ШтаИИШШЕМВШЕШШНШ
DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_2_104 УДК 330
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕВЕРСИВНОЙ ЛОГИСТИКИ В ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Бекмурзаев Иса Дуквахович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: [email protected]
Насонов Сергей Вениаминович,
кандидат военных наук, профессор, доцент кафедры материального обеспечения, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected]
Пахомов Вячеслав Иванович,
кандидат экономических наук, профессор, профессор кафедры материального обеспечения, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected]
Актуальность исследования различных аспектов реверсивной логистики в последние годы сильно возросла, что обусловлено активным развитием электронной коммерции. Применение логистического подхода в управлении возвратными и обратными потоками товарно-материальных ценностей позволяет комплексно подойти к реализации ключевых процессов и задач управления реверсивными потоками, обеспечивает повышение удовлетворенности потребителей, прибыли и поддержку жизненного цикла продукции.
Ключевые слова: реверсивная логистика; реверсивные потоки; циркулярная экономика; устойчивое развитие; экономика замкнутого цикла.
UDC 330
CONCEPTUAL BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF REVERSE LOGISTICS IN THE CIRCULAR ECONOMY
Bekmurzaev Isa Dukvahovich,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department
"State and Municipal Management", Chechen State University Named after
A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: [email protected]
Nasonov Sergey Veniaminovich,
Candidate of Military Sciences, Professor, Associate Professor of the Department
of Logistics, Military Academy of Logistics named after General of the Army A.V.
Khruleva, St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected]
Pakhomov Vyacheslav Ivanovich,
Candidate of Economic Sciences, Professor, Professor of the Department of
Logistics, Military Academy of Logistics named after General of the Army A.V.
Khruleva, St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected]
The relevance of the study of various aspects of reverse logistics has greatly increased in recent years, due to the active development of e-commerce. The use of a logistics approach in the management of return and reverse flows of inventory items allows a comprehensive approach to the implementation of key processes and tasks of managing reverse flows, increases customer satisfaction, profits and supports the product life cycle.
Keywords: reverse logistics; reverse flows; circular economy; sustainable development; circular economy.
На современном этапе экономического развития отечественной экономки реверсивная логистика рассматривается как важный фактор развития логистической деятельности, отраслей промышленности и государства в целом. Вопросы организации процессов реверсивной логистики в нашей стране сегодня недостаточно изучены. Это связано с тем, что большинство цепей поставок продукции ориентированы только на движение материальных потоков в прямом направлении и не учитывают возможность возникновения их возвратов в обратном направлении. Обработка возвращенных материальных потоков, а также их рециклинг, или утилизация, связаны с большим количеством проблем и затрат, для преодоления которых требуются знания и опыт в области управления реверсивной логистикой, а также соответствующей инфраструктуры. Отсутствие коммерческого интереса у предприятий различных отраслей промышленности, торговых и посреднических компаний объясняется сложностью координации экономических интересов между различными сторонами цепей поставок и реальных предпосылок
возможности синхронизации бизнес-процессов, связанных с перемещением обратных товаров и их последующей переработкой или утилизацией. На макроэкономическом уровне имеются значительные пробелы в законодательстве, которые негативно влияют на процессы координации и интеграции, не стимулируют субъектов хозяйствования инвестировать средства в развитие реверсивной логистики. Деятельность по изъятию вторичных ресурсов практически не регулируется государством - государство в области охраны окружающей среды ориентировано на возмещение вреда от уже совершенного воздействия на окружающую среду, то есть на последствия вреда, а не на его минимизацию.
Разработанные зарубежными странами законодательные акты [5] и опыт многих стран свидетельствуют о значительных знаниях решения этих проблем. Опыт Китая показал, что широкомасштабная система рециркуляции, внедренная в этой стране, несмотря на объем полученных технических знаний, оказалась неэффективной. Исследования [2; 15] показывают, что внедрение
перерабатывающей инфраструктуры в Китае может быть успешным только при наличии адекватных законов. Первый нормативный акт в мировом масштабе, который признает важность организаций по сбору отходов и требует интеграции этих работников в систему RL, был принят в бразильском законодательстве. В нем отражен инновационный подход, предполагающий включение в этот процесс организаций по сбору отходов. Бразильская модель предполагает формирование партнерских отношений с крупными компаниями в системе реверсивной логистики. Благодаря такому партнерству предприятия по сбору отходов могут получить более высокую доходность и более достойные условия труда за счет уменьшения совокупной стоимости товарного движения и экономии ресурсов [4].
