Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО В РОССИИ: ПОСЛЕДСТВИЯ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ'

ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО В РОССИИ: ПОСЛЕДСТВИЯ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
528
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФ-РОВИЗАЦИЯ / СУПЕРСЕРВИСЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гребенникова Анна Александровна, Масляков Владимир Владимирович, Салтыкова Ольга Петровна

В статье анализируются проблемы формирования цифровой экономики в Российской Федерации, в частности цифровое неравенство, которое рассматривается как многокомпонентное явление: техническое, экономическое, социальное, историческое, психологическое, геополитическое и правовое. Приводятся примеры наиболее популярных цифровых технологий, характеризуются проявления цифрового неравенства и основные причины его возникновения (имущественные, возрастные, образовательные, гендерные, территориальные, культурные), выявляются возможные негативные последствия, а также пути преодоления данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL DIVIDE IN RUSSIA: CONSEQUENCES AND WAYS TO OVERCOME

The article analyzes the problems of the formation of the digital economy in the Russian Federation, in particular the digital divide, which is considered as a multicomponent phenomenon: technical, economic, social, historical, psychological, geopolitical and legal. Examples of the most popular digital technologies are given, manifestations of digital inequality and the main reasons for its occurrence (property, age, educational, gender, territorial, cultural) are characterized, possible negative consequences are identified, and ways to overcome this phenomenon are determined.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО В РОССИИ: ПОСЛЕДСТВИЯ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_3_8_684 УДК 33:004

Гребенникова Анна Александровна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС, г. Саратов, Россия, e-mail: 22.ggu@rambler.ru

Масляков Владимир Владимирович,

доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, Министерство здравоохранения Российской Федерации, г. Саратов, Россия, e -mail:maslyakov@inbox. ru

Салтыкова Ольга Петровна,

кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС, г. Саратов, Россия, e-mail: saltykovaolga1@mail.ru

ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО В РОССИИ: ПОСЛЕДСТВИЯ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

В статье анализируются проблемы формирования цифровой экономики в Российской Федерации, в частности цифровое неравенство, которое рассматривается как многокомпонентное явление: техническое, экономическое, социальное, историческое, психологическое, геополитическое и правовое. Приводятся примеры наиболее популярных цифровых технологий, характеризуются проявления цифрового неравенства и основные причины его возникновения (имущественные, возрастные, образовательные, гендерные, территориальные, культурные), выявляются возможные негативные последствия, а также пути преодоления данного явления.

Ключевые слова: цифровое неравенство; цифровая экономика; цифровые технологии; циф-ровизация; суперсервисы.

UDC 33:004

Grebennikova Anna Alexandrovna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Povolzhsky Institute of Management. Named after P. A. Stolypin - branch of the RANEPA, Saratov, Russia, e-mail: 22.ggu@rambler.ru

Maslyakov Vladimir Vladimirovich,

Doctor of Medical Sciences, Professor, Professor of the Department of Mobilization Training in Public Health and Disaster Medicine, Ministry of Health of the Russian Federation, Saratov, Russia, e-mail: maslyakov@inbox.ru

Saltykova Olga Petrovna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Povolzhsky Institute of Management. Named after P.A. Stolypin - branch of the RANEPA, Saratov, Russia, e-mail: saltykovaolga1@mail.ru

DIGITAL DIVIDE IN RUSSIA: CONSEQUENCES AND WAYS TO OVERCOME

The article analyzes the problems of the formation of the digital economy in the Russian Federation, in particular the digital divide, which is considered as a multicomponent phenomenon: technical, economic, social, historical, psychological, geopolitical and legal. Examples of the most popular digital technologies are given, manifestations of digital inequality and the main reasons for its occurrence (property, age, educational, gender, territorial, cultural) are characterized, possible negative consequences are identified, and ways to overcome this phenomenon are determined.

Keywords: digital divide; digital economy; digital technologies; digitalization; superservices.

