Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
358
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ИНДЕКС СЕТЕВОЙ ГОТОВНОСТИ / «ВИРТУАЛЬНЫЕ СЛЕДЫ»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маслиенко М.А., Дроботова Н.А.

В статье рассмотрены одни из основных проблемных вопросов, связанных с коррупционными правонарушениями. Авторами рассматривается проблема влияния процесса цифровизации как на деятельность коррупционных правонарушителей, так и на деятельность правоохранительных органов. Особое внимание уделено рассмотрению преступности с учетом повсеместного внедрения продуктов цифровизации во все сферы общественной жизни. Авторами предложены некоторые пути решения проблемных вопросов, связанных с мерами по совершенствованию современной антикоррупционной политики государства в современном обществе. На основе анализа деятельности правоохранительных органов других государств предложены пути возможного разрешения в вопросах противодействия коррупционным правонарушениям и преступлениям с учетом цифровизации современного общества. Даны рекомендации по выработке основных направлений деятельности сотрудников правоохранительных органов по повышению цифровой грамотности населения и увеличению показателя индекса его сетевой готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF CORRUPTION OFFENSES: THE MAIN PROBLEMS AND WAYS TO COUNTERACT

The article deals with one of the main problematic issues related to corruption offenses. The authors consider the impact of the digitalization process, both on the activities of corruption offenders and on the activities of law enforcement agencies. Particular attention is paid to the consideration of crime in view of the widespread implementation of digitalization products in all spheres of social life. The authors proposed some ways of solving problematic issues related to measures to improve the modern anti-corruption policy of the state in modern society. Based on the analysis of the activities of law enforcement agencies of other states, proposed ways of possible solutions to the issues of combating corruption offenses and crimes, taking into account the digitalization of modern society. Recommendations are given on the development of the main directions of law enforcement officers’ activities to increase the digital literacy of the population and increase the index of its network readiness.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ»

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

DIGITALIZATION OF CORRUPTION OFFENSES: THE MAIN PROBLEMS AND WAYS TO COUNTERACT

УДК 343.352

М.А. МАСЛИЕНКО

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) maslienkoma@mail.ru

MARIA A. MASLIENKO

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Н.А. ДРОБОТОВА

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) drobotova_natalia@mail.ru

NATALYA A. DROBOTOVA

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: в статье рассмотрены одни из основных проблемных вопросов, связанных с коррупционными правонарушениями. Авторами рассматривается проблема влияния процесса цифровизации как на деятельность коррупционных правонарушителей, так и на деятельность правоохранительных органов. Особое внимание уделено рассмотрению преступности с учетом повсеместного внедрения продуктов цифровизации во все сферы общественной жизни.

Авторами предложены некоторые пути решения проблемных вопросов, связанных с мерами по совершенствованию современной антикоррупционной политики государства в современном обществе. На основе анализа деятельности правоохранительных органов других государств предложены пути возможного разрешения в вопросах противодействия коррупционным правонарушениям и преступлениям с учетом цифровизации современного общества. Даны рекомендации по выработке основных направлений деятельности сотрудников правоохранительных органов по повышению цифровой грамотности населения и увеличению показателя индекса его сетевой готовности.

Ключевые слова: цифровизация, противодействие коррупции, индекс сетевой готовности, «виртуальные следы».

Для цитирования: Маслиенко М.А., Дроботова Н.А. Цифровизация коррупционных правонарушений: основные проблемы и пути противодействия // Проблемы правоохранительной деятельности. 2022. № 2. С. 48-52.

Abstract: the article deals with one of the main problematic issues related to corruption offenses. The authors consider the impact of the digitalization process, both on the activities of corruption offenders and on the activities of law enforcement agencies. Particular attention is paid to the consideration of crime in view of the widespread implementation of digitalization products in all spheres of social life.

