Научная статья на тему 'Цифровизация логистики в сетевой торговле'

Цифровизация логистики в сетевой торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
899
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЛОГИСТИКА / СЕТЕВАЯ ТОРГОВЛЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / РИТЕЙЛ / ОМНИКАНАЛЬНОСТЬ / КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ / DIGITALIZATION / LOGISTICS / NETWORK TRADE / DIGITAL TRANSFORMATION / RETAIL / OMNICHANNEL / CUSTOMER FOCUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мясникова Людмила Анатольевна

В статье анализируются современные условия и направления цифровой трансформации экономики и общества. Оценивается состояние цифровизации логистики в сетевой торговле. Акцентируется внимание на проблемах и рисках цифровизации, которые должны быть минимизированы совместными усилиями государства и бизнес-сообщества. Подчеркивается важность реализации многоформатных логистических решений в условиях стремительной смены потребительских предпочтений и роста доступности технологических инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF LOGISTICS IN NETWORK TRADE

The article analyzes the current conditions and directions of digital transformation of the economy and society. It estimates the state of development of logistic digitalization in network trade. Special attention is paid to the problems and risks of digitalization which should be minimized by joint efforts of the State and business community. The article emphasizes the importance of multi-format logistic solutions implementation in terms of rapid changing of consumer preferences and increasing availability of technology innovations.

Текст научной работы на тему «Цифровизация логистики в сетевой торговле»

Людмила Анатольевна Мясникова - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЛОГИСТИКИ В СЕТЕВОЙ ТОРГОВЛЕ

Аннотация. В статье анализируются современные условия и направления цифровой трансформации экономики и общества. Оценивается состояние цифровизации логистики в сетевой торговле. Акцентируется внимание на проблемах и рисках цифровизации, которые должны быть минимизированы совместными усилиями государства и бизнес-сообщества. Подчеркивается важность реализации многоформатных логистических решений в условиях стремительной смены потребительских предпочтений и роста доступности технологических инноваций.

Ключевые слова. Цифровизация, логистика, сетевая торговля, цифровая трансформация, ри-тейл, омниканальность, клиентоориентированность.

Myasnikova L.A.

DIGITALIZATION OF LOGISTICS IN NETWORK TRADE

Abstract. The article analyzes the current conditions and directions of digital transformation of the economy and society. It estimates the state of development of logistic digitalization in network trade. Special attention is paid to the problems and risks of digitalization which should be minimized by joint efforts of the State and business community. The article emphasizes the importance of multi-format logistic solutions implementation in terms of rapid changing of consumer preferences and increasing availability of technology innovations.

Keyword. Digitalization, logistics, network trade, digital transformation, retail, omnichannel, customer focus.

Введение

Цифровая трансформация затронула все сферы общества и бизнеса. Торговля, как один из лидеров внедрения цифровых инноваций, не стала исключением. Широкое развитие получили технологии искусственного интеллекта, компьютерного зрения, виртуальной и дополненной реальности, предик-тивной аналитики. В контексте технологического развития, основанного на цифровых технологиях,

ГРНТИ 06.39.02 © Мясникова Л. А., 2020

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д.. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 310-46-65. E-mail: mjasnikowal@mail.ru. Статья поступила в редакцию 03.03.2020.

центральной темой обсуждения становится взаимодействие людей и машин. Стремление к реализации возможности точнее следовать запросам потребителей при меньших издержках определяет и главный тренд изменений - переход к массовой кастомизации. Требования повышения уровня сервиса доставок, сокращения издержек и повышения персонификации подчеркивают важность логистической компоненты в развитии экосистем. Вместе с тем, цифровизация сопряжена с обеспечением безопасности бизнеса и конфиденциальности персональных данных, что связано со значительными издержками и рисками.

Цифровая трансформация и сопутствующие ей технологии ставят серьезные вопросы перед обществом в целом. Реальный вызов используемых технологий заключается в том, чтобы экономика и политика могли существовать как партнеры и проактивно формировать цифровую и - на ее основе -индустриальную трансформацию. Иначе промышленность и торговля будущего не смогут добиться реализации принципа прямого доступа ко всем необходимым данным в режиме реального времени и технологиям, позволяющим извлекать в любой момент из потока требуемые ресурсы. Реализация подобного сценария возможна, если машины будут объединены в сеть и смогут взаимодействовать друг с другом. Пока даже самые продвинутые в технологическом плане страны представляют связующие элементы в отдельности, а перспективной задачей является создание полностью интегрированных систем [6]. «Связанное» производство породит абсолютно новые формы бизнеса и сотрудничества.