В России с 2014 г. Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в сотрудничестве с «Ростелекомом» и «ЭР-Телекомом» реализуется проект «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика» [1]. Основной задачей данного проекта является создание конкурентоспособной, устойчивой и безопасной инфраструктуры высокоскоростной передачи данных, доступной для всех граждан, бизнеса и органов власти. Реализация мероприятий проекта не только обеспечит полномасштабное подключение к сети «Интернет» ключевых социально значимых объектов инфраструктуры, но и позволит населению пользоваться качественными современными цифровыми услугами даже в самых удаленных уголках страны. Так, одним из приоритетных направлений в рамках федерального проекта является создание инфраструктуры для подключения к сети «Интернет» социально значимых организаций на всей территории Российской Федерации, а также эффективного и безопасного использования ими онлайн-сервисов. В рамках проекта проводится активная работа по подключению государственных (муниципальных) образовательных организаций, центральных избирательных комиссий к Единой сети передачи данных (ЕСПД) в целях обеспечения не толь -ко защищенного доступа к государственным и муниципальным информационным системам, но и обеспечения безопасного интернет-пространства [2].

Цифровизация экономических отношений предполагает создание новых моделей предпринимательства и цифровых объектов экономических отношений, модернизацию компаний традиционного типа, внедрение в гражданский оборот информационных технологий и договорных смарт-конструкций, роботизацию, диджитализацию торгово-закупочных процедур, смежных финансовых и логистические операций, формирование но-

вых условий функционирования рынка. Российская Федерация уже имеет опыт формирования электронного государства, работы электронного архива, предоставления государственных и муниципальных электронных услуг и т. д.

Взаимная заинтересованность государства и институтов гражданского общества проявляется в том, что изменения, происходящие в экономике, в свою очередь, закладывают новые подходы к аналитике, прогнозированию и принятию управленческих решений, изменяют формат социальных отношений, государственного и муниципального управления, образования, здравоохранения, коммуникаций между людьми, дают мощный импульс развитию государства, общества и каждого человека. При этом одним из ведущих активов государства становятся формируемые в результате модернизации экономики «большие данные» и технологии их анализа. Государство в отношении цифровых технологий оказывается в двух ролях. С одной стороны, оно выступает как регулятор, который призван способствовать развитию новых технологий, одновременно как встраивая их в сложившуюся систему защиты и обеспечения прав граждан, так и оказываясь перед необходимостью думать о новой системе гарантий для граждан. С другой стороны, государство выступает в роли крупнейшего владельца и оператора данных, а также потребителя новых технологий для изменения публичного сектора экономики и своих собственных структур, прежде всего органов исполнительной власти. Наиболее популярными для государственной экономики являются следующие технологии:

1. Большие данные (BigData) как основа для развития управления, основанного на данных. Всевозрастающее использование технологии BigData для решения самого широкого круга задач стало трендом большинства стран мира. При этом основной сферой использования BigData остается экономиче-

ский сектор. Большие данные определяются специалистами как совокупность инструментов и методов обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объемов из различных источников, подверженных постоянным обновлениям, в целях повышения качества принятия управленческих решений, создания новых продуктов и повышения конкурентоспособности [3].

2. Нейросети (искусственный интеллект), выступающие инструментом работы с большими данными. Нейоросеть позволяет революционно ускорить обработку информации. Искусственный интеллект является необходимым условием для развития информационного общества, что в последующем приведет нас к постиндустриальному обществу, в котором будут созданы все необходимые условия для более глубокого изучения процессов развития современного интеллектуального, продвинутого общества [4].

3. Системы распределенного реестра (блокчейн). Блокчейн предлагает потенциальные преимущества в стоимости, скорости и целостности данных по сравнению с классическими методами аутентификации собственности, что привлекает к данной технологии предпринимателей и инвесторов. Правительства разных стран включают использование блокчейна для публичных записей, таких как реестр недвижимости, свидетельство о рождении, водительское удостоверение и университетская степень [5].

4. Квантовые коммуникации (Quantum Communication) - это область знаний о передаче неизвестного квантового состояния из одного местоположения в другое, удаленное от первого местоположения.

5. Цифровая прослеживаемость, которую можно определить как возможность получения полной информации о товаре, грузе, услуге, а также любых субъектах и объектах товарооборота на всех стадиях производства, обработки, хранения, перемещения и продажи посредством электронного обмена данными [6].

Самыми развитыми и наиболее распространенными технологиями на сегодняшний день являются виртуальная реальность, квантовые коммуникации, большие данные, искусственный интеллект, системы распределенного реестра, суперсервисы. Прогрес-

сивные технологии «цифрового государства» в настоящее время - это ключевое конкурентное преимущество, определяющее уровень доверия между государством и обществом, условия для ведения бизнеса, инвестиционный климат и многие другие факторы. В перспективе программно-аппаратный комплекс «цифрового государства» - это экспортный товар стратегического значения.

