Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОНЛАЙН-КУРСЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ-ЧАТЫ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дышеков Мурат Владимирович, Кушхов Хажмурат Лионович, Маздогова Заира Зауровна

В статье анализируются процессы цифровизации в образовании. Цифровое образование постепенно становится частью естественного процесса обучения. Выделяются проблемные моменты данного процесса: недостаточное финансирование, сложности с техническим оснащением образовательных организаций, персоналом, отсутствие программного обеспечения. Отмечается необходимость разработки четких алгоритмов, за счет которых можно будет свести негативные последствия к минимуму или вовсе исключить их появление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дышеков Мурат Владимирович, Кушхов Хажмурат Лионович, Маздогова Заира Зауровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION

The article analyzes the processes of digitalization in education. Digital education is gradually becoming part of the natural learning process. The problematic moments of this process are highlighted: insufficient funding, difficulties with the technical equipment of educational organizations, lack of personnel, lack of software. It is noted the need to develop clear algorithms, due to which it will be possible to minimize the negative consequences or completely eliminate their occurrence.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»



DOI 10.47576/2949-1878_2023_4_99 УДК 37:004

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАНИИ

Дышеков Мурат Владимирович,

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Института права, экономики и финансов, Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_1978@mail.ru

Кушхов Хажмурат Лионович,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик, Россия

Маздогова Заира Зауровна,

кандидат политических наук, профессор кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия

В статье анализируются процессы цифровизации в образовании. Цифровое образование постепенно становится частью естественного процесса обучения. Выделяются проблемные моменты данного процесса: недостаточное финансирование, сложности с техническим оснащением образовательных организаций, персоналом, отсутствие программного обеспечения. Отмечается необходимость разработки четких алгоритмов, за счет которых можно будет свести негативные последствия к минимуму или вовсе исключить их появление.

Ключевые слова: цифровое образование; интернет-ресурсы; цифровые технологии; компьютерные технологии; онлайн-курсы; дистанционное обучение; социальные сети; интернет-чаты; цифровая грамотность.

UDC 37:004

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Dyshekov Murat Vladimirovich,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law, Institute of Law, Economics and Finance, Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, Russia, e-mail: amv_1978@mail.ru

Kushkhov Khazhmurat Lionovich,

Senior Lecturer, Department of Theory and History of State and Law, Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, Russia

Mazdagova Zaira Zaurovna,

Candidate of Political Sciences, Professor of the Department of State and Civil Law Disciplines, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia

The article analyzes the processes of digitalization in education. Digital education is gradually becoming part of the natural learning process. The problematic moments of this process are highlighted: insufficient funding, difficulties with the technical equipment of educational organizations, lack of personnel, lack of software. It is noted the need to develop clear algorithms, due to which it will be possible to minimize the negative consequences or completely eliminate their occurrence.

Keywords: digital education; Internet resources; digital technologies; computer technologies; online courses; distance learning; social media; Internet chats; digital literacy.

Условия карантина COVID-19 не только породили кризис, но и показали, что многие компании и образовательные учреждения могут работать удаленно. Потребность в переходе образования в цифровую реальность оказалась более ощутимой, чем раньше. Современный мир использует Интернет повсеместно, почти не осталось отраслей, где не использовались бы данные технологии. Кризис вызвал определенные последствия, на которые необходимо обратить внимание. Особенно это касается обучения и сферы образования.

Для того чтобы педагог мог ориентироваться в новом формате работы, необходимо подготовить его к новому виду подачи информации. Потребуется разработка новой научной стратегии по подготовке персонала образовательных организаций. В данном случае рассматривается не просто внедрение новых форм обучения, но и разработка методов и алгоритмов, по которым будет осуществляться профессиональная деятельность. Нужно разработать специальные методы для подготовки кадров, внедрить их в профессиональную деятельность. При этом педагог должен сохранить способность под-

ходить к процессу обучения творчески, развиваться внутри профессии [10].

