Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА ПОЛУЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА ПОЛУЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крылова Анастасия Тимофеевна, Круглова Татьяна Эдуардовна

На современном этапе развития общества назрела необходимость цифровизации во всех сферах деятельности человека. Сфера физической культуры и спорта (далее - ФКиС) не является исключением, так как цифровая трансформация способствует решению многих проблем, связанных с управлением на разных уровнях. Цифровая платформа позволит повысить качество и объективность официальных статистических данных в интересах принятия решений в сфере ФКиС. В научных публикациях не в полной мере отражены ограничения и преимущества, связанные с цифровизацией ФКиС. Внедрение цифровой платформы требует также необходимого уровня квалификации кадров, финансовых вложений, прочной нормативно-правовой базы в сфере цифровой трансформации региона, для чего необходима дальнейшая разработка этих вопросов и поиск решения существующих проблем. Целью исследования являлось выявление проблем и преимуществ цифровизации в системе мониторинга, как одной из составляющих системы управления развитием массового спорта на региональном уровне. В частности, выявлены проблемы в сборе статистических данных, которые могут быть решены в результате внедрения цифровой платформы ФКиС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AS THE BASIS FOR OBTAINING STATISTICAL DATA FOR THE MANAGEMENT SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

At the present stage of development of society, there is a need for digitalization in all spheres of human activity. The field of physical culture and sports is no exception, as digital transformation contributes to the solution of many problems associated with management at different levels. The digital platform will improve the quality and objectivity of official statistics for decision-making in physical culture and sports. In scientific publications, the limitations and advantages associated with the digitalization of the physical culture of sports were not considered thoroughly enough. The implementation of the digital platform also requires a higher level of personnel qualifications, financial investments, a solid regulatory and legal framework in the field of digital transformation of regions, which requires further development of these issues and the search for solutions to existing problems. The purpose of the study was to identify the problems and advantages of digitalization in the monitoring system, as one of the components of the mass sports management at the regional level. In particular, problems in the collection of statistical data were identified to be solved via implementation of the digital platform for physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА ПОЛУЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Экономика. Право. Инновации. 2022. № 1. С. 48-53 Economics. Law. Innovation. 2022. No. 1. P. 48-53

Управление в организационных системах Management in organizational systems

Научная статья УДК 338

doi: 10.17586/2713-1874-2022-1-48-53

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА ПОЛУЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Анастасия Тимофеевна Крылова1^, Татьяна Эдуардовна Круглова2

12НГУ имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Россия [email protected]н, https://orcid.org/0000-0003-3443-2074 2кт^@Ш.т, https://orcid.org/0000-0001-5474-5778 Язык статьи - русский

Аннотация: На современном этапе развития общества назрела необходимость цифровизации во всех сферах деятельности человека. Сфера физической культуры и спорта (далее - ФКиС) не является исключением, так как цифровая трансформация способствует решению многих проблем, связанных с управлением на разных уровнях. Цифровая платформа позволит повысить качество и объективность официальных статистических данных в интересах принятия решений в сфере ФКиС. В научных публикациях не в полной мере отражены ограничения и преимущества, связанные с цифровизацией ФКиС. Внедрение цифровой платформы требует также необходимого уровня квалификации кадров, финансовых вложений, прочной нормативно-правовой базы в сфере цифровой трансформации региона, для чего необходима дальнейшая разработка этих вопросов и поиск решения существующих проблем. Целью исследования являлось выявление проблем и преимуществ цифровиза-ции в системе мониторинга, как одной из составляющих системы управления развитием массового спорта на региональном уровне. В частности, выявлены проблемы в сборе статистических данных, которые могут быть решены в результате внедрения цифровой платформы ФКиС.

Ключевые слова: мониторинг развития физической культуры и спорта, физическая культура и спорт, цифровая трансформация, цифровизация

Ссылка для цитирования: Крылова А.Т., Круглова Т.Э. Цифровизация как основа получения качественных статистических данных для управления системой физической культуры и спорта // Экономика. Право. Инновации. 2022. № 1. С. 48-53. http://dx.doi.org/10.17586/2713-1874-2022-1-48-53.

DIGITALIZATION AS THE BASIS FOR OBTAINING STATISTICAL DATA FOR THE MANAGEMENT SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Anastasia T. KrylovalM, Tatiana E. Kruglova2

^Lesgaft NSU, Saint Petersburg, Russia

1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3443-2074 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5474-5778 Article in Russian

Abstract: At the present stage of development of society, there is a need for digitalization in all spheres of human activity. The field of physical culture and sports is no exception, as digital transformation contributes to the solution of many problems associated with management at different levels. The digital platform will improve the quality and objectivity of official statistics for decision-making in physical culture and sports. In scientific publications, the limitations and advantages associated with the digitalization of the physical culture of sports were not considered thoroughly enough. The implementation of the digital platform also requires a higher level of personnel qualifications, financial investments, a solid regulatory and legal framework in the field of digital transformation of regions, which requires further development of these issues and the search for solutions to existing problems. The purpose of the study was to identify the problems and advantages of digitalization in the monitoring system, as one of the components of the mass sports management at the regional level. In particular, problems in the collection of statistical data were identified to be solved via implementation of the digital platform for physical culture and sports.

