Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ЦИФРОВОЙ ДИДАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЧАСТЬ I'

ДИНАМИКА ЦИФРОВОЙ ДИДАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЧАСТЬ I Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
698
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА / DIGITAL DIDACTICS / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / ONLINE EDUCATION / ИНТЕГРАТИВНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / INTEGRATIVE-COMPETENCY-BASEDAPPROACH / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / GAMIFICATION / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTEGRATED LEARNING / ИММЕРСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / IMMERSIVE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Лидия Михайловн

Цифровизация прочно вошла в сферу высшего образования. Вузы переосмысливают процесс образования и обучения, пополняют образовательную среду цифровыми технологиями, методами и ресурсами. Формируется и развивается новая цифровая дидактика, под которой мы понимаем процесс конструирования комплекса цифровых образовательных технологий и методов обучения, электронных ресурсов, которые позволяют бюджетно и быстро реализовывать интегративно-компетентностный подход к обучению и формировать профессиональные компетенции и готовность к профессиональной деятельности. Цель статьи – изучить процесс онлайн обучения в вузах в период цифровизации, проанализировать цифровые методы обучения. Процесс изучения литературных источников в проблемном поле исследования показал ключевые тренды, проблемы, угрозы и перспективы развития цифровой дидактики. Терминологический анализ выявил ряд новых терминов. В основе исследования лежит интегративно-компетентностный подход к обучению в цифровой среде. Выявлены форматы корпоративного и самостоятельного микро и макро-обучения. Проанализированы цифровые образовательные платформы, Web-приложения и мессенджеры. Опросы студентов и преподавателей показали большой интерес и высокую потребность в онлайн обучении, но выявили проблемы и угрозы, которые требуют решения. Особой проблемой является подготовка и переподготовка «цифрового» преподавателя. Пути решения проблем заключаются во внедрении новых цифровых образовательных технологий и методов обучения, digital-инструментов и ресурсов. Например, иммерсивное, интегрированное (смешанное) обучение, перевернутое обучение, скринкаст, QR-коды, геймификация, опросы, интерактив, иллюстрации и др. В статье названы перспективы и драйверы развития цифрового образования. Обозначены цифровые зоны развития вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF A PERSON ON THE QUALITY OF HIS COMMUNICATION

Digitalization has firmly entered the field of higher education. Universities rethink the process of education and training, replenish the educational environment with digital technologies, methods and resources. A new digital didactics is being formed and developed, by which we mean the process of constructing a set of digital educational technologies and teaching methods, electronic resources that allow for a budgetary and quick implementation of a integrative-competency-based approach to training and the formation of professional competencies and readiness for professional activities. The purpose of the article is to study the process of online learning in universities during the digitalization period, to analyze digital teaching methods. The process of studying literary sources in the problem field of research has shown key trends, problems, threats and prospects for the development of digital didactics. Terminological analysis revealed a number of new terms. The study is based on an integrative-competency-based approach to learning in a digital environment. The formats of corporate and independent micro and macro training are revealed. Digital educational platforms, web applications and instant messengers are analyzed. Surveys of students and teachers showed great interest and a high need for online learning, but revealed problems and threats that need to be addressed. A particular problem is the training and retraining of the “digital” teacher. Ways to solve problems are to introduce new digital educational technologies and teaching methods, digital tools and resources. For example, immersive, integrated (blended) learning, inverted learning, screencast, QR codes, gamification, polls, interactive, illustrations, etc. The article describes the prospects and drivers for the development of digital education. Digital zones of the development of universities are indicated.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ЦИФРОВОЙ ДИДАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЧАСТЬ I»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/87PDMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Семенова Л.М. Динамика цифровой дидактики в условиях трансформации высшего образования. Часть I // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/87PDMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Semenova L.M. (2020). The dynamics of digital didactics in the context of the transformation of higher education. Part I. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/87PDMN320.pdf (in Russian)

Работа выполнена в рамках ИНИР АААА-А20-120021090116-9 «Стратегические коммуникации в бизнесе: тренды и драйверы»

