УДК 378.14(47б):б1б.98-03б.21
Ю. Н. Галковская Организация процесса обучения студентов во время пандемии
Рассматриваются ключевые изменения, произошедшие в организации деятельности факультета информационно-документных коммуникаций Белорусского государственного университета культуры и искусств в период распространения COVID-19. Отмечаются отличительные особенности реагирования на угрозу COVID-19 в Беларуси. Называются меры, принятые в университете и на факультете по обеспечению условий дистанцирования в системе отношений «преподаватель-студент». В системе высшего образования Беларуси для решения актуальных и перспективных задач экономики в последние годы последовательно внедрялись концепции «Университет 3.0», «Цифровой университет». Акцентируется внимание на потенциале информационно-коммуникационных технологий для организации образовательного процесса в системе высшего образования.
Ключевые слова: факультет информационно-документных коммуникаций, организация учебного процесса, COVID-19, информационно-коммуникационные технологии в образовании, Республика Беларусь
Yulia N. Halkowskaya Organizing student education during the pandemic
The author examines the key changes that have occurred in the organization of the activities of the Faculty of Information and Document Communications of the Belarusian State University of Culture and Arts during the spread of COVID-19. The article notes the distinctive features of responding to the COVID-19 threat in Belarus. The author names the measures that were taken at the university and at the faculty to ensure compliance with the conditions of distancing in the system of teacher-student relations. In the system of higher education in Belarus, to solve urgent and promising problems of the economy in recent years, the concepts «University 3.0», «Digital University». The article focuses on the potential of information and communication technologies for organizing the educational process in the higher education system.
Keywords: Faculty of Information and Document Communications, organization of the educational process, COVID-19, information and communication technologies in education, Republic of Belarus. DOI 10.30725/2619-0303-2021-4-142-147
Традиционно организация учебной деятельности на факультете информационно-документных коммуникаций (ФИДК) Белорусского государственного университета культуры и искусств (БГУКИ) рассматривалась как процесс, направленный на формирование знаний и умений у студентов в очной форме обучения по специальностям 1-23 01 1 1 «Библиотечно-информа-ционная деятельность» (по направлениям), 1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия» (по направлениям).
Дистанционная,удаленная или онлайн-форма обучения не являлась ни основной, ни дополнительной формой организации взаимодействия между преподавателями и студентами на факультете на протяжении всего его существования, начиная с 1944 г. В частности, это было обусловлено и тем, что, согласно Кодексу Республики
Беларусь об образовании, дистанционная форма получения образования - это вид заочной формы, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий (ст. 17, п. 3) [1].
Однако с февраля 2020 г. организация учебного процесса на факультете информационно-документных коммуникаций БГУКИ претерпела ряд изменений, обусловленных постепенным ухудшением санитарно-эпидемиологической ситуации в Беларуси в связи с интенсивным распространением ТОУЮ-19. «Нулевой» случай данного заболевания был зафиксирован в Беларуси 27 февраля 2020 г. у студента Белорусского национального технического университета [2].
К марту 2021 г. можно констатировать, что проведение учебных занятий на ФИДК стало более мобильным, подвижным и
адаптивным. COVID-19 явился толчком для пересмотра взгляда на средства дистанционного обучения, к снятию психологических барьеров у студентов и преподавателей в отношении передачи и восприятия учебной информации с помощью электронных посредников, различных информационно-коммуникационных средств.
Угроза COVID-19 в Беларуси была воспринята не сразу, принятие мер по противодействию распространению заболевания имели поступательный характер и значительно отличались от общемировых. Характерными отличительными чертами явилось:
- отсутствие локдауна в стране на протяжении всего периода развития COVID-19;
- отсутствие мер по централизованному переводу учреждений среднего и высшего образования на дистанционное обучение;
- отсутствие единой образовательной платформы в стране (различные университеты выбирали информационно-коммуникационные средства, исходя из своих возможностей: например, Белорусский государственный университет - динамическая обучающая среда Moodle; БГУКИ - платформа для проведения онлайн-вебинаров, видеоконференций Zoom и т. д.);
- частичное введение обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по усмотрению учреждений высшего образования, исходя из санитарно-эпидемиологической ситуации на местах;
- ключевая мера по противодействию распространения инфекции - рекомендации по социальному дистанцированию в период регистрации случаев COVID-19; сопутствующие меры - соблюдение респираторного этикета, использование антисептиков и средств для дезинфекции рук и рабочих мест, регулярное проветривание помещений, увлажнение воздуха доступными способами.
