УДК 323.321
РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В МУНИЦИПАЛИТЕТЕ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ И КОНЦЕПЦИИ «УМНЫЙ ГОРОД» (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ)
Коды JEL: J24, О15, P11
Ковалев А. А., аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия
E-mail: [email protected]; SPIN-код: отсутствует
Лаптева Ю. И., кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и политического управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия
E-mail: [email protected]; SPIN-код: 6872-3807
Шахворостов Г. И., кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия
E-mail: [email protected]; SPIN-код: 3352-6307
Поступила в редакцию 15.06.2023 Принята к публикации 07.07.2023
Аннотация
Актуальность темы. Развитие гражданского общества в муниципалитете на основе внедрения цифровой платформы поддержки общественных инициатив и концепции «Умный город» как объективная необходимость совершенствования муниципального управления.
Цель. Разработка предложений по развитию гражданского общества в муниципалитете на основе внедрения цифровой платформы поддержки общественных инициатив и концепции «Умный город» (на примере городского округа город Воронеж).
Методология. Метод теоретического анализа, анализа нормативных правовых документов по теме исследования, изучения материалов научных и периодических изданий по теме исследования.
Результаты и выводы. В настоящее время город Воронеж входит в список городов, где реализуются пилотные проекты по программе «Умный город». Проект направлен на внедрение высоких технологий в управление городами в части формирования комфортной среды, ЖКХ, градостроительства, безопасности, управления транспортными и пешеходными потоками. По состоянию на 03.03.2020 г Воронеж находится на 13 месте в рейтинге городов-миллионников по уровню циф-ровизации городского хозяйства (индекс «IQ городов»). В 2018 году Воронеж вошел в список пилотных муниципальных образований, где протестированы и внедрены комплексные технологические решения и точечные разработки. Например, мобильные приложения для управляющих компаний, синхронизированные с Государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Основным результатом ГИС ЖКХ является повышение безопасности в городе Воронеж и качество жизни населения, повышение инвестиционной привлекательности территории и эффективность использования инфраструктуры, снижение бюджетных затрат.
В настоящее время для учета мнения жителей города Воронежа с декабря 2018 года применяется интернет-голосование по обустройству территорий в городе. В целях реализации данного процесса был создан интернет-ресурс «Активный электронный гражданин» (https://e-active.govvrn.ru/). Помимо неоспоримых достоинств у проекта «Активный электронный гражданин» имеются и недостатки.
В заключении разработаны предложения по развитию гражданского общества в контексте совершенствования управления муниципалитетом на основе внедрения и реализации концепции «Умный город» в администрации городского округа город Воронеж.
Область применения. Развитие и эффективное управление муниципалитетом на основе развития гражданского общества в рамках внедрения цифровой платформы поддержки общественных инициатив и концепции «Умный город».
Ключевые слова: гражданское общество, государственное и муниципальное управление, цифровые технологии, бережливое управление, поддержка общественных инициатив.
UDC 323.321
DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY IN THE MUNICIPALITY ON THE BASIS OF THE INTRODUCTION OF A DIGITAL PLATFORM TO SUPPORT PUBLIC INITIATIVES AND THE CONCEPT OF «SMART CITY» (ON THE EXAMPLE OF THE CITY DISTRICT OF VORONEZH)
JEL Codes: J24, О15, P11
Kovalev A. A., graduate student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branch of RANEPA), Voronezh, Russia
E-mail: [email protected]; SPIN-code: -
Lapteva Yu. I., candidate of political sciences, associate professor of the department of political science and political management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branch of RANEPA), Voronezh, Russia
E-mail: [email protected]; SPIN-code: 1460-9409
Shakhvorostov G. I., candidate of technical sciences, head of the department of state and municipal administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branch of RANEPA), Voronezh, Russia
E-mail: [email protected]; SPIN-code: 3352-6307
Annotation.
Relevance of the topic. Development of civil society in the municipality based on the introduction of a digital platform to support public initiatives and the concept of «Smart City» (on the example of the urban district of the city of Voronezh).
Purpose. Development of proposals for the development of civil society in the municipality based on the introduction of a digital platform for supporting public initiatives and the concept of «Smart City» (on the example of the city district of Voronezh).
Methodology. The method of theoretical analysis, analysis of normative legal documents on the topic of research, the study of materials from scientific and periodicals on the topic of research.
