Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании механизмов противодействия коррупции в государственном управлении'

К вопросу о совершенствовании механизмов противодействия коррупции в государственном управлении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
809
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION / PUBLIC ADMINISTRATION / CIVIL SERVANTS / ANTI-CORRUPTION EXPERTISE / E-GOVERNMENT / INFORMATION OPENNESS OF PUBLIC AUTHORITIES / PUBLIC COUNCIL / ANTI-CORRUPTION EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вяткина Г.О.

В статье автор анализирует статистику совершения коррупционных правонарушений, рассматривает особенности антикоррупционого законодательства, раскрывает содержание государственных мер противодействия коррупции в государственном управлении, описывает последние нововведения в сфере противодействия коррупции, связанные с цифровизацией системы государственного управления, разрабатывает предложения по совершенствованию действующих механизмов противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT IMPROVEMENT MECHANISMS TO COUNTER COR-RUPTION IN PUBLIC ADMINISTRATION

In the article the author analyzes the statistics of corruption offenses, considers the features of anti-corruption legislation, reveals the content of state anti-corruption measures in public administration, describes the latest innovations in the field of anti-corruption related to the digitalization of public administration, develops proposals to improve the existing mechanisms of anti-corruption.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании механизмов противодействия коррупции в государственном управлении»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.5

Вяткина Г.О., магистрант 1 курса, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

В статье автор анализирует статистику совершения коррупционных правонарушений, рассматривает особенности антикоррупционого законодательства, раскрывает содержание государственных мер противодействия коррупции в государственном управлении, описывает последние нововведения в сфере противодействия коррупции, связанные с цифровизацией системы государственного управления, разрабатывает предложения по совершенствованию действующих механизмов противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, государственное управление, государственные гражданские служащие, антикоррупционная экспертиза, электронное правительство, информационная открытость органов государственной власти, Общественный Совет, антикоррупционное просвещение

Насколько эффективны сегодняшние механизмы противодействия коррупции в России? Какие факторы препятствуют снижению уровня коррупции в государственном управлении, и возможно ли полностью искоренить данное явление? Все эти вопросы из года в год исследуются различными учёными и по-прежнему не теряют своей актуальности, ведь коррупция является одной из серьёзнейших проблем в нашей стране, оказывающей негативное влияние на качество государственного управления и, следовательно, уровень развития нашего общества в целом.

Вопросы противодействия коррупции исследуются в работах Е. В. Марьиной, Н. А. Егоровой, Н. А. Лопашенко, Е. А. Киршина, [см.: 12, 9,11,10].

Следует отметить фундаментальность исследования С.В. Бондаренко, в котором анализируются причины и предпосылки коррупции, классифицируются коррупционные деяния, рассматриваются механизмы противодействия коррупции, [8].

По данным Генпрокуратуры РФ, за январь 2018 года выявлено 3 081 (+18,9%) преступлений коррупционной направленности. Число зафиксированных фактов взяточничества (получение или дачи взятки, включая мелкие взятки) выросло в первый месяц года по сравнению с январем 2017 года на 11,1%, [19]. И даже такая неутешительная статистика не может точным образом отразить состояние коррупции в нашей стране, так как преступления коррупционной направленности характеризуются высокой латентностью, не позволяющей вскрыть их действительные масштабы.

Особо значима и опасна для государства коррупция в контрольно-надзорных органах государственной власти. Например, трагедия, произошедшая в Кемерово 25 марта 2018 года, в результате которой в пожаре торгово-развлекательного центра «Зимняя вишня» погибло 64 человека, наглядно демонстрирует нарушения требований пожарной безопасности ввиду коррумпированности контрольно-надзорных органов.

Таким образом, с каждым годом количество коррупционных правонарушений в государственном управлении увеличивается, а это значит, что существующие механизмы противодействия коррупции не могут полноценно справиться с данной проблемой.

В статье используются следующие методы исследования: 1) теоретический 1) сравнительный анализ статистики коррупционных правонарушений в 2017 и 2018 годах; 2) анализ нормативной правовой базы Российской Федерации по противодействию коррупции; 3) системный подход при исследовании и обобщении механизмов противодействия коррупции в государственном управлении; 4) обобщение полученных результатов исследования.

