Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МЕНЕДЖМЕНТ / ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекмурзаев Иса Дуквахович, Замчалов Сергей Александрович, Акчурин Рустам Ханефиевич

В статье рассматриваются особенности применения цифровых технологий для совершенствования логистических процессов предприятия. Представлена характеристика реализации логистической деятельности в условиях интенсификации глобализационных и интеграционных процессов. Исследованы особенности логистического инструментария, специфика его практического применения и факторы влияния на развитие логистики. Проведен анализ и определены характерные особенности основных программных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бекмурзаев Иса Дуквахович, Замчалов Сергей Александрович, Акчурин Рустам Ханефиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AS THE MAIN DIRECTION INNOVATIVE DEVELOPMENT OF LOGISTICS

The article discusses the features of the use of digital technologies to improve the logistics processes of an enterprise. The characteristics of the implementation of logistics activities in the context of the intensification of globalization and integration processes are presented. The features of logistics tools, the specifics of its practical application and factors of influence on the development of logistics are studied. The analysis is carried out and the characteristic features of the main software products are determined.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ»

ШтаИИШШЕМВШЕШШНШ

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_1_6 УДК 330

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ

Бекмурзаев Иса Дуквахович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: [email protected]

Замчалов Сергей Александрович,

заместитель командира бригады по тылу - начальник тыла, 19-я мотострелковая Воронежско-Шумлинская Краснознаменная, орденов Суворова и Трудового Красного Знамени дивизия (в/ч 20634), Россия, e-mail: [email protected]

Акчурин Рустам Ханефиевич,

адъюнкт очной штатной адъюнктуры, Вольский военный институт материального обеспечения, г. Вольск, Россия, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются особенности применения цифровых технологий для совершенствования логистических процессов предприятия. Представлена характеристика реализации логистической деятельности в условиях интенсификации глобализационных и интеграционных процессов. Исследованы особенности логистического инструментария, специфика его практического применения и факторы влияния на развитие логистики. Проведен анализ и определены характерные особенности основных программных продуктов.

Ключевые слова: информационные технологии; цифровая экономика; менеджмент; логистика; логистические процессы; диджитализация.

UDC 330

DIGITALIZATION AS THE MAIN DIRECTION INNOVATIVE DEVELOPMENT OF LOGISTICS

Bekmurzaev Isa Dukvahovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Management, Chechen State University Named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]

Zamchalov Sergey Alexandrovich,

deputy brigade commander for logistics - head of logistics, 19th motorized rifle Voronezh-Shumlinskaya Red Banner, Order of Suvorov and the Red Banner of Labor Division (military unit 20634), Russia, e-mail: [email protected]

Akchurin Rustam Khanefievich,

postgraduate student, Volsk Military Institute of Material Support, Volsk, Russia, e-mail: tatarinnpvs@rambler. ru

The article discusses the features of the use of digital technologies to improve the logistics processes of an enterprise. The characteristics of the implementation of logistics activities in the context of the intensification of globalization and integration processes are presented. The features of logistics tools, the specifics of its practical application and factors of influence on the development of logistics are studied. The analysis is carried out and the characteristic features of the main software products are determined.

Keywords: information technologies; digital economy; management; logistics; logistics processes; digitalization.

Использование современных информационных технологий при осуществлении логистических процессов предприятия обеспечивает своевременность и детализацию информации с целью управления потоковыми процессами в сложных хозяйственных системах, предоставляет возможность углубленного анализа, моделирования процессов и прогнозирования перспектив их развития. Именно информационные технологии дают возможность рационально управлять всеми видами ресурсов предприятия, поскольку ключевым фактором успеха системы менеджмента является принятие правильного и своевременного управленческого решения по концентрации ресурсов.

Тенденция общей компьютеризации способствует тому, что с помощью информационных систем можно представить информацию в удобном для конкретного пользователя виде, ускорить и упростить операции по ее обработке, обобщению, дает возможность повысить наглядность необходимой документации для управления процессами в сложных хозяйственных системах. Автоматизация логистических процессов на предприятии дает возможность снизить затраты

времени работников на выполнение своих функций, сэкономить финансовые ресурсы и вовремя обеспечивать управленческий аппарат необходимой информацией, а потребителей продукцией. Вследствие этого перед предприятиями, осуществляющими производственную и сбытовую деятельность, возникает задача выбрать соответствующее программное обеспечение для формирования эффективных логистических процессов и управления ими. Именно поэтому исследования особенностей и проблематики применения информационных технологий для усовершенствования логистических процессов вызывают как научный, так и практический интерес.

