Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВУЗОВ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВУЗОВ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатикова Анна Николаевна

Актуальность исследования вызвана необходимостью переосмысления роли использования цифровых ресурсов и сервисов в целях оказания содействия занятости обучающихся и выпускников вузов в условиях цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования. Цель - определить спектр используемых образовательными организациями высшего образования цифровых ресурсов и сервисов, направленных на оказание содействия занятости студентов и выпускников. Процедура и методы. Системный анализ, контент-анализ, обобщение. Результаты. В профессиональной деятельности сотрудники вузов, занимающиеся вопросами содействия занятости обучающихся, используют сайты образовательных организаций, социальные сети, цифровые среды. Разделы на официальных сайтах образовательных организаций, посвящённые трудоустройству, являются основным инструментом информирования обучающихся о деятельности вуза в сфере содействия занятости обучающихся и выпускников. Более 85,6% образовательных организаций высшего образования ведут сообщества в социальных сетях, посвящённые трудоустройству обучающихся и выпускников. Не менее 89,2% образовательных организаций высшего образования в целях оказания содействия занятости обучающихся используют цифровые карьерные среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богатикова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN UNIVERSITY WORK ON PROMOTING STUDENTS’ AND GRADUATES’ EMPLOYMENT

Relevance of the research is caused by the need to rethink the role of the use of digital resources and services in order to promote the students’ and graduates’ employment in the conditions of digital transformation of the university. Purpose is to identify digital resources and services spectrum used by universities to promote students’ and graduates’ employment. Methodology. System analysis, content analysis, generalization. Results. In employment promotion activities the university staff uses the university’s website, social networks and digital environments. On the official universities’ website pages about employment are main tool for informing students and graduates about the university activities in this sphere. More than 85.6% of universities have social media communities dedicated to the employment of students and graduates. At least 89.2% of universities use digital career environments in order to promote students’ and graduates’ employment.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВУЗОВ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ»

УДК 001:378.1

DOI: 10.18384/2310-7219-2021-4-33-41

использование цифровых технологий в организации работы вузов по содействию занятости студентов-выпускников

Богатикова А. Н.

Российский государственный гуманитарный университет 125993, г. Москва, Миусская площадь, д. 6, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность исследования вызвана необходимостью переосмысления роли использования цифровых ресурсов и сервисов в целях оказания содействия занятости обучающихся и выпускников вузов в условиях цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования.

Цель - определить спектр используемых образовательными организациями высшего образования цифровых ресурсов и сервисов, направленных на оказание содействия занятости студентов и выпускников.

Процедура и методы. Системный анализ, контент-анализ, обобщение. Результаты. В профессиональной деятельности сотрудники вузов, занимающиеся вопросами содействия занятости обучающихся, используют сайты образовательных организаций, социальные сети, цифровые среды. Разделы на официальных сайтах образовательных организаций, посвящённые трудоустройству, являются основным инструментом информирования обучающихся о деятельности вуза в сфере содействия занятости обучающихся и выпускников. Более 85,6% образовательных организаций высшего образования ведут сообщества в социальных сетях, посвящённые трудоустройству обучающихся и выпускников. Не менее 89,2% образовательных организаций высшего образования в целях оказания содействия занятости обучающихся используют цифровые карьерные среды.

Ключевые слова: содействие занятости обучающихся, цифровизация, цифровые технологии, цифровая среда, социальные сети

DIGITAL technologies IN uNIVERsITY WoRK on promoting sTuDENTs' AND graduates' employment

A. Bogatikova

Russian State University for the Humanities Miusskaya pl. 6, Moscow 125993, Russian Federation

Abstract

Relevance of the research is caused by the need to rethink the role of the use of digital resources and services in order to promote the students' and graduates' employment in the conditions of digital transformation of the university.

Purpose is to identify digital resources and services spectrum used by universities to promote students' and graduates' employment. Methodology. System analysis, content analysis, generalization.

© CC BY Богатикова А . Н 2021.

Results. In employment promotion activities the university staff uses the university's website, social networks and digital environments. On the official universities' website pages about employment are main tool for informing students and graduates about the university activities in this sphere. More than 85.6% of universities have social media communities dedicated to the employment of students and graduates. At least 89.2% of universities use digital career environments in order to promote students' and graduates' employment.

