ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 2 (38). С. 176-184
Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2021, vol. 10, iss. 2 (38), рр. 176-184
Научный отчет
https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021 -10-2-176-184
Гуманизация образовательного пространства - 2021: цифровизация образовательной среды (итоги международного форума)
Е. Е. Морозова, Н. В. Саяпин-, М. П. Зиновьева
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83
Морозова Елена Евгеньевна, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой начального естественно-математического образования, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4420-8156
Саяпин Николай Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологического образования, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6528-5922 Зиновьева Мария Павловна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики детства, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2980-6174
Аннотация. Приведены итоги международного форума «Гуманизация образовательного пространства - 2021: цифровизация образовательной среды», который проведен 18-19 февраля 2021 года в г. Саратове. Организаторами конференции выступили: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, факультет психолого-педагогического и специального образования; Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования; Барановичский государственный университет (Республика Беларусь); Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет (Республика Казахстан); Ферганский государственный университет (Республика Узбекистан). Ключевые слова: гуманизация, образовательное пространство, цифровизация, информационные технологии в образовании
Для цитирования: Морозова Е Е, Саяпин Н. В., Зиновьева М. П. Гуманизация образовательного пространства - 2021: цифровизация образовательной среды (итоги международного форума) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмео-логия образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 2 (38). С. 176-184. https://doi. org/10.18500/2304-9790-2021 -10-2-176-184
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0) Scientific Report
https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021 -10-2-176-184
Humanization of the educational space - 2021: Digitalization of the educational environment (Overall results of the international forum)
E. E. Morozova, N. V. Sayapin и, M. P. Zinovyeva
Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia Elena E. Morozova, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4420-8156 Nikolay V. Sayapin, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6528-5922 Maria P. Zinovyeva, [email protected], https://orcid.orq/0000-0003-2980-6174
Abstract. The results of the international forum "Humanization of the educational space - 2021: digitalization of the educational environment", which was held on February 18-19, 2021 in Saratov, are presented. The conference was organized by the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky", the Faculty of Pedagogical and Special Needs Education; Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education"; Baranovichi State University (Republic of Belarus); West Kazakhstan Innovation and Technological University (Republic of Kazakhstan); Fergana State University (Republic of Uzbekistan).
Keywords: humanization, educational space, digitalization, information technologies in education
For citation: Morozova E. E., Sayapin N. V., Zinovyeva M. P. Humanization of the educational space - 2021: Digitalization of the educational environment (Overall results of the international forum). Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2021, vol. 10, iss. 2 (38), pp. 176-184 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-2-176-184 This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)
18-19 февраля 2021 г. в Саратове проведен VI Международный форум «Гуманизация образовательного пространства - 2021: цифровизация образовательной среды». Организаторами форума выступили: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (СГУ), факультет психолого-педагогического и специального образования СГУ, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, Барановичский государственный университет (Республика Беларусь), Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет (Республика Казахстан), Ферганский государственный университет (Республика Узбекистан).
Основными направлениями работы конференции были обсуждение вопросов, связанных с методологией и практикой процесса цифро-визации современного образования на основе гуманистического подхода, анализ психолого-педагогических проблем гуманизации и циф-ровизации образовательного пространства, выявление особенностей использования цифровых технологий в сфере специального, инклюзивного, естественно-научного, математического, технологического, филологического образования, проектной деятельности.
Мероприятие проходило с использованием дистанционных технологий. Большинство докладчиков принимали участие в научном собрании в режиме онлайн.
Открыл пленарное заседание ответственный за научную работу факультета доцент Н. В. Са-япин (СГУ, Саратов). От лица руководства факультета психолого-педагогического и специального образования он приветствовал участников форума, отметив, что в современных условиях использование информационных технологий в образовательном пространстве приобрело достаточно большую значимость для достижения профессиональных целей, цифровизация образовательной среды способствовала внедрению и использованию современных образовательных методик. Н. В. Саяпин пожелал участникам форума плодотворной работы, открытия новых возможностей для использования информационных технологий в образовательной среде, новых находок, творческих начал.
Со словами приветствия к присутствующим также обратилась декан факультета педагогики и психологии Барановичского государственного университета Т. Е. Яценко (БарГУ, Республика Беларусь). Она пожелала участникам продуктивной работы, интересных докладов и новых подходов к заявленной проблематике. Заведующая кафедрой дошкольного образования и технологий Н. Г. Ду-бешко (БарГУ, Республика Беларусь) отметила, что в последнее время высшие, школьные и дошкольные учебные заведения в большей степени стали пользоваться возможностями информационных интернет-ресурсов - образовательных платформ, онлайн-курсов, интерактивных модулей.
