Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВОЕ ТРЕБОВАНИЕ ОБЩЕСТВА'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВОЕ ТРЕБОВАНИЕ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / РАЗРАБОТКА КОНТЕНТА / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / КОНЦЕПЦИЯ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жамборов Анзор Анатольевич, Кокурхаева Радимхан Магомет-Башировна, Газдиева Елизавета Хасбулатовна

В статье анализируется цифровизация образования в узком и широком смыслах. В узком смысле это переход привычных источников информации в цифровую форму, что позволяет снизить расходы средств и времени, раскрыть новые возможности для студентов и преподавателей, в широком - общественный тренд, который планомерно развивается не только в самом обществе, но и в экономике. Переход информации в цифровой формат помогает ускорить обмен данными, обеспечить лучший контроль информационного потока, повысить эффективность экономики, улучшить качество жизни общества в целом. Что касается образования, следует иметь в виду, что оно имеет единую концепцию, которая выступает в качестве опоры. Его цифровая форма имеет целенаправленное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жамборов Анзор Анатольевич, Кокурхаева Радимхан Магомет-Башировна, Газдиева Елизавета Хасбулатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF EDUCATION AS A NEW REQUIREMENT OF SOCIETY

The article analyzes the digitalization of education in the narrow and broad senses. In a narrow sense, this is the transition of the usual sources of information to digital form, which allows to reduce the cost of money and time, to open up new opportunities for students and teachers, in a broad sense, it is a social trend that is systematically developing not only in society itself, but also in the economy. The transition of information to digital format helps to speed up the exchange of data, provide better control of the information flow, increase the efficiency of the economy, and improve the quality of life of society as a whole. As for education, it should be borne in mind that it has a single concept, which acts as the main pillar. Its digital form has purposeful development.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВОЕ ТРЕБОВАНИЕ ОБЩЕСТВА»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_4_104 УДК 37:004

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НОВОЕ ТРЕБОВАНИЕ

ОБЩЕСТВА

Жамборов Анзор Анатольевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, е-mail: amv_@mail.ru

Кокурхаева Радимхан Магомет-Башировна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры цифровой и отраслевой экономики, Ингушский государственный университет, г. Магас, Россия, е-mail: amv_@mail.ru

Газдиева Елизавета Хасбулатовна,

студент 4 курса юридического факультета, Ингушский государственный университет, г. Магас, Россия

В статье анализируется цифровизация образования в узком и широком смыслах. В узком смысле это переход привычных источников информации в цифровую форму, что позволяет снизить расходы средств и времени, раскрыть новые возможности для студентов и преподавателей, в широком - общественный тренд, который планомерно развивается не только в самом обществе, но и в экономике. Переход информации в цифровой формат помогает ускорить обмен данными, обеспечить лучший контроль информационного потока, повысить эффективность экономики, улучшить качество жизни общества в целом. Что касается образования, следует иметь в виду, что оно имеет единую концепцию, которая выступает в качестве опоры. Его цифровая форма имеет целенаправленное развитие.

Ключевые слова: цифровизация; дистанционное обучение; разработка контента; цифровые инструменты; концепция цифрового образования; смешанное обучение; цифровые технологии.

UDC 37:004

DIGITALIZATION OF EDUCATION AS A NEW REQUIREMENT OF SOCIETY

Zhamborov Anzor Anatolievich,

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Fire Training, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_@mail.ru

Kokurkhaeva Radimkhan Magomet-Bashirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Digital and Industrial Economics, Magas, Russia

Gazdieva Elizaveta Khasbulatovna,

4th year student of the Faculty of Law, Ingush State University, Magas, Russia

The article analyzes the digitalization of education in the narrow and broad senses. In a narrow sense, this is the transition of the usual sources of information to digital form, which allows to reduce the cost of money and time, to open up new opportunities for students and teachers, in a broad sense, it is a social trend that is systematically developing not only in society itself, but also in the economy. The transition of information to digital format helps to speed up the exchange of data, provide better control of the information flow, increase the efficiency of the economy, and improve the quality of life of society as a whole. As for education, it should be borne in mind that it has a single concept, which acts as the main pillar. Its digital form has purposeful development.

Keywords: digitalization; distance learning; content development; digital tools; the concept of digital education; blended learning; digital technologies.

Педагогические исследования

В современном обществе роль информации, технологий и знаний значительно повысилась по сравнению с прошлым столетием. Их распространение становится глобальным, что заставляет людей получать соответствующие специальности, становиться разносторонними специалистами, обладающими широкой компетенцией.