Суперсервисы - это непосредственное проявление для граждан государства как платформы. Под суперсервисами понимаются комплексные услуги по решению жизненной ситуации [7]. Впервые о них было упомянуто в 2019 г. в Послании Президента Федеральному Собранию, после которого был опубликован перечень поручений по его реализации [8]. Президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию был утвержден перечень из 25 суперсервисов, каждый из которых представляет собой жизненную ситуацию (например, оформление европротокола). Для каждого суперсервиса есть рабочая группа, которые занимаются их разработкой. Также в работе участвует АНО «Цифровая экономика» в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление».

Работа над суперсервисами ведется децентрализовано, одновременно разными ведомствами. Для управления проектами используется подход Agile. На сегодняшний день 150 человек, которые входят в рабочие группы, обучены этому подходу и знают, как работать в команде. В настоящее время разработаны уже прототипы практически всех суперсервисов. И список жизненных ситуаций должен расширяться, а соответственно и количество суперсервисов, а также необходимо предусмотреть интеграцию с бизнесом в рамках их реализации и доработки.

В Российской Федерации реализуется масштабная оцифровка инфраструктуры государства единым оператором электронного правительства (ПАО «Ростелеком»). При помощи внедрения технологий больших данных развивается администрирование в сфере налогов для автоматического сопоставления данных контрагентов, выявления и пресечения незаконной деятельности. Наша страна достигла огромных успехов на пути цифровизации коммуникации с населением (G2C). В сегменте G2G важна бо-

лее активная работа по налаживанию беспрепятственного взаимодействия между ведомствами и цифровых связей на разных государственных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).

Вместе с тем в настоящее время все больше фактов доказывают цифровое неравенство граждан. Доступ в Интернет, как отмечают эксперты Всемирного банка и ООН, является неотъемлемой частью прав человека. По состоянию на апрель 2021 г. в мире только 4,72 млрд чел. (60 % населения Земли) могли выходить в Сеть. Это отправная точка цифрового неравенства (а также «барьера», «разрыва» или «пропасти», от англ. Digital Divide) - неравномерного доступа к компьютерам, информации, Интернету и телекоммуникациям [9].

В России в 2021 г. стартовал второй этап реализации проекта «Информационная инфраструктура»: к 2030 г. мобильная связь и беспроводной Интернет должны быть подключены в 24 тыс. населенных пунктов численностью 100-500 человек. Сейчас они подключены в 12,5 тыс. При этом, по данным Росстата (исследование проводили среди 60 тыс. домохозяйств), в конце 2020 г. доступа к Интернету не было у 28,6 % семей, компьютера - у 38,3 %. Примерно четверть из них (24,6 % и 29,8 %) хотели бы приобрести и то, и другое, но у них не хватает средств. Самый сильный цифровой разрыв зафиксирован у деревень численностью до 200 и до 1000 человек - в Сеть выходит 48,5 % и 49,7 % семей соответственно. Доступа в Интернет нет не только у жителей отдаленных поселений, но и городов - 24 % среди городских семей против 43,5 % у домохозяйств в сельской местности [10]. По данным фонда «Общественное мнение» 2021 г., почти каждый пятый россиянин (22 %) никогда не пользовался Интернетом (24 %) [11].

С массовым переходом сервисов в онлайн, вызванным распространением ^vid-19, а людей на удаленную работу и обучение неравенство приобрело еще больший масштаб. Часть людей оказалась «выключена» из мира, качество их жизни ухудшилось. Это касается тех, чьи рабочие места и бизнес несовместимы с удаленкой, школьников и студентов без доступа к Интернету. По данным аудита Счетной палаты Российской Федерации, в 2019 г. электронное обучение было

доступно лишь 15 % российских школьников (из 16 млн чел.), с применением специальных дистанционных технологий учились 2,5 %, почти в 400 сельских школах не было доступа в Сеть, в половине оставшихся скорость подключения была слишком низкой [12].

Индекс цифровизации российских городов в 2020 г. демонстрировал пятикратный разрыв между лидерами рейтинга: г. Краснодаром и г. Екатеринбургом - и замыкающими список г. Магасом и г. Назранью в Республике Ингушетии, согласно отчету «Цифровая жизнь российских регионов 2020» Московской школы управления «Сколково» и EY [13].