УДК 378 ГРНТИ 14.35.07

Семенова Лидия Михайловна

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», Санкт-Петербург, Россия

Профессор кафедры «Коммуникационные технологии и связи с общественностью»

Доктор педагогических наук, доцент E-mail: lidia_sem@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6117-3093 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=665587 ResearchGate: https://www.researchgate.net/profile/Semenova Lidiia Google Академия: https ://scholar. google. ru/citations?user=0bNP9QkAAAAJ

Динамика цифровой дидактики в условиях трансформации высшего образования. Часть I

Аннотация. Цифровизация прочно вошла в сферу высшего образования. Вузы переосмысливают процесс образования и обучения, пополняют образовательную среду цифровыми технологиями, методами и ресурсами. Формируется и развивается новая цифровая дидактика, под которой мы понимаем процесс конструирования комплекса цифровых образовательных технологий и методов обучения, электронных ресурсов, которые позволяют бюджетно и быстро реализовывать интегративно-компетентностный подход к обучению и формировать профессиональные компетенции и готовность к профессиональной деятельности. Цель статьи - изучить процесс онлайн обучения в вузах в период цифровизации, проанализировать цифровые методы обучения. Процесс изучения литературных источников в проблемном поле исследования показал ключевые тренды, проблемы, угрозы и перспективы развития цифровой дидактики. Терминологический анализ выявил ряд новых терминов. В основе исследования лежит интегративно-компетентностный подход к обучению в цифровой среде. Выявлены форматы корпоративного и самостоятельного микро и макро-обучения. Проанализированы цифровые образовательные платформы, Web-приложения и мессенджеры. Опросы студентов и преподавателей показали большой интерес и высокую потребность в онлайн обучении, но выявили проблемы и угрозы, которые требуют решения. Особой проблемой является подготовка и переподготовка «цифрового» преподавателя. Пути решения проблем заключаются во внедрении новых цифровых образовательных технологий и методов обучения, digital-инструментов и ресурсов. Например, иммерсивное, интегрированное (смешанное) обучение, перевернутое обучение, скринкаст, QR-коды, геймификация, опросы,

https:// mir-nauki. com

интерактив, иллюстрации и др. В статье названы перспективы и драйверы развития цифрового образования. Обозначены цифровые зоны развития вузов.

Ключевые слова: цифровая дидактика; онлайн обучение; интегративно-компетентностный подход; цифровая образовательная среда; геймификация; интегрированное обучение; иммерсивные технологии

Развитие цифровой экономики и образования в настоящее время является одним из главных приоритетов государственной политики всех стран мира. Высшее образование встраивается в общую линию цифровизации, вузы стремительно «переходят в цифру» и переводят образовательную активность в онлайн, а аналоговое, традиционное образование уходит в прошлое. Вузы находится в стадии переосмысления и апгрейда образовательного процесса и дидактики, поиска эффективных цифровых образовательных технологий и электронных ресурсов, которые позволят подготовить выпускника к требованиям современного рынка труда.

В условиях такой трансформации высшего образования возникает много вопросов. В каком формате лучше проводить обучение, чтобы удовлетворить потребности студентов и реализовать концепцию компетентностного образования? Как определить уровень и эффективность сформированных дистанционно профессиональных компетенций? Какие онлайн площадки, подходы, технологии, методы и приемы использовать для успешного усвоения материала учебных дисциплин и формирования готовности к профессиональной деятельности? Как организовать практические занятия, контроль знаний и спланировать «живое» взаимодействия со студентами? Как найти «золотую середину» в подборе инструментов при онлайн обучении? Как подготовить специалистов, отвечающих глобальным вызовам XXI века?

Актуальные вопросы становления цифровой дидактики в вузе мы изучили на основе обзора цифровых образовательных ресурсов, анализа проблем профессионального сообщества в эпоху цифровизации, исследования цифровой образовательной среды и основных тенденций развития цифрового образования в вузе.