The authors proposed some ways of solving problematic issues related to measures to improve the modern anti-corruption policy of the state in modern society. Based on the analysis of the activities of law enforcement agencies of other states, proposed ways of possible solutions to the issues of combating corruption offenses and crimes, taking into account the digitalization of modern society. Recommendations are given on the development of the main directions of law enforcement officers' activities to increase the digital literacy of the population and increase the index of its network readiness.

Keywords: digitalization, anti-corruption, network readiness index, «virtual footprints».

For citation: Maslienko M.A., Drobotova N.A. Digitalization of corruption offenses: the main problems and ways to counteract // Problems of Law Enforcement Activity. 2022. № 2. P 48-52.

Охарактеризовать реалии современного общества невозможно без упоминания процесса его повсеместной цифровизации, который с каждым годом только укрепляет свои позиции и прочно укореняется во всех сферах общественной жизни.

Процесс цифровизации играет важную роль, в том числе и в процессе развития современных государств, именно поэтому власти закрепляют основные задачи, направления деятельности и сроки реализации мер государственной политики по ее применению. Так, Указом Президента Российской Федерации утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы1.

Однако данный процесс оказывает не только положительное влияние, негативной стороной является оказываемое цифровыми технологиями влияние и на коррупционные правонарушения, и на установку мер по их противодействию. Реализуемая активная антикоррупционная политика в стране в настоящее время не позволяет говорить о том, что поставленные цели достигнуты в полном объеме, что и является ведущей проблемой профилактики коррупции в современном мире. В то же время распространение цифровизации и автоматизации во всех сферах общественной жизни дает шанс применить новые и усовершенствованные методы для борьбы с коррупционными правонарушениями и преступлениями, что будет способствовать своевременному выявлению рисков и угроз проявления коррупции в том или ином виде. В настоящее время этот процесс реализуется посредством внедрения продуктов цифровизации: смарт-вещей, цифровых валют и многого другого.

Как отмечают правоведы, связь коррупции и цифровой экономики способна повысить открытость и публичность государственного управления, выявить созданные коррупционные схемы и

1 О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 Доступ из справочно-правовой системы «КонсультатнтПлюс».

вывести на новый уровень деятельность органов внутренних дел по проведению антикоррупционной политики. При этом необходимо наличие понимания о том, что такое улучшение одновременно может повлечь и порождение новых сфер коррупции, что также нужно учитывать при формировании мер по противодействию такого вида преступлений.

Необходимо достаточно серьезно подходить к вопросам совершенствования антикоррупционной политики, сосредоточившись на усовершенствовании уже работающих механизмов противодействия коррупции с применением новых.

Анализ современного антикоррупционного законодательства свидетельствует о наличии некоторых пробелов, которые способствуют развитию коррупционных средств в информационной среде, что непосредственно оказывает влияние на статистику преступности в целом. Данный фактор обусловливает появление такого термина, как цифровизация мер противодействия коррупции для наиболее эффективного раскрытия такого вида преступлений.

По данным РосБизнесКонсалта (РБК), количество коррупционных преступных деяний в первой половине 2021 года возросло на 16,5% по сравнению с предыдущими годами, что было непосредственно отражено в сборнике Генпрокуратуры «О состоянии преступности в России за январь-июль 2021 года» [6].

Развивающаяся тенденция роста коррупционных правонарушений показывает несостоятельность существующих механизмов противодействия с ними наряду с повсеместным развитием информационных способов совершения преступных деяний в условиях происходящей цифровизации общества.

Для более точного анализа данного процесса обратимся к термину противодействия коррупции, который закреплен в Федеральном законе «О противодействии коррупции». В статье 11 законодатель обращает внимание на данное понятие и считает, что под ним понимается «деятельность федеральных органов государственной власти, институтов гражданского общества, орга-

низаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции;

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений;

в) по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений»2.

Именно для реализации указанных направлений деятельности правоохранительных органов активно стало использоваться такое понятие, как цифровизация мер борьбы с коррупцией. Под цифровизацией мер противодействия коррупции следует понимать постепенный процесс преобразования и трансформации способов и средств борьбы с коррупционной преступностью путем повышения уровня цифровой грамотности и индексов сетевой готовности.

