Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / СИСТЕМА / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артиков Н.А.

Организация цифровизации налогового администрирования, управления налогами, выявления налоговых преимуществ, определение имеющихся финансово-налоговых рисков, а также реальное налоговое планирование являются основными составляющими процесса эффективного налогового администрирования. Предприятиям в странах с высокими налогами крайне сложно получить выгоду от налогового планирования без помощи опытных консультантов, что может привести к разочарованию и убыткам. Задача состоит не только в том, чтобы создать налоговую администрацию, но и в том, чтобы все детали концепции эффективного налогового администрирования, которые должны оцениваться многогранно, выполнялись без осложнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF TAX ADMINISTRATION AND STRENGTHENING THE ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY

Organization of digitalization of tax administration, tax management, determination of tax benefits, identification of financial and tax risks are also real tax calculations with significant components of the process of increasing tax administration. It is extremely difficult for businesses in tax-heavy countries to benefit from tax regulation without the help of experienced consultants, which can lead to frustration and loss. The task is not only to create a tax administration, but also to ensure that all the details of the tax administration of taxation are assessed multifacetedly and carried out without complications.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ»

УДК 00 - 336.025

Артиков Н.А., PhD.

доцент

Ташкентский финансовый институт

Узбекистан

ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Аннотация. Организация цифровизации налогового

администрирования, управления налогами, выявления налоговых преимуществ, определение имеющихся финансово-налоговых рисков, а также реальное налоговое планирование являются основными составляющими процесса эффективного налогового администрирования. Предприятиям в странах с высокими налогами крайне сложно получить выгоду от налогового планирования без помощи опытных консультантов, что может привести к разочарованию и убыткам. Задача состоит не только в том, чтобы создать налоговую администрацию, но и в том, чтобы все детали концепции эффективного налогового администрирования, которые должны оцениваться многогранно, выполнялись без осложнений.

Ключевые слова: налог, система, администрирование, государство, экономика.

Artikov N.A., PhD.

docent

Tashkent Financial Institute Uzbekistan

DIGITALIZATION OF TAX ADMINISTRATION AND STRENGTHENING THE ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY

Annotation. Organization of digitalization of tax administration, tax management, determination of tax benefits, identification of financial and tax risks are also real tax calculations with significant components of the process of increasing tax administration. It is extremely difficult for businesses in tax-heavy countries to benefit from tax regulation without the help of experienced consultants, which can lead to frustration and loss. The task is not only to create a tax administration, but also to ensure that all the details of the tax administration of taxation are assessed multifacetedly and carried out without complications.

Keywords: taxes, system, administration, government, economy.

В современном мире экономическая безопасность является одной из важной составляющей безопасности государства в целом. В связи с этим роль экономической безопасности в обеспечении нормального функционирования и развития любого государства огромна. Всё больше и больше растёт актуальность изучения угроз экономической безопасности. В нашей статье рассматриваются некоторые теоретические и практические вопросы, связанные с экономической безопасностью через призму цифровизации налогового администрирования. Где можно определить основные вызовы и угрозы экономической безопасности Республики Узбекистан на современном этапе, путём описывания путей парирования ожидаемых угроз экономической безопасности.

Наблюдая ход реформ, происходящих в налоговой системе Республики Узбекистан в последние годы, мы убедились, что важным вектором модернизации налоговой системы выступает - налаживание эффективного функционирования института налогового

администрирования.

В современных условиях повышение эффективности налогового администрирования признается в Республике Узбекистан стратегической задачей, решение которой позволит удовлетворить ожидания общества, бизнеса, государства. Так, в Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы по семи приоритетным направлениям отведена важная роль на снижение налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства, поддержке предпринимательства, совершенствованию деятельности структур в регионах по сокращению безработицы и бедности, обеспечению свободного доступа к сведениям, необходимым для начала осуществления предпринимательской деятельности, широкому внедрению принципов свободной рыночной экономики [1].

В конечном итоге эффективность налогового администрирования является индикатором состояния налоговой системы, её целостности, устойчивости, фискальной и экономической эффективности. От того, насколько она высокая, зависит стабильность наполнения бюджетной системы страны налоговыми платежами, своевременность выявления и предупреждения совершения налоговых правонарушений, обеспечение комфортных условий налогоплательщикам при исполнении ими конституционных обязанностей по уплате налогов. Эффективность реализации проекта цифровизации налоговой сферы заключается в повышении собираемости налогов и выводе бизнеса из тени которое играет немалую роль в сохранении экономической безопасности. В связи с этим появился спрос на разработки в таком плане и на мировом рынке[2].

