Цифровизация как концептуальный фактор профессионализации высшего образования
Лустин Юрий Михайлович,
к.ф.н., доцент, доцент кафедры философии, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского E-mail: [email protected]
Цель статьи - обосновать взаимосвязь формоопределен-ности цифровизации и содержательности образования в аспекте развития профессионально-компетентностных технологий вуза. Научная новизна работы состоит в философско-методологическом обосновании полицентрической модели профтипограммы студента в парадигме цифровой трансформации системы образования. В контексте учебно-деятельной профессионализации выпускника конкретизируется интегративно-формирующее содержание профтипо-граммы, детерминированное диалектико-типологической средой образовательного учреждения. Акцентируется внимание на философско-концептуальном подходе к использованию цифровых платформ, технологий искусственного интеллекта с целью обнаружения квалификационных достижений обучающегося, что способствует усовершенствованию методологии индивидуально-компетентностной траектории развития его профессиональных свойств и качеств.
Особое внимание уделяется диалектическому дискурсу ком-петентностно-типологической оптимизации процесса приобретения профессиональных знаний, навыков, умений студентом, что отражает организационно-культурную тенденцию изменений архитектоники учебно-образовательного пространства вуза в трансформационных условиях современности. Результаты исследования вносят определенный вклад в диалектико-типологическую теорию развития системы высшего образования, разработку приоритетных целей совершенствования качества профессиональной подготовки выпускника высшей школы. Философский дискурс проблемы исследуется в парадигме диалектико-типологической проблематики и перспективен в своей актуальности.
Ключевые слова: студент, высшая школа, цифровизация, образование, концептуальность, диалектико-типологическое, профтипограмма.
<п ■_
U
см о см
СП
Введение
Диалектическое развитие общества, основанное на различных технологиях, невозможно без цифровой трансформации высшего образования, фундаментальных образовательных программ и стандартов, а также, новых дисциплин гуманитарной и прикладной ориентации, развивающие многогранные компетенции субъекта образовательной практики [1; 10; 15]. В настоящее время социуму требуются специалисты, обладающие устойчивыми навыками работы с цифровой информацией, разнообразными IT-программами и цифровыми онлайн-сервисами. Стремительно приходящаяся эра «диджитал поколения» (от англ. digital, «цифровой»), информационно-цифрового общества - закономерная социетальная реальность сегодняшних дней.
Являясь концептуальным фактором эффективного развития современного образовательного пространства, цифровизация вуза преимущественно направлена на креативное внедрение профессионально-компетентностных технологий в учебную среду и их инновационное совершенствование [3; 11]. Формоопреде-ленный тренд цифровизации тесно связан с квалификационным содержанием образования, типом будущей профессии выпускника, типологией специализированных методик, применяемых в конкретном образовательном учреждении. Методологическая объективность данного утверждения указывает на то, что диалектико-типологическая составляющая цифровизации направлена на оптимизацию интеллектуальных ресурсов межвузовского пространства, повышение роли цифровых технологий в логико-гносеологических, виртуальных, ментально-аналитических способах формирования и развития профессионального мышления будущего специалиста своего дела.
Философии образования - непременное условие эффективного обеспечения образовательного результата в вузе. Ее научно-теоретическая и практическая значимость ориентирована на всестороннюю подготовку и социализацию выпускника, поиск и внедрение качественно новых возможностей для развития цифрового образования с целью обеспечения глубокой модернизации учебных технологий, содействие в конструктивной направленности инновационного типа обучения. Как следствие, философия цифровизации образования служит диалектико-типологическим средством профессионализации личности студента, что способствует его успешному трудоустройству на рынке труда. Система подготовки в вузе, преемственность знаниевого компонента в структуре профессионального мастерства, проявление персонализированных «проф-имиджевых» предпочтений в учебно-образовательной среде способствуют надлежащей квалификационной подготовки выпускника высшей школы.
