Научная статья на тему 'Ключевые факторы успеха торговых сетей с помощью цифровых технологий'

Ключевые факторы успеха торговых сетей с помощью цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
764
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТЕЙЛ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА (КФУ) / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / RETAIL / DIGITALIZATION / THE KEY FACTORS OF SUCCESS (KSF) / ENTERPRISE COMPETITIVENESS / DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пасюк М. К.

В данной статье исследуются основные тенденции цифровой трансформации российского ритейла, среди которых рост доли покупок через онлайн-сервисы, активное сравнивание цен на товары (в т.ч. с помощью специальных онлайн-сервисов) и другие. На основе анализа отчетов по цифровой трансформации в России за 2018-2019 годы автором статьи определен темп цифровизации ритейла. На основании полученных данных автором были выделены ключевые факторы успеха торговых сетей, формирующиеся при внедрении цифровых технологий, предложено определение понятия «цифровая трансформация торговых сетей», представляющую собой комплекс мер по внедрению цифровых технологий в 4 направлениях: коммуникации с потребителями, операционная деятельность, управление цепями поставок и обеспечение информационной безопасности. В статье обобщается практический опыт внедряемых цифровых технологий на данный момент.This article explores the main trends in the digital transformation of Russian retail, including the growing share of purchases through online services, the active comparison of prices for goods (including using special online services) and others. Based on the analysis of reports on digital transformation in Russia for 2018-2019, the author of the article determined the digitalization rate of retail. Based on the data obtained, the author identified key success factors for distribution networks that are emerging when digital technologies are introduced, and defines the concept of «digital transformation of distribution networks», which is a set of measures to introduce digital technologies in 4 directions: communication with consumers, operations, chain management supply and information security. The article summarizes the practical experience of implemented digital technologies at the moment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые факторы успеха торговых сетей с помощью цифровых технологий»

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ

ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

М.К. Пасюк, магистрант

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10323

Аннотация. В данной статье исследуются основные тенденции цифровой трансформации российского ритейла, среди которых рост доли покупок через онлайн-сервисы, активное сравнивание цен на товары (в т.ч. с помощью специальных онлайн-сервисов) и другие. На основе анализа отчетов по цифровой трансформации в России за 2018-2019 годы автором статьи определен темп цифровизации ритейла. На основании полученных данных автором были выделены ключевые факторы успеха торговых сетей, формирующиеся при внедрении цифровых технологий, предложено определение понятия «цифровая трансформация торговых сетей», представляющую собой комплекс мер по внедрению цифровых технологий в 4 направлениях: коммуникации с потребителями, операционная деятельность, управление цепями поставок и обеспечение информационной безопасности. В статье обобщается практический опыт внедряемых цифровых технологий на данный момент.

Ключевые слова: ритейл, цифровизация, ключевые факторы успеха (КФУ), конкурентоспособность предприятия, цифровые технологии.

На сегодняшний день во всем мире сфера розничной торговли является одной из наиболее восприимчивых к различного рода инновациям. Это объясняется следующими факторами: динамичностью развития отрасли и высокой конкуренцией. Динамика развития отрасли розничной торговли предоставляет возможности оценивать результат и эффективность внедрения цифровых решений практически сразу, а высокая конкуренция устанавливает необходимость оптимизации всех текущих бизнес-процессов для обеспечения конкурентного преимущества компаниям.

Так, согласно данным аналитического отчета «Цифровая трансформация в России, 2018» [1], сфера торговли находится на 4 месте по темпам цифровой трансформации после телекоммуникации, 1Т-отрасли и банковского сектора.

В российском ритейле на сегодняшний день наблюдаются следующие тенденции развития:

- рост доли покупок через онлайн-сервисы;

- частое и активное сравнивание цен на товары (в т.ч. с помощью специальных он-лайн-сервисов);

- увеличение доли осуществление платежей банковскими картами и сервисов савЬЬаск;

- использование персональных промо-предложений.

Таким образом, исходя из тенденций развития отрасли, можно заметить, что для обеспечения конкурентных преимуществ компаниям необходимо активно внедрять цифровые технологии в текущие бизнес-процессы.

В 1961 г. Рональдом Дэниэлом был разработан управленческий инструмент «Критические факторы успеха» - научно описывающий механизм успешности компаний и подразделений [2]. Согласно данной методике, критические факторы успеха - это ограниченное число областей деятельности, достижение положительных результатов в которых гарантирует успех в конкурентной борьбе компании, подразделению или человеку. То есть это те области или факторы, на которые компании следует фокусировать внимание, чтобы добиться успеха (роста прибыли).

Основными и неизменными факторами, по мнению Р. Дэниэла, являются следующие: качество товаров, маркетинг, произ-

водство, сбыт и финансовый учет. Остальные факторы зависят от компании, ее продукта, стратегии и рыночной ситуации. Различные возможные факторы могут меняться с течением времени и носят непостоянный характер.

В текущих реалиях на рынке ритейла для всех компаний, несомненно, одним из ключевых факторов успеха является развитие цифровых технологий, это обусловлено изменением потребительного поведения, практически полный переход потребителя в онлайн-пространство [3].