Актуальность исследования различных аспектов реверсивной логистики в последние годы сильно возросла, что обусловлено активным развитием электронной коммерции. Вклад основных сегментов интернет-бизнеса в российскую экономику по итогам 2021 г. составит 8,6 трлн руб., что на 29 % выше относительно 2020 года, когда совокупный объем электронной коммерции составил 6,7 трлн руб. Из 8,6 трлн руб. 7,8 трлн приходится на электронную коммерцию, 440,7 млрд руб. - на маркетинг и рекламу, 179,4 млрд руб. - на инфраструктуру и связь, 151,7 млрд руб. - на цифровой контент [6]. Так, в США объем доходов колеблется от 150 до 200 млрд долл. ежегодно, что составляет примерно 0,7 % ВНП. При этом эксперты утверждают, что затраты цепи поставок, связанные с обратной логистикой, составляют в среднем около 7-10 % стоимости товара. По оценкам, китайский рынок возобновляемого рынка составляет 16 млрд долЛ. Таким образом, обратная логистика обещает стать новым вызовом в области управления предприятием.
Реверсивная логистика создала инновационные возможности для научных исследований и бизнес-сообщества с точки зрения изучения экономических, социальных, экологических последствий управления возвратом товаров и рециклинга.
Методология данного исследования предполагает проведение системного анализа эволюции взглядов на понимание термина
«реверсивная логистика», анализа стимулов и барьеров, выгод и затрат, логистических стратегий и бизнес-моделей рыночного поведения бизнес-структур.
Следует отметить, что в научных и деловых источниках используют разные термины, имеющие близкое значение с термином «реверсивная логистика» (reverse logistic, RL). В частности, достаточно часто используют понятие «обработка возвратов», «логистика обратных потоков», «логистика реверсивных потоков», «логистика возвратов» (Logistics of Return), Aftermarket Logistics, Aftermarket Supply Chain, «логистика рециклинга» и т.п. Эти понятия близки по смыслу и отражают различные взгляды на одну и ту же проблему, для лучшего понимания которой необходимо рассмотреть эволюцию развития этой сферы.
Одними из первых авторов, которые привлекли внимание исследователей к проблеме управления обратными потоками и сформулировали базовую концепцию реверсивной логистики, были П.Р. Мерфи и Р.Ф. Поист [11]. Они ввели понятие «реверсивное распределение» как движение товара от потребителя к производителю в имеющихся каналах распределения. В работе [9] под «реверсивной логистикой» понимается управление организацией материальных ресурсов, полученных от клиентов. Д.С. Роджерс и Р.С. Тиббен-Лембке связали определения RL с общим определением логистики [14]. В исследовании [8] акцентировано внимание на том, что RL представляет собой набор программ, направленных на перемещение товаров в обратном направлении (от потребителя к производителю).
Дискуссионным в научных кругах остается вопрос, касается ли деятельность по обработке бытовых отходов RL. В частности, в результате исследований [7] логистика возвратных потоков определяется как «эффективное выполнение процесса утилизации продукции, абсолютно не пригодной к продаже или устаревшей во время нахождения в цепи поставок» [7]. Возвратная логистика представляет собой процесс перемещения продукта с точки его потребления через звенья цепи поставок до точки происхождения с целью восстановления его ценности или правильной утилизации продукта. В исследовании [1] выделены возвратные и обрат-
ные потоки. Авторы формируют следующее определение понятия «реверсивная логистика»: ее задачей является управление возвратными и обратными товарно-материальными потоками. Обобщая различные взгляды исследователей, Ассоциация реверсивной логистики уточнила определение реверсивной логистики, обозначив ее как «деятельность по управлению ценностями, которые образуются в процессе потребления товара или услуги, независимо от сферы и области использования» [13].
