Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яицкая Елена Александровна, Тарчоков Беслан Алексеевич

В статье анализируются информационные технологии как перспективный инструмент, использование которого в государственном управлении направлено на повышение активности граждан в процессе управления и принятия решений различными органами государства. Рассматриваются такие технологии, как электронное правительство и электронная демократия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яицкая Елена Александровна, Тарчоков Беслан Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF INFRASTRUCTURE SUPPORT FOR THE PROCESS OF DIGITALIZATION OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

The article analyzes information technology as a promising tool, the use of which in public administration is aimed at increasing the activity of citizens in the process of management and decision-making by various state bodies. Technologies such as e-government and e-democracy are considered.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_3_268 УДК 33:004

Яицкая Елена Александровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры товароведения, туризма и права, депутат Совета местного самоуправления городского округа Нальчик, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_1978@mail.ru

Тарчоков Беслан Алексеевич,

кандидат экономических наук, начальник кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В статье анализируются информационные технологии как перспективный инструмент, использование которого в государственном управлении направлено на повышение активности граждан в процессе управления и принятия решений различными органами государства. Рассматриваются такие технологии, как электронное правительство и электронная демократия.

Ключевые слова: информационные технологии; цифровизация; органы местного самоуправления; электронное правительство; электронная демократия.

UDC 33:004

Yaitskaya Elena Alexandrovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Commodity Science, Tourism and Law, Deputy of the Council of Local Self-Government of the Nalchik City District, Kabardino-Balkarian State Agrarian University, Nalchik, Russia, e-mail: amv_1978@mail.ru

Tarchokov Beslan Alekseevich,

Candidate of Economic Sciences, Head of the Department of the Activities of Internal Affairs Bodies in Special Conditions of the North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia

TOPICAL ISSUES OF INFRASTRUCTURE SUPPORT FOR THE PROCESS OF DIGITALIZATION OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

The article analyzes information technology as a promising tool, the use of which in public administration is aimed at increasing the activity of citizens in the process of management and decision-making by various state bodies. Technologies such as e-government and e-democracy are considered.

Keywords: information technologies; digitalization; local governments; e-government; e-democracy.

Масштабные цивилизационные перемены, которые обусловили глобальную трансформацию всех сфер общества, проявились в виде информационно-технологических вызовов, пандемии и иных вирусных масштабных последствий, экономических кризисов, инноваций и инвестиций, глобализационных последствий, полномасштабной цифровиза-ции, усиления государственного вмешательства во все сферы общественной и частной жизни, кризиса классического либерализма, многочисленных конфликтов и вооруженных противоборств, угрозы национальной безопасности, масштабной инфляции и т. п. [7-9]. Данный перечень факторов и обстоятельств дополняется жесткой санкционной политикой Запада и ЕС практически во всех направлениях, областях и сферах, вызванной в первый раз вхождением в состав Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя (2014) и второй раз проведением Специальной военной операции на территории Украины, в результате которой снова дополнился и усилился характер государственного устройства России вхождением в ее состав Луганской и Донецкой народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей (2022). Это обусловило рост политического и межгосударственного напряжения на границах страны и сопредельных с нею государств, вплоть до пограничных конфликтов и вооруженных противостояний.

Развитие общества в разрезе политических, социально-экономических, духовных и иных процессов предполагает повышение статусного положения новых возможностей применения информационных технологий в социально-экономических системах, поддержку различных форм инновационной деятельности и прежде всего научных технологических разработок, повышающих производительность труда. Сюда же следует отнести трансформационные преобразования в публично-правовом регулировании в русле формирования оптимально благоприятной правовой среды, которые позволят в дальнейшем обеспечение широких потребностей повседневной жизни и роста уровня качества жизни общества в целом и каждого человека в нем [2; 4].

Новым перспективам цифровой экономики всеми ведущими международными орга-

низациями дается высокая оценка не только в аспекте предполагаемого экономического роста, но и с точки зрения грядущих масштаб -ных изменений. Сегодня эксперты отмечают, что наиболее радикальной и жизненной необходимостью современного российского общества является процесс конституционной модернизации, а именно выделение в его структуре нового института единой системы публичной власти, одним из звеньев которой выступает местное самоуправление.

Обновление Основного закона - Конституции Российской Федерации (2020) затронуло положение о единстве публичной власти. Конституционная модернизация существенно усилила статус публичной власти, характер ее организации и функционирования, а главное состав субъектов публичной власти стал соответствовать объективным правовым реалиям. Одним из субъектов новой системы единой публичной власти выступает местное самоуправление, представляющее собой организацию власти на местах, в компетенцию которой входит решение вопросов местного значения, а также иных вопросов, делегированных государством.

