Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ИННОВАЦИОННЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА / МЕНЕДЖМЕНТ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов Артур Хусаинович, Бекмурзаев Иса Дуквахович, Мальков Евгений Сергеевич

В статье исследованы организационно-управленческие логистические инновации, практические бизнес-аспекты организационно-управленческих инноваций. Рассмотрены организационно-управленческие инновации в повышении эффективности логистического бизнеса на примере цепочки поставок. Учитывая имеющиеся риски и сложность инновационного решения, предлагаются конкретные подходы в повышении эффективности логистического бизнеса на примере цепочки поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курбанов Артур Хусаинович, Бекмурзаев Иса Дуквахович, Мальков Евгений Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE BUSINESS PROCESSES OF THE LOGISTICS ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

The article explores organizational and managerial logistics innovations, practical business aspects of organizational and managerial innovations. Organizational and managerial innovations in improving the efficiency of the logistics business are considered on the example of the supply chain. Taking into account the existing risks and the complexity of the innovative solution, specific approaches are proposed to improve the efficiency of the logistics business using the supply chain as an example.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_4_339 УДК 658

ИННОВАЦИОННЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Курбанов Артур Хусаинович,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры материального обеспечения, Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: kurbanov-83@yandex.ru

Бекмурзаев Иса Дуквахович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление», Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: bekmurzaev71@mail.ru

Мальков Евгений Сергеевич,

адъюнкт, Вольский военный институт материального обеспечения, г. Вольск, Саратовская область, Россия, e-mail: Zhenek09-89@mail.ru

В статье исследованы организационно-управленческие логистические инновации, практические бизнес-аспекты организационно-управленческих инноваций. Рассмотрены организационно-управленческие инновации в повышении эффективности логистического бизнеса на примере цепочки поставок. Учитывая имеющиеся риски и сложность инновационного решения, предлагаются конкретные подходы в повышении эффективности логистического бизнеса на примере цепочки поставок.

Ключевые слова: логистические процессы; логистические системы; эффективность бизнеса; менеджмент; логистические решения.

UDC 658

INNOVATIVE BUSINESS PROCESSES OF THE LOGISTICS ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

Kurbanov Artur Khusainovich,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of the Department of Logistics, Military Academy of Logistics. Named after General of the Army A. V. Khrulev, St. Petersburg, Russia, e-mail: kurbanov-83@yandex.ru

Bekmurzaev Isa Dukvahovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department "State and Municipal Management", Chechen State University. Named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: bekmurzaev71@mail.ru

Malkov Evgeny Sergeevich,

Adjunct, Volsk Military Institute of Material Support, Volsk, Saratov Region, Russia, e-mail: Zhenek09-89@mail.ru

The article explores organizational and managerial logistics innovations, practical business aspects of organizational and managerial innovations. Organizational and managerial innovations in improving the efficiency of the logistics business are considered on the example of the supply chain. Taking into account the existing risks and the complexity of the innovative solution, specific approaches are proposed to improve the efficiency of the logistics business using the supply chain as an example.

Keywords: logistics processes; logistics systems; business performance; management; logistics solutions.

Реализация инновационной деятельности является одним из основных факторов конкурентоспособности, обеспечивает эффективность использования производственных ресурсов, повышает степень адаптивности предприятий к внешней среде, расширяет их возможности по выходу на новые рынки, создает условия долгосрочной стабильности. В настоящее время недостаточно раскрыты сущность, особенности, влияние доминирующих факторов и практические аспекты бизнес-моделирования, источники, условия, организационно-управленческие механизмы обеспечения инновационного развития современного предприятия, значимость инновационной бизнес-модели логистического обеспечения с учетом вызовов внешней среды по повышению степени и своевременности удовлетворенности потребностей потребителей, поскольку жесткая конкурентная борьба побуждает предприятия различных отраслей использовать в своей работе современные подходы, которые обусловлены новым этапом развития цифровой экономики и ИТ-технологий, что подчеркивает актуальность выбранной темы исследования.

Глобальная экономическая конкуренция в XXI в. становится все глубже и шире, а также более жесткой, что заставляет ее субъектов находить различные пути выживания и развития в суровых условиях мирового рынка. Это зависит, в первую очередь, от того, насколько они являются устойчивыми и гибкими к изменениям тенденций и разнообразных ситуаций.

