ЦИФРОВАЯ СРЕДА ВУЗА - ГРАНИ ВОЗМОЖНОГО
Безпалова А. Г.
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
г. Ростов-на-Дону
Аннотация. Цифровое пространство вуза - это интерактивная среда, которая достаточно динамична, несмотря на то что это всего лишь техническое оснащение университета таким образом, чтобы обеспечивать образовательный процесс обратной связью участвующих в нем аудиторий.
Целью статьи является эмпирическое исследование эффективности взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в период глобальной цифровизации и доказательство возможности установления социально значимых связей, способных вывести университет на высокий компетентностный уровень, что, в конечном итоге, должно привести к накоплению всех усилий по повышению конкурентоспособности вуза. Объект исследования - вуз как экономический и социальный конгломерат рынка.
Предметом исследования являются процессы, связанные с цифровизацией университета, которые направлены на установление долгосрочного и взаимовыгодного взаимодействия со всеми важными для университета участниками рынка и выработку современных взглядов на цифровую среду.
Научная новизна исследования может быть интерпретирована в ключевом подходе цифровизации к разработке локальных коммуникационных инструментов для привлечения объективно значимых для вуза аудиторий. Результаты исследования обсуждались в новом цифровом пространстве «Точка кипения» на базе двух университетов с привлечением профессорско-преподавательского состава, студентов и представителей бизнес-среды. Основные выводы и предложения обобщены в авторских рекомендациях.
Ключевые слова: цифровая среда; образовательный процесс; высшее
1
учебное заведение; цифровизация университета; коммуникационные инструменты; компетентностный уровень; конкурентоспособность ВУЗа.
Актуальность исследуемого вопроса подчеркивается важностью текущих тенденций, исходящих из мировых проблем, движущей силой нивелирования которых, является внедрение и популяризация цифровых технологий в различных сферах деятельности, в том числе в деятельности локальных высших учебных заведениях.
Отправляясь в целом от обозначенного выше посыла отметим, что «система организации высшего образования в России должна учитывать специфические процессы современного общества и максимально соответствовать потребностям его динамического развития. Высшие учебные заведения, как социально-культурный институт современного общества, отражают состояние и тенденции его развития, оказывают непосредственное влияние на него. Вместе с этим, трансформационные процессы в системе общественно-культурных отношений оказывают значительное влияние на систему высшего образования, вызывая необходимость формирования мобильности и объективного ответа на возникающие задачи нового исторического тренда» [1].
Раскрытие и развитие стратегических решений изучаемого вопроса может быть применимо к онлайн и офлайн образовательному процессу на пике как спонтанно сформированной потребности, так и в текущей традиционной работе вуза. Важно отметить научные исследования современных авторов на анализируемую тему, которые были процитированы в настоящей статье, в частности, очевидность назревшей необходимости глубинной цифровизации вузов раскрыта в работах Бронина А.В., Мавлютовой Г.А., Шабанова Г.А., Растягаева Д.В.
Актуальность и интенсификация усилий цифровизации в университетах
2
представлена зарубежными исследователями Blake J., Christodoulou D., James C., Hassey N., Hendrick C., H. Sahlgren G., отечественными авторами Криштал М.М., Безпаловой А.Г., Миргородской О.Н., Дадаян Н.А., Легконогих А.Н., немаловажное внимание этому придавалось в рамках форума «Вузпромэкспо -Москва, 2019» Министерством образования и науки РФ (2019).
Автором неоднократно представлялись разработки в плане использования digital-инструментария (технологий) в образовательном процессе вуза, что послужило очередным толчком к анализу эффективности цифровизации локального вуза через призму потенциала цифрового пространства, граней возможного и невозможного.
Сегодня популярны так называемые «Точки кипения» - здесь концентрируется вся жизнь вуза, - от учебного процесса до обсуждения насущных проблем общества, образования, экономики, политики и др. Такой учебный конгломерат способен вывести вуз на более высокий уровень профессиональной деятельности, раскрывая все грани возможного, формируя высокий профессиональный и компетентностный статус вуза во внешней и внутренней среде.
Цифровизация вуза часто трактуется как «цифровой университет», что, естественным образом, правильно, но очень узко. Криштал М.М. подчеркивает, «... цифровой университет должен предоставлять студентам и преподавателям удобные сервисы, которые помогают организовывать учебный процесс и коммуникации, фиксировать и анализировать цифровой след, грамотно выстраивать индивидуальные образовательные траектории, оперативно реагировать на возможные проблемы ...» [1]. Выделяется также, что цифровые технологи во многом упрощают процесс обмена массивом данных между всеми субъектами образовательного процесса, - от абитуриентов до работодателей.
