Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ЗАТРАТАМИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ЗАТРАТАМИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ / УЧЕТ / УПРАВЛЕНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекмурзаев Иса Дуквахович, Курбанов Тимур Хусаинович, Лобова Елена Андреевна

Целью статьи является определение роли логистических затрат и систематизация предпосылок совершенствования подходов к управлению логистическими затратами в системе обеспечения устойчивого развития экономических агентов для формирования достаточного уровня их конкурентоспособности. Обосновано, что оптимизация логистических затрат обусловливается степенью зависимости экономического агента от закупочной, транспортной, складской, информационной и других сфер логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бекмурзаев Иса Дуквахович, Курбанов Тимур Хусаинович, Лобова Елена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTICS COST MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The purpose of the article is to determine the role of logistics costs and to systematize the prerequisites for improving approaches to managing logistics costs in the system for ensuring the sustainable development of economic agents in order to form a sufficient level of their competitiveness. It is substantiated that the optimization of logistics costs is determined by the degree of dependence of an economic agent on the procurement, transport, warehouse, information and other areas of logistics.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ЗАТРАТАМИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_3_2_112 УДК 657

Бекмурзаев Иса Дуквахович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: bekmurzaev71@mail.ru

Курбанов Тимур Хусаинович,

доктор экономических наук, заместитель начальника отдела организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: kurbanov.t.h@yandex.ru

Лобова Елена Андреевна,

ассистент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: lobova_ea@spbstu.ru

УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ЗАТРАТАМИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Целью статьи является определение роли логистических затрат и систематизация предпосылок совершенствования подходов к управлению логистическими затратами в системе обеспечения устойчивого развития экономических агентов для формирования достаточного уровня их конкурентоспособности. Обосновано, что оптимизация логистических затрат обусловливается степенью зависимости экономического агента от закупочной, транспортной, складской, информационной и других сфер логистики.

Ключевые слова: логистика; логистическая система; логистические затраты; учет; управление; устойчивое развитие.

UDC 657

Bekmurzaev Isa Dukvahovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Chechen State University. Named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: bekmurzaev71@mail.ru

Kurbanov Timur Khusainovich,

Doctor of Economics, Deputy Head of the Department for Organization of Scientific Work and Training of Scientific and Pedagogical Personnel, Military Academy of Logistics named after General of the Army A.V. Khruleva, St. Petersburg, Russia, e-mail: kuurbanov.t.h@yandex.ru

Lobova Elena Andreevna,

assistant, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia, e-mail: lobova_ea@spbstu.ru

LOGISTICS COST MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The purpose of the article is to determine the role of logistics costs and to systematize the prerequisites for improving approaches to managing logistics costs in the system for ensuring the sustainable development of economic agents in order to form a sufficient level of their competitiveness. It is substantiated that the optimization of logistics costs is determined by the degree of dependence of an economic agent on the procurement, transport, warehouse, information and other areas of logistics.

Keywords: logistics; logistics system; logistics costs; accounting; control; sustainable development.

Экономические субъекты разных уровней хозяйствования для обеспечения эффективного взаимодействия со стейкхолдерами в рамках национальной и глобальной экономических систем, в том числе в рамках трансграничного сотрудничества, должны стремиться к обеспечению рациональной логистической деятельности. Учет потребностей населения, привлечение представителей малого, среднего и крупного бизнеса в сферу разделения труда является следствием развития сотрудничества. Однако для использования преимуществ такого сотрудничества необходимо создать предпосылки, в частности, обеспечить развитие логистической системы, функционирование которой требует определенных затрат. Формирование и совершенствование системы управления логистическими затратами является предпосылкой обеспечения устойчивого и сбалансированного развития экономических субъектов разных уровней. Важной составной частью системы управления затратами является их учет, что создает предпосылки принятия эффективных управленческих решений. Это актуально для субъектов, которые потребляют или предоставляют логистические услуги. Вопросы управления логистическими издержками следует рассматривать на глобальном, региональном уровне и уровне отдельной бизнес-структуры. Расходы могут быть разнообразными, явными и неявными, что затрудняет процесс управления ими, в частности, учет и контроль.