В этих условиях стратегическое управление инновациями может привести к увеличению доходов и расширению доли рынка, а в некоторых случаях - к выходу на совершенно новый внеконкурентный рынок. Новшества могут быть не только в форме внедрения нового продукта или услуги, но и в виде оптимизации процессов и использования технологий, которые повышают эффективность компании с помощью внедрения новых методов управления.

Классические концепции и понимание сущности инноваций приведены в трудах Й. Шумпетера и М. Кондратьева, которые считаются авторами первой волны развития инновационной теории. Касательными к теме нашей статьи являются исследова-

ния П. Друкера, М. Портера, Р. Кантера и Т. Петерса, которые изучали экономический аспект инноваций второй половины XX века.

Важное значение составляет толкование инноваций, которое привела Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, англ. Organisation for Economic Coopération and Development, OECD) совместно с Евростатом (англ. Eurostat) в составленном ими комплексном руководстве, известном как справочник Осло. Инновация в нем рассматривается как введение нового или значительно улучшенного продукта, процесса, маркетинга или организационных методов в деловой практике, организации работы и места во внешних отношениях.

Однако анализ специальной литературы показал, что тема организационно-управленческих инноваций в менеджменте относительно слабо изучена, а инновации такого типа недостаточно представлены в имеющихся инновационных теориях и моделях. Последовательная концепция управленческих инноваций, которая бы объясняла источники управленческих инноваций, их предпосылки и последствия, еще не разработана. Для отечественных предприятий обеспечение инновационного развития является единственной предпосылкой их конкурентоспособности, выживания и выхода на мировые рынки. Поэтому, несмотря на наличие многих научных трудов, в указанном направлении необходимо усовершенствовать обоснование инновационной бизнес-модели в виде эффективного и конкурентоспособного логистического обеспечения развития предприятий для своевременного удовлетворения спроса потребителей.

Целью статьи является определение современных теоретических основ организационно-управленческих инноваций в повышении эффективности логистического бизнеса.

Анализ основных источников по теме дает основания обобщить основные характеристики инноваций как предмета научного исследования [3]:

- внедрение связано с появлением новой идеи независимо от ее источника; особенно ценным при этом является провокационное, творческое мышление для создания чего-то нового и неизвестного до сих пор;

- для успешного внедрения требуется получение оценки пользователями, сотрудни-

ками компании, партнерами и другими заинтересованными сторонами;

- ключевая роль обратной связи - от дизайна до рентабельности инвестиций;

- систематический характер (инновации не должны иметь одноразовое действие, а внедряться как процесс);

- наличие реальных изменений (инновация исходит из идеи принятия конкретных действий, запланированных в процессах и принятых мотивированных командах);

- достижение определенного результата, прежде всего увеличение прибыли.

В проанализированных исследованиях [3; 4] выявлены стимулы и ограничения перед внедрением инноваций и инновационных стратегий и приведено значительное количество классификаций факторов, которые условно можно разделить на две группы определяющих факторов:

- внутренние - предпринимательский дух руководителей, наличие персонала с соответствующей квалификацией, технологической обеспеченностью компании и создание творческой атмосферы для специалистов по инновациям;

- внешние - возможность включения в международные и национальные программы инноваций, сотрудничество с клиентами и поставщиками, эффективные взаимные отношения с научно-исследовательскими институтами, возможность использования консалтинговых услуг и стимулирующая государственная политика.

Отдельно следует обратиться к факторам с неблагоприятным воздействием [5]: внутренним (высокая стоимость инновационной деятельности, слабые собственные научные исследования и разработки, трудности в управлении и контроле затрат, отсутствие квалифицированного персонала, инновации, не имеющие места в текущей стратегии компании, нерешительность управления для начала инноваций и отсутствие технического потенциала для реализации инноваций) и внешним (отсутствие источников финансирования, интереса к клиентам, недостатки в законодательстве, высокие налоги на прибыль, проблемный режим импорта и экспорта, плохое внешнее обслуживание, отсутствие возможностей, затруднение взаимодействия с высшими звеньями, научно-исследовательскими институтами и консалтинговыми

организациями). «На региональном уровне все больше внимания уделяется повышению эффективности транспортного обслуживания через непосредственное развитие региональной транспортно-логистической системы, функционирование которой обеспечивает предоставление полного комплекса транспортных услуг, включая мультимодаль-ные перевозки, разработка логистических схем перевозки грузов, страхования, обеспечения безопасности перевозок» [1].

