ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (46), 2022
УДК 353
Мирсанова Анна Владимировна, магистрант Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курск.
e-mail: dizain_anna@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УМНЫХ ГОРОДОВ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация: в рамках исследования рассмотрены особенности развития умных городов на территории региона. Среди моделей развития умных городов обоснован выбор модели «сверху вниз», преимуществом которой является стратегическое планирование развития умного города. Выделены проекты развития городской среды Курска и Курчатова, способствующие повышению эффективности реализации проектов по цифровизации различных областей городского пространства.
Ключевые слова: умный город, городская среда, цифровая экономика, цифровые технологии, территориальное развитие, города Курской области.
Mirsanova Anna Vladimirovna, Undergraduate of the Institute of Economics and Management of Kursk State University, Kursk
e-mail: dizain_anna@mail.ru
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF INSTITUTIONAL SUPPORT FOR SMART CITIES IN THE KURSK REGION
Abstract: within the framework of the study, the study considered features of the development of smart cities in the region. Among the models of development of smart cities, the choice of a "top-down" model is justified, the advantage of which is the strategic planning of the development of a smart city. The projects for the development
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (46), 2022 of the urban environment of Kursk and Kurchatov, contributing to improving the efficiency of implementing projects for the digitalization of various areas of urban space, have been allocated.
Keywords: smart city, urban environment, digital economy, digital technologies, territorial.
В последнее десятилетие актуализируются вопросы сбалансированного формирования современных городов, которые ощущают трудности социально-экономического и экологического характера. Следовательно, нужно искать новые пути развития городов. Одной из многообещающих концепций подобного развития представляется национальная программа «Цифровая экономика РФ» по направлению «Умный город».
Начиная с послания Федеральному Собранию президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 01. 2018 года растет тенденция реализации и введения новоиспеченных научно-технических изменений. Усиленное формирование процессов урбанизации поставило под вопрос надежность социально-экономических систем больших городов. Города призывают к решению проблем, что доказывает формирование новых форм управления муниципальной средой, проектирования институциональной среды с учетом разнообразных внутренних и внешних вызовов. Города являются сложной динамической системой с множеством функций, которая должна гарантировать благополучие людей. Одним из действенных подходов к развитию городской среды является концепция умного города, ее базовым составляющим представлены цифровые технологии. «Умный город» - это набор инициатив или проектов, которые качественно применяют цифровые технологии для повышения качества жизни людей за счет предоставления высококачественных муниципальных услуг в рамках коллективного процесса формирования городской среды с участием всех причастных сторон [1].
Отслеживается тенденция к росту количества городов, которые применяют цифровые технологии для создания более действенной и комфортной городской
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (46), 2022 среды, убыстрения экономического роста, территории, содействия вовлечению народа, в процессы принятия решений. Инновации, созданные на, цифровых технологиях, могут организовывать сильные препятствия для общественного роста, без формирования совместной концепции развития.
Несмотря на большое количество исследований, затрагивающих всевозможные аспекты развития умных городов, вопросам институционального обеспечения развития умных городов уделяется не много внимания.
Целью исследования является определение основных принципов институционального обеспечения умных городов на территории Курска и Курчатова в условиях формирования цифрового пространства.
Достоинство системы институционального обеспечения управления цифровизации городской среды охватывается тем, что формальные и неформальные институты, а также механизмы их исполнения, представлены основным фактором для развития городов, поскольку в рамках воздействия институтов приоритеты формирования умных городов соединяются с экономическими интересами, социальными последствиями и техническими компетенциями на национальном, региональном и муниципальном уровнях.
В классическом соображении институты представляют собой формальные нормы и неформальные практики поведения, а также конкретные инструменты, поддерживающие их функционирование. Институционализация представляется первенствующим направлением исследований в сегодняшней экономической и политологической науке [2,3]. Институциональная система представляет собой комплекс определенным образом созданных социальных институтов, находящихся в отношениях взаимообусловленности, взаимозаменяемости, взаимоограничения и проявляющих себя как интегральное явление [4].
Рост процессов цифровизации городской среды и значительный интерес к внедрению модели умного города связаны с общими тенденциями формирования цифрового общества. Новые институты цифрового пространства создают новые правила игры и формы поведения экономических агентов в
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (46), 2022 цифровом пространстве. Среди основных особенностей развития цифровой экономики лидирующих стран можно отметить:
1. Наличие плана действий, позволяющего определить роль государства в контексте институционального регулирования цифровой экономики в качестве основного игрока, определяющего базовые правила игры;
2. Создание абсолютно новых форм социально-экономических взаимодействий между государством и обществом на основе цифровизации;
3. Создание баз знаний, а также обучающих медиа пространств в цифровом формате, позволяющих наращивать интеллектуальный капитал и навыки обращения пользователей с цифровыми технологиями нового времени;
4. Создание гибкой нормативной базы, способствующей реализации проектов в области цифровой экономики;
5. Совмещение процессов формирования цифровой экономики с процессами в основных направлениях экономики и социальной сферы [5].