Такая установка направлена на подготовку специалистов, способных владеть информационно-компьютерными технологиями (ИКТ). Такая личность должна не только уметь отыскать информацию, но и усвоить ее в большом объеме, принимать конструктивные решения, решать сложные задачи, подходить к процессу работы и обучения творчески, осуществлять эффективное управление рабочими и жизненными ситуациями. Цифровая трансформация многих сфер, включая образовательную, является неизбежной ступенью прогресса. Это одно из важных условий, при котором качество жизни людей повышается.

Политика цифровизации направлена на участие во всех сферах жизни граждан и государства. Система образования является частью социума и имеет масштабные цели и задачи. Педагогическое общество России должно быть готово к появлению новых технологий и активному участию в процессе цифрового обучения. В мире уже представлены передовые педагогические технологии, относящиеся к третьему поколению. Важно, чтобы в процессе участвовали все партнеры.

Цифровые технологии - это постоянный источник повышения качества жизни людей. Они сыграли важную роль в условиях карантина, пригодятся и в будущем. Реализация национальных проектов должна получить приоритет, изменить к лучшему общественную ситуацию [4; 7; 8].

Сам термин «цифровизация» активно применяется в научной среде, образовании, экономике и многих других сферах. Однако у него нет точного определения. На сегодняшний день под этим термином подразумевается развитие цифровых технологий в общественной жизни, их внедрение в разнообразные сферы. В процесс включается повышение эффективности работы компаний, предприятий, оптимизация бизнеса, учебного процесса, организация согласованной работы 1Т-систем.

Электронное образование - это не единая задача, а комплекс, к которому относятся:

- повышение компьютерной грамотности среди преподавательского состава;

- развитие инфраструктуры, которая сможет обеспечить материальную сторону процесса;

- развитие онлайн-обучения;

- использование специального программного обеспечения.

- разработка специальных программ и ме -тодических материалов для удаленного ведения занятий.

Цифровое образование - это деятельность преподавателей, основанная на передаче знаний в цифровом виде, а также ее обработка и хранение. При помощи современных технологий планируется повышение качества образования, улучшение управленческого процесса [2; 8].

Цифровизацию необходимо рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле это переход привычных источников информации в цифровую форму, что позволяет снизить расходы средств и времени, раскрыть новые возможности для студентов и преподавателей. Некоторые преобразования помогут извлечь пользу из глобального процесса, что позволяет прийти к пониманию широкого смысла цифровиза-ции.

В широком смысле данное явление понимается исследователями как общественный тренд, который планомерно развивается не только в самом обществе, но и в экономике. Переход информации в цифровой формат помогает ускорить обмен данными, обеспечить лучший контроль информационного потока, повысить эффективность экономики, улучшить качество жизни общества в целом.

Цифровизация - это более продвинутый этап компьютеризации, она имеет широкий спектр применения, требует привлечения большого количества разнообразной вычислительной техники, способной решать поставленные задачи, не исключая и образовательные. Предоставление информации в цифровом формате позволяет пользоваться широкими возможностями, образовывать развитую технологическую среду, в которой можно создать подходящее по смыслу лояльное окружение на одной из выбранных платформ. Цифровое общество может ак-

тивно общаться и взаимодействовать, решать сложные задачи [1; 2; 5; 6].

Ученые акцентируют внимание на том, что цифровой формат обучения неизбежно вызовет изменения на рынке труда, заставит образовательный процесс меняться. Роль педагога также будет переосмыслена и должна будет вписаться в пространство цифрового формата. Актуальным стал вопрос о создании цифровой школы, цифровой образовательной среды. Данный процесс должен осуществляться качественно и на всех уровнях. Основа цифровизации может быть сильно отличной от классической, в какой-то мере она подрывает стандартное видение, однако доказывает эффективность и перспективы своего существования.

Следует помнить о том, что цифровизация рождает возможность сделать информацию максимально доступной вне зависимости от того, в каком формате она будет подаваться. Например, можно пользоваться текстовым контентом, видео-, фотофайлами, передавать аудиозаписи. Кроме упрощенного доступа к информации, цифровизация дает возможность более глубокого ее изучения. Например, используя технологии виртуальной реальности, она дает возможность использовать цифровые тренажеры. Можно применить технологию мобильного обучения, за счет которой не будет иметь значения, в какой точке мира физически находится обучающийся, он сможет принимать участие в занятиях удаленно [3].