Логистика является ключевым сектором для экономики в мире. Логистика имеет огромное влияние на качество производства и предоставления услуг. Логистика определяет направление торговли и транспортные связи отдельных стран с остальным миром, количество импорта и экспорта отдельных товаров, уровни прибыли от распределительной и транспортной деятельности, экологические риски, связанные с ними. В этих процессах уровень логистики становится все более важным фактором не только для интернационализации деловых связей и процессов, но и для устойчивости, безопасности и инновационности. Инновации являются фактором, который увеличивает вероятность устойчивости логистики. Устойчивость в логистике достигается чаще всего за счет сокращения ресурсов с помощью улучшенных логистических услуг. Инновации в этом имеют решающее значение.

Инновация в логистике является ключевым элементом конкурентного преимущества. Она определяется как фактор снижения логистических издержек, улучшения эффективности и увеличения удовлетворенности пользователей. Степень обновления через инновации зависит как от технологических (новые продукты, новые методы производства), так и от нетехнологических факторов (новая организация работы, новое моделирование бизнес-процессов и рынков).

Инновации включают несколько внутренних характеристик, существенными из которых являются: налаживание цепочки сотрудничества всех участников в достижении максимальных преимуществ логистических процессов; адаптация или способность компаний к достижению совершенства логистических операций, программирования и внедрения новых продуктов и услуг; опти-

мизация системы электронного документооборота и сокращение логистического процесса передачи пакета документов внутри логистической цепи; устойчивость или рациональное использование ресурсов в поисках «зеленых» концепций развития логистики; умение принимать качественные и быстрые решения; достижение конкретных результатов, включая ИТ-решения.

Междисциплинарный подход к развертыванию, анализу и оценке инновационных процессов в логистике является ключевым для достижения лучшей экономической и экологической интеграции между бизнес-субъектами. Этот подход призван содействовать выполнению приоритетных задач компаний, их основной бизнес-деятельности за счет использования поставщиков аутсорсинговых услуг (услуг логистики).

Цепочка поставок с соответствующими атрибутами приносит много преимуществ компаниям, которые участвуют в ней за счет договоров логистического аутсорсинга. Для того чтобы иметь сильные конкурентные возможности на рынке, все подразделения организаций должны быть инновационными. Каждый из них в цепочке поставок должен

вносить соответствующие инновационные решения.

Это порождает концепцию инноваций, которая охватывает всю инновационную деятельность, направленную на улучшение функционирования всей цепочки поставок и получение конкурентных преимуществ с помощью организационно-управленческих инноваций в повышении эффективности логистического бизнеса.

Интерпретация логистики предполагает акцент на так называемом «партнерстве в логистике», когда логистика выходит за рамки организации бизнеса. В связи с этим автор обосновывает необходимость толкования понятия «инновационная цепочка поставки», основывается на анализе различных взглядов по этому вопросу. Идея состоит в том, что моделирование бизнеса следует рассматривать как возможность влияния на экономическую производительность в направлении, удовлетворяющем каждого из заинтересованных сторон.

В структурном отношении предлагается модель общей цепи поставки (рис. 1). Его отличительной особенностью является интеграция основных направлений поставки.

Рисунок 1 - Модель цепочки поставок (составлено на основе [3; 4])

Сложность взаимосвязей между участ- кой поставок». Целью последнего является

никами в приведенном варианте цепочки процесс планирования, реализации и управ-

поставок используется как основа для об- ления операциями по цепочке поставок для

суждения необходимости эффективного достижения максимально возможной эффек-

применения концепции «управление цепоч- тивности удовлетворения потребностей кли-

ентов. «Сегодня основными препятствиями для LP-провайдеров является конкурентное давление, целенаправленная ориентация на определенное предприятие, зависимость от других участников цепочки поставок. Одновременно сотрудничество и интеграция в цепи поставок, а также интеграция решений для обмена информаций и новых цифровых технологий определяется перспективными направлениями перехода к устойчивому развитию» [2].

