УДК 35.072
Барбашова Юлия Владимировна, магистрант, ФГОУ ВО «КГУ», Курск, Российская Федерация
e-mail: ybarbashova@yandex.ru
Научный руководитель: Пясецкая Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления; ФГОУ ВО «КГУ», Курск, Российская Федерация
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОД КУРСК»
Аннотация: в статье рассматриваются основные инструменты повышения цифровизации, а также ключевые проблемы и способы их решения, с целью повышения эффективности цифровой трансформации муниципального образования «Город Курск» и активизации его участия с Правительством Курской обалсти в вопросах общерегиональных задач. Определены основные вопросы цифровизации муниципального образования «Город Курск» в современных реалиях.
Ключевые слова: муниципальное управление, цифровизация, региональное взаимодействие, инструменты цифровизации, современная политика, цифровая трансформация в муниципальном управлении.
Yulia Vladimirovna Barbashova, Master Student, FSEI HE "KSU," Kursk, Russian Federation
e-mail: ybarbashova@yandex.ru
Supervisor: Elena Pyasetskaya, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration; FSEI HE "KSU," Kursk, Russian Federation
ISSN: 2414-0309 1
«DIGITALIZATION AS A TOOL FOR SUSTAINABLE INTERACTION ON THE EXAMPLE OF THE MUNICIPAL FORMATION «CITY OF KURSK»
Abstract: the article discusses the main tools for increasing digitalization, as well as key problems and ways to solve them, in order to increase the effectiveness of the digital transformation of the Kursk City municipality and to activate its participation with the Government of the Kursk Region in issues of region-wide tasks. The main issues of digitalization of the municipal formation «Kursk City» in modern realities are determined.
Keywords: municipal management, digitalization, regional interaction, digitalization tools, modern politics, digital transformation in municipal management.
В настоящее время все больше наблюдается внедрение различных тенденций перехода на новый уклад жизни общества, основанных на цифровизации: экономики, системы государственного управления, социальной сферы, жизнедеятельности населения территорий и т.д., что делает данную тему актуальной. Сама цифровая трансформация подразумевается, как преобразование формы протекания процессов в различных сферах жизни посредством инструментов цифровизации. Рассмотрим на рисунке 1 ключевые цифровые инструменты в системе муниципального образования.
1. Цифровая экосистема
2. Цифровизация деятельности муниципальных управленческих структур
3. Модернизация инфраструктуры
Рисунок 1 - Основные инструменты цифровизации в системе местного
самоуправления [1]
Рассмотрим 1 инструмент - цифровая экосистема, которая представляет собой создание на уровне местного самоуправления собственной
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (48), 2023 интеграционной платформы, в которой происходит оптимизация процессов и внедрение комплекса цифровых решений с использованием различных уже реализованных ИТ-площадок. Данные площадки достаточно хорошо проявили себя на практике: обеспечивают эффективное управление муниципалитетом, комфорт и удобство для жителей. Эти площадки реализуются по направлениям: «Умный город», «Инфраструктура», «Чистая вода», «Электронное правительство», «Мой офис» и др.
2 инструмент - цифровизация деятельности муниципальных управленческих структур представляет собой набор сервисов, основанных на переводе в цифровой вид направлений, обеспечивающих развитие особенностей территории. На данный момент в городе Курске реализуется площадка «БАРС-46», в которой представлены решения для государственных и муниципальных органов власти, в том числе: «ЖКХ», «Здравоохранение», «Образование», «Обращения граждан», «Сельское хозяйство» и др.
3 инструмент - модернизация инфраструктуры представляет собой комплекс цифровых решений, направленных в управление, развитие и усовершенствование коммунальной сферы на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) [2]. Здесь подразумевается разработка мер по систематизации в управление жилищно-коммунальным комплексом, например, таких систем как «Мониторинг коммунальной техники», «Интеллектуальный учет строительства, ремонта и содержания объектов городского хозяйства» и др.
Данные инструменты позволяют кардинально улучшить процессы местного самоуправления, а также позволяют применить их к различным функциям, реализуемых на местном уровне.
В соответствии с паспортом регионального проекта Цифровизации городского хозяйства «Умный город» Курской области, утверждённого Постановлением от 28.12.2021г. №1490-па «Об утверждении программы цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Курской области» на период с 2022 по 2024 год ISSN: 2414-0309 3
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (48), 2023 исполнительным органом государственной власти, ответственным за реализацию данного проекта является Министерство цифрового развития и связи Курской области [6].
