Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЛОГ НА ЦИФРОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабабекова Г. Б.

В данной статье рассматриваются сущность, роль и значение цифровой экономики в эффективной организации и совершенствовании налогового администрирования в Республике Узбекистан. В статье отражены основные направления внедрения цифровой экономики в процессы налоговой системы с целью эффективной организации налогового администрирования и вопросы, которые необходимо решить в этой связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE DIGITAL ECONOMY IN THE FURTHER IMPROVEMENT OF TAX ADMINISTRATION

This article examines the essence, role and importance of the digital economy in the effective organization and improvement of tax administration in the Republic of Uzbekistan. The article reflects the main directions of the introduction of the digital economy into the processes of the tax system in order to effectively organize tax administration and the issues that need to be resolved in this regard.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

Бабабекова Г.Б. старший преподаватель кафедра «Менеджмент образования» Ташкентский государственный педагогический

университет им. Низами

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются сущность, роль и значение цифровой экономики в эффективной организации и совершенствовании налогового администрирования в Республике Узбекистан. В статье отражены основные направления внедрения цифровой экономики в процессы налоговой системы с целью эффективной организации налогового администрирования и вопросы, которые необходимо решить в этой связи.

Ключевые слова: экономика, цифровая экономика, информационные технологии, цифровая экономика, налог на цифровые коммуникации, налоговая система, налоговое администрирование, налогоплательщик, направление.

Bababekova G.B. department of education management Tashkent State Pedagogical University named after Nizami

THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE DIGITAL ECONOMY IN THE FURTHER IMPROVEMENT OF TAX ADMINISTRATION

Abstract. This article examines the essence, role and importance of the digital economy in the effective organization and improvement of tax administration in the Republic of Uzbekistan. The article reflects the main directions of the introduction of the digital economy into the processes of the tax system in order to effectively organize tax administration and the issues that need to be resolved in this regard.

Key words: economy, digital economy, information technology, digital economy, tax on digital communications, tax system, tax administration, taxpayer, direction.

На современном этапе ведения целенаправленного совершенствования экономическая реформа становится решающим и определяющим фактором развития государства, а также целенаправленного ведения бюджетно-налоговой политики государства.

деятельности налогов не только структур и форм работы налоговых органов, но и пути а также темпы развития налоговых отношений.

Налоговая система - это совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, налогообложения и методов, сбора и использования налоговых поступлений, а также налогового администрирования. В развитии страны доля налогов составляет основную часть доходной части государственного бюджета. Налоговое регулирование является важным элементом бюджетно-налоговой и экономической политики, преследуя следующие главные цели: достижение постоянной устойчивости экономического роста цен, обеспечение социальной защиты населения, создание равенства во всех сферах экономической деятельности.

Деятельность налоговых органов в сфере налогового администрирования, как уже отмечалось, направлена на обеспечение полного своевременного сбора налогов и сборов в соответствии с законодательством и при условиях правильного применения правовых норм, определяют режим стимулирования и поощрения законопослушных налогоплательщиков и Необходимого контроля и наказания в отношении нарушителей налоговых законов. Отсюда можно сделать вывод о том, что Налоговое администрирование представляет собой такой документ, который, в конечном итоге, определяет успех или неудачу общей бюджетно-налоговой и экономической политики страны.

В Узбекистане сформирована налоговая система, обеспечивающая последующее снижение налогового бремени и формирование благоприятного климата для развития предпринимательской деятельности и привлечения иностранных инвестиций.

Стимулирование структурных позитивных изменений в экономике, качественное улучшение налогового администрирования,

последовательное снижение налоговой нагрузки и повышение собираемости налогов определены Указом Президента Республики Узбекистан «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» которая была утверждена разработанная по итогам комплексного изучения актуальных и волнующих население и предпринимателей вопросов, анализа действующего законодательства, правоприменительной практики и передового зарубежного опыта, а также широкого общественного обсуждения «Стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах.