В контексте рассматриваемой проблематики как наиболее важной составляющей цепочки поставок мы идентифицируем конечных клиентов, которые должны быть обслужены вовремя, качественно, в полном объеме. В связи с этим была принята идея, что обслуживание участников в цепочке поставок целесообразно толковать как логистическое обслуживание, что является ключевым элементом в логистике. В этом исследовании мы концентрируемся на цепочке поставок и логистических инновациях и в целом строим таксономию инноваций в цепочке поставок. Основная цель состоит в том, чтобы мотивировать кампании производить надлежащие инновации в своих цепочках поставок в соответствии с их желаемыми целями. Используя правильные организационно-управленческие инновации, они могут получить большие конкурентные преимущества.

Инновационная стратегия цепочки поставок жизненно важна для фирм, чтобы получить конкурентные преимущества на быстрорастущем рынке. Основная цель компании - сделать свою продукцию или услуги доступными для клиентов с минимальными затратами и максимальной рыночной стоимостью. Организация своей цепочки поставок играет ведущую роль в достижении этой цели, поскольку она напрямую связана со временем, количеством, спецификацией и ценой, по которым конечный потребитель получает продукт или услугу.

В случае изменения рыночной конъюнктуры соответствующие инновации в зависимости от структуры цепочки поставок могут быть полезны для адаптации к этим новым условиям. В прошлом инновации преимущественно базировались на совершенствовании производственных стратегий, сегодня же они реализуются также и в других видах

деятельности, таких как дистрибуция, маркетинг, хранение и другие сферы, включены в цепочку поставок. Поскольку цепочка поставок состоит из всего цикла бизнес-процессов компании, начиная с закупки сырья и заканчивая тем, как продукт достигает конечного потребителя, инновации стали жизненно важными для цепочки поставок, чтобы получить конкурентное преимущество. Можно утверждать, что компании, которые придают большое значение инновациям в цепочке по -ставок, получают огромные конкурентные преимущества на своем рынке и становятся лидерами отрасли.

Будучи весьма популярной концепцией в современном деловом мире, инновации активно исследуются в разных плоскостях. Так, М. Фельдман указывает на зависимость инноваций от знаний и утверждает, что продуктовые инновации объединяют технологические и научные знания с рыночными знаниями. Он также вводит линейную модель инноваций, в которой научные открытия, разработка продукта и внедрение его на рынок предшествуют друг другу [6].

В последнее время в среде профильных специалистов, ученых-теоретиков и менеджеров-практиков наблюдается тенденция к постепенному отходу от традиционных подходов к складской логистике в сторону инновационных решений [6]. Эксперты TransMetrics четко отмечают объективные требования клиентов логистических кампаний, связанные с необходимостью более быстрой и менее затратной доставки товаров заказчикам, что закономерно требует технологической модернизации, прежде всего в части работы с крупными базами данных [3]. Речь идет о новейшем формате аутсорсинга логистических услуг 3PL.

Современные цифровые технологии, применяемые в логистике, активно влияют на всю цепь поставок, трансформируя ее в значительной степени в автоматизированный процесс. Ярким примером этого может быть Автоматизированная система управления транспортом (Transportation Management System, сокращенно - TMS), своеобразная CRM, специально адаптированная для транспортной отрасли. Ключевыми процессами, которые автоматизирует и оптимизирует это программное решение, являются: планирование (автоматический подбор наи-

более эффективных схем транспортировки), транспортировка(мониторинг этого процесса в режиме 24/7, даже при отсутствии диспетчера), сопровождение (автоматизация процессов оформления документации и связи с всеми сторонами транспортировки), расчеты (автоматизация расчетных операций норм расхода топлива, оптимального количества остановок на пути, контроль остатков и потерь груза и т.п.).

Новые экологически чистые пакеты вводятся в соответствии с международными стандартами. Контроль качества фруктов и овощей отслеживается через сенсорные технологии для защиты доставки и отслеживания его местоположения при транспортировке. В свою очередь, выбранный транспорт должен быть «зеленым» (с уменьшенным выбросом углекислого газа в окружающую среду).

Инновационные решения, которые входят в цепочку поставок, должны быть более быстрыми, легкодоступными, эффективными, а также соответствовать юридическим требованиям.

