4. Petryuk O. A., Belousova E. S. Problems of the organization of tax control in modern Russia and ways of their solution
// Vestnik IMSIT. - 2017. - p. 4.
5. Petryuk O. A. Analysis of the dynamics and structure of tax revenues in the revenues of the budget system of Russia in
the conditions of economic turbulence // Economics and entrepreneurship. - 2017. - №5-1 (82). - Pp. 227-232.
DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11279
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-310-90015
А.В. Гозалова - преподаватель кафедры информационной экономики ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», економический факультет,
A.V. Gozalova - Lecturer of the Department of Information Economics of the Southern Federal University, Economic Faculty, [email protected].
ЭФФЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
EFFECTS OF DIGITALIZATION OF SOCIAL AND LABOR RELATIONS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Аннотация. Современная система образования изменилась под влиянием четвертой промышленной революции и перемен в обществе, которые повлек за собой COVID-19. Век цифровых технологий требует не только новых умений от выпускников вузов, но и другого подхода к организации образовательного процесса, который должен обеспечивать формирование специалистов высокого качества, способных успешно адаптироваться к условиям цифровой реальности. В координатах нового подхода к управлению высшей школой, в том числе социально-трудовыми отношениями в вузе, суть цифровой трансформации образовательного процесса заключается в применении новейших технологий преподавания и руководства научной деятельностью студентов, а также успешной адаптации профессорско-преподавательского состава к современным реалиям. В соответствии с этим в данной статье автор рассматривает не только продуцируемые эффекты, но и проблемы цифровизации социально-трудовых отношений в образовательной среде. На основе анализа социальных эффектов от цифровизации в данной сфере были выделены четыре их тренда: экономический, собственно социальный и институциональный. Обосновано, что все виды эффектов детерминированы масштабным внедрением в образовательный процесс цифровых технологий и инструментов.
Abstract. The modern system of education has changed under the influence of the fourth industrial revolution and the changes in society that COVID-19 has brought about. The age of digital technology requires not only new skills from university graduates, but also another approach to organizing the educational process, which should ensure the formation of high-quality specialists who can successfully adapt to the conditions of digital reality. In the coordinates of the new approach to higher school management, including social and labor relations at the university, the essence of the digital transformation of the educational process is the application of the latest technologies for teaching and leading the scientific activities of students, as well as the successful adaptation of faculty to modern realities. Accordingly, in this article, the author considers not only the effects produced, but also the problems of digitalization of social and labor relations in the educational environment. Based on the analysis of the social effects of digitalization in this area, four of their trends were identified: economic, social and institutional. It is justified that all types of effects are determined by the large-scale introduction of digital technologies and tools into the educational process.
Ключевые слова: социально-трудовые отношения, информационная асимметрия, эффекты цифровизации, высшее образование.
Keywords: social and labor relations, information asymmetry, effects of digitalization, higher education.
Введение. В настоящее время научное сообщество уделяет недостаточное внимание оценке процессов цифровизации в системе предоставления образовательных услуг, а также ожидаемым результатам применения цифровых технологий в обучении студентов, их научной деятельности, в управлении вузами, в системе социально-трудовых отношений и т.д. Тогда как эта сфера является одной из наиболее «благодарных» и активно реагирующих на использование цифры в обозначенных областях.
Тем не менее, эффекты от внедрения цифровых технологий в системе высшего образования уже можно выявить, идентифицировать проследить и достаточно объективно оценить, несмотря на относительно короткий срок интенсивного использования цифровых ресурсов в вузах. Однако на текущем этапе развития цифровизации в мире и России период исключительно позитивной оценки эффектов цифровизации постепенно проходит. Реальной практикой все более часто тестируется тот факт, что в результате масштабного внедрения цифровых технологий у вузов, государственных учреждений, общества и государства в целом появляются реальные проблемы и трудности, с которыми они сталкиваются.
Таким образом, следует разобраться, как с максимальной пользой использовать эффекты цифровой трансформации новой эпохи, в том числе в сфере образования. Если верить прогнозам, то к 2024 году сум-
ма эффекта от реализации цифровых программ в России может составить 5-6 трлн руб. роста валового внутреннего продукта» [8].
