Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ВУЗОВ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ВУЗОВ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боготова Оксана Хамидбиевна, Кучмезов Расул Абдулмуталифович, Пожималин Вячеслав Николаевич

В статье рассмотрены вопросы эффективной и мобильной системы обучения, реализация которой способствует успеху и безопасности экономики страны. Воздействие цифровизации проявляется в трансформации рынка труда, бизнес-моделей и самих предпринимателей в контексте изменения взаимоотношений с образовательными организациями. Проанализированы основные проблемы, препятствующие сотрудничеству вузов, предпринимателей и государства в эпоху цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Боготова Оксана Хамидбиевна, Кучмезов Расул Абдулмуталифович, Пожималин Вячеслав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF COOPERATION BETWEEN UNIVERSITIES, THE BUSINESS COMMUNITY AND THE STATE IN THE ERA OF DIGITALIZATION

The article deals with the issues of an effective and mobile education system, the implementation of which contributes to the success and security of the country’s economy. The impact of digitalization is manifested in the transformation of the labor market, business models and entrepreneurs themselves in the context of changing relationships with educational organizations. The main problems hindering the cooperation of universities, entrepreneurs and the state in the era of digitalization are analyzed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ВУЗОВ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7559 2022 3 6 481

УДК 378:004

Боготова Оксана Хамидбиевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_1978@mail.ru

Кучмезов Расул Абдулмуталифович,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия, e-mail: amv_1978@mail.ru

Пожималин Вячеслав Николаевич,

доцент, доцент института подготовки государственных и муниципальных служащих, Академия ФСИН России, scanderbeg@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ВУЗОВ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ

В статье рассмотрены вопросы эффективной и мобильной системы обучения, реализация которой способствует успеху и безопасности экономики страны. Воздействие цифровизации проявляется в трансформации рынка труда, бизнес-моделей и самих предпринимателей в контексте изменения взаимоотношений с образовательными организациями. Проанализированы основные проблемы, препятствующие сотрудничеству вузов, предпринимателей и государства в эпоху цифровизации.

Ключевые слова: цифровизация; цифровые технологии; предпринимательство; образовательные организации; бизнес-процессы; бизнес-модель.

UDC 378:004

Bogotova Oksana Khamidbievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Kabardino-Balkarian State Agrarian University. Named after V. M. Kokova, Nalchik, Russia, e-mail: amv_1978@mail.ru

Kuchmezov Rasul Abdulmutalifovich,

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Organization of Law Enforcement, North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, e-mail: amv_1978@mail.ru

Pozhimalin Vyacheslav Nikolaevich ,

Associate Professor, Associate Professor of the Institute of Training of State and Municipal Employees, the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, scanderbeg@mail.ru

TOPICAL ISSUES OF COOPERATION BETWEEN UNIVERSITIES, THE BUSINESS COMMUNITY AND THE STATE IN THE ERA OF DIGITALIZATION

The article deals with the issues of an effective and mobile education system, the implementation of which contributes to the success and security of the country's economy. The impact of digitalization is manifested in the transformation of the labor market, business models and entrepreneurs themselves in the context of changing relationships with educational organizations. The main problems hindering the cooperation of universities, entrepreneurs and the state in the era of digitalization are analyzed.

Keywords: digitalization; digital technologies; entrepreneurship; educational organizations; business processes; business model.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 3, том 6, 2022 481

Современное российское общество сегодня стоит перед новыми вызовами, обусловленными цифровизацией всех сфер человеческой жизнедеятельности. Стремительное развитие цифровых технологий детерминировано инновационным развитием таких сфер, как образование, здравоохранение, государственное управление.

Президентом Российской Федерации одной из главных задач национальной стратегии развития названо обеспечение присутствия страны в десятке лидеров по объему научных исследований и разработок, в особенности за счет создания эффективной системы высшего образования. Для достижения указанного российской экономике необходим выход на конкурентоспособные позиции за счет инновационного обеспечения технологического уклада. А это в большой степени зависит как от качества человеческого капитала, так и экономики знаний, когда образование играет ключевые позиции в общественном развитии. Однако сдерживающим фактором здесь выступает слабый уровень подготовленности специалистов для инновационной экономики, а также недостаточно исследованный потенциал циф-ровизации в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. В указанной связи российские технологии можно охарактеризовать как несоответствующие мировому уровню, что детерминируется к технологической зависимости и их импорту [2; 3].