Keywords: promoting students' employment, digitalization, digital technologies, digital environment, social networks

ВВЕДЕНИЕ

В 2020 г. Президентом Российской Федерации были определены основные национальные цели развития России на период до 2030 г. Одной из ключевых целей развития определена цифровая трансформация, включающая в себя такой качественный показатель, как обеспечение «цифровой зрелости» отечественного образования1 .

Несмотря на то, что в современной отечественной и зарубежной науке проблема оценки «цифровой зрелости» системы образования остаётся недостаточно разработанной, большинство исследователей сходятся во мнении, что обеспечение «цифровой зрелости» образования, в том числе и высшего, возможно только за счёт массового достижения образовательными организациями положительных результатов в области цифро-визации внутренних процессов [9].

Цифровой трансформации подвергаются не только административные процессы высших учебных заведений, но и целостный образовательный процесс, включающий в себя процессы обучения, воспитания и развития обучающихся В научно-педагогическом обиходе появляется понятие «сетевая личность», т е личность, способная и осознающая «как ценность свои возможность и право на удовлетворение гносеологической (познавательной) и коммуникативной по-

1 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www. kremlin . ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 22.05 .2021).

требности в момент её возникновения (на пике интереса)» (по А. А. Ахаяну) [1, с. 9].

Отношение к цифровой трансформации высшего образования у исследователей складывается неоднозначное . С одной стороны, цифровизация в системе образования повышает возможности обработки больших объёмов информации, создаёт предпосылки для обеспечения индивидуализации образовательного процесса и развития инновационных методов обучения, с другой - может стать причиной снижения качества образования и деградации человеческих компетенций [8]. Единственное, в чём представители отечественной науки единодушны, так это в том, что цифро-визация системы образования является ответом на вызовы, стоящие перед современным российским обществом

Цифровизацию образования

О . Ю . Заславская определяет «как процесс перехода от классического обучения к цифровому» [3, с . 16].

М . Е . Вайндорф-Сысоева и М. Л . Су-бочева выделяют следующие компоненты цифрового образования: «цифровая образовательная среда, цифровые процессы организации учебного процесса, цифровые процессы проверки знаний, цифровые технологии организации обучения, цифровой контент, цифровые технологии взаимодействия, цифровые ресурсы» [2, с . 30].

С одной стороны, отмечается, что к определяющим особенностям современного обучающегося образовательной организации высшего образования относятся: «приоритет виртуальных ком-

муникаций, включённость в сетевые сообщества, освоение новых информационно-коммуникационных технологий, соотносимых с цифровым технологическим развитием» [10, с. 102-103]. С другой стороны, подчёркивается, что в условиях цифровой многозадачности «студент испытывает паралич воли перед грандиозностью и объёмом поставленных перед ним задач, поэтому фиксируется на первом пришедшем в голову решении» [5, с. 85].

В нашей статье мы попытаемся осмыслить возможности цифровизации процессов, связанных с таким важным направлением деятельности образовательных организаций высшего образования, как оказание содействия занятости студентов и выпускников

Интерес к проблеме занятости студентов и выпускников высших учебных заведений связан в первую очередь с желанием преодолеть проблему социального неблагополучия молодёжи, вызванную невозможностью в полной мере реализовать свой профессиональный потенциал согласно полученному образованию сразу после завершения обучения в образовательной организации высшего образования . Такая социальная неустроенность молодёжи может стать причиной развития деструктивных процессов в молодёжной среде, сопровождающихся проявлением различных форм девиант-ного поведения

Трудности с трудоустройством по специальности студенты и выпускники высших учебных заведений могут испытывать по следующим причинам: неумение осуществлять поиск работы; несоответствие сформированных в вузе профессиональных компетенций реальной профессиональной практике; несоответствие качества или уровня полученного образования профессиональным обязанностям, определённым работодателем; завышенные зарплатные и карьерные ожидания студентов и выпускников и др . [6].