Results and conclusions. Currently, the city ofVoronezh is included in the list of cities where pilotprojects are being implemented under the Smart City program. The project is aimed at the introduction of high technologies in urban management in terms of creating a comfortable environment, housing and communal services, urban planning, security, traffic and pedestrian flow management. As of 03/03/2020, Voronezh is in 13th place in the ranking of million-plus cities in terms of the level of urban digitalization (index «IQ of cities»). In 2018, Voronezh entered the list of pilot municipalities where integrated technological solutions and spot developments were tested and implemented. For example, mobile applications for management companies synchronized with the State Information System for Housing and Communal Services (GIS HCS). The main result of the GIS housing and communal services is to improve safety in the city of Voronezh and the quality of life of the population, increase the investment attractiveness of the territory and the efficiency of infrastructure use, and reduce budget costs.
Currently, in order to take into account the opinions of the residents of the city of Voronezh, since December 2018, Internet voting has been used on the arrangement of territories in the city. In order to implement this process, the Active Electronic Citizen Internet resource was created (https://e-active.govvrn.ru/). In addition to the undeniable advantages, the Active Electronic Citizen project also has disadvantages.
In conclusion, proposals were developed for the development of civil society based on improving the management of the municipality through the introduction and implementation of the «Smart City» concept in the administration of the urban district of the city of Voronezh.
The publication formulates proposals for improving the management of the municipality based on the introduction and implementation of the «Smart City» concept in the administration of the urban district of the city of Voronezh.
Application area. Development and effective management of the municipality based on the development of civil society as part of the implementation of a digital platform for supporting public initiatives and the Smart City concept.
Keywords: civil society, state and municipal administration, digital technologies, lean management, support for public initiatives.
DOI: 10.22394/1997-4469-2023-61-2-107-119
Введение
Современный умный город — это не просто муниципальное образование с хорошо развитой технологической инфраструктурой. Это место, где жизнь человека обретает новое качество благодаря умным решениям. Благодаря использованию технологий и цифровизации традиционных услуг люди используют свои ресурсы и время более рационально и производительно — становясь настоящими жителями умного города [1]. Кроме того, использование инновационных технологий и цифровизация в местном самоуправлении отражается в принципе научности - одному из ключевых общих принципов местного самоуправления.
Подробную характеристику принципа научности в своих исследованиях дает Агиба-лов Ю. В. Принцип научности управления означает [2]:
— во-первых, управление социально-экономическим развитием муниципальных образований на основе новейших достижений науки управления экономикой муниципального образования;
— во-вторых, необходимость осуществления построения и совершенствования муниципального управления на основе науки управления;
— в-третьих, предусматривает разработку моделей взаимодействия и взаимосвязей органов местного самоуправления с предприятиями и организациями различных форм собственности.
Таким образом, внедрение концепции умного города в муниципалитетах отвечает ключевому принципу местного самоуправления.
Многие исследования по тематике умных городов посвящены в первую очередь технологическим аспектам. Действительно, инвестиции и усилия городских администраций (муниципалитетов) остаются важными факторами успешного внедрения технологий, однако многие из них оказывают лишь косвенное — а иногда и незаметное — влияние на жизнь и поведение горожан. Например, обычный горожанин зачастую не замечает какого-либо влияния умных электросетей или систем видеонаблюдения на свою жизнь, поскольку эти технологии используются в процессах, не предполагающих участия населения. Это не отменяет важность таких решений для умного города, ведь они позволяют городским властям и жителям экономить свои время, энергию и деньги [1].
В настоящее время Правительство РФ и органы местного самоуправления в субъектах РФ, сталкиваются с вызовами, определяющими необходимость пересмотра классических концепций и принципов государственного и муниципального управления, форм участия населения в жизни города [3].
Среди этих вызовов:
— ускорение передачи информации и необходимость мгновенного принятия решений в условиях неопределенности;
— резко возросшие требования населения к качеству оказываемых городом и государством сервисов;
— усложнившаяся структура управления и множество факторов процесса жизнедеятельности города.
Кроме того, существует необходимость пересмотра механизмов управления для обеспечения нормальных условий жизнедеятельности и высокого уровня безопасности общества в целом и каждого гражданина в отдельности в условиях ограниченности ресурсов. Одним из решений этих проблем является концепция и технологии «Умного города».
