Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ВЛАСТИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА'

РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ВЛАСТИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / ЦИФРОВАЯ ОТКРЫТОСТЬ / ДИАЛОГ МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И НАСЕЛЕНИЕМ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абазов Андемиркан Борисович, Яицкая Елена Александровна

В статье анализируется роль информационной открытости власти в преодолении цифрового неравенства. Актуальность исследования обусловливается ростом цифрового неравенства - проблемы, решение которой лежит в плоскости практического измерения, где важные позиции принадлежат активированию онлайн-взаимодействия между властью и населением на основе потенциала цифровых технологий, усилению общественного диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абазов Андемиркан Борисович, Яицкая Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF INFORMATION OPENNESS OF POWER IN OVERCOMING THE DIGITAL DIVIDE

The article analyzes the role of information openness of the authorities in overcoming the digital divide. The relevance of the study is determined by the growth of the digital divide - a problem whose solution lies in the practical dimension, where important positions belong to the activation of online interaction between the authorities and the population based on the potential of digital technologies to promote public dialogue.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ВЛАСТИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_1_75 УДК 33:004

РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ВЛАСТИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА

Абазов Андемиркан Борисович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Краснодарский университет МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_1978@mail.ru

Яицкая Елена Александровна,

депутат Совета местного самоуправления городского округа Нальчик, кандидат экономических наук, доцент кафедры товароведения, туризма и права, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет, г. Нальчик, Россия

В статье анализируется роль информационной открытости власти в преодолении цифрового неравенства. Актуальность исследования обусловливается ростом цифрового неравенства - проблемы, решение которой лежит в плоскости практического измерения, где важные позиции принадлежат активированию онлайн-взаимодействия между властью и населением на основе потенциала цифровых технологий, усилению общественного диалога.

Ключевые слова: цифровое неравенство; цифровая открытость; диалог между властью и населением; цифровизация.

UDC 33:004

THE ROLE AND PLACE OF INFORMATION OPENNESS OF POWER IN OVERCOMING THE DIGITAL DIVIDE

Abazov Andemirkan Borisovich,

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Internal Affairs in Special Conditions, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch), the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_1978@mail.ru

Yaitskaya Elena Alexandrovna,

Member of the Council of Local Self-Government of the Nalchik City District, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Commodity Science, Tourism and Law, Kabardino-Balkarian State Agrarian University, Nalchik, Russia

The article analyzes the role of information openness of the authorities in overcoming the digital divide. The relevance of the study is determined by the growth of the digital divide - a problem whose solution lies in the practical dimension, where important positions belong to the activation of online interaction between the authorities and the population based on the potential of digital technologies to promote public dialogue.

Keywords: digital divide; digital openness; dialogue between the authorities and the population; digitalization.

Стремительная цифровая трансформация, затронувшая практически все сферы человеческой жизнедеятельности, обусловила как перспективы общественного развития, так и социальные противоречия, складывающиеся под воздействием процесса цифровизации. В частности, одной из ключевых проблем исследователи называют произошедший цифровой разрыв (неравенство). Так, общество столкнулось с неравенством не только доступа пользователей к компьютерам и другим цифровым устройствам, технологической инфраструктуре, но и неравными условиями реализации прав людей в обществе. Недостаточный уровень доступа к цифровой среде приводит к сокращению возможностей гражданского участия, профессионального развития, снижению качества жизни.

Таким образом, проблема цифрового неравенства сегодня детерминирована в плоскость социально-политической жизни, решением которой на протяжении последних десятилетий озадачены политические руководства разных стран мира и международные организации. Ими разрабатываются политические программы и законодательная база, которая будет способствовать выходу из цифрового неравенства, затрачивая значительные ресурсы в деле поиска инструментов борьбы с данной проблемой.

В Российской Федерации в настоящее время действует определенное количество документов, подкрепляющих задачи цифрового развития на государственном уровне. В 2017 г. принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг., которая призвана реализовать потенциал цифровой информационной революции в российском обществе и противостоять угрозам, вызванным цифро-визацией [3]. Также проблема преодоления цифрового неравенства отображается в федеральном законе «О связи» [1], где прописано создание точек доступа к Интернету на скорости не менее 10 Мбит/сек.

Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г. подтверждает поставленную Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. задачу повышения грамотности населе-

ния в области информационных технологий [3; 5]. В обеих стратегиях ключевые позиции занимает возможность создания равных условий использования цифровых информационных технологий гражданами страны. Власти должны обеспечить реализацию права россиян на доступ к информации, создаваемой и хранящейся в новой цифровой среде.

Изложенное подтверждает, что решение проблемы цифрового неравенства лежит в плоскости практического измерения, где важные позиции принадлежат активированию онлайн-взаимодействия между властью и населением на основе потенциала цифровых технологий с целью поиска решения самых сложных проблем. В этой связи задача обеспечения цифровой информационной открытости приобретает все большее значение, хотя поставлена она была перед органами власти еще в 2003 г., когда принятием постановления Правительства Российской Федерации «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» на органы власти возлагалась обязанность по созданию интернет-ресурсов, содержащих информацию об осуществляемой ими деятельности [1; 4].

Еще один закон, принятый в 2009 г., «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» обязал органы государственной власти обеспечить открытость своей деятельности и объективное информирование граждан посредством активного использования цифровых информационных технологий [2].

В настоящее время Интернет проложил себе путь во все сферы человеческой жизнедеятельности и к сегодняшнему дню порядка 100 млн россиян имею доступ к контенту и сервисам глобального информационного пространства. При этом время медиапотре-бления приблизилось к 9-10 часам в сутки. Но в то же время остается нерешенной проблема цифрового неравенства и не установлен универсальный механизм, обеспечивающий доступ к социальным медиа, а также остается несформированной повсеместная цифровая информационная открытость власти [7; 8].

Российская Федерация со свойственной ей территориальной протяженностью, климатическим и этническим разнообразием, а также экономической и технологической неоднородностью, столкнувшись с проблемой цифрового неравенства в условиях быстрого развития Интернета, детерминировала шаги по их преодолению на глобальном и национальном уровнях, поскольку данная задача носит многоуровневый характер во всех странах и требует к себе внимания законодателей, органов власти, а также академического сообщества [6; 7].

Осмысление цифрового неравенства прошло несколько этапов. Так, на начальном этапе оно было связано с доступом людей к компьютерам и информационно-коммуникационной инфраструктуре, которые детерминированы экономическими возможностями государства и пользователя. И здесь внимание было акцентировано на навыках использования технологий, на умениях людей пользоваться возможностями цифровых технологий, программным обеспечением, на формировании мотивации находить нужную информацию и установление связи этих явлений с обширными социально-демографическими показателями.

На следующем этапе фокус был сделан на повышение цифровой медиаграмотности, которая станет ключевым элементом преодоления проблемы. Применение данного механизма означает объединение усилий заинтересованных лиц, в том числе политиков, законодателей, органов государственной власти, образовательной среды, медиа и др.

На сегодняшний день особое внимание уделено теории трех уровней цифрового неравенства, аспекты которой состоят в детерминации уровней доступа к технологиям - первый уровень, практики их применения - второй уровень, социальных и индивидуальных эффектов от использования Интернета и информационно-коммуникационных технологий для пользователей - третий уровень. Взаимосвязь уровней, по сути, является единым комплексом проблем.

Специалисты, исследовавшие проблему цифрового неравенства, ставят вопрос о социальных возможностях человека, его включенности или исключенности из современного цифрового пространства, где все больше аккумулируются социальные, профессио-

нальные и индивидуальные индикаторы человека. А понятия «цифровая включенность» и «цифровая вовлеченность» становятся альтернативами цифрового неравенства и детерминантами достижения максимальных возможностей реализации индивида в условиях цифровизации. Одной из таких составляющих выступает цифровая информационная открытость власти.

Цифровая трансформация общественной жизни вывела на первый план цифровизацию открытого диалога власти и граждан, чтобы решить проблему отдаленности власти от людей, что на практике характеризует политическую коммуникацию России. Поэтому на цифровизацию возложено обеспечить взаимодействие власти и людей на двусторонней основе, где, с одной стороны, происходит информирование органов исполнительной власти о политической, экономической, экологической и других аспектах жизни субъекта, а с другой - включение граждан в процесс принятия решений по вопросам функционирования и развития субъекта и муниципалитетов [7; 8].