В любом образовательном процессе преподаватель играет первостепенную роль, так как именно через него информация достигает конечной цели - становится понятной и доступной для обучающихся. Именно поэтому в процессе цифрового обучения важно грамотно продумать стратегию работы образовательных организаций, обеспечить преподавателя необходимым сопровождением.

Цифровое образование постепенно становится частью естественного процесса обучения. Однако его реализация неидеальна, и в процессе появляются проблемы, требующие скорейшего решения. Основной из них является проблема финансирования. Затем выявляются сложности с техническим оснащением образовательных организаций, недостатком кадров, отсутствием программного обеспечения. Из-за низкой пропускной способности Интернета и плохой технической оснащенности проблемы с дистанционным обучением появляются не только в образовательном учреждении, но и у обучающихся. Не все имеют достаточно мощные

Педагогические исследования

устройства, чтобы заниматься, а в учебных заведениях часто нет или слишком мало нужной техники [1].

Второй важной проблемой является пробел в законодательстве. На сегодняшний день граждане могут пользоваться услугами образовательных организаций удаленно, проходить курсы, однако получить диплом они не смогут. Также со стороны закона отсутствуют меры контроля образовательных интернет-ресурсов. Это значит, что пользователь может попасть на курс, где будут передавать ложные знания лица, не имеющие педагогического или иного профильного образования. Иначе говоря, можно заплатить мошенникам и не получить ничего взамен или получить не то, что ожидалось [3].

Образование постепенно развивает цифровую форму. За последние 10 лет цифровые технологии прочно внедрились в процесс и даже на законодательном уровне получили статус инструмента, который может использовать образовательный процесс. Электронными инструментами выступают смартфоны, компьютеры, онлайн-курсы, базы, интернет-словари и сервисы. Электронные системы также развиваются и предлагают пользователям большое разнообразие. Появляются системы электронного обучения, онлайн-курсы, возможности автономного цифрового обучения. Наблюдается активная динамика развития цифрового образования.

Можно выделить 4 этапа:

- Развитие компьютерных технологий, используемых в процессе образования. Например, разработчики предлагают упражнения, которые помогают развивать профессиональные навыки. Они часто применяются в производственных мощностях, выражены в автоматизированных системах.

- Распространение компьютерных технологий, создание специальных программ для обручения. Информационные технологии активно внедряются в процесс обучения. Применяются разнообразные электронные инструменты: аудио- и видеозаписи, интернет, спутниковое и телевизионное вещание, онлайн-курсы, дидактические компьютерные игры, дистанционное обучение, интернет-чаты, специальные приложения, онлайн-образовательные платформы и даже социальные сети.

- Применение электронных средств в об-

разовательном процессе дает возможность изучать положительную и отрицательную динамику последствий их применения. Получая полные данные, можно свести к минимуму негативные факторы и вызванные ими последствия. Оцифровка учебной деятельности помогает не только собрать и изучить данные быстро, но и сохранить их.

- Распространение идеи индивидуального обучения, способного ориентироваться на конкретную личность.

Использование цифровых технологий в широких массах дает следующие позитивные результаты:

- Возможность проводить единовременное обучение всех сотрудников крупной компании, даже если ее филиалы находятся в разных городах.

- Люди, не способные физически участвовать в образовательном процессе, например инвалиды или живущие в глубинке, смогут получить доступ к обучению.

- Учебный процесс становится менее трудоемким, при этом навыки и возможности об -учающихся повышаются [5; 9].

- Возможность в несколько раз увеличить число учащихся, оптимизировать работу преподавателей, отказаться от организации учебного процесса на местах.

Информационный поток принимает новые формы, становится более разнообразным, позволяет использовать аудио-, фото- и видеоматериал. При помощи специальных компьютерных систем можно быстро проводить анализ успеваемости, качество получения знаний студентами. За счет использования обработки результатов статистики можно отслеживать прогресс обучения абитуриентов на всех этапах.