Наиболее остро студентами и выпускниками переживается отказ работодателя в трудоустройстве, связанный с отсутствием опыта работы у соискателя в профессиональной сфере или отрасли Редкие работодатели готовы взять соискателя из числа студентов или выпускников высших учебных заведений на работу без предъявления требований к опыту профессиональной деятельности, даже если требования к стажу профессиональной деятельности отсутствуют в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих

В этой связи вопросы, связанные с содействием занятости студентов и выпускников, их адаптацией к рынку труда и будущей профессиональной деятельности, становятся чрезвычайно значимыми В образовательных организациях высшего образования вопросы содействия занятости студентов и выпускников в большинстве случаев входят в компетенцию специализированных структурных подразделений, имеющих организационную форму центра, отдела или управления

И. Н. Гарькин в своих работах определил основные направления деятельности данных структурных подразделений [4]. Условно их можно объединить в несколько блоков:

- развитие партнёрства в области трудоустройства. Данный блок связан с построением и развитием партнёрских отношений между образовательной организацией и работодателями, центрами занятости населения, кадровыми агентствами, общественными объединениями, заказчиками целевого обучения и другими организациями, непосредственно участвующими в трудоустройстве студентов и выпускников или выступающими в качестве экспертов по оценке и повышению качества образовательного процесса Сюда также можно отнести работу по развитию вузовской ассоциации выпускников

- сопровождение элементов образовательного процесса. Этот блок включает в себя направления, связанные с сопровождением целевой подготовки студентов, организацией учебных, научно-исследовательских и производственных практик .

- консультативная помощь студентам и выпускникам . Блок связан с оказанием индивидуальной помощи студентам и выпускникам, обратившимся за помощью в трудоустройстве, которая не ограничивается поиском подходящих соискателю вакансий, но и может включать в себя профориентационные и обучающие мероприятия, такие как тестирования, тренинги и т д

- блок организации массовых про-фориентационных мероприятий включает в себя организацию и проведение массовых мероприятий, направленных на знакомство обучающихся с профессиональным сообществом и повышение престижа трудоустройства в определённой профессиональной области . Для достижения указанных целей нередко проводятся ярмарки вакансий, встречи с работодателями, дни карьеры, выездные экскурсии на предприятия, презентации профессий, конкурсы профессионального мастерства

- блок аналитической работы подразумевает проведение социологических опросов среди студентов, выпускников и работодателей, проведение исследований о потребностях рынка труда региона, подготовка аналитических отчётов о трудоустройстве студентов и выпускников в рамках ведомственных запросов

- информационный блок. В целях повышения информированности студентов и выпускников о возможностях трудоустройства структурными подразделениями проводятся собственные информационные кампании, в рамках которых освещаются актуальные вакансии от работодателей и проводимые мероприятия

Описанные нами выше блоки характеризуют основные рабочие процессы, протекающие в структурных подразделе-

ниях, отвечающих за содействие занятости студентов и выпускников

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель исследования - определить спектр используемых образовательными организациями высшего образования цифровых ресурсов и сервисов, направленных на оказание содействия занятости студентов и выпускников

Материалы и методы исследования. В рамках эмпирического исследования был проведён анализ цифровых сервисов и ресурсов, используемых сотрудниками образовательных организаций высшего образования для оказания содействия занятости обучающихся и выпускников Были использованы такие исследовательские методы, как системный анализ, контент-анализ, методы математической статистики

Выборку исследования составили 167 региональных образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации В выборку не вошли образовательные организации высшего образования, расположенные в г Москве и г. Санкт-Петербурге .

Ход исследования и результаты работы. В настоящий момент в 95,8% региональных высших учебных заведений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, действуют отдельные структурные подразделения, занимающиеся вопросами содействия занятости студентов и выпускников . Более 60,5% из них имеют организационную форму центра, а 26,9% существуют в виде отделов

Одним из инструментов для работы сотрудников образовательной организации с обучающимися и работодателями является официальный сайт образовательной организации. На сайтах создаются специальные разделы, которые посвящены трудоустройству студентов и выпускников или деятельности соответствующих структурных подразделений

Мы проанализировали указанные ганизаций и составили рейтинг наиболее разделы на сайтах образовательных ор- часто размещаемой информации (рис. 1).