Keywords: development monitoring, digitalization, digital transformation, physical culture and sports For citation: Krylova A.T., Kruglova T.E. Digitalization as the Basis for Obtaining Statistical Data for the Management System of Physical Culture and Sports. Ekonomika. Pravo. Innovacii. 2022. No. 1. pp. 48-53. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.17586/2713-1874-2022-1-48-53.

Введение. На современном этапе развития общества назрела необходимость цифро-визации во всех сферах деятельности человека. Это подтверждается принятой программой «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 [1]. Сфера физической культуры и спорта не является исключением, так как цифровая трансформация способствует решению многих проблем, которые существует в современном мониторинге этой сферы.

Вопросы цифровизации ФКиС в последнее время неоднократно поднимались современными учеными в публикациях и на конференциях. Большой вклад в решение этого вопроса внесли Богомолов Г.В., Орлов К.А., Фураев В.А., Ерошкина С.Б. и другие [2, 3].

Основной проблемой, обсуждаемой в научном сообществе, является недостаточная объективность предоставляемых данных о развитии ФКиС. Исследователи отмечают [2], что цифровизация предоставления и обработки статистических данных в сфере ФКиС позволит существенно повысить объективность сбора статистической отчетности, сократить сроки сбора статистической отчетности и обработки данных, увеличить достоверность статистической информации. Применение методов анализа и прогнозирования статистической информации даст возможность дальнейшей корректировки стратегических документов и принятия управленческих решений [2, С.16]. Однако в научных публикациях слабо освещены ограничения и преимущества, связанные с цифрови-зацией физической культуры спорта на региональном уровне.

Методы и материалы исследования. Произведен анализ нормативно-правовых документов и теоретических источников развития ФКиС в России. Выделены основные проблемы современного мониторинга развития ФКиС, решение которых возможно посредством цифровой трансформации. Обозначены основные ограничения цифровиза-ции на региональном уровне в сфере ФКиС.

Полученные результаты. Цели, поставленные в государственной программе РФ «Развитие физической культуры и спорта» [4], могут быть реализованы с примене-

нием новых подходов к управлению в этой сфере. Известно, что эффективность управления определяется функцией контроля, в том числе в формате мониторинга. Сбор данных о достижении целевых показателей развития ФКиС осуществляется на основе статистических наблюдений по формам: 1-ФК, 2-ГТО, 3-АФК, 5-ФК. Исследователями неоднократно поднимался вопрос о следующих недостатках, связанных со сбором официальной статистки посредством вышеперечисленных форм на региональном и муниципальном уровнях:

- дублирование при учете граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом [3, С. 10];

- несоответствие между некоторыми целевыми показателями [4];

- отсутствие механизма учета населения, самостоятельно занимающегося физической культурой и спортом [2, 5];

- проблемы, связанные с недостаточным уровнем компетенций кадров, заполняющих формы, в том числе трудозатраты при их заполнении и возможности допущения ошибок и неточностей [2, 5];

- этапность заполнения ведет к распространению ошибок, допущенных на предыдущем уровне заполнения статистических форм [5].

Особенно остро сегодня стоит вопрос о качестве предоставляемых данных в сфере ФКиС. В 2020 году был опубликован отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка доступности в 2018-2019 годах и истекшем периоде 2020 года физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг», в котором указано, что официальные статистические данные по развитию физической культуры и спорту между собой не согласованны и противоречивы [6, С. 30].

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что механизм сбора данных требует серьезной корректировки, а в концептуальном смысле - модернизации и совершенствования.

Министерством спорта Российской Федерации была принята Ведомственная программа цифровой трансформации на 20212023 годы [7], в которой изложены основные цели и показатели, которые характеризуют степень вовлеченности в цифровую трансфо-

рмацию сферы ФКиС в РФ. На Рисунке 1 представлены показатели и их планируемые значения, которые, по нашему мнению, характеризуют степень развития цифровизации в массовом спорте в Российской Федерации.

Следует отметить, что основной объем сформированных показателей ориентирован на цифровизацию спорта высших достижений. Некоторые из запланированных показателей представлены на Рисунке 2.