Также цифровой вуз - это «. аппаратно-программный методологический
3
комплекс для внедрения информационно-компьютерных технологий в процесс образования ...» [2].
Все это не совсем точно отражает авторскую позицию, так как цифровизация - это вовлечение вуза в общую структуру региона, это не только и не столько оснащение вуза цифровыми технологиями для осуществления только лишь образовательной деятельности, сколько расширение граней интерактивного взаимодействия внутри всего социального пространства. Именно сегодня, когда мир находится на новой ступени взаимодействия, цифровизация вуза должна ставится во главу аккумуляции всех информационно-коммуникационно-технико-технологических ресурсов вуза.
Автор поддерживает точку зрения Шабанова Г.А., Растягаева Д.Г., что «... непродолжительный стаж освоения цифровых технологий только усугубляет то обстоятельство, что темпы цифровизации в высшем образовании существенно отстают от темпов развития информационной техники и технологий ...» [3]. Еще более очевидно низкое проникновение цифровых технологий в образовательную деятельность локальных вузов. Как ни странно, каждый год все более отдаляет образовательную среду в регионах от темпов роста в центральных регионах России, естественным образом, от мировых тенденций.
Так, Шабанов Г.А., Растягаев Д.Г. видят причину такого отставания в том, что «. освоение новых информационных технологий в России сочетается с консервацией прежних содержания и методов работы, особенно в сфере управления высшим образованием. Причем старое явным образом доминирует, оттесняя новое на периферию. Результат - нарастание формализма и бюрократизма, когда требуется не дело, а отчет о нем. Огромные силы и средства растрачиваются впустую. Более того, сама цифровизация нередко используется как инструмент насаждения формализма ...» [3].
Но не только негативные моменты есть в проникновении или в отсутствии
4
цифровых технологий в наших вузах. Мавлютова Г.А. определяет, что «... практики внедрения цифровых технологий затрагивают не только новшества в оснащении учебного процесса, но и модернизацию направлений научно -исследовательской деятельности ...» [4]. А это также сегодня ставится во главу развития современной образовательной деятельности вуза и его субъектов. Студенческая молодежь достаточно активно участвует в исследовательской работе, подтверждая, тем самым, наращиваемую компетентностную базу получаемого образования.
Несмотря на разносторонний взгляд на цифровизацию вузов и масштабы использования информационных, цифровых и коммуникационных технологий в совершенствовании и работе всех участников образовательного процесса, рассматриваемых отечественными авторами, обратим внимание на внедрение digital-технологий в процесс установления доверительного, открытого диалога в аудиторных и внеаудиторных занятиях студентов и профессорско-преподавательского состава (ППС). Роль такого взаимодействия сегодня высока.
С каждым днем объем потребляемой информации, инструментарий ее поиска, сбора и обработки расширяется и эффективность этого процесса увеличивается с геометрической прогрессией по сравнению с предыдущими годами. Студентам для выполнения простейшего задания достаточно минимум временных ресурсов, в то время как преподавателю для подготовки к тому же заданию требуется значительно больше времени. Это говорит о разности в подготовке к цифровизации обеих сторон и неоднозначности к подходам восприятия исследуемого вопроса.
При этом важно ориентироваться не на возможности преподавателя в использовании цифровых инструментов, а на потребности современной студенческой молодежи. То же самое рекомендуется Минобрнаукой РФ (2019): «. все цифровые решения, которые внедряются в сферу высшего образования,
5
и университетов в частности, должны быть построены на основе конкретных кейсов и проблем, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты, в таком случае цифровизация вузов будет полезна для всех участников образовательного процесса ...» [5].
Цифровизация вуза, помимо всего описанного, - это еще работа на удаленном доступе по всем образовательным программам и более высокий подход к преподаванию каждой дисциплины вуза, что сегодня подчеркивается, например, в аспекте инклюзивного образования, так много значащего для множества групп населения, стремящихся не только получить основы высшего образования, но и вовлечься в жизнедеятельность общества, вести полноценную жизнь и профессионально развиваться. Инклюзивное образование, широко популяризируемое локальными вузами, имеет определенные ограничения для самих обучающихся и еще более для обучаемых.
Однако «. цифровизация дала вузам возможность повысить в полтора раза количество студентов, расширить географию приема до 81 региона страны и 19 зарубежных стран, резко поднять количество реализуемых функций практически .» [1].