Основным и, по существу, самым безопасным инструментом,позволившим соблюсти условие дистанцирования в системе высшего образования Беларуси, стали средства ИКТ. В образовательную практику необходимо было в срочном порядке вводить специальные методы коммуникации с помощью электронных технологий, что обусловливало важность разработки специальных организационных и административных подходов к планированию и организации учебного процесса. В заданных условиях
университеты Беларуси, включая БГУКИ, прибегли к гибридной модели обучения -очная форма в сочетании с удаленной.
Следует отметить, что в Беларуси вопросы организации цифрового и дистанционного образования являются предметом исследований и публикаций уже достаточно продолжительное время. В частности, к ним обращались такие специалисты, как И. В. Брезгунова, С. И. Максимов, Г. Минен-ков, А. Е. Пупцев, М. В. Соколова, М. Л. Со-лодовникова [3-5] и др. В 2013 г. была предпринята одна из первых попыток анализа подходов к планированию и созданию системы дистанционного обучения в высшей школе Беларуси [4], в 2019 г. проведено международное научное исследование на тему «Научно-методическое обеспечение подготовки педагогических кадров с использованием современных ИКТ» по договору с БРФФИ [5]. Однако до недавнего времени процесс внедрения ИКТ в образовательную практику учреждений высшего образования Беларуси был поступательным, осторожным и касался прежде всего подготовки по 1Т и другим техническим специальностям. В системе высшего образования Беларуси для решения актуальных и перспективных задач экономики в последние годы последовательно внедрялись концепции «Университет 3.0», «Цифровой университет» [6].
В рамках реализации модели «Университет 3.0» внимание сосредоточено на изучении вопросов инновационной и изобретательской деятельности, развитии компетенций, необходимых для реализации стартапов в бизнес-инкубаторах, командного выполнения высокотехнологичных проектов, созданию сети инновационных структур.
В свою очередь проект «Цифровой университет» целенаправленно ориентирован на реализацию в университетах трех основных взаимосвязанных компонентов:
- инфраструктура и инструменты доступа к информационным ресурсам;
- информационно-коммуникационные технологии в образовательном и воспитательном процессе, в том числе в дистанционном образовании;
- цифровизация процессов управления университетом (бизнес-процессов) [7].
Реализация проекта «Цифровой университет» начата в Беларуси 2018 г., когда 8 учреждений высшего образования республики приступили к организации об-
разовательного процесса на основе информационных технологий, электронных платформ и цифровых сервисов, позволяющих организовывать интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов [7]. При этом важно понимать, что 8 университетов - это примерно 1/6 доля от всех университетов в стране: к 2021 г. в Беларуси функционирует 51 учреждение высшего образования (33 университета, 10 академий, 8 институтов), в том числе 42 государственных учреждения высшего образования, находящихся в подчинении 12 министерств и ведомств, а также 9 учреждений высшего образования частной формы собственности [6].
БГУКИ как ведущее образовательное учреждение в сфере культуры и искусств относится к ведомству Министерства культуры Республики Беларусь и к концу 2020 г. не был задействован в реализации проектов «Университет 3.0», «Цифровой университет».
Лишь в начале 2021 г. БГУКИ присоединился к проекту «Цифровой университет». Все это усложнило организацию образовательного процесса в условиях ТОУЮ-19 и обусловило принятие ряда самостоятельных решений на уровне университета и факультетов в плане выстраивания учебного процесса. Наиболее сложной задачей на факультете и в университете в период с февраля 2020 г. по февраль 2021 г. являлось обеспечение «дистанции в системе «педагог - обучающийся»» в условиях: жесткой регламентации образовательных отношений; графика учебного процесса, заранее выстроенного под традиционный формат обучения; одновременно выборочной и параллельной реализации онлайн- и оф-флайн-обучения на различных учебных потоках (в зависимости от наличия или отсутствия заболеваний в учебных группах); отсутствия опыта у преподавателей организации учебного взаимодействия в онлайн режиме.
Начиная с апреля 2020 г. в университете был издан ряд распоряжений, направленных на организацию и проведение учебных занятий с элементами дистанционного обучения в объеме, установленном учебными планами и расписанием учебных занятий до стабилизации эпидемиологической ситуации:
- обеспечить проведение учебных занятий, при возможности, в дистанционной форме с применением ИКТ либо в форме управляемой самостоятельной работы, в том числе с применением ИКТ;
- обеспечить передачу студентам и слушателям учебно-методических материалов по учебным дисциплинам: для теоретического изучения - учебное пособие, учебно-методическое пособие,учебно-методиче-ский комплекс, курс лекций, презентации, видео-, аудиоматериалы и др.; для проведения лабораторных, практических, семинарских и индивидуальных занятий - задания, практикумы и др.; для контроля знаний -вопросы, задачи, задания, темы рефератов, тесты и др.