Тематика применения информационных технологий для усовершенствования логистических процессов является распространенным направлением исследования среди отечественных и зарубежных ученых. В частности, научные труды Е.Ю. Сармина, М.С. Оборина, Л. Гохберга посвященны анализу некоторых аспектов и особенностей применения информационных технологий современными предприятиями с учетом инновационных и глобализационных процес-

сов, которые повлияли на генезис и становление логистических процессов и предприятий. В целом информационные технологии улучшают качество логистических услуг [9] производительность организации [10], тем самым обеспечивая компаниям конкурентные преимущества на рынке логистических услуг [8].

В то же время постоянное инновационное развитие обусловливает появление новых и совершенствование имеющихся ИТ, которые оказывают воздействие как на систему менеджмента предприятий в целом, так и на цифровизацию логистических процессов. В этом контексте исследование особенностей применения ИТ для совершенствования логистических процессов компании является актуальным как с научной, так и с практической точки зрения.

Целью исследования является изучение особенностей применения цифровых технологий для совершенствования логистических процессов и определение перспективных направлений развития для повышения эффективности результатов деятельности предприятий.

В процессе проведения исследования были использованы общенаучные и специальные методы исследования, в частности, анализ, синтез, сравнение, обобщение, системно-структурный анализ.

«Глобализация со второй половины ХХ века является новым этапом развития, который характеризуется активизацией интеграционных процессов, сокращением барьеров передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы» [3]. Цифровые технологии - это прежде всего инновации, внедрение и использование которых требует наличия соответствующих специалистов на предприятии, способных постоянно учиться и приобретать новые компетентности. Согласно исследованиям [7] почти все руководители предприятий в сфере логистики (цепей поставок) согласны, что цифровые технологии изменят логистические процессы в ближайшем будущем, однако больше половины из них говорят, что не имеют пока сформированной стратегии развития своих предприятий с учетом существующих и новых цифровых технологий. А отсутствие такой стратегии делает использование цифровых технологий менее эффективным как для отдельного предприятия, так и экономики страны в целом.

«Логистика является ключевым сектором для экономики в мире, определяет направление торговли и транспортные связи, количество импорта и экспорта, уровень прибыли от распределительной и транспортной деятельности, экологические риски» [1]. «Логистическая деятельность - это система мероприятий, связанных с формированием сбалансированного соотношения материальных, информационных и финансовых потоков на предприятии, которые проходят поэтапную стадию кругооборота от внешнего источника к конечному потребителю» [2].

В условиях развития информационного общества главным инструментом конкурентной борьбы является имплементация на предприятиях современных информационных систем. Важным элементом информационной системы современного предприятия является ИТ-инфраструктура, которая представляет собой комплекс программных, технических, коммуникационных, информационных и организационно-технологических средств обеспечения функционирования предприятия, а также средств управления ими.

В отечественных и зарубежных научных исследованиях [6] существует множество трактовок ИТ. Среди них самыми подходящими, по нашему мнению, являются: инструмент управления; мощный инструмент влияния на развитие государства и общества и реальный сектор промышленности; процесс сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации.

В постиндустриальном обществе, если предприятие эффективно не применяет современные возможности ИТ, его деятельность не будет успешной.

Формирование результативной системы управления определяется организационными потребностями и закономерностями функционирования предприятия, которые взаимосвязаны с такими факторами, как удовлетворение индивидуальных потребностей и повышение заинтересованности работников в конечных результатах работы; увеличение прибыли компании; применение инноваций.

Указанные факторы требуют от предприятия адаптации к новейшим условиям, устранения противоречий, которые появляются в процессе экономической и научно-техни-

ческой деятельности. Поскольку значение информационного обеспечения для эффективного управления в современных условиях неуклонно растет, в связи с интенсивным ростом объемов информации для принятия результативных управленческих решений, появляется потребность обновления программного обеспечения для более интенсивного поиска и обработки необходимой информации.