Цель статьи - изучить процесс онлайн обучения в вузах в период цифровизации, проанализировать цифровые методы обучения.

Исследование проводилось в течение 2019-2020 гг. Эмпирической базой исследования стали нормативные документы: программа «Цифровая экономика РФ», Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», Федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ». А так же материалы ряда международных и всероссийских конференций и форумов, анализ зарубежного и российского опыта онлайн образования, результаты опроса студентов и преподавателей, анализ 28 публикаций (статьи, диссертации, интервью, результаты исследований), изучение онлайн платформ и систем дистанционного обучения, авторский опыт онлайн обучения, выступление автора на конференциях и публикация 5 статей.

Искусственный интеллект лежит в фундаменте современного онлайн образования. Цифровизация, как приоритетный проект высшего образования, ставит цель - повысить

Введение

Обзор литературы

качество профессиональной подготовки с применением цифровых технологий1. Нормативное регулирование процесса призывает вузы обновить систему образования и профессиональной подготовки, сформировать цифровую образовательную среду, внедрить цифровые инструменты обучения и подготовить специалиста в соответствии с требованиями цифровой

2 3

экономики2'3.

Этот актуальный вопрос в последнее время широко обсуждается в научном и профессиональном сообществе4, как на конференциях, так и в публикациях [1-3]. Обсуждаются перспективы развития, тенденции и инновации, барьеры, угрозы, проблемы [4-6]. Астратова Г.В. пишет об основных трендах развития рынка онлайн услуг высшего образования, предполагает множественный характер его видов и форм в ближайшем будущем. Проведенный ею опрос студентов показал высокий процент (97 %) их заинтересованности в тех форматах онлайн обучения, где присутствует «живой», интерактивный контакт с преподавателем [7]. Коршунова О.В., характеризуя ключевые тенденции развития современной дидактики, выделяет «информационно-семиотическую тенденцию, обусловленную процессами динамичности и информационной насыщенности (и даже пресыщенности) нашего мира, глобализации "распыления" аксиологических основ в сфере образования» [8]. О разнообразии цифровых образовательных платформ, о технологиях и методах обучения в цифровой среде пишут многие авторы 5 и подчеркивают, что необходимо использовать современные, интерактивные инструменты цифровой коммуникации [9-11].

Предпосылки цифровизации и ее эволюционная траектория рассматривается в ряде источников [12]. Так в России в 1980-1990 гг. активно проходил процесс информатизации и компьютеризации, масштабное подключение Интернета. Компьютеры стали дидактической составляющей процесса подготовки кадров. С 2000 по 2006 гг. наращивались информационные ресурсы, вводилось дистанционное образование. В 2016-2020 гг. развивались глобальные телекоммуникации и появились цифровые образовательные сервисы. В перспективе до 2035 г. предполагается завершить создание цифровых кампусов в вузах и внедрить новое поколение мессенджеров.

Персонификация становиться важным принципом цифрового образования и значимым трендом. По этому поводу высказался ректор НИУ ВШЭ Я. Кузьминов: необходимо «разрабатывать индивидуальные образовательные траектории и придумывать для каждого ученика свой собственный, уникальный набор заданий, ответ на которые потребует творческого подхода, умения сравнивать, взвешивать, анализировать, отсеивать ненужное, коммуницировать и т. д.»6.

1 Программа «Цифровая экономика РФ». [Электронный ресурс]. URL: http://www.static.government.ru/media/files/ (дата обращения: 10.03.2020).

2 Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://www. kremlin. ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 10.03.2020).

3 Федеральный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://neorusedu. ru/about (дата обращения: 09.03.2020).

4 Навстречу переменам: семь задач цифровизации российского образования. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/trends/education/5d9ccba49a7947d5591e93ee (дата обращения: 19.03.2020).

5 Может ли онлайн-образование заменить традиционное? Мнения ученых о дистанционном обучении, онлайн-форматах университетских курсов и контроле знаний. [Электронный ресурс]. URL: https://postnauka.ru/point-of-view/155079 (дата обращения: 05.06.2020).

