Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ПРОГРАММА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокурхаева Радимхан Магомет-Башировна, Жамборов Анзор Анатольевич, Газдиева Елизавета Хасбулатовна

В статье анализируются особенности цифровизации российской образовательной системы. Отмечается необходимость цифровизации системы образования. Цифровой переход является многогранным сложным процессом. Каждый участник образовательного процесса так или иначе взаимодействует с глобальной сетью, современными цифровыми технологиями. Многие российские университеты не имеют соответствующих программ для обучения онлайн, поэтому заимствуют их у зарубежных компаний, что приводит к работе образования по стандартам других стран и несет не только определенные риски, но и сложности для студентов в будущем при трудоустройстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кокурхаева Радимхан Магомет-Башировна, Жамборов Анзор Анатольевич, Газдиева Елизавета Хасбулатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC SITUATION AS A DETERMINANT OF THE DIGITALIZATION OF THE RUSSIAN EDUCATIONAL SYSTEM

The article analyzes the features of the digitalization of the Russian educational system. The need for digitalization of the education system is noted. The digital transition is a multifaceted and complex process. Each participant in the educational process in one way or another interacts with the global network, modern digital technologies. Many Russian universities do not have the appropriate programs for online learning, so they borrow them from foreign companies, which leads to the work of education according to the standards of other countries and carries not only certain risks, but also difficulties for students in future employment.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_4_53 УДК 330

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ

Кокурхаева Радимхан Магомет-Башировна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры цифровой и отраслевой экономики, Ингушский государственный университет, г. Магас, Россия, е-mail: amv_@mail.ru

Жамборов Анзор Анатольевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия

Газдиева Елизавета Хасбулатовна,

студент 4 курса юридического факультета, Ингушский государственный университет, г. Магас, Россия

В статье анализируются особенности цифровизации российской образовательной системы. Отмечается необходимость цифровизации системы образования. Цифровой переход является многогранным сложным процессом. Каждый участник образовательного процесса так или иначе взаимодействует с глобальной сетью, современными цифровыми технологиями. Многие российские университеты не имеют соответствующих программ для обучения онлайн, поэтому заимствуют их у зарубежных компаний, что приводит к работе образования по стандартам других стран и несет не только определенные риски, но и сложности для студентов в будущем при трудоустройстве.

Ключевые слова: цифровизация; цифровые инструменты; цифровые технологии; цифровая программа; компьютерная грамотность; онлайн-обучение.

UDC 330

THE ECONOMIC SITUATION AS A DETERMINANT OF THE DIGITALIZATION OF THE RUSSIAN EDUCATIONAL SYSTEM

Kokurkhaeva Radimkhan Magomet-Bashirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Digital and Industrial Economics, Ingush State University, Magas, Russia, e-mail: amv_@mail.ru

Zhamborov Anzor Anatolievich,

PhD in Law, Associate Professor of the Fire Training Department, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia

Gazdieva Elizaveta Khasbulatovna,

4th year student of the Faculty of Law, Ingush State University, Magas, Russia

The article analyzes the features of the digitalization of the Russian educational system. The need for digitalization of the education system is noted. The digital transition is a multifaceted and complex process. Each participant in the educational process in one way or another interacts with the global network, modern digital technologies. Many Russian universities do not have the appropriate programs for online learning, so they borrow them from foreign companies, which leads to the work of education according to the standards of other countries and carries not only certain risks, but also difficulties for students in future employment.

Keywords: digitalization; digital tools; digital technologies; digital program; computer literacy; online learning.

Глобализация экономических процессов отражается на каждом отдельном человеке вне зависимости от места его работы, рода занятий или географического местоположения. В таких условиях важно, чтобы процессы в рамках одной страны были синхронизированы. Это важно и для образования, которое постепенно развивает сферу подачи информации онлайн.

Современный мир трудно представить без информационных технологий. Они активно применяются и в сфере образования. Этот вид технологий постоянно развивается, улучшается, получает дополнения и обновление, внедряются новые решения. Ввиду этого пользователям приходится вникать в развитие данной отрасли, развивать свои навыки и изучать инфраструктуру. Цифровой переход является многогранным сложным процессом. Каждый участник образовательного процесса так или иначе взаимодействует с глобальной сетью, современными цифровыми технологиями. Постепенно образуется переходная ступень от традиционных методов, применимых в образовательном процессе, к цифровым технологиям.

Инновационные способы во многом вытесняют работу преподавателей в традиционном понимании. Для учителей трудно организовать правильное управление временем, подобрать информационные материалы. Цифровой подход позволяет быстрее искать данные и экономить время, материалов нужно готовить меньше, систему можно автоматизировать. Однако такой подход не всегда лучший из-за качества связи и большого потока информации, которая не является истинной.

Студентам и преподавателям предлагается большое количество ресурсов, можно управлять процессом обучения за счет специального инструмента, делать это из любой точки земного шара. Это удобно для любых учебных заведений, включая не только вузы, но и школы, библиотеки. Можно использовать современные методики обучения, сильно отличающиеся от традиционных. Однако цифровые методы не всегда снижают затраты на обучение и облегчают работу преподавателей [4; 9; 10].