Обращаясь к носителям публичной власти в качестве субъекта местного самоуправления, следует отметить органы местного самоуправления, которые затронул тренд циф-ровизации [1; 3].

Развитие цифрового общества обусловлено необходимостью повышения эффективности коммуникации человека с обществом и государством. В данном аспекте информационные технологии являют собой перспективный инструмент, использование которого в государственном управлении направлено на повышение активности граждан в процессе управления и принятия решений различными органами государства. Направлениями реализации указанных технологий могут стать электронное правительство и электронная демократия [1; 2; 6].

Электронное правительство представляет собой организацию взаимодействия государственных органов и общества на информационно-коммуникационных платформах. Это необходимо для повышения качества предоставляемых услуг и вовлеченности общества в вопросы государственного управления. Конечной целью такого взаимо-

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 5, том 3, 2022 2 69

действия должно стать совершенствование внутренних бизнес-процессов.

Электронная демократия представляет собой воздействие институтов гражданского общества и отдельных граждан на функционирование политической системы при помощи информационно-коммуникационных технологий. Структурно электронное правительство является элементом электронной демократии, реализация которой имеет широкое поле для дискуссии. В числе наиболее распространенных проблем реализации электронной демократии эксперты отмечают:

- дезинформирование, связанное со сложностью установления личности субъекта и верификации его статуса;

- вторжение в частную жизнь, обусловленное переходом в цифровую среду и возросшими рисками нарушения права неприкосновенности личной жизни и разглашения персональных данных;

- цифровая дискриминация, продиктованная отсутствием возможности равного использования гражданами своих прав из-за разного уровня владения доступа к информации.

Все указанные проблемы должны быть освещены и учтены при постановке задач циф-ровизации. Целями цифровизации работы органов местного самоуправления являются:

- поиск новых форм коммуникации;

- поиск путей повышения качества оказываемых услуг гражданам;

- повышение гражданской активности -политической и общественной;

- укрепление горизонтальной связи между гражданами, органами власти и другими субъектами общественно-политической деятельности, а также и обеспечение прозрачности этой связи;

- устранение административных барьеров и снижение коррупционной составляющей;

- укрепление институтов и процедур публичной самоорганизации граждан;

- пропаганда законного использования информационно-коммуникационных технологий гражданами в политическом процессе [2; 6].

В числе перспективных рекомендаций по реализации электронной демократии, предложенных экспертами, считаем целесообразным выделить:

- электронные опросы, применение которых направлено на оценку настроения населения административно-территориальной единицы в целях принятия наиболее эффективных управленческих решений. Для электронных опросов можно использовать официальные интернет-сайты местных исполнительных и распорядительных органов и (или) мессенджеры;

- электронные консультации, в том числе общественные обсуждения, проводимые по наиболее важным вопросам деятельности органов местного самоуправления и самоуправления. К актуальной тематике обсуждения можно отнести: территориальные планы развития районов и городов районного подчинения; меры социальной поддержки незащищенных слоев населения (детей, молодежи, многодетных семей, ветеранов, инвалидов, пожилых людей и т.п.); инвестиционные программы; программы социально-экономического развития соответствующей территории; местный бюджет и отчет о его исполнении; местные налоги и сборы; управление муниципальной собственностью; вопросы размещения объектов строительства на соответствующей территории; развитие жилищного фонда; обеспечение граждан услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; вопросы строительства, реконструкции, ремонта и содержания местных автомобильных дорог и т. п.

- электронные выборы, проведение которых на сегодняшний день апробировано в ряде субъектов Российской Федерации посредством использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»;

- электронные референдумы, которые можно организовать на официальном интернет-сайте местного органа. Форму реализации электронного голосования или выражения общественного мнения можно организовать по двум направлениям - местное собрание и местный референдум;

- электронные инициативы, подача которых осуществляется на официальном интернет-сайте местного органа. Однако целесообразно связать ее проверку с электронными опросами и (или) консультациями;

- электронное законодательство, наиболее значимый элемент электронной демо-

кратии, поскольку оно связано с реализацией возможности публичного ознакомления с решениями органов местного самоуправления в целях повышения гражданской активности в политических и экономических вопросах на соответствующей административно-территориальной единице. Это позволит наметить пути планомерного развития региона.