6 Главный тренд российского образования - цифровизация. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/article/1029 (дата обращения: 20.02.2020).

Терминологический анализ изучаемого вопроса показал широкий спектр новых дефиниций, которыми оперирует в последнее время научно-педагогическое сообщество: «цифровая педагогика» (digital pedagogy), «цифровая образовательная среда» (ЦОС), «цифровые образовательные ресурсы» (ЦОР), «цифровое обучение» (digital learning), «цифровая культура», «цифровой маркетинг в образовании», «блендет-образование» (blended education), «перевернутое обучение» (flipped learning), «цифровой педагог», «профессор онлайн», «цифровой студент», «интерактивное образование», «диджитализация, дигитализация», «smart-университет», «искусственный интеллект», «цифровой кластер», «цифровая коммуникация», «электронная, Е-дидактика, цифровая, дигитальная дидактика» и

др.

В литературе обсуждается вопрос сходства и различия дистанционного и онлайн обучения. Дистанционное обучение мы понимаем как форму получения образования (чаще для заочного обучения), где преподаватель и студент взаимодействуют на расстоянии с помощью информационных технологий и электронных ресурсов. Студент занимается самостоятельно по заданной программе. Онлайн же обучение представляет формат получения знаний и навыков в реальном времени, «здесь и сейчас». Электронное обучение считают составной частью дистанционного обучения.

Цифровую дидактику мы рассматриваем как процесс конструирования комплекса цифровых образовательных технологий и методов обучения, электронных ресурсов, которые позволяют бюджетно и быстро реализовывать интегративно-компетентностный подход к обучению и формировать профессиональные компетенции и готовность к профессиональной деятельности.

Методы и результаты

Работа выполнялась с опорой на интегративно-компетентностный подход, который рассматривает многосторонний педагогический процесс как единое целое, дающее новый качественный результат, как интегрированную характеристику, определяющую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности и его профессиональную компетентность. Методами исследования являются: литературно-библиографический обзор и анализ источников, ретроспективный и терминологический анализ, анкетный и личный опрос, мониторинг, наблюдение продуктов деятельности студентов.

Проанализировав ресурсное обеспечение онлайн обучения, мы выяснили, что в вузах России активно происходит процесс моделирования и создания цифровой образовательной среды, цифровизация учебного процесса (открываются цифровые библиотеки, кампусы, учебные лаборатории и др.); обогащаются и расширяются информационно-коммуникативные ресурсы; идет разработка и внедрение новых образовательных технологий, методов и приемов работы, форматов взаимодействия; осуществляется подготовка и переподготовка «цифровых» преподавателей, обеспечение учебного процесса учебно-методической и научной литературой и др.

Были выявлены форматы корпоративного и самостоятельного микро и макро-обучения. Микро-обучение осуществляется за короткий промежуток времени, а макро-обучение носит длительный характер. Площадки макро-обучения: EdX, Coursera, Udacity, Udemy, General Assembly, BigThink, SkillSoft, CrossKnowledge, Pluralsight, Lynda.com и др. Площадки микро-обучения: YouTube, Grovo, Twitter, Axonify, Pathgather, Qstream, Edcast и др. [13].

Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) - Massive open online course (MOOC) являются востребованными сервисами для самообучения и предоставляют академические курсы известных специалистов от флагманских мировых университетов [14]. Например,

Coursera, EdX, Udaciti - популярные академичные платформы бесплатного дистанционного образования. В Китае лидирует MOOC платформа XuetangX, насчитывающая более 5 млн слушателей и более 400 курсов (~7 % рынка). В России успешно реализуются онлайн-образовательные проекты и работают цифровые образовательные ресурсы: Нетология, Национальная платформа открытого образования, Лекториум, Универсариум, «Юрайт-Академия», «Директ-Академия», Стэпик, ПостНаука и мн. др. Подобные проекты поддерживает и инвестирует ряд компаний: Edumarket, Coursmos, BeSmart и др. В условиях электронного обучения интеграция МООК в учебный процесс позволяет преподавателю обогащать содержание образования, вводить лекции лучших преподавателей страны и мира, а студенту дает возможность свободного доступа к знаниям и компетенциям.

