четко разделить негативное влияние пандемии и самоизоляции на глобальное общество, с одной стороны, и рост уровня технических
возможностей обучения, с другой [8]. Исходя из мирового опыта, для Беларуси актуально продолжать изучение факторов, оказывающих позитивное и негативное влияние на процесс цифровизации обучения и на продвижение дистанционных форм. Сохраняет актуальность изучение объективных и субъективных условий, при которых адаптация студентов и преподавателей к ДО проходит без психологического и технического стресса, а также без чрезмерной учебной перегрузки участников процесса образования. Судя по результатам изучения мнений о цифровизации обучения иностранных студентов, необходимо соблюдать динамическое равновесие между методами цифровой модернизации СВО и традиционными методами. Только их баланс, меняющийся вместе с волнами пандемии, может позитивно влиять на ее конкурентоспособность.
Подведем итоги. Полученные данные социологических исследований дают основание сделать вывод, что внедрение ДО в условиях пандемии существенно продвигает вперед цифровую модернизацию белорусской СВО. Несмотря на огромные медицинские проблемы и бытовые трудности, принесенные пандемией, ее косвенное влияние на СВО можно оценить скорее позитивно. На нынешнем этапе, почти после двух лет пандемии, все участники образовательного процесса (студенты и преподаватели) адаптировались к новым условиям достаточно хорошо. Дальнейшая эффективность ДО и продвижение методов цифровизации, способствующие росту конкурентоспособности СВО, зависят от наличия технических условий (высокоскоростного интернета и его доступности для всех студентов), достаточно высоких знаний и компетенций в области ИКТ студентов и ППС, гибкости внедрения цифровых инноваций, а также от психологически комфортных условий для участников процесса обучения (включая иностранных студентов).
Двойственную природу процесса цифровизации - ее огромные перспективы в облегчении жизни, доступности информации, новые горизонты в обучении, с одной стороны, и возможности манипулирования сознанием пользователей технологий, рост техностресса у части населения, зависимость от цифровых гаджетов, с другой стороны - лучше осознают преподаватели. По этой причине они поддерживают баланс онлайн- и офлайн-методов обучения, а также подчеркивают важность межличностного общения со студентами. Сами студенты во многом абсолютизируют цифровизацию и ее влияние на профессиональную карьеру, проведение свободного времени, самореализацию и самовыражение молодых людей. Выражаемая студентами поддержка ДО существенно выше, чем у преподавателей, тогда как пик использования ДО непосредственно связан с пандемией; когда пандемия исчезнет, использование цифровых методов обучения, скорее всего, будет более сбалансировано с традиционными методами обучения.
В настоящих условиях быстрая цифровая модернизация СВО с широким использованием онлайн-платформ, параллельно с созданием благоприятных условий для всех участников этих процессов, может стать значимым фактором
роста конкурентоспособности образования. Иностранных студентов привлекает в белорусской СВО ее своевременный переход на ДО, позволивший значительно (по оценкам иностранцев) повысить уровень медицинской безопасности, снизить угрозу заболевания. Гибкие сроки обучения, которые были узаконены Министерством образования Беларуси осенью 2021 г., позволяют студентам быть уверенными в прохождении полного курса обучения и получении необходимых дипломов и сертификатов, признаваемых на их родине.
Список использованных источников
1. Титаренко, Л. Г. Виртуализация образования в условиях цифровой экономики / Л. Г. Ти-таренко // Журн. Белорус. гос. ун-та. Социология. - 2020. - № 1. - С. 23-30.
2.Mellieon, H. The New Norm: Faculty Perceptions of Condensed Online Learning / Н. Mellieon, Р. А. Robinson // American J. of Distance Edu. - 2021. - Vol. 35. - № 3. - P. 170-183.
3. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. - М. : Изд-во ВШЭ, 2019. - 155 с.
4. Schleicher, A. The impact of COVID-19 on Education: insights from the OECD's Education at a Glance [Electronic resource] / А. Schleicher // OECD 2020 report. - Mode of access: https://www. oecd.org/education. - Date of access: 10.06.2021.
5. Matthews, D. How will technology reshape the university by 2030? [Electronic resource] / D. Matthews. - Mode of access: https://www.timeshighereducation.com/features/how-will-technology-reshape-university-2030. - Date of access: 16.11.2020.
6. Белокрылова, В. А. Социально-гуманитарные технологии в инфраструктуре «общества риска» / В. А. Белокрылова, В. К. Лукашевич, Ю. Ф. Никитина // Философские исследования : сб. науч. тр. - Минск : Беларус. думка, 2021. - Вып. 8. - С. 137-148.
7. В Беларуси обучается около 27 тыс. иностранных студентов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.belta.by/society/view/v-belarusi-obuchaetsja-okolo-27-tys-inostrannyh-studentov-466181-2021. - Дата доступа 25.10.2021.
8. Tchoshanov, M. A. Learning Sciences Perspective on Engineering of Distance Learning / М. А. Tchoshanov // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30. - № 2. - Ч. 1. - С. 33-49.
Поступила 28.12.2021 г.