Ведущим ресурсом современной экономики становится именно информационный ресурс, способный не только обеспечивать двусторонние связи между участниками деловых отношений, но и формировать ценностную цепочку бизнес-операций, а именно ИТ, которые становятся основой формирования современной индустриальной сети. Организация производства по сетевому принципу предоставляет компаниям возможность сосредоточиться на собственных ключевых компетенциях, что обеспечивает им конкурентное преимущество.

В современной экономической и научной литературе уделяется значительное внимание развитию логистической деятельности и становлению логистики как науки. Современные ученые считают, что развитие логистики должно осуществляться с учетом следующих факторов: повышение значения международной торговли; увеличение доли сферы услуг в валовом национальном продукте; использование электронного обмена данными вместо машинописных текстов и отпечатанных на принтере бумажных документов; развитие систем искусственного интеллекта в обработке товарно-материальных запасов и в обслуживании потребителей; растущее значение Интернета для логистики; увеличение переработки как обратных товаров, так и упаковки.

Начало XXI в. становится периодом, когда информатизация проникает во все структуры логистических систем предприятий-производителей, поставщиков, потребителей. При этом некоторые ученые придерживаются мнения, что логистика является инструментом реагирования на потребность сервисного обслуживания и является усилителем создания смешанных услуг, которые не противоречат основным логистическим принципам [4].

Поскольку логистическая система осу-

ществляет комплексное влияние на всю коммерческую деятельность предприятия, она меняет подходы к организации производственной, финансовой, инвестиционной деятельности, а также сказывается на ИКТ. Рациональное управление логистикой позволяет оптимизировать ключевые операции, рационально использовать ресурсы, повысить показатели рентабельности, платежеспособности и деловой активности, качество услуг и товаров.

Для транспортно-логистических сетей оперативной является информация о скорости доставки груза, времени задержки в пути, продолжительности погрузочно-разгрузоч-ных операций. Менее значимыми являются расходы, как: приоритет перед заказчиком имеет именно временной фактор и сохранность груза, поэтому другими параметрами можно в краткосрочной перспективе пренебречь, однако отразить их в течение рабочего дня или нескольких дней [5].

Факторы, определяющие тенденции и направления развития логистики в условиях информационной экономики, несколько изменились с точки зрения приоритетности и силы влияния каждого из них. Влияние процессов укрупнения масштабов бизнеса, вызванных процессами глобализации, может как активизировать развитие логистической деятельности, так и стать барьером развития. Очевидна также трансформация логистической деятельности под влиянием информатизации общества и доминирования требований потребителя на рынке.

Однако, рассматривая развитие логистики как методологии управления потоковыми процессами, важно осуществить конкретизацию факторов, имеющих существенное влияние на концептуальные положения современной логистики, а также выделить факторы, которые влияют на используемый логистический инструментарий (рис. 1).

Важность исследования факторов, влияющих на формирование логистического инструментария, является ключевым вопросом, поскольку развитие современной логистики связано с систематическим совершенствованием материальных и информационных потоков для улучшения логистических процессов и снижения логистических издержек.

Одним из главных направлений, в кото-

Рисунок 1 - Факторы влияния на логистику и логистический инструментарий

ром развивается логистика, является смарт-логистика - перемещение всех отраслевых процессов логистической деятельности - онлайн. Основными преимуществами смарт-логистики является ускоренная обработка данных, рационализация времени, удобный анализ информации, безопасность, минимизация влияния человеческого фактора и, самое главное, данные процессы обеспечивает единая информационная система.

Логистика развивается под влиянием крупнейших революционных преобразований в сфере информатизации, которые заново формируют процессы, определяют требования в отношении участников рынка и исключают тех, кто не сможет к ним приспособиться. В связи с этим возникло понятие «Логистика 4.0» в контексте развития Industry 4.0. Впервые данное понятие было применено в Ганновере на коммерческой выставке IAA Commercial Vehicles в 2011 году.

