Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА: НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕКИ НАЗАРБАЕВ УНИВЕРСИТЕТА'

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА: НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕКИ НАЗАРБАЕВ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
389
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / информационнокоммуникационные технологии / электронное обучение / информационная культура / цифровизация образования / цифровое информационное пространство библиотеки / информационные ресурсы в высшем образовании / академическая библиотека / информационные и библиотечные услуги

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лапо Петр

Цифровизация образования является одной из самых актуальных задач современного общества как на международном уровне, так и на уровнях отдельных государств и учреждений образования. И хотя деятельность академической библиотеки подчинена реализации миссии своего учреждения образования, зачастую библиотека играет роль драйвера или одной из основных движущих сил тех изменений, которые оказывают позитивное влияние на совершенствование деятельности учреждения в целом, на его перспективное развитие, которое в настоящее время определяется, во многом, его успехами в создании своей цифровой среды. В предлагаемой статье анализируется информационно-библиотечное обеспечение науки и образовательного процесса Назарбаев Университета (НУ) и ее вклад в формирование цифровой среды университета и его имиджа. Делается вывод, что компетентность библиотечных кадров и пользователей библиотеки (студентов, преподавателей, исследователей, администраторов) играет ключевую роль как в успешной цифровизации информационного пространства университета, так и эффективном использовании результатов данного процесса. Взаимодействие с поставщиками коммерческих информационных продуктов (баз данных научной информации, инструментов доступа и поиска информации, обеспечения информационной деятельности преподавателей, исследователей и т.п.) следует рассматривать не только как предоставление тех или иных информационных ресурсов академическому сообществу университета, но также как одно из важных условий формирования и повышения культуры образовательной и научной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА: НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕКИ НАЗАРБАЕВ УНИВЕРСИТЕТА»

IV. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ДЛЯ ВУЗОВ

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА: НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕКИ

НАЗАРБАЕВ УНИВЕРСИТЕТА

Лапо Петр

Аннотация. Цифровизация образования является одной из самых актуальных задач современного общества как на международном уровне, так и на уровнях отдельных государств и учреждений образования. И хотя деятельность академической библиотеки подчинена реализации миссии своего учреждения образования, зачастую библиотека играет роль драйвера или одной из основных движущих сил тех изменений, которые оказывают позитивное влияние на совершенствование деятельности учреждения в целом, на его перспективное развитие, которое в настоящее время определяется, во многом, его успехами в создании своей цифровой среды. В предлагаемой статье анализируется информационно-библиотечное обеспечение науки и образовательного процесса Назарбаев Университета (НУ) и ее вклад в формирование цифровой среды университета и его имиджа. Делается вывод, что компетентность библиотечных кадров и пользователей библиотеки (студентов, преподавателей, исследователей, администраторов) играет ключевую роль как в успешной цифровизации информационного пространства университета, так и эффективном использовании результатов данного процесса. Взаимодействие с поставщиками коммерческих информационных продуктов (баз данных научной информации, инструментов доступа и поиска информации, обеспечения информационной деятельности преподавателей, исследователей и т.п.) следует рассматривать не только как предоставление тех или иных информационных ресурсов академическому сообществу университета, но также как одно из важных условий формирования и повышения культуры образовательной и научной деятельности.

Ключевые слова: цифровые технологии; информационно-коммуникационные технологии; электронное обучение; информационная культура; цифровизация образования; цифровое информационное пространство библиотеки; информационные ресурсы в высшем образовании; академическая библиотека; информационные и библиотечные услуги.

THE ROLE OF INFORMATION SUPPORT OF SCIENCE AND EDUCATION IN THE CREATION UNIVERSITY DIGITAL SPACE:

THE EXAMPLE OF NAZARBAYEV UNIVERSITY LIBRARY

Piotr Lapo

Abstract: Digitazing of education is one of the most urgent tasks of modern society both at the international level and at the levels of individual states and educational institutions. Although the activities of the academic library are subordinated to the mission of its educational institution, often the library plays the role of a driver or one of the main driving forces of those changes that have a positive impact on its educational institution's successes in creating its digital environment. This article analyzes the digital environment of Nazarbayev University Library and its contribution to the development of the digital environment of the university. It is concluded that the competence of the library staff and library users (students, teachers, researchers, administrators) plays a key role both in the successful digitalization of the university's information space and in the effective use of the results of the process. Interaction with suppliers of commercial information products (databases of scientific information, tools for accessing and retrieval of information, ensuring information activities of teachers, researchers, etc.) should be considered not only as providing certain information resources to the academic community of the university, but also as one of the important conditions for the development and improvement of the culture of educational and scientific activities.

Keywords: digital technologies; information and communication technologies; e-learning; information culture; digitalization of education; digital information environment of the library; information resources in higher education; academic library; information and library services

Введение

Цифровизация образования является одной из самых актуальных задач современного общества как на международном уровне, так и на уровнях отдельных государств и учреждений образования [7],[10],[14],[15],[18]. Но несмотря на то, что за последнее десятилетие стремительная цифровизация изменила - благодаря инновациям и современным информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) - общество, рынок труда и ожидания относительно перспективности тех или иных профессий, результаты

проведенных исследований показывают, что потенциал ИКТ в образовании еще не реализован в полной мере [14],[16],[18]. Например, технологии чаще используются для удобства, нежели для поддержки более эффективной педагогики [14], нежелание преподавателей переходить от привычных методов преподавания к новым формам, недостаточная техническая оснащенность и недостаточный уровень цифровой грамотности преподавателей и студентов применительно к цифровой образовательной среде [16].