Это технологический прорыв, который в наше время имеет высокую актуальность, он востребован, отвечает большинству современных требований. Человечество идет по пути прогресса и максимального удобства, поэтому обойтись без цифровых технологий уже не сможет.

В данный момент педагоги на всех уровнях должны качественно подбирать контент, который подходит для занятий. От них требуется обработка информации, способность подать ее в максимально доступном и понятном виде. Для того чтобы выполнить эти задачи, потребуются навыки общего характера в soft skills, а также определенные личностные качества, которые помогут сформировать приоритеты при подборе информации.

Студенты намного быстрее воспринимают информацию в цифровом виде, если имеют

первоначальные навыки работы с ней. Адаптация происходит достаточно быстро, так как молодое поколение все равно активно использует разнообразные гаджеты для общения и развлечения. Люди старшего возраста меньше пользуются цифровыми технологиями, поэтому им сложнее в них разобраться, соответственно, переход в цифровой формат работы или обучения требует от них больше времени для адаптации.

Переход на цифровую форму образования напрямую зависит от того, насколько технически обеспечено учебное заведение. От современного педагога требуется уметь пользоваться современными технологиями, иметь возможность применять максимально широкий спектр ресурсов информации, в том числе и из сети Интернет. Технологические инструменты в современном образовании имеют высокое значение.

Образование имеет единую концепцию, которая выступает в качестве опоры. Что касается его цифровой формы, она имеет целенаправленное развитие и реализует себя в следующих направлениях:

- дистанционное обучение;

- разработка контента, использование цифровых инструментов;

- педагогическая концепция цифрового образования;

- смешанное обучение;

- использование цифровых технологий в образовательной деятельности.

Активное применение перечисленных технологий позволяет охватить большую аудиторию обучающихся, а также ряд вопросов, входящих в федеральный проект «Образование».

Для нацпроекта «Образование» характерно дальнейшее развитие образовательной политики, которое проходит в весьма активном темпе, а вопросы, связанные с цифрови-зацией пространства, приобретают все большее значение. Они могут быть использованы в самых разных отраслях образовательной сферы, в том числе в направлении получения профориентации. В состав нацпроекта входит дополнительный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС), рассмотрение которого доступно на территории всех регионов государства вне зависимости от их местоположения и размера. Из этого следует, что у каждого участника есть возможность

Педагогические исследования

выполнять функции не только слушателя, но и ментора или экспертного специалиста, дискутировать с другими на разные темы, ставить актуальные для социума вопросы и заниматься в составе интенсивов при наличии возможностей [4; 9].

Формулировка ключевой цели проекта подразумевает формирование современной цифровой среды в сфере образования, которая будет отвечать требованиям безопасности, обеспечивать доступное получение образования любого типа и в любом направлении, а также повышать его уровень качества. По этой причине ЦОС можно охарактеризовать как безопасное цифровое пространство для получения образования на высоком уровне. В рамках проекта каждое учреждение, занятое в образовательной отрасли, должно смоделировать собственное цифровое пространство, которое будет заполняться полезным и безопасным контентом, тем самым повышая степень цифровой грамотности слушателей, положительно влияя на коммуникативные навыки и освоение медиапространства. В настоящее время требуется учесть, что для эффективного и динамичного развития цифровой системы требуется, чтобы каждый преподаватель был готов принять участие в ее формировании, а в дальнейшем - уметь работать в ее поле. Подобные требования подразумевают высокую степень профессионализма как педагога, а также гибкость и способность к адаптации, усвоению новых механизмов образовательной деятельности. Это подтверждает и опыт, полученный современными преподавателями в период пандемии COVID-19.

Тот факт, что понятийное поле ЦОС было дополнено большим количеством терминов, обусловил потребность в составлении тематического словаря, в который вошли все определения, использующиеся в изучении управления цифровизацией непосредственно в отрасли образовательной деятельности. Вместе с тем надо отметить, что база данного проекта сформирована с применением комплекса организационных тезисов ЦОС, к которым относятся следующие принципы:

- единообразие;

- открытый доступ;

- конкурентность;

- ответственность;

- полноценное содержание и структура;

- польза.