Постановка проблемы оценки эффектов цифровизации системы социально-трудовых отношений в сфере высшего образования.
Как известно, двигателем цифровой трансформации экономики является информация. Поскольку различные секторы экономики нуждаются в масштабной цифровизации, информатизация должна развиваться темпами, опережающими рост экономики. К 2030 г. такой рост может достигнуть 4,6 % ВВП (в 2017 г., по оценкам, - 3,6 %).
На рисунке 1 представлены среднегодовые значения вклада фактора цифровизации на рост добавленной стоимости в различных секторах экономики. Исходя из представленных на рисунке 1 данных, можно говорить о том, что повышение эффективности производства будет являться основным двигателем такого роста. Замена человеческого капитала роботами и автоматизация производственных процессов влекут за собой кардинальное обновление основных средств. На экономический рост также повлияет обусловленное цифровиза-цией снижение доли вклада фактора труда при росте вклада капитала по всем секторам экономики.
6
I I I I | | ■ ■ | ■ ■ | I ■ , -
1
■ Вклад производительности (СФП),% ■ Вклад капитала, % I В клад труда, %
Рисунок 1 - Среднегодовые значения вклада факторов роста добавленной стоимости секторов экономики, связанные с влиянием цифровых технологий, за период 2017-2030 гг., %) [2]
Как показывают результаты проведенных учеными исследований [1], при условии достижения необходимых объемов инвестиций цифровизация станет одним из ключевых факторов экономического роста. Увеличение ВВП к 2030 г. будет более чем наполовину связано с цифровизацией. Рост ВВП за период с 2017 по 2030 годы составит почти 4 %. Это будет обеспечено не только за счет развития индустрии информации, но и в результате повышения конкурентоспособности других секторов экономики и сферы образования. В то время как цифровизация секторов экономики составит порядка 30 %.
Цифровизация всех отраслей экономики означает преобразование информации в цифровую форму. Автоматизация процессов осуществляется с целью формирования новых коммуникативных и познавательных возможностей, которые можно эффективно использовать в разных областях человеческой деятельности. Существенное влияние оцифровка оказала на образовательный процесс в различных его аспектах. Инновации выражаются в тенденциях, позволяющих путем введения новшеств повысить эффективность образовательного процесса. Нововведения в образовательной среде повлияли как на обучающихся, так и на профессорско-преподавательский состав.
В данной статье автором рассматриваются эффекты цифровизации в образовательной среде. Именно образовательная деятельность стала полноценным полем инновационных изменений. Методологические основы системно-деятельностного и компетентностного подходов, а также подкрепляющая их последовательная цифровизация общественного пространства обусловили ряд фактических изменений в труде педагогов.
Изначально цифровизация нашла свое выражение в применении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): широкое применение получили мультимедийные проекты, компьютерные приложения, образовательные платформы и т.д. Однако с ростом технологического прогресса образовательная среда вплотную приблизилась к созданию полноценной цифровой образовательной реальности, в которой педагогический процесс проходит в онлайн-режиме.
Первой системной и подлинно инновационной реализацией цифровых тенденций стало внедрение и распространение образовательных программ дистанционного обучения [7]. Дистанционное обучение предполагает полное проведение образовательного процесса в онлайн-формате, включая сдачу экзаменов и итоговую государственную аттестацию.
Вторая системная волна цифровизации системы высшего образования приходится на 2020 год и носит в определяющей степени вынужденный, адаптационный характер. Пандемия коронавируса привнесла существенные изменения в учебный процесс, определяемые переходом к цифровым технологиям, и многие преподаватели и учащиеся оказались к этому не готовы. Реальной практикой стали верифицироваться как
положительные эффекты цифровизации, так и сопряженные с ней, зачастую определяемые недостаточностью знаний в данной сфере, проблемы различного характера.
Эти объективные обстоятельства определяют методологическую и практическую значимость исследования способов выявления, классификации и корректной оценки тех эффектов, которые продуцирует цифровизация в разных сегментах образовательной среды в учреждениях системы высшего образования.
Оценка эффектов цифровизации в образовательной среде и рамках социально-трудовых отношениях в высшей школе.
