DOI 10.47576/2712-7559 2022 3 6 485
УДК 332
Абазов Андемиркан Борисович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
Яицкая Елена Александровна,
депутат Совета местного самоуправления городского округа Нальчик, кандидат экономических наук, доцент кафедры товароведения, туризма и права, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
Пожималин Вячеслав Николаевич,
доцент, доцент института подготовки государственных и муниципальных служащих, Академия ФСИН России, [email protected]
ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ НА МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК)
Актуальность исследования обусловливается ростом числа потребителей цифровых и интернет-технологий, а также повышением роли местного самоуправления в органах власти и влиянием цифровых технологий на эти процессы. Развитие цифрового муниципалитета состоит в создании условий для качественного улучшения оказываемых людям услуг, а в перспективе организации «умных городов». Посредством электронных форм местного самоуправления формируется цифровая экономика, где главенствующие позиции занимает цифровое государственное и муниципальное управление.
Ключевые слова: местное самоуправление; муниципалитет; цифровая трансформация; «умный город»; цифровизация.
UDC 332
Abazov Andemirkan Borisovich,
PhD in Law, Associate Professor of the Department of Internal Affairs in Special Conditions, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
Yaitskaya Elena Alexandrovna,
Deputy of the Council of Local Self-Government of the Nalchik City District; Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Commodity Science, Tourism and Law, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokova, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
Pozhimalin Vyacheslav Nikolaevich ,
Associate Professor, Associate Professor of the Institute of Training of State and Municipal Employees, the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, [email protected]
THE IMPACT OF THE DIGITALIZATION PROCESS ON LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE NALCHIK URBAN DISTRICT)
The relevance of the study is determined by the growing number of consumers of digital and Internet technologies, as well as the increasing role of local government in government and the influence of digital technologies on these processes. The development of a digital municipality is to create conditions for a qualitative improvement in the services provided to people, and in the future, the organization of "smart cities". Through the implementation of electronic forms of local self-government, a digital economy is being formed, where digital state and municipal government occupies a dominant position.
Keywords: local government; municipality; digital transformation; "smart city"; digitalization.
Развитие Интернета и мобильных коммуникаций стало основой цифровой экономики. Цифровые технологии проникли во все сферы человеческой жизнедеятельности, в том числе в государственное и муниципальное управление, производство, образование, здравоохранение и т. д.
Актуальность данной темы обусловливается ростом числа потребителей цифровых и интернет-технологий, а также повышением роли местного самоуправления в органах власти и влиянием цифровых технологий на эти процессы.
Создание и развитие муниципальных информационных технологий происходит в непростых условиях. Фактором повышения качества управления в сложившихся условиях становятся цифровизация и автоматизация решений, которые направлены на обеспечение эффективной работы персонала и оптимизацию издержек.
Целью цифровизации выступает внедрение более совершенных автоматизированных систем управления и повышение производительности труда, конкурентоспособности и социально-экономического развития муниципальных образований [2; 3].
Говоря о задачах создания цифрового муниципалитета, следует отметить, что они состоят в создании условий для качественного улучшения оказываемых людям услуг, а в перспективе организации «умных городов». Так, посредством электронных форм местно -го самоуправления формируется цифровая экономика, где главенствующие позиции занимают цифровое государственное и муниципальное управление.
Об эффективности применения цифровых ресурсов свидетельствует возможность граждан пользоваться муниципальными услугами. Это позволит им сэкономить средства и время.
К числу наиболее востребованных муниципальных электронных услуг относятся сфера ЖКХ и образование. При этом боль-
шая часть пользователей удаленного доступа удовлетворены работой электронных ресурсов и результатами государственных и муниципальных услуг [3].
Переход муниципальных образований на электронный документооборот позволяет решать целый спектр управленческих задач. Принятие Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления» обусловило официальную публикацию муниципальных правовых актов в сетевых изданиях и продемонстрировало обратную связь каналов взаимодействия между муниципалитетом и местным населением [1].
Однако следует понимать, что не все муниципальные образования, в частности отдаленные территории, горные районы, села и т. п., имеют возможность выхода в Интернет и обладают компьютерной грамотностью, поэтому процесс цифровизации должен сопровождаться принципом доступности, реализация которого позволит муниципальным служащим вести грамотную разъяснительную работу с местным населением по вопросам предо -ставления муниципальных и иных услуг.
Отягчающим обстоятельством здесь также выступает проблема финансирования процесса цифровизации муниципалитетов, поскольку сложившаяся практика отчетливо свидетельствует об остаточном принципе работы, так как большая часть муниципалитетов является дотационной. Отсутствие единой системы организационно-методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления, ориентированной на специфику муниципалитетов, а также норм и нормативов регламентации муниципальных услуг, основу которых составляют правовые акты, препятствует цифровой трансформации.
Таким образом, для оптимизации и повышения качества деятельности органов местного самоуправления в рамках цифровизации необходимо:
- обеспечить ускоренное финансирование информатизации муниципалитетов;
- создание единой системы нормативно-справочной информации, позволяющей избежать несовместимости, дублирования и разобщенности информационных ресурсов;
- комплектование муниципалитетов, в особенности на отдаленных территориях, кадрами для цифровой экономики.
Основными направлениями государственной цифровизации по общему правилу выступают государственное (муниципальное) управление, взаимодействие государства и граждан, взаимодействие государства и бизнеса [2; 3; 5].