Цифровое обучение не может вытеснить традиционное полностью, но может его существенно дополнить. Стоит обратить вни-

мание на то, что в обоих случаях преподаватель будет играть важную роль. От него зависят организация и регулирование учебного процесса, контроль, коррекция, а также подача информации. С точки зрения практики необходимо переходить на цифровой метод образования, так как он позволяет решать многие социальные проблемы, делать обучение более доступным для маломобильных граждан, а также для тех учащихся, кто находится физически очень далеко от учебного заведения и не имеет возможности до него добираться. В любом случае роль преподавателя не потеряет своей актуальности.

Для того чтобы цифровое образование было более качественным, для участников процесса важно выделить следующее:

- всех участников неодолимо обеспечить техникой, подходящей для выполнения поставленных задач;

- организация учебного процесса, курсов, создание условий подключения к глобальной сети;

- формирование у обучающихся навыков работы с цифровыми инструментами;

- разработка методических материалов для преподавателей и обучающихся [1-3].

Цифровые технологии вносят определенные изменения в образовательный процесс. Они прежде всего касаются школ, колледжей и высших учебных заведений. Внедрение технологий положительным образом влияет на общественную жизнь, делает образование более доступным для широких масс населения.

Анализируя российскую систему образования, можно выделить ряд ключевых проблем, которые потребуют времени для решения. Так, многие европейские страны имеют электронные кафедры ведущих университетов. Это позволяет им принимать не только обучающихся из любой точки своей страны, но и привлекать иностранных студентов, которым для обучения не требуется переезд. Такие университеты могут выдавать электронные дипломы, которые действуют наравне с физическими носителями.

В России существует только один вуз такого характера - Университет 20.35. Это цифровое учебное заведение, которое в качестве основной цели имеет не обучение студентов и преподавателей, а помощь другим вузам в переходе на цифровое обучение. Для рос-

сийской системы образования особенно актуальны и некоторые другие проблемы:

- Многие преподаватели не готовы вести обучение в электронном формате. Им тяжело пользоваться современными технологиями, особенно это касается пожилых педагогов. У более молодых также может наблюдаться низкий уровень компьютерной грамотности.

- Информационные и цифровые системы развиты слабо.

- Многие студенты не изъявляют желания проходить обучение в онлайн-формате, не имеют для этого подходящих технических средств.

- Плохая оснащенность образовательных организаций техническими средствами [5; 8].

Для решения этих проблем потребуется повысить популярность онлайн-проектов, провести повышение компьютерной грамотности преподавательского состава. Необходимо создать удобные и доступные он-лайн-платформы, которые помогут внедрить цифровые технологии в образовательные процессы любого уровня, наладить общение между разными учебными заведениями.

Для внедрения информационных технологий в образование университеты должны использовать обе формы обучения, применять веб-технологии активнее. Идеальным решением станет создание единой платформы, которая будет включать и онлайн, и традиционные методы обучения. Студенты смогут учиться комфортнее, научатся ориентироваться в цифровом мире, делать запросы и находить на них быстрые ответы.

Для этого образовательные организации должны уделить больше внимания проблемам, которые имеют стратегически важное значение. К ним можно отнести, например, способность студентов самостоятельно формировать и развивать свои интересы, способности, обучаться без участия преподавателя. Во главе методики в любом случае должна стоять непрерывность образовательного процесса. Преподаватели сами должны повышать свою квалификацию, постоянно обучаться, учить студентов самостоятельно добывать дополнительные знания.

При этом стоит помнить о том, что главная цель образования - это выработка у студентов навыков, которые пригодятся им в дальнейшем, а также получение студентами знаний, которые потребуются в той сфере

деятельности, где они будут работать. Получение определенных навыков, которые потребуются на будущей работе, является одним из самых важных направлений в любой учебе. Для этого преподаватель и студент должны тесно взаимодействовать, обмениваться опытом и знаниями в компьютерной сфере [6-8].

Задачей преподавателя является научить обучающегося пользоваться знаниями, творчески подходить к обучению, получать новые данные самостоятельно, поддерживать хорошие инициативы. Творческая активность является одним из основных двигателей образовательного процесса. Перед студентами следует ставить такие задачи, при которых они смогут подойти к их решению творчески, научиться делать выводы и получать знания, получить опыт от работы.

В конце курса студенты должны суметь написать квалификационные работы. Изначально студент должен знать, что на цель, которой он должен достичь, выделено ограниченное время. То же самое касается цифрового образования. Чем лучше образовательную платформу удастся проработать, тем выше результаты можно будет получить.

Следует изучить, какое место в России занимает сектор высшего образования. Есть положительная динамика: например, с 2022 г. величина сектора составила 470 млрд рублей. Эти деньги позволяют создать платформу в цифровом формате, которая не будет уступать традиционной по качеству и эффективности, позволит добиться высокой конкурентоспособности не только внутри страны, но и на международном рынке. Доступные цифровые образовательные платформы России на самом деле принадлежат западным компаниям. Они имеют вектор направленности на разные сферы образования, но не ориентированы на конкретную страну.