Общеуниверситетской установкой являлось требование оказывать студентам и слушателям информационную поддержку, осуществлять обратную связь, проводить при необходимости индивидуальные консультации посредством телефонной связи, электронной почты и других коммуникационных средств, осуществлять текущий контроль за управляемой самостоятельной работой студентов и слушателей, информировать заведующих кафедрами о выполнении студентами и слушателями всех видов учебной работы.
Важными преобразованиями, реализованными за истекший год, явились: овладение профессорско-преподавательским составом университета и факультета программными продуктами (такими как Zoom, Google-формы и др.) и новыми психолого-педагогическими умениями взаимодействия со студенческой аудиторией в режиме онлайн. Роль преподавателя была переосмыслена и стала заключаться в грамотном распределении интерактивной деятельности в оптимальном соотношении с самостоятельной работой обучающегося, «максимальном расширении смыслового поля подаваемого... материала, его детализации» [8, с. 80-81]. В психолого-педагогическом плане преподаватели БГУКИ столкнулись с выделенными Н. Ю. Марчук [8] отрицательными психологическими аспектами использования виртуального мира в образовательной практике:
- отсутствие непосредственного эмоционального, энергетического, суггестивного контакта обучающихся с педагогом, что усложняло процесс передачи социокультурного опыта, снижало харизматические возможности субъектов образования, негативно влияло на групповую и профессиональную идентификацию обучающихся, учебную мотивацию;
- невозможность применения педагогами методов и техник преподавания,ак-
туальных для реального мира, важность формулирования инструкций обучающимся о том, как применяемые ими умения могут быть перенесены из виртуального мира в реальный;
- обезличивание субъектов образовательного процесса (анонимность, сенсорная деградация в общении) [8, с. 80].
Положительным в опыте БГУКИ можно назвать свободу, предоставленную преподавателям в выборе средств обучения: более молодое поколение легко включилось в работу с помощью Zoom, преподаватели старшего поколения имели возможность обучать посредством Viber и электронной почты. При этом было сохранено самое важное условие в обучении -устное общение преподавателя со студентом, что представляет собой наиболее эффективную форму обучения и контроля полученных умений и знаний.
Таким образом, преподаватели имели возможность использовать ИКТ теми способами, которые были для них более приемлемыми: удаленное чтение лекций как из специально оборудованных аудиторий в университете, так и с домашних компьютеров; привлечение ресурсов Интернета для проведения лекций в форме презентаций: использование видео с YouTube-каналов, иллюстраций, расположенных в свободном доступе, сайтов библиотек и музеев и т. д.; рассылка по электронной почте презентаций с материалами для выполнения практических и лабораторных работ (с возможностью обязательной обратной связи); проведение веб-квестов; создание и проведение тестов в Google-формах.
Внимание студентов акцентировалось на возможностях репозитория библиотеки БГУКИ. Это было особенно ценно в период, когда важна была самоорганизация, был ограничен физический доступ к фондам библиотек.
Репозиторий университета в период ограниченной мобильности позволил студентам и преподавателям использовать в работе электронные форматы монографий, статей, книг и дал возможность самостоятельно работать над изучением тем.
Деканат факультета выступал координатором учебного процесса, обеспечивая взаимосвязь между студентами и преподавателями, выстраивая расписание занятий с учетом возможностей преподавателей и студентов, информируя студентов о формате занятий, обобщая и рассылая ссылки
на Zoom-занятия с помощью электронной почты, системы Skype, системы личных сообщений, чат-систем и т. д.
Взаимодействие и наличие обратной связи были главными установками при организации учебного процесса на ФИДК в период развития COVID-19. Как отмечает В. М. Лейбин, «главный принцип дистанционного образования - использование виртуального пространства для взаимодействия преподавателей и студентов.
Благодаря современным технологиям студенты в процессе обучения могут получить как предусмотренную учебной программой информацию, так и консультации и ответы на интересующие их вопросы» [9, с. 23].