Проблемы формирования и развития системы управления, составной частью которой является элемент учета логистическими затратами для обеспечения устойчивого развития исследовали ученые разных стран. Так, В.И. Сергеев [4], П.Р. Мэрфи, Д.Ф. Вуд [4], Д.Дж. Бауэрсокс, Д.Дж. Клосс [1] уделили внимание вопросам определения роли логистической деятельности в современной экономической деятельности, классификации логистических затрат и их оптимизации. Взаимосвязь логистической деятельности и

результатов устойчивого развития изучали Л.Б. Миротин, В.И. Сергеев [2], V. Albino [5], J.-P. Rodrigue, B. Slack, C. Comtois [9]. Однако актуальными остаются проблемы учета факторов, обеспечивающих устойчивое развитие в целях совершенствования общей системы управления затратами экономических субъектов.

Целью статьи является определение роли логистических затрат и систематизация предпосылок совершенствования подходов к управлению логистическими затратами в системе обеспечения устойчивого развития экономических субъектов и их конкурентоспособности.

Методология данного исследования предполагает проведение системного анализа процесса управления логистическими затратами в системе обеспечения устойчивого развития.

Направлением развития глобальной логистической системы должно быть обеспечение эффективного регулирования материальных потоков в рамках мировой хозяйственной системы. Гармонизация глобальных цепей поставок в системе международного товарного обмена и устранение негативных последствий глобализации позволит повысить эффективность устойчивого развития мировой экономической системы на основе обеспечения оптимального потребления ресурсов с учетом тенденций международной миграции производств, технологий и рабочей силы, изменения структуры сырьевых рынков и рынков сбыта.

По уровню эффективности развития логистики в мировом рейтинге Logistics Performance Index (LPI), подготовленном Все -мирным банком, в первую десятку входят логистические комплексы Германии (4,2 балла), Швеции (4,05), Бельгии (4,04), Австрии (4,04), Японии (4,03), Нидерландов (4,02), Сингапура (4,0), Дании (3,99), Великобритании (3,99) и Финляндии (3,97) [8].

Россия занимает 75 место (2,76 балла) из 160 стран по уровню логистической эффек-

тивности. По уровню таможенных процедур украинская логистика оценена в 2,42 балла, по уровню развития инфраструктуры - 2,78 балла, по качеству международных перевозок грузов - 2,64 балла, по показателю логистической компетентности - 2,75 балла, по качеству отслеживания грузов - 2,65 балла, по показателю своевременности доставки -3,31 балла. Как видим, уровень развития логистической инфраструктуры является очень низким среди всех показателей и значительно отстает от показателей ведущих стран (Германия имеет показатель 4,37).

Германия занимает первое место в рейтинге по интегральному индексу и субиндексам эффективности работы таможенных органов, качества инфраструктуры и компетенции в логистике. По индексу простоты организации международных поставок первое место занимает Австрия (3,99 баллов), Финляндия имеет самый высокий балл по индексу возможности отслеживания товара (4,32), Бельгия - по индексу соблюдения сроков поставки товара (4,41).

Сравнивая показатели стран-лидеров с показателями нашей страны, можем увидеть, что Россия не в полной мере использует свой потенциал логистической деятельности. Несмотря на значительные ресурсы, которые расходовались на улучшение работы таможенных органов и развитие транспортно-ло-гистической инфраструктуры, наша страна имеет низкие позиции по субиндексам эффективности работы таможни и логистической инфраструктуры.

Логистическая инфраструктура является сложной системой, которая должна сочетать бизнес-структуры, предоставляющие транспортные, экспедиторские услуги, услуги по осуществлению купли-продажи, хранения и т.п. Целью современных логистических систем является эффективное управление материальными и сопутствующими им потоками на базе эффективного сотрудничества со стейкхолдерами и внедрение современных технологических решений, что обуславливает возникновение соответствующих затрат. Сейчас потоковые процессы в определенной степени отвечают за устойчивое развитие региональной, национальной и мировой экономики, развитие отдельных бизнес-структур, то есть развитие глобальной логистики должно согласовываться с требованиями

устойчивого развития, что связано с оптимизацией эффективности потребления ресурсов, предупреждением возникновения экологических угроз, решением потребностей общества и т.п.

В современных условиях необходимо совершенствовать процессы планирования и регулирования глобальных цепей поставок, развития глобальной логистической инфраструктуры, формирования системы стандартов логистического сервиса на основе экологизации мирового хозяйства, формирования открытой глобальной информационной системы обеспечения логистических процессов в мировом хозяйстве [5]. Сегодня идеи логистической концепции успешно импле-ментированы в системы управления многими бизнес-структурами, региональными экономическими системами, мировым хозяйством.