Многие механизмы противодействия коррупции содержатся в различных нормативных правовых актах, например: в федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции, [5, ст.6228]; в федеральном законе «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172-ФЗ, [4, ст.3609]; в Кодексе Российской Федерации об административных

правонарушениях, [2, ст.1]; в уголовном кодексе Российской Федерации, [1, ст.2954] и других нормативных правовых актах.

Одним из них является федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Согласно статье 59.2 гражданский служащий может быть уволен в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, [3, ст.3215]. Кроме того, с марта 2018 года сведения о таком госслужащем подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр. По состоянию на 04.04.2018 года в реестр было включено всего 5 лиц, 11.05.2018 года - 47 лиц, 06.11.2018 - уже 592 лица, и, очевидно, количество таких лиц будет расти, [15].

Следует отметить, что вышеупомянутый механизм является элементом более крупного направления противодействия коррупции - развития электронного правительства. В настоящее время физические и юридические лица могут получить различные государственные услуги, не взаимодействуя при этом с государственными служащими (например, пользуясь порталом «Госуслуги»). Однако сохраняется проблема низкого уровня осведомленности граждан о возможностях электронного получения услуги, а иногда и вовсе элементарного незнания правил пользования электронными ресурсами.

Государство использует и другие механизмы противодействия коррупции. Например, с каждым годом всё больше совершенствуется информационная открытость деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако, несмотря на то, что каждый орган обязан размещать всю необходимую информацию для граждан в своей сфере деятельности на официальном сайте, далеко не все органы власти регулярно её актуализируют. Возможно, это связано с высоким уровнем загруженности госслужащих, а может быть и с недостаточным уровнем компьютерной грамотности или нехваткой специалистов в сфере информационных технологий. В послании Президента в марте 2018 года также была отмечена необходимость приведения в цифровую форму доку-

ментооборот между госструктурами. Как отметил В.В. Путин: «Цифровизация всей системы государственного управления, повышение её прозрачности - это и мощный фактор противодействия коррупции», [6].

Важным механизмом противодействия коррупции выступает антикоррупционная экспертиза, представляющая собой правовую проверку нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения [4, ст. 3609]. Информация о коррупциогенности содержащихся в нормативных правовых актах норм может быть получена из материалов прокурорских проверок, средств массовой информации, интернет-источников, обращений граждан и должностных лиц. Необходимость проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта может следовать из материалов дел, рассматриваемых в уголовном, гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве, результатов анализа статистики, правоприменительной практики, а также из других материалов, содержащих достаточные данные о наличии коррупциогенных факторов. Однако, согласно статье 4 федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в большинстве случаев заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы, носят рекомендательный характер, хотя и подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом.

Механизмы противодействия коррупции реализуются и через создание в молодежной среде нетерпимого отношения к коррупции. Например, из года в год исследованию данной проблемы в высших учебных заведениях посвящаются различные конференции, круглые столы, семинары с участием органов власти. В целях формирования нетерпимости к коррупционному поведению органы власти проводят студенческие конкурсы эссе, плакатов, рисунков, посвященных антикоррупционной тематике. Для студентов высших учебных заведений вводятся тематические дисциплины по противодействию коррупции. Например, студенты юридического факуль-

тета БГУ им. академика И.Г. Петровского занимаются освоением дисциплины «Юридическая экспертиза нормативных правовых актов», в котором им помогают различные методические пособия, авторами которых являются сами преподаватели университета [7]. В рамках данной дисциплины студенты имеют возможность подробно изучить особенности антикоррупционной экспертизы. В РАНхиГС для студентов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» с 2018 года была введена целая дисциплина -«Противодействие коррупции».

В ходе анализа вышеперечисленных механизмов мы выяснили, что они, безусловно, требуют совершенствования. Так какие способы борьбы с коррупцией будут наиболее эффективными для нашего государства?

Во-первых, в рамках активного внедрения электронного правительства в России, необходимо повышать уровень компьютерной грамотности государственных гражданских служащих. Например, можно организовать обучение особенностям электронного документооборота и работы с федеральным порталом управленческих кадров при приеме и рассмотрении документов претендентов на замещение вакантных должностей в электронном виде в части анализа представленных через портал справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера претендентов.