В то же время современные (ИКТ) настолько кардинально изменили деятельность библиотеки, что можно говорить о них не только как об инструменте в работе библиотекаря, но также и как об основе новой цифровой среды, в которой библиотека предлагает как свои традиционные, так и совершенно новые, созданные или возможные только благодаря ИКТ, информационные ресурсы и библиотечные услуги [4],[6],[8],[10],[13]. Столь значительные изменения в деятельности библиотек дают основания говорить о смене парадигм в современном библиотечном деле и доминировании в нем так называемой информационно-технологической парадигмы [21], которая выражается в библиотечной теории и практике пристальным вниманием к процессам информатизации библиотек, приоритетному использованию информации, доступной в глобальной информационной сети или с помощью веб-технологий, широкому внедрению виртуальных информационно-библиотечных услуг на основе ИКТ.

Для библиотеки учреждения высшего образования - или, как ее называют в западной традиции, академической библиотеки - очень важна синхронизация своей деятельности с деятельностью учреждения образования, к которому она относится. И хотя деятельность академической библиотеки подчинена реализации миссии своего учреждения образования, зачастую библиотека играет роль драйвера или одной из основных движущих сил тех изменений, которые оказывают позитивное влияние на совершенствование деятельности учреждения в целом, на его перспективное развитие, которое в настоящее время определяется, во многом, его успехами в создании своей цифровой среды. В предлагаемой статье анализируется цифровая среда библиотеки Назарбаев Университета (НУ) и ее вклад в формирование цифровой среды университета.

Цели исследования и методология

Целью статьи является определение направлений, ресурсов и мероприятий библиотеки, направленных на формировании цифрового пространства университета на основе анализа опыта библиотеки Назарбаев Университета, одним из главных приоритетов которой со дня своего

открытия (8 октября 2010 года) было создание цифровой среды библиотеки для образования и науки: 48% от общего бюджета библиотеки расходовались на приобретение/подписку на электронные ресурсы, была организована служба электронной доставки документов (статей из научных журналов и глав из научных монографий по запросам исследователей, аффилированных с НУ), проводились занятия для студентов по формировании их информационной и цифровой грамотности и т.п. [22].

Методологической основой исследования являются аналитические методы, а также теоретические положения, изложенные в трудах современных ученых.

Направления формирования цифрового пространства учреждения образования

Можно выделить два основных, взаимосвязанных направления формирования цифрового пространства, как отдельного учреждения образования, так и всей системы образования в целом, - это:

1) формирование самого цифрового пространства на основе использования широкого спектра цифровых информационных ресурсов, платформ, программных приложений, цифровых (онлайновых, дистанционных, смешанных) форм обучения, виртуальных информационных услуг, а также путем создания соответствующей нормативно-регулятивной документной базы и инклюзивного виртуального информационного пространства;

2) формирование у всех участников (студентов, преподавателей, исследователей, администраторов, библиотекарей) образовательного, научного и воспитательного (культурно-просветительного) процессов в учебном заведении информационной культуры, ключевыми компонентами которой являются критическое мышление и цифровая грамотность (или цифровые компетенции, т.е. знания, умения, навыки жить, работать, учиться и процветать в мире, все более опосредованном цифровыми технологиями) [7].

Согласно разработанной Центром перспективных управленческих решений методологии оценки цифровой зрелости организации (учреждения) выделяют следующие 7 блоков оценки [20]:

1) организационная культура (организационная культура, поддерживающая процессы постоянного совершенствования и инноваций, способствующая эффективному управлению изменениями);

2) кадры (наличие у персонала компетенций, необходимых для успешной работы в условиях цифровой экономики);

3) процессы (практики процессного управления: методы оптимизации процессов, бережливое производство, дизайн-мышление. Мониторинг и постоянное обновление процессов);

4) продукты (анализ существующих цифровых продуктов, требований к ним и деятельности с ними);

5) модели (использование различных типов аналитических моделей, их постоянное обновление, валидность и использование результатов в процессах);

6) данные (доступ к данным для принятия решений в режиме реального времени с обеспечением необходимого уровня их полноты, качества и безопасности в работе с ними);

7) инфраструктура и инструменты (доступ к современной цифровой инфраструктуре и обеспечение работы на всех типах устройств).

Руководствуясь данной методологией произведем оценку цифровой зрелости Назарбаев Университета и его библиотеки как структурного подразделения НУ:

• Организационная культура

В методологии [20] данный блок оценки цифровой зрелости организации более детализировано представлен следующим образом:

• развитость цифровых инструментов управления задачами;

• инициативность исполнителей при управлении задачами;

• осуществление промежуточного контроля и оценки результатов.

С этой точки зрения, следует, прежде всего, отметить утвержденную решением Высшего Попечительского совета Автономной организации образования «Назарбаев Университет» №6 от 1 декабря 2018 г. новую Стратегию НУ до 2030 года, глава 7 «Укрепление чувства единства между подразделениями НУ» и глава 8 «Отчетность» которой фокусируют внимание на двух важных для сообщества НУ задачах: (1) усилить чувство единства среди разных членов сообщества и (2) всегда придавать особое значение подотчетности, так как «целое всегда больше суммы его частей» [24]. В этой связи, в ближайшем десятилетии будет проводиться дальнейшая интеграция различных элементов НУ и укрепление в университетском сообществе представления о его единстве путем определения стратегических целей структурных подразделений университета на основе стратегических целей университета как целого, разработки плана реализации Стратегии НУ до 2030 года и его мониторинга на институциональном уровне и уровне структурных подразделений НУ, с использованием данных, аккумулируемых и анализируемых специально созданным для этой цели Офисом анализа институциональной эффективности, с которым, в частности, в настоящее

время согласовываются все социологические опросы на уровне университетского сообщества.