Согласно паспорту, 23.03.2022 утверждена «Дорожная карта» [5] по реализации пилотного проекта по цифровизации городского хозяйства муниципального образования «Город Курск», однако, на сайтах Правительства Курской области и Администрации города Курска паспорт реализации «Умного город» в систему городского управления отсутствует. Несмотря на данный факт, разработаем свою модель видения «Умный Курск».
На данный момент в городе Курске можно определить следующие проблемы:
1. Недостаточное внедрение цифровизации в различные сферы гражданского общества;
Данная проблема заключается в отсутствии методического и информационного обеспечения, единства нормативно-закрепленных целей, задач и мероприятий по их достижению, а также в реализации программ цифровой трансформации МО «Город Курск», недостаточность финансирования муниципальных программ цифровизации.
Правительство Курской области (далее - Правительство) достаточно улучшило показатели цифровизации, воспользовавшись различными ИТ-площадками, нежели чем Администрация города Курска. Например, в Правительстве с 2021 года реализуется площадка «Умный Курчатов», основной задачей которой является повышение качества управления городскими ресурсами, ориентация на человека, создание комфортной и безопасной среды, а также технологичность городской инфраструктуры [5].
В поселке Северный города Курска систематизированы процессы, связанные с обслуживанием многоквартирных домов. В городе Курске успешно реализовывается проект «Безопасный город». Объединены все дежурно-диспетчерские службы города в единую систему вызова экстренных служб по номеру «112», а на период сложной эпидемиологической ситуации и введения ISSN: 2414-0309 4
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (48), 2023 СВО был организован дополнительный номер «122» по вызову врача на дом при содействии с МФЦ. Проект «Видеонаблюдение» также отвечает за безопасность горожан: камеры наблюдают за ситуацией на приподъездных территориях многоквартирных домов и следят за состоянием дорожного движения в городе и т.д.
2. Низкий уровень цифровых компетенций;
Данная проблема является особенно актуальной и является одним из факторов, которые сдерживают развитие цифровой экономики в городе Курске. Решение данной проблемы требует не только наличия таких квалифицированных кадров, но и их привлечения и удержания. На данный момент в городе Курске возросла интенсивность развития информационных процессов и продолжает увеличиваться с геометрической прогрессией, сфера применения ИКТ также расширяется, что становится причиной трансформации и оптимизации управленческой деятельности на всех ее началах.
3. Цифровая неграмотность.
Развитие навыков использования ИКТ является также одним из факторов, которые могут сдерживать развитие цифровизации и вытекает из предыдущей проблемы.
Граждане из малообеспеченных семей и граждане преклонного возраста, как правило, имеют меньший доступ к цифровым технологиям, что приводит в целом к цифровой неграмотности и отсутствию навыков использования цифровых технологий в данной сфере. Данная проблема выявляет отрицательную корреляцию между использованием цифровых технологий и социальной изоляцией [3]. Такой цифровой разрыв обуславливает неравенство в отношении низкой грамотности в области цифровых технологий, низкого уровня физического доступа к технологиям и недостаточной осведомленности.
В рамках проведения в городе Курске единой политики цифровой трансформации, необходима координация работы отраслевых и территориальных органов Администрации города Курска при внедрении цифровых технологий и реализации проектов в сфере цифрового развития. На ISSN: 2414-0309 5
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (48), 2023 рисунке 2 рассмотрим предложенные основные направления цифровой трансформации в МО «Город Курск».
Рисунок 2 - Основные направления деятельности по повышению уровня цифровой зрелости в городе Курске [5]
Таким образом, исходя из направлений, представленных выше, можно сказать, что формирование эффективной системы управления в городе Курске строиться на основе комплекса технических, технологических средств. Единственной проблемой до сих пор остается разработка программно-методологических решений, на основе которой они будут реализовываться планомерно, в логической последовательности, которая формулируется и анализируется с учетом исходного состояния цифровой зрелости города Курска.
Анализ представленных направлений позволяет сформировать модель инфраструктуры «Умного города» на примере города Курска, которая представлена в таблице 1.