Отдельно отметим, что развитие системы электронных государственных услуг является важным компонентом процесса цифрови-зации и его эффективность на определенной территории отображается возможностью и доступностью использования гражданами административно-территориальной единицы. Для этого рекомендуется предоставить им гиперссылку или QR-код на сайтах данных органов для реализации гражданам указанных услуг [1; 3; 5].

В заключение обобщим, что процесс цифровизации призван для оказания положительного эффекта в использовании цифровых технологий в сфере работы органов местного самоуправления. Цифровизация административно-территориальных единиц и органов местного самоуправления имеет стратегическое значение как для государственной политики, так и для экономики страны, поскольку таким образом реализуется право граждан на участие в управлении государством. Основные усилия государства необходимо направить на создание устойчивой инфраструктуры и качественных каналов связи, а также реализацию проектов по формированию качественного пула удаленных услуг.

Список литературы

1. Абазов А. Б., Яицкая Е. А., Пожималин В. Н. Влияние процесса цифровизации на местное самоуправление в Российской Федерации (на примере городского округа Нальчик) // Индустриальная экономика. 2022. Т. 6. № 3. С. 485-488.

2. Балакина В. Г Электронная демократия: проблемы и перспективы развития // Актуальные проблемы юриспруденции : сборник статей по материалам LV международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2022. С. 31-35.

3. Берендеева А. Б., Елизарова А. А. Цифровизация управления: региональный и муниципальный уровни // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2022. № 3 (71). С. 6-17.

4. Ергин С. М., Копаенко И. В. Проблемы и перспективы информационного обеспечения инфраструктуры предпринимательской деятельности в условиях цифровизации // Креативная экономика. 2022. Т. 16. № 1. С. 77-92

5. Жамборов А. А., Шафиева Э. Т., Кокурхаева Р. М. Б. Роль цифровых технологий в формировании информационного общества // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 1. № 9. С. 17-21.

6. Хуторная Ю. В. Электронное правительство и электронная демократия: проблемы соотношения // Молодой ученый. 2022. № 1 (396). С. 205-207.

7. Шафиева Э. Т., Хачидогов Р. А. Основные этапы цифровой трансформации современной национальной экономики // Журнал прикладных исследований.

2021. № 5-2. С. 142-146.

8. Шафиева Э. Т., Гедугошев Р. Р. Сущность, содержание и роль цифровой трансформации в развитии социально-экономических систем // Индустриальная экономика. 2021. № 4-2. С. 165-169.

9. Шафиева Э. Т., Хамурзов А. Т., Кокурхаева Р. М. Б. Цифровые платформы как инструмент трансформации экономики // Журнал прикладных исследований.

2022. Т. 2. № 9. С. 107-111.

References

1. Abazov A. B., Yaitskaya E. A., Pozhimalin V. N. The impact of the digitalization process on local self-government in the Russian Federation (on the example of the Nalchik city district). Industrial Economy. 2022. Vol. 6. No. 3. Pp. 485-488.

2. Balakina V. G. Electronic democracy: problems and prospects of development. Actual problems of jurisprudence : a collection of articles based on the materials of the LV International scientific and practical conference. Novosibirsk, 2022. Pp. 31-35.

3. Berendeeva A. B., Elizarova A. A. Digitalization of management: regional and municipal levels. Modern hightech technologies. Regional application. 2022. No. 3 (71). Pp. 6-17.

4. Yergin S. M., Kopaenko I. V. Problems and prospects of information support for the infrastructure of entrepreneurial activity in the conditions of digitalization. Creative Economy. 2022. Vol. 16. No. 1. Pp. 77-92

5. Zhamborov A. A., Shafieva E. T., Kokurkhaeva R. M. B. The role of digital technologies in the formation of the information society. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 1. No. 9. Pp. 17-21.

6. Khutornaya Yu. V. Electronic government and electronic democracy: problems of correlation. Young scientist. 2022. No. 1 (396). Pp. 205-207.

7. Shafieva E. T., Khachidogov R. A. The main stages of digital transformation of the modern national economy. Journal of Applied Research. 2021. No. 5-2. Pp. 142-146.

8. Shafieva E. T., Gedugoshev R. R. The essence, content and role of digital transformation in the development of socio-economic systems. Industrial Economy. 2021. No. 4-2. Pp. 165-169.

9. Shafieva E. T., Khamurzov A. T., Kokurkhaeva R. M. B. Digital platforms as an instrument of economic transformation. Journal of Applied Research. 2022. Vol. 2. No. 9. Pp. 107-111.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 5, том 3, 2022 271

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.