Цифровая образовательная среда предусматривает работу с различными онлайн-сервисами, облачными хранилищами данных, а также технологиями индивидуальной и группой связи.
Ключевое значение в условиях цифровизации имеет работа профессорско-преподавательского состава (III 1С), поскольку преподаватель является непосредственным проводником цифровых инноваций.
По данным Росстата, численность ППС неуклонно снижается [6], что можно увидеть на рисунке 2. После подъема в период 2001-2011 годы в последующий период, вплоть до 2019 года, численность как в целом преподавателей, так и докторов и кандидатов наук снижается. Впрочем, это связано не столько с цифровизацией, сколько с процессами оптимизации и перестройки сферы высшего образования. Цифрови-зация вовсе не упрощает педагогический процесс - наоборот, повышается интенсивность деятельности преподавателей и студентов, и информационного обмена.
ЧИСЛЕННОСТЬ ППС, ТЫС. ЧЕЛОВЕК
■ Общая численность ■ Кандидаты наук в Доктора наук
2000/2001 2010/2011 2018/2019
Рисунок 2 - Численность профессорско-преподавательского состав в России
Таким образом, инноватизация движется по пути создания полноценного цифрового образовательного пространства. Это выражается не только в изменении требований ППС по нормированию труда и введению рейтинга, но и трансформации задач и функций, которые должен выполнять преподаватель.
Рассмотрим, каковы же эффекты цифровизации в образовательной среде. Для этого необходимо интегрировать группы продуцируемых эффектов, входящие в одну общую систему под названием «Эффекты цифровизации в образовательной среде» (таблица 1).
Таблица 1 - Классификация и содержание эффектов цифровизации в сфере российского образования (составлено автором в ходе исследования)
Эффекты цифровизации в образовательной среде
Экономические - повышение знаний в сфере цифровизации и в целом интеллектуального уровня работников вузов (в т.ч. ППС), населения региона и общества; - рост качества и объемов производимой в регионе инновационной продукции; - положительная динамика ВРП и ВВП за счет цифровизации, внедрения сквозных цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта, систем больших данных, новых цифровых технологий привлечения инвестиций в инновационные проекты и др.; Социальные - снижение социальной напряженности в вузе (в том числе в рамках системы социально-трудовых отношений), в регионе, в стране в целом; - повышение цифровой компетентности, а также в целом преподавательской, научной и образовательной квалификации работников вузов (в т.ч. ППС); - повышение цифровой грамотности выпускников вузов; - появление и рост выплат на апгрейд; - появление новых видов интеллектуальной деятельности; Институциональные -возрастание роли неформальных ин-статутов [3]; в том числе в сфере образования и науки; - совершенствование институциональной инфраструктуры цифровизации высшей школы; - появление «цифрового университета»; - формирование цифрового института как совокупности регулирующих инструментов цифровой экосистемы вуза; - формирование единого информационно-институционального пространства цифровизации вуза, региона, страны.
Продолжение таблицы
внедрение (усовершенствование) электронного документооборота в вузе; -молодые специалисты, имеющие высокие цифровые компетенции, усиливают конкуренцию на рынке труда, что влияет на характер выбора работодателя и показатели производственной деятельности в будущем;
- повышение качества, скорости производства, внедрения и диффузии инноваций, в том числе в сфере образования;
- повышение конкуренции на рынке образовательных услуг в связи с появлением новых провайдеров и др.
- появление новых форм взаимодействий ППС и студентов в образовательной и научной сферах, а также в сфере социально-трудовых отношений;
- изменение функционала преподавателей;
- новые компетенции; -становление «киберкультуры»;
- рост мобильности обучающихся;
- обмен опытом с иностранными коллегами посредством цифровых площадок;
- создание единой электронной базы данных и знаний;
- изменение коммуникационных стратегий;
- возможность участия на различных конференциях без привязки к территории ( онлайн);
- повышение публикационной активности ППС и студентов;
- разработка онлайн курсов_
Как отмечалось выше, наряду с оцениваемыми и уже доказанными позитивными эффектами цифро-визации в образовательной деятельности важно учитывать то объективное обстоятельство, что существует много минусов, недоработок, над которыми необходимо работать для улучшения качества образования, улучшения условий профессорско-преподавательской деятельности. Иными словами, риск сопряженного отрицательного результата всегда имеется. Кром того, цифровизация в высшей школе применяется впервые, поэтому сравнить получаемые результаты с чем-то подобным пока не получится.