Так, например, осенью 2020 года, в связи с вызванным угрозой пандемии переходом с марта 2020 года студентов НУ на онлайновое обучение, среди них был проведен социологический опрос с использованием платформы онлайновых опросов, тестов и форм Qualtrics56, целью которого являлось выявление полученного ими опыта относительно таких аспектов удаленного обучения, как их отношение к данной форме обучения, их адаптация к ней и поведение во время обучения, информационная поддержка такого обучения, удовлетворенность предоставляемыми ресурсами и услугами, их психосоциальное благополучие, семейная / домашняя среда, занятость, и доступ к технологиям / их использование и т.п.

Данные мероприятия могут быть отнесены к «осуществлению промежуточного контроля и оценки результатов» цифровой зрелости университета. Что же касается такого критерия, как «инициативность исполнителей при управлении задачами», то здесь следует упомянуть созданные с целью трансформации НУ рабочие группы по оптимизации различных направлений его деятельности, производственных процессов и сопутствующего им документооборота, состоящие из сотрудников различных подразделений, причем любой желающий сотрудник НУ мог принять участие в их работе.

С целью совершенствования цифровых инструментов управления задачами было принято решение о приобретении системы планирования ресурсами предприятия (enterprise resource planning system, (ERP) Ellucian

57

(ранее известной под названием Banner) , внедрение которой осуществляется в НУ в настоящее время.

Безусловно, библиотека НУ играет активную роль в реализации данного направления по совершенствованию цифрового пространства университета. Сотрудники библиотеки участвуют в рабочих группах по трансформации университета, проводят опросы в университетском сообществе о его удовлетворенности предлагаемыми библиотекой ресурсами и услугами, развивают цифровые инструменты как управления внутренними библиотечными процессами, так и взаимодействия с пользователями библиотеки. Переход к онлайн-обучению в НУ не стал для библиотеки проблемой, поскольку, как уже было упомянуто выше, с момента своего создания в 2010 году она уделяла большое внимание и приобретению электронных книг с целью предоставления к ним доступа авторизованным в

56 https://www.qualtrics.com/ru/core-xm/po-dlya-oprosov/

57 https://www.ellucian.com/landing-pages/contact-banner-erp

компьютерной сети НУ пользователям, и подписке на международно признанные базы данных, а также развитию виртуальных услуг,

58

предоставляемых, в первую очередь, через веб-портал библиотеки . Также библиотека предлагает услугу электронной доставки документов (ЭДД) исследователям НУ благодаря партнерству НУ с Университетом Висконсина в Мэдисоне, Университетом Дьюка, Университетом Питтсбурга и Библиотекой Конгресса США. Не осталась без внимания библиотеки и инициатива ряда издателей и поставщиков электронных ресурсов, таких как Cambridge University Press, Eastview Information Services, Elsevier, Gale, Project Muse, World Scientific Publishing и других, которые в условиях пандемии предоставили открытый доступ к своим информационным ресурсам, доступ к которым в обычных условиях требовал оплаты.

Переход НУ в режим дистанционного обучения и необходимость мониторинга состояния пандемии в городе, стране и мире стали причиной создания раздела «COVID-19» на веб-портале библиотеки со следующими подразделами:

• Оперативная информация о решениях руководства НУ и изменениях в различных сферах жизни ВУЗа;

• Удаленная поддержка пользователей библиотеки (информирование как о ранее предложенных, так и о новых библиотечных услугах);

• Свежие новости и обновления (информирование о ситуации вокруг COVID-19 в городе, стране и мире, а также ссылки на информационные материалы по медийной и информационной грамотности и инфодемии, проверке фактов и т.п.);

• Глобальные исследования (информация и ссылки на публикации и информационные материалы в области исследования COVID-19);

• Переход к онлайн-обучению (информация и ссылки на инструменты, информационные ресурсы и тренинги, полезные для организации дистанционного обучения);

• Поддержка онлайн-преподавания и обучения (информация и ссылки на онлайн-учебники, курсы, образовательные платформы, которые можно использовать в обучении и преподавании);

• Полезное свободное время (информация и ссылки на коллекции книг, музыки и визуальных материалов, доступные в Интернете, а также открытые учебные курсы).

Поскольку для создания и сопровождения данных подразделов раздела COVID-19 использовалась система управления контентом (content

58

https://library.nu.edu.kz/

management system, CMS) LibGuides компании SpringShare59, то библиотекари НУ имели возможность создавать и обновлять содержимое подразделов самостоятельно, без участия ИТ-специалистов. В работе библиотеки НУ используются и другие разработанные компанией SpringShare инструменты для наполнения необходимым функционалом цифрового пространства и библиотеки и университета в целом: LibCal (веб-платформа, предназначенная для ведения календаря реализуемых библиотекой событий (консультаций, тренингов, конференций и семинаров, бронирования помещений и оборудования библиотеки, встреч пользователей с предметными библиотекарями), LibAnswers (для размещения встроенных виджетов LibChat и «Ask Us (Спроси нас)» на библиотечных веб-порталах с целью управления коммуникациями библиотеки в социальных сетях, обслуживания запросов пользователей с их распределением среди библиотекарей и контролем их исполнения, создания и пополнения базы часто задаваемых вопросов и ведения статистики использования виртуальных библиотечных сервисов).