Увеличение объемов образования и захоронения отходов приводит к ухудшению экологической ситуации в глобальной экономике. С другой стороны, эти отходы содержат значительное количество вторичных ресурсов, которые могли бы использоваться в процессе производства новой продукции. Именно поэтому в зарубежных странах создана и успешно функционирует система управления обратными и возвратными потоками, которая включает в себя не только товары, но и тару, а также вторичные ресурсы. Такое понимание привело к появлению новых бизнес-моделей - циркулярной логистики и замкнутых цепей поставок. Авторы статьи [10] проанализировали около четырехсот опубликованных материалов за последние 20 лет, чтобы найти будущие направления и возможности исследований в RL/CLSC. Они пришли к выводу, что управленческие решения в сфере реверсивной логистики становятся все более сложными. Они должны интегрировать различные уровни принятия решений, учитывать множество объективных факторов, использовать новые подходы для достижения зеленых, устойчивых и экологических целей. Появление моделей замкнутых цепей поставок и развитие концепции циркулярной логистики замыкает контур управления материальными потоками в логистике и обеспечивает устойчивость использования природных ресурсов на основе проектирования замкнутых цепей поставок в экономической деятельности. При таком подходе материалы используются повторно, а не выбрасываются как отходы, образуя петлю потоков [12].
Применение циркулярных бизнес-моделей и замкнутых цепей поставок приводит к существенным экологическим, экономическим и социальным выгодам. Так, их внедрение в автомобилестроение, по оценкам
экспертов, создаст возможность сократить потребление сырьевых ресурсов на 98 %; обеспечить экономию энергии на уровне 83 %, снижение стоимости готовой продукции до 40 % выбросов углекислого газа - до 87 % [3].
Реверсивная логистика - это процесс возвращения из сферы потребления и обращение в сферу производства и утилизации товарно-материальных ценностей, которые могут быть подвергнуты перепродаже, повторному использованию, ремонту, а в случае невозможности осуществления таких операций - правильной утилизации. Такое понимание отражает современный этап эволюционного развития нового направления в логистике, ключевой идеей которого является устойчивое развитие и глобальная экологизация производства и потребления, что оказывает существенное влияние на процессы реверсивного движения товарно-материальных ценностей сегодня и в будущем.
Несмотря на разнообразие идей и бизнес-моделей по управлению реверсивными потоками в логистике, по мнению авторов, необходимо уточнить понимание сущности реверсивной логистики как научного направления и сферы профессиональной деятельности. Применение логистического подхода в управлении возвратными и обратными потоками товарно-материальных ценностей позволяет комплексно подойти к реализации ключевых процессов и задач управления реверсивными потоками, обеспечивает повышение удовлетворенности потребителей, получение дополнительной прибыли и поддержку жизненного цикла продукции. Для этого необходимо считать вопросы реверсивной логистики неотъемлемой частью сложного механизма единой системы управления цепями поставок и логистическими системами на микро-и макроуровне.
Одним из ключевых вопросов, который активно обсуждается в научном сообществе: какие процессы следует включать в реверсивную логистику. От четко обозначенного контура понимания этих процессов напрямую зависит качество управленческих решений на различных уровнях управления экономическими системами, пути гармонизации частных и публичных интересов при разработке национальных стратегий развития логистического рынка, интеграция звеньев
и логистических процессов в отраслевых и межотраслевых цепях поставок товаров и услуг. Объектами реверсивной логистики являются возвращенные товары, бракованная или морально устаревшая продукция, работы по восстановлению потребительских свойств товаров, переработка отходов, тары и упаковки. Основной целью управления реверсивными потоками в логистике является сокращение нерационального потребления ресурсов, переработка товаров, непригодных для целевого использования, в другие виды ресурсов, а также утилизация отходов с минимизацией вредного воздействия на окружающую среду.
