Исследование зависимости индекса логистической эффективности различных стран от грузооборота морских контейнеров
сч
0 сч
01
о ш m
X
3
<
m о х
X
Сомов Андрей Георгиевич,
аспирант Высшей школы управления и бизнеса, Института промышленного менеджмента экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, somovspb@yandex.ru
В данной статье исследуется зависимость индекса логистической эффективности от величины грузооборота морских двадцатифунтовых контейнеров для различающихся стран мира. Ставится задача обнаружить наличие зависимости, провести анализ характера зависимости, определить ее величину, провести сравнение с общемировым показателями и при возможности построить линию тренда зависимости. Индекс логистической эффективности (Logistics Performance Index- LPI) является актуальным инструментом анализа и сопоставления уровней логистики различных стран. Он может с успехом использоваться международными компаниями для выявления логистических рисков в различных странах и потенциальных возможностей, с которыми они сталкиваются при работе по торговой логистике, и определить, на какие международные рынки предпочтительней выходить, чтобы улучшить собственное конкурентное преимущество. Использование в логистических расчетах индекса логистической эффективности позволяет на качественном и количественном уровне проводить сопоставления логистических затрат для различных стран мира. Причем использование индекса логистической эффективности позволяет упростить сам расчет логистики так как данный индекс представляет собой непрерывную шкалу значений в диапазоне от 1 до 5. Значение 1 соответствует самой низкой оценке или самым высоким логистическим затратам, значение 5 соответствуют самой высокой оценке и соответственно самым низким логистическим затратам для рассматриваемой страны.
Такие известные индексы как индекс вовлеченности стран мира в международную торговлю (Global Enabling Trade Index) и индекс трансграничной торговли (Trading Across Borders rank) имеют линейную корреляцию с агрегированным индексом логистической эффективности LPI. Эти индексы в свою очередь зависят и могут давать оценку таким важным экономическим характеристикам стран как: развитие инфраструктуры, надежность телекоммуникаций, уровень внешних экономических связей, быстрота освоения новых технологий, благоприятный для бизнеса деловой климат, политическая стабильность, открытость экономики и др.
Ключевые слова: индекс логистической эффективности, логистика, грузооборот морских контейнеров, логистические риски, информационные технологии, глобализация, зарубежный рынок, коэффициент корреляции, экономические параметры, линейная регрессия
Введение
Использование в логистических расчетах индекса логистической эффективности позволяет на качественном и количественном уровне проводить сопоставления логистических затрат для различных стран мира. Причем использование индекса логистической эффективности позволяет упростить сам расчет логистики так как данный индекс представляет собой непрерывную шкалу значений в диапазоне от 1 до 5. Значение 1 соответствует самой низкой оценке или самым высоким логистическим затратам, значение 5 соответствуют самой высокой оценке и соответственно самым низким логистическим затратам для рассматриваемой страны [1,2].
В данной статье исследуется зависимость индекса логистической эффективности от величины грузооборота морских двадцатифунтовых контейнеров для различающихся стран мира. Ставится задача обнаружить наличие зависимости, провести анализ характера зависимости, определить ее величину, провести сравнение с общемировым показателями и при возможности построить линию тренда зависимости.
Индекс логистической эффективности ^Р1) централизовано рассчитывается раз в два года, первые данные по данному индексу для разных стран доступны начиная с 2007 года. Для наглядности параметр величины годового грузооборота двадцатифунтовых морских контейнеров (СРТ) нормируем исходя из величины среднего индекса логистической эффективности. Например, для Россий среднее значение индекса логистической эффективности, для диапазона годов с 2007 по 2018 годы, равно 2,6.
Методика
В таблице 1 представлены значения индекса логистической эффективности ^Р1) и нормированные значения годового грузооборота двадцатифунтовых морских контейнеров (СРТ) для России.
Таблица 1
Индексы логистической эффективности (1-Р1) и годового грузооборота двадцатифунтовых морских контейнеров
Год 2007 2010 2012 2014 2016 2018
LPI 2,37 2,61 2,58 2,69 2,57 2,76
CPT 1,22 1,49 1,87 2,12 1,60 2,60
Рассчитанная величина линейной корреляции двух строк данных представленных в таблице 1 составляет 0,89, что указывает на сильную линейную зависимость величин. То есть для России величина индекса логистической эффективности сильно линейно зависима от значения годового трафика двадцатифунтовых морских контейнеров, либо наоборот. На рисунке 1 представлен график зависимости индекса LPI и значений СРТ за период с 2007 по 2018 годы. На рисунке 1 также показано
проведенное построение аппроксимирующих линии линейной регрессии для значений LPI и CPT.