В результате обзора и анализа цифровых образовательных платформ и бесплатных Web-приложений для совместной работы в сети Интернет были выявлены самые популярные сервисы и цифровые образовательные продукты, составлена матрица их услуг, возможностей и инструментов (табл. 1).

Таблица 1

Матрица возможностей цифровых образовательных платформ

Цифровая образовательная платформа Услуги, возможности, инструменты

Zoom Лидер в области современных средств видеосвязи. Оперативная организация аудио и видеоконференций, групповая работа до 100 чел., возможность опросов, чат, работа в сессионных залах, функция поднятия руки и др. Можно присоединиться через веб-камеру на компьютере, телефоне или планшете.

Mentimeter Создание опросов и голосование в режиме реального времени, можно использовать готовый пример или создать собственную презентацию - интерактивную доску с вопросами, конструировать викторины, квизы и получить мгновенную обратную связь от аудитории. Доступен на мобильных устройствах и в электронной среде. Позволяет быстро и просто сгенерировать QR код со ссылкой на быстрый опрос. Удобен тем, что можно менять слайды для показа и слайды для взаимодействия.

BigBlueButton (ВВВ) В режиме реального времени обеспечивает совместное использование аудио и видео, слайдов, чата, экрана, вебинарной комнаты и др.

iSpring Система дистанционного обучения, конструктор электронных учебных курсов, онлайн-обучения и тестирования.

Microsoft Teams Мощное, основанное на чате рабочее пространство, позволяющее общаться, обмениваться файлами и совместно работать.

Webinar.ru Платформа нового поколения для онлайн-мероприятий (совещания, обучение, презентации). Запускается на всех браузерах и без дополнительного программного обеспечения.

Google Tabs Возможность работать в одном документе, с таблицами, формами, создавать интерактивную презентацию, проводить опросы и др.

Google Docs Онлайн-офис, открывает доступ к документам, электронным таблицам. Работа в режиме реальном времени. Создание презентаций.

Twiddla Площадка для групповой работы с возможностью разрисовывать Web-сайты, обмениваться файлами и устраивать беседы, есть возможность аудио связи, интерактивная доска.

Dabbleboard Приложение для рисования: можно рисовать эскизы интерфейса, диаграммы и др.

Stixy Гибкая система для рисования и размещения объявлений.

Thinkature Рабочее пространство, на котором можно рисовать, переписываться и собирать контент со всего окружающего Web.

Project2Manage и ProjectPier Управление коллективными проектами.

Discord Видеоконференции, голосовое общение, игры и др.

Padlet Создание электронных досок, документов и веб-страниц, которые можно сохранять и работать коллективно.

Prezi Сервис для создания интерактивных презентаций.

Цифровая образовательная платформа Услуги, возможности, инструменты

Learning Management System (LMS) Система управления обучением, где можно хранить учебные материалы - электронные учебники, тесты, видео-лекции и курсы.

Составлено автором

Кроме названных сервисов существует еще множество программ, в том числе для дизайнеров и графических редакторов. В онлайн обучении так же можно успешно использовать мессенджеры: WhatsApp, Viber, Skype и др.; коммуникационные сервисы социальных сетей ВКонтакте, Telegram, Facebook и др.; облачные сервисы Яндекс, Mail, Google.

Отдельно отметим модульную объектно-ориентированную динамическую обучающую среду (Moodle). Опыт работы автора в этой внутренней электронной системе показал ее удобство и эффективность:

• все ресурсы размещены в единой базе;

• бюджетность дистанционного обучения;

• независимость от места и времени, доступность информационных ресурсов, непрерывность, мобильность и др.;

• современные методы взаимодействия: блоги, чаты, форумы, практикумы, вики, глоссарий и др.;

• возможность работать в системе синхронно и асинхронно;

• коммуникация преподавателя и студентов: обсуждение, комментарии, оценка, рассылка информации и др.;

• возможность анализа результатов обучения;

• возможность управления и контроля учебного процесса.