ISSN: 2414-0309 6
Таблица 1 - Практическая реализация цифровой трансформации через
площадку «Умного города» на примере города Курска
№ п/п Основные направления инфраструктуры города Курска Решения
1. Экономическое Цифровое лицензирование местного бизнеса;
развитие Онлайн-программы переподготовки кадров; Цифровое землеиспользование и разрешение на строительство
2. Сообщества Вовлечение местных граждан в решение общих проблем; Цифровые административные услуги для граждан города Курска
3. Мобильность Профилактическое обслуживание транспортной системы; Микротранзит; Смарт-паркинг; Каршеринг
4. Энергетика Автоматизация зданий; Домашняя энергетика; Отслеживание энергопотребление дома онлайн; Умные огни
5. Вода Отслеживание потребления и качества воды; Обнаружение утечки; Умная ирригация
6. Отходы Цифровое отслеживание за утилизацию отходов; Оптимизация маршрутов
7. Здравоохранение Телемедицина; Интегрированные системы потоком пациентов
8. Безопасность Предиктивная безопасность; Умное наблюдение; Безопасный дом; Инспектирование зданий на основе данных
*Источник: составлено автором на основе источников [4] и [5].
Данная модель интегрирована с учетом предложений Администрации города Курска - паспорта региональной программы, а также реализованных инициатив в городе Курчатов.
Если рассмотреть представленные решения, то можно отметить, что большая часть исполняется на региональном уровне, при этом, региональная власть не ограничена только предоставлением таких решений на уровне области, но и представляет возможность местной власти участвовать в данных решениях. Так, если на сайт Правительства, в официальном паблике публичных
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (48), 2023 органов власти приходит обращение, компетенция которой принадлежит Администрации города, то оно сразу же передается автоматически к ним с пометкой контроля на региональном уровне.
Единственно, что необходимо первоначально сделать это или внести изменения в паспорт регионального проекта Цифровизации городского хозяйства «Умный город» Курской области, утверждённого Постановлением от 28.12.2021г. №1490-па по модернизации городского хозяйства, или же органам местного самоуправления необходимо разработать свою программу по цифровизации и обязательно включить туда обратную связь с Правительством.
Таким образом, путь решения поставленных проблем видится в тесном взаимодействии региональной и муниципальной власти между собой. Город Курск, являясь столицей Курской области, может реализовать все возможные цифровые трансформации через обратную связь, в этом будет заключаться и разработка общих площадок по цифровой трансформации, и предоставление финансирования не только из местного бюджета, но и с регионального. Поэтому первоочередным этапом перед органами местного самоуправления стоит разработка муниципальной программы по цифровизации, целью которого будет являться улучшение социального климата путем внедрения технологий «Умного города», повышение мобильности всех групп населения, налаживание конструктивного взаимодействия между населением и органами власти посредством информационных технологий, модернизация инфраструктуры посредством внедрения прогрессивных технологий энергосбережения, сбора и утилизации отходов, оптимизации движения общественного транспорта и др. Город Курск при помощи обратной связи вполне способен мобилизовать собственные ресурсы для повышения уровня комфортности, добиться перехода всей экономики «на цифру», и главное - избыточное трудоспособное население вследствие целенаправленной подготовки может превратиться в «креативную» группу носителей новых технологий. Безусловно, внедрение инновационных технологий представляется в какой-то мере рискованным способом развития,
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (48), 2023 но с учетом общемировых тенденций полученные результаты должны оправдать все ожидания.
Список источников:
1. Акаткин Ю.М. Цифровая трансформация государственного управления. Датацентричность и семантическая интероперабельность: монография [Текст]/ Ю.М. Акаткин, Е.Д. Ясиновская. - М.: URSS, 2019. - 724с.
2. Веселова А.О., Хацкелевич А.Н., Ежова Л.С. Перспективы создания «Умных городов» в России: систематизация проблем и направлений их решения // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2019. Том. 13. № 1. С. 75-89.
3. Кулик А.М., Коряков Д.П. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Тюмень, 2020. - С. 189-192.
4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р
5. Официальный сайт Администрации муниципального образования «Город Курск». - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kurskadmin.ru (дата обращения 17.01.2023)
6. Официальный сайт Правительства Курской области - [Электронный ресурс]. - URL: https://kursk.ru/ (дата обращения 10.01.2023)