Другим достаточно важным фактором результативного развития умных городов представляется институциональное обеспечение данного процесса. В последние годы возникают проблемы с выработкой адекватных норм и правил по реализации проектов развития городов.
Назрело внедрение новых подходов к развитию городской среды на основе государственно-частного партнерства, формирования институтов вовлечения граждан в процессы принятия решений. В данных обстоятельствах необходимо развивать новые институты взаимодействия публичной власти и населения. В условиях развития цифровых и коммуникационных технологий принципы взаимодействия муниципальных органов управления и граждан резко изменились. Возможность оперировать в режиме реального времени огромными потоками данных способствует развитию инновационных процессов в муниципалитетах, повышает их результативность и прозрачность функционирования.
В рамках программы «Цифровая экономика» на всех уровнях прописаны
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (46), 2022 основные направления работы органов власти по вопросам внедрения цифровых технологий, а также дорожные карты и ответственные за достижение ключевых целей структуры и ведомства. К работе также привлекаются крупные отечественные корпорации (Росатом, Ростелеком, РОСТЕХ), научные институты и другие организации. На региональном и муниципальном уровне реализуются стратегии развития умных городов с учетом местной специфики, на основе привлечения местного бизнеса и вовлечения граждан в процессы цифровизации [6].
Как известно, проект «Умный город» состоит из шести ключевых блоков, включающих в себя конкретные задачи по внедрению: «умного» ЖКХ, формированию доступной, комфортной и безопасной для здоровья граждан среды, созданию инновационной городской инфраструктуры, цифровизации строительства, территориального планирования и развитие городских транспортных систем.
В современных условиях можно выделить два преобладающих подхода к развитию умного города на территории Курской области. Модель «сверху вниз», требующая планирования, проектирования и разработки стратегии развития умных городов, на основе разработанных стратегий развития реализуются городские проекты, такие как умная экономика, умная мобильность, умная окружающая среда. Один из основных факторов развития современной городской среды Курска и Курчатова заключается в первоначальной разработке адекватной стратегии цифровизации в рамках реализации модели «сверху вниз».
В Курской области проведены мероприятия по программе «Умный город»:
- в 2021 году Советом по стратегическому развитию и проектам (программам) утвержден паспорт регионального проекта «Умный город», затем в рамках выполнения Плана мероприятий реализации регионального проекта Главой города Курска была утверждена «Дорожная карта» реализации пилотного проекта по цифровизации городского хозяйства МО «Город Курск»;
- между Министерством строительства и жилищно-коммунального
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (46), 2022 хозяйства Российской Федерации, Администрацией Курской области и Администрацией города Курска заключено Соглашение о реализации пилотного проекта по цифровизации городского хозяйства на территории муниципального образования в рамках ведомственного проекта Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по цифровизации городского хозяйства «Умный город» № 16-49/С от 30.11.2021;
- за 2021 год было проведено 3 заседания рабочей группы по цифровой трансформации Администрации города Курска. Все члены рабочей группы прошли обучение цифровым компетенциям по нескольким учебным программам и осуществляли координацию работы в направлении цифровой трансформации в своем структурном подразделении;
- 2021 году завершились такие городские проекты как «Умный дом», «Безопасный город», «Видеонаблюдение» в Курске;
- в 2021 году в рамках реализации соглашения о сотрудничестве между Госкорпорацией «Росатом» и Администрацией Курской области и при финансовой поддержке Концерна «Росэнергоатом» АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР), входящее в Госкорпорацию «Росатом», запустило в промышленную эксплуатацию новые цифровые сервисы платформы «Умный Курчатов», состоящий из 28 модулей, в которые входят блоки городского управления, инноваций для городской среды, «умных» остановок и перекрестков; системы видеонаблюдения за безопасностью, контроля потребления энергоресурсов.
Практика показывает, что для Курской области этого недостаточно, необходимо взаимодействие заинтересованных сторон, вовлечение населения в процессы принятия решений по цифровизации городской среды, что влечет за собой реализацию модели построения умного города «снизу-вверх. В рамках реализации модели формирования умного города «снизу-вверх» одним из перспективных инструментов трансформации социально-экономических отношений на основе инновационных технологий являются цифровые платформы, которые могут быть использованы для облегчения процессов
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (46), 2022 реструктуризации городской среды.