Основная часть
Цифровая составляющая обучения в высшем учебном заведении является одной из важнейших компонент развития и профессионального становления студента. Со-
держательность цифровой трансформации современного образования, в качестве профессионально формирующей среды высшей школы, способствует развитию внутреннего мира обучаемого, проявлению его мыследеятельной активности, мировоззренческой, духовно-нравственной и логико-когнитивной ориентации в исторической событийности жизненных обстоятельств [4; 9].
Интегративная типология образовательного пространства, концептуальность реалий цифрового пространства вуза [2; 16], выбранный профиль обучения не только способствуют формированию значимых компетенций обучающегося, но с помощью цифровых технологий информационно-образовательного потенциала высшей школы оказывают существенное влияние на диалектическое развитие его профессионально-типологических качеств (свойств). Прямым следствием из этого утверждения являются доводы следующего содержания: «качественное формирование внутреннего мира личности зависит от направленности цифрового развития образовательной среды вуза, целевыми ориентирами которой являются: комплексная интеграция научно-образовательной, социокультурной и профессионально-производственной деятельности; активное участие коммуникантов образовательной сферы в системном решении исследовательских задач, определенных общероссийскими инновационными проектами; обновление типологии образовательных программ прикладной направленности на основе компе-тентностного подхода и квалификационных требований к выпускнику вуза; всестороннее развитие системы привлечения работодателей к участию в качественной подготовке студентов в период производственной практики; интерактивно заданное совершенствование кредитно-модульных принципов построения образовательных программ; путеводное технолого-цифровое использование принципов (методов) моделирования и конструирования учебных задач оценочного содержания» [8, с. 96]. По мнению небольшого числа западных теоретиков возрастающий информационный потенциал цифрового общества позволяет говорить о перспективах «цифровой антропологии» [17], тенденции «цифрового взросления» современного молодого поколения [18].
Качественная цифровизация образования в условиях высшего учебного заведения является сложным социально-интегративным явлением, технологический, праксиологический, когнитивно-прикладной характер которого направлен на кардинальное решение проблемы профессиональной подготовки студента в реалистичном тренде его последующего трудоустройства. Опираясь на методологию такого подхода, можно констатировать: цифровизация вуза - это интегративная форма реализации целей и задач комплексного образования в предельно широком формате дидактической субстанциональности: «образовательное учреждение - обучающийся - преподаватель - цифровое пространство вуза - результаты учебно-образовательной деятельности - сформированные компетенции выпускника высшей школы». Универсальность формоопределенности цифровизации немыслима без ее понимания в аспекте аксиологической самозначимости знания, идеалов творческой свободы самообучения и профессиональной самоорганизованности студента [7]. В этих критериях отражается неповторимость типологии личности, целеустремленность и диалектическая направленность ее индивидуальных свойств в социально-типологическом процессе опытного становления в профессии.
Анализ источниковой базы показал, что основными свойствами цифровизации являются всеобщность и устойчивость [14]. Всеобщность цифровизации вы-
ражается в технологической универсализации всех видов учебно-воспитательной жизнедеятельности обучающихся посредством сопряжения индивидных мотивов в овладении специальностью, а устойчивость - связана с преобладанием в деятельности студента реальных и виртуальных связей сотрудничества в группе (вузе), интегрированных с позитивной 1Т-ориентацией, активным использованием цифровых технологий, интернет-ресурсов, веб-технологий в общении.
Цифровизированное содержание диалектико-типологической концептуальности образования характеризуют ряд основных функций.
Когнитивная. Реалии цифрового пространства вуза предоставляют возможность студенту воспринимать, анализировать, моделировать содержание информационно-образовательной действительности, а также объективировать смысловое понимание этой информации и, соответственно, достойное нахождение своего места в информационном обществе. Как функция конструктивно-эпистемологической потенциальности, она позволяет студенту достигать определенных результатов в учебе, так как основана на формах чувственно-волевой и логико-рациональной адекватности созидающего мышления (сознания) личности.
