Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ НА ТРАНСПОРТЕ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ НА ТРАНСПОРТЕ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1461
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЛОГИСТИКА / БЛОКЧЕЙН / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERMODAL TRANSPORTATION / LOGISTICS / BLOCKCHAIN / DIGITALIZATION / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Биленко Александр Васильевич, Медникова Оксана Васильевна

Цифровизация и новые разработки в области искусственного интеллекта, блокчейна, интернета вещей и автоматизации приобретают все большее значение для транспорта. Они помогают оптимизировать существующие процессы, создавать новые возможности для бизнеса и трансформировать цепочки поставок и географию торговли. Несмотря на потенциальные возможности и выгоды, предоставляемые этими технологиями, они также влекут за собой риски и потенциальные издержки для транспортных субъектов в развивающихся странах. Таким образом, необходимо установить равные условия. В статье рассматривается роль интероперабельности и глобальных стандартов, важность поощрения технологических инноваций при одновременном избежании монополистических результатов и необходимость обеспечения того, чтобы цифровизация работала на достижение целей устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION IN TRANSPORT: PROVIDING OPPORTUNITIES FOR DEVELOPMENT

Digitalization and new developments in artificial intelligence, blockchain, IoT and automation are gaining importance in transportation. They help streamline existing processes, create new business opportunities, and transform supply chains and trade geography. Despite the potential opportunities and benefits provided by these technologies, they also entail risks and potential costs for transport actors in developing countries. Thus, a level playing field must be established. The article examines the role of interoperability and global standards, the importance of encouraging technological innovation while avoiding monopolistic outcomes, and the need to ensure that digitalization works towards sustainable development goals.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ НА ТРАНСПОРТЕ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ»

ЦИФРОВИЗАЦИЯ НА ТРАНСПОРТЕ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Александр Васильевич Биленко

старший преподаватель кафедры «Экономика и управление на транспорте» ФГАОУ ВО «РУТ» (МИИТ), аспирант, научный сотрудник Оксана Васильевна Медникова

доцент кафедры «Информационные системы цифровой экономики» ФГАОУ ВО «РУТ» (МИИТ)

Аннотация. Цифровизация и новые разработки в области искусственного интеллекта, блокчейна, интернета вещей и автоматизации приобретают все большее значение для транспорта. Они помогают оптимизировать существующие процессы, создавать новые возможности для бизнеса и трансформировать цепочки поставок и географию торговли. Несмотря на потенциальные возможности и выгоды, предоставляемые этими технологиями, они также влекут за собой риски и потенциальные издержки для транспортных субъектов в развивающихся странах. Таким образом, необходимо установить равные условия.

В статье рассматривается роль интероперабельности и глобальных стандартов, важность поощрения технологических инноваций при одновременном избежании монополистических результатов и необходимость обеспечения того, чтобы цифровизация работала на достижение целей устойчивого развития.

Ключевые слова: интермодальные перевозки, логистика, блокчейн, цифровизация, информационные технологии

DIGITALIZATION IN TRANSPORT: PROVIDING OPPORTUNITIES FOR DEVELOPMENT

Alexander V. Bilenko

post-graduate student, researcher Educational and scientific laboratory «Modeling of business processes» IEF, Art. pr-l department «Economics

and management of transport» Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «RUT»

Oxana V Mednikova

associate professor, Federal State Autonomous Educational Institution of

Higher Education «RUT»

Abstract. Digitalization and new developments in artificial intelligence, blockchain, IoT and automation are gaining importance in transportation. They help streamline existing processes, create new business opportunities, and transform supply chains and trade geography. Despite the potential opportunities and benefits provided by these technologies, they also entail risks and potential costs for transport actors in developing countries. Thus, a level playing field must be established.

The article examines the role of interoperability and global standards, the importance of encouraging technological innovation while avoiding monopolistic outcomes, and the need to ensure that digitalization works towards sustainable development goals.

Key words: intermodal transportation, logistics, blockchain, digitalization, information technology

Портовые и судоходные службы могут значительно выиграть от цифровизации. Исследования ЮНКТАД показывают, что морской транспорт, насчитывающий 95 402 судна, обеспечивает около 80 процентов объема мировой торговли. Практически все данные, лежащие в основе любой морской торговой операции и транспортной операции, оцифровываются. Интернет вещей в сочетании с растущей доступностью данных позволит обеспечить экспоненциальный рост автоматизированных процессов. Сочетание улучшенной цифровой и физической связи поможет перевозчикам, морским портам и поставщикам интермодальных перевозок интегрировать свои процессы с собственными глобализованными цепочками поставок грузоотправителей, обеспечивая лучшую видимость поставок в любой момент времени. Этому способствует искусственный интеллект, который может помочь анализировать растущий объем данных из автоматических систем идентификации, глобальных систем позиционирования и устройств слежения за грузами и контейнерами. Эти данные могут быть сообщены и надежно сохранены в блокчейне, что делает их защищенными от несанкционированного доступа и отслеживаемыми. Чтобы воспользоваться этими тенденциями, развивающиеся страны должны обеспечить не только доступ к этим услугам, но и участие в бизнесе в качестве поставщиков услуг, обеспечивая при этом положительное чистое воздействие на занятость.