Возвращаясь к проблеме «высокой взрослости» профессорско-преподавательского состава и среднестатической неподготовленности преподавателей к внедрению уже готовых, созданных и отработанных цифровых платформ обучения, можно отметить, что в этом контексте необходимо кардинально менять преподавательскую компетентность и расширять возможности ППС в использовании цифровых технологий, углублять и модернизировать в соответствии с требованиями новой цифровой среды каждого вуза.
В научной среде подтверждается, что «. для каждого вуза должно стать крайне важным осуществление подготовки, переподготовки и обучения
6
специалистов (включая руководителей организаций и предприятий) по профильным компетенциям в сфере цифровизации ...» [4].
Авторский мониторинг Интернет-ресурсов отечественных вузов, позволил сделать вывод о том, что профессорско-преподавательский состав, хотя и «омолаживается» в последние годы, но, тем не менее, средний показатель кафедрального возраста преподавателей - 48 + лет. Так, на основании данных двух вузов г. Ростова-на-Дону, выведен средний возраст профессорско-преподавательского состава, который составил 51,8 лет. Однако все преподаватели в большей или меньшей степени задействуют цифровые технологии в образовательном процессе, только каждый ориентируется на свои собственные цели.
Выявление целей и эффективности цифровизации вуза сформулировано автором в вопросах исследования, проведенного в феврале 2020 года, посредством онлайн и офлайн анкетирования профессорско-преподавательского состава двух локальных вузов. В основу исследования ставилось выяснить: как преподаватели и студенты, в том числе инклюзивного обучения, оценивают цифровизацию своего вуза; насколько использование digital-технологий эффективно в освоении учебных планов и рабочей программы обучения каждой группой опрашиваемых; какой digital-инструментарий по приоритетности используется ППС в образовательном процессе; какой digital-инструментарий используется в образовательном процессе студентами; насколько эффективно это пересекается в образовательном процессе по отдельной рабочей программе, конкретной дисциплине и т.п.; каким образом цифровое пространство вуза позволяет студентам и другим участникам рынка интегрироваться в социальную жизнь страны, региона, города.
Выводы исследования. Общее отношение к цифровизации вуза у ППС и студентов положительное с рекомендацией интенсификации этого процесса.
7
Также обе группы считают, что использование digital-технологий настолько эффективно в образовательном процессе, насколько это укладывается в контекст дисциплины, компетентности преподавателей и предпочтений самих студентов.
На первое место из инструментария digital в рамках обучения студенты ставят мультимедиа-презентации, расширенные кейсы, чаты и онлайн-семинары, конференции, открытые цифровые площадки по типу «Точка кипения». Однако студенты отмечают, что большинство преподавателей их вуза придерживаются стандартных форм ведения аудиторных занятий. Преподаватели, напротив, считают, что студенческая молодежь поглощена своими гаджетами и не интересуется другими возможностями digital. Предполагается, что, если бы в вопросе были обозначены открытые варианты ответов, то преподаватели выделили более широкий спектр студенческого инструментария и потребностей. Как следствие, об эффективном пересечении в образовательном процессе цифровых технологий, группы не дали однозначного ответа.
Оценка цифровизации вуза, как инструмента интеграции участников образовательного процесса в социальную жизнь, показала более прогрессивные взгляды, так как и студенты, и профессорско-преподавательский состав считают, что овладение цифровыми технологиями в профессиональной деятельности увеличивает не только востребованность специалиста на рынке труда, но и его социальную ответственность, значимость и мобильность в мировом пространстве. Именно за счет этого, цифровая среда вуза расширяет грани возможного в образовательном процессе и перспективы дальнейшего развития системы высшего образования региона.
«... Развитие и внедрение цифровых коммуникаций в образовательный процесс региональных университетов зависит не только от профессиональной деятельности и квалификации профессорско-преподавательского состава, но и
8
от стратегии самих вузов, развития инфраструктуры и цифровизации, что позволяет расширять грани проникновения цифровых коммуникационных инструментов в отдельно взятый университет и создавать современное научное пространство» [6].
Грани возможного по пролонгированному внедрению, развитию и использования цифровых коммуникаций и технологий в локальных вузах имеют гибкие границы и расширить их можно посредством:
- вливания новых кадров в профессорско-преподавательский состав локальных вузов;
- расширения связей и контактов с бизнес-средой для того, чтобы повышать цифровизацию вузов за счет спонсорства, благотворительности и развития бизнес-интересов внутри отдельно-взятого вуза с учетом его профессиональной деятельности;
- повышения квалификации профессорско-преподавательского состава посредством обмена опытом и навыками с ведущими спикерами и экспертами профильной деятельности вуза, потенциальными работодателями и управленческими структурами;
- использования информационно-интерактивного пространства «Точка кипения» для расширения цифровизации локальных вузов, координации всех усилий по повышению эффективности образовательного процесса в соответствии с требованиями современной молодежи, рынка труда и экономики.