Работа НУ в дистанционном режиме в начале осеннего семестра 2020 года привела к созданию на библиотечном портале раздела «Ориентирование в Библиотеке: Добро пожаловать (Library Orientation: Welcome)», в котором размещены были размещены видеоролики, знакомящие новых студентов и преподавателей с услугами и ресурсами библиотеки НУ, то есть с теми материалами, которые ранее использовались во время очных ознакомительных занятий. Также была подготовлена и разослана в Школы (факультеты) НУ брошюра «Онлайн-ресурсы для дистанционного обучения-2020», в которой были представлены как междисциплинарные базы данных, так и специализированные базы данных с их кратким описанием и указанием школы (факультета) НУ, информационным потребностям которой они соответствуют. Дополнительно были разработаны тематические путеводители (LibGuides) по дисциплинам, преподаваемым в НУ.

Было увеличено финансирование на закупку электронных книг издательств и поставщиков Springer, Taylor&Francis, Elsevier, EBSCO, ProQuest EBook Central, Wiley, Oxford University Press и других , в том числе, электронных учебников с кодами доступа (спрос на которые в 2020 году стал в 3 раза больше, чем в 2019 году). В августе 2020 года была осуществлена подписка на полную базу электронных книг Elsevier (платформа ScienceDirect, 30 622 электронные книги) и электронных книг Taylor&Francis (более 120 000 электронных книг по естественным, техническим,

59 https://www.springshare.com/

социальным, гуманитарным и медицинским наукам) для их последующей покупки согласно модели «evidence-based acquisitions»60.

Переход к работе библиотеки в онлайн режиме привел к тому, что производственные совещания, тренинги и другие организационные и профессиональные мероприятия проводились на платформах ZOOM и Google Meet, а совместные с IT-специалистами обсуждения изменений в автоматизированную интегрированную библиотечную систему (АБИС) и мониторинг их реализации - с использованием платформы JIRA61.

• Кадры

В методологии [20] данный блок оценки цифровой зрелости организации более детализированно представлен следующим образом:

- уровень развития цифровых компетенций сотрудников;

- зрелость подхода к развитию цифровых компетенций;

- уровень владения цифровыми и аналитическими инструментами.

В связи с этим, следует отметить, что при приеме на работу в библиотеку НУ кандидаты в онлайновом режиме проходят тесты «Интерпретация вербальной информации» и «Интерпретация числовой информации», а в должностных инструкциях работиков библиотеки, как минимум, определена такая профессиональная компетенция как «знание программ MS Office». Другие необходимые цифровые компетенции определяются уже в зависимости от специализации работника. Например, работник Офиса учета и каталогизации библиотечного фонда должен иметь такие цифровые компетенции, как создание записей для электронного каталога библиотеки, использование интернет-ресурсов в рамках осуществления своей профессиональной деятельности и т.п.

Большое внимание уделяется постоянному повышению профессиональной квалификации сотрудников библиотеки, наиболее популярными формами которого являются тренинги по актуальным вопросам современного библиотечного дела с участием в качестве инструкторов экспертов библиотечной системы Университета штата Висконсин (г. Мэдисон, США), который является стратегическим партнером НУ, а также онлайн-курсы Американской библиотечной ассоциации, например, в 2020 году такие как «Основы комплектования», «Основы комплектования э-ресурсами», «Основы создания и управления библиотечным фондом», «Успешный маркетинг в библиотеке», «Создание доступного и инклюзивного библиотечного пространства», «Управление проектами в библиотеках№ и другие; онлайн-курсы Австралийской

60 https://guides.library.cmu.edu/EBAs

61 https://www.atlassian.com/software/jira

библиотечно-информационной ассоциации (в 2020 году это «Основы каталогизации»); на сайте Гарвардского университета (бесплатный курс «Введение в цифровые гуманитарные науки») и на сайте coursera.org онлайн-курс «Академическое письмо на английском языке».

• Процессы

В методологии [20] данный блок оценки цифровой зрелости организации более детализированно представлен следующим образом:

- зрелость управления процессами;

- участие в оптимизации процессов;

- степень автоматизации процессов.

Все сотрудники библиотеки НУ в той или иной мере участвуют в управлении внутрибиблиотечными процессами и процессами обслуживания пользователей. Они также имеют возможность вносить предложения по совершенствованию АБИС (Integrated Library System, ILS) библиотеки - на корпоративном виртуальном Google Drive диске для этой цели размещена и постоянно обновляется рабочая excel-таблица «ILScomments». В настоящее время разрабатывается новый дизайн библиотечного портала на основе замечаний и предложений специально созданной для этой цели рабочей группы, в которую вошли работники библиотеки, ИТ-специалисты и студенты университета.

Работники библиотеки входят в рабочие группы по трансформации НУ и оптимизации пооизводственных процессов в нем, например, по оптимизации процесса закупок печатных и электронных изданий и связанного с этим процессом документооборота.

Степень автоматизации внутрибиблиотечных процессов и процессов обслуживания пользователей находится на высоком уровне. Операции с печатным фондом основаны на RFID-технологиях, практически все библиотечные операции основаны на использовании ИКТ.

• Продукты

В методологии [20] данный блок оценки цифровой зрелости организации более детализированно представлен следующим образом:

- участие в создании цифровых продуктов;

- управление требованиями к цифровым продуктам;

- применение цифровых технологий в создании продуктов.

Библиотека сопровождает на платформе DSpace институциональный репозиторий НУ, в котором размещаются публикации и работы, авторами которых являются преподаватели, исследователи и студенты университета.

На библиотечном портале реализованы следующие виртуальные услуги (см. Табл. 1).