Проект стартовал в 2019 г., с первых дней по настоящее время довольно много мер уже внедрено на самых разных уровнях. В частности, проводится активное подключение субъектов к высокоскоростной сети, выполняются поставки нового оборудования и про -граммного обеспечения, современные «Точки роста» комплектуются соответствующей техникой, а преподаватели повышают квалификацию и получают должный уровень компетентности в данном направлении. Кроме того, слушатели регулярно посещают уроки цифры, а повышение соответствующих навыков подкрепляется внеклассными процессами по обучению безопасного пользования Интернетом. Методические материалы ЦОС выполняют значимую функцию в смысловом и технологическом плане, способствуя эффективной реализации всего нацпроекта.

Данный проект направлен на развитие технологий внутри образовательных учреждений, в частности принятие мер, связанных с обеспечением школ качественным, стабильным скоростным Интернетом. Потребуется создать единую образовательную платформу, которая сумеет стать основой для большинства учебных заведений, которые смогут работать сообща на всех уровнях образования. Все участники образовательного процесса, как преподаватели, так и обучающиеся, должны повышать уровень компьютерной грамотности, это позволит получить целостный, высокоорганизованный образовательный процесс [3; 4].

Таким образом, образовательный процесс в цифровом пространстве должен рассматриваться с позиции, удобной для каждого его участника, который должен иметь возможность освоить новые технологии, научиться пользоваться технологичными цифровыми инструментами. Стоит отметить, что на подготовку потребуется определенное время. Нужно, чтобы навыки в soft skills постоянно развивались, это и есть основное условие цифровизации современного образования.

Список литературы_

1. Акимова Н. А., Иволгина Н. В. Цифровая экономика и цифровизация образования // Modern Economy Success. 2020. № 3. С. 110-118.

2. Жамборов А. А., Шафиева Э. Т., Кокурхаева Р. М. Б. Роль цифровых технологий в формировании информационного общества // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 17-21.

3. Киндеева А. А., Зуева А. С. Цифровизация образования в России: проблемы и перспективы // Теория и практика проектного образования. 2021. № 2 (18). С. 60-64.

4. Козловская Г Е., Казенина А. А. Цифровизация образования: модернизация или трансформация // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. 2020. № 1 (33). С. 38-43.

5. Кокурхаева Р. М. Б., Жамборов А. А., Хитиева А. Ж. Эффективность применения информационных технологий при подготовке и отборе кандидатов на службу // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 8. № 6. С. 751-755.

6. Кокурхаева Р. М. Б., Жамборов А. А. Роль информационных технологий в организации образовательного процесса // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 29-32.

7. Малацион С. Ф., Куценко С. М. Цифровизация образования: ожидания и риски // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13. № 2-3. С. 34-38.

8. Чудаева Д. А. Цифровизация системы образования // Цифровизация региона: проблемы и перспективы : материалы II национальной научно-практической конференции. Редколлегия: ГЯ. Казакова [и др.]. 2020. С. 56-59.

9. Шафиева Э. Т., Хамурзов А. Т., Кокурхаева Р. М. Б. Цифровые платформы как инструмент трансформации экономики // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 2. № 9. С. 107-111.

References _

1. Akimova N. A., Ivolgina N. V. Digital economy and digitalization of education. Modern Economy Success. 2020. No. 3. Pp. 110-118.

2. Zhamborov A. A., Shafieva E. T., Kokurkhaeva R. M. B. The role of digital technologies in the formation of information society. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 9. Pp. 17-21.

3. Kindeeva A. A., Zueva A. S. Digitalization of education in Russia: problems and prospects. Theory and practice of project education. 2021. No. 2 (18). Pp. 60-64.

4. Kozlovskaya G. E., Kazenina A. A. Digitalization of education: modernization or transformation. Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Philosophical Sciences. 2020. No. 1 (33). Pp. 38-43.

5. Kokurkhaeva R. M. B., Zhamborov A. A., Khitieva A. J. The effectiveness of the use of information technologies in the preparation and selection of candidates for service. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 8. No. 6. Pp. 751-755.

6. Kokurkhaeva R. M. B., Zhamborov A. A. The role of information technologies in the organization of the educational process. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 9. Pp. 29-32.

7. Malatsion S. F., Kutsenko S. M. Digitalization of education: expectations and risks. Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Vol. 13. No. 2-3. Pp. 34-38.

8. Chudaeva D. A. Digitalization of the education system. Digitalization of the region: problems and prospects: materials of the II National scientific and practical Conference. Editorial Board: G.Ya. Kazakova [et al.]. 2020. Pp. 56-59.

9. Shafieva E. T., Khamurzov A. T., Kokurkhaeva R. M. B. Digital platforms as an instrument of economic transformation. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 2. No. 9. Pp. 107-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.