Поскольку все больше компаний во всем мире используют аутсорсинг для своих цепочек поставок, видимость и прослежива-емость становятся все более важными для них. Наблюдается увеличение числа компаний, которые используют внешние источники, теряя контроль над тем, что является частью их собственных операций. Учитывая этот факт, многие крупные стартапы компаний начинают акцентировать внимание на необходимости видимости в цепочке поставок и таким образом пытаются добиться большей эффективности в логистическом секторе.

Это исследование показало, что классификация инноваций, предложенная в спра-

вочнике Осло, может быть расширена и охватить пятый тип инноваций - управленческие инновации. Это потребовало бы пересмотра определения организационных инноваций (которые могли бы, например, касаться новых решений в сфере конкретных функций: логистики, маркетинга и пр.) и управленческих инноваций (как новые решения в управлении целой организацией). Также измерение инноваций в целом и измерение управленческих инноваций в частности является сложным и не полностью точным, хотя и имеет существенное значение при оценке эффективности инновационной деятельности. К тому же авторская модель и ее измерительная шкала стимулируют дальнейшее исследование связей между управленческими инновациями и эффективностью деятельности кампании, технологическими инновациями или организационной культурой. Они могут быть использованы для диагностики уровня управленческих инноваций и оценки их эффективности, затрат и выгод. Измерительный инструмент может быть использован практиками-руководителями предприятия не только для оценки собственной инновационной активности, но и для поиска новых источ -ников конкурентного преимущества.

Внедрение инноваций в логистике требует быстрых решений для удовлетворения вопросов производства, управления и экологического воздействия на процессы логистики. Опыт показывает, что для того, чтобы инновации в логистике были успешными, она должна осуществлять необходимую синергию в отношении партнеров, процессов и многое другое. Инновации помогают укрепить роль логистики для реализации экологической устойчивости.

Список литературы_

1. Дадаев Я.Э. Теоретическое обоснование создания транспортно-логистического центра региона // Матери -алы IX Международ. науч.-практ. конф. «Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и социально-экономическая политика региона». Махачкала, 2018. С. 639-643.

2. Курбанов А.Х., Бекмурзаев И.Д. Роль провайдеров логистических услуг в стратегии устойчивого развития // Вестник Чеченского государственного университета: научно-аналитический журнал. 2020. № 1 (37). С. 16-21.

3. Технологические тренды и инновации в логистике в Радаре DHL 2020/2021. URL: https://www.retail.ru/ rbc/pressreleases/aytob-tekhnologicheskie-trendy-i-innovatsii-v-logistike-v-radare-dhl-2020-2021/ (дата обращения: 10.01.2022).

4. Филин А., Якушев А. Организационно-управленческие инновации как основа цифровой экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. № 7 (364). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ organizatsionno-upravlencheskie-innovatsii-kak-osnova-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 10.01.2022).

5. Acs Z.J., Audretsch D.B. Innovation and Small Firms // The MIT Press, Cambridge, MA, 1990.

6.Feldman M.P., Massard N. Institutions and Systems in the Geography of Innovation, Springer, Norwell, MA, 2002.

References _

1. Dadaev Ya.E. Theoretical substantiation of the creation of the transport and logistics center of the region. Proceedings of the IX International. scientific-practical. conf. "Regional problems of transformation of the economy: integration processes and socio-economic policy of the region". Makhachkala, 2018, pp. 639-643.

2. Kurbanov A.Kh., Bekmurzaev I.D. The role of logistics service providers in the strategy of sustainable development. Bulletin of the Chechen State University: Scientific and Analytical Journal. 2020. No. 1 (37). pp. 16-21.

3. Technological trends and innovations in logistics in the DHL Radar 2020/2021. URL: https://www.retail.ru/rbc/ pressreleases/aytob-tekhnologicheskie-trendy-i-innovatsii-v-logistike-v-radare-dhl-2020-2021/ (date of access: 01/10/2022).

4. Filin A., Yakushev A. Organizational and managerial innovations as the basis of the digital economy. National interests: priorities and security. 2018. No. 7 (364). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-upravlencheskie-innovatsii-kak-osnova-tsifrovoy-ekonomiki (date of access: 01/10/2022).

5. Acs Z.J., Audretsch D.B. Innovation and Small Firms. The MIT Press, Cambridge, MA, 1990.

6. Feldman M.P., Massard N. Institutions and Systems in the Geography of Innovation, Springer, Norwell, MA, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.