Интегрирующая. Интеллектуальный дискурс образовательных ценностей цифровизации причинно обуславливает формирование у субъекта познания когнитивно-мировоззренческой уверенности в единстве его персонального «Я» с содержанием профессиональной социализации в вузе. Это позволяет каждому студенту лучше осознать цели и задачи образовательного процесса, долженствующим образом ощущать себя его полноценной частью. Формирующий аспект интегративной функции цифровизации образования, тесно связанный с тем или иным уровнем квалификационной подготовки будущего выпускника, позволяет определить меру его персональной ответственности за состояние учебы, примерность в поведении, креативную самореализацию жизненного пути и успешность в самообразовании.
Регулятивная. Социально-информационная экспликация цифровизации способствует осознанному изменению стиля мышления студента и способов его практической деятельности в учебно-образовательной среде. Высокий уровень интеллектуальной практики, на основе информационных систем, цифровых устройств, интерфейсов, 1Т-сервисов, благоприятствует разрешению противоречия между уровнем квалификационной подготовки выпускника высшей школы и степенью его реальной востребованности на рынке труда.
Развивающая. Культура самовоспроизводящего содержания цифровизации тесным образом связана с учебно-образовательным, идейно-воспитательным, интеллектуально-познавательным эффектом обучения. В результате цифровой трансформации учебно-воспитательного процесса высшей школы происходит качественное приращение знаний, повышается уровень профессионально ориентированных навыков и умений обучаемого. В концептуальном достижении целей профессии эти слагаемые всесторонне интенсифицируют духовно-нравственные, интеллектуальные, антропо-культурные, когнитивные, этнонациональные качества студента, направляют их стимулирующее воздействие на целостное формирование собственного профессионального имиджа будущего специалиста.
Мотивационная. Цифровые технологии образования создают необходимые предпосылки для эффективной самоактуализации выпускника высшей школы. Креативная динамика успешности будущего профессионала отражается в различных показателях (достижениях)
сз о
сг ш
0
1
-1 У
"О ш
сг
Cl I_
u
CM
о
CM
учебно-образовательной, интеллектуальной, морально-нравственной, социокультурной, общественно-деловой, индивидуально-психологической, ментальной, эмоционально-волевой явленности, что в последующем определяет биографию его трудовой деятельности, подтверждает целесообразность избранной профессии.
В инновационных стратегиях вуза особое внимание уделяется цифровым платформам как многофункциональным информационно-сервисным онлайн-площадкам. Профориентационная направленность цифровых платформ стимулирует учебную самоорганизацию студентов, определяет избирательность учебно-воспитательных траекторий в электронной образовательной среде, направленных на эффективное освоение образовательных курсов и программ [6].
Качественно сочетая в себе цифровой учебно-образовательный контент с активным онлайн и офлайн взаимодействием, цифровые платформы (комплексно-информационные цифровизированные площадки -автор) способствуют реализации дигитализацион-ного содержания социально значимой информации в практике высшего образования. В аспекте практико-ориентированной предметности обучения типология цифровых платформ концептуально направлена на формирование у субъекта образовательной деятельности различных интеллектуальных смыслов постижения социокультурной, профессионально-образовательной реальности, приобретение ментального опыта виртуального понимания действительности, преимущественно исходя из своей мировоззренческой позиции. В этой связи, методологическая ориентация высшей школы на развитие цифровой инфраструктуры требует расширения учебной базы, постоянного обновления электронных образовательных продуктов, что предъявляет особые требования к качественному владению преподавателями цифровыми компетенциями педагогического стиля деятельности (умелый выбор обучающей цифровой платформы; дидактически правильное построение методологии онлайн-занятия и методики проведения проблемных лекций, мини-курсов, онлайн-консультаций; методически грамотное использование авторских приемов и классических методов обучения и др.). Как показывают исследования, многими преподавателями активно используются разнообразные познавательные средства на основе опорно-логических алгоритмов познания; концептуальных схем «эпистемологического фрагмен-тирования» знаний студентов по группам тем учебной дисциплины; облачных вычислений с использованием методов искусственного интеллекта и технологий виртуальной реальности. Несомненно, данные средства познания активизируют рефлексивный уровень понятийного мышления студента в направлении многостороннего восприятия цифровой образовательной среды (ИОС), конкретизируют индивидуализацию образовательных траекторий познания. Это обстоятельство способствует созданию более совершенных концепт-моделей профессионального обучения, расширению квалификационных характеристик личностного роста студента в социально-культурной парадигме традиционных образовательных ценностей вуза [12].