Контактные данные Вакансии Ссылки на внешние ресурсы Информация для работодателей Нормативные документы Новости Аналитические данные Предложения по практикам Ассоциация выпускников Предложения по стажировкам

148

121

107

101

94

87

0 20 40 60 80 100 120 140 160

Рис. 1 / Fig. 1. Рейтинг информации,размещаемойна страницахофициальныхсайтов вузов / Ratingof informationposted on the pages ofthe officialwebsites ofuniversities

На основании полученных данных мы можем сделать вывод, что разделы на сайтах, посвящённые трудоустройству, в первую очередь ориентированы на студентов и выпускников. Они содержат контактную информацию для связи с сотрудниками вуза, актуальные вакансии от работодателей-партнёров образовательной организации, ссылки на внешние ресурсы (преимущественно на платформы онлайн-рекрутинга или цифровые образовательные среды), информацию о проводимых мероприятиях Нередков разделахразмещается информация о практиках, о действующей в образовательной организации ассоциации выпускников и предложения по стажировкам

Поскольку сотрудникам приходится не только сопровождать профессиональное становление обучающихся, но иразвиватьвзаимоотношения с работодателями, на официальных сайтах размещается информация для партнёров из числа предприятий и организаций . Более чемна60,4%сайтов образовательныхор-ганизаций размещена информация о том, какимобразомработодатели могутпред-ложитьвакансии,оставитьзаявку напо-

иск подходящих кадров, принять участие в ярмарках вакансий, организованных вузом .

Обновлять информацию на официальном сайте образовательной организации достаточно трудоёмко. В то же время размещать контент в социальных сетях значительно проще. В этой связи сотрудниками структурных подразделе-нийвузов,занимающихсявопросами со-действиязанятости студентов ивыпуск-ников,нередко заводятся иразвиваются собственные тематические сообщества в социальныхсетях.

Мы провели анализ сообществ в со-циальныхсетяхипришликвыводу,что для информирования выпускников о проводимых мероприятиях, возможностях трудоустройства, прохождения стажировок и практик используются такие социальные сети,как«ВКонтакте», «Ins-tagram», «Telegram», «Facebook»,«Twitter» (рис. 2). При этом самой используемой социальной сетью среди сотрудников, занимающихся вопросами содействия занятостиобучающихся и выпускников, является «ВКонтакте». Сообщества, которые размещены «ВКонтакте», посвя-щённые теме трудоустройства, ведутся

ISSN2072-8395 T ВеСТНИ К МУСКОВСЮОГО ГО СеДарС5ВеНН0Г0 0блаСТН0Г0уНИВееСУТ2Та.Сер ИЯ:Пе5аГО2ИКа й 2021 /№0

Рис. 2 / Fig. 2. Социальные сети, используемые для информирования обучающихся о возможно-стяхтрудоустройства / Social networksusedtoinform studentsaboutemploymentopportunities

68,2% региональных образовательных рганизаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации

В последнее время неуклонно возрастает интерескрлзличным циф^с^^^м (сре-раллиоттрые екеостаяллю т ^(^И^лИрист^цм;^ цифровых технологий и ресурсов, обеспечивающих пользователю возможность Селиелия моставленньк перед нимзадас К,ъЛИС^пецимиз мроканныиотфрлвые среды фактически объединяют необходимые для выполнения определённого круга задач элекеронные сервисы и мееурсы.

Тее, вЫСШг. рачалосьаеривноеирз-витие цифровой карьерной среды «Фа-культетус» «Факультетус» является циф-рквоисиеоой,ыэторая оРъсрцняельмлош ющ^зс выетратвать взаимодействие между сотрудниками вузов, занимающимися вопросами со-действи я оанриосои, о бцгающи ми ли, мщсщими место раРатло ееркоики, стае жировки, и работодателями, нуждающимися в квалифицированных кадрах

вызов стрвиспоевоцяет квтиматкциролмть ряр проиыссов,леыри-мер, публикацию актуальных вакансий в социальных сетях, форми ование пер-

обучающимскозивьслмести отиипорс -ковых запросов В период пандемии сер-

вис позволил образовательным организациям проводить традиционные ярмарки вакансий в формате онлайн . Кроме того, платформа позволяет сотрудникам получать аналитическую информацию о тру-момстроксавевошсикоикос.

Ррбoакдaеелрмceлтир п оэ^13ляес1^я пользовать возможности онлайн-рекру-тинга для поиска кадров среди выпуск-выоших цеблыр еавереяис.л малоо Яыст-с aлтyелизмoo-вать вакансии.