Материалы и методы

Российский рынок оптовой и розничной торговли является значимым, динамичным и наиболее восприимчивым к инновациям сегментом экономики. Доля торговли в валовом внутреннем продукте и в структуре занятых удерживается на уровне 16-20%. По итогам 2018 г. доля современных форматов в структуре оборота розничной торговли России составила 73%. В 2019 году, по данным оперативного доклада Росстата, оборот розничной торговли достиг 33,532 трлн руб. Российский рынок продуктовой розницы является 8-м по величине рынком в мире. Цифровизация российского ритейла стартовала в начале 2000-х годов и прошла за этот период три этапа:

• первый связан с появлением электронного документооборота и корпоративных систем управления проектами. Эффективность реализации внутренних процессов достигалась исключением влияния человеческого фактора при выполнении регулярных бизнес-процедур;

• второй - с необходимостью автоматизировать процессы, масштаб которых стал непосилен человеку (автоматизация сортировки и комиссионирования, складирования, учета товарных запасов на складах и полках магазинов и пр.);

• третий этап связан с появлением онлайн-торговли, придавшей импульс развитию новых моделей -многоканальной и омниканальной торговли. В результате подобных трансформаций появились новые пути доставки продукции до потребителя: склад - магазин - дом; магазин - дом; склад -дом; магазин - постамат и пр.

Внедрение EDI-систем электронного документооборота стало важным событием в российском ри-тейле. К сожалению, цифровые коммуникации между ритейлерами и поставщиками пока не стали стандартом российского бизнеса, в отличие от западноевропейских стран. На определенном этапе для компаний становится большой проблемой работа с программным обеспечением, внедренным в разное время и разными поставщиками. Обеспечение интеграции систем WMS (Warehouse Management System), TMS (Transportation Management System), ERP (Enterprise Resource Planning) и MRP (Material Requirements Planning) требует значительных средств и усилий, что в будущем не гарантирует соответствия новым задачам. Переход на системы следующего уровня цифровой трансформации - SaaS (Software as a Service) дает возможность для управления цепями поставок и развития новых сервисов в формате «одного окна». Данное интегрированное решение объединяет все звенья цепи поставок и дает им возможность включения в новые процедуры.

Несмотря на то, что логистика входит в ТОП-5 наиболее «цифровизированных» отраслей в России и в мире, только 28% российских транспортно-логистических компаний оценивают свой текущий уровень цифровизации как «продвинутый» [1]. Цифровизация затрагивает всё больше процессов как внутри торговых предприятий, так и в сфере внешних взаимодействий. Ключевые логистические процессы - транспортировка, складирование, управление запасами и заказами - переходят на цифровые

платформы [7]. Применение общеотраслевых решений и дополнительных возможностей для взаимодействия разных участников рынка на современных цифровых рельсах стало глобальным требованием времени.

Переход к логистике как сервису дает всем участникам, а особенно представителям малого и среднего бизнеса, значительные конкурентные преимущества. Применение платформенных решений в организации грузоперевозок существенно изменит расклад сил на рынке - посредники-экспедиторы, оплата услуг которых, по экспертным оценкам, достигает в России 40% стоимости перевозки, исчезнут с рынка [1]. Неминуемо обострится ценовая конкуренция, повысится эффективность использования транспорта, и многие участники рынка выйдут из тени.

Изучение российских практик в сфере цифровизации торговли показало, что лидеры рынка [5, 10] следуют общемировым тенденциям. Ими внедряются и тестируются такие инновационные решения, как: видеомониторинг товаров на полках; видеомониторинг очередей; интернет вещей для контроля энергоэффективности и оптимизации потребления электроэнергии; виртуальная реальность для обучения продавцов; анализ больших данных используется для комплексного бизнес-планирования, анализа и корректировки ассортимента; алгоритмы машинного обучения позволяют определить какие промопредложения интересны покупателям и выгодны компаниям; алгоритмы, отслеживающие различия ценовых предложений в сравнении с конкурентами.

Лидеры российского ритейла реализуют проекты онлайн-торговли как элементы программ ом-никанальности. Онлайн-рынок товаров повседневного спроса, по оценкам агентства ЮТОИпе, достиг в 2018 году в РФ 150 млрд руб, из которых онлайн-рынок продовольствия составил только 23 млрд руб. [3]. Онлайн-торговля способствует развитию систем доставки. Тенденции первой половины 2019 года показали высокую положительную динамику собственных служб доставки у крупных игроков рынка, располагающих широкой сетью магазинов и маркетплейсов (рост заказов на 61%), и увеличение популярности самовывоза через сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и постаматы (рост на 40%). Сравнительные данные за 2018-2019 гг. представлены в таблице.