Этапы цифровизации морского транспорта Влияние цифровизации на морской транспорт можно разделить на следующие три этапа:

1. Оптимизация - максимальное повышение эффективности и надежности существующих процессов с целью снижения торговых издержек.

2. Расширение - выход за рамки эффективности для создания возможностей для новых услуг и предприятий.

3. Трансформация - переосмысление логистических, торговых и бизнес-моделей, основанных на потоках доходов, основанных на данных, и изменениях в торговых потоках.

Этап 1: Оптимизация Интеллектуальные логистические операции уже привели к значительному сокращению расходов на складские запасы, в то время как больше денег тратится на быструю, надежную и, где это возможно, своевременную доставку.

Все больше и больше процессов судоходства и портовых терминалов становятся автоматизированными. Несколько недавних инициатив оценивают возможности оптимизации, связанные с этими новыми технологиями. Оптимизация захода в порт, например, оптимизация скорости и маршрутов судов, может снизить выбросы углекислого газа и время ожидания в портах [Медникова, Анистратов, Титов 2020].

Портовые власти и операторы терминалов объединили усилия для оптимизации портовых и интермодальных соединений.

Кроме того, грузоотправители и другие заинтересованные стороны поддерживают диалог по морской логистике для поощрения обмена данными и сотрудничества в рамках глобальных цепочек поставок.

Цифровизация транспорта и логистики происходит в Российской Федерации в соответствии с приоритетами, указанными в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации до 2024 года».

Одно из направлений этой программы - «Цифровой транспорт и логистика». В рамках данного направления в 2018 году образовалось одноименное объединение как логистический агрегатор интегрированных транспортно-логистических решений в цифровом формате.

Ассоциация объединила ключевых игроков рынка при поддержке государства: РЖД, Аэрофлот, Автодор, Глосав и другие. Фактически, это государственный сегмент единого безопасного доверенного пространства на транспорте, обеспечивающего доступ к государственным услугам по принципу «единого окна» в формате открытой экосистемы услуг.

В качестве технической и инфраструктурной основы для реализации цифровых изменений в России создана Единая цифровая платформа транспортного комплекса. Очевидно, что создать рабочую площадку на базе одного вида транспорта невозможно, тем более что границы между видами транспорта сегодня стираются. Это становится еще более очевидным для комплексных транспортных услуг. Комплексный транспортно-логистический сервис как «бесшовная» услуга формируется на основе взаимного предоставления цифровых услуг партнерскими организациями [Медникова 2019].

В его состав входят крупнейшие перевозчики, транспортные и логистическиекомпании,формирующиесобственныеинтеллектуальные системы, которые затем интегрируются из отдельных «умных» решений в экосистемы «умного города», «цифровой железной дороги» и т.д.

Развивается также расширение интеллектуальных транспортных систем в формате Умного города. Это «умные дороги» с цифровыми решениями для сбора и обработки данных об автомобилях и дорожной инфраструктуре: это «умные светофоры», средства автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения, паркоматы, информационные табло и т.д.

Выделяют 3 основных вектора цифровизации бизнеса на транспортно-логистическом рынке России:

Первый вектор - это создание транспортных бирж в формате Логистического агрегатора. Это включает единую цифровую платформу транспортного комплекса России, электронную торговую площадку «Груз», автоматизированный программный комплекс «Эльбрус» и ИТ-портал ПАО «Трансконтейнер». Все они - цифровые платформы для общения заказчиков и подрядчиков. Логическим продолжением этого вектора могут быть решения по созданию систем доставки и анализа блокчейн-платформы. В частности, электронный коносамент уже используется в качестве основы для смарт-контрактов на мультимодальной грузовой бирже.

Второе направление - развитие персональных ИТ-продуктов. Сегодня клиенту не нужно много программ, которые сложно связать друг с другом. Он может использовать единственное вертикальное решение, которое позволяет решать все необходимые задачи в одной программе. Характерная черта РЖД транспорта - внедрение малонаселенных и нежилых технологий на базовых станциях. Развитие этого вектора -принятие автоматических управленческих решений [Медникова, Резер 2017].

Третий тренд - это цифровизация машин и оборудования для работы с товарами, этапами цепочки поставок («умный вагон», «умный контейнер», «умный терминал», «цифровая станция»).

Развитием этого вектора является автоматический онлайн-анализ данных, например, система «автодиспетчер-автомобилист».

Перечисленные тенденции типичны при реализации логистического подхода к «построению» гибких клиентоориентированных систем взаимодействия участников транспортного процесса в меняющемся внешней окружающей среде.