Все вышеописанное говорит о многообразии комплексных цифровых систем для коммуникации и взаимодействия, о возможности выбора преподавателем необходимой платформы или нескольких, что ведет к повышению мотивации и интереса обучающихся и улучшению качества образования.

Опрос студентов и преподавателей вначале 2019 г. (сервис опросов Simpoll) по онлайн обучению проходил в 11 крупных университетах России. Участвовало 400 студентов, 24 преподавателя [15; 16]. Результаты исследования показали, что студенты имеют высокую потребность и желание в онлайн обучении, в таких форматах как видеоконференции, онлайн-чаты, тематические форумы и сайты преподавателей, но хотят обучаться не по расписанию, а в удобное для них время. Они считают, что от такой формы обучения подготовка кадров в вузе только выиграет. Преподаватели отметили необходимость цифровой коммуникации со студентами с помощью разных мессенджеров, потому что это бюджетно, оперативно и удобно. Однако определилась проблема: онлайн обучение не входит в учебную нагрузку преподавателя, а подготовка и проведение занятий требует много времени.

В результате этих опросов были сделаны выводы: потребность в цифровом обучении есть у студентов и преподавателей; Россия отстает от экономически развитых стран в цифровой дидактике, передовыми странами в развитии цифрового образования и онлайн обучения являются США, Канада, экономически развитые страны западной Европы, а также Китай и Япония. Цифровые технологии влияют на имидж, успех, бренд и продвижение вуза, а смешанный тип обучения (офлайн + онлайн) - наилучший вариант.

https:// mir-nauki. com

Опрос студентов Санкт-Петербургского государственного экономического университета в начале пандемии коронавируса COVID-19 (апрель 2020 г.) показал следующие результаты. Распределение респондентов по уровням образования (всего 638 ответа): 2.8 % СПО, 60 % бакалавриат, 5.8 % специалитет, 25.9 % магистратура, 5.5 % аспирантура. Рейтинг популярности используемых инструментов в рамках реализации образовательного процесса в дистанционной форме: ВВВ 53 %, Zoom 65 %, Moodle 82 %, электронная почта 61 %, Skype

Студенты отметили, что в дистанционном обучении они сталкиваются с проблемами технического характера (качество видео/звука, зависание видео конференций, проблемы с загрузкой презентаций преподавателей); недостаточным владением компьютерными технологиями со стороны профессорско-преподавательского состава; недостаточным количеством вспомогательного материала, предоставляемого в электронной форме, для выполнения домашних заданий. Они предложили использование более мощных современных программ для видеоконференций, применение новых онлайн-инструментов, снизить нагрузку на самостоятельную работу и др. Все это наводит на мысль об апгрейде цифровой образовательной среды в вузе. Отметим незамедлительную реакцию ректората на опрос и позитивные изменения.

Опрос Минобрнауки РФ и Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС «О развитии онлайн-среды в условиях коронавирусной инфекции», проведенный среди профессорско-преподавательского состава (1111С) (всего было опрошено 33987 человек) в более 100 вузах в это же время (первая волна) показал следующие результаты. 96,2 % преподавателей лично перешли на дистанционный формат образования; 87,8 % преподавателей считают, что занятия по их курсам лучше проводить в очном формате; 85,7 % преподавателей отмечают, что у них стало меньше свободного времени, а их рабочая нагрузка возросла; 75 % опрошенных оценивают свою компетенцию в современных компьютерных технологиях в целом выше, чем у коллег; 66 % преподавателей указывают, что им не нравится работать дома; 34 % не имеют дома комфортных условий для работы. По итогам этого опроса можно сделать вывод, что большинство преподавателей вузов считает дистанционный формат обучения «правильным и современным дополнением» к традиционному обучению, а 100 % онлайн обучение приведет к падению качества знаний, профанации и разрушению высшего образования7 . Определились проблемы: большая усталость ППС, стресс, сложности с проведением контроля знаний (студенты хитрят, списывают, имитируют бурную деятельность), нет «живого» общения и др. Вторая волна опроса, проведенного в июле 2020 г., пока не дала результатов.