В рамках пленарного заседания профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Т. В. Склярова (ПСТГУ, Москва) представила доклад «Цивилизационный сдвиг в образовании 2020: попытка анализа». В нем она поделилась собственным опытом внедрения 1Т в образовательный процесс, использования программ и приложений в дополнение к обучению, а также провела аналогию с другими странами.
В условиях экстренной реакции образовательных систем на обстоятельства, вызванные СОVID-19, попытка анализа цивилизационного сдвига в образовании Т. В. Скляровой была основана на поиске объективных критериев для фиксации произошедших перемен, подборе форсайт-инструментов для прогнозирования, обретении философских основ и методологических подходов данного процесса. Так, автором предложены критерии для фиксации происходящих изменений в процессе цифровизации на примере высшего образования. К таким критериям отнесены динамика перехода в дистантные (гибридные) формы реализации образовательных программ, посещаемость занятий обучающимися, наличие (оснащенность) рабочего места обучающегося и преподавателя, инструменты для управления учебным процессом, инструменты контроля качества обучающимися и преподавателями, механизмы и средства поддержки обучающихся и преподавателей. Для дальнейшего анализа Т. В. Скляровой поставлены вопросы, какие показатели можно подбирать к названным критериям и можно ли ожидать стабильности в происходящих изменениях.
Заведующий кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного, социального образования Новосибирского государственного педагогического университета профессор Т. А. Ромм (НГПУ, Новосибирск) затронула такой важный аспект, как воспитание в эпоху цифрови-зации. Т. А. Ромм отметила потенциал сетевого подхода (Дж. Ло, В. С. Вахштайн, Ч. Кадушин и др.), значение теории социального воспитания в контексте социализации (А. В. Мудрик и др.), теории воспитательных систем (Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, А. М. Сидоркин и др.) в развитии традиционных и цифровых сюжетов воспитания и образования. Были затронуты вопросы социализации человека в условиях цифрового мира - права человека в цифровом мире как личном пространстве, эффективная коммуникация как капитал общественной сети, капитал знаний, изменение функций социальных институтов, проблемы безопасности жизни человека. Отмечено, что использование цифровых технологий ориентирует современное педагогическое сообщество на поиск пространства (альтернативная, дополненная реальность, субкультурные общности и др.), содержания (опыт, социальность), форм (диалог, дискуссия, активность, ИКТ, проект), ресурсов (партнеры, методики и технологии, кадры) для современного воспитательного процесса.
С организацией образовательного процесса в ситуации дистанционного образования участников познакомила заведующий кафедрой методологии образования профессор Е. А. Александрова (СГУ, Саратов). Она подробно описала процессы внедрения в практику обучения новых форматов и приемов взаимодействия со студентами - прямых эфиров в Инстаграмм, видео-роликов, использования возможностей «Т1к-Ток», иных социальных сетей, создания групп опНпе-общения. Особое внимание профессор Е. А. Александрова уделила обеспечению реализации принципов наглядности, открытости, индивидуализации на занятиях и в процессе самостоятельной работы студентов, формат которой меняется исходя из особенностей современной молодежи и условий использования цифровых технологий. Автором отмечены позитивные эффекты дистанционного и гибридного образования - возможность присутствия на занятии для работающих студентов, выбора персональной зоны учения включая территорию, температурный режим, освещенность, громкость трансляции и другое.
Профессор, академик Петровской академии наук и искусств А. И. Субетто (ПАНИ, Санкт-Петербург) подготовил доклад на тему «Ноос-ферная парадигма гуманизации образовательного процесса».
Главная идея доклада А. И. Субетто состояла в том, что уже 30 лет развиваются процессы первой фазы глобальной экологической катастрофы, которая определила эпоху великого эволюционного перелома, ее содержанием является пере-
ход на ноосферную парадигму развития в виде управляемой социоприродной эволюции на базе научно-образовательного общества, общественного интеллекта (коллективного управляющего Разума) и ноосферного экологического духовного социализма.
А. И. Субетто обратил внимание на то, что человечество столкнулось с «барьером сложности». И «прогресс человека» в XXI в. означает его трансформацию в ноосферного человека, в ноосферный разум, который способен обеспечить высокое качество научного управления социоприродной эволюцией. Закон опережения прогрессом человека научно-технического прогресса, означающий, что «управляющий ноосфер-ный разум» должен управлять научно-техническим прогрессом, соблюдая требования закона ноосферной гармонии, должен стать основой решения проблемы «человек и техника», «человек и цифровые технологии», «человеческий Разум и техносфера». Нужно помнить о предупреждении Н. Винера, сделанном им более 55 лет назад, что если мы отдадим электронно-вычислительной технике вопрос управления машинами и нами, превратившись в такой системе из «субъектов управления» в «объектов управления», то опасность, что нас, т. е. людей, на Земле «больше не будет», может превратиться в реальность.