Рисунок 1. - График зависимости индекса логистической эффективности (1-Р1) и величины нормированного годового трафика двадцатифунтовых морских контейнеров (СРТ) от времени для России.
Из анализа графика, представленного на рис.1, а также построенных на нем линий регрессии, следует для России наличие линейного роста значений индекса LPI одновременно с параллельным линейным ростом значения CpT. Это говорит об последовательном росте в России в рассматриваемом периоде с 2007 года эффективности логистических услуг и параллельно этому наблюдается последовательный рост трафика морских грузоперевозок.
Теперь аналогично России рассмотрим одну из стран-лидеров в области эффективности и качества логистики Германию. Величина индекса логистической эффективности для Германии составляет значение 4,2 на 2018 год. Аналогично проведем нормирование величины годового трафика двадцатифунтовых морских контейнеров (CPT) по среднему значению индекса LPI, имеющему величину 4.13. Результат нормирования величины CPT представлен в таблице 2.
Таблица 2
Индексы логистической эффективности (1-Р1) и годового грузооборота двадцатифунтовых морских контейнеров
Год 2007 2010 2012 2014 2016 2018
LPI 4,10 4,11 4,03 4,12 4,23 4,20
СРТ 3,42 3,02 3,88 4,13 3,97 4,02
Рассчитанная величина линейной корреляции двух строк данных представленных в таблице 2, составляет 0,31, что указывает на среднюю линейную, ближе к слабой зависимость величин.
Для Германии график зависимости индекса логистической эффективности и величины нормированного годового трафика двадцатифунтовых морских контейнеров (CPT) от времени представлен на рисунке 2.
Из анализа графика, представленного на рисунке 2, а также данных таблицы 2 следует, что у Германии наблюдается последовательный линейный рост индекса LPI в период с 2007 года. При этом темпы роста при сравнении двух годов 2007 и 2018 у России больше и составляют величину 1,16, у Германии равен 1,02. Больший тем роста индекса LPI у России с значения 2,37 в 2007 году до значения 2,76 в 2018 году свидетельствует о повышении эффективности логистики в России на дельту 0.39, но которая соответствует средней величине индекса эффективности логистики. Важно понимать, что чем больше величина текущего индекса логистической эффективности тем больше экономических усилий и затрат требуется на увеличение его значения. То есть у Германии величина дельты роста индекса логистической эффективности составляет 0,1, посчитанная при уже высоких значениях индекса LPI в 2007 году 4,1 и в 2018 году 4,2. Также у Германии наблюдается параллельный последовательный рост величины годового трафика двадцатифунтовых морских контейнеров (CPT) от времени, что говорит также об росте объема морских грузоперевозок.
Теперь аналогичное приведенному выше рассмотрению для России и Германии, проведем для Украины. Результат нормирования величины CPT для Украины представлен в таблице 3.
Таблица 3
Индексы логистической эффективности (1-Р1) и годового грузооборота двадцатифунтовых морских контейнеров
Год 2007 2010 2012 2014 2016 2018
LPI 2,55 2,57 2,85 2,98 2,74 2,83
СРТ 2,31 1,63 1,89 1,55 1,37 2,75
Рассчитанная величина линейной корреляции двух строк данных представленных в таблице 3 составляет -0,09, что указывает на слабую обратную линейную зависимость величин.
Рисунок 2. - График зависимости индекса логистической эффективности (1-Р1) и величины нормированного годового трафика двадцатифунтовых морских контейнеров (СРТ) от времени для Германии [4,5].
Рис.3. - График зависимости индекса логистической эффективности (1-Р!) и величины нормированного годового трафика двадцатифунтовых морских контейнеров (СРТ) от времени для Украины [4,5].
X X О го А С.
X
го т
о
ю
2 О
м
CS
0
CS
01
о
Ш
m
X
Для Украины график зависимости индекса логистической эффективности (LPI) и величины нормированного годового трафика двадцатифунтовых морских контейнеров (CPT) от времени представлен на рисунке 3.
Из анализа графика, представленного на рисунке 3, а также данных таблицы 3 следует, что у Украины наблюдается последовательный небольшой линейный рост индекса LPI в период с 2007 года. Что говорит об последовательном, хоть и с меньшим чем у России темпом роста составляющим величину 0,28, росте эффективности логистических услуг. При этом величина годового трафика двадцатифунтовых морских контейнеров (CPT) для Украины ведет себя не линейным образом, что указывает на нестабильность траффика морских перевозок в период с 2007 по 2018 годы.