Календарь событий Новые ЭДД поступления

Виртуальная справка, консультации, тренинги Служба информирования о новых поступлениях Тематические путеводители (ЫЬОшёеБ)

Виртуальные библиотечные туры Часто задаваемые вопросы и ответы на них Личный кабинет

Электронный каталог Служба федеративного поиска (EDS) Запрос о закупке книги

Поиск по названию БД или э-журнала (А4о-7) Виртуальные (видео) ориентационные сессии Резервирование индивидуальных кабин и комнат для командной работы

Авторизация (Е7Ргоху) Резервирование книги Виртуальные книжные презентации

Таблица 1. Виртуальные услуги библиотеки Назарбаев Университета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиотека НУ также сопровождает свои странички, профили, каналы в социальных сетях: Facebook, Instagram, Youtube, поддерживает Telegram Bot @nulibrarybot и Telegram канал @NULibraryChannel для информирования и консультирования пользователей библиотеки.

Большую роль в создании и наполнении цифрового пространства библиотеки и университета играют коммерческие информационные продукты: лицензионные базы научной и образовательной информации (см. Рис. 1), библиографические менеджеры (EndNote Online), инструменты антиплагиата (TurnItIn), мониторинга финансовой информации (терминалы Bloomberg).

Наиболее востребованные БД научной и образовательной информации, на которые подписана библиотека НУ, представлены на Рис. 2.

Библиотекой ведется целенаправленная работа с преподавателями и исследователями НУ для достижения полноты предоставляемых им информационных ресурсов и инструментов, повышающих продуктивность и эффективность их деятельности. Например, для каждой Школы (факультета) НУ определены те информационные ресурсы, которые

наилучшим образом соответствуют их исследовательским и образовательным интересам (Табл. 2), что подтверждается решениями Библиотечного комитета НУ, в состав которого входят представители всех Школ НУ, а также научных центров, студенческого правительства и библиотеки НУ.

ё nuJaJibguides.com/az.php

N

g

__NAMitBAYEV _

LIBRARY

Kaurbaytv ПятгчПу Library HaurtMycv liniwrKy UBGmWM A -£ DfbtHin A Toot»

A-Z Databases & Tools

Full lis) of Databases including subscriptions trials and open access resources & Reference, survey, and analytical tools

a:i SuC»ecH * ah Types " ад wendoiiргсуйго * Search Go

A1IABCDEFG

244 Results found

JKLMNOPQRSTUVWX

ACL Anthotofly ' 3 *

40000 Tul lexl anicles on computational Miguts^ics and ft

U language processing in the cpen access

Atatfemlc Searcii Premier ■ © '

Aeaoemit Search Prem*r provides rut* text tw nearly 4 .700 puDttcaKms. Ir»cim3ji>5 more than 3.600 peer-feviewec journals pdf oacwses io 1975 o< runner are avatoWe tor over one hundred journals, anc searcnabie rcfcrcnccs arc prowled for more than 1.000 MUM

mwe

A CC € S 5 Mcdlcln* J «i

AccessMeocine is a comprehensive on»e medical resource that provtfes a compaete spectrum of knowledge from ihe №$t minds in med»c»"ie. witn essential information aceessj&ie anywhere Au»hc>fflalPve. trusteu. and continuously updated wtto optimized eonl-enl for any mouse device AccessM edi irae is guxi«i by a preeminent Advisory Board ih« incmdes twee of me medical field's lop academic experts

Popular Databases & Tods The most frequently-used databases

Clinical Key a '-"""I <

CMnicaiKey is a cunaeai sea«n engine tnat suppor.s clinical decisions by making n easier to find and apply relevant knowledge Clinical Key team drives better care b> deftvering rast, concise answers when every second counts, and deep access to evidence whenever, wherever you need it

IEEE Xptore Digital Library - 0 '

IEEE Xptote Digital liorary -s me name of trie plMfcwn where you tvave uramttec. iuW-te« access to more than tnree nimon documents or an resource* below

more

NU Repository - ё - © •

NU Repository s an mswuwuvai electronic archive for long term storage accumulation and provision or long-term and геизые open access to sciensmc research

Рисунок 1. Представление лицензионных БД на веб-портале библиотеки НУ

с поисковым инструментом А4о-7

N NAZARBAYEV UNIVERSITY

информационные ресурсы в библиотеке НУ

Подписные базы данных

О Clarivate web of science

Analytics

.JLjfc

EndNot©™

Scopus' Science Direct SciVal

Pro^uesc Springer ■ ■ Сам В Ki DC; ii IP UNIVERSITY PRESS ®V,OECD Л#1Е PubLf^ed

OXTORD V/NI VERS IT Y PRESS Ф1ЕЕЕ

a^wiley-black well ROVAL SOCIETY - CHEMISTRY

[V^N Taylor & Francis Г-ayior Ь, f rancls Croup Cochrane Vw Library

Ttl 1ш\ГоПЛ Ml

WSJ Bloomberg

Рисунок 2. Наиболее востребованные БД научной и образовательной информации, на которые подписана библиотека НУ

Таблица 2. Информационные ресурсы в соответствии с информационными потребностями Школ Назарбаев Университета

Школы НУ Ресурсы библиотеки

Школа медицины PubMed, Ovid, Circulation journals, Clinical Key

Школа естественных, социальных и гуманитарных наук JAMA, UpToDate, BMJ Best Practice, EBSCO Health Source: Nur sing/Academic Edition, MEDLINE Complete, DynaMed Plus, SMART Imagebase, CINAHL Database, JAMA Evidence, BMJ Online Journals, Oxford Medicine Online, CRCnetBASE eBooks, Cochrane Library, Cochrane Clinical Answers, Bates' Visual Guide to Physical Examination, LWW Health Library Basic and Clerkship Collection, Acland Anatomy SciFinder, Science & AAAS, SPIE, Springer eBooks, Science & AAAS, SAGE Journals, Royal Society Publishing journals, Royal Society of Chemistry, PsycNet, Oxford Journals, MathSciNet, Wiley Books Online, Taylor & Francis Journals, American Institute of Physics Journals