Импульсом к развитию цифровой экономики в России на правительственном уровне послужило послание В. В. Путина Федеральному собранию 1 декабря 2016 года, когда президент указал на необходимость сформировать новую веб-экономику для повышения эффективности отраслей за счет информационных технологий [4]. В июле 2017 года была принята Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р, и была включена в перечень основных направлений стратегического развития страны [5]. Для управления программой определены пять базовых и три прикладных направления развития цифровой экономики в России. К базовым направлениям отнесены нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. К прикладным — государственное управление, «умный город» и здравоохранение. Вторым базовым документом в сфере развития информационных технологий на федеральном уровне стала «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 [6]. Итоговым документом, который направлен на реализацию всех новшеств стал утвержденный в конце 2018 года паспорт национального проекта «Цифровая экономика» [7]. Совокупный бюджет, выделенный на реализацию национального проекта «Цифровая экономика» составляет — 1634,9 млрд руб. [8].
Анализируя сущность и понятие «Умный город» можно сказать, что это концепция развития муниципального образования на основе инфокоммуникационных технологий, целью реализации которой является обеспечение безо-
пасной и комфортной жизни граждан, обеспечение эффективного управления и функционирования муниципального хозяйства, транспортной инфраструктуры, объектов энергетического комплекса, объектов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), социальных объектов, систем водо- и газоснабжения, а также предоставления населению и организациям сервисов, способных стать источниками доходов муниципальных образований [9].
На сегодняшний день в городе Воронеже действует электронная платформа, которая направлена на получение мнения горожан по актуальным вопросам, касающимся развития города Воронежа. Данная электронная платформа заработала в конце 2018 года и имеет название «Активный Электронный Гражданин» [10]. Однако, функционирование ее деятельности далеко от идеала. В связи с этим, в настоящее время ей присущи следующие недостатки:
— Популяризация среди жителей города Воронежа крайне низкая. О данной платформе практически никто не знает. В этой связи, если вы зайдете на сайт, то количество проголосовавших за проект будет всего пару десятков голосов;
— Технологическая составляющая по сравнению с аналогичными платформами таких городов как Москва, Казань, Санкт-Петербург и др. оставляет желать лучшего;
Таким образом, развитие местного самоуправления требует от муниципального управления овладения управленческими технологиями, более адаптированными к условиям современного развития российского общества [1]. В этой связи, решение вопросов местного значения невозможно без мнения жителей муниципального образования. Поэтому одним из ключевых принципов умного города должна стать возможность участвовать в городском управлении с помощью цифровых технологий и сервисов.
В настоящее время в городе Воронеж только начинают внедряться умные решения: повышение энергоэффективности, регулирование транспортного потока на улицах города, внедрение цифровых сервисов оплаты в транспорте и др. Однако, большинство сфер пока еще остаются не цифровизированы. При этом основную сложность цифровизации составляет не столько разработка и внедрение самих смарт-сервисов, сколько неразвитость инфраструктуры, позволяющей аккумулировать данные из различных систем, ограниченные возможности по интеграции данных из различных информационных систем в единое пространство, многочисленные нормативно-правовые барьеры и дефицит компетенций. В этой связи, решить данные проблемы невозможно без четкой и по-
нятной концепции, которая обеспечит понимание сущности, характеристик и ключевых сфер умного города.
Анализ условий реализации концепции «Умный город» как новой тенденции развития гражданского общества в администрации городского округа город Воронеж
В настоящее время в рамках осуществления цифровой трансформации происходит неизбежное изменение модели развития современных городов, в том числе и в городском округе город Воронеж. Потребность в повышении качественного уровня жизни горожан постоянно возрастает. В этой связи необходимость внедрения цифровых технологий для удобства, мобильности, эффективности сервисов, безопасности людей является актуальной не только для таких многомиллионных мегаполисов как Москва и Санкт-Петербург, но и для городов с меньшим количеством населения таких, как Воронеж.
На сегодняшний день Воронеж входит в список городов, где реализуются пилотные проекты по программе «Умный город» [11]. Проект направлен на внедрение высоких технологий в управление городами в части формирования комфортной среды, ЖКХ, градостроительства, безопасности, управления транспортными и пешеходными потоками.
В рамках проектов «Умный город» в городе Воронеж по состоянию на 1 января 2020 г. уже внедряются и внедрены несколько ключевых базовых направлений, среди которых создание единого интеллектуального центра городского управления (находится на стадии внедрения), внедрение цифровых платформ вовлечения жителей в создание удобного мегаполиса (внедрена платформа «Активный электронный гражданин»), внедрение систем интеллектуального учета коммунальных ресурсов (находится на стадии внедрения), общественной безопасности (находится на стадии внедрения) и др. Большинство из этих составляющих в городском округе города Воронеж планируется полностью реализовать к 2024 году.
По состоянию на 03.03.2020 г Воронеж находится на 13 месте в рейтинге городов-милли-онников по уровню цифровизации городского хозяйства (индекс «Щ городов»). Рейтинг был составлен Минстроем России с целью определения эффективности решений, которые города и регионы внедряют по проекту «Умный город» (рис. 1) [12].