Каждый вуз, преподаватель, несмотря на подчиненность и соподчиненность профессиональным стандартам, учебным планам и требованиям вуза, может рационально, масштабно и эффективно использовать цифровые технологии, коммуникации и информационные продукты в образовательной деятельности, чтобы повысить свою профессиональную
компетентность, стать конкурентоспособным в своей педагогической
9
деятельности и соответствовать потребностям студенческой молодежи как потенциалу современного общества, времени и глобальной цифровизации.
Литература
1. Афанасьева И. И, Бойко О.Н. Система российского образования в условиях глобализации [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2017. - № 1. - Режим доступа: http ://www.a-factor.ru/archive/itemlist/cate gory/8-pedago gicheskie-nauki.
2. Криштал М.М. Новая реальность образования: что такое цифровой университет сегодня [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://na.ria.ru/20190722/1556704299.html.
3. Бронин А.В. «Цифровой вуз - вуз будущего» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://softline.ru/uploads/f7ba/d4/25/c1/79/336/6b/ad/98/tsifrovoy-vuz.pdf.
4. Шабанов Г.А., Растягаев Д.В. Цифровизация вуза: реальность и ожидания// Высшее образование сегодня. - 2020. - №1. - С. 2-7.
5. Мавлютова Г.А. Цифровизация в современном высшем учебном заведении // Экономическая безопасность и качество. - 2018. - №3 (32). - С. 5-7.
6. Министерство образования и науки: цифровизация вузов должна базироваться на реальных проблемах студентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/7326803.
7. Безпалова А.Г., Миргородская О.Н., Дадаян Н.А., Легконогих А.Н. Цифровые коммуникации - доминанта образовательного процесса в региональных вузах // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 9. - С. 122-125.
10
DIGITAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY - FACETS OF THE
POSSIBLE
Abstract. The digital space of the University is an interactive environment that is quite dynamic, despite the fact that it is only a technical equipment of the University in such a way as to provide the educational process with feedback from the audience involved in it.
The purpose of the article is an empirical study of the effectiveness of interaction between all subjects of the educational process in the period of global digitalization and proof of the possibility of establishing socially important links that can bring the University to a high competence level, which, in the end, should lead to the accumulation of all efforts to improve the competitiveness of the University. The object of research is the University as an economic and social conglomerate of the market.
The subject of the research is the processes related to the digitalization of the University, which are aimed at establishing long-term and mutually beneficial interaction with all important market players for the University and the development of modern views on the digital environment. The scientific novelty of the research can be interpreted in the key approach of digitalization to the development of local communication tools to attract objectively important audiences for the University. The results of the research were discussed in the new digital space "boiling Point" on the basis of two universities with the involvement of faculty, students and representatives of the business environment. Key conclusions and suggestions are summarized in the author's recommendations.
Key words: digital environment; educational process; higher education institution; digitalization of the University; communication tools; competence level; competitiveness of the University.
References
1. Afanasieva I. I., Boiko O. N. The system of Russian education in the context
11
of globalization [Electronic resource] // A-factor: research and development (Humanities). - 2017. - No. 1. - Mode of access: http://www.a-factor.ru/archive/itemlist/category/8-pedagogicheskie-nauki.
2. Krishtal M. M. New reality of education: what is a digital University today [Electronic resource]. - Mode of access: https://na.ria.ru/20190722/1556704299.html.
3. Bronin A.V. "Digital University - University of the future" [Electronic resource]. - Mode of access: https ://softline.ru/uploads/f/ba/d4/25/c1/7 9/36/6b/ad/98/tsifrovoy-vuz.pdf.
4. Shabanov G. A., Rastiagaev D. V. Digitalization of higher education: reality and expectations// Higher education today. - 2020. - №1. - P. 2-7.
5. Mavlyutova G. A. Digitization in the modern higher educational institution // Economic security and quality. - 2018. - №3 (32). - P. 5-7.
6. Ministry of education and science: digitalization of universities should be based on real problems of students [Electronic resource]. - Access mode: https://tass.ru/obschestvo/7326803.
7. Bezpalova A. G., Mirgorodskaya O. N., Dadayan N. A., Legkonogikh A. N. Digital communications-the dominant educational process in regional universities // Modern science-intensive technologies, 2019. - №9. - P. 122-125.
12