Высшая школа бизнеса Compustat, CRSP, CSMAR, WRDS, Financial Times, Privco, Passport Euromonitor, American Economic Association Journals, EBSCO Business Source Complete, U.S. Top 500 Basic, Europe 500, The Economist, Communication & Mass Media Complete

Высшая школа образования Modern Education, ERIC

Школа инженерии и цифровых наук Source Ultimate, Morgan and Claypool American Society of Civil Engineers (ASCE), Cambridge Ebooks, Scientific American, Optics Infobase, Safari Books Online

Универсальные БД ScienceDirect, EBSCO Academic Search Premier

Аналитические инструменты управления и мониторинга научной деятельностью Web of Science, Scopus, SciVal, Pure, InCite

Предоставляемые исследователям Назарбаев Университета лицензионные информационные ресурсы, создателями и поставщиками которых являются ведущие международные научные издательства и агрегаторы научной информации обеспечивают, в определенной степени, публикацию статей авторов из НУ в высокорейтинговых научных журналах, высокую степень их цитирования, обширные связи в международном научном сообществе, что проявляется в соавторстве ученых НУ с их коллегами из других стран (Рис. 3).

University of Pennsylvania Duke Unlver3lty University College London

University of Pittsburgh University of Wisconsin-Madison Q

Colorado School of Mines @

Universi tyofWa rwick

20

:o 2020

University of Cambridge National University of Singapore

О

Nazarbayev University

О

Lomonosov Moscow State University

Al Farabi Kazakh National University 1

L.N. Gumilyov Eurasian National University Satbayev University

10

20

30

40

50

60

1^егпа1юпа1 СоЦаЬога^оп (%)

Рисунок 3. Сравнительный анализ взвешенного импакт-фактор публикаций (по областям знаний) ученых НУ, подготовленных совместно с зарубежными соавторами в 2011-2020гг.

• Модели

В методологии [20] данный блок оценки цифровой зрелости организации более детализированно представлен следующим образом:

- уровень владения аналитическими методами;

- уровень цифровизации траекторий развития учащихся. Поскольку Назарбаев Университет позиционирует себя как

университет научно-исследовательского типа, то библиотека НУ проводит определенную аналитическую работу по обеспечению качественными и авторитетными в международном научном сообществе информационными ресурсами каждого из этапов цикла научного исследования (см. Табл. 3).

Таблица 2. Соответствие ЭИР, доступных в библиотеке Назарбаев Университета, этапам научного исследования

Этапы исследования Информационные ресурсы, предоставляемые библиотекой НУ

Выбрать тему исследования ProQuest Dissertations & Theses, EBSCO Open Dissertations, OATD, Институциональный репозиторий НУ

Определить оптимальные методы исследования SAGE Research Methods, Research Methods Library of Alexandria

Поиск научной информации и работа с литературой Web of Science, Scopus, Credo Reference Literati, SciFinder, EDS, PubMed, тематические путеводители библиотеки НУ по отраслям знаний

Собирать, анализировать, обобщать данные для исследования Bloomberg, Compustat & CRSP through WRDS, Europe 500

Теоретически проработать исследуемую тему Предметные и универсальные коллекции научных монографий и журналов

Аргументировать выводы, обосновывать предложения и рекомендации Предметные и универсальные коллекции научных монографий и журналов

Оформить результаты научной работы EndNote Online, Mendeley, Zotero, TurnItIn, тематические путеводители библиотеки НУ по культуре научной деятельности

Цифровизация траекторий развития компетенций учащихся (студентов) обеспечивается проведением для них библиотекой индивидуальных консультаций по поиску и оценке необходимых информационных источников, созданию информационных продуктов, тренингов и других мероприятий по формированию у студентов медийной и информационной грамотности, академической честности, в которых принимают участие также инструкторы поставщиков лицензионных баз научной информации. Этот процесс также обеспечивается такими виртуальными библиотечными сервисами, как, например, доступные на библиотечном веб-портале справочная служба «Спроси библиотекаря» и тематические путеводители (LibGuides) (Рис. 4).

Не оставлены без внимания и учащиеся с особыми образовательными потребностями. При библиотеке с 2018 года функционирует Кабинет ассистивных технологий, оснащенный специальными вспомогательными средствами, предназначенными для создания комфортных условий различных категорий таких студентов с информационными источниками.

Тематические путеводители (ЫЬСи^ез)

СУ ё пи^Ьди»г1«.сот/дик1о Ф :

АЛ Subject Guides Course Guides

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Search Our Guides: Typo ■ e,word Search

Anthropology о Mathematics о Digital Humanities о Public Policy О

АРА о Media and Information Literacy о eBooks о Reference о

Biology о Medicine о Economics о Research ©

Business о Mining о Education о Research Impact о

Career о Multimedia о Engineering о Research Methods о

Chemistry о Open Access о Environment о Scholarly Communication о

Copyright о Patents о Finance о Skills and Tools о

Data & Statistic« о Politics о Geosciences о sociology о

Digital Humanities о Public Policy о History о Standards о

Literature Review о Literature & Languages о Writing о

Рисунок 4. Тематические путеводители, сопровождаемые библиотекой

Назарбаев Университета

• Данные

В методологии [20] данный блок оценки цифровой зрелости организации более детализированно представлен следующим образом:

- степень систематизации данных;

- уровень обработки данных;

- качество данных.