Ретроспективный анализ проблемы цифрового обучения за последние 40 лет показал эволюцию и этапы цифровизации в российских вузах. Анализ научной литературы по проблеме исследования выявил переосмысление, переформатирование, активное обновление российского высшего онлайн образования. Заметные преобразования произошли в содержании образования, технологиях и методиках, информационно-технологических ресурсах, в системе проверки качества знаний. Определены основные вызовы и проблемы, угрозы и риски, тенденции и перспективы развития цифровой дидактики. Терминологический анализ

7 Опрос Минобрнауки РФ и Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://socialresearch.ru/go/results/HRchTNaILfbM (дата обращения: 20.05.2020).

Страница 7 из 10

24 %.

Заключение

87PDMN320

определил банк новых терминов по проблеме. Методологической базой исследования стали идеи интегративно-компетентностного подхода к онлайн обучению.

Анализ ресурсного обеспечения цифровой дидактики выявил активное обновление и расширение цифровой образовательной среды, внедрение цифровых образовательных платформ, Web-приложений и мессенджеров. Названы виды и формы самостоятельного микро и макро-обучения. Разнообразные комплексные цифровые среды и платформы для коллективной работы дают возможность выбора преподавателем подходящей системы или нескольких и тем самым позитивно влияют на подготовку кадров. Опросы студентов и преподавателей показали высокую Интернет-активность, мотивационный интерес в области компьютерных технологий, большую потребность тех и других в цифровом обучении, необходимость разумной синергии традиционной и цифровой дидактики, а 100 % ^ка^обучение повлечет снижение качества образования. Выявленные в процессе исследования проблемы и угрозы приводят к выводам об обновлении и трансформации цифровой образовательной среды, технологий, дидактических средств и ресурсов. Результаты анализа позволяют утверждать, что модернизация и цифровизация высшего образования реализует новую дидактическую парадигму, связанную с цифровыми образовательными технологиями и методиками обучения и предполагающую положительный эффект в профессиональной подготовке кадров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрюхина Л.М., Садовникова Н.О., Уткина С.Н., Мирзаахмедов А.М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 3. С. 116-147.

2. Dzobelova V., Yablochnikov S., Semenova L. (2019). Practical application analysis of information and communication technologies in the socio-economic sphere. In Proceedings of Communicative strategies of the information society (CSIS'19). ACM, Saint - Petersburg, Russia. ACM, New York, NY, USA, 6 p.

3. Ryan S., Scott B., Freeman H., Patel D. (2013) The virtual university: The internet and resource-based learning.), NY: Routledge. P. 218.

4. Gregory S., Wood D. (2018) Authentic Virtual World Education. Facilitating Cultural Engagement and Creativity. Singapоre: Springer Nature Singapоre Pte Ltd. р. 210.

5. Li-Chun Lin, I-Chun Hung, Kinshuk, Nian-Shing Chen. (2019) The impact of student engagement on learning outcomes in a cyber-flipped course. // Educational Technology Research and Development. 2019.

6. Wu, W.-C.V., Chen Hsieh, J.S., & Yang J.C. (2017). Creating an Online Learning Community in a Flipped Classroom to Enhance EFL Learners' Oral Proficiency. Educational Technology & Society, 20 (2), 142-157 URL: https://pdfs.semanticscholar.org/8d63/920d26335725cd02c13bc0c760928108ed69.pdf.

7. Астратова Г.В. Ключевые тенденции развития современного рынка онлайн услуг высшего образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020 №3. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/33PDMN320.pdf (дата обращения: 23.06.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Коршунова О.В. Основные тенденции развития современной дидактики // Вестник Вятского государственного университета. 2019. - С. 70-80.