Учитывая сказанное, хотелось бы более подробно остановиться на социальных эффектах и последствиях цифровизации в образовательной среде.
Одной из наиболее острых проблем является проблема психолого педагогической готовности профессорско-преподавательского состава к инновационной деятельности. Это связано с тем, что все инновационные ноу-хау в педагогической деятельности «заставляют» преподавателей сочетать их с содержанием классических государственных программ обучения и воспитания. Зачастую преподаватели включаются в инновационный процесс спонтанно, без наличия определенных профессиональных компетенций в области инновационных технологий. Поэтому с их стороны наблюдается весьма настороженная позиция по отношению к инновациям, что порождает дезориентацию, снижение мотивации.
Отсюда вытекает еще одна проблема, с которой столкнулись все вузы, без исключения, - несоответствие квалификации преподавателей цифровым компетенциям. Так, О.Л. Карповой и Е.Б. Беляевой были проведены исследования в области подготовки педагогов в сфере ИКТ. В опросе участвовало 30 преподавателей различных дисциплин. Опрос показал, что около 60 % респондентов признают необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в современном обучении. Свои же возможности в реализации этих технологий они оценили как «удовлетворительные». Практически все НПР (80 %) изъявили стремление овладеть информационно-коммуникационными технологиями. В то же время 70 % респондентов заявили об отсутствии в образовательном учреждении комплексной методики по актуализации профессиональных навыков использования ИКТ [4]. Для решения данной проблемы многие вузы проводили различные тренинги по повышению квалификации, особенно в области использования информационно-коммуникационных технологий, заключали договоры с различными спикерами и предоставляли удостоверения профессорско-преподавательскому составу. Так, например, в Южном федеральном университете осуществлялся мониторинг прохождения преподавателями повышения квалификации в данной области.
Эти меры, безусловно, способствуют решению текущих вопросов и достижению стратегических целей вуза. К ним относится: внедрение модели цифрового вуза, развитие технологий онлайн-образования, развитие репозитория научных данных и другие.
Все высшие учебные заведения руководствуются образовательными стандартами, которые разрабатывает министерство. В 2020 году произошли изменения этого важного документа. До введения нового образовательного стандарта 3++ первая половина дня трудового рабочего времени НПР заключалась во взаимодействии со студентом, после перехода на новый стандарт повысился объем часов на проведение внеаудиторный работы с обучающимися. Отсюда вытекает еще одна проблема, о которой упоминают в своей работе Михалкина Е.В., Скачкова Л.С и Гапоненко Н.В: «изменение роли преподавателей от транслятора знаний к менеджеру образовательной программы» [5].
Также этот стандарт предполагает необходимость разработки большого количества сопроводительной документации, формирующей комплект документов образовательной программы (ОПОП).
Все эти модернизмы, предполагающие значительное расширение цифровой базы их осуществления, влекут за собой соответствующие большие изменения видов и содержания трудовой деятельности преподавателей.
Еще одной социальной проблемой в условиях новой реальности является выработка правил социальной коммуникации в условиях цифрового общения (киберкультура). Отсюда вытекает другая проблема, связанная с размытием границ рабочего времени профессорско-преподавательского состава. Если до введения смешанного обучения преподаватель мог «отчитать» определенное количество часов и ответить на все вопросы обучающихся, то теперь, имея общую онлайн платформу, студент может круглосуточно писать сообщения преподавателю. Следствием этого является снижение уровня строгой регламентации трудовой деятельности и фактическая ненормированность второй половины рабочего дня преподавателя. Заключение
Как показали результаты проведенного исследования, все эффекты от цифровизации в образовательной среде можно дифференцировать в несколько блоков. Автор статьи выделяет четыре тренда, которые, на его взгляд, наиболее полно отражают эффекты цифровизации в образовательной среде. Все они связаны с внедрением в образовательный процесс цифровых технологий и инструментов.