Тенденции развития цифровизации в российском высшем образовании представила профессор кафедры дошкольного и начального образования Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского А. Ж. Овчинникова (ЛГПУ, Липецк). В докладе отмечено значение сетевого взаимодействия высшего образования и школы, названы принципы развития открытого образования (объединяющая цель, множественность уровней взаимодействия, добровольность связей, свобода выбора и совместная ответственность, самоорганизация и саморегулирование, широкая специализация участников образовательного процесса). А. Ж. Овчинникова уделила внимание вопросам совершенствования объективности и эффективности форм проверки и оценки знаний студентов вуза в условиях цифровизации образовательной среды (учет опыта европейской системы оценивания, реформирование трехбалльной системы оценок, создание портфолио, организация мониторинга, использование формирующего оценивания и др.).
Декан факультета начального и дошкольного образования Ферганского государственного университета З. А. Акбарова (ФерГУ, Узбекистан) говорила о взаимоотношении языка и сознания человека.
Вопросы социальной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста в условиях использования дистанционных технологий осветила Е. С. Пяткина, заведующий кафедрой реабилитационных технологий на базе Государственного
автономного учреждения Саратовской области «Центр адаптации и реабилитации инвалидов» (ГАУ СО «ЦАРИ») (СГУ, Саратов). В докладе подчеркнуто, что наряду с имеющимися проблемами открываются новые возможности цифрового обучения и сопровождения лиц с ОВЗ, но вместе с тем особенно важными остаются прямое общение с обучающимися, поддержка их личных контактов и инициатив.
Заведующий кафедрой начального естественно-математического образования Е. Е. Морозова (СГУ, Саратов) осветила экологические традиции и инновации в условиях цифровизации образовательной среды. Е. Е. Морозова обратила внимание на то, что система экологического образования в дошкольных учреждениях и школах может оказаться довольно эффективной, если педагоги будут ставить перед собой четкую цель (выстроить реальное взаимодействие обучаемых с созданиями природы) и принимать во внимание индивидуальные особенности ребенка, особенности его интеллекта, эмоционального состояния, его волевые качества, способности, наличие определенных потребностей, перспективы его личностного и социального развития. Важную роль в этом процессе играют экологические практики, экологические традиции. Педагоги кафедры начального естественно-математического образования и активисты Саратовского регионального отделение общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» много лет ведут работу по развитию экологических традиций в системе регионального образования. С целью развития системы общественного содействия решению экологических проблем региона актуальными выступают экологические и учебные действия учащихся: «Рисуем кракозябликов»; «Строим дом мечты»; «Заботимся о школе»; «Пишем письмо Зеленому другу»; «Защищаем Зеленую красавицу»; «Собираем семена растений»; «Организуем фестиваль экологических театров»; «Обустраиваем Зеленую Аллею Памяти»; «Выпускаем школьную экологическую газету»; «Создаем школу будущего»; «Разгадываем тайны городского парка»; «Думаем о будущем и ноосфере».
В течение двух дней работа форума продолжилась в рамках секционных заседаний.
На заседании секции «Цифровизация как фактор личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства» затронуты вопросы о современных трендах психолого-педагогических исследований, в значительной степени определяющих практику подготовки и профессионального развития специалистов в разных областях. С позиций современных подходов анализируются структура, динамика и типология личностного и профессионального развития субъекта, находящегося в условиях цифровизации той или иной среды - образовательной, социальной, профессиональной. Предложены рекомендации по разработке
единых принципов исследования фактора циф-ровизации, анализа его вариантов и внедрения в образовательное пространство.
Декан факультета психолого-педагогического и специального образования профессор Р. М. Ша-мионов (СГУ, Саратов) осветил вопросы соотношения академической адаптации и локуса контроля студентов-первокурсников, доцент Е. Е. Бочарова (СГУ, Саратов) обозначила современные тренды информационной социализации личности, доцент И. В. Арендачук (СГУ, Саратов) обсудила проблемы развития профессиональной компетентности студентов средствами электронных образовательных ресурсов. Другие выступающие затронули вопросы развития информационной культуры обучающихся, организации семейного консультирования, формирования навыков конструктивного общения, влияния психологических факторов на поведение учащейся молодежи в виртуальной среде и др.