Высокое качество предоставляемых библиотекой НУ данных, удовлетворительные степень их систематизации и уровень обработки определяется тем, что большинство информационных ресурсов, доступных в библиотеке, создаются и размещаются на онлайновых платформах авторитетными в международном образовательном и научном пространстве издателями и поставщиками информации, работающими на рынке информационных продуктов длительное время и имеющие многочисленных партнеров-потребителей создаваемых и поставляемых ими данных во многих странах мира.

• Инфраструктура и инструменты

В методологии [20] данный блок оценки цифровой зрелости организации более детализированно представлен следующим образом:

- организация рабочих мест для удаленной работы;

- развитость цифровых сервисов для сотрудников;

- обеспечение безопасности данных.

Более 200 рабочих мест в читальных залах и компьютерных классах библиотеки оснащены «тонкими клиентами». Библиотека предоставляет своим пользователям во временное использование устройства для чтения э-книг и ноутбуки. Помещения для проектной, групповой работы студентов и исследователей оснащены специализированной мебелью Media:scape62 компании Steelcase, позволяющей участникам проекта подключать к ней свои гаджеты, визуализировать для всех членов группы информацию и обмениваться ею в группе.

Обеспечение безопасности данных является функцией Офиса информационной безопасности НУ, который осуществляет определенные меры по обеспечению безопасности данных и связанных с ними коммуникаций, а также проводит тренинги по профилактике нарушений в области информационной безопасности.

Заключение

Участие библиотеки в формировании цифрового пространства университета должно иметь системный характер, исходить из приоритетов и стратегических задач университета и базироваться на использовании современных ИКТ как для цифровизации внутренних производственных процессов библиотеки, так и для ее взаимодействия с пользователями и их информационно-библиотечного обслуживания.

Взаимодействие с поставщиками коммерческих информационных продуктов (баз данных научной информации, инструментов доступа и поиска информации, обеспечения информационной деятельности преподавателей, исследователей и т.п.) следует рассматривать не только как предоставление тех или иных информационных ресурсов академическому сообществу университета, но также как одно из важных условий формирования и повышения культуры образовательной и научной деятельности.

Компетентность библиотечных кадров и пользователей библиотеки (студентов, преподавателей, исследователей, администраторов) играет ключевую роль как в успешной цифровизации информационного пространства университета, так и эффективном использовании результатов данного процесса.

62 https://www.steelcase.com/products/conference-collaborative-tables/mediascape/

Список использованной литературы

1. Bell, Lori. Virtual Libraries and Education in Virtual Worlds: twenty-first century library services /Lori Bell, Mary-Carol Lindbloom, Tom Peters, Kitty Pope // Policy Futures in Education, Volume 6, Number 1, 2008. - pp. 49-58. URL: https://doi.org/10.2304/pfie.2008.6.1.49.

2. Bonney, Kevin M. Case Study Teaching Method Improves Student Performance and Perceptions of Learning Gains. // Journal of Microbiology & Biology Education, May 2015, p. 21-28. DOI:

http://dx.doi.org/10.1128/jmbe.v16i1.846.

3. Castro Benavides, Lina Maria. Digital Transformation in Higher Education Institutions: A Systematic Literature Review. / Lina Maria Castro Benavides, Johnny Alexander Tamayo Arias, Martin Dario Arango Serna, John William Branch Bedoya, and Daniel Burgos // Sensors (Basel), v.20(11); 2020 June. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7309098/. (дата обращения: 26.10.2021).

4. Dempsey, Lorcan. The (digital) library environment: 10 years after. URL: https://www.lorcandempsey.net/the-digital-library-environment-10-years-after/ (дата обращения: 26.10.2021).

5. Dempsey, Lorcan and Malpas, Constance. Academic Library Futures in a Diversified University System. // Gleason N. (eds) Higher Education in the Era of the Fourth Industrial Revolution. - Palgrave Macmillan, Singapore, 2018. https://doi.org/10.1007/978-981-13-0194-0 4. URL:

https://link.springer.com/chapter/10.1007%2F978-981-13-0194-0 4#citeas

6. Dempsey, Lorcan. Thinking about technology differently. // OCLC 7 November 2014 LITA Albuquerque. URL: https://slidetodoc.com/download.php?id=2853700.

7. Digital Education Action Plan (2021-2027). -. - European Union, 2020. URL: https://ec.europa.eu/education/sites/default/files/document-library-docs/deap-communication-sept2020_en.pdf .

8. Electronic resource management in libraries: research and practice. / Holly Yu and Scott Breivold, editors. - New York, Hershey, Information Science Reference, 2008. - 440 pages.

9. Hudzik, Krystyna. Biblioteka akademicka i naukaw procesie transformacji cyfrowej: proba diagnozy. // Biblioteka, NR 22 (31), 2018. URL: https://pressto.amu.edu.pl/index.php/b/article/view/17850/17584.

10. Leyen von der, Ursula. A Union that strives more: My Agenda for Europe / Political guidelines for the next European Commission 2019 - 2024. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/default/files/political-guidelines-next-commission_en_0.pdf .

11. Rodrigues, Luis. (2017). Challenges of Digital Transformation in Higher Education Institutions: A brief discussion. // 30th IBIMA Conference (Madrid, Spain, 8-9 November 2017). URL: https://recipp.ipp.pt/handle/10400.22/15234 (дата обращения: 26.10.2021).