«Логистика 4.0» продолжает данную тенденцию, объединяя современные ИКТ. Интеллектуальные и цифровые сетевые системы предназначены для того, чтобы люди, машины, фабрики, логистика и товары были взаимосвязаны и двигались в одном направлении. Когда логистика интегрируется в цепь поставки, то эффектом может быть оптимизация производства «точно в срок» -уровень автоматизации производства может значительно увеличить производительность производственных процессов.

Цифровизация экономики ставит принципиально иные требования к системам управления логистической системой, где примером служат ИТ, в которых присутствуют различные «электронные помощники», которые осуществляют контроль за принятием решений. Предполагается, что на практике весь процесс в «Логистике 4.0» будет происходить почти полностью автоматизировано, в результате чего работники будут привлечены только для обслуживания программных продуктов; системы будут собирать данные и передавать их в большие хранилища (Big Data), где они будут использоваться для оптимизации производственных и непроизводственных запасов, процессов производства готовой продукции и ее продажи. Также с помощью систем налаживается процесс автоматического предложения и реализации продукции, работ и услуг, которые будут отвечать требованиям потребителей. Можно выделить следующие основные направления цифровизации в инновационном развитии «Логистики 4.0»: Machine Learning; Internet of things; Open data; Big Data; Crowd-решения; 3D-печать; Blockchain; роботизация транспорта и складирования.

Технология «Internet of things» позволяет объединить в единую сеть физические средства, сделав их «умными», то есть -связать цифровой и материальный миры для оптимизации цепи поставок. Сервисы Big Data становятся центром логистическо-

го бизнеса - они помогают снизить расходы, повысить уровень сервиса, осуществлять прогнозирование, поэтому используются для организации, хранения и анализа неструктурированной информации. Технология «Internet of things» отвечает за сбор больших объемов информации, аналитическая система трансформирует эти данные в маршруты и направления движения. Данный процесс дает толчок к развитию технологии автономных транспортных средств, таких как беспилотные транспортные средства, дроны и другие. Блокчейн может решить проблемы безопасности «Internet of things» и повысить ценность цепочки поставок. Используя данные технологии комплексно, можно создать безопасную цепь поставок, а доставку для клиента сделать прозрачной и эффективной.

Открытые данные (Open Data) могут дать большой импульс в развитии логистики, поскольку ведение открытых реестров поставщиков услуг поможет значительно снизить риски, а значит, и затраты в логистике фирм. Основными преимуществами Crowd-решений доставки являются неограниченный ресурс курьеров, соблюдение четких регламентов, качество и высокая скорость за счет отсутствия точек консолидации товара. Наиболее прогрессивными инновационными технологиями в логистике являются:

- планирование ресурсов предприятия (Enterprise Resourse Planning);

- система управления складом (Warehouse Management System);

- система управления транспортом (Transport Management System);

- управление взаимоотношениями с потребителями и поставщиками (Customer Relationship Management);

- система радиочастотной идентификации (Radio Frequency Identification).

Итак, диджитализация в логистике имеет целью ускорить логистические процессы, сделать их более точными и бесперебойными, а процесс перевода данных в цифровые, текущее использование новых способов доставки, автоматизации и роботизации уже сегодня меняет логистический рынок.

Правильная имплементация ИТ в управ-

ление предприятием гарантирует ускорение обработки информации, уменьшение численности управленческого персонала, обеспечение управленческого аппарата качественной информацией, способствует проведению своевременной и качественной диагностики хозяйственной деятельности, ускоряет интенсивность и качество принятия управленческих решений, ускоряет как проведение логистических операции, так и доставку товара до конечного потребителя.

Итак, применение ИТ для повышения эффективности логистических процессов на предприятиях является приоритетным направлением повышения прибыльности деятельности, экономического роста субъектов хозяйствования и соответствует концепции информационного общества и неоэкономики.

Внедрение ИТ-систем на предприятиях способствует повышению эффективности и конкурентоспособности. ИТ и системы являются именно тем инструментом управления, который служит координации и контролю ведения бизнеса в целом и логистических процессов в частности. Чтобы ИТ действовали наиболее эффективно, необходимо проводить соответствующие изменения всей системы управления, которые должны сочетать совершенствование организационной структуры предприятия и внедрение процессного подхода к управлению. Обеспечение рационального выбора необходимого для конкретного предприятия программного продукта для автоматизации логистических процессов и эффективное его использование в процессе управления логистическими процессами позволяет предприятию обеспечить: оперативную обработку и формирование выходного информационного массива данных для учета; обеспечение внутреннего контроля информации; уменьшение ручного труда; повышение качества и эффективности работы работников; совершенствование процесса организации управления потоковыми процессами, что в совокупности способствует совершенствованию системы логистики и менеджмента, повышению рентабельности и экономическому росту предприятия.