В качестве главной составляющей, на которую нацелена цифровая открытость, выступает противодействие коррупции при реализации региональных и муниципальных программ различного целевого назначения. Путем анализа цифровой грамотности и вовлеченности населения можно обеспечить достижение третьего уровня цифрового неравенства в различных регионах Российской Федерации.

Относительно цифровой открытости следует отметить, что ее достижению способствует не только цифровизация, но и включение в данный процесс разнообразных форматов коммуникации, нацеленных на поддержание диалога «население - власть». В их числе можно назвать горячие и информационно-справочные телефонные линии, онлайн- и офлайн-встречи с населением, письменные запросы и обращения граждан в органы государственного управления, в органы местного самоуправления и муниципальные органы.

Таким образом, под информационной открытостью следует понимать возможность получения сведений о деятельности органов государственной власти посредством гарантированного доступа к информацион-

ным ресурсам (документам, аудио- и визуальным носителям), на которых фиксируются общественно значимые вопросы и их решение. И хотя законодательного закрепления данный термин не имеет, тем не менее в Законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» он присутствует в оговорке ответственности за несоблюдение принципов открытости [2].

В заключение отметим, что цифровая информационная активность органов власти являет собой инструмент преодоления второго и третьего уровней цифрового неравен-

Список литературы_

ства, для которой характерны следующие индикаторы:

- доступность информации о деятельности органов государственной власти субъектов на онлайн-порталах;

- доступность участия граждан в общественных обсуждениях по вопросам развития территорий, деятельности региональных и муниципальных органов власти, а также ее результатов на специализированных он-лайн-порталах;

- доступность участия в двусторонней коммуникации с властью путем коммуникации функциональных страниц высших должностных лиц субъектов в социальных сетях.

1. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_43224/ (дата обращения: 05.09.2022).

2. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_84602/ (дата обращения: 06.09.2022).

3. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обраще -ния: 08.09.2022).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». URL: https://base.garant.ru/196682/ (дата обращения: 09.09.2022).

5. Распоряжение от 01.11.2013 № 2036-р «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года». URL: http://government.ru/docs/8024/ (дата обращения: 09.09.2022).

6. Абазов А. Б., Яицкая Е. А., Пожималин В. Н. Влияние процесса цифровизации на местное самоуправление в Российской Федерации (на примере городского округа Нальчик) // Индустриальная экономика. 2022. Т. 6. № 3. С. 485-488.

7. Вартанова Е. Л., Вихрова О. Ю. Цифровая информационная открытость власти как инструмент преодоления цифрового неравенства в России // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 4. С. 575-594.

8. Гребенникова А. А., Масляков В. В., Салтыкова О. П. Цифровое неравенство в России: последствия и способы преодоления // Индустриальная экономика. 2022. Т. 8. № 3. С. 684-690.

References _

1. Federal Law «On Communications» dated 07.07.2003 No. 126-FZ. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_43224 / (date of application: 05.09.2022).

2. Federal Law «On Ensuring access to information on the activities of State bodies and local Self-Government Bodies» dated 09.02.2009 No. 8-FZ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602 / (date of request: 06.09.2022).

3. Decree of the President of the Russian Federation No. 203 dated 09.05.2017 «On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (date of appeal: 08.09.2022).

4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 953 dated 24.11.2009 «On ensuring access to information on the activities of the Government of the Russian Federation and Federal executive authorities». URL: https://base. garant.ru/196682 / (accessed: 09.09.2022).

5. Order No. 2036-r dated 01.11.2013 «Strategy for the development of the information technology industry in the Russian Federation for 2014-2020 and for the future until 2025». URL: http://government.ru/docs/8024 / (accessed: 09.09.2022).

6. Abazov A. B., Yaitskaya E. A., Pozhimalin V. N. The impact of the digitalization process on local self-government in the Russian Federation (on the example of the Nalchik city district). Industrial Economy. 2022. Vol. 6. No. 3. pp. 485-488.

7. Vartanova E. L., Vikhrova O. Yu. Digital information openness of the government as a tool for overcoming digital inequality in Russia. Questions of theory and practice of journalism. 2020. Vol. 9. No. 4. pp. 575-594.

8. Grebennikova A. A., Maslyakov V. V., Saltykova O. P. Digital inequality in Russia: consequences and ways of overcoming. Industrial Economy. 2022. Vol. 8. No. 3. pp. 684-690.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.