Целью управленческой деятельности на основе логистического подхода является оптимизация потоковых процессов на основе управления общими логистическими затратами на разных уровнях хозяйственной системы. В частности, необходимость управления логистическими затратами на уровне бизнес-структур обусловлена распространением концепции социальной ответственности, что предполагает повышение уровня заинтересованности и ответственности бизнеса за соблюдение экологических и социальных стандартов.

Поддержка целей устойчивого развития с обеспечением экологической, социальной и экономической безопасности стимулирует компании инвестировать в инновационные технологии в сфере закупок, складского хозяйства, управления запасами, транспортировки, информационного обеспечения и т.п. В логистической деятельности активно используются смарт-технологии, основанные на системном использовании возможностей интернет-технологий, в частности Интернета вещей, искусственного интеллекта, других высокотехнологичных решений. Отмечается тенденция к интеграции в форме создания международных логистических платформ [6]. Национальные логистические операторы должны учесть указанные тенденции, что позволит обеспечить дальнейшее международное экономическое сотрудничество.

Указанное актуализирует вопрос оптимизации логистических затрат бизнес-структу-

рами. Логистические затраты - это затраты, которые могут принести экономическому субъекту выгоду или потери. Логистические затраты в общих затратах различных бизнес-структур имеют определенный удельный вес в зависимости от сферы, масштабов деятельности и т.п. Для большинства предприятий логистические затраты составляют 5-45 % объема продаж и наибольшую долю в логистических затратах занимают расходы на управление запасами, транспортные расходы, расходы на административно-управленческие функции. Учитывая значительный процент логистических издержек, лица, принимающие решения в сфере финансового менеджмента, должны обратить внимание на учет и анализ затрат управления запаса-

ми, транспортных расходов, общепроизводственных и административно-управленческих расходов.

В работах многих ученых затраты на логистику определяются как расходы, связанные с предоставлением товара рыночным субъектам, преимущественно конечным потребителям. Транспортные расходы преобладают в логистических затратах (как правило, более 50 %). Затраты на управление запасами составляют примерно 20 % общих затрат, затраты на оплату труда (упаковка и маркировка) - 9,5 %, 7,9 % - это расходы, связанные с обслуживанием клиентов (получение и обработка заказов) [10; 11]. Структура логистических затрат представлена в табл. 1.

Таблица 1 - Структура логистических затрат [10; 11]

Источник Структура расходов, %

Транспортировка Складирование Управление запасами Обработка заказов Прочие расходы

State of Logistics Report 74,4 32,6 - 4,6 -

CSMP & Tim Feemster, Foremost Quality Logistics 62,8 9,8 22,9 3,8 0,8

Establish, Inc. / HWD & Grubb & Ellis Global Logistics 50,3 - 21,8 2,7 25,2

Establish Davis Logistics Costs and Service 2013 44,0 24,0 25,0 4,0 3,0

Консалтинговая компания «The Establish Davis Database», специализирующаяся на логистике, управлении цепочками поставок, складировании, транспортировке и обслуживании клиентов, проводит исследования о логистических расходах и публикует отчеты. В одном из отчетов приведен ряд важных выводов относительно особенностей формирования логистических затрат в современных условиях [7].

С учетом результатов исследований можно отметить следующие основные тенденции в сфере формирования логистических затрат:

- в условиях глобализации, развития интеграции на различных уровнях хозяйственной деятельности, усиления требований к обеспечению устойчивого развития общие затраты на логистику имеют тенденцию к росту;

- расходы на логистические услуги по отношению к объемам продаж постоянно растут; темпы роста в значительной степени зависят от факторов внешней среды, что достаточно сложно прогнозировать;

- бизнес-структуры с более высокой стои-

мостью продукта имеют более низкие удельные логистические затраты;

- меньшие по размерам бизнес-структуры имеют более высокие удельные логистические затраты;

- объемы и уровень производительности логистических услуг свидетельствуют о сокращении времени жизненного цикла большинства продуктов, что обуславливает оптимизацию логистических затрат;

- важным фактором повышения логистических затрат является активное использование в логистической деятельности достижений НТП, в частности смарт-технологий, для обеспечения соблюдения требований устойчивого развития.