Следуя данной логике представляется необходимым специально выделить такой образовательный вектор профессиональной подготовки студента, как индивидуально-компетентностная траектория освоения профессии. Данная ориентация интеллектуального потенциала студента, являясь фундаментальной учебно-мотивационной установкой на пути культуроемкого постижения профессии, оказывает существенное влияние на повышение уровня его образовательной успешно-
сти, свидетельствует о высоком статусе персонализа-ции обучения, так как «важнейшей задачей цифровой трансформации образования является создание условий для персонализированного обучения с использованием широких возможностей цифровых технологий с целью воспитание личности, подготовленной к реализации собственной траектории образования, самообразования и саморазвития, основывающегося на фундаментальных знаниях» [5, с. 89].
Индивидуально-компетентностная траектория освоения профессии совершенствует специализированные знания студента, развивает его навыки и умения, а поэтому играет первостепенную роль в цифровом образовании. Стоит особо подчеркнуть, что техническая и технологическая сторона цифровизации образовательного процесса свидетельствует о расширяющейся функциональности высшей школы, ее интегративной существенности в формировании приоритетных целей профессиональной подготовки выпускника высшей школы в предметном поле учебно-воспитательной существенности: «преподаватель - учебно-образовательное пространство общества - информационно-цифровая среда вуза - студент».
Профессиональное становление студента всегда связано с дигитализационными особенностями образовательного пространства, организационными возможностями вуза, социокультурной спецификой учебно-воспитательной работы, определенными психофизиологическими состояниями студента. В контексте учебно-деятельной профессионализации выпускника вуза важную роль играют различные профессиограммы, психограммы, социограммы, трудограммы, используемые в опросах профессиологического характера, социологических исследованиях, диагностических методиках различной направленности [13].
Существенная роль на всех этапах профессионального обучения студента принадлежит такому средству выявления его профессиональной пригодности к конкретному виду (видам) деятельности, как профтипограмма, которая в своей диалектико-типологической всеохватно-сти располагает концептуально значимым предметным содержанием. Имея профильно-специализированное предназначение, профтипограмма прямо или косвенно сопряжена с моментами организационно-технической (организационно-технологической), психолого-педагогической, логико-рефлексивной, праксиологической, эпистемологической характерности конкретного вуза. Ее содержательность направлена на фактическое и прогностическое обнаружение когнитивных свойств (качеств) студента в значениях их квалификационной ориентированности и профессионально-типологической существенности. По своей онтогносеологической значимости, профтипограмма специфицирована требованиями общества к конкретному виду (типу) профессии, а по своей концептуальной направленности объективирована диалектико-типологическим содержанием всей системы учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.
Полицентричность (от греч. poly много, многое и лат. centrum - многополярность, многополюсность) - коренная особенность профтипограммы, относительно полно отражающая результаты сформированных профессиональных компетенций, ментальной и деловой потенциальности личности обучаемого. По своему интегративно-формирующему содержанию, профтипограмма - эталонное структурно-ресурсное средство формирования профессионального самосознания и профессионально важных свойств студента. Она комплексно фокусирует универсальное «наличие» реально имеющихся индиви-
дуальных характеристик личности, определенная комбинация которых способствуют достижению успеха в ее профессиональной деятельности.
В контексте учебно-деятельностной профессионализации выпускника, профтипограмма студента - это определенная спецификой вуза полицентрическая модель познания, отражающая единство содержательного описания профиля (специальности) будущей профессиональной деятельности и типологии профессиональных свойств, концептуальное единство которых свидетельствует о персональных качествах профессиональной пригодности обучающегося к конкретному виду деятельности, реальной готовности к профессиональному самоопределению.