Следует выделить основные моменты, полученные эмпирическим путем в период распространения COVID-19, иначе говоря, отметить, что показал опыт 2020 г.:
- заинтересованные в обучении студенты включаются в обучение как в режиме онлайн, так и оффлайн, и в обоих случаях демонстрируют умения самообучения и усвоения знаний в условиях управляемой самостоятельной работы;
- преподавателю важно иметь собственные методические разработки под онлайн формат обучения, иметь структурированные и содержательно выверенные учебно-методические комплексы в электронной форме, владеть умениями работы с мультимедийными ресурсами;
- мотивацию и интерес к обучению повышает использование преподавателями мультимедийных ресурсов, инновационных форм обучения;
- все участники образовательных отношений должны иметь доступ к качественному образовательному контенту, в т. ч. к репозиторию библиотеки университета;
- отсутствие современных технических средств у студентов (компьютеров, планшетов), проблемы с интернет-доступом (даже кратковременные) ведут к разрыву в «обучающем взаимодействии» и являются препятствием для получения ожидаемого уровня усвоения знаний и умений со стороны студентов;
- итоговый экзамен в традиционном режиме является более надежной формой контроля знаний, чем при онлайн обучении.
Представляет интерес вывод, изложенный в материалах опроса Times Higher Education о цифровом обучении (октябрь-ноябрь 2020 г.; 520 респондентов, в т. ч.
334 из Великобритании и остальные из 46 стран всех континентов): «Согласно результатам исследования,более половины респондентов отмечают, что первоначальный переход к онлайн-обучению отрицательно сказался на их психическом здоровье, и приблизительно шесть из десяти считают, что это сказалось на психическом здоровье их студентов.
Лишь пятая часть считает, что студенты ценят дистанционное обучение не меньше, чем очное... Менее одной пятой респондентов считают надежным смешанный очный и онлайн-подход к обучению, а две пятых считают в будущем надежным только он-лайн-обучение.
Респонденты в основном не уверены, что качественное онлайн-преподавание приводит к лучшим результатам, чем во время традиционного обучения.
Более трех четвертей хотели бы, чтобы онлайн-занятия продолжались после пандемии» [10].
Данные выводы можно применить и к опыту ФИДК: психологически удаленное обучение было воспринято неоднозначно и вызвало стресс как у ряда преподавателей, так и студентов; говорить о равенстве качества преподавания в традиционном формате и удаленном преждевременно, тем более что организационно университет и факультет были вынуждены в срочном порядке выстраивать новую неотработанную систему обучения; вопрос о дальнейшем продолжении обучения в онлайн-формате среди преподавателей и студентов приводит к полярным, порой противоречивым мнениям - от однозначного «нет», до рассмотрения различных вариантов начатого опыта. Последний год показал, что обучение в удаленном режиме не является прерогативой заочной и дистанционной формы обучения.
Оно может быть использовано при организации обучения студентов дневной формы при условии соблюдения таких принципов, как целесообразность, своевременность, наглядность, интерактивность, диалогичность, эмоциональность (эмоциональная вовлеченность всех субъектов образовательных отношений), пер-сонализация (создание эффекта личного общения обучаемого с преподавателем в процессе обучения [11]).
Впоследствии при организации учебного процесса на факультете с использованием ИКТ целесообразно:
- учитывать общие закономерности и особенности усвоения знаний и умений студентами;
- разрабатывать интерактивные электронные учебно-методические комплексы;
- использовать специальные платформы и сервисы для организации дистанционного образования (приобретать или самостоятельно разрабатывать);
- качественно отбирать контент и максимально использовать общедоступные готовые электронные образовательные ресурсы для создания учебных материалов;
- развивать у преподавателей умения в области создания мультимедийного образовательного контента и его размещения в сетевых системах обучения;
- формировать психолого-педагогическую устойчивость у преподавателей и студентов для онлайн-взаимодействия в рамках образовательных отношений;
- определить ключевые принципы он-лайн-обучения и формирования содержания обучения в условиях удаленного обучения.
Основная трансформация в подходах к организации учебного процесса на факультете информационно-документных коммуникаций БГУКИ в условиях пандемии ТОУЮ^ 9 состояла в том, что была найдена возможность вполне успешно сочетать традиционный формат обучения с онлайн-обучением.
Перспективным направлением дальнейшей трансформации является формирование учебных материалов на специальных образовательных электронных платформах.
Таким образом,использование ИКТ в работе факультета и университета приобрело масштабный характер, экспресс-внедрение удаленного режима в образовательную практику позволило пересмотреть подходы к формированию, структурированию и визуализации содержания обучения, выявило проблемные места в системе существующих учебно-методических материалов, обнажило психологическую неподготовленность преподавательского состава к работе в он-лайн-формате.
За последний год произошла незапланированная апробация новых способов организации образовательного процесса, которая показала, что применение ИКТ в системе образования предоставляет новые дополнительные возможности для организации обучения, при условии их грамотного применения.
Список литературы
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-3 (с изм. и доп., вступившими в силу с 28.01.2020) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https:// pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243 (дата обращения: 10.03.2021)
2. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что - нет // Новости TUT.by. 2021. 27 февр. URL: https://news.tut.by/ society/720019.html (дата обращения: 28.02.2021).