Выводы
Анализ графиков и таблиц зависимости индекса логистической эффективности (LPI) и величин нормированного годового трафика двадцатифунтовых морских контейнеров (CPT) от времени для стран: Россия, Германия и Украина показал наличие у них последовательного роста индекса LPI. Что говорит об общем росте эффективности логистических услуг и снижении затрат на логистику. Что касается величины годового трафика двадцатифунтовых морских контейнеров (CPT), то для России и Германии наблюдается линейный рост данной величины, что указывает рост морских грузоперевозок. Для Украины наблюдается нелинейный характер поведения значения CPT, что указывает на нестабильность траффика морских перевозок в период с 2007 по 2018 годы.
Взаимная зависимость индекса LPI от величины CPT для рассмотренных стран имеет в целом линейную зависимость, что говорит при росте трафика морских грузоперевозок наблюдается рост эффективности логистических услуг и наоборот.
Литература
1. Дуболазов В.А., Оспанов Д.Т., Сомов А.Г. Анализ и прогнозирование поведения агрегированного индекса логистической эффективности методом ARIMA // Экономика и предпринимательство, 2019, № 3 (104), С.1132-1136
2. Дуболазов В. А., Сомов А. Г. Расчет эффективности вывода на зарубежный рынок продукта с высокой инновационной составляющей с использованием нейронных сетей // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 27-32. DOI: 10.25683/V0LBI.2019.47.269
3. Sustainable Development Report 2020, URL: https://dashboards.sdgindex.org/map/indicators/sdg9_lpi (дата обращения: 18.03.2021).
4. World Bank Open Data, URL: https://lpi.worldbank.org/, (дата обращения: 18.03.2021).
5. Ссылка на таблицы исходных данных и результатов. URL: https://disk.yandex.ru/d/1ovvJBmbKNzn_Q?w=1 (дата обращения: 01.04.2021).
Study of the dependence of the logistics performance index of various countries on the cargo turnover of sea containers
JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_
Somov A.G.
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
This article examines the dependence of the Logistics Performance Index on the value of the cargo turnover of twenty-pound sea containers for different countries of the world. The goal is to detect the presence of dependence, to analyze the nature of dependence, to determine its value, to compare it with global indicators and, if possible, to build a trend line of dependence.
The Logistics Performance Index (LPI) is an up-to-date tool for analyzing and comparing the levels of logistics in different countries. It can be successfully used by international companies to identify logistics risks in different countries and the potential opportunities they face when working in trade logistics, and to determine which international markets are preferable to enter in order to improve their own competitive advantage.
The usage of the Logistics Performance Index in logistics calculations allows for qualitative and quantitative comparisons of logistics costs for different countries of the world. Moreover, the use of the Logistics Performance Index makes it possible to simplify the logistics calculation itself, since this index is a continuous scale of values in the range from 1 to 5. A value of 1 corresponds to the lowest estimate or the highest logistics costs, a value of 5 corresponds to the highest estimate and, accordingly, the lowest logistics costs for the country in question.
The well-known indices as the Global Enabling Trade Index and the Trading Across Borders rank have a linear correlation with the aggregated the Logistics Performance Index (LPI). These indices, in turn, depend and can assess such important economic characteristics of countries as: infrastructure development, reliability of telecommunications, the level of external economic relations, the speed of mastering new technologies, a favorable business climate for business, political stability, openness of the economy, etc.
Keywords: Logistics Performance Index (LPI), information technologies, logistics, cargo turnover of sea containers, logistics risks, information technologies, globalization, foreign market, correlation coefficient, economic parameters, linear regression
References
1. Dubolazov V. A., Ospanov D. T., Somov A. G. The analysis and forecasting of the behavior of the aggregated Logistics Performance Index by the ARIMA method // Economics and Entrepreneurship, 2019, No. 3 (104), pp. 1132-1136
2. Dubolazov V. A., Somov A. G. Calculation of the efficiency of bringing a product with a high innovative component to the foreign market by using neural networks. Business. Education. Right. 2019. No. 2 (47). pp. 2732. DOI: 10.25683/VOLBI. 2019. 47. 269
3. Sustainable Development Report 2020, URL: https://dashboards.sdgindex.org/map/indicators/sdg9_lpi (date accessed: 18.03.2021).
4. World Bank Open Data, URL: https://lpi.worldbank.org/, (date accessed: 18.03.2021).
5. Reference to tables of input data and results. URL: https://disk.yandex.ru/d/1ovvJBmbKNzn_Q?w=1 (date of access: 01.04.2021).
<
m о x
X