Таблица

Количество отправлений по каналам доставки в 2018-2019 гг. [4]

Канал доставки 2018 г. 2019 г. (первое полугодие) Рост 2018 (первое полугодие) / 2019 (первое полугодие)

млн посылок доля, % млн посылок доля, %

Собственная служба магазина 158 43 111 51 61%

Почта России 88 24 44 20 3%

Логистические компании (до двери) 61 17 27 12 2%

Логистические компании (ПВЗ и постаматы) 59 16 36 17 40%

Всего 366 100 218 100 -

Примечание. Данные о посылках из интернет-магазинов внутри России, включая МЬМ, без кроссбордера (без учета доставки готовой еды из ресторанов).

Компании из ТОП-3 интернет-магазинов - Wildberries, Ozon, Apteka.ru - активно используют собственные силы при доставке посылок. На весну 2019 года у 27 крупных игроков рынка суммарное количество уникальных пунктов выдачи заказов и постаматов превысило 35 тысяч. Логистический сервис полного цикла для доставки заказов из интернет-магазинов PickPoint располагает 8 тыс. постаматов и пунктов выдачи [2]. К началу 2019 года в 1531 магазине «Пятерочка» было установлено 1599 постаматов [10].

В структуре экосистем электронной торговли логистика занимает ведущее место, интегрируя сервисы для доставки и отслеживания отправлений интернет-магазинов и компаний, помогая оптимизировать и автоматизировать логистические процессы в сфере электронной торговли. Для выполнения этих задач система логистики (по состоянию на 2019 г.) включала 28 блоков и 162 сервиса. О динамичности подходов к организации торговли свидетельствуют результаты крупнейшей международной

конференции NRE Retail's Big Show 2019, проходившей в Нью-Йорке [8]. Показательна смена настроений участников от «Апокалипсис ритейла» (2012 г.) и «Отрицание ритейла» к «Возвращение ритей-ла» и «Время перемен» (2019 г.) [9].

Направления цифровизации определяются исходя из моделей поведения потребителя. Современные покупатели больше ценят удобство и экологичность, стремятся к экономии времени, требуют персонального подхода. Они активно используют цифровые технологии и различные каналы для получения информации. Путь потребителя к товару становится многоканальным. Специалисты готовятся к более активному влиянию клиентов на развитие бизнес-моделей. Российский ритейл следует в фарватере цифровой повестки, но пока существенно отстает в масштабах, разнообразии и производительности. Сравнение российских и западных ритейлеров пока свидетельствует о значительном их отставании в эффективности, в частности по показателю выручки на одного сотрудника наши лидеры рынка отстают в 2-5 раз.

Результаты и их обсуждение

Цифровая трансформация из разряда особых требований перешла в категорию обязательных атрибутов высокоразвитого бизнеса. В сложившихся условиях для стабильного цифрового развития стране необходимо располагать собственной элементной базой, операционными системами, иначе цифрови-зация приведет к ее «цифровой колонизации» и полной управляемости внешними силами. Наивно полагать, что в условиях жесточайшей конкуренции страны-лидеры инновационного развития будут способствовать появлению новых равных им игроков. Закрывать рынки и не пускать конкурентов начали не вчера. Можно вспомнить 1980-е годы и запреты на продажу прецизионных станков, в 1990-е гг. - суперкомпьютеров. В наши дни - запрет программных продуктов «Лаборатории Кас-перского» для использования американским правительством и санкции США против Huawei.

Экономические санкции США и стран ЕС безусловно оказали влияние на российскую экономику в целом и торговлю как ее часть. К тому же масштаб участников российского рынка ритейла не столь велик, чтобы внедрение современных технологий гарантированно приносило экономическую выгоду. Крупный и средний бизнес в обороте розничной торговли РФ занимает только 49,7%, остальная выручка приходится на рынки (5,9%), малые и микропредприятия (22,7%) и индивидуальных предпринимателей вне рынка (21,7%). Низкий платежеспособный спрос населения привел к росту в структуре товарооборота дискаунтеров (52,7%). Доля формата «магазин у дома» составляет 9,9%, а на гипер-маркеты и супермаркеты приходится только 37,4% [5].

Несмотря на отмеченные проблемы и недостатки, крупнейшие игроки рынка внедряют цифровые технологии и с интересом изучают зарубежный опыт. Наибольшее внимание уделяется автоматизации складов, распределительных и сортировочных центров. В торговле процессы цифровизации должны базироваться на автоматизации процессов для повышения их эффективности за счет технологий переработки данных и передачи информации, новых методов принятия решений.