Обучающиеся и выпускники могут ос^ИЩым^'^ята ел^коес т -

ецк, стажерывок и ¡^^ы^ах олиойплас-формы, объединяющей информацию с нескольких крупных платформ онлайн-рекротинра, а т ^ь^к^еикрнг^^эть ур—тлев к^рьертых мерокияятиях ои^^^^.

Успешность данной цифровой среды определяется её высокой востребованно-стьюсрецы лбpaаoвецeиы^ыьoегaеизaцьй. По нмняым прсшедемноое намы анарыза цифровая среда «Факультетус» используется сотрудниками 149 образовательных оесанырацыН ез 16еи0paиoвстeoьнытoе-гснисацыИ,сост aоияьишыоыбo]м<y.

Важно отметить, что образовательными организациями высшего образования аoзиaвглиcаириыpoцжaюрcеopевaсьcя слцлогаелоте мифpoлысcцepаыы позылля-ющие автоматизировать деятельность

сотрудников вуза в сфере содействия занятости обучающихся Создание таких цифровых сред для внутреннего вузовского пользования ничуть не противоречит тенденциям всеобщей интеграции цифровых сервисов в экосистемы. Вузовские цифровые среды, как правило, имеют достаточно механизмов для интеграции с другими информационными ресурсами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях цифровизации системы высшего образования система содействия занятости обучающихся и выпускников вузов также неуклонно меняется и подвергается цифровой трансформации Результатом такой трансформации стали: активное использование для работы с обучающимися, выпускниками и ра-

ботодателями сайтов, социальных сетей, цифровых сред; автоматизация части таких рабочих процессов, как размещение вакансий на цифровых информационных ресурсах; появление новых форматов проведения массовых карьерных мероприятий, например ярмарок вакансий и дней карьеры онлайн

Использование цифровых технологий позволяет оптимизировать часть работы сотрудников структурных подразделений образовательных организаций высшего образования, занимающихся вопросами занятости обучающихся и выпускников, и даёт им возможность уделить достаточно времени задачам, требующим личного заинтересованного участия сотрудника

Статья поступила в редакцию 01.10.2021.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахаян А . А . Сетевая личность как новый субъект образования и новые образовательные пространства // Сетевое образовательное взаимодействие в подготовке педагога информационного общества : сборник трудов Международной научно-практической конференции / Владивосток, 25-26 ноября 2019 г. / под ред . А . Н . Сазоновой . Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2019 . С. 8-15 .

2 . Вайндорф-Сысоева М . Е. , Субочева М. Л . «Цифровое образование» как системообразующая

категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018 . № 3 . С. 25-36.

3 . Выявление технологий информатизации образования с учётом требований национальной про-

граммы «Цифровая экономика Российской Федерации» / В . В . Гриншкун, О . Ю . Заславская, А. И . Азевич, С. А. Баженова, А. В. Гришкун, А. А . Заславский, Д . Т. Рудакова. М. : МГПУ 2021. 128 с. 4. Гарькин И . Н . Управление вузом: подразделение по трудоустройству выпускников и студентов // Вестник Костромского государственного университета . Серия: Педагогика. Психология . Со-циокинетика. 2018 . № 2 . С. 100-103.

5 . Игнатова Н . Ю . Образование в цифровую эпоху: монография . Нижний Тагил: НТИ (филиал)

УрФУ, 2017. 128 с.

6 . Исаченко Ю . С. , Прядехо А. А. , Тонких А. П . Современные аспекты организации трудоустрой-

ства выпускников вуза // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 4 (40). С. 14-21. 7. Панов В. И . , Патраков Э. В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия: монография М : Психологический институт РАО; Курск: Университетская книга, 2020 199 с

8 . Прохорова М. П . , Шкунова А . А . , Булганина А . Е . Направления трансформации высшего об-

разования в русле цифровизации // Азимут научных исследований: педагогика и психология 2020. № 2 (31). С. 299-302.

9 Саввинов В М , Иванов П П , Стрекаловский В Н Методы и принципы оценки цифровой зрелости образовательных организаций // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия . 2021. № 2 (22). С 28-40

10 Управление системой воспитательной работы в образовательной организации высшего образования: учебно-методическое пособие для организаторов воспитательной деятельности и профессорско-преподавательского состава системы высшего образования России / Е А Певцова, В. Е. Цибульникова, М. В. Николаев, А. С. Зинченко. М. : ИИУ МГОУ 2021. 208 с.