Во-вторых, необходимо повышать информационную открытость органов государственной власти, а также исключать реальное взаимодействие граждан с представителями органов власти путем: 1) расширения перечня электронных государственных услуг; 2) совершенствования официальных сайтов органов власти и регулярного обновления актуальности информации для граждан; 3) повышения осведомленности граждан о возможностях получения электронных услуг с целью их дальнейшей регистрации на портале и распространения подробных инструкций работы с порталом «Госуслуги».

В-третьих, практика повседневной управленческой деятельности показывает, что зачастую использование норм права осложняется бюрократизацией и формализацией при разработке различных правовых актов. Именно поэтому необходимо активно внедрять

различные формы общественного контроля, например, регулярно привлекать к обсуждению таких документов Общественный Совет при органах государственной власти, используя при этом различные формы взаимодействия: заседания, публичные слушания, круглые столы, семинары и другие формы.

Наконец, развивая механизм создания в молодежной среде нетерпимого отношения к коррупции, необходимо комплексное использование мер антикоррупционного просвещения путем привлечения не только внимания молодёжи, но и всего населения, вед проблема высоких коррупционных рисков кроется не в отсутствии жестких карательных мер, а именно в социокультурных основах современного российского общества. В качестве механизма антикоррупционного просвещения могут выступать: 1) социальная реклама антикоррупционного характера; 2) активное включение средств массовой информации, освещающих коррупционные правонарушения с указанием конкретных лиц либо случаи безупречной государственной или муниципальной службы.

Таким образом, автор исследования проанализировал существующие государственные механизмы противодействия коррупции и разработал ряд предложений по их совершенствованию. Предложения автора помогут расширить и углубить методологическую базу мероприятий по противодействию коррупции в государственном управлении и проектированию «дорожной карты» конкретных органов государственной власти по внедрению системы противодействия коррупции.

Подводя итог, следует ещё раз отметить, что с каждым годом количество коррупционных правонарушений возрастает, и существующие государственные механизмы противодействия коррупции не справляются с данным явлением. Коррупционные явления полностью исключить, конечно, невозможно, но комплексное использование вышеперечисленных механизмов позволит снизить их до такого уровня, который не будет препятствовать развитию страны, нашего общества и, конечно же, государственного управления. Как точно отметил заместитель директора департамента государственной службы и кадров Минюста России И.В. Мошинец: «Полностью коррупцию изжить невозможно, но непримиримая борьба с нею показывает сильную защитную реакцию государства», [14].

Список литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 03.10.2018) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.10.2018 // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1.

3. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, № 31, ст. 3215.

4. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. От 04.06.2018) // «Собрание законодательства РФ», 20.07.2009, № 29, ст. 3609.

5. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О противодействии коррупции» // «Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.

6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному Собранию» // «Российская газета», № 46, 02.03.2018.

7. Артамонов А.Н., Воробьев А.Н. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов. Брянск: РИО БГУ.2015. 116 с.

8. Бондаренко С.В. Коррумпированные общества. Ростов н/Д, 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения - 15.10.2018)

9. Егорова Н. А. Уголовно-правовые формы борьбы с коррупцией в новых экономических условиях: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/(дата обращения - 15.10.2018)

10. Киршина Е.А. Корыстный мотив в преступлениях коррупционной направленности // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 3. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения - 15.10.2018)

11. Лопашенко Н.А. Противодействие российской коррупции: обоснованность и достаточность уголовно-правовых мер // Экономический терроризм. М. 2017. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения - 15.10.2018)

12. Марьина Е.В. Коррупционные преступления: отраслевое и межотраслевое согласование норм: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2015. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения - 15.10.2018)

13. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации // Состояние преступности в России за январь-декабрь 2018 года. Режим доступа: https://genproc.gov.ru/stat/data/1328502 (дата обращения - 20.10.2018)

14. Официальный сайт Минюста России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://minjust.ru/ru/activity/reports (дата обращения - 05.11.2018)

15. Федеральный портал госслужбы [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://gossluzhba.gov.ru (дата обращения - 07.11.2018)

TO THE QUESTION ABOUT IMPROVEMENT MECHANISMS TO COUNTER CORRUPTION IN PUBLIC ADMINISTRATION

In the article the author analyzes the statistics of corruption offenses, considers the features of anti-corruption legislation, reveals the content of state anti-corruption measures in public administration, describes the latest innovations in the field of anti-corruption related to the digitalization of public administration, develops proposals to improve the existing mechanisms of anti-corruption.