Для российских условий характерно, что крупные компании создают свои уникальные цифровые продукты. Например, РЖД с 2013 года разрабатывает уникальные технологии, в том числе управление

движением поездов и локомотивов без машиниста. Компания оснащает интеллектуальные контейнеры и вагоны датчиками, измеряющими параметры внешней среды и груза. Реализует блокчейн в управлении жизненным циклом подвижного состава с множеством участников. РЖД создает собственные платформенные решения для взаимодействия с клиентами и управления базами больших данных.

До 2025 года РЖД планирует вкладываться в развитие цифровых технологий с целью снижения до 5% доли затрат на информационное управление по двум направлениям: внешнему - при оказании клиентам услуги «околотранспортный»; и внутренний - при оптимизации логистических цепочек, контролируемых холдингом «РЖД». Холдинг «РЖД» уже много сделал в области цифровизации. Сегодня в компании работает 280 тысяч компьютеров, 4 тысячи информационных систем, 300 корпоративных серверов.

Что касается целевых показателей, предусматривается 10-процентное увеличение количества онлайн-заказов на грузовые перевозки с использованием новых цифровых форматов взаимодействия. Эти форматы включают инструменты для интеллектуального управления движением, моделирования и мониторинга, а также цифровые платформы. Сбербанк и РЖД подписали договор об интеграции банковских услуг с электронной биржей грузовых вагонов и рейтингами грузоотправителей и перевозчиков. Две компании решили запустить проект Smart Station на платформе Сбербанка.

Российская стратегия цифровой трансформации транспортной отрасли включает 55 проектов, в том числе комплексный научно-технический проект «Цифровая железная дорога». Проект стартовал в 2017 году и направлен на создание железной дороги, в которой не менее половины добавленной стоимости создается с помощью цифровых технологий. Сегодня проект реализуется на 16 пилотных учебных площадках. В рамках проекта «Цифровая железная дорога» уже создана интеллектуальная система управления железной дорогой. Это позволяет автоматически собирать всю информацию о процессе перевозки. У проекта две особенности:

1) подвижной состав рассматривается как объект в системе управления транспортным процессом;

2) цифровая железная дорога работает по принципам полной согласованности, онлайн-бизнеса и управления услугами от начала до конца. Это полностью оправдано, потому что сегодня потребителю

необходимы комплексные, цельные услуги, которые он может получить где угодно и когда угодно.

Для поддержки работы электронной торговой площадки экспедиторов в 2018 году в РЖД создан собственный цифровой канал продаж комплексных логистических услуг - Digital Logistics. Задача - упростить для клиентов процесс организации железнодорожных перевозок. Для Digital Logistics компания INTELLEX разработала облачный сервис, в котором пользователю, оператору подвижного состава, необходимо зарегистрироваться на сайте (etpgp.rzd.ru) и получить доступ к центру управления услугами. Современные интеллектуальные перевозки, как инновационный цифровой логистический продукт, позволяют создавать комплексные транспортные услуги с учетом динамичных пожеланий клиента. Сегодня Supply Chain 2.0, использующий «Интернет вещей», заменяет управление цепочкой поставок.

Исследование позволило в рамках обозначенной темы сформулировать следующие выводы о тенденциях и потенциале цифровизации транспортной отрасли Российской Федерация:

- развитие формата логистического агрегатора, разработка персональных ИТ-продуктов и цифровизация машин и оборудования;

- активное использование Интернета вещей, блокчейна и инструментов искусственного интеллекта на транспорте России, реализация прозрачности, безопасности и клиентоориентированности глобальных цепочек поставок, построенных российской логистикой;

- бесшовное формирование цифровых платформ и интеллектуальных транспортных систем в «бесшовном» сквозном формате взаимодействия всех видов транспорта и участников логистических цепочек поставок;

- перспективные направления развития цифровых технологий на транспорте России. Вступление «необитаемых» технологий в организации движения и управлении грузовыми и коммерческими перевозками, разработка смарт-контрактов, инициирование создания мультимодальной транспортной биржи.

Подводя итог, можно сказать, что в России, как и в мире, уже сформированы условия для глобальной цифровой среды ведения бизнеса со «скоростью клика».

Список литературы

Медникова О.В., Анистратов А.В., Титов А.М. Цифровая экономика в россии: проблемы и перспективы развития / Сборник: Цифровая трансформация в экономике транспортного комплекса. Развитие цифровых экосистем: наука, практика, образование. материалы II-ой международной научно-практической конференции. Москва, 2020. - С. 208-211.

Медникова О.В. IOT в транспорте: как интернет вещей помогает избежать катастрофы, аварии и загруженность крупных городов / Вестник Академии знаний. 2019. № 4 (33). - С. 154-158.

Медникова О.В., Резер А.В. Транспортная логистика и роль железнодорожного транспорта в ней / Вестник Московской международной академии. 2017. № 2. - С. 83-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.