Многие российские университеты не имеют соответствующих программ для обучения онлайн, поэтому заимствуют их у зарубежных компаний. Это приводит к работе образования по стандартам других стран, что несет не только определенные риски, но и сложности для студентов в будущем, так как российские компании работают не по западным стандартам, и полученные навыки при обучении по иностранному стандарту не всегда им подходят [7; 10].

Онлайн-курсы обычно готовят для студентов вузов. На них требуется около 20 млн рублей. Такие суммы могут вкладывать только государственные и очень крупные учреждения, в которых учится несколько тысяч человек. Однако спрос на многие курсы низкий из-за недоверия абитуриентов к таким курсам. Многие вузы не могут оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке услуг. Это вызывает ряд вопросов к развитию российской образовательной системы и ее взаимоотношений с зарубежными коллегами. Важно рассматривать этот вопрос с точки зрения выдачи диплома и разработки образовательных программ. Многим инте-

ресны дипломы, которые будут приниматься в разных странах [4; 5; 7].

В большинстве стран онлайн-обучение пользуется популярностью, так как позволяет учиться в вузах без их посещения. Иностран -ные вузы уменьшают объем физического обучения и наращивают цифровую программу. Это хороший способ поступить в любой университет мира, при этом находиться в родной стране у себя дома. Министерство образования Российской Федерации должно серьезно изучить перспективы развития онлайн-образования, разработать методики, которые помогут вывести соответствующий сегмент на международный уровень.

Список литературы_

1. Акимова Н. А., Иволгина Н. В. Цифровая экономика и цифровизация образования // Modern Economy Success. 2020. № 3. С. 110-118.

2. Жамборов А. А., Шафиева Э. Т., Кокурхаева Р. М. Б. Роль цифровых технологий в формировании информационного общества // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 17-21.

3. Киндеева А. А., Зуева А. С. Цифровизация образования в России: проблемы и перспективы // Теория и практика проектного образования. 2021. № 2 (18). С. 60-64.

4. Козловская Г Е., Казенина А. А. Цифровизация образования: модернизация или трансформация // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. 2020. № 1 (33). С. 38-43.

5. Кокурхаева Р. М. Б., Жамборов А. А., Хитиева А. Ж. Эффективность применения информационных технологий при подготовке и отборе кандидатов на службу // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 8. № 6. С. 751-755.

6. Кокурхаева Р. М. Б., Жамборов А. А. Роль информационных технологий в организации образовательного процесса // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 29-32.

7. Малацион С. Ф., Куценко С. М. Цифровизация образования: ожидания и риски // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13. № 2-3. С. 34-38.

8. Немеш А. И. Цифровизация образовательной системы в России // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами. Сборник научных статей по результатам IV Международной научно-практической конференции. 2019. С. 237-241.

9. Терелянский П. В., Кузнецов Н. В., Екимова К. В., Лукьянов С. А. Трансформация образования в цифровую эпоху // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 6. С. 36-43.

10. Шафиева Э. Т., Хамурзов А. Т., Кокурхаева Р. М. Б. Цифровые платформы как инструмент трансформации экономики // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 2. № 9. С. 107-111.

References_

1. Akimova N. A., Ivolgina N. V. Digital economy and digitalization of education. Modern Economy Success. 2020. No. 3. Pp. 110-118.

2. Zhamborov A. A., Shafieva E. T., Kokurkhaeva R. M. B. The role of digital technologies in the formation of information society. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 9. Pp. 17-21.

3. Kindeeva A. A., Zueva A. S. Digitalization of education in Russia: problems and prospects. Theory and practice of project education. 2021. No. 2 (18). Pp. 60-64.

4. Kozlovskaya G. E., Kazenina A. A. Digitalization of education: modernization or transformation. Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Philosophical Sciences. 2020. No. 1 (33). Pp. 38-43.

5. Kokurkhaeva R. M. B., Zhamborov A. A., Khitieva A. J. The effectiveness of the use of information technologies in the preparation and selection of candidates for service. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 8. No. 6. Pp. 751-755.

6. Kokurkhaeva R. M. B., Zhamborov A. A. The role of information technologies in the organization of the educational process. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 9. Pp. 29-32.

7. Malatsion S. F., Kutsenko S. M. Digitalization of education: expectations and risks. Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Vol. 13. No. 2-3. Pp. 34-38.

8. Nemesh A. I. Digitalization of the educational system in Russia. Modern studies of human resources management problems. Collection of scientific articles based on the results of the IV International Scientific and Practical Conference. 2019. Pp. 237-241.

9. Terelyansky P. V., Kuznetsov N. V., Ekimova K. V., Lukyanov S. A. Transformation of education in the digital age. University management: Practice and analysis. 2018. Vol. 22. No. 6. Pp. 36-43.

10. Shafieva E. T., Khamurzov A. T., Kokurkhaeva R. M. B. Digital platforms as an instrument of economic transformation. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 2. No. 9. Pp. 107-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.