Keywords: corruption, anti-corruption, public administration, civil servants, anti-corruption expertise, e-government, information openness of public authorities, Public Council, anti-corruption education

References

1. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federatsii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 03.10.2018) // «So-branie zakonodatel'stva RF», 17.06.1996, № 25, st. 2954.

2. Kodeks Rossijskoj Federatsii ob administrativnyh pravonarushenijah ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 11.10.2018 // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 07.01.2002, № 1.

3. Federal'nyj zakon «О gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federatsii» ot 27.07.2004 № 79-FZ (red. ot 03.08.2018) «Sobranie zakonodatel'stva RF», 02.08.2004, № 31, st. 3215.

4. Federal'nyj zakon «Ob antikorruptsionnoj 'ekspertize normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov» ot 17.07.2009 № 172-FZ (red. Ot 04.06.2018) // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 20.07.2009, № 29, st. 3609.

5. Federal'nyj zakon ot 25.12.2008 № 273-FZ (red. ot 03.08.2018) «О protivodejstvii kor-ruptsii» // «Sobranie zakonodatel'stva RF", 29.12.2008, № 52 (ch. 1), st. 6228.

6. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniju ot 01.03.2018 «Poslanie Prezidenta Feder-al'nomu Sobraniju» // «Rossijskaja gazeta», № 46, 02.03.2018.

7. Artamonov A.N., Vorob'ev A.N. Juridicheskaja 'ekspertiza normativnyh pravovyh aktov. Brjansk: RIO BGU.2015. 116 s.

8. Bondarenko S.V. Korrumpirovannye obschestva. Rostov n/D, 2015. Retrieved 15 October, 2018 from https://cyberleninka.ru/

9. Egorova N. A. Ugolovno-pravovye formy bor'by s korruptsiej v novyh " ekonomicheskih uslovi-jah: dis. ... kand. jurid. nauk. Saratov, 2014. Retrieved 15 October, 2018 from https://cyberleninka.ru/

10. Kirshina E.A. Korystnyj motiv v prestuplenijah korruptsionnoj napravlennosti // Vestnik Kazanskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii. 2017. № 3. Retrieved 15 October, 2018 from https:// cyb erleninka.ru/

11. Lopashenko N.A. Protivodejstvie rossijskoj korruptsii: obosnovannost' i dostatochnost' ugolovno-pravovyh mer // Ekonomicheskij terrorizm. M. 2017. Retrieved 15 October, 2018 from https://cyberleninka.ru/

12. Mar'ina E.V Korruptsionnye prestuplenija: otraslevoe i mezhotraslevoe soglasovanie norm: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Samara, 2015. Retrieved 15 October, 2018 from https://cyberleninka.ru/

13. Ofitsial'nyj sajt General'noj prokuratury Rossijskoj Federatsii // Sostojanie prestupnosti v Rossii za janvar'-dekabr' 2018 goda. Retrieved 20 October, 2018 from https://genproc.gov.ru/stat/data/1328502

14. Ofitsial'nyj sajt Minjusta Rossii Retrieved 5 November, 2018 from http://minjust.ru/ru/ac-tivity/reports

15. Federal'nyj portal gossluzhby Retrieved 7 November, 2018 from https://gossluzhba.gov.ru

Об авторе

Вяткина Галина Олеговна - студент 1 курса магистратуры направления подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» (направленность - Юрист в органах власти) Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, стипендиат Президента Российской Федерации. E-mail: galya.vyatkina00@mail.ru

Vyatkina Galina Olegovna - 1st year student of master's degree in training 40.04.01 "Jurisprudence" (focus - Lawyer in government bodies), Bryansk State University named after Academician I.G. Pe-trovsky, the scholarship of the President of the Russian Federation. E-mail: galya.vyatkina00@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.