Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1246
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поздеева Виктория Викторовна, Майоров Андрей Владимирович

Статья посвящена актуальной проблеме в правоохранительных органах - противодействию коррупции. Актуальность темы обусловлена как теоретической, так и практической значимостью вопросов, связанных с выявлением, устранением и предупреждением коррупционных правонарушений в Российской Федерации. Авторами произведен анализ антикоррупционных правовых актов и выявляются наиболее эффективные способы противодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поздеева Виктория Викторовна, Майоров Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES TO COMBAT CORRUPTION

This article is devoted to an urgent problem in law enforcement agencies-anti-corruption. The relevance of the topic is due to both the theoretical and practical significance of issues related to the identification, elimination and prevention of corruption offenses in the Russian Federation. The authors analyze anti-corruption legal acts and identify the most effective ways to counteract them.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ»

УДК 34.441 Б01 10.47475/2618-8236-2020-15413

ББК 64.400

Основные направления деятельности правоохранительных органов

по противодействию коррупции

В. В. Поздеева, А. В. Майоров

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Статья посвящена актуальной проблеме в правоохранительных органах — противодействию коррупции. Актуальность темы обусловлена как теоретической, так и практической значимостью вопросов, связанных с выявлением, устранением и предупреждением коррупционных правонарушений в Российской Федерации. Авторами произведен анализ антикоррупционных правовых актов и выявляются наиболее эффективные способы противодействия.

Ключевые слова: коррупция, правоохранительные органы, противодействие, деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции, деятельность по противодействию коррупции.

Введение. Основную роль в борьбе с коррупцией играют отечественные правоохранительные органы. В перечень основных правоохранительных органов, отвечающих за противодействие коррупционной угрозе, следует включить Прокуратуру, Федеральную службу безопасности, Министерство внутренних дел и другие [см.: 8, с. 130]. Основной функцией силовых структур является борьба с преступностью, защита прав и свобод, в целом и непосредственно в части противодействия коррупции. В систему противодействия коррупции включены все силовые структуры и их подразделения, а также органы местного самоуправления [см.: 1; 2; 4; 5; 6; 9; 10].

Министерство внутренних дел России представляет собой сложную систему, которая включает в себя различные службы, подразделения и учреждения, функционирующие во взаимосвязи и непрерывном взаимодействии, а также наделенные множеством функций и непосредственно взаимодействующие с гражданским обществом на всех уровнях жизнедеятельности. Одной из важнейших задач правоохранительных органов является предупреждение своевременных коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий.

Описание исследования. Сущность коррупции в том, что она порождает искажение нормальных общественных отношений, и, как следствие, власть, предоставленная государством определенным ее представителям, используется уже не в интересах общества, а в интересах частных лиц, зачастую во вред государству и обществу, разрушая и дискредитируя тем самым весь государственный

аппарат.

Коррупция многоаспектна и распространена во всех сферах социума. Исходя из этого существуют различные классификации коррупционных проявлений.

Таким образом, в зависимости от занимаемой коррупционером должности коррупция может быть элитарной или низовой; административной или бытовой. Исходя из области социальной жизни, где имеют место проявления коррупции, выделяют коррупцию государственных и муниципальных служащих, коррупцию в правоохранительных органах и парламентскую, корпоративную, экономическую, политическую и партийную, электоральную, международную, транснациональную, в сферах здравоохранения, образования, государственных закупок и т. д.

Если говорить, например, о противодействии коррупции в сфере государственных закупок, то эффективными способами устранения правонарушений являются проверки таким особым правоохранительным органом, как прокуратура. Прокуроры должны не только осуществлять мониторинг конкурсной документации, размещаемой в открытых источниках, но и проверять фактическое исполнение, пресекать размещение заказов на без-конкурсной основе, незаконное проведение конкурсов, что нарушает конкурентные механизмы и права участников торгов.