В диалектико-типологическом контексте соотнесения с содержанием государственных образовательных стандартов, профессиональных компетенций и образовательных программ высшей школы, профтипограм-ма конкретизирует прикладную многокачественность учебно-образовательных акциденций, что способствует обнаружению практико-определенных свойств студента, направленных на профессионализацию деятельности будущего специалиста. В общеметодологическом и интегративно-психологическом значении, профтипо-грамма студента отражает функциональные свойства будущей профессии, смыслодеятельные способы поэтапного освоения ее основ в диалектико-типологической среде образовательного учреждения.
Практическая востребованность и надлежащая эффективность профтипограммы эксплицирована единством качественных и количественных характеристик, разносторонних данных социально-профессио-графического, интеллектуального, индивидуально-психологического, культурно-бытового, производственного характера, что определяет уровень мотивационного отношения студента к профессии. Как показала практика, различные показатели мотивации могут быть объективированы с использованием всевозможных математических методов, современных квалиметрических расчетов. Само собой разумеется, что универсальные данные про-фтипограммы могут являться основой социализированных моделей развития личности выпускника.
Профтипограмма отражает в себе моменты абстрактно-теоретического и конкретно-практического преломления учебно-образовательной реальности, очевидность которой фиксируется различными показателями в терминах их различной «измеримости» и сопоставимости, исходя из содержания конкретных актов действий субъекта практики. В этой связи, про-фтипограмма является интерпретационным средством индивидуально-типологического, психологического, акмеологического, интеллектуального познания. В своей социально-психологической значимости профтипо-грамма наделена диалектической способностью выявлять типологическую характерность профессионально важных качеств студента, обнаруживаемых в процессе результативно-познавательного постижения им будущей специальности.
Заключение
Цифровизация играет значительную роль в структуре образовательного процесса вуза и направлена на осознанное стимулирование у обучающихся потребности в практико-ориентированном приобретении профессиональных компетенций. Целенаправленное использование цифровых технологий и техник, совершенствование методологии и методик индивидуально-компетентностной траектории развития профессиональных знаний, навыков,
умений студента дифференцированно профессионализирует значимые качества, что способствует приобретению им практического опыта выполнения квалификационных обязанностей по профилю подготовки, повышает качество успеваемости.
Креативно-инновационная система цифровизации образовательной среды позволяет развивать творческую активность студентов, интегрировать их учебно-познавательные устремления в направлении высокопрофессионального становление как молодых специалистов.
Перспективность дальнейших научных исследований, в контексте заявленной темы, может быть связана с развитием: философской методологии цифрового развития образовательной среды высшей школы; диалектико-типологических закономерностей использования различных цифровых платформ в образовательно-педагогической практике; метода социально-типологической редукции, способствующего выявлению рефлексивных (логико-рефлексивных) закономерностей активизации профессионального мышления студента в реалиях дигитализационного пространства вуза; методологии и методики применения проф-типограмм студента в информационно-цифровом пространстве образовательного учреждения.
Литература
1. Атаян А. М., Гурьева Т.Н., Шарабаева Л.Ю. Цифровая трансформация высшего образования: проблемы, возможности, перспективы и риски // Отечественная и зарубежная педагогика, 2021. - Т. 1. -№ 2 (75). - С. 7-22.
2. Банных Г.А., Костина С.Н. Концептуализация понятия цифровой зрелости университета в контексте цифровой трансформации высшего образования // Вестник Майкопского государственного технологического ун-та, 2022. - Т. 14. - № 1. - С. 110-120. DOI: 10.47370/2078-1024-2022-14-1-110-120.
3. Валеева Г.В. Цифровая трансформация высшего образования: социально-философский анализ // Гуманитарные и социальные науки, 2023. - Т. 97. -№ 2. - С. 7-12. DOI: 10.18522/2070-1403-2023-97-2-7 -12.