Таким образом, законодательное закрепление в Федеральном законе «О противодействии коррупции» данного понятия позволит устанавливать на законодательном уровне основы применения цифровых технологий и мер для противодействия коррупции.

Так, к примеру, депутаты Самарской Губернской Думы предложили закрепить законодательно цифровизацию системы государственного управления в качестве одного из принципов противодействия коррупции в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [1].

Внесение данных изменений в основной нормативно-правовой акт, регулирующий деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции, должно стать одним из основных руководящих начал и быть включенным в перечень принципов наряду с принципами публичности и открытости деятельности государственных органов, комплексного использования политических, организационных и иных мер. Все это в первую очередь связано с тем, что цифровые технологии по своему содержанию комплексно дополнят уже существующие принципы и будут активно применяться в дальнейшем.

Необходимо также указать на основные характерные черты, которые приобрела антикоррупционная политика в процессе своей цифровизации. Роль достижений научно-технического прогресса довольна велика и оказывает благотворное влияние на корректировку курса антикоррупционной политики, в связи с чем с каждым годом возрастает необходимость обновления уже существующих способов и средств для борьбы с ней. Дан-

2 О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3. Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультатнтПлюс».

ный подход обусловливает постепенный переход от «традиционных» способов противодействия коррупционным правонарушениям к более инновационным.

Эффективность цифровизации мер по борьбе с коррупцией также предполагает повышение уровня цифровой грамотности не только сотрудников правоохранительных органов, но и населения, формируя новые показатели индекса сетевой готовности. Следовательно, для достижения поставленных целей необходимо организовать эффективное и правильное обучение сотрудников правоохранительных органов, а также населения в работе с информационно-коммуникационными технологиями, разработку и функционирование сайтов обратной связи - горячих линий, служб доверия, что позволит обеспечить прочную связь общества с информационной средой для оперативного ответа на коррупционные противоправные деяния.

Процесс цифровизации дает возможность перспективно улучшить сбор доказательств коррупционных правонарушений посредством фиксации и анализа «виртуальных следов». Под «виртуальными следами» следует понимать результат совершения определенных действий в цифровой среде через изменения в компьютерной среде, связанный с преступным деянием. К разновидности таких следов можно отнести данные на жестких дисках компьютеров, флеш-накопителях, дисках, следы в оперативной памяти, различных цифровых устройствах, системах мобильной связи.

Нельзя не отметить, что именно цифровизация порождает новые коррупциогенные схемы, которые имеют также тенденцию к постоянному развитию. К ним относится:

1) торговля большими данными и информацией;

2) махинации с подсчетами голосов на выборах или других мероприятиях;

3) фальсифицирование системных ошибок при заключении смарт-контрактов [2].

Следовательно, благодаря цифровизации мер противодействия коррупции правоохранительные органы смогут эффективно и оперативно противостоять новым коррупциогенным схемам преступников и вовремя пресекать такие деяния. Именно такой механизм позволит обновить антикоррупционную политику в условиях цифро-визации экономики и общества, чтобы устранить серьезную угрозу для верховенства закона и поднять уровень доверия к властным структурам.

Анализ внедрения продуктов цифровизации указывает, что использование совокупности систем искусственного интеллекта, автономных цифровых алгоритмов, роботизированных техно-

логий, цифровых форм виртуальной дополненной реальности может давать определенную возможность для сокращения общего количества коррупционных преступлений, что напрямую влияет на их раскрываемость. Так, большие данные (на англ. BigData) считаются одним из современных экономических ресурсов, который используется в информационной сфере при систематизации больших объемов структурированной информации, материалов социальных сетей. В частности, выделяют следующие сферы применения больших данных:

1) социальные сети, блоги, форумы;

2) банковская сфера, где должны отслеживаться подозрительные коррупционные транзакции и выявляться закономерности, которые дают сигналы о появлении возможной преступной деятельности;

3) сфера мобильной связи и другие.