12. Sandhu, Gurdish. The Role of Academic Libraries in the Digital Transformation of the Universities. //5th International Symposium on Emerging Trends and Technologies in Libraries and Information Services (ETTLIS) (Noida, India, 2018). - IEEE, 2018. URL: https://doi.org/10.1109/ETTLIS.2018.8485258.

13. Wilkes, Bethany and Munoo, Rajendra. Turning the COVID-19 pandemic into opportunities for digital transformation: Sharing the Singapore Management University Libraries experience. (2020). International Webinar: Librarians: Creativity and Opportunities in the Pandemic Era, Politeknik Internasional Bali, 2020 August 7. 1-34. Research Collection Library. URL:

https://ink.library. smu. edu. sg/library research/166.

14. Ашилова Мадина Серикбековна, Бегалинов Алибек Серикбекович, Бегалинова Калимаш Капсамаровна. О влиянии цифровизации общества на казахстанское образование // Вестник НГПУ. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vliyanii-tsifrovizatsii-obschestva-na-kazahstanskoe-obrazovanie (дата обращения: 07.11.2021).

15. Бродовская Елена Викторовна, Домбровская Анна Юрьевна, Петрова Татьяна Эдуардовна, Пырма Роман Васильевич, Азаров Артур Александрович Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов // Высшее образование в России. 2019. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-sreda-veduschih-universitetov-mira-i-rf-rezultaty-sravnitelnogo-analiza-dannyh-saytov (дата обращения: 26.10.2021).

16. Дьякова Елена Анатольевна, Сечкарева Галина Гарекиновна Цифровизация образования как основа подготовки учителя XXI века: проблемы и решения // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obrazovaniya-kak-osnova-

podgotovki-uchitelya-xxi-veka-problemy-i-resheniya (дата обращения: 26.10.2021).

17. Ключевые проблемы развития коллекций электронных ресурсов: руководство для библиотек = Key issues for e-

resource collection development: a guide for libraries / Шэрон Джонсон в соавт. с Оле Гуннаром Эвенсеном, Джулией Гельфанд и др.; ред.: Жером Фронти и др.; [пер. с англ. яз.: Н.Н. Литвинова]. - Междунар. федерация библ. ассоциаций и учреждений. Секция по комплектованию и развитию коллекций, 2012. - 38 с.

URL: http://repository.ifla.org/bitstream/123456789/427/1/Electronic-resource-guide-ru.pdf (дата обращения: 26.10.2021).

18. Крылова Наталья Павловна, Антропова Любовь Васильевна, Левашов Евгений Николаевич. Влияние организационных, экономических и социально-педагогических условий на цифровизацию образовательной среды // Вестник НГПУ. 2019. №4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-organizatsionnyh-ekonomicheskih-i-sotsialno-pedagogicheskih-usloviy-na-tsifrovizatsiyu-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 07.11.2021).

19. Никулина Татьяна Валерьевна, Стариченко Евгений Борисович Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatizatsiya-i-tsifrovizatsiya-obrazovaniya-ponyatiya-tehnologii-upravlenie (дата обращения: 26.10.2021).

20. Оценка цифровой зрелости и разработка стратегии цифрового развития организации - Москва, Центр перспективных управленческих решений, 2021. URL: https://cpur.ru/wp-

content/uploads/2021/08/metodologiya_oczenki_czifrovoj_zrelosti_organizaczi i-1.pdf .

21. Редькина, Наталья Степановна. Парадигмальные изменения в библиотековедении_технологическая парадигма и концепция технологического менеджмента в библиотеке // БИБЛИОСФЕРА, 2012, № 1, с. 17-24. Режим доступа: http://www.spsl.nsc.ru/download/bibliosfera/1-12-17-24.pdf.

22. Сарсембинова, Алия. Успешная библиотека в университете мирового уровня: трудности и возможности. URL: https://present5. com/uspeshnaya-biblioteka-v-universitete-mirovogo-urovnya-trudnosti-i/ (дата обращения: 26.10.2021).

23. Сарсембинова Алия Нурахимовна. Электронные ресурсы в вузе: планирование, обучение и эффективность использования // Университетская библиотека. - декабрь 2016. URL: http://www.unkniga.ru/biblioteki/fonds/6679-elektronnye-resursy-v-vuze-planirovanie-obuchenie.html (дата обращения: 26.10.2021).

24. Стратегия Назарбаев Университета на 2018 - 2030 гг. URL: https://nu. edu. kz/wp-content/uploads/2020/09/NU-Strategy_2030_RUS.pdf

SEARCHING AND IDENTIFYING RELIABLE SOURCES FOR ACADEMIC ASSIGNMENTS AT UNIVERSITY

Liliya Makovskaya

Abstract. Using credible sources in the academic assignments at the higher education institutions is of vital importance. Although this requirement has been introduced in most universities, it is still violated by majority of students. Some of the main reasons are learners' inability to conduct proper search online and having no knowledge on available databases. The article is aimed at discussing general guidelines on differentiating between reliable and unreliable sources and applying criteria for evaluating online material. The paper also provides suggestions on the search functions in the open access databases. Some recommendations on systematic search and accurate identification of relevant information are also given in the article.

Key words: primary and secondary sources, databases, online resources, Boolean operators, domain extensions, CRAAP, academic articles

ПОИСК И ВЫЯВЛЕНИЕ НАДЁЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

В УНИВЕРСИТЕТЕ

Маковская Л. Г.

Аннотация. Использование достоверных источников для выполнения академических заданий в высших учебных заведениях имеет важное значение. Несмотря на то, что это требование было введено во многих учебных программах, большинство студентов ВУЗов его нарушают. Основными причинами является неспособность учащихся вести надлежащий поиск в интернете, а также их незнание о доступных баз данных. Данная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.