□Средняя загруженность спортивных объектов, ведущих прием записи на тренировочные мероприятия посредством ГИС ФКиС (каждый месяц).

И Доля объектов физической культуры и спорта, ведущих сбор первичных цифровых данных об уровне загрузки и посещаемости физкультурно-спортивных мероприятий.

©Количество пользователей сервисов для граждан, оставляющих "цифровой след" в ГИС ФКиС, млн.чел.

Рисунок 1 - Показатели цифровой трансформации массового спорта в РФ (по данным Ведомственной программы цифровой трансформации Министерства спорта Российской Федерации на 2021-2023 годы [7]).

Анализ Рисунков 1 и 2 показывает, что к концу реализации ведомственной программы, т.е. к 2023 году, возможно достичь высокой степени цифровизации сферы ФКиС. Представленные показатели обеспечивают контроль за деятельностью региональных органов исполнительной власти и способствуют включенности регионов в цифровиза-цию.

Использование единой цифровой платформы позволит решить вышеперечисленные проблемы сбора статистической информации на региональном и муниципальном уровнях. Создание цифрового портала с базой первичных данных о развитии ФКиС бу-

дет способствовать не только решению обозначенных проблем, но и позволит ускорить сбор, анализ целевых показателей и, как следствие, повысить эффективность принимаемых управленческих решений на региональном уровне.

Цифровая трансформация позволит привлечь население к систематическим занятым физической культурой и спортом. Одним из примеров успешной реализации цифровой трансформации является внедрение Свердловской области проекта в «Умный регион». Преимуществами этого проекта явились [8]: - обеспечение быстрого доступа к базе данных региональных спортивных объектов

и организаций с текущими прейскурантами на услуги;

- информирование населения о проводимых региональных мероприятиях в сфере ФКиС;

- возможность направления запросов на

услуги по физической культуре и спорту в организации, курирующие эту сферу;

- обеспечение организаций квалифицированными кадрами, работающими с населением, использующим информационный портал.

2021 2022 2023

Доля спортивных разрядов и званий (включая ГТО), присвоение которых осуществляется безбумажным способом посредством ГИС ФКиС

Доля спортсменов, тренеров, судей и специалистов в сфере физической культуры и спорта, внесенных в единый цифровой реестр в рамках ГИС ФКиС

В Доля организаций спортивной подготовки, осуществляющих запись граждан на спортивную подготовку в электронном виде

Доля спортивных объектов, находящихся в ведении Минспорта России, а также региональных и муниципальных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, зарегистрированных в ГИС ФКиС

В Доля общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций, внесенных в единый цифровой реестрв рамках ГИС ФКиС

©Уровень удовлетворенности пользователей качеством информационных сервисов при реализации государственной функции присвоения спортивных званий и разрядов (ЕВСК), баллы

Рисунок 2 - Показатели цифровой трансформации спорта высших достижений в РФ (по данным Ведомственной программы цифровой трансформации Министерства спорта Российской Федерации на 2021-2023 годы [7])

Однако, несмотря на преимущества, как для региональных органов управления, так и для населения, процесс цифровизации не так однозначен. Актуальным является определение проблем и ограничений, с которым сталкиваются регионы:

- недостаточная разработанность нормативно-правовой базы в сфере цифровой трансформации региона, в том числе отсутствие определенности стратегического развития некоторых регионов с учетом цифровой трансформации [9];

- отсутствие квалифицированных кадров в региональных органах управления, обладающих необходимым уровнем компетенций для внедрения и освоения цифровых платформ;

- консерватизм со стороны штатных сотрудников спортивных организаций при заполнении первичных сведений, и нежелание вносить изменения в существующую работу;

- трудозатратность при внедрении и на первых этапах использования цифровых платформ;

- цифровая трансформация требует дополнительных финансовых затрат.

Разумеется, что при внедрении цифровых систем в сфере ФКиС необходимо согласовывать их с требованиями, параметрами и принципами государственной информационной системы «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных». В Единых требованиях по управлению государственными данными представлены и детализированы основные требования к показателям качества государственных данных: полнота, достоверность, актуальность, уникальность, согласованность [10].

В настоящее время в мониторинге развития физической культуры и спорта назрела необходимость изменения сбора, обработки и хранения данных официальной статистки в соответствии с этими требованиями. Так, например, требование к уникально-

Список источников

1. Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: М1р://риЫюа1юп. pravo.gov.ru/Document/View/0001201404240014

2. Богомолов Г.В. Цифровизация предоставления статистических данных сферы физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2021. № 1. С. 14-16.

3. Богомолов Г.В. О подходах к анализу и прогнозированию развития физической культуры и спорта на основе данных федерального статистического наблюдения // Спортивно-педагогическое образование: сетевое издание. 2021. № S3. С. 7-15.