9. Hota Chia-Sheng Lin, Shih-Jou Yu, Jerry Chih-Yuan Sun & Morris Siu Yung Jong. (2019) Engaging university stu1919dents in a library guide through wearable spherical video-based virtual reality: effects on situational interest and cognitive load. // Interactive Learning Environments. 2019. https://doi.org/10.1080/10494820.2019.1624579.

10. Zhadko E., Popova O. (2018) New Industrialization of Russia: Challenges to the Higher Education System. 2nd International Scientific Conference on New Industrialization: Global, National, Regional Dimension (SICNI 2018) / Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 240, ATLANTIS PRESS.

11. Doe Nina Pearl, John Raj an, Sitti Mensah, Thirunavukkarasu Nivash. (2018) Interactive e-learning with integrated virtual reality. // Journal of Innovation in Computer Science and Engineering. 2018, V. 8 (1) pp. 1-5.

12. Смирнов Е.Н. Эволюция инновационного развития и предпосылки цифровизации и цифровых трансформаций мировой экономики // Вопросы инновационной экономики. Изд-во Креативная экономика. Т.8. №4. 2018 - С. 553-564.

13. Семенова Л.М. Цифровизация в современном вузе: реалии и перспективы развития // НИР. Современная коммуникативистика. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». - №4 (41), 2019. - С. 9-14.

14. Bystrova T., Larionova V., Sinitsyn E., Tolmachev A. Learning Analytics in Massive Open Online Courses as a Tool for Predicting Learner Performance // Вопросы образования. 2018. No4. [Electronic resource] / Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n7learning-analytics-in-massive-open-online-courses-as-a-tool-for-predicting-learner-performance (дата обращения: 02.06.2020).

15. Попова О.И. Цифровизация образования и бренд вуза: отношение студентов к процессам // Вопросы управления. 2019. №3(39). - С. 245-251.

16. Zhadko E., Popova O., Gagarina N. (2019) University brand management in the conditions of education digitalization. 16-th International conference efficiency and responsibility in education. р. 1737-1746.

https:// mir-nauki. com

Semenova Lidiia Mihajlovna

Saint-Petersburg state university of economics, Saint-Petersburg, Russia

Доктор педагогических наук, доцент E-mail: lidia_sem@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6117-3093 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=665587 ResearchGate: https://www.researchgate.net/profile/Semenova_Lidiia Google Академия: https ://scholar. google. ru/citations?user=0bNP9QkAAAAJ

The dynamics of digital didactics in the context of the transformation of higher education. Part I

Abstract. Digitalization has firmly entered the field of higher education. Universities rethink the process of education and training, replenish the educational environment with digital technologies, methods and resources. A new digital didactics is being formed and developed, by which we mean the process of constructing a set of digital educational technologies and teaching methods, electronic resources that allow for a budgetary and quick implementation of a integrative-competency-based approach to training and the formation of professional competencies and readiness for professional activities. The purpose of the article is to study the process of online learning in universities during the digitalization period, to analyze digital teaching methods. The process of studying literary sources in the problem field of research has shown key trends, problems, threats and prospects for the development of digital didactics. Terminological analysis revealed a number of new terms. The study is based on an integrative-competency-based approach to learning in a digital environment. The formats of corporate and independent micro and macro training are revealed. Digital educational platforms, web applications and instant messengers are analyzed. Surveys of students and teachers showed great interest and a high need for online learning, but revealed problems and threats that need to be addressed. A particular problem is the training and retraining of the "digital" teacher. Ways to solve problems are to introduce new digital educational technologies and teaching methods, digital tools and resources. For example, immersive, integrated (blended) learning, inverted learning, screencast, QR codes, gamification, polls, interactive, illustrations, etc. The article describes the prospects and drivers for the development of digital education. Digital zones of the development of universities are indicated.

Keywords: digital didactics; online education; integrative-competency-based approach; digital educational environment; gamification; integrated learning; immersive technology

87PDMN320

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.