В стратегии действия основным приоритетным направлением развития и либерализации экономики является "Дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности и снижение высоких темпов роста экономики:

• обеспечение устойчивых высоких темпов роста валового внутреннего продукта за счет сохранения макроэкономической

сбалансированности, углубления структурных и институциональных преобразований на основе реализации принятой среднесрочной программы;

• обеспечение сбалансированности государственного бюджета на всех уровнях с сохранением социальной направленности расходов, Совершенствование бюджетных отношений, направление на укрепление доходной части местных бюджетов;

• дальнейшее совершенствование денежно-кредитной политики путем применения инструментов в соответствии с передовым международным опытом, а также поэтапное внедрение современных рыночных механизмов валютного регулирования, обеспечение стабильности национальной валюты;

• введение курса на снижение налогового бремени и совершенствование системы налогообложения, совершенствование налогового администрирования и расширение мер, способствующих стимулированию;" [1]

Во исполнение вышеперечисленных направлений и задач стратегии действий по приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах рассматриваются: последующее совершенствование системы налогообложения, снижение налогового бремени путем расширения налогообложения, а также в целях внедрения современных методов налогового администрирования, повышения собираемости налогов и других обязательных платежей на основании указа президента Республики Узбекистан от 18.07.2017 г. N УП-5116 "О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей" били определения Важнейших направлений реформирования системы органов государственной налоговой службы Республики Узбекистан в сфере безопасности:

"- широкое внедрение современных информационно -коммуникационных технологий и внедрение автоматизированных методов анализа в процесс налогового администрирования, Полный перевод на бесконтактное обслуживание налогоплательщиков, прежде всего субъектов предпринимательства......."[2]

Известно, что приоритетные направления реформирования налоговой системы в Республике Узбекистан, развитие налогового администрирования с использованием современных информационных технологий и использование передового зарубежного опыта в Республике в настоящее время являются одними из актуальных вопросов.

Уважаемый Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев в своем обращении к Сенату и законодательной палате Олий Мажлиса придал особое значение развитию науки, образования и технологий. В частности, "для достижения прогресса крайне важно и необходимо, чтобы мы

обладали цифровыми знаниями и современными информационными технологиями. Это дает нам возможность пройти кратчайший путь Вознесения. Ведь сегодня в мире наблюдается глубокое проникновение информационных технологий во все сферы. [3]

В связи с этим утвержденный указом президента Республики Узбекистан № ПФ-5953 от 2 марта 2020 года "2017 — В соответствии с государственной программой по реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в "год развития науки, образования и цифровой экономики" в 2021 году, в целях дальнейшего совершенствования налогового администрирования путем модернизации информационно-коммуникационных технологий Кабинет Министров Республики Узбекистан объявил о проведении В рамках этого решения была принята стратегия развития информационно -коммуникационных технологий государственной налоговой службы Республики Узбекистан.

В рамках дальнейшего совершенствования налогового администрирования в Республике Узбекистан принят ряд решений и указов Президента Республики Узбекистан "О концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан", "О дополнительных мерах по совершенствованию налогового администрирования президента Республики Узбекистан", а также "об организационных мерах по, следует отметить, что существуют широкие возможности для формирования здоровой конкурентной среды, а также для эффективной реализации налоговых реформ.

Прежде чем задуматься над изучаемой с нашей стороны темой, наши ученые по-разному интерпретируют цифровую экономику, чтобы осветить ее суть. Профессор Академии наук Российской Федерации Р. АгардаВ. Мещеряков высказал двустороннее мнение по этому вопросу, имея в виду экономические отношения производства на основе цифровых технологий -расширенную цифровую экономику, с одной стороны, если, по мнению автора, цифровая экономика - это предоставление услуг (работ и услуг) в электронном виде на основе цифровых технологий[5].

Исследователи из Университета Малайзии Мохамед Э Гумаху и Зулиха Джамулиддин утверждают, что цифровая экономика - это использование этой информационной технологии в областях планирования, управления и маркетинга[6].

На основе этих направлений поставлена задача модернизация центра обработки данных и телекоммуникационных приложений, приобретение серверов и программного обеспечения, перевод комплекса информационных систем на единую платформу, повышение качества оказания электронных госуслуг, оперативной обработки больших данных.

В результате реализации этих задач ожидаются дополнительные поступления в бюджет в объеме до 20 трлн сумов.

В настоящее время есть ряд системных проблем, связанных с обменом информацией, в частности:

• недостаточный объем имеющейся информационной базы;

• загруженность серверов на 90%;

• рост потребности в увеличении скорости корпоративной сети с увеличением количества электронных услуг в 3,8 раза и электронных систем - в 2,5 раза;

• загрузка в базу больших данных в результате интеграции различных информационных систем;

• отсутствие единой платформы.