Цифровизация обучения имеет большое количество проблем, решение которых требует грамотного подхода и своевременности. К ним относятся следующие риски:

- Повышение учебной нагрузки на обучающихся и рабочей на педагогов. Это происходит из-за единовременного использования большого количества техники и инструментов, предназначенных для решения поставленной задачи.

- Образовательный контент может терять качество, это касается в том числе создания новых программ.

- Сложность защиты авторских прав и пер -

сональных данных, повышенные требования к соблюдению законодательства в этой сфере.

- Снижение уровня социальных навыков у обучающихся, трудности с групповым взаимодействием между студентами.

- Сложно писать и воспринимать большие по объему тексты, запоминание информации в таких объемах также требует больших усилий.

- Отсутствие возможности обеспечить всех обучающихся качественной техникой, способной выполнять поставленные перед ней задачи.

- Отсутствие стабильной работы Интернета. Сеть может пропадать, плохо работать в отдельных населенных пунктах или даже районах.

- Зависимость от технических средств.

Недостатки могут прогрессировать, поэтому следует принять ряд мер, которые помогут обойти их риски до минимально возможных. Для этого потребуется решение следующих задач:

- Четко выделить роль функции учебного процесса как для преподавателей, так и для учащихся. Учебные заведения должны подготовить специальные методические материалы.

- Должны создаваться курсы, позволяющие повышать профессиональные навыки педагогов, кроме этого, преподаватели должны принимать участие в разработке электронных курсов для образовательного процесса. Должны учитываться персональные запросы учащихся и их возможности в сфере получения новых знаний и навыков.

- Необходимо разработать систему, при которой можно будет проводить исследования данных регулярно, анализировать качество учебного процесса, а также собирать данные о том, как техника влияет на здоровье и самочувствие учащихся.

- Необходимо обеспечение надежной защиты персональных данных. Кроме этого, правовая сфера нуждается в реформации и усовершенствовании с учетом возможностей цифровой среды в отрасли дистанционного образования.

- Условия для цифрового правосознания должны быть улучшены [2; 6].

При развитии цифрового образовательного процесса неизбежно появление и рисков,

чем выше запросы и технический прогресс, тем выше будут и опасности. Именно поэтому необходимо разработать четкие алгоритмы, за счет которых можно будет свести негативные последствия к минимуму или вовсе исключить их появление. Для развития и совершенствования цифрового образования необходимо осуществлять всесторонний подход, который позволит учесть риски и увеличить перспективы дальнейшего развития данного направления.

Цифровое образование - это новый важный этап развития учебного процесса. Глобальный подход поможет развивать это направление, так как оно имеет большие перспективы и делает образование более доступным для широких масс вне зависимости от географического положения, социального статуса и возраста. Однако нельзя забывать о существующих рисках, борьба с которыми должна выйти на первый план. Для этого свой вклад должны внести не только сами учебные заведения и разработчики отдельных программ, но и сами учащиеся, их родители, законодатель. Тогда реализация цифрового образования станет более качественной.

Еще одна актуальная проблема - это циф -ровая грамотность преподавателей. Большое количество пожилых преподавателей плохо ориентируются в современных технологиях, им трудно пользоваться гаджетами, проводить дистанционное обучение, применяя компьютерную технику. Для реализации цифрового обучения требуется обучить таких педагогов, повысить их компьютерную грамотность [8].

Несмотря на все трудности, полномерное использование цифрового варианта образования является острой необходимостью. Конечно, оно не сможет полностью заменить традиционные способы обучения, однако должно быть представлено в полном, хорошо развитом виде для тех обучающихся, которые захотят им воспользоваться.

Из сказанного выше можно сделать следующий вывод: цифровизация образования -процесс неизбежный. Это ценный и важный инструмент для развития современного общества и образовательной сферы в целом. Цифровые технологии позволяют большему числу людей осваивать материал, включая и тех, кому традиционный процесс обуче-

Педагогические исследования

ния недоступен по физическим причинам. При достаточной компьютерной грамотности преподавателей и обучающихся, качественной подготовке программного обеспечения и обеспечения вузов и обучающихся подходя-

щими техническими средствами, снижении возможных рисков можно добиться положительных результатов. Комплексный подход поможет сделать сферу образования более эффективной и доступной [4; 7].