Если говорить о противодействии коррупции органов государственной власти, местного самоуправления, то актуальными направлениями противодействия коррупции согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации

78

В. В. Поздеева, А. В. Майоров

«Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» от 29 августа 2014 г. № 454 являются: надзор за законностью правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, включая акты, устанавливающие запреты и ограничения в сфере предпринимательской деятельности, реализации прав и свобод граждан; надзор за исполнением законов в деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, а также работе подразделений кадровых служб территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений1.

Так, например, Генеральная прокуратура Российской Федерации выявила нарушения бюджетного законодательства при распределении Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на развитие новых высоких медицинских технологий в федеральных специализированных медицинских учреждениях и государственных образовательных учреждениях.

По утверждению руководителя Администрации Президента Российской Федерации С. Е. Нарышкина, «степень «зараженности» нашего общества этой болезнью [коррупцией — примеч. авторов] весьма высокая»2.

Зачастую даже различные структурные подразделения правоохранительных органов рассматривают данный вопрос по-разному, что влечет за собой дублирование работы по данному направлению, а также трудности при заполнении статистической отчетности и мониторинге коррупционных преступлений.

Для устранения данного пробела, в целях оптимизации подготовки статистической отчетности в сфере противодействия коррупции совместным Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России «О введении в действие Перечней статей УК РФ, используе-

1 Приказ Генерального прокурора Российской федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» от 29 августа 2014 г. № 454 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 16.09.2020).

2 URL: https://mydocx.ru/2-114996.html (дата

обращения 16.09.2020).

мых при формировании статистической отчетности» от 28.12.2010 г. № 450/85/3 были внесены изменения в Перечни статей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), используемые при формировании статистической отчетности. Данным Указанием был введен новый раздел, который закрепил перечень статей Уголовного кодекса Российской Федерации, относящихся к преступлениям коррупционной направленности. В связи с этим удалось выработать единый механизм формирования статистической отчетности в отношении преступлений коррупционной направленности.

Согласно последнему Указанию к преступлениям коррупционной направленности относятся корыстные противоправные деяния, совершенные с использованием служебного положения должностными лицами и лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. В данном нормативном акте прямо упоминается 38 статей УК РФ, но при определенных условиях к коррупционным преступлениям могут быть отнесены также деяния, предусмотренные и другими статьями УК РФ.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, может быть и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе. О названном должностном положении лица как субъекта рассматриваемой категории преступлений свидетельствуют также значимость и авторитет организации или учреждения, в котором оно работает, наличие у него подчиненных сотрудников3.

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения [8, с. 133].

Главным инструментом органов прокуратуры в борьбе с коррупцией выступает прокурорский надзор, за счет которого выявляются и предупреж-

3 Уголовный кодекс Российской Федерации : федерал. закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ //СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 17. 09.2020).

Основные направления деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции

даются различного рода правонарушения данной направленности, а при наличии достаточных оснований ставится вопрос о привлечении виновных физических и юридических лиц к определенному виду ответственности. По данным Генеральной Прокуратуры, средняя сумма взятки в России в 2018 г. составила 609 000 руб. Общая же сумма взяток по всем выявленным делам по ст. 290 УК РФ составила 1,8 млрд руб. Основная масса взяток — это денежные средства. Кроме того, довольно часто выявлялись факты, когда взятки давались стройматериалами, автомобилями, мобильными телефонами, картами ресторанов или какими-либо скидками1.

Следует согласиться с мнением авторов о том, что «гражданские институты являются мощным антикоррупционным ресурсом, который нельзя недооценивать органам власти. Именно институты гражданского общества способны обеспечить поступление достоверной информации о реальной эффективности государственной антикоррупционной политики, поддержание механизма обратной связи между властью и обществом, очищение власти от компрометирующих ее чиновников и содействовать формированию нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям» [3, с. 243].

Высокий уровень латентности коррупционных проявлений является одним из факторов, затрудняющих борьбу с данным негативным явлением. Именно здесь значительное содействие правоохранителям могут оказать институты гражданского общества на основе их тесной взаимосвязи [5, с. 228].

В общей сложности правоохранительные органы выявили 826 случаев взяточничества на 48 млн руб., 538 фактов на 193,5 млн руб. и 186 случаев на 1,5 млрд руб., а также почти 4,5 тыс. мелких взяток2.