На основании изложенного можно отметить, что для развития современного высокотехнологичного производства в стране необходимы обновленная информационная экосистема и трансформация образовательной системы, которая, кроме концентрации на знании вещей, также формирует способность обрабатывать большие информационные ресурсы, а вместе с тем обучает решать проблемы с помощью взаимодействия и сотрудничества и прививает навыки самостоятельного решения. Однако здесь есть и определенные барьеры. В частности, критике подвергается само понятие «самостоятельное мышление», поскольку цифровизация по сути означает манипулирование деятельностью индивида, когда люди начинают действовать по определенным шаблонам [5-7].

Таким образом, образование, ориентированное на науку в эпоху развития цифрови-

зации, начинает играть главную роль в деле борьбы за лидерство России и как следствие экономическое благополучие граждан. В бли -жайшей перспективе ожидается вытеснение умными технологиями 30 % специалистов из разных секторов экономики. И первыми под сокращение попадут риэлторы, диспетчеры, бухгалтеры, журналисты. Грядущие десять лет значительно изменят рынок труда в сторону роботизации, появится более сотни новых специальностей. Сокращенные специалисты, чтобы не пополнить рынок безработных, вынуждены будут поменять профессию. И следует понимать, что во многих случаях речь идет о переходе в новое «семейство» профессиональных знаний.

Рынок труда, для которого характерной чертой выступает асимметричность, формирует потребность в цифровой трансформации системы образования и актуализирует требования к знаниям в условиях перехода к «цифре». А реализуемые образовательные процессы не успевают перестраиваться под задачи изменения технологий, реализация которых осуществляется в соответствии с принципами непрерывности, ранней профориентации, маневренности, междисциплинарного подхода, индивидуализации при подборе образовательных программ, где фундаментальное образование интегрируется с корпоративным обучением. Отсюда становится совершенно очевидным, что ускоренное развитие человеческого знания инициирует подгонку скорости духовно-общественного развития к темпам технологического прогресса.

Современная система образования диктует необходимость значительных финансовых затрат со стороны государства для того, чтобы актуализировать формат социального партнерства вузов и рынка труда. Вместе с тем также актуализируется целесообразность участия работодателей в данном процессе, поскольку это позволит привлечь новые механизмы финансирования образовательных организаций, готовить специалистов, релевантных запросам современного бизнеса, совершенствовать требования к их подготовке, осуществлять коллективные научные исследования. Все это органично соединит академический дискурс с предпринимательским. Одновременно реализуется смешанная система финансирования

университетов как из государственных, так и частных источников [1; 5].

Анализируя место человека, образования, бизнеса и государства в цифровизации, отметим повсеместное распространение «умных» технологий на все сферы человеческой жизнедеятельности, требующее перестройки образования, изменения требований к трудовым ресурсам и переобучения (переквалификацию) большого числа людей для того, чтобы сгладить социальные риски цифровой трансформации.

Рассматривая региональную экономику в качестве потенциала для наращивания знаний и совершенствования производственных процессов предпринимательства, следует отметить необходимость не только совершенствования системы образования, но и достижения ее соответствия потребностям рынка труда.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что успех экономики страны, ее безопасность и конкурентоспособность коррелируют с эффективной и мобильной системой образования и обучением индивида в течение всей жизни. Это, в свою очередь, приведет к снижению рисков цифровизации, поскольку высокий уровень образования населения означает лучшую подготовленность к восприятию новых знаний.

Изучение моделей инновационной деятельности вузов и бизнеса позволило выявить нам общие тенденции и механизмы по совершенствованию такого сотрудничества. Так, для эффективного государственно-частного партнерства современных вузов с бизнесом и государством на передний план выдвигается необходимость формирования у обучающихся предпринимательских компетенций и создания условий для их подготовки к ведению бизнеса. Это обусловливается тем, что экономическая наука детерминирует предпринимателя как часть хозяйственной структуры общества, которая вступает в экономические отношения не только с другими предпринимателями и государством, но и образовательными организациями, а цифрови-зация, трансформируя технологии и рынки, бизнес-процессы и бизнес-модели, меняет самого предпринимателя, его систему ценностей и взаимоотношения с сотрудниками, обществом и образовательными организациями [3; 4; 6].

В контексте изложенного следует отметить, что становлению инновационной экономики препятствует существующая ныне стратегия развития образования в России. Детерминантами сложившейся ситуации явились ухудшение экономического положения в стране, сомнительные реформы в области образования, снижение уровня финансирования системы высшего образования, падение государственных инвестиций в образование, низкая заработная плата преподавателей, которые привели к несоответствию научных системных знаний, профессиональных компетенций требованиям экономики к знаниям выпускников, в особенности провинциальных вузов.