сти данных исключает вероятность их дублирования в форме 5-ФК для населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом на нескольких спортивных объектах. Требование к актуальности данных позволяет адаптировать управленческие решения под меняющиеся условия среды и состояние сферы ФКиС за счет своевременной актуализации данных, так как на настоящий момент статистические данные, на основе которых органы исполнительной власти принимают управленческие решения, являются фактически прошлогодними [3, С. 9].

Выводы, направления дальнейших исследований. Таким образом, цифровизация в сфере ФКиС на современном этапе является основным приоритетным направлением развития, так как выполнение запланированных целей возможно только при внедрении новых подходов к управлению.

Преимущества цифровой трансформации в сфере физической культуры актуальны и для органов управления, и для широких масс населения. Но внедрение цифровой платформы требует необходимого уровня квалификации кадров, финансовых вложений, разработанности нормативно-правовой базы в сфере цифровой трансформации региона и др. Поэтому необходима дальнейшая разработка этого вопроса и поиск решения существующих проблем.

References

1. State Program of the Russian Federation «Economic Development and Innovative Economy», approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 316. Official Internet portal of legal information. Available at: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201404240014 (In Russ.).

2. Bogomolov G.V. Digitalization of the Provision of Statistical Data in the Sphere of Physical Culture and Sport. Theoria i practika fisicheskoy culturi. 2021. No. 1. pp. 14-16. (In Russ.).

3. Bogomolov G.V. About Approaches to the Analysis and Forecasting of the Development of Physical Culture and Sports Based on the Data of Federal Statistical Observation. Sportivno-pedagogichesoye obrasovanie: setevoye isdanie. 2021. No. S3. pp. 715. (In Russ.).

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (ред. от 08.02.2021): постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 302 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _162179/

5. Крылова А.Т. Проблемы современного мониторинга развития массового спорта // Спортивно-педагогическое образование: сетевое издание. 2021. № S3. С. 48-54.

6. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка доступности в 2018-2019 годах и истекшем периоде 2020 года физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/6e5/6e511d c47c06c51ed264d685900538a8.pdf

7. Ведомственная программа цифровой трансформации Министерства спорта Российской Федерации на 2021-2023 годы. ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 к протоколу президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 25 декабря 2020 г. № 34 // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_376570/

8. Rapoport L.A. Digitalization of physical culture and sports sector at regional level // Theory and Practice of Physical Culture. 2020. № 1. С. 7. (In Eng.).

9. Антоненко Н.А. Проблемы регионального развития в условиях цифровизации // The Newman in Foreign Policy. 2021. Т. 1. № 58 (102). С. 6-9.

10. Национальная система управления данными. Единые требования по управлению государственными данными. Часть 6: Требования по оценке качества государственных данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://digital.ac. gov.ru/upload/iblock/

4. On the Approval of the State Program of the Russian Federation «Development of Physical Culture and Sports» (as amended on 02/08/2021): Resolution of the Government of the Russian Federation of 04.15.2014 No. 302. SPS «KonsultantPlus». Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_162179/ (In Russ.).

5. Krylova A.T. Problems of Modern Monitoring of the Development of Mass Sports. Sportivno-pedagogichesoye obrasovanie: setevoye isdanie. 2021. No. S3. pp. 48-54. (In Russ.).

6. Report on the Results of the Expert and Analytical Event «Assessment of the Availability in 20182019 and the Elapsed Period of 2020 of Physical Culture, Health and Sports Services». Electronic resource. Available at: https://ach.gov.ru/upload/ iblock/6e5/6e511dc47c06c51ed264d685900538a8 .p df (In Russ.).

7. Departmental Program of Digital Transformation of the Ministry of Sports of the Russian Federation for 2021-2023. ANNEX No. 6 to the Protocol of the Presidium of the Government Commission on Digital Development, the Use of Information Technologies to Improve the Quality of Life and Conditions for Doing Business No. 34 dated December 25, 2020. SPS «KonsultantPlus». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _376570/

8. Rapoport L.A. Digitalization of Physical Culture and Sports Sector at Regional Level. Theory and Practice of Physical Culture. 2020. No. 1. P. 7.

9. Antonenko N.A. Problems of Regional Development in the Context of Digitalization. The Newman in Foreign Policy. 2021. Vol. 1. No. 58 (102). pp. 6-9. (In Russ.).

10. National Data Management System. Uniform Requirements for Government Data Management. Part 6: Requirements for Assessing The Quality of Government Data. Available at: https://digital. ac.gov.ru/upload/iblock/ (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 02.02.2022; одобрена после рецензирования 12.02.2022; принята к публикации 14.02.2022. The article was submitted 02.02.2022; approved after reviewing 12.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.