4. Гриневич Л.А. Цифровизация высшего образования в современной России: теория и практика // Вестник Кемеровского государственного института культуры и искусств, 2021. - № 57. - С. 242-248.
5. Дитковская И.Э. Трансформация системы образования в условиях внедрения технологий виртуальной реальности: социально-философский анализ // Социально-гуманитарные знания, 2024. - № 3. -С. 87-91.
6. Жуковская И.Е. Цифровые платформы - важный аспект цифровизации высшего образования // Открытое образование, 2022. - № 4. - Т. 26. - С. 3040. - DOI: 10. 21686/1818-4243-2022-4-31-40.
7. Ивашевский С.Л. Диалектика идеалов и правовых норм в образовательной культуре России: Монография. - Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2008. - 252 с.
8. Лустин Ю.М. Рефлексивное мышление студента в гносеологической доминанте цифрового образования// Архонт, 2022. - № 5(32). - С. 93-102.
9. Мироненко Е.С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура // Социальное пространство. -2019. - № 4 (21). - DOI: 10.15838^а.2019.4.21.6.
10. Москалюк В.С. Понятие и сущность цифровизации системы образования // Наука и образование сегодня. - 2019. - № 10. - С. 15-17.
сз о
сг ш
0
1
-1 У
"О ш
сг
11. Семенов Е.В., Соколов Д.В. Цифровизация высшего образования: возможности и риски // Идеи и идеалы, 2022. - Т. 14. - № 4. - Ч. 1. - С. 137-153. -DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.4.1 -137-153.
12. Строков А.А. Цифровая культура и ценности российского образования: дис. ...канд. филос. наук. -Нижний Новгород, 2021. - 165 с.
13. Хромова И.Н. Методика для диагностики профпригодности студентов психологов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2009. - № 1 (5). - С. 179-190.
14. Цифровые технологии в образовании. Тенденции, проблемы, перспективы: монография / под общ. ред. научного совета ГНИИ «Нацразвитие». - СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2023. - 80 с.
15. Шинкевич В.Е. Диалектика цифровизации образовательной среды в условиях становления информационного общества современной России // Социально-гуманитарные знания, 2022. - № 4. -С. 332-343.
16. Johnston B., MacNeill S., Smyth K. Conceptualising the Digital University: The Intersection of Policy, Pedagogy and Practice. - Cham: Palgrave Macmillan, 2018. - 265 p. - DOI: 10.1007/978-3-319-99160-3.
17. Miller D., Horst H.A. The Digital and the Human: A Prospectus for Digital Anthropology. - In: Horst H.A., Miller D. (eds.) Digital Anthropology. - London: Berg, 2012. - Р. 3-38.
18. Tapscott D. Growing Up Digital: The Rise of the Net Generation. -New York; London: McGraw Hill, 1998. -256 р.
DIGITALIZATION AS A CONCEPTUAL FACTOR IN THE PROFESSIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION
Lustin Yu.M.
Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky
The purpose of the article is to substantiate the relationship between the form-determination of digitalization and the content of education in the aspect of the development of professional and competence technologies of the university. The scientific novelty of the work lies in the philosophical and methodological substantiation of the polycentric model of the student's professional typogram in the paradigm of the digital transformation of the education system. In the context of the educational and active professionalization of the graduate, the integrative and formative content of the professional typogram, determined by the dialectical and typological environment of the educational institution, is specified. Attention is focused on the philosophical and conceptual approach to the use of digital platforms, artificial intelligence technologies in order to detect the qualification achievements of the student, which contributes to the improvement of the methodology of the individual-competence trajectory of the development of his professional properties and qualities. Particular attention is paid to the dialectical discourse of competence-typological optimization of the process of acquiring professional knowledge, skills, and abilities by a student, which reflects the organizational and cultural trend of changes in the architectonics of the educational space of the university in the transformational conditions of our time. The results of the study make a certain contribution to the dialectical-typological theory of the development of the higher education system, the development of priority goals for improving the quality of professional training of a higher school graduate. The philosophical discourse of the problem is studied in the paradigm of dialectical-typological problems and is promising in its relevance.