3. Миненков Г. Высшее образование в дистанционном формате: перспективы развития // Высшее образование в Беларуси: вызовы интернационализации: материалы междунар. конф., Литва, Вилюнюс, 11 дек. 2006 г. / сост. В. А. Дунаев. Вильнюс: Европ. гуманитар. ун-т, 2007. С. 59-66.
4. Соколова М. В., Пупцев А. Е., Солодовнико-ва М. Л. Дистанционное образование в высшей школе Беларуси в контексте общества знания: проблемы и перспективы. Вильнюс: Европ. гуманитар. ун-т, 2013. 330 с.
5. Брезгунова И. В, Максимов С. И. Методология разработки международных образовательных программ в дистанционной форме в ИПК // Современные тенденции в дополнительном образовании взрослых: материалы V Междунар. науч.-метод. конф., Минск, 23 окт. 2020 г. Минск: Респ. ин-т высш. шк., 2020. С. 202204. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/252904 (дата обращения: 10.03.2021).
6. Высшее образование // Министерство образования Республики Беларусь: офиц. сайт. URL: https:// edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-professionalnogo-obrazovaniya/vysshee-obrazovanie/ (дата обращения: 10.03.2021).
7. Организация учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий: онлайн конф. // БЕЛТА - Новости Беларуси: офиц. сайт. URL: https://www.belta.by/onlineconference/view/ organizatsija-uchebnogo-protsessa-s-ispolzovaniem-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologij-1237/ (дата обращения: 10.03.2021).
8. Марчук Н. Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 78-85.
9. Лейбин В. М. Специфические особенности, принципы и методы онлайн обучения // Восточноевропейский научный вестник. 2015. № 1. С. 23-25.
10. Результаты опроса Times Higher Education о цифровом обучении // Дайджест новостей высшего образования и науки / Респ. ин-т высш. шк. Минск, 2021. № 2, февр. С. 9.
11. Кузьмина И. А., Устинов В. А. Принципы и методы создания курсов дистанционного обучения // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 1. C. 50-54.
References
1. The Education Code of the Republic of Belarus of 13.01.2011 N 243-3 (as amended and supplemented, which entered into force on 28.01.2020). National legal Internet portal of the Republic of Belarus. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243 (accessed: Mar.10. 2021) (in Russ.).
2. One year ago, the first case of COVID-19 was detected in Belarus. What has been done in a year and what has not been done. News TUT.by. 2021. Febr. 27. URL: https://news.tut.by/society/720019.html (accessed: 28.02.2021) (in Russ.).
3. Minenkov G. Higher education in a distance format: development prospects. Higher education in Belarus: challenges of internationalization: materials of the intern. conf., Lithuania, Vilyunus, Dec. 11 2006/ comp. V. A. Dunaev. Vilnius: European Humanities Univ., 2007. 59-66 (in Russ.).
4. Sokolova M. V., Puptsev A. E., Solodovnikova M. L. Distance education in higher education in Belarus in the context of the knowledge society: problems and prospects. Vilnius: European Humanities Univ., 2013. 330 (in Russ.).
5. Brezgunova I. V., Maximov S. I. International curriculum development methodology for distance learning in continuing education institution. Modern trends in additional education for adults: materials of the V Intern. sci. methodical conf., Minsk, Oct. 23 2020. Minsk: Republican Inst. of Higher Education, 2020. 202-204 (in Russ.).
6. Higher education. Ministry of Education of the Republic of Belarus: website. URL: https://edu. gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-professionalnogo-obrazovaniya/vysshee-obrazovanie/ (accessed: Mar.10.2021) (in Russ.).
7. Organization of the educational process using information and communication technologies: online conf. BELTA - Belarus News: website. URL: https:// www.belta.by/onlineconference/view/organizatsija-uchebnogo-protsessa-s-ispolzovaniem-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologij-1237/ (accessed: Mar.10.2021) (in Russ.).
8. Marchuk N.Y. Psychological and pedagogical features of distance learning. Pedagogical education in Russia. 2013. 4, 78-85 (in Russ.).
9. Leibin V. M. Specific features, principles and methods of on-line learning. Eastern European Scientific Bulletin. 2015. 1, 23-25 (in Russ.).
10. Results of the Times Higher Education Survey about Digital Learning. Higher Education and Science News Digest / Republican Inst. of Higher Education. Minsk, 2021. 2, 9 (in Russ.).
11. Kuzmina I.A., Ustinov V.A. Principles and methods of creating distance-learning courses. University management: practice and analysis. 2000. 1, 50-54 (in Russ.).