Научная статья на тему 'РОСТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРИОРИТЕТ МОДЕРНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РОСТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРИОРИТЕТ МОДЕРНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация высшего образования / цифровизация обучения / пандемия / иностранные студенты / международная конкурентоспособность / Россия / Беларусь / modernization of higher education / digitalization of education / pandemic / foreign students / international competitiveness / Russia / Belarus
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титаренко Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОСТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРИОРИТЕТ МОДЕРНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Титаренко Л.Г.

д.соц.н., профессор, Белорусский государственный университет, Минск

РОСТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРИОРИТЕТ МОДЕРНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова: модернизация высшего образования, цифровизация обучения, пандемия, иностранные студенты, международная конкурентоспособность, Россия, Беларусь.

Keywords: modernization of higher education, digitalization of education, pandemic, foreign students, international competitiveness, Russia, Belarus.

В условиях продолжающейся в мире четвертой «индустриальной революции», значимой составляющей которой является цифровизация экономики и всех сфер жизни, особое значение имеет соответствующая запросам времени модернизация высшего образования.

В Беларуси в течение нескольких последних лет реализуется инвестиционный проект «Модернизация высшего образования Республики Беларусь», целью которого является совершенствование высшего образования. В рамках проекта предполагается закупка нового технического оборудования, совершенствование процессов и технологий обучения и преподавания, создание Национального агентства по обеспечению качества образования. В проект включены 18 учреждений высшего образования, из них головная организация - Белорусский государственный университет (БГУ). Результатом проекта должно стать создание интегрированной инновационной среды обучения для подготовки конкурентоспособных специалистов; обучение по ряду новых перспективных специальностей (биоинженерия, нано-химия, системная биология, биоинформатика, биомеханика, и др.), развитие сетевой формы взаимодействия, а также рост экспорта образовательных услуг. Министерство образования полагает, что модернизация высшего образования позволит обеспечить поддержку реализации концепции «Университет 3.0», расширить междисциплинарные наукоемкие разработки и их коммерциализацию и даже создать на базе университетов инновационные компании1

Как всякая социальная трансформация, этот процесс включает различные этапы и факторы, которые ускоряют либо тормозят его продвижение. Сегодня ввиду внешних неблагоприятных для страны факторов у правительства не хватает ресурсов на ускоренное продвижение модернизации. Тем не менее, начатые ранее процессы модернизации продолжаются. Цифровые трансформации, ставшие неотвратимыми с приходом в 2020 г. пандемии COVID-19, ускорили модернизацию системы высшего образования, хотя условия и сроки, в которых это осуществлялось, были во многом вынужденными. Отсюда - ряд побочных негативных явлений, спровоцированных именно быстрыми сроками и технической неготовностью всех участников образовательного процесса перейти в считанные дни и недели к дистанционным методам обучения. Однако психологический шок, пережитый и студентами, и профессорско-преподавательским составом весной 2020 г., связывался в массовом сознании именно с цифровыми технологиями, а не низким уровнем готовности к цифровому повороту2. Аналогичные, еще более драматичные оценки этого вынужденного перехода к цифровизации, были даны в рамках российской системы высшего образования3. За рубежом аналогичные процессы привели к переосмыслению ситуации и осознанию, что пандемия «заставила людей порвать с прошлым и заново представить свой мир». Новый образ получает и сфера высшего образования: оно позволяет людям войти в обновленный мир, а не сожалеть о прошлом4. Понадобилось время для адаптации к пандемии и цифровизации, чтобы осознать: пришла новая реальность, и с ней необходимо смириться5. Хотя еще можно встретить и в России, и в Беларуси оппонентов цифровизации и дистанционных методов обучения, критикующих эти процессы за «дегуманизацию университета» и технократизацию студенчества, здоровый оптимизм взял верх. Стало очевидно, что цифровизацию и ДО

1 Инвестиционный проект «Модернизация высшего образования Республики Беларусь» / Министерство образования РБ. -https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya

2 Филинская Л. В., Звонова В. А. Использование дистанционных образовательных технологий: pro & contra // Эвристические формы применения информационно-коммуникационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин: сборник научно-методических материалов XVIII научно-методической конференции факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, 31 марта 2021 г. / БГУ, Фак. философии и социальных наук; [редкол.: Н.В. Курилович (отв. ред.) и др.]. - Минск: БГУ, 2021. - С. 148-150.

3 Гафуров И.Р., Ибрагимов Х.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б Трансформация высшего образования во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. - М., 2020. - Т. 29, № 10. - С. 101-112.

4 Reimagining the new pedagogical possibilities for universities post-Covid-19 // Educational philosophy and theory. 25 1ипе 2020. -https://www.tandfonline.com/loi/rept20

5 Донских О.А. Новая нормальность? // Высшее образование в России. - М., 2020. - Т. 29, № 10. - С. 56-64.