Главным требованием цифровизации выступает углубленное изучение IT-технологий не только технарями и медиками, но и гуманитариями. Сегодня многие вузы переориентировали свое образование под эти требования и стали осуществлять машинное обучение. Рост профессиональной мобильности и глобализация определил в качестве нового требования привлечение в вузы иностранных студентов, что является положительным компонентом при оценке рейтинга и аттестации образовательных организаций. Для российских вузов привлечение иностранных студентов означает расширение возможностей получения международного опыта и использования полученных знаний для эффективного ведения бизнеса [7].

Еще одним компонентом усиления связи между образовательными учреждениями и предпринимательством выступает адаптация бизнеса к трендам цифровизации, новым условиям, изменениям взаимоотношений с партнерами, изменениям рынка. А для этого необходимо постоянно осуществлять поиск новых прорывных технологий для модификации своих продуктов и услуг. Сказанное становится возможным, если трансформировать структуру многих компаний и преобразовать иерархическую структуру управления в структуру облачного типа. Конечно, данный процесс сопровождается и определенными рисками, для отражения которых сотрудники должны демонстрировать креативность, хорошую подготовленность в области предпринимательства и быструю адаптируемость к новым технологиям и технологическим процессам.

ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА • № 3, том 6, 2022 4 83

В заключение еще раз отметим, что роль государственно-частного партнерства в цифровых преобразованиях экономики довольно значительна и способствует стиранию границ между традиционными и вновь возникшими видами деятельности, повышению бизнес-процессов и формированию новых механизмов взаимодействия между экономическими объектами.

Список литературы

1. Абанкина И. В. Финансирование образования: тренд на персонализацию // Журнал Новой экономической ассоциации. 2019. № 1 (41). С. 216-225.

2. Глазьев С. Ю. Ноономика как стержень формиро -вания нового технологического и мирохозяйственного укладов // Экономическое возрождение России. 2020. № 2 (64). С. 15-32.

3. Казарин С. В., Лобанов О. С. Многофакторная мо -дель расчета финансирования в ИТ-инфраструктуру в условиях цифровой экономики // Инновации. 2020. № 9 (263). С. 60-66.

4. Ленчук Е. Б. Научно-технологическое развитие как фактор ускорения экономического роста в России // Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. Т. 230. № 4. С. 237-244.

5. Ленчук Е. Б. Готова ли Россия к технологическому рывку? // Производство, наука и образование в эпо -ху трансформаций: Россия в [де]глобализирующемся мире (ПНО^1) : сборник материалов VI Международного конгресса / под общей редакцией С. Д. Бодруно-ва. 2020. С. 57-65.

6. Сорокин Д. Е. Политическая экономия российской трансформации (трансформируется ли Россия?) // Социально-экономическое развитие в эпоху глобальных перемен : монография. Тверь, 2020. С. 120-131.

7. Юдина Т. Н., Купчишина Е. В. Формирование институциональной инфраструктуры «цифровой» экономики в Российской Федерации // Производство, наука и образование в эпоху трансформаций: Россия в [де] глобализирующемся мире (ПНО-VI) : сборник материалов VI Международного конгресса / под общей редакцией С. Д. Бодрунова. 2020. С. 308-316.

References

1. Abankina I. V. Financing of education: a trend for personalization. Journal of the New Economic Association.

2019. No. 1 (41). pp. 216-225.

2. Glazyev S. Yu. Noonomics as the core of the formation of a new technological and world economic order. The economic revival of Russia. 2020. No. 2 (64). pp. 15-32.

3. Kazarin S. V., Lobanov O. S. A multifactorial model for calculating financing for IT infrastructure in the digital economy. Innovations. 2020. No. 9 (263). pp. 60-66.

4. Lenchuk E. B. Scientific and technological development as a factor of accelerating economic growth in Russia. Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2021. Vol. 230. No. 4. pp. 237-244.

5. Lenchuk E. B. Is Russia ready for a technological breakthrough? Production, Science and education in the Era of transformations: Russia in a Globalizing World (PN-VI): collection of materials of the VI International Congress / under the general editorship of S. D. Bodrunov. 2020. pp. 57-65.

6. Sorokin D. E. The political economy of the Russian transformation (is Russia being transformed?). Socioeconomic development in the era of global change : monograph. Tver, 2020. pp. 120-131.

7. Yudina T. N., Kupchishina E. V. Formation of the institutional infrastructure of the "digital" economy in the Russian Federation. Production, science and education in the era of transformations: Russia in a globalizing world (PN-VI) : collection of materials of the VI International Congress / under the general editorship S. D. Bodrunova.

2020. pp. 308-316.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.