Доклады выступающих на секции «Трансформация воспитательной системы в образовательной организации» звучали в русле обозначенной темы секции и форума, носили содержательный и актуальный характер, затрагивали освещение вопросов цифровизации образовательной среды в дошкольном, начальном, общем образовании, системе дополнительного образования и высшей школы. Так, О. В. Иванова (СГУ, Саратов) рассказала о работе по формированию готовности дошкольной образовательной организации и семьи к партнерству с использованием цифровых технологий. Т. И. Киселева (СГУ, Саратов) подробно познакомила с цифровыми ресурсами, используемыми во внеурочной деятельности и способствующими развитию познавательного интереса у младших школьников. В. А. Димитриева (СГУ, Саратов) представила результаты диагностики родителей в общеобразовательной школе по определению стилей родительского воспитания детей в сети Интернет. Н. А. Лушникова (СГУ, Саратов) рассказала о реализации образовательных программ в системе дополнительного образования в условиях его цифровизации и отметила прирост количества воспитанников, посещающих учреждение в дистанционном формате в период пандемии. Доцент Н. Н. Саяпина (СГУ, Саратов) актуализировала проблему самоорганизации деятельности будущих учителей в условиях дистанционного обучения, отразив ее теоретические и практические аспекты. В докладе отмечалось, что сегодня востребованными являются учителя, умеющие эффективно справляться с ежедневно нарастающим объемом информации и адекватно реагирующие на быстро меняющиеся условия жизнедеятельности. Ренат Кинжибаев (СГУ, Саратов) осветил вопросы скрытой педагогики и обозначил перспективы ее использования.
В ходе выступлений на секции «Психолого-педагогическое обеспечение и гуманизация образования» профессор М. В. Григорьева (СГУ,
Саратов) рассмотрела субъективность обучающихся в условиях цифровизации образовательной среды. Другие участники проанализировали большой круг психолого-педагогических проблем гуманизации и цифровизации образовательного пространства включая психолого-педагогические и социально-педагогические условия цифровизации образовательной среды начальной школы, особенности алекситимии у студентов вуза в условиях дистанционного обучения, развитие эмоциональной компетентности студентов как фактор профилактики учебного стресса; структуру социальной активности обучающихся в старших классах, социализацию личности старшеклассников в условиях цифровизации, формирование здоровьесберегающей информационной образовательной среды, особенности психологического самоанализа педагогической деятельности студентов-практикантов, способы совладающего поведения в зависимости от свойств личности в младшем и старшем подростковом возрасте, цифровизацию и гуманизацию образовательного пространства как противоречие или новую реальность, структуру адаптационного потенциала студентов с ОВЗ.
Работа секции «Современные тенденции гуманизации специального и инклюзивного образования в эпоху цифровизации» осуществлялась в смешанном формате, часть докладчиков и слушателей (студенты профилей « Сурдопедагогика» и «Олигофренопедагогика») присутствовали в аудитории с соблюдением необходимых противоэпидемических мер, остальные слушатели и докладчики из Москвы, Санкт-Петербурга, Орска, Ростова-на-Дону, городов Саратовской области взаимодействовали с помощью платформы Google meet в режиме online, что уже отражает процесс глобальной цифровизации образовательного и научного пространства.
В ходе работы секции с актуальными для специального и инклюзивного образования докладами выступили сотрудники кафедры коррекционной педагогики: М. Д. Коновалова, Л. В. Мясникова, М. В. Никитина, Н. В. Павлова, О. В. Соловьева, Ю. В. Селиванова, А. А. Фисенко, О. В. Хмелькова (СГУ, Саратов). Работу секции продолжили специалисты-практики, магистранты и аспиранты: Е. Н. Горина, Т. Ю. Артюхова, Т. М. Исмаков, К. Э. Муханова, И. А. Семынина, Ю. Э. Стыценко, Т. В. Золотарёва, О. П. Низовки-на (СГУ, Саратов). Проведение секции способствовало организации междисциплинарного диалога ученых и практиков, заинтересованных в решении проблем обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями в условиях глобальной цифровизации.
В работе секции «Особенности цифровиза-ции технологической подготовки в современных условиях» приняли участие преподаватели кафедры технологического образования, студенты факультета психолого-педагогического и специ-
ального образования СГУ профиля «Технология», педагоги школ Саратова и Саратовской области.