Для населения и бизнес-среды Курской области компания ООО «Русатом» разработала цифровые сервисы. Внедрены передовые цифровые технологии и продукты, платформенные цифровые решения «Умный город», «Умный регион». Компания «Росатом» пришла в регион с конкретными проектами, которые можно реализовать в принципах государственно-частного партнерства.
Проведена интеграция и обеспечена авторизация через единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) с уже существующими системами для жителей и городской администрации. Все цифровые сервисы для жителей доступны как через портал, так и через мобильное приложение (iOS или Android).
Объединение подходов «сверху вниз» и «снизу-вверх» в одну концепцию развития умных городов, т. е. использование инструментов планирования, при условии вовлечения граждан в процессы принятия решений на базе современных цифровых платформ, является наиболее эффективным подходом к процессам развития умных городов.
В целом анализ подходов к формированию институционального обеспечения умных городов дает понимание общих принципов (принцип результативности, принцип управляемости, принцип вовлеченности заинтересованных сторон, принцип сетевой организации), норм и правил в области реализации проектов по цифровизации городскойсреды.
Можно сделать вывод, что институциональное обеспечениеумного города и Курской области требует комплексного подхода и соблюдения ряда принципов, способствующих успешной реализации проектов в области развития умных городов. Анализ условий успеха в разных случаях показывает, что принятие комплексного и целостного государственного подхода к развитию умных городов выделяется в качестве критического фактора. Другие выявленные факторы включают создание специализированных исследовательских и аналитических институтов для поддержки проектов по цифровизации городской среды; наличие компромисса по основным целям развития; создание условий для
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (46), 2022 реализации творческих решений; общий план развития; нормативные акты и стандарты для заинтересованных сторон и построение сотрудничества и отраслевых партнерских отношений с заинтересованными сторонами.
В настоящем исследовании, проведенном с целью развития институционального обеспечения умных городов в условиях формирования цифрового общества, получены следующие теоретические и практические результаты.
Во-первых, показано, что институциональное обеспечение, развитость институциональной системы и эффективность институтов являются важнейшим условием развития цифровой экономики и цифровизации городской среды в рамках модели умного города.
Во-вторых, выявлены основные функции институтов умного города, среди которых информационная, координационная, защитная, мотивационная, ограничительная. Если ряд функций нституционального обеспечения характерен и для традиционной экономики, такая функция, как защита данных, особенно актуализируется в условия цифрового общества.
В-третьих, рассмотрены основные подходы к реализации инициатив в области умных городов Курска и Курчатова, выявлены инструменты реализации моделей «сверху вниз» и «снизу-вверх». Показано, что за счет инструментов стратегического планирования и обеспеченности ресурсами модель «сверху вниз» в большей степени ориентирована на результат, при этом модель «снизу-вверх» за счет вовлечения граждан в процессы принятия решений посредством цифровых платформ в большей степени учитывает интересы населения при формировании умных городов.
Перспективным направлением будущих исследований является определение особенностей и принципов разумного хозяйствования в условиях цифрового общества в Курской области.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (46), 2022
Сноски на источники:
6. Веселова, А.О. Перспективы создания «умных городов» в России: систематизация проблем и направлений их решения / А.О. Веселова, А.Н. Хацкелевич, Л.С. Ежова // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. - 2018. - № 1. - С. 75-89
7. Дигилина О.Б., Тесленко И.Б., Савельев И.И. Формирование институциональной среды цифровой экономики в России // Вестник Академии. - 2018. - № 4. - С. 73-82
8. Ефимов В. Предмет и метод интерпретативной институциональной экономики // Вопросы экономики. -2007. -№ 8. - С. 49-67
9. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. - 1997. - № 3. - С. 6-17
10. Нуртдинов Р.М., Нуртдинов А.Р. Институциональная система как фактор экономического развития // Ученые записки Казанского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2011. Т. 153. Кн. 4. - С. 177-188
11. Официальный сайт Губернатора и Правительства Курской области. -[Электронный ресурс].- https://kursk.ru/ (Дата обращения 2.12.2022)
12. Попов Е.В., Семячков К.А. Принципы формирования институционального обеспечения умных городов // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2020. Том 15. № 2. - С. 198-217
13. Попов Е.В., Семячков К.А. Семь приоритетов развития «умных» городов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2020. Т. 16, № 2. - С. 200-216
14. Попов Е.В., Семячков К.А. Систематизация подходов к оценке развития умных городов // Экономика региона. 2020. Т. 16, вып. 1. - С. 14-27.