Основной мировой драйвер роботизации и автоматизации процессов - рост расходов на оплату труда - в российских условиях не столь очевиден. Например, в X5 Retail Group доля расходов на персонал в выручке компании составляла в 2018 году 7,7% [10]. Вместе с тем, по мнению Boston Consulting Group, только автоматизация и роботизация обладают необходимым потенциалом снижения затрат и роста производительности труда в процессах распределения и обслуживания. С уверенностью можно предположить, что цифровизация ритейла будет продолжена в направлениях:

• радикальной автоматизации и роботизации складов и распределительных центров, систем доставки, центров исполнения заказов и магазинов;

• обеспечения сквозной безопасности продуктов питания на всей цепи поставок;

• развития технологий компьютерного зрения в обеспечении безопасности торговых объектов, автоматизации работы касс, оснащении роботов и витрин, при проверке ценников и т.д.;

• использования аналитики на базе искусственного интеллекта для создания обучаемых чат-ботов, умных сенсоров в розничных точках, сигнализирующих о необходимости пополнить запасы, служащих для улучшения прогнозов продаж товаров по дням и по торговым точкам сети магазинов и пр.;

• применения технологий дополненной и виртуальной реальности для демонстрации на месте продажи возможностей и преимуществ использования продаваемого товара;

• персонификации ценового предложения, когда с помощью приложения на смартфоне покупателю предлагается индивидуальная цена на товар;

• контекстуализации мобильных услуг и мн. др.

Перечисленные направления актуальны в разной степени для российского, американского и западноевропейского рынков. Российские ритейлеры активно развивают партнерства в области инноваций, поиске стартапов и обмене технологиями не только с зарубежными, но и отечественными компаниями.

Заключение

Глобальные вызовы и тенденции технологического развития требуют отказа от линейных представлений о будущем в пользу множественных сценариев. Неизбежны также разные сценарии внедрения цифровых технологий в крупных городах и небольших отдаленных населенных пунктах. Значительную активность в этом направлении проявляет логистический оператор «Почта России», реализующий совместные проекты c X5 Retail Group и компанией ИКЕА. Практика зарубежных стран и России показывает интерес ко всем моделям цифровизации, которые представлены и развиваются на современном рынке. Наиболее радикальные сценарии развития общества и логистики могут реализовы-ваться в условиях глобального мира без границ и национальных государств, к чему мир пока не готов. Для России принципиально важно создать собственную инструментальную базу цифровизации бизнес-процессов, что станет залогом устойчивого развития.

Тенденции изменений внутри страны приведут к объединению компаний и централизации логистических функций под контролем ключевых игроков. Поддержание конкуренции на рынке будет определяться эффективностью форм государственного регулирования. В современном ритейле понятие клиентоориентированности неотделимо от технологий. Технологически цифровая трансформация будет представлена универсальным набором инструментов, масштаб применения которых будет определяться инвестиционным потенциалом, а такие аспекты, как экономический, организационный, социальный, правовой и пр., должны учитывать конкретные условия и уровень развития систем.

Неизбежна постоянная смена бизнес-моделей. Изменчивость потребительских предпочтений и вероятность инверсии потребует развития омниканальности не только по всем цифровым направлениям, но и традиционным каналам ритейла, обеспечивая покупателям выбор между оффлайн, онлайн торговлей и их различными комбинациями. Подобное многообразие запросов неизбежно ставит перед логистикой сложные многоплановые задачи обеспечения высокой эффективности бизнес-процессов и качества предоставления услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисина Е. Логистика на платформе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spb.plus.rbc.ru/ news/5d7f84c47a8aa95f6d08db44 (дата обращения 10.11.2019).

2. Интернет-торговля в России 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://datainsight.ru/sites/default/ files/DI_Ecommerce2019.pdf (дата обращения 23.01.2020).

3. Ищенко Н. Онлайн-торговля пока не угрожает крупнейшим российским продуктовым сетям. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/07/02/805543-onlain-torgovlya-ugro-zhaet (дата обращения 03.07.2019).

4. Логистика для интернет-магазинов: мнения и ожидания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.datainsight.ru/sites/default/files/DI-Logistic0pinion2019-web.pdf (дата обращения 23.01.2020).

5. Annual report 2018. Magnit. 195 p.

6. GläßR., LeukertB. Handel 4.0: Die Digitalisierung des Handels - Strategien, Technologien, Transformation. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag GmbH, 2017. 259 s.

7. Myasnikova L.A., Lobanova A.K. Logistics platforms for trade automation // Логистика: современные тенденции развития: материалы XVIII Междунар. науч.-практ. конф. 4, 5 апреля 2019 г.; Ч. 2. СПб.: ГУМРФ имени адмирала С О. Макарова, 2019. С. 295-299.

8. Retail Renaissance: Takeaways from the NRF "Big Show" 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.idc-community.com/category/retail (дата обращения 20.05.2019).

9. The future of retail: key digital trends in explanation of the NRF trade show retail's Big Show 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://habr.com/en/post/436658 (дата обращения 20.02.2019).

10. X5 Retail Group. Annual report 2018. 311 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.