На ответственность за такие правонарушения указывает Федеральный закон «О противодей-

1 URL: https://www.rbc.ru/society/18/12/2018/5 c18cf2e9a79471a4d084c63 (дата обращения 17.09.2020).

2 URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics (дата

обращения 17.09.2020).

ствии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3, закрепляя принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений. В ч. 1 ст. 13 указанного федерального закона установлено, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 14 данного закона предусматривает ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения. Указанные положения закона приобретают особое значение в связи с отсутствием согласно действующему российскому законодательству положений, закрепляющих возможность привлечения юридических лиц к уголовной и дисциплинарной ответственности3.

Заключение

1. Реализация положений об ответственности физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения является неотъемлемой частью надзора за исполнением законодательства в данной сфере.

2. Взаимодействие правоохранительных органов и институтов гражданского общества должно основываться на принципах партнерства, взаимосвязи, объединения усилий для противодействия и искоренения коррупционных проявлений, общей заинтересованности в достижении поставленной цели — противодействию коррупционным правонарушениям.

3. Полагаем, что первоначально требуется совершенствование ведомственной нормативной базы, которая будет регламентировать основные направления деятельности подразделений системы МВД России по противодействию коррупции.

Представленная статья отражает лишь тезисно некоторые проблемные вопросы, связанные с противодействием коррупции на законодательном уровне.

3 Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ// СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 18.10.2020).

80

В. В. Поздеева, А. В. Майоров

Список литературы

1. Бородина, О. А. Субъекты обеспечения процесса противодействия коррупции в России / О. А. Бородина // Правопорядок: история, теория, практика. — 2020. — № 3 (26). — С. 75-81.

2. Майоров, А. В. О совершенствовании системы уголовно-правовых мер, направленных на противодействие коррупции / А. В. Майоров // Правопорядок: история, теория, практика. — 2015. — № 3 (6). — С. 67-69.

3. Протасевич, А. В. Взаимодействие органов прокуратуры с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции / А. В. Протасевич, А. З. Игнатюк // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. — 2015. — № 8. — С. 240-246.

4. Туганов, Ю. Н. Уголовно-процессуальные направления антикоррупционной деятельности судов Российской Федерации / Ю. Н. Туганов // Вестник Екатерининского института. — 2012. — № 2 (18). — С. 68-73.

5. Федорова, И. В. Взаимодействие полиции с институтами гражданского общества в борьбе с коррупцией / И. В. Федорова // Вестник экономической безопасности. — 2020. — № 1. — С. 228-230.

6. Чебуренков, А. А. Методологические основы выявления и оценки латентной коррупционной преступности в России / А. А. Чебуренков // Библиотека уголовного права и криминологии. — 2018. — № 3 (27). — С. 91-102.

7. Шагиахметова, Л. О. Деятельность министерства внутренних дел РФ по противодействию коррупции / Л. О. Шагиахметова// Вестник современных исследований. — 2018. — № 11.8 (26). — С. 130-132.

8. Шагиахметова, Л. О. Деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции / Л. О. Шагиахметова// Вестник современных исследований. — 2018. — № 11.8 (26). — С. 133-135.

9. Шободоев, В. Е. Вопросы реализации законодательства по противодействию коррупции на уровне муниципального района / В. Е. Шободуев // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2011. — № 1. — С. 156-160.

10. Шободоев, В. Е. Вопросы реализации законодательства по противодействию коррупции на уровне муниципального района / В. Е. Шободуев // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2011. — № 1. — С. 156-160.

Дата поступления: 12.06.2020

Дата принятия к опубликованию: 22.06.2020

Сведения об авторах

Поздеева Виктория Викторовна — магистрант кафедры прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности, Институт права, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]

Майоров Андрей Владимирович — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности, Институт права, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]

Библиографическое описание: Поздеева, В. В. Основные направления деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции / В. В. Поздеева, А. В. Майоров // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2020. — Т. 5, вып. 4. — С. 77-81. doi: 10.47475/26188236-2020-15413.