Цифровое неравенство сказалось и на финансовой сфере. Люди без доступа в Интернет по всему миру были вынуждены подвергать себя опасности заражения, стоя в очередях за социальными выплатами. Многие региональные банковские отделения закрылись, что затруднило получение базовых финансовых услуг.

Еще одним проявлением цифрового неравенства стала нехватка информации о вакцинах (в России 23 % жителей, скорее всего, не будут делать прививку) и нехватка самих вакцин в развивающихся странах, которая грозит появлением более заразных штаммов коронавируса [9].

Сегодня цифровое неравенство рассматривается как многокомпонентное явление, характеризующееся следующими положениями:

- Техническая категория. Неравенство проявляется в ограниченном доступе к информационно-коммуникационным технологиям, в неготовности пользователей к работе с ними, в ограниченных возможностях национальных информационно-функциональных ресурсов.

- Социально-историческая категория. По сути, оно является следствием нового этапа развития общества, трансформацией институтов гражданского общества, политического устройства.

- Экономическая категория. Еще в 1997 г. Программа развития ООН ввела новое измерение бедности - информационное. Основным конфликтом в системе экономических отношений становится конфликт между знанием и некомпетентностью.

- Психологическая категория. Цифровое неравенство влияет на поведение граждан, в

том числе определяя их предпочтения, поэтому является психологическим феноменом.

- Геополитическая категория. Цифровое неравенство в последние годы приобретает особый геополитический и правовой аспект. Рассматриваемое явление способствует формированию сообщества государств новой информационной культуры, установлению этими государствами нового мирового информационного порядка.

Причины возникновения социальных дистанций в информационной сфере очевидны. Изначально цифровое неравенство сводилось к наличию доступа к оборудованию, и в его основе лежали причины технического характера: необеспеченность граждан информационными технологиями, отсутствие доступа к сети; барьеры на самих сайтах (взимание платы, пароли). Но сегодня социологи выделяет и другие причины цифрового неравенства: имущественные, возрастные, образовательные, гендерные, территориальные, культурные [14].

Так, исследования Data Reportai указывают на значительный гендерный разрыв в вопросах внедрения Интернета. В последние годы он сокращается, но женщины все еще на 20 % реже мужчин пользуются мобильным Интернетом, следует из доклада GSMA Intelligence за 2020 г. (в 2017 г. разрыв был выше - 27 %). В России, по данным НАФИ, мужчины и женщины пользуются компьютерами и ноутбуками равное количество времени и демонстрируют в целом одинаковый уровень цифровой грамотности, однако четверть опрошенных россиян все еще считают, что женщины хуже мужчин справляются с точными науками и работой в ИТ [9].

Однако и эти причины уже нельзя назвать исчерпывающими. В настоящее время на первое место выходят такие причины, как низкая активность правительственных структур в сфере развития сети Интернет на государственном уровне и неупорядоченное законодательное поле. Сегодня в России практически отсутствует законодательство, призванное регулировать вопросы развития Интернета. Пока все написано на уровне стратегий, но это лишь общие руководящие принципы, без описания конкретных шагов.

Среди негативных последствий цифрового неравенства на первое ставятся социально-экономические последствия.

Так, цифровое неравенство негативно влияет на образование. Сокращение доступа к цифровым технологиям влечет за собой низкую успеваемость (у семей с низким доходом меньший доступ к информации, которая помогает в обучении), низкую конкуренцию (студенты с доступом к Интернету чаще поступают в колледжи и университеты), низкое удобство обучения (обеспеченные учащиеся имеют доступ к более совершенным устройствам и сталкиваются с меньшими препятствиями в процессе обучения), разные трудозатраты на обучение и т. п.

Неравенство уменьшает шансы найти работу и получать достойный доход. Традиционные методы поиска вроде объявлений в газетах устаревают, все больше вакансий публикуется в Интернете. В России 30 % граждан ищут работу через Интернет. Способность искать работу онлайн напрямую зависит от навыков работы в Интернете, которых не будет у тех, кто лишен возможности быть в сети.

Отдельно существует Workplace Digital Divide, или цифровое неравенство на рабочих местах, существует разрыв между коммерческими организациями, которые находятся на переднем крае развития технологий, и компаниями, которые не могут инвестировать в своих работников, современное ПО и рабочие места. Это ведет к тому, что сотрудники на 500 % чаще разочаровываются в работодателе и на 600 % чаще стремятся сменить работу. Страдает их продуктивность и вовлеченность.