Итак, рассмотрим возможные элементы макрологистической среды, входящие в замкнутую цепь поставок, которые включают: поставщиков; производителей; потребителей; хэндлинговые компании, сервисные центры; предприятия по продаже уцененного товара; предприятия по обращению с отходами и переработке вторичного сырья. Следует отметить, что этот перечень является обобщающим - не все замкнутые цепи поставок содержат весь комплекс элементов. Однако, с точки зрения макросреды, учета его расхо-
Примечание: 1) товары, оцененные как отходы; 2) товары с недостатками, не оцененные как отходы; 3) товары, которые возвращают в предыдущее звено согласно условиям или законодательству; 4) товары, утратившие свою ценность для определенного звена, но не оцененные как отходы; 5) товары, оцененные как морально устаревшие; 6) товары, продажа или использование которых нецелесообразно, но не оценены как отходы; 7) товары, которые могут быть приняты к вторичной переработке; 8) товары, доставленные ошибочно; 9) возврат тары (упаковки).
дов, потерь и эколого-социо-экономического эффекта, каждый компонент является достаточно значимым. Добавим также, что приведенные элементы могут быть расширены различными посредниками.
Анализ взглядов различных авторов позволяет говорить о необходимости использования определенной классификации реверсивных материальных потоков. В рамках данного исследования предлагается следующая классификация: товары, оцененные как отходы; товары с недостатками, не оцененные как отходы; товары, которые возвращают в предыдущее звено согласно условиям или законодательству; товары, утратившие свою ценность для определенного звена, но не оцененные как отходы; товары, оцененные как морально устаревшие; товары, продажа или использование которых нецелесообразно, но они не оценены как отходы; товары, которые могут быть приняты к вторичной переработке; товары, доставленные ошибочно; возврат тары.
Рассмотрим реверсивные потоки, которые могут генерироваться логистической цепью «поставщик - производитель - потребитель» (табл. 1).
Далее рассмотрим компоненты затрат реверсивной логистики на микроуровне. Поскольку реверсивный поток направлен обратно к прямому потоку, считается, что рассмотрение затрат следует начинать с конца логистической цепи, то есть с момента возврата. Этот возврат может быть осуществлен за счет средств потребителя или клиента, желающего вернуть товар, или же за счет средств компании, принимающей обратный поток. При этом возврат может быть направлен как к компании - продуценту соответствующего прямого потока, так и к компании, которая будет обновлять, перерабатывать,
Таблица 1 - Реверсивные потоки логистической цепи
Приемник потока
Элемент системы Поставщик сырья Производитель По-тре-би-тель Предприятие по продаже ценных товаров Предприятие по ремонту и сервису Благотворительная организация Предприятие по обращению с отходами Предприятие вторичной переработки
Источник потока Поставщик сырья 2, 4, 5 2 2, 4, 5, 6 1 5, 6, 7
Производитель 3, 8, 9
Потребитель 3, 8
перепродавать, рециклировать или утилизировать возвращенные товары. Расходы, сопровождающие процесс перемещения реверсивного потока, называются транспортными расходами. Согласно им, требуются затраты на информационное сопровождение процесса перевозки (перемещения), расходы на коммуникацию. Конечно, этот этап обработки обратного потока невозможен без вмешательства людей, принимающих запрос на возврат, которые обрабатывают информацию, организуют процесс принятия к перевозке, организационно сопровождают возвращенные товары.
В зависимости от выбранного метода обращения с обратным потоком возможны затраты на ремонт, перепродажу, переработку, разукомплектацию, утилизацию, захоронение и т. п. Все эти затраты можно отнести к производственным расходам реверсивной логистики, поскольку они предусматривают переработку входящего материального потока (возвращенных товаров) в другие товары (отходы). Поскольку операция транспортировки переходит в производственный процесс, возникает потребность в хранении на различных этапах, промежуточных стадиях производственного процесса. При необходимости в дополнительных материалах, компонентах и оборудовании для производственного процесса затраты также должны быть учтены. После доведения возвращенных товаров до состояния, в котором возможно дальнейшее их продвижение (до полок магазинов, на склад, на полигон бытовых отходов и т.п.), возможна необходимость в повторной транспортировке с соответствующими затратами. Считаем, что на этом этапе логистический процесс, связанный с реверсивным материальным потоком на микроуровне, заканчивается.