можно и нужно использовать в целом для модернизации высшего образования, а в конечном счете, - для дальнейшего продвижения общества по пути устойчивого развития1.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод: цифровизация высшего образования стала неотвратимой реальностью и предоставила сегодня новые возможности для дальнейшей модернизации данной сферы с помощью цифровых технологий и дистанционных методов обучения независимо от того, закончится ли пандемия в 2022 году или нет. За последние два года количество иностранных студентов, обучающихся в России и Беларуси, выросло. В текущем 2021/2022 учебном году иностранные студенты составляют около 8% от общего числа студентов в каждой из этих стран. За последние десять лет их число удвоилось. Тогда как студенты из западных стран стали приезжать меньше, значительное число студентов из Китая, Казахстана, других постсоветских стран по-прежнему едет в Россию и Бела-русь2.

Покажем, что развитие систем высшего образования в последние годы, невзирая на пандемию, было достаточно успешным. Об этом свидетельствует рост конкурентоспособности и российских, и белорусских вузов (конечно, не в равной мере).

Международная конкурентоспособность учитывает такие показатели, как международные рейтинги вузов и количество иностранных студентов, выбирающих эти вузы для обучения. Эксперты полагают, что вузы с высокими международными рейтингами более притягательны для иностранных студентов. Действительно, интервью с иностранными студентами, обучающимися в Белорусском государственном университете, подтвердило, что одним из важных факторов выбора этого вуза был его высокий (на уровне региона) международный рейтинг.

Из международных рейтингов, применяемых для замера конкурентоспособности вузов, в постсоветских странах к наиболее популярным относится QS EECA (Emerging Europe and Central Asia). Среди 450 представленных в рейтинге вузов из стран Центральной и Восточной Европы и Средней Азии, по расчетам на 2022 год, БГУ впервые занял 22 место, опередив не только другие белорусские вузы, но и многие вузы стран-соседей3. Однако Беларусь сильно отстает от России: пять российских университетов вошли в топ-10 лучших учебных заведений региона, а МГУ удерживает в рейтинге первое место. Более тесная образовательная интеграция России и Беларуси могла бы способствовать и росту конкурентоспособности вузов Беларуси. Задачи модернизации систем образования у всех университетов общие: добиваться мирового уровня качества обучения и выпускать конкурентоспособных специалистов, способных эффективно работать в своей сфере деятельности. Беларусь сохраняет привлекательность для иностранных студентов, кроме вышеуказанных критериев, за счет невысокой платы за обучение, социальной стабильности и широкого выбора специальностей для обучения.

Исследования подтверждают и тот факт, что большое влияние на выбор учебного заведения оказывают оценки иностранными студентами качества обучения и уровня использования цифровых технологий в процессе обучения. Так, в 2018 г. было проведено международное исследование иностранных студентов в 63 университетах разных стран мир. Количество опрошенных составило 67 тыс. чел. По данным этого исследования, цифровые технологии и качество профессорско-преподавательского состава, от которого напрямую зависит и качество обучения, были выделены в числе главных двумя третями респондентов4. Скорее всего, если бы данное исследование включило иностранцев, обучающихся в России и Беларуси, то они назвали бы те же факторы, что и студенты других регионов мира. Цифровизация входит в лидирующие критерии, благодаря которым иностранные студенты выбирают конкретный вуз для обучения.

Можно предположить, что многие китайские студенты, приехавшие на учебу в Беларусь в текущем учебном году, сделали это с учетом того фактора, что белорусские вузы широко используют дистанционные методы и цифровые технологии. Иностранцы считают, что в условиях пандемии более безопасно проводить большинство занятий онлайн, даже находясь в стране обучения. Как результат, число иностранных студентов, обучающихся в БГУ, с каждым годом увеличивается.

Поскольку быстрее всего в Беларуси растет число китайских студентов, в наши эмпирические исследования отношения иностранных студентов к цифровизации и дистанционному обучению в условиях пандемии вошли преимущественно студенты из Китая (обучающиеся на подготовительном отделении, на первой и второй ступенях получения высшего образования). В 2021 г. был проведен онлайн-опрос, где студенты могли отвечать либо на русском языке, либо на родном языке. Онлайн-форма опроса давала им уверенность в анонимности, поэтому, как мы полагаем, можно доверять полученной информации. Опрос проводился в БГУ как учебном заведении, имеющем самый высокий из белорусских вузов международный рейтинг, и в котором обучается 4 тысячи иностранцев - более седьмой части всех иностранных студентов в Беларуси. Всего опросами было охвачено около 15% иностранцев, обучающихся в БГУ. Примерно в эти же сроки были проведены как онлайн-опросы белорусских студентов, обучающихся в БГУ, так и общенациональный опрос студентов, включивший представителей из всех областей. В число респондентов вошли в основном студенты третьего курса, у которых уже был достаточный опыт обучения. Вопросы, задаваемые белорусским и иностранным студентам, касались цифровизации обучения и оценки дистанционных методов обучения.

1 Vincent-Lancrin S. Coronavirus and the future of learning: Towards a new EdTech industry? / OECD. - https://oecdedutoday.com/ coronavirus-future-learning-new-edtechindustry/

Образование в Республике Беларусь: стат. сборник. - Минск: Национальный статистический комитет, 2021.