Первый тренд - это формирование модели смешанного обучения. Он влечет за собой проблемы: несоответствие текущего уровня знаний требуемым компетенциям профессорско-преподавательского состава и проблеме коммуникации между преподавателем и студентами. Это оказывает существенное влияние на результаты обучения.
Второй тренд связан с созданием цифровой образовательной среды. По мнению экспертов, создание цифровой обучающей среды приводит к изменению основных ролей преподавателя вуза. Так, например, появляются такие роли как администратор системы дистанционного обучения, дизайнер курсов, преподаватель-контролер, тьютор, организатор.
Третий тренд связан с изменением подхода к управлению образовательными организациями. Внедрение цифровых технологий и инструментов в систему управления вузом «порождает потребность в развитии коллективных культурных практик, поддерживающих коллаборации преподавателей и студентов, совместное конструирование знаний в процессе обучения» [9].
Четвертый тренд - это цифровая культура. Цифровой технологический прогресс требует высокого уровня цифровой культуры у населения. Вузы всячески стараются соответствовать нынешним реалиям и занимаются подготовкой высококвалифицированных кадров. Однако практически все способы и технологии использования цифры содержат в себе определенные проблемы. В современных условиях цифровизации образования, образа жизни всех участников учебного процесса требуется изменение рабочего графика преподавателя, а также учебной нагрузки со стороны обучающегося.
Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что четвертая промышленная революция оставит большой отпечаток и в корне может поменять наш современный мир. Но в положительную или отрицательную сторону - зависит от нас.
Источники:
1. Айхам Хусейн Ахмар, Матвеева Л.Г, Чернова О.А. Новые технологии эффективного использования трудового потенциала сетевых компаний: проектный подход//Вестник Академии знаний. 2019. № 31 (2).
2. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, 2018.
3. Исламутдинов, В. Ф. (2020). Институциональные изменения в контексте цифровой экономики // Journal of Institutional Studies, 12(3), 142-156.
4. Карпова О.Л., Беляева Е.Б. Актуализация профессиональной подготовки преподавателя по использованию информационно-коммуникационных технологий // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 2. С. 58-62.
5. Михалкина Е.В., Скачкова Л.С., Гапоненко Н.В. Анализ норм труда профессорско-преподавательского состава вуза // Экономика образования. №2. 2013. С. 21-33.
6. Российский статистический ежегодник 2019 [Электронный ресурс] // Росстат. Режим доступа: https://rosstat. gov.ru /storage/mediabank/Ejegodnik_2019.pdf (дата обращения 20.10.20).
7. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы //Новое в образовании. 2018. С.
8. Azhigaliev M. Money for the wind or for theft [Dengi veter dlya vorovstva nazarbaev otpravil dorabotku]. Available at: https:// tengrinews.kz/kazakhstan_news/dengi-veter-dlya-vorovstva-nazarbaev otpravil-dorabotku-326385/.
9. Saykili A. Higher education in the digital age: The impact of digital connective technologies // Journal of Educational Technology & Online Learning. 2019. No. 2 (1). P. 1-15.
References:
1. Huseyn Ahmar, Matveeva L. G., Chernova O. A. New technologies for the effective use of the labor potential of network companies: a project approach/Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. № 31 (2).
2. Institute of Statistical Research and Economics of Knowledge, HSE, 2018.
3. Islamutdinov, V. F. (2020). Institutional changes in the context of the digital economy / / Journal of Institutional Research, 12 (3), 142-156.
4. Karpova O. L., Belyaeva E. B. Actualization of professional training of a teacher on the use of information and communication technologies // Regional economy: theory and practice. 2014. No. 2. pp. 58-62.
5. Mikhalkina E. V., Skachkova L. S., Gaponenko N. V. Analysis of labor standards of the university teaching staff // Economics of education. No. 2. 2013. pp. 21-33.
6. Russian Statistical Yearbook 2019 [Electronic resource] // Rosstat. Access mode: https://rosstat gov.ru /storage/mediabank/Ejegodnik_2019. PDF format (accessed 20.10.20).
7. Ustyuzhanina E. V., Evsyukov S. G. Digitalization of the educational environment: opportunities and threats //New in education. 2018. p.