Основные направления деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2020. Vol. 5, iss. 4. Pp. 77-81.

Main Activities of Law Enforcement Agencies to Combat Corruption

V.V. Pozdeyeva

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]

A.V. Mayorov

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]

This article is devoted to an urgent problem in law enforcement agencies-anti-corruption. The relevance of the topic is due to both the theoretical and practical significance of issues related to the identification, elimination and prevention of corruption offenses in the Russian Federation. The authors analyze anti-corruption legal acts and identify the most effective ways to counteract them.

Keywords: corruption, law enforcement agencies, counteraction, anti-corruption activities of law enforcement agencies, anti-corruption activities.

Referensec

1. Borodina O.A. Sub"ekty obespecheniya processa protivodejstviya korrupcii v Rossii [Subjects of ensuring the process of combating corruption in Russia]. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika, 2020, no. 3 (26), pp. 75-81. (In Russ.).

2. Majorov A.V. O sovershenstvovanii sistemy ugolovno-pravovyh mer, napravlennyh na protivodejstvie korrupcii [On improving the system of criminal legal measures aimed at combating corruption]. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika, 2015, no. 3 (6), pp. 67-69. (In Russ.).

3. Protasevich A.V., Ignatyuk A.Z. Vzaimodejstvie organov prokuratury s institutami grazhdanskogo ob-shchestva v sfere protivodejstviya korrupcii [Interaction of prosecutor's offices with civil society institutions in the field of anti-corruption]. Problemy ukrepleniya zakonnosti i pravoporyadka: nauka, praktika, tendencii, 2015, no. 8, pp. 240-246. (In Russ.).

4. Tuganov Yu.N. Ugolovno-processual'nye napravleniya antikorrupcionnoj deyatel'nosti sudov Rossijskoj Federacii [Criminal procedural directions of anti-corruption activities of the courts of the Russian Federation]. Vestnik Ekaterininskogo instituta, 2012, no. 2 (18), pp. 68-73. (In Russ.).

5. Fedorova I.V. Vzaimodejstvie policii s institutami grazhdanskogo obshchestva v bor'be s korrupciej [Police interaction with civil society institutions in the fight against corruption]. Vestnik ekonomicheskoj bezo-pasnosti, 2020, no. 1, pp. 228-230. (In Russ.).

6. Cheburenkov A.A. Metodologicheskie osnovy vyyavleniya i ocenki latentnoj korrupcionnoj prestupnosti v Rossii [Methodological foundations for the detection and assessment of latent corruption crime in Russia]. Biblioteka ugolovnogo prava i kriminologii, 2018, no. 3 (27), pp. 91-102. (In Russ.).

7. Shagiahmetova L.O. Deyatel'nost' ministerstva vnutrennih del RF po protivodejstviyu korrupcii [Activities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on anti-corruption]. Vestnik sovremennyh issledovanij, 2018, no. 11.8 (26), pp. 130-132. (In Russ.).

8. Shagiahmetova L.O. Deyatel'nost' organov prokuratury po protivodejstviyu korrupcii [Activities of the prosecutor's office on anti-corruption]. Vestnik sovremennyh issledovanij, 2018, no. 11.8 (26), pp. 133-135. (In Russ.).

9. Shobodoev V.E. Voprosy realizacii zakonodatel'stva po protivodejstviyu korrupcii na urovne munici-pal'nogo rajona [Issues of the implementation of anti-corruption legislation at the level of the municipal district]. Izvestiya Irkutskoj gosudarstvennoj ekonomicheskoj akademii, 2011, no. 1, pp. 156-160. (In Russ.).

10. Shobodoev V.E. Voprosy realizacii zakonodatel'stva po protivodejstviyu korrupcii na urovne munici-pal'nogo rajona [Issues of the implementation of anti-corruption legislation at the level of the municipal district]. Izvestiya Irkutskoj gosudarstvennoj ekonomicheskoj akademii, 2011, no. 1, pp. 156-160. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.