Список литературы _

1. Акимова Н. А., Иволгина Н. В. Цифровая экономика и цифровизация образования // Modern Economy Success. 2020. № 3. С. 110-118.

2. Гуйдалаев М. Г, Швецов В. Н., Бережной Н. А. Использование сквозных цифровых технологий и инструментов в образовании // Педагогический вестник. 2022. № 22. С. 36-38.

3. Жамборов А. А., Шафиева Э. Т., Кокурхаева Р. М. Б. Роль цифровых технологий в формировании информационного общества // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 17-21.

4. Кокурхаева Р. М. Б., Жамборов А. А., Хитиева А. Ж. Эффективность применения информационных технологий при подготовке и отборе кандидатов на службу // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 8. № 6. С. 751-755.

5. Кокурхаева Р. М. Б., Жамборов А. А. Роль информационных технологий в организации образовательного процесса // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 29-32.

6. Малацион С. Ф., Куценко С. М. Цифровизация образования: ожидания и риски // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13. № 2-3. С. 34-38.

7. Немеш А. И. Цифровизация образовательной системы в России // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами : сборник научных статей по результатам IV Международной научно-практи -ческой конференции. 2019. С. 237-241.

8. Рузметова С. Т., Абдуллаева Ш. А. Использование цифровых технологий в образовании // Проблемы современной науки и образования. 2021. № 3 (160). С. 33-35.

9. Шафиева Э. Т., Хамурзов А. Т., Кокурхаева Р. М. Б. Цифровые платформы как инструмент трансформации экономики // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 2. № 9. С. 107-111.

10. Шевченко М. И. Использование современных цифровых технологий в образовании и науке // Педагогика и современное образование : материалы всероссийской научно-практической конференции аспирантов, соискателей, докторантов, научных руководителей, молодых ученых, специализирующихся в области образования. Сер. «Библиотека аспиранта». СПб., 2022. С. 195-198.

References _

1. Akimova N. A., Ivolgina N. V. Digital economy and digitalization of education. Modern Economy Success. 2020. No. 3. Pp. 110-118.

2. Guidalaev M. G., Shvetsov V. N., Berezhnoy N. A. The use of end-to-end digital technologies and tools in education. Pedagogical Bulletin. 2022. No. 22. Pp. 36-38.

3. Zhamborov A. A., Shafieva E. T., Kokurkhaeva R. M. B. The role of digital technologies in the formation of the information society. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 9. Pp. 17-21.

4. Kokurkhaeva R. M. B., Zhamborov A. A., Khitieva A. J. The effectiveness of the use of information technologies in the preparation and selection of candidates for service. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 8. No. 6. Pp. 751-755.

5. Kokurkhaeva R. M. B., Zhamborov A. A. The role of information technologies in the organization of the educational process. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 9. Pp. 29-32.

6. Malatsion S. F., Kutsenko S. M. Digitalization of education: expectations and risks. Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Vol. 13. No. 2-3. Pp. 34-38.

7. Nemesh A. I. Digitalization of the educational system in Russia. Modern studies of human resources management problems: a collection of scientific articles based on the results of the IV International Scientific and Practical Conference. 2019. Pp. 237-241.

8. Ruzmetova S. T., Abdullayeva S. A. The use of digital technologies in education. Problems of modern science and education. 2021. No. 3 (160). Pp. 33-35.

9. Shafieva E. T., Khamurzov A. T., Kokurkhaeva R. M. B. Digital platforms as an instrument of economic transformation. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 2. No. 9. Pp. 107-111.

10. Shevchenko M. I. The use of modern digital technologies in education and science. Pedagogy and modern education: materials of the All-Russian scientific and practical conference of graduate students, applicants, doctoral students, scientific supervisors, young scientists specializing in education. Ser. «Library of a graduate student». St. Petersburg., 2022. Pp. 195-198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.