Рассмотрим логистические процессы, которые происходят вне микрологистической системы. В этом контексте следует рассмотреть ситуации, когда обратный поток должен перерабатываться вне логистической системы. Звеньями такой макрологистиче-ской системы могут быть компании по переработке отходов, вторсырья, а также производители, использующие обратный поток других компаний как сырье для производства собственной продукции. Заметим, что тенденция к максимальному использованию
всех ресурсов и минимизации отходов может касаться как прямых, так и обратных потоков. Следовательно, при увеличении коэффициента использования ресурсов и уменьшении количества отходов на каждом звене ма-крологистической системы возможно почти 100 %-ное использование ресурсов и избавление от отходов, которые не могут быть переработаны. Это полностью соответствует идее циркулярной экономики, в которой логистические системы должны иметь замкнутый контур, по крайней мере, на макроуровне.
Суммируя вышесказанное, затратами реверсивной логистики на микроуровне являются: расходы на транспортировку в обратном направлении; расходы на хранение возвращенных товаров; расходы на производственные, ремонтные операции с возвращенными товарами; расходы на возврат восстановленных товаров в систему распределения или к потребителям; расходы на утилизацию возвращенных товаров и т.п.
К затратам реверсивной логистики макроуровня относятся расходы на сбор, перевозку, сортировку, захоронение отходов; расходы на инфраструктуру реверсивной логистики; расходы на организацию и поддержание функционирования системы переработки вторичного сырья; потери от изъятия из общего пользования земельных участков, занятых под инфраструктуру реверсивной логистики; затраты природных ресурсов на функционирование системы поддержания реверсивных потоков; экологические потери из-за загрязнения воздуха, воды, почв, связанной с функционированием системы поддержания реверсивных потоков и т.п. Можно отметить, что макроуровень реверсивной логистики наглядно показывает комплекс экономических, экологических и социальных проблем, связанных с потоками возвратов, отказов, отходов и вторичного сырья.
Реверсивная логистика имеет своими объектами потоки, которые являются косвенными к логистической системе. На микроуровне это потоки, направленные в сторону, противоположную прямому материальному потоку, или наружу логистической системы - к ре -монтным, благотворительным организациям или к предприятиям обращения с отходами и вторичным сырьем. Макроуровень реверсивной логистики отражает взаимосвязь между всеми звеньями, занятыми в процессе обра-
ботки реверсивных потоков. Именно макроуровень способен выявить все расходы и потери, связанные с реверсивными потоками в пределах государства или региона. И именно
на этом уровне четко выявляются проблемы устойчивого развития страны в экономическом, экологическом и социальном аспекте.
Список литературы_
1. Лазарев В.А. Методология управления устойчивостью предприятия: моногр. Екатеринбург: Урал. гос. экон. ун-т. 2011. 239 с.
2. Abdulrahman M.D., Gunasekaran A. Critical barriers in implementing reverse logistics in the Chinese manufacturing sectors // International Journal of Production Economics, 2014, № 147, p. 460-471.
3. Automotive Parts Remanufacturing Market. Persistence Market Research, 2015. URL: https://www. persistencemarketresearch.com/market-research/automotive-parts-remanufacturing-market.asp (дата обращения: 29.02.2022).
4. Demajorovic J., Augusto E.E.F., De Souza M.T.S. Reverse logistics of e-waste in developing countries: challenges and prospects for the Brazilian model Ambiente & Sociedade Sao Paulo v. XIX. 2016, № 2, p. 117-136.
5. Directive 2012/19/EU of the European Parliament and of the Council of 4 July 2012 on waste electrical and electronic equipment (WEEE). - 2012. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex %3A32012L0019 (дата обращения: 29.02.2022).
6. Commerce 2021: основные цифры. E-pepper by Aero, 2021. URL: https://e-pepper.ru/news/ecommerce-2021-osnovnye-tsifry.html (дата обращения: 29.02.2022).