Keywords: student, higher education, digitalization, education, conceptually, dialectical-typological, vocational program.
References
1. Atayan A. M., Guryeva T.N., Sharabaeva L. Yu. Digital transformation of higher education: problems, opportunities, prospects and risks // Domestic and foreign pedagogy, 2021. - Vol. 1. -No. 2 (75). - pp. 7-22.
2. Bannykh G. A., Kostina S.N. Conceptualization of the concept of digital maturity of a university in the context of digital transformation of higher education // Bulletin of Maikop State Technological University, 2022. - Vol. 14. - No. 1. - pp. 110-120. DOI: 10.47370/2078-1024-2022-14-1 -110-120.
3. Valeeva G.V. Digital transformation of higher education: a socio-philosophical analysis // Humanities and social sciences, 2023. - Vol. 97. - No. 2. - pp. 7-12. DOI: 10.18522/2070-1 403-2023-97-2-7-12.
4. Grinevich L.A. Digitalization of higher education in modern Russia: theory and practice // Bulletin of the Kemerovo State Institute of Culture and Arts, 2021. - No. 57. - pp. 242-248.
5. Ditkovskaya I.E. Transformation of the education system in the context of the introduction of virtual reality technologies: a socio-philosophical analysis // Social and humanitarian knowledge, 2024. - No. 3. - pp. 87-91.
6. Zhukovskaya I.E. Digital platforms are an important aspect of the digitalization of higher education // Open education, 2022. -No. 4. - Vol. 26. - pp. 30-40. - DOI: 10. 21686/1818-42432022-4-31-40.
7. Ivashevsky S.L. Dialectics of ideals and legal norms in the educational culture of Russia: Monograph. - N. Novgorod: Publishing house VVAGS, 2008. - 252 p.
8. Lustin Yu.M. Reflexive thinking of a student in the epistemologi-cal dominant of digital education // Arkhont, 2022. - No. 5 (32). -pp. 93-102.
9. Mironenko E.S. Digital educational environment: concept and structure // Social space. - 2019. - No. 4 (21). - DOI: 10.15838/ sa.2019.4.21.6.
10. Moskalyuk V.S. Concept and essence of digitalization of the education system // Science and education today. - 2019. - No. 10. - pp. 15-17.
11. Semenov E.V., Sokolov D.V. Digitalization of higher education: opportunities and risks // Ideas and ideals, 2022. - Vol. 14. -No. 4. - Part 1. - pp. 137-153. - DOI: 10.17212/2075-0862-20 22-14.4.1-137-153.
12. Strokov A.A. Digital culture and values of Russian education: dis. ... Cand. Philosophical Sciences. - Nizhny Novgorod,
2021. - 165 p.
13. Khromova I.N. Methodology for diagnosing the professional suitability of psychology students // Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series: Psychology. 2009. - No. 1 (5). -pp. 179-190.
14. Digital technologies in education. Trends, problems, prospects: monograph / edited by the scientific council of the State Research Institute "NatSrazvitie". - St. Petersburg: State Research Institute "NatSrazvitie", 2023. - 80 p.
15. Shinkevich V. E. Dialectics of digitalization of the educational environment in the context of the formation of the information society of modern Russia // Social and humanitarian knowledge,
2022. - No. 4. - pp. 332-343.
16. Johnston B., MacNeill S., Smyth K. Conceptualising the Digital University: The Intersection of Policy, Pedagogy and Practice. - Cham: Palgrave Macmillan, 2018. - 265 p. -DOI: 10.1007/978-3-319-99160-3.
17. Miller D., Horst H.A. The Digital and the Human: A Prospectus for Digital Anthropology. - In: Horst H.A., Miller D. (eds.) Digital Anthropology. -London: Berg, 2012. - pp. 3-38.
18. Tapscott D. Growing Up Digital: The Rise of the Net Generation. - New York; London: McGraw Hill, 1998. - 256 p.
<n ■_
u
CM
о
CM