Необходимо отметить, что любое обращение

человека к большим данным в электронной среде оставляет цифровой след, который, в свою очередь, сохраняется в базах, что позволяет при необходимости обращения к ним идентифицировать объекты, которые их оставили. Следовательно, для успешного раскрытия коррупционных правонарушений в условиях цифровизации необходимо развивать технологии хранения больших данных, чтобы в дальнейшем оперативно находить лиц, совершивших коррупционные противоправные деяния.

Так, например, BigData активно используются банками при сопоставлении фотографий, получаемых с веб-камер банкоматов при помощи «компьютерного зрения», чтобы с точностью определять данные о необходимых клиентах.

Выделим определенную технологию анализа и проверки сведений в антикоррупционной сфере с использованием больших данных:

1) необходимость предоставления сведений о доходах, об имуществе;

2) анализ представленных сведений с использованием методических рекомендаций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;

3) если есть основания для проверки этих сведений, то существует необходимость их направления по соответствующим запросам;

4) по результатам проверки принятие решения о применении взыскания с отражением в соответствующем акте;

5) в случае наличия признаков преступления или административного правонарушения доложить правоохранительным структурам [3].

В Российской Федерации в настоящее время получили широкую популярность системы управления большими данными с интегрированными

смарт-контрактами. Они, в свою очередь, имеют свои преимущества в экономии времени клиентов и финансовых ресурсов.

Если же обратиться к зарубежному опыту развития данного направления, то, к примеру, в Великобритании были разработаны положения по развитию технологического и нормативного сопровождения умных городов, которые предусматривают наличие общегородского хранилища данных о жителях города и информационных объектах. Такие системы позволяют осуществлять быструю идентификацию лиц, совершивших коррупционные преступления и правонарушения.

Ярким примером особого влияния цифровых технологий на коррупционную составляющую также считается возможность отслеживания перемещений бежавших за границу коррумпированных чиновников и их капиталов. Так, чтобы осуществлять такое отслеживание, необходимы специальные соглашения с другими странами. К примеру, в Китае уже создана межведомственная программа для координации работы по отслеживанию перемещений бежавших за границу коррумпированных чиновников и их капиталов.

Чтобы обеспечить гласность, прозрачность и публичность, также используется модель электронного правительства. В результате формирования информационных государств чаще начинают использоваться системы электронного документооборота, которые обеспечивают минимальное личное взаимодействие. К примеру, нахождение гражданина на заседании определенных комиссий и комитетов может осуществляться в дистанционном формате путем применения сети Интернет, а с помощью вебинаров можно проводить публичные консультации.

Составление электронных петиций по наиболее важным проблемам общества и государства также считается одной из форм реализации антикоррупционной политики в результате применения информационных технологий.Так, в Германии, США, Польше и Канаде был создан Комитет по петициям, уполномоченный рассматривать отправленные петиции через электронные платформы [4].

Следовательно, можно выделить такие цифровые формы предоставления услуг гражданам, как электронные очереди и формы регистрации, выдачи справок и документов. Данные формы смогут свести к минимуму низовую коррупцию.

Помимо вышеперечисленного, в настоящее время активно применяются следующие информационные технологии:

1) специальные технические средства, в частности, системы видеоконтроля за нарушением Правил дорожного движения;

2) информационные многофункциональные центры;

3) электронные системы обработки результатов ЕГЭ, государственных закупок, сбора налоговой информации и так далее [5].

Цифровая трансформация является универсальным явлением, которое неизбежно с каждым годом меняет жизнь каждого, поэтому крайне необходимо для защиты граждан от преступных посягательств своевременно предотвращать попытки совершения преступлений усовершенствованными способами в сфере коррупционных правонарушений.