Так, согласно аналитическому отчету «Цифровая эра в ритейле, 2019» [4]:

- 71% российских потребителей совершают покупки онлайн не менее одного раза в месяц;

- 79% российских потребителей совершают покупки онлайн с мобильных устройств.

Для обеспечения конкурентных преимуществ розничным торговым сетям необходимо осуществлять цифровую трансформацию комплексно по нескольким направлениям. Рассмотрев опыт зарубежных и российских компаний, активно встраивающих цифровые технологии в текущие бизнес-процессы, автором сформулировано понятие цифровой трансформации розничных торговых сетей.

Цифровая трансформация торговых сетей представляет собой комплекс мер по внедрению цифровых технологий комплексно в 4 основных направлениях:

- обеспечение коммуникации с потребителями (процесс от привлечения клиента к покупке до ее совершения);

- обеспечение операционной деятельности торговых точек (эффективность работы персонала в оффлайн-магазинах);

- обеспечение логистической деятельности компании и управления цепями поставок;

- обеспечение безопасности хранения данных.

На сегодняшний день торговые сети в России уже активно внедряют и тестируют цифровые технологии, которые потребитель может наблюдать непосредственно в магазине:

- электронные кассы, позволяющие потребителям самостоятельно оплачивать покупки в магазине;

- приложения компаний для смартфонов, которые содержат информацию о товарах, их наличии, ценах и т.д.;

- прием онлайн-заказов и осуществление доставки продуктов на дом;

- рекламные цифровые экраны над товарными стойками;

- электронные ценники и др.

Однако, в торговых сетях применяются и цифровые решения, которые скрыты от потребителей, но играют немаловажную роль в обеспечении конкурентных преимуществ компании, поскольку влияют на эффективность операционной и логистической деятельностей магазинов: формирование автоматических заказов поставщикам на основе прогнозных данных о спросе потребителей, онлайн-мониторинг цен конкурентов для формирования ценовой политики, внедрение системы RFID-меток для обеспечения автоматизации складских операций и т.д.

Безусловно, внедрение цифровых технологий, как и любых инноваций, тесно сопряжено с рисками. Наиболее актуальные проблемы, связанные с внедрением цифровых технологий, представлены опросе 100 отечественных компаний, проведенном НИУ ВШЭ при поддержке корпорации Microsoft в рамках подготовки доклада «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса».

Самыми популярными проблемами среди опрашиваемых компаний являются проблемы организационного характера. Так, для 54% компаний сложности вызывает недостаток опыта внедрения таких проектов, для 49% - в некорректной оценке сроков проведения таких проектов, 48% отмечают отсутствие достаточного количества квалифицированных сотрудников для реализации таких проектов и 48% отмечают неэффективное взаимодействие между разными подразделениями [5].

Таким образом, не смотря на риски, связанные с внедрением и тестированием цифровых решений, цифровая трансформация розничной торговой сети в текущих реалиях позволяет сформировать конку-

рентные преимущества и удержать лояльность потребителей. Так называемыми «передовиками» внедрения цифровых решений в бизнес-процессы в России являются крупные ритейлеры. Даже с потребительской точки зрения можно отметить, что в 2019 году ритейлеры активно тестировали и внедряли эффектные новинки,

которые возможно приведут к изменению потребительских привычек россиян.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что цифровизация торговли -это междисциплинарное явление, включающее совокупность знаний и применение методов информатики, математики, биологии, географии, маркетинга, логи-

стики и т.д.

Библиографический список

1. Аналитический отчет «Цифровая трансформация в России», 2018 // KMDA Консалтинг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://komanda-a.pro/blog/dtr_2018

2. Нестеренко Е.А. Направления развития цифровой экономики и цифровых технологий в России / Нестеренко Е.А., Козлова А.С. // Экономическая безопасность и качество. -2018. - №2 (31). - С. 6.

3. В 2018-2019 годах изменилась парадигма потребительского рынка и розничной торговли в России // РБК. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/articles/11127/ (дата обращения 11.04.2020)

4. Цифровая эра в ритейле: успех в будущем зависит от эффективности адаптации к цифровой среде уже сегодня // Петербургский экономический международный форум. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/publications/digital-era-in-retail-rus.pdf (дата обращения 12.04.2020)

5. Цифровизация в розничной торговле // Ритейл.ру. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/market-music-tsifrovizatsiya-v-roznichnoy-torgovle-05-04-2019-154749/ (дата обращения 10.04.2020)

KEY FACTORS FOR THE SUCCESS OF RETAIL CHAINS USING DIGITAL

TECHNOLOGIES

M.K. Pasyuk, Graduate Student

St. Petersburg State University of Economics

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. This article explores the main trends in the digital transformation of Russian retail, including the growing share of purchases through online services, the active comparison of prices for goods (including using special online services) and others. Based on the analysis of reports on digital transformation in Russia for 2018-2019, the author of the article determined the digitalization rate of retail. Based on the data obtained, the author identified key success factors for distribution networks that are emerging when digital technologies are introduced, and defines the concept of «digital transformation of distribution networks», which is a set of measures to introduce digital technologies in 4 directions: communication with consumers, operations, chain management supply and information security. The article summarizes the practical experience of implemented digital technologies at the moment.

Keywords: retail, digitalization, the key factors of success (KSF), enterprise competitiveness, digital technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.