Направлениями преодоления цифрового неравенства с учетом зарубежного опыта могут быть:

1) причины технического характера устраняются специальными программами и техническими средствами (программы-переводчики, программы и специальные устройства для плохо видящих и др.);

2) экономические способы устранения цифрового неравенства: невзимание налогов с покупок компьютерной техники в течение определенного времени (США); предоставление налоговых льгот компаниям, приобретающим компьютеры своим сотрудникам (Швеция), или компаниям, оборудовавшим домохозяйства компьютерами (Сингапур);

3) социальные способы устранения цифрового неравенства:

- распространение программ, обеспечивающих возможность пожилым людям проходить самообучение в сфере пользования информационными технологиями (США);

- обеспечение возможности работать в информационном секторе женщинам, имеющим детей: программы непрерывного обучения, социальные программы по уходу за детьми, гибкий рабочий график (США);

- оборудование неблагополучных семей компьютерами, бывшими в употреблении (Сингапур);

- предоставление бесплатного доступа к интернету (Канада);

- обучение информационным технологиям инвалидов для их последующего трудоустройства и ресоциализации (Чехия);

4) культурно-информационные способы устранения цифрового неравенства: формирование позитивного общественного мнения; расширение культурно-информационной среды; с увеличением количества культурно-информационных центров автоматически повысится и доступ общественности к информационным технологиям; мониторинг готовности жителей к жизни и работе в информационном сообществе; оказание содействия в местах оказания электронных услуг; создание межвузовских центров обучения телекоммуникационным технологиям;

5) правовые способы устранения цифрового неравенства сводятся к необходимости принятия законов и подзаконных актов, предусматривающих (в отличие от стратегий и концепций) конкретные шаги по внедрению программы информатизации, обязанности участников программы, ответственность за неисполнение, бюджет реализации программы.

Так, например, одним из самых действенных могло быть стать положение, в соответствии с которым на поставщика электронных услуг возлагалась бы обязанность обеспечить доступ к общественной электронной сети в фиксированных точках доступа (в библиотеках, школах, государственных и муниципальных учреждениях) без каких-либо ограничений. Низкая платежеспособность потребителей, проживающих в малых городах и сельской местности, существенным образом тормозит развитие информационных технологий. Вместе с тем государство

вполне способно на законодательном уровне предусмотреть механизмы субсидированного развития инфраструктуры, как со своим участием, так и с участием крупных коммерческих компаний, в первую очередь региональных компаний в сфере телекоммуникационных услуг.

Преодолению цифрового неравенства также способствует развитие технологий (и технологических компаний). Список предпринимаемых мер должен включать в себя создание умных городов, широкополосный доступ, повышение кибербезопасности, обучение людей навыкам, необходимым в ИТ, и т. п.

Область исследований цифрового неравенства находится в настоящее время лишь в начальной стадии. Пока непонятно, какие формы неравенства будут усугубляться по мере развития цифрового общества, а какие, напротив, исчезнут. Однако уже сейчас понятно, что без определенных мер общественного регулирования цифровое неравенство может привести к новым формам социальной эксклюзии. К числу таких мер можно было бы отнести, в частности, включение в школьные курсы цифровой грамотности тренингов, направленных на выработку навыков эффективной, безопасной и этичной работы с ИИнтернетом, а также организацию бесплатных курсов для наименее образованных и пожилых граждан с целью их обучения пользованию интернет-платформами приобретения товаров и услуг, трудоустройства и телемедицины [15].

Формирование и развитие электронного правительства возможны только при устранении цифрового неравенства. Такое устранение может быть достигнуто только в социальном государстве, обеспечивающем равный доступ граждан к информационно-коммуникационным технологиям, которые позволяют оказывать значимые социальные услуги, а также обеспечивающем равный доступ граждан к праву на доступ к информации о деятельности публичных органов. Информационные права человека электронной России приобретают новое звучание, и вопрос их полноценного обеспечения должен стать одной из приоритетных задач государства.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 (ред. от 21.07.2020 г.) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: https:// base.garant.ru/71937200/#friends (дата обращения: 01.05.2022).

2. Информационная инфраструктура. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/870/ (дата обращения: 01.05.2022).

3. Клейменова Л. А. Что такое Big Data и почему их называют «новой нефтью» // Официальный сайт РБК. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5d6c020b9a7 947a740fea65c (дата обращения: 01.05.2022).