REFERENCES

1. Ahayan A . A . [Network personality as a new subject of education and new educational spaces]. In Sazonova A . N . , ed. Setevoe obrazovatel'noe vzaimodejstvie v podgotovke pedagoga informacion-nogo obshchestva : sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Vladivostok, 25-26 noyabrya 2019 g. [Networked educational interaction in the training of an information society teacher: a collection of proceedings of the International Scientific and Practical Conference / Vladivostok, November 25-26, 2019]. Vladivostok, Far Eastern Federal University Publ. , 2019, pp. 8-15 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 . Vajndorf-Sysoeva M. E . , Subocheva M . L. ["Digital education" as a system-forming category: ap-

proaches to definition]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of Moscow Region State University Series: Pedagogy], 2018, no. 3, pp. 25-36.

3 . Grinshkun V. V. , Zaslavskaya O . Yu. , Azevich A . I . , Bazhenova S . A . , Grishkun A. V , Zaslavskij A . A . ,

Rudakova D. T. Vyyavlenie tekhnologij informatizacii obrazovaniya s uchyotom trebovanij nacional'noj programmy «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» [Revealing the technology of education informatization taking into consideration the requirements of the national program "Digital economy of the Russian Federation"]. Moscow, Moscow State Pedagogical University Publ. , 2021. 128 p. 4. Gar'kin I . N . [University management: division for employment of graduates and students]. In: Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika [Bulletin of Kostroma State University Series: Pedagogy. Psychology. Socio-kinetics], 2018, no. 2, pp. 100-103.

5 . Ignatova N . Yu. Obrazovanie v cifrovuyu epohu: monografiya [Education in the digital era: mono-

graph]. Ural, Ural Federal University Publ. , 2017. 128 p.

6 . Isachenko Yu. S . , Pryadekho A . A . , Tonkih A . P. [Modern aspects of the organization of employment

of university graduates]. In: Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika [Education management: theory and practice], 2020, no . 4 (40), pp. 14-21.

7 . Panov V. I . , Patrakov E . V. Cifrovizaciya informacionnoj sredy: riski, predstavleniya, vzaimodejstviya:

monografiya [Digitalization of the information environment: risks, representations, interactions: monograph]. Moscow, Psychological University RAO Publ . , 2020. 199 p.

8 . Prohorova M. P. , Shkunova A . A . , Bulganina A . E. Napravleniya transformacii vysshego obrazovaniya

v rusle cifrovizacii [Directions of transformation of higher education in line with digitalization]. In: Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology], 2020, no. 2 (31), pp. 299-302.

9 . Savvinov V. M. , Ivanov P. P. , Strekalovskij V. N . [Methods and principles for assessing the digi-

tal maturity of educational organizations]. In: Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M. K. Ammosova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Filosofiya [Bulletin of the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. Series: Pedagogy. Psychology. Philosophy], 2021, no. 2 (22), pp 28-40

10 . Pevcova E. A. , Tsibulnikova V. E. , Nikolaev M . V. , Zinchenko A . S . Upravlenie sistemoj vospitatel'noj

raboty v obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie dlya or-ganizatorov vospitatel'noj deyatel'nosti i professorsko-prepodavatel'skogo sostava sistemy vysshego obrazovaniya Rossii [Management of the system of educational work in the educational organization of higher education: a teaching aid for organizers of educational activities and the teaching staff of the system of higher education in Russia]. Moscow, Moscow Region State University Publ. , 2021. 208 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Богатикова Анна Николаевна - аналитик группы мониторинга центра социально-политических исследований и информационных технологий Российского государственного гуманитарного университета;

e-mail: anuta. bogatikova@yandex. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Anna N. Bogatikova - Analyst of the Monitoring Group of the Center for Socio-Political Research and Information Technologies, Russian State University for the Humanities, Moscow; e-mail: anuta. bogatikova@yandex. ru

viv

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Богатикова А Н Использование цифровых технологий в организации работы вузов по содействию занятости студентов-выпускников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 4. С. 33-41. ООТ: 10.18384/2310-7219-2021-4-33-41

FOR CITATION

Bogatikova A . N . Digital technologies in university work on promoting students' and graduates' employment. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2021, no . 4, pp . 33-41. DOI: 10.18384/2310-7219-2021-4-33-41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.