В рамках работы секции с докладами выступили преподаватели кафедры технологического образования. Доцент В. Н. Саяпин (СГУ, Саратов) акцентировал внимание участников форума на подготовке будущих учителей технологии с учетом осуществления в реальной современной школьной действительности интеграции технологического образования школьников и информационных технологий. Использование информационных технологий в профессиональной подготовке будущих учителей технологии рассматривалось с позиции активизации их познавательной деятельности. Е. А. Спиридонова (СГУ, Саратов) поделилась особенностями организации технологического образования в период дистанционного обучения. Профессор О. А. Рагимова (СГУ, Саратов) уделила внимание рассмотрению вопросов здоровья обучающихся в условиях современного учебного процесса. ДоцентМ А. Трифонова (СГУ, Саратов) осветила процессы гуманизации в технологическом образовании в ситуации пандемии. Магистр О. В. Федорова (СГУ, Саратов) представила опыт внедрения информационных технологий в предметную область «технология».
Интересными и содержательными были доклады учителей технологии. И. А. Палагутин (МОУ СОШ с. Новая Порубежка, Саратовская область) осветил проблему формирования междисциплинарной образовательной среды на примере уроков технологии и информатики. С. Е. Валеева (МАОУ СОШ «Аврора», Саратов) раскрыла возможности предметной области «технология» для реализации проектной деятельности школьников с использованием компьютерных технологий.
Работа секции была продолжена выступлениями магистрантов и студентов обозначенного профиля подготовки: Р. Т. Валеева, В. И. Гузева, В. А. Дуланова, М. Д. Карасевой, Е. С. Косовой, Т. С. Мирошниченко, Е. С. Никифоровой (СГУ, Саратов).
В ходе работы секции были актуализированы вопросы готовности студентов и школьников к цифровизации в условиях их технологической подготовки, представлены и проанализированы проблемы применения передового опыта использования информационных технологий в технологическом образовании. Участники секции подчеркнули, что их общение проходило в атмосфере научного диалога и понимания.
В рамках работы секции «Теория и практика цифровизации дисциплин естественно-научного и математического профиля» участниками форума (магистрами, педагогами ДОУ и школ, преподавателями СГУ) были определены основные направления цифровизации образовательной среды ДОУ, школы, вуза, а именно развитие ресурсов и материально-технической базы образовательной организации, формирование кадровых ресурсов, подготовка программных и учебно-методических
ресурсов. Охарактеризованы образовательные эффекты цифровизации образовательной среды в свете повышения мотивации школьников к обучению, обозначены основные существующие сегодня проблемы цифровизации образовательной среды. К их числу были отнесены проблемы, имеющие социокультурную, психолого-педа-готическую, информационную, техническую, технологическую, нормативно-правовую направленность. Основным ресурсом для решения существующих сегодня в этой сфере проблем, по мнению педагогов, являются овладение школьниками, студентами цифровой грамотностью и формирование цифровых компетенций при подготовке специалиста в области образования. Формирование и совершенствование цифровых навыков и компетенций должно войти в перечень приоритетных задач развития образования.
В работе секции «Цифровизация образовательного пространства и экологические проблемы современности» приняли участие педагоги и студенты СГУ, педагоги образовательных учреждений Саратова и Саратовской области, педагоги и студенты из Липецка, педагоги из Калуги.
Работа педагогов и учащихся охватила три важных направления:
1) тенденции развития цифровизации в Российском высшем образовании;
2) решение проблем экологического образования детей и подростков посредством использование цифровых технологий в ходе реализации региональных проектов « Юные метеорологи»; «Как я рисовала кракозябликов»; «Зеленая красавица»; «Детский туризм»; «Зеленый друг»; «Познай и защити природу»; «Дорогами войны»; «Беречь природу как дар бесценный» и др.;
3) использование цифровых технологий в обучении и воспитании обучаемых, а именно в иллюстрировании книги, в учебном сотрудничестве, в реализации идей воспитания профессора С. А. Шмакова, в формировании экологической грамотности, при создании безопасной цифровой среды, в подготовке будущих педагогов, при создании дистанционных моделей дошкольного образования, в подготовке менеджеров музыкального образования, в развитии сценического искусства, в нравственном воспитании младших школьников, при формировании основ культуры здоровья, в реализация гуманистических идей воспитания, при дистанционном взаимодействии педагогов ДОО с воспитанниками и их родителями, при использования ТРИЗ-технологий, организации проектной деятельности, в сфере естественнонаучной деятельности, в формировании восприятия рок-музыки, в развитии экологических региональных традиций.
По мнению участников форума, в условиях цифровизации образовательной среды становится особенно актуальным развитие способности жить в цифровом мире - учиться и противостоять стрессу, развивать навыки верификации информации,
договариваться, как не потерять представления о реальности, сохранять человечность, ценить природное окружение.