Современная логистика развивается в условиях глобализации, интернационализации и интеграции. Одновременно уровень развития логистических систем является предпосылкой ускорения указанных процессов. Таким образом, развитая логистическая инфраструктура является предпосылкой инвестиционно-инновационного развития бизнес-структур, экономических систем ре-

гионов, государства в рамках международного сотрудничества. Логистическая деятельность тесно связана с процессом развития экономической системы. Задачей современного этапа является формирование предпосылок устойчивого развития, что потребует дополнительных затрат, в том числе логистических. С другой стороны, логистическая деятельность может оказать негативное влияние на социально-экономическую сферу и экосистему, что обусловливает дополнительные затраты экономических субъектов. Формирование и развитие системы оптимизации логистических издержек обусловливается степенью зависимости экономического субъекта от закупочной, внутрипроизводственной, сбытовой, транспортной, складской и информационной логистики, систем управления запасами и заказами. Таким образом, чем больше времени тратится на обеспечение функционирования таких элементов деятельности бизнес-структуры, тем более значительными будут логистические затраты и их удельный вес в общих затратах.

Список литературы

1. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 640 с.

2. Миротин Л.Б., Сергеев В.И. Основы логистики: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. 200 с.

3. Мэрфи П.Р., Вуд Д.Ф. Современная логистика. М.: Вильямс, 2017. 720 с.

4. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. М.: ФИЛИНЪ, 2001. 772 с.

5. Albino V., Balice А., Dangelico R. Environmental strategies and green product development: an overview on sustainability-driven companies. Bus. Strategy Environment, 2009, vol. 18, No 2, рр. 83-96.

6. Arvis J.-F., Shepherd B., Busch Ch. Connecting to Compete, 2016. Trade Logistics in the Global Economy, 2016.

7. Establish D. Logistics Costs and Service, 2021. URL: https://www.establishinc.com/establish-davis-database (дата обращения: 29.02.2022).

8. LPI Global Rankings 2018. International LPI, 2018. URL: https://lpi.worldbank.org/international/global (дата обращения: 29.02.2022).

9. Rodrigue J.-P., Slack B., Comtois C. Green logistics (the paradoxes of). The handbook of logistics and supply chain management. London: Pergamon, 2001, рр. 339350.

10. Rodrigue J.-P. Supply Chain Management. Logistics Changes and the Concept of Friction P.V. Hall and M. Hesse. Cities, Regions and Flow, London: Routledge, 2012.

11. Stamos I. Architecture for European Logistics Information eXchange, 2001, 142 р.

References

1. Baue'rsoks D.Dzh., Kloss D.Dzh. Logistika. Integrirovannaya cep' postavok. M.: Olimp-Biznes, 2005. 640 s.

2. Mirotin L.B., Sergeev V.I. Osnovy logistiki: ucheb. posobie. M.: INFRA-M, 2000. 200 s.

3. Me'rfi P.R., Vud D.F. Sovremennaya logistika. M.: Vil'yams, 2017. 720 s.

4. Sergeev V.I. Logistika v biznese. M.: FILIN", 2001. 772 s.

5. Albino V., Balice A., Dangelico R. Environmental strategies and green product development: an overview on sustainability-driven companies. Bus. Strategy Environment, 2009, vol. 18, No 2, rr. 83-96.

6. Arvis J.-F., Shepherd B., Busch Ch. Connecting to Compete, 2016. Trade Logistics in the Global Economy, 2016.

7. Establish D. Logistics Costs and Service, 2021. URL: https://www.establishinc.com/establish-davis-database (data obrashheniya: 29.02.2022).

8. LPI Global Rankings 2018. International LPI, 2018. URL: https://lpi.worldbank.org/international/global (data obrashheniya: 29.02.2022).

9. Rodrigue J.-P., Slack B., Comtois C. Green logistics (the paradoxes of). The handbook of logistics and supply chain management. London: Pergamon, 2001, rr. 339-350.

10. Rodrigue J.-P. Supply Chain Management. Logistics Changes and the Concept of Friction P.V. Hall and M. Hesse. Cities, Regions and Flow, London: Routledge, 2012.

11. Stamos I. Architecture for European Logistics Information eXchange, 2001, 142 r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.