Анализ работы местной администрации городского округа Нальчик показал, что в настоящее время по вышеуказанным направлениям созданы необходимые организационно-технологические условия для совершенствования работы как самой администрации, так и муниципальных предприятий и учреждений, на основе широкомасштабного использования цифровой трансформации:
- во-первых, созданы локальные компьютерные сети, единая компьютерная сеть органов местного самоуправления, которые посредством возможностей глобальной сети и программного обеспечения обеспечивают учет и контроль исполнения корреспонденции, нормативных правовых актов, обращений граждан;
- во-вторых, обеспечивается работа официального сайта г. Нальчика, где своевременно размещается информация о деятельности администрации и органов местного самоуправления, важнейших событиях и проводимых мероприятиях. Также на официальном сайте функционирует интернет-приемная, размещаются образцы заявлений и иных документов;
- в-третьих, в здании администрации установлены стенды, содержащие информацию о деятельности муниципалитета, а также о возможности получения муниципальных услуг через многофункциональные центры (МФЦ) и в электронной форме на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Вместе с тем решен вопрос о размещении необходимой информации на Едином портале предоставления государственных и муниципальных услуг; в отдельных структур-
ных подразделениях созданы муниципальные информационные системы, работа которых направлена на осуществление сбора, обработки и хранения данных для качествен -ного и эффективного оказания населению государственных и муниципальных услуг [4; 5].
В числе проблем, требующих особого подхода, следует выделить диспропорцию в техническом обеспечении органов и структурных подразделений администрации, неоднородность информационных систем, раздробленность и изолированность информационных ресурсов и, как следствие, отсутствие их взаимодействия. Все это отягчается недостаточной квалификацией пользователей и специалистов в сфере информационных технологий, а также наличием определенного количества морально устаревшей компьютерной техники [3; 4].
Главной целью цифровизации выступает налаживание взаимодействия с населением, осуществление диалога между муниципалитетами и местным населением в онлайн-формате, а также отслеживание качества жизни в муниципалитете. Однако нельзя забывать и о подводных камнях данного процесса, коих можно назвать несколько:
- во-первых, это вопросы обеспечения безопасности цифровизации, которые актуализируются ситуациями, когда в сети пользователями размещаются персональные данные и не подлежащие разглашению сведения. Лишь около 20 % муниципальных образований отвечают установленным в отечественном законодательстве требованиям к уровню цифровизации. Решение данной проблемы лежит в плоскости обновления технического оснащения и обучения корректному поведению в интернет-пространстве;
- во-вторых, существуют определенные трудности в создании новых процессов управления в органах местного самоуправления, поскольку внедрение цифровых платформ должно обусловливаться пониманием, для чего это вообще нужно. На практике переход в онлайн-режим означает, чаще всего, работу как с бумажными экземплярами документов, так и с электронными;
- в-третьих, необходимость соблюдения баланса между онлайн инструментами и личным общением с местными жителями, например при проведении социальных опро-
сов на сайте муниципалитета. А это значит, что данные инструменты являются важными и эффективными, призванными упростить работу местного самоуправления [2; 3; 6].
В результате проведенного исследования можно обобщить, что процесс цифровой трансформации и переход коммуникации органов власти и общества в онлайн-формат невозможны в одностороннем порядке. Достижению оптимальных результатов цифро-визации способствует регистрация граждан и организаций на муниципальных, региональных и федеральных интернет-сервисах, где они получают возможность общаться с представителями органов власти, заказывать услуги, делать запросы, подавать заявки, ходатайства и жалобы, голосовать за определенные решения и т. п. То есть в перспективе местному населению планируется предоставление органами власти комплексных продуктов и услуг, а также формирование нового типа государства, в котором будут успешно развиваться цифровые концепции «умного города», что детерминируется в цифровую трансформацию не только местного самоуправления, но и государственного управления в целом.
Список литературы
1. Федеральный закон от 18.04.2018 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления». URL: https://bazanpa.ru/gd-rf-zakon-n83-fz-ot18042018-h4021328/ (дата обращения: 05.04.2022).
2. Варвус С. А. Возможности цифровой экономики в муниципальном управлении // Самоуправление. 2019. № 3 (16). С. 80-83.
3. Губов А. Ю. Пути цифровой трансформации органов местного самоуправления // Метод. 2019. №1. С. 2-5.
4. Гуренкова О. В. Современное состояние реформы местного самоуправления: основные итоги переходного периода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 41. С. 72-77.
5. Плотников В. А. Перспективы трансформации социально-экономической системы под воздействием цифровизации // Современное состояние экономических систем: экономика и управление : сборник научных трудов II Международной научной конференции. Тверь, 2020. С. 6-11.
6. Халин В. Г, Чернова Г В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 46-63.
References
1. Federal Law No. 83-FZ of 18.04.2018 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on Improving the Organization of Local Self-Government". URL: https://bazanpa.ru/gd-rf-zakon-n83-fz-ot18042018-h4021328 / (accessed: 05.04.2022).
2. Varvus S. A. Opportunities of digital economy in municipal management. Self-government. 2019. No. 3 (16). pp. 80-83.
3. Gubov A. Yu. Ways of digital transformation of local self-government bodies. Method. 2019. No. 1. pp. 2-5.
4. Gurenkova O. V. The current state of the reform of local self-government: the main results of the transition period. Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2016. Vol. 41. pp. 72-77.
5. Plotnikov V. A. Prospects of transformation of the socio-economic system under the influence of digitalization. The current state of economic systems: economics and management : collection of scientific papers of the II International Scientific Conference. Tver, 2020. pp. 6-11.
6. Khalin V. G., Chernova G. V. Digitalization and its impact on the Russian economy and society: advantages, challenges, threats and risks. Managerial consulting. 2018. No. 10. pp. 46-63.