7. Hillegersberg J., Nunen J., Supporting Return Flows in the Supply chain. Communications on the ACM, 2001, vol. 44, No 6, pp. 74-79.
8. Horvath P. A., Autry C.W., Wilcox W.E., Liquidity implications of reverse logistics for retailers // Journal of Retailing. 2005. Vol. 81. No 3. pp. 191-203.
9. Giuntini R., Andel T. Advance with Reverse Logistics. Transportation & Distribution, Cleveland, 1995, vol. 36, No 2, pp. 73-75.
10. Govindan K., Soleimani H. Reverse logistics and closed-loop supply chain. European Journal of Operational Research, 2015, № 240 (3), 603-626.
11. Murphy P.R., Poist R.F. Management of logistical retromovements. Transportations research forum, 1989, pp. 177-184.
12. Nussholz J.L. Circular business models: defining a concept and framing an emerging research field. Sustainability, 2017, № 9 (1810), pp. 1-16.
13. Reverse Logistics Digital Magazine. Edition 58. 2018. pp. 47.
14. Rogers D.S., Tibben-Lembke R.S. Reverse Logistics trends and practices. Reverse Logistics Executive Council, Pittsburgh, P.A., 1999.
15. Wang F. The Best-of-2-Worlds philosophy // Waste Management, 2012, № 32, рp. 2134-2146.
References_
1. Lazarev V.A. Methodology of enterprise sustainability management: monogr. Yekaterinburg: Ural. gos. ekon. un-T. 2011. 239 p
2. Abdulrahman M.D., Gunasekaran A. Critical barriers in the implementation of processing logistics in the manufacturing sectors of China. International Journal of Production Economics, 2014, No. 147, pp. 460-471.
3. The Market for the Restoration of Automobile Spare Parts. Persistence Market Research, 2015. URL: https:// www.persistencemarketresearch.com/market-research/automotive-parts-remanufacturing-market.asp (accessed: 02/29/2022).
4. Demajorovich J., Augusto E.E.F., De Souza M.T.S. Reverse logistics of electronic waste in developing countries: problems and prospects of the Brazilian model Ambiente & Sociedade Sao Paulo v. XIX. 2016, No. 2, pp. 117-136.
5. Directive 2012/19/EU of the European Parliament and of the Council of July 4, 2012 of the Year on Waste Electrical and Electronic Equipment (WEEE). - 2012. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT /?uri=celex °%3A32012L0019 (accessed: 02/29/2022).
6. Commerce 2021: key figures. E-pepper from Aero, 2021. URL: https://e-pepper.ru/news/ecommerce-2021-osnovnye-tsifry.html (accessed: 02/29/2022).
7. Hillegersberg J., Nanen J., Support for return flows in the supply chain. Reports on ACM, 2001, volume 44, No. 6, pp. 74-79.
8. Horvat P.A., Autry K.U., Wilcox U.E. Consequences of reverse logistics for retail trade from the point of view of liquidity. Retail Trade Journal. 2005. Volume 81. No. 3. pp. 191-203.
9. Giuntini R., Andel T. Promotion with reverse logistics. Transport and Distribution, Cleveland, 1995, Volume 36, No. 2, pp. 73-75.
10. Govindan K., Suleimani H. Reverse Logistics and Closed supply chain. European Journal of Operational Research, 2015, № 240 (3), 603-626.
11. Murphy P.R., Poist R.F. Management of logistic retro-movements. Transport Research Forum, 1989, pp. 177-184.
12. Nussholz J.L. Cyclical business models: Definition of the concept and formation of a new field of research. Sustainable Development, 2017, No. 9 (1810), pp. 1-16.
13. Digital log of Reverse logistics. Edition 58. 2018. p. 47.
14. Rogers D.S., Tibben-Lembke R.S. Trends and practice of reverse logistics. Executive Board for Reverse Logistics, Pittsburgh, Pennsylvania, 1999.
15. Van F. Philosophy of the best of 2 worlds. Waste Management, 2012, No. 32, pp. 2134-2146.