3 QS EECA University Rankings 2022 // World University Rankings. - https://www.topuniversities.com/university-rankings/eeca-rankings/

4 Moran J. QS International Student Survey: What drives an international student today? 2018. - http://www.iu.qs.com/qs-internatio nal-student-survey-what-drives-an-international-student-today/

Сначала оценивались их знания и умения работы с ИКТ. В оценках умений работать с цифровыми технологиями иностранные студенты оценили себя очень высоко: по их мнению, за первый год обучения в условиях цифровиза-ции их уровень знаний и умений повысился (в среднем, по пятичленной шкале он был оценен на уровне 4 и 5, то есть на хорошо и очень хорошо). Судя по этим ответам, наблюдаются те же тенденции, что были выявлены в опросе белорусских студентов: по их самооценке, знания и умения работать с ИКТ тоже выросли за последний год. Таким образом, по опросным данным, цифровизация обучения в условиях пандемии привела к повышению навыков и умений овладения ИКТ.

По мнению иностранных студентов, даже их недостаточное знание языка, на котором ведется обучение (русского или английского), практически не влияет на их цифровые компетенции. Только 5% опрошенных сказали, что дистанционные методы вызвали у них трудности в процессе обучения. В то же время на низкую скорость Интернета в Беларуси иностранные студенты (как и белорусские) жалуются регулярно. Очевидно, что модернизация учебных заведений должна в первую очередь решить эту и другие технико-технологические проблемы.

Поскольку, судя по онлайн-опросам и личным интервью, все иностранные студенты сильнее боятся пандемии, чем белорусские студенты (хотя большинство из них привиты), их оценка перевода обучения на дистанционные методы была еще более позитивная, чем у белорусских студентов, которые уже весной 2021 г. утверждали, что положительно оценивают перевод лекций и самостоятельных занятий на дистанционный формат1. Среди иностранцев 43% желало бы все без исключения занятия сделать дистанционными в условиях пандемии, еще 40% считают, что перевод 50% занятий будет достаточным. Кроме пандемии, в качестве причин необходимости перехода на дистанционные методы фигурирует холодная зимняя погода и большое расстояние между учебным корпусом и общежитием, то есть бытовые проблемы.

Можно с уверенностью сказать, что, по крайней мере, в условиях пандемии, дистанционное обучение является фактором, поддерживающим международную конкурентоспособность Белорусского государственного университета и других вузов. Общее число иностранных студентов в текущем году опять выросло. Полагаем, что и после окончания пандемии высокий уровень использования ИКТ будет полезен для последующей модернизации системы высшего образования республики.

Поскольку задача повышения международных рейтингов высших учебных заведений стоит остро и для Беларуси, и для России, обратимся к исследованиям, где выявлялись значимые факторы, способствующие росту рейтингов.

В статье российских авторов, изучавших факторы, от которых зависит рейтинг того или иного вуза, были представлены результаты такого анализа. Исследование включало учет влияния очень важных внутри России различий между вузами: территориальная принадлежность, участие в Проекте повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов «5-100»; годовой доход университетов. На первый взгляд, любые столичные вузы уже по факту своего престижного местоположения имеют преимущества перед региональными учебными заведениями. Однако анализ эмпирических данных (включая рейтинги, занимаемые российскими вузами в системе Р8), показали, что однозначной зависимости между указанными факторами нет. Иная картина складывается в отношении уровня годового дохода конкретного вуза. Очевидно, чем богаче вуз, тем больше средств он может тратить и на оборудование, циф-ровизацию, и на зарплату ППС (включая приглашенных «звезд»), поэтому доходы вуза являются значимыми в обеспечении рейтингов. Как показывают исследования, университет «с высоким уровнем дохода на всех выборках демонстрирует более высокие позиции в рейтингах Р82. Тем не менее, как было установлено, кроме этого финансового фактора, важную роль играет и эффективность управления. Более того, как оказалось, рейтинги одних и тех же вузов внутри страны и внутри своего региона могут сильно отличаться от места университета в системе международного рейтинга Р8: студенты и профессорско-преподавательский состав, живущие в России, ориентируются на иные факторы, нежели международные эксперты, оценивающие вузы по своим многочисленным критериям, во многом не совпадающим с оценками реальных студентов. Однако при всех различиях из этих оценок складывается впечатление, что МГУ остается самым рейтинговым и самым конкурентоспособным российским университетом. И если в России у МГУ растут вузы-конкуренты, то в Беларуси только БГУ постоянно учитывается в рейтингах и не имеет конкурентов среди национальных вузов.

Изучение опыта модернизации систем высшего образования в других странах, а также знание критериев, по которым осуществляется расчет международных рейтингов, может помочь в разработке более эффективных стратегий развития университетов на международном рынке, то есть в достижении более высокого уровня мировых образовательных стандартов и повышения конкурентоспособности в регионе и мире.

1 Кузьмин С.В., Савчук А.А. Цифровая трансформация высшего образования в восприятии белорусских студентов // Весщ БДПУ. Сер. 2. 2021. - № 3. - С. 62-65.

2

Ендовицкий Д.А., Коротких В.В., Воронова М.В. Конкурентоспособность российских университетов в глобальной системе высшего образования: количественный анализ // Высшее образование в России. - М., 2020. - Т. 29, № 2. - С. 9-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.