На заседании секции «Цифровые технологии в филологическом образовании» в качестве слушателей присутствовали магистранты и бакалавры профиля «Начальное образование» (СГУ, Саратов). На секции обсуждались доклады, связанные с использованием мультимедийных средств обучения в учебных курсах гуманитарного цикла в вузе и в начальной школе. Большой интерес у слушателей вызвал доклад Н. В. Комаровой (СГУ, Саратов) о проекте мультипликационной визуализации детских стихов, который был реализован в период пандемии сотрудниками Государственного музея К. А. Федина. Доклад доцента Ю. О. Бронниковой и доцента Н. А. Шабановой (СГУ, Саратов) был ориентирован на демонстрацию использования возможностей современных интернет-сервисов на уроках русского языка в начальной школе. Широкое обсуждение получил доклад профессора И. А. Тарасовой (СГУ, Саратов), в котором прозвучала мысль о рождении нового жанра в научном стиле - презентации не как средства демонстрации устно воспроизводимой информации, а в качестве особой письменной формы отчетности студентов. Докладчиком был сделан вывод о необходимости выработки правил оформления такой формы отчетности, получившей одобрение со стороны присутствовавших. Заседание секции прошло в теплой дружественной обстановке.
На заседании секции «Цифровизация в образовательном пространстве современной школы» учителя начальной школы обсудили вопросы организации обучения младших школьников в период пандемии. О создании цифровой образовательной среды в школе рассказала И. А. Орлова (директор МОУ «Гимназия N° 7» Саратова). Использование цифровых образовательных ресурсов в практике педагогов начальной школы затронули в своих выступлениях О. Б. Бизяева, Л. Л. Васильева, В. Н. Ефимова, Н. М. Тренихина, И. Г. Широких (МОУ «Гимназия № 7», Саратов). Завершая заседание секции, педагоги пришли к выводу, что цифровизация образования - необходимый шаг в модернизации системы образования. Это требует изменений в профессиональной деятельности педагогов, ее ориентации на использование цифровых технологий в реальном обучении младших школьников.
В ходе работы секции «Цифровизация образовательного пространства в сфере физической культуры и спорта» приняли участие преподаватели Института физической культуры и спорта (СГУ, Саратов), Саратовкой государственной юридической академии, директора и тренеры спортивных школ олимпийского резерва г. Саратова. Обсуждались вопросы совершенствования подготовки бакалавров к профессиональной деятельности учителя физической культуры в условиях современных тенденций информатизации образова-
ния, основные направления профессиональной подготовки учителей в области дистанционных образовательных технологий на этапе обучения в физкультурном вузе, внедрение инновационных цифровых технологий в тренировочный процесс в спортивных школах, особенности подготовки специалистов в области физической культуры в условиях информатизации образования, использования электронных образовательных ресурсов как необходимой составляющей учебного процесса в условиях дистанционного обучения, внедрения цифровых технологий в практику спортивной подготовки в современном вузе.
В докладах подчеркивалось, что цифровая трансформация системы образования предусматривает развитие информационной инфраструктуры и совершенствование системы образования, подготовку соответствующих кадров, владеющих современными информационными и цифровыми технологиями при решении профессиональных задач, характеризуется комплексным внедрением в сферу образования цифровых технологий, выступающих в качестве новых источников и новых способов получения информации, педагогического инструментария, позволяющего достичь определенных результатов в процессе подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта.
Принятие резолюции прошло при активном обсуждении цифровой трансформации физкультурного образования, предусматривающей не только разработку и использование в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов, но и создание информационной образовательной среды, позволяющей осуществлять цифровое управление по основным направлениям работы в вузе.
На секции «Цифровизация образования в сфере искусства и культуры: векторы развития» прозвучали доклады доцента Д. Н. Васильевой (СГУ, Саратов) «Реализация возможностей цифровых технологий в условиях художественно-творческой деятельности студентов», доцента О. Ю. Козинской (СГУ, Саратов) «Реализация дистанционного обучения в организации и проведении педагогической практики студентов творческих специальностей», И. Н. Сергиенко (СГУ, Саратов) «Проектная деятельность». Большой интерес вызвали выступления заведующих кафедрами Института искусств (СГУ, Саратов) И. А. Королевой и Л. Н. Мещановой, посвященные современным процессам формализации и музыкально-педагогического образования, а также проблемам и перспективам онлайн-обучения в современном музыкальном педагогическом образовании.