Поэтому крайне необходимо учитывать такие факторы, как идентификация, обеспечение конфиденциальности доступа к сети Интернет, расходы на внедрение информационных технологий для борьбы с коррупцией. В первую очередь это связано с тем, что большие траты на обеспечение правоохранительных служб новейшими информационными технологиями не будут в полной мере оправданы, что вынуждает выбирать соответствующие на то технологии или их постепен-

ное внедрение. Следовательно, чтобы снизить размеры коррупции, используемые информационные технологии обязаны обеспечить доступ информации для отслеживания принятых решений и действий должностных лиц, органов государственной власти.

Таким образом, в связи с происходящей цифро-визацией общества происходит массовое распространение различных технологий, позволяющих увеличить прозрачность и открытость деятельности органов государственной власти. Так, для минимизации совершения коррупционных правонарушений и преступлений в настоящее время в России и зарубежных странах используются смарт-контракты, «умные» города, применение «компьютерного зрения», модели электронного правительства, электронные петиции, специальные технические средства, информационные многофункциональные центры, социальные сети и приложения, электронные системы обработки данных и другие.

Литература

1. Овчинников А.И. Противодействие коррупции в условиях цифровизации: возможности, перспективы, риски // Журнал российского права. 2019. №11. С. 158-170.

2. Воронцов С.А. Использование цифровых технологий в сфере противодействия коррупции // Административное и муниципальное право. 2020. № 6. С. 52-63.

3. Воронцов С.А., Овчинников А.И., Мамычев А.Ю., Кравченко А.Г., Сеник А.А. Противодействие коррупции в условиях цифровизации государства, права и экономики: концептуальные и институциональные аспекты: монография. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. - 178 с.

4. Тимошенко И.Г. Социальный контроль как средство противодействия коррупции в зарубежных государствах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 1. С. 104-105.

5. Авакьян С.А., Ковлер А.И., Колюшин Е.И., Шевердяев С.Н. Противодействие коррупции: конституционно-правовые подходы: коллективная монография // отв. редактор и руководитель авторского коллектива доктор юридических наук, профессор Авакьян С.А. - Москва: Юстицинформ, 2016. - 512 с.

6. В России выявили рекордное за 8 лет число коррупционных преступлений: [Электронный ресурс]. URL: https://www. rbc.ru/politics/30/08/2021/612d07919a79470efb759237 (дата обращения 28.03.2022). - Текст: электронный.

= References =

1. Ovchinnikov A.I. Protivodejstvie korrupcii v usloviyah cifrovizacii: vozmozhnosti, perspektivy, riski // ZHurnal rossijskogo prava. 2019. №11. S. 158-170.

2. Voroncov S.A. Ispol'zovanie cifrovyh tekhnologij v sfere protivodejstviya korrupcii // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2020. № 6. S. 52-63.

3. Voroncov S.A., Ovchinnikov A.I., Mamychev A.YU., Kravchenko A.G., Senik A.A. Protivodejstvie korrupcii v usloviyah cifrovizacii gosudarstva, prava i ekonomiki: konceptual'nye i institucional'nye aspekty: monografiya. - Rostov-na-Donu; Taganrog: Izdatel'stvo YUzhnogo federal'nogo universiteta, 2021. - 178 s.

4. Timoshenko I.G. Social'nyj kontrol' kak sredstvo protivodejstviya korrupcii v zarubezhnyh gosudarstvah // ZHurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2018. № 1. S. 104-105.

5. Avak'yan S.A., Kovler A.I., Kolyushin E.I., SHeverdyaev S.N. Protivodejstvie korrupcii: konstitucionno-pravovye podhody: kollektivnaya monografiya // otv. redaktor i rukovoditel' avtorskogo kollektiva doktor yuridicheskih nauk, professor Avak'yan S.A. - Moskva: YUsticinform, 2016. - 512 s.

6. V Rossii vyyavili rekordnoe za 8 let chislo korrupcionnyh prestuplenij: [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.rbc.ru/politic s/30/08/2021/612d07919a79470efb759237 (data obrashcheniya 28.03.2022). - Tekst: elektronnyj.

(статья сдана в редакцию 01.06.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.