По оценке Boston Consulting Group лидерами цифровой трансформации выступают - Южная Корея, Дания, Великобритания, Швеция, Норвегия и Нидерланды, а в области цифровизации налогового администрирования лидирующую позицию в мире занимает Российская

Федерация. Россия наряду с Сингапуром, Канадой и Австралией является членом Брисбенской группы - неформального клуба технологически передовых налоговых администраций мира [3].

Одним из важных задач государства в целях внедрения в практику эффективных средств налогового администрирования в условиях цифровой экономики выступает снижение административной нагрузки на налогоплательщиков, упрощение исполнения налоговых процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом где требуется много энергии[4].

Главная задача налоговых органов на современном этапе -практически полное исключение очного взаимодействия с налогоплательщиками и перевод всех операций в электронный формат. Для этого активно разрабатываются и внедряются специальные электронные сервисы налоговой службы, количество которых в настоящее время более 30. Они позволяют налогоплательщикам совершать большую часть своих обязанностей без посещения налоговых инспекций: получать выписки; уточнять невыясненные платежи; осуществлять зачеты и возврат излишнее уплаченных в бюджет сумм налога и других обязательных платежей; направлять обращения в ГНК Республики Узбекистан и т.д.

В перспективе намечено максимально перевести общение налоговых органов с налогоплательщиками на применение телекоммуникационных каналов связи (ТКС) с использованием интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» для физических и юридических лиц. Для каждого налогоплательщика предусматривается создание персонального электронного адреса, выдача средств электронной подписи и предоставление на интернет-портале соответствующего набора сервисов. Это и просмотр сведений о себе и состоянии своих расчётов с бюджетами, и возможность выполнить в электронном виде все предусмотренные законодательством процедуры взаимодействия с инспекцией - сдачу налоговой отчётности, проведение регистрации и перерегистрации, зачётов и возвратов, сверку состояния карточки лицевого учёта, передачу документов и т.д.

Повышение открытости налоговых органов, автоматизация бизнес -процессов и комплексное использование накопленной в ГНК Республики Узбекистан информации способны перевести работу налоговых инспекций в область «налогового автомата», когда вся налоговая информация по чётко заданным алгоритмам будет обрабатываться в автоматическом режиме. В частности - расчёт налогов, вычисление показателей для карточек расчётов с бюджетами, формирование и направление документов налогоплательщику, предварительный отбор налогоплательщиков для проверки и т.д.

Снижение административной нагрузки и упрощение процедур налогового администрирования способно привести к следующим

положительным результатам, обеспечивающим развитие налоговой системы:

- повысить собираемость доходной части бюджета за счёт роста доли добровольно уплачиваемых налогов;

- сформировать позитивную психологию честного налогоплательщика;

-снизить количество конфликтных ситуаций между налогоплательщиками и налоговыми органами;

- улучшить обслуживание налогоплательщиков в налоговых органах;

- укрепить значимость налоговых органов в современном обществе. Рост взаимного доверия между государством и налогоплательщиками

позволит уже в ближайшем будущем создать систему добровольного соблюдения налогового законодательства, способную привести к существенному росту сумм налоговых поступлений.

Несмотря на имеющиеся преимущества от применения цифровых технологий, с появлением новых бизнес-моделей возникают определенные сложности в процессе налогового администрирования. Одна из проблем связана с определенными сложностями налогового администрирования при возникновении новых объектов международного налогообложения в условиях цифровой экономики. В конечном итоге цифровизация налогового администрирования послужить укреплению экономической безопасности нашей страны.

Использованные источники:

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 28 января 2021 года №УП-60,https: //drive .google. com/file/d/1pEQ_76 aEjj TFnV_PD1zEulz8jWfmtMr6/vi ew

2. Петухова Р.А., Сладкова Е.В. Совершенствование налогового администрирования с учётом мировой практики применения современных информационных технологий // Инновационное развитие экономики: научно-практический и теоретический журнал. - 2017. - № 2 (38). - С. 191197.

3. Петухова Р.А., Григорьева Я.А. Налоговое администрирование в условиях цифровой экономики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2019. -№ 46. - С. 303-313.

4. N. Artikov. Uzbekistan's energy problems and alternative energy biomass as a source of energy. http://library.e-science.uz/ru/article/view?id=10599.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.