Профессор И. Э. Рахимбаева (СГУ, Саратов) посвятила доклад исследованию образования в сфере искусства и культуры в условиях цифрового общества, а Л. Е. Соболева (Московская область) - цифровой стратегии в культурно-до-
суговой деятельности. В рамках работы форума доцент Е. П. Шевченко (СГУ, Саратов) осветила вопросы использования информационных технологий в преподавании истории искусств, а доцент Е. Г. Царькова (СГУ, Саратов) затронула тему виртуального пространства музея и особенностей его восприятия.
Работа секции «Реабилитационные технологии в условиях цифровизации образовательной и социальной сферы» организована и проведена в дистанционном формате кафедрой реабилитационных технологий на базе Государственного автономного учреждения Саратовской области «Центр адаптации и реабилитации инвалидов» (ГАУ СО «ЦАРИ», Саратов) факультета психолого-педагогического и специального образования. На секционном заседании выступали как преподаватели вузов, так и молодые ученые - магистранты, ба-калавранты, специалисты-практики учреждений образования и социальной сферы из Москвы, Саратова и Саратовской области. Особый интерес вызвали выступления специалистов ГАУ СО «ЦАРИ» (Саратов) С. П. Бандуриной «Создание видеозанятий и размещение контента на интернет ресурсах Центра адаптации и реабилитации инвалидов», Т. П. Чупиковой «Особенности реализации социального проекта "Аудиотеатр: откровение для лиц с ограниченными возможностями здоровья и непрофессиональных актёров" с использованием интернет-ресурсов», А. А. Тимофеева «Опыт проведения занятий и участия в Международной танцевальной онлайн-школе и Международном танцевальном онлайн-фестивале инклюзивной танцевальной студии "Вдохновение"». Помимо перечисленных докладов были представлены исследования, отражающие использование цифровых технологий в сфере социальной защиты (новый формат взаимодействия государства и граждан в условиях пандемии, цифровизация образовательной деятельности) как новых возможностей в реабилитационном процессе на базе ГАУ СО «ЦАРИ», открытых онлайн-площадок как реализации творческих потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья.
Среди молодых ученых повышенное внимание привлекли доклады магистрантов Н. Л. Оси-повой (СГУ, Саратов) «Использование музы-котерапии в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра» и Е. А. Князевой (СГУ, Саратов) «Эмоциональное развитие старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения». Демонстрация в докладах передового практического опыта и достижений в деятельности творческих коллективов ГАУ СО «ЦАРИ» вызвала научный интерес и активное обсуждение.
Программа форума, помимо пленарного заседания, включала 12 секционных заседаний и 3 выездные секции на базе различных организаций высшего, общего и дополнительного
образования, семинары для педагогических работников, мастер-классы для студентов СГУ и педагогических работников, профориентационный марафон. В качестве выездных площадок форума выступили Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии РФ (СВКИ ВНГ РФ); Дворец творчества детей и молодежи имени О. П. Табакова (ДТДиМ, Саратов); МАОУ «Лицей № 37»; МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»; МДОУ «ЦРР - детский сад № 211» г. Саратова.
Выездная секция «Гуманизация и цифро-визация военного образования: проблемы и перспективы» состоялась 18 февраля на базе Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии РФ. Модератором секции выступил Р. Н. Заро-ченцев - начальник кафедры военной педагогики и психологии.
На секции свои выступления представили преподаватели кафедры военной педагогики и психологии, которые осветили теоретические и практические аспекты гуманизации и цифровиза-ции процесса подготовки военнослужащих Войск национальной гвардии. Выступления отражали актуальные вопросы применения телекоммуникационных и цифровых технологий в ходе образовательной и воспитательной деятельности курсантов, а также в процессе формирования их военно-профессиональных качеств и профессиональных компетенций.
Доцент Г. А. Кирпиленко (СВКИ ВНГ РФ, Саратов) поделился опытом применения цифровых технологий в организации психологической подготовки военнослужащих Войск национальной гвардии. А. А. Теплова (СВКИ ВНГ РФ, Саратов) рассказала о профилактике межличностных конфликтов в курсантских подразделениях.
Обсуждение докладов носило дискуссионный характер. Участники секции выразили благодарность организаторам конференции за предоставленную возможность обсуждения проблем цифровизации в условиях современного военного образования военнослужащих Войск национальной гвардии.
Выездная секция во Дворце творчества детей и молодежи имени О. П. Табакова (Саратов) состоялась 19 февраля. С приветственным словом к участникам заседания обратилась директор Дворца творчества И. Е. Иванцова. Она подчеркнула важность обсуждаемых вопросов, пожелала присутствующим активной и плодотворной работы.