Список литературы_

1. Бекмурзаев И.Д. Значение инноваций в повышении эффективности логистического бизнеса // ФГУ Science. 2021. № 1 (21). С. 5-9.

2. Бекмурзаев И.Д. Развитие логистической системы в условиях цифровизации // Вестник Чеченского государственного университета. 2021. № 1 (41). С. 53-58.

3. Бекмурзаев И.Д. Электронная коммерция и электронный маркетинг // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические и финансовые аспекты развития РФ и ее регионов в современных условиях». Грозный, 2020. С. 188-193.

4. Гохберг Л. Новая инновационная система для «новой экономики» // Модернизация экономики России: Социальный контекст: в 4 кн. Кн. 2 / отв. ред. Е.Г Ясин. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2004.

5. Оборин М.С., Старикова Л.Н. Совершенствование бизнес-процессов при организации логистических услуг // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № 4. С. 207-218.

6. Сармина Е.Ю., Фомичева Т.Л. Информационные технологии как инновация в системе управления // Интерактивная наука. 2017. № 1 (11). С. 197-199.

7. Технология Blockchain в логистике. URL: http://logist.fm/publications/tehnologiyablockchainv-logistike (дата обращения: 11.01.2022).

8. Choy K.L., Gunasekaran A., Lam H.Y., Chow K. H. Impact of information technology on the performance of logistics industry: the case of Hong Kong and Pearl Delta region // Journal of the Operational Research Society, 2014, рp. 904916.

9. Evangelista P., Mogre R., Sweeney E. A survey based analysis of IT adoption and 3PLs' performance // Supply Chain Management, 2021, № 2, рp. 172-186.

10. Kawasaki T., Hanaoka S., Le H.T. The Impact of Information and Communication Technology on Performance of Logistics Service Providers in Vietnam. JSCE, 2011, рp. 1-9.

References_

1. Bekmurzaev I.D. The importance of innovations in improving the efficiency of logistics business. Federal State University Science. 2021. No. 1 (21). pp. 5-9.

2. Bekmurzaev I.D. Development of the logistics system in the conditions of digitalization. Bulletin of the Chechen State University. 2021. No. 1 (41). pp. 53-58.

3. Bekmurzaev I.D. Electronic commerce and electronic marketing. Materials of the I All-Russian Scientific and practical conference «Socio-economic and financial aspects of the development of the Russian Federation and its regions in modern conditions». Grozny, 2020. pp. 188-193.

4. Gokhberg L. A new innovative system for the «new economy». Modernization of the Russian economy: Social context: in 4 books. Book 2 / ed. E.G. Yasin. M.: Publishing House of the Higher School of Economics, 2004.

5. Oborin M.S., Starikova L.N. Improvement of business processes in the organization of logistics services. Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Socio-economic sciences. 2018. No. 4. pp. 207-218.

6. Sarmina E.Yu., Fomicheva T.L. Information technologies as innovation in the management system. Interactive science. 2017. No. 1 (11). pp. 197-199.

7. Blockchain technology in logistics. URL: http://logist.fm/publications/tehnologiyablockchainv-logistike (accessed: 11.01.2022).

8. Choy K.L., Gunasekaran A., Lam H.Y., Chow K. H. Impact of information technology on the performance of logistics industry: the case of Hong Kong and Pearl Delta region. Journal of the Operational Research Society, 2014, pp. 904-916.

9. Evangelista P., Mogre R., Sweeney E. A survey based analysis of IT adoption and 3PLs' performance. Supply Chain Management, 2021, No. 2, pp. 172-186.

10. Kawasaki T., Hanaoka S., Le H.T. The Impact of Information and Communication Technology on Performance of Logistics Service Providers in Vietnam. JSCE, 2011, pp. 1-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.