4. Нейросеть и Искусственный интеллект // Всемирный Клубъ-Музей-Лекторий «Маски, Лики, Фигуры и энергоартефакты мира». URL: https://mif-mira. ru/akademicheskie-sredy/post/nejroset-i-iskusstvennyj-intellekt (дата обращения: 01.05.2022)

5. Бескровный Р. Д. Применение технологии блок-чейн в российском государственном управлении // Научные записки молодых исследователей. 2018. № 2. С. 13.

6. Васильев А. П. Искусственный интеллект на основе нейронных сетей // Academy. 2018. № 5 (32). С. 34-39.

7. Государство как платформа: люди и технологии / под ред. М. С. Шклярук. М: РАНХиГС, 2019. 111 с.

8. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 01.05.2022).

9. Зубков С. А. Интернет как роскошь: что такое цифровое неравенство и как его преодолеть // Официальный сайт РБК. URL: https://trends.rbc.ru/trends/in dustry/6172591c9a79471433d3fd60 (дата обращения: 01.05.2022).

10. Росстат: почти треть домохозяйств не имеет доступа к интернету. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4900915 (дата обращения: 01.05.2022).

11. ФОМ: каждый пятый россиянин никогда не пользовался интернетом. URL: https://ria. ru/20200522/1571838232.html (дата обращения: 01.05.2022)

12. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2019 году. URL: https://ach.gov.ru/promo/ annual-report-2019/ (дата обращения: 01.05.2022).

13. Сколково: Цифровая жизнь российских регионов 2020. URL: https://ict.moscow/research/tsifrovaia-zhizn-rossiiskikh-regionov-2020/ (дата обращения: 01.05.2022).

14. Химичук Е. В. Цифровое неравенство или неравенство в цифрах // Политика и общество. 2019. № 12. С. 79-84.

15. Климовицкий С. В., Осипов Г В. Цифровое неравенство и его социальные последствия // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 12. С. 69-74.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of May 7, 2018 (ed. dated 07/21/2020) "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024". URL: https:// base.garant. ru/71937200/#friends (accessed: 01.05.2022).

2. Information infrastructure. Official website of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications of the Russian Federation. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/870 (accessed: 01.05.2022).

3. Kleimenova L. A. What is Big Data and why they are called "new oil". Official website of RBC. URL: https:// trends.rbc.ru/trends/innovation/5d6c020b9a7947a740fea6 5c (accessed: 01.05.2022).

4. Neural network and Artificial Intelligence. The World Club-Museum-Lecture Hall "Masks, Faces, Figures and energy artifacts of the world". URL: https://mif-mira.ru/ akademicheskie-sredy/post/nejroset-i-iskusstvennyj-intellekt (accessed: 01.05.2022)

5. Beskrovny R. D. Application of blockchain technology in Russian public administration. Scientific notes of young researchers. 2018. No. 2. p. 13.

6. Vasiliev A. P. Artificial intelligence based on neural networks. Academy. 2018. No. 5 (32). pp. 34-39.

7. The state as a platform: people and technologies / edited by M. S. Shklyaruk. M: RANEPA, 2019. 111 p

8. Message of the President of the Russian Federation V. V. Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation dated February 20, 2019. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/59863 (accessed: 01.05.2022).

9. Zubkov S. A. Internet as luxury: what is digital inequality and how to overcome it. Official website of RBC. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/6172591c9a794 71433d3fd60 (date of application: 01.05.2022).

10. Rosstat: almost a third of households do not have access to the Internet. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4900915 (date of application: 01.05.2022).

11. FOM: every fifth Russian has never used the Internet. URL: https://ria.ru/20200522/1571838232.html (accessed: 01.05.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Report on the work of the Accounts Chamber of the Russian Federation in 2019. URL: https://ach.gov.ru/ promo/annual-report-2019 (accessed: 01.05.2022).

13. Skolkovo: Digital Life of Russian regions 2020. URL: https://ict.moscow/research/tsifrovaia-zhizn-rossiiskikh-regionov-2020 (accessed: 01.05.2022).

14. Khimichuk E. V. Digital inequality or inequality in numbers. Politics and Society. 2019. No. 12. pp. 79-84.

15. Klimovitsky S. V., Osipov G. V. Digital inequality and its social consequences. Humanities, socio-economic and social sciences. 2019. № 12. pp. 69-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.