Педагоги дополнительного образования
A. А. Бадамшина, Е. Н. Пакалина, А. С. Терентье-ва,Л. А. Чекмарева (ДТДиМ, Саратов) поделились опытом использования цифровых технологий в обучении иностранным языкам, в объединениях «Юные экскурсоводы», «Зодчие», театре моды «Феникс», объединении «Шахматы». Особый интерес вызвали выступления В. Д. Семеновой,
B. С. Полосухина, Т. Е. Шильниковой. Выступа-
ющие отметили, что появились новые формы организации деятельности детей в дополнительном образовании - дистанционный летний лагерь, онлайн-викторина, виртуальный спектакль.
В ходе обсуждения педагоги пришли к выводу, что соединение виртуального и реального обучения возможно, это интересный творческий процесс, который способствует профессиональному саморазвитию педагогов дополнительного образования.
Студенты, обучающиеся по профилю «Начальное образование» (СГУ, Саратов), были участниками мастер-классов. Руководитель объединения «Сохраняя традиции» И. В. Белякова (ДТДиМ, Саратов) ознакомила будущих учителей с технологией создания открытки в технике 3D Е. В. Левина, руководитель танцевального кол -лектива «Ритм» (Дворец творчества детей и молодежи, Саратов), вместе со студентами пыталась найти ответ на вопрос, заключенный в названии мастер-класса: «Танцевальная импровизация: это средство раскрепощения и / или возможность самореализации?». На мастер-классе, проведенном О. А. Меркуловой, руководителем объединения «Волшебная кисть» (Дворец творчества детей и молодежи), студенты ознакомились с техникой рисования сухой пастелью. Как отметили студенты, посещенные мастер-классы отличались высоким уровнем подготовки и проведения.
19 февраля в рамках форума состоялась Всероссийская научная конференция «Проблемы филологического образования». На пленарном заседании конференции было заслушано 5 докладов. Профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» РГПУ им. А. И. Герцена, координатор проекта «Школа диалога» М. П. Воюшина (Санкт-Петербург) в докладе «Порождение замысла и мотива речи как отправная точка литературного творчества школьника в УМК "Школа диалога"» творчески применила психолингвистическую модель создания высказывания к практике литературного образования младших школьников. М. П. Во-юшина показала, что мотивы порождения речи должны быть не искусственными, учебными, а естественными, отражающими интересы ребенка. В подтверждение этого тезиса докладчиком были представлены некоторые интересные формы литературного творчества младших школьников.
Профессор кафедры литературы Курского государственного университета Г. Л. Ачкасова в докладе «Формирование эстетической восприимчивости школьника-читателя в современных условиях» раскрыла сущность понятия «эстетическая функция художественной речи». На примерах из своего богатого педагогического опыта Г. Л. Ач-касова показала конкретные методы и приемы анализа художественного текста, приобщающие школьников к искусству слова.
В центре внимания профессора кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обще-
стве» РГПУ им. А. И. Герцена Е. П. Суворовой оказался учебно-научный текст (доклад «Учебно-научный тест в формировании готовности к самообразованию в начальной школе»). Е. П. Суворова обратила внимание участников конференции на то, что работа с учебно-научным текстом в УМК «Школа диалога» ведется не только на уроках русского языка - умение выделять ключевые слова, ставить вопросы к тексту, понимать его структуру относится к универсальным учебным действиям и формируется на всех предметах.
Доцент кафедры начального языкового и литературного образования СГУ Т. Г. Фирсова в докладе «Технологии deschooling в воспитании талантливого читателя» раскрыла актуальное для современной педагогической системы понятие дескулинга - обучения вне школы, вне институциональной системы.
Завершил пленарное заседание доклад заведующего кафедрой начального языкового и литературного образования СГУ Л. И. Череми-синовой, которая проанализировала образ матери
в современной детской поэзии. По наблюдениям докладчика, этот образ в основном создается поэтессами и имеет ряд необычных черт, отличающих современную трактовку образа мамы от традиционной.
После пленарного заседания началась работа секций «Проблемы литературного образования в вузе и школе», «Актуальные проблемы современной филологии», «Проблемы языкового образования». В работе секций приняли участие преподаватели и магистранты СГУ, Курского государственного университета, Саратовского областного института развития образования, подразделений СГУ - Института филологии и журналистики, факультета психолого-педагогического и специального образования, факультета иностранных языков и лингводидактики и др.
Во всех докладах были отражены актуальные теоретические и методические проблемы преподавания литературы и русского языка в образовательных организациях разного уровня, вопросы развития языкознания и литературоведения.