8. Azhigaliyev M. Money for the wind or for theft [The wind sent money for theft to Nazarbayev for revision]. Available at: https:// tengrinews.kz/kazakhstan_news/dengi-veter-dlya-vorovstva-nazarbaev sent-revision-326385/.
9. Saikili A. Higher education in the digital era: the impact of digital connecting technologies / / Journal of Educational Technologies and online learning. 2019. No. 2 (1). pp. 1-15.
DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11280
И.А. Дикарева - старший преподаватель, Кубанский государственный аграрный университет,
I.A. Dikareva - senior lecturer, Kuban State Agrarian University;
Д.Е. Евланов - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет, D.E. Evlanov - master's student, Kuban State Agrarian University; П.Р. Садеи - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет, P.R. Sadei - master's student, Kuban State Agrarian University.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД FUNDAMENTAL ANALYSIS OF RUSSIAN COMPANIES IN THE POST-PANDEMIC PERIOD
Аннотация. В настоящее время Банком России проводится единая государственная денежно-кредитная политика на 2022 и 2023 года, стратегически направленная на поддержание ценовой стабильности. Основным рычагом осуществления проводимой политики является таргетирование инфляции, действующей в России с 2015 года. 11 июня 2021 года совет директоров Банка России принял решение повысить ключевую ставку до 5,5 % годовых, объяснив данное решение быстрым восстановлением как Российской, так и мировой экономик. Возможный рост уровня инфляции, вызванный быстрым расширением спроса по сравнению с возможностями наращивания выпуска. В краткосрочной перспективе это влияние усиливается ростом цен на мировых товарных рынках. Однако население России ищет альтернативу сбережения и увеличения денежных средств на фондовом рынке.
Abstract. Currently, the Bank of Russia is pursuing a unified state monetary policy for 2022 and 2023, strategically aimed at maintaining price stability. The main lever for implementing the current policy is inflation targeting, which has been in effect in Russia since 2015. On June 11, 2021, the Board of Directors of the Bank of Russia decided to raise the key rate to 5.5 % per annum, explaining this decision by the rapid recovery of both the Russian and global economies. Possible rise in the inflation rate, caused by the rapid expansion of demand compared with the possibility of increasing output. In the short term, this influence is amplified by the rise in prices on world commodity markets. However, the population of Russia is looking for an alternative to saving and increasing money on the stock market.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, Банк России, фундаментальный анализ, инфляция. Keywords: monetary policy, Bank of Russia, fundamental analysis, inflation, PJSC Gazprom, PJSC Severstal.
В настоящее время Банком России проводится единая государственная денежно-кредитная политика на 2022 и 2023 года, стратегически направленная на поддержание ценовой стабильности. Основным рычагом осуществления проводимой политики является таргетирование инфляции, действующей в России с 2015 года. Применение сдерживающего таргетирования инфляции поспособствовало значительному уменьшению инфляции и удержанию ее на уровне 4 %, а за последние три года цены в Российской Федерации в среднем увеличились на 3,4 % в год.
Не смотря на масштабный перелом экономических трендов в Российской Федерации и в мире, вызванный пандемией коронавируса, Банк России отреагировал на данное изменение экономических условий, проведением мягкой денежно-кредитной политики, снизив ключевую ставку с 6 % до 4,25 % годовых (исторический минимум).
11 июня 2021 года совет директоров Банка России принял решение повысить ключевую ставку до 5,5 % годовых, объяснив данное решение быстрым восстановлением как Российской, так и мировой экономик. Возможный рост уровня инфляции, вызванный быстрым расширением спроса по сравнению с возможностями наращивания выпуска. В краткосрочной перспективе это влияние усиливается ростом цен на мировых товарных рынках [4].
В связи с действующим инфляционным давлением в условиях завершающегося восстановления экономики может вызвать более продолжительное отклонение инфляции вверх от цели. Все это создает предпосылки для дальнейшего повышения ключевой ставки и, следовательно, изменению проводимой Банком России денежно-кредитной политики. В условиях новой денежно-кредитной политики, инфляции вернется на уровень 4 % годовых во втором полугодии 2022 года.