В рамках реализации проекта по модернизации центра обработки данных:

• в 10 раз повысится скорость обработки и анализа данных;

• на 100% увеличится уровень обеспечения конфиденциальности информации базы данных, расширится возможность защиты от внешних угроз, а также безопасного и надежного хранения данных;

• объем информационной базы повысится до 1 петабайта.

В качестве одной из основных поставленных задач Стратегии -внедрение технологий Business Intelligence и Big Data. Их внедрение позволит:

• расширить системы обработки больших данных и анализа;

• снизить уровень «теневого оборота» и увеличить налоговую базу;

• создать возможность изучения конъюнктуры рынка в результате обработки данных, сформированных посредством централизованных систем, анализа рыночных цен товаров и услуг;

• сократить трудозатраты - обработкой и анализом данных будут заниматься 50-60% сотрудников.

Перевод информационных систем налоговых органов на полный комплекс единой платформы:

• оптимизирует системы ввода данных, сбора, анализа;

• предотвратит нагрузку на базы данных;

• облегчит процесс сдачи налогоплательщиками отчетности в 5-7

раз;

• создаст совершенно новую систему налогового администрирования и контроля, в частности, применения превентивных мер по предупреждению коррупционных потоков.

Автоматизация бизнес-процессов в налоговом администрировании сократит общее время, затрачиваемое на бизнес-процессы, на 20-30%.

Стратегией также предусмотрено создание систем Case Management и Case Assessment System, которые усовершенствуют систему налогового администрирования: налоговый аудит будет проводиться в автоматической форме, мониторинг, пользование данными и анализ - в режиме реального времени.

Увеличение количества электронных госуслуг, оказываемых налогоплательщикам, и мобильных приложений снизит человеческий фактор в отношениях с сотрудниками налоговой системы на 60%. Это не только предупредит коррупцию, но и резко сократит делопроизводство в бумажной форме.

На основе вышеуказанных направлений объем базы данных государственного налогового комитета Республики Узбекистан увеличится до 1 петабайта, а скорость обработки и анализа данных - до 10 раз; повысится качество электронных государственных услуг, предоставляемых налогоплательщикам, а уровень добровольной уплаты налогов достигнет до 90 процентов;; развитие бизнес-процессов по задачам, поставленным перед налоговыми органами, повышение производительности труда за счет дублирования и сокращения технической работы; в результате удобства и упрощения ввода данных, сбора, формирования, анализа за счет создания единой платформы, возможность сокращения процесса составления налоговой отчетности в 57 раз; возможности дистанционного обучения для подготовки квалифицированных кадров.

На основании вышеизложенных мы можем сделать вывод, что роль цифровой экономики в дальнейшем совершенствовании налогового администрирования высока по своей роли и важности в эффективной организации налогового администрирования, а также реализации задач, изложенных в указе, служит радикальному совершенствованию налоговой системы и администрирования, обеспечению ее прозрачности,, в частности, дальнейшее совершенствование программных продуктов в области информационных технологий и налоговой системы для наших хозяйствующих субъектов служит одним из важнейших факторов процветания нашей страны и дальнейшего повышения благосостояния населения.

Использованные источники:

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию республики Узбекистан от №УП-4947 от 07.02.2017

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 18.07.2017 г. N УП-5116 «О мерах по коренному совершенствованию налогового администрирования, повышению собираемости налогов и других обязательных платежей»

3. Узбекистон Республикаси Президентининг Олий Мажлисга Мурожаатномаси http://uza.uz/uz/posts/zbekiston-respublikasi-prezidenti-shavkat-mirziyeevning-oliy-25-01-2020.

4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по широкому внедрению в налоговое администрирование современных информационно-коммуникационных технологий" от 5.06.2020 г. №359 https://lex.uz/docs/4844692

5. Цифровая экономика: как специалисты понимают этот термин. РИА Новости, 16 июня 2017.

6. What is the Digital Economy, and How to Measure it Mohamed E. Gumaha and Zulikha Jamaluddin.

7. Н. Джумаев Что дает стране развитие цифровой экономики? https://finance.uz/index.php/uz/fuz-menu-biznes-uz/669.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.