«Щ городов» рассчитывался по десяти направлениям: городское управление, умное ЖКХ, инновации для городской среды, умный городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, туризм и сервис, интеллектуальные систе-
мы социальных услуг, экономическое состояние и инвестклимат, а также инфраструктура сетей связи. Города разделили на 4 группы: круп-
нейшие (от 1 млн человек), крупные (250 тыс. — 1 млн), большие — (100 тыс. — 150 тыс.) и города с населением менее 100 тыс. человек.
НАИМЕНОВАНИЕ ГОРОДА БАЛЛЫ
МОСКВА 81,19
КАЗАНЬ, республикататарстан 52,58
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 50,37
НИЖНИ Й НОВГОРОД, нижегородская область 46,50
УФА, республика башкортостан 42,05
ПЕРМЬ, пермский край 39,77
РОСТОВ-НА-ДОНУ, ростовская область 36,09
НОВОСИБИРСК, новосибирская область 33,31
НАИМЕНОВАНИЕ ГОРОДА БАЛЛЫ
САМАРА, самарская область 30,33
ОМСК, омская область 28,58
КРАСНОЯРСК, красноярский край 26,88
ВОЛГОГРАД, волгоградская область 25,38
ВОРОНЕЖ, воронежская область 22,48
ЧЕЛЯБИНСК, челябинская область 21,05
ЕКАТЕРИ НБУ РГ, свердловская область 17,35
Рис. 1. Результаты оценки индекса «IQ городов»
Таким образом, Воронеж вместе с 14 другими городами-миллионниками оказался в первой группе. С показателем в 22,48 балла столица Черноземья расположилась в нижней части рейтинга.
В 2018 году Воронеж вошел в список пилотных муниципальных образований, где протестированы и внедрены комплексные технологические решения и точечные разработки. Например, мобильные приложения для управляющих компаний, синхронизированные с Государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Все решения в конечном итоге направлены на то, чтобы сделать комфортнее повседневную жизнь граждан.
В результате работы проекта «Умный город» органы муниципальной власти города Воронеж получают актуальную информацию для обеспечения безопасной городской среды, управления градостроительством, ЖКХ, здравоохранением, транспортными потоками и другими городскими активами. Система сигнализирует об авариях, моделирует последствия, оценивает ресурсы для ликвидации последствий, регистрирует и хранит информацию обо всех происшествиях в едином формате. Внедрение этой системы на полную мощность планируется реализовать к 2024 году. Основным результатом ГИС ЖКХ будет являться повышение безопасности в городе Воронеж и качество жизни населения, повышение инвестиционной привлекательности
территории и эффективность использования инфраструктуры, снижение бюджетных затрат.
Рассмотрим транспортную сферу в городе Воронеж. Так, например, транспортная составляющая в концепции «Умный город» к 2024 году будет включать мобильные технологии оценки трафика городских дорог, организацию современных остановочных павильонов, оборудованных автоматически открывающимися дверями и кондиционерами, теплыми скамейками Wi-Fi, кофе-автоматами, USB-разъемами для зарядки мобильных телефонов. Однако, по состоянию на 31.12.2020 г. на данный момент в городе введено в действие лишь 12-ть «умных остановок». Все павильоны («умные остановки») оснащены бесплатной зоной Wi-Fi, информационным табло движения автобусов, а также разъёмами для зарядки телефонов. Кроме того, остановки оборудуются камерами, подключенными к системе «Безопасный город». По плану Администрации городского округа г. Воронеж к 2024 году таких остановок должно быть в городе не менее 50 [13].
Развитие информационного общества, информационных технологий и социальных сетей ведет к появлению новых форм политического участия. Все более востребованными становятся инструменты работы с новыми социальными и электоральными группами и формирование соответствующего этим группам контента.
В настоящее время в г. Воронеж начиная с 2018 года активно ведется создание системы городских платформ и сервисов, которые позво-
ляют стимулировать вовлечение граждан в процесс принятия решений, а системы оперативного мониторинга будут предоставлять оперативные сведения по интересующим жителей вопросам: состоянию окружающей среды, потреблению энергоресурсов, обращению с отходами. Ярким примером такой платформы является электронная платформа «Активный Электронный Гражданин» [10].
Так, в качестве целей проекта «Умный город» в городе Воронеж рассматривается достижение к 2024 г. следующих целевых показателей:
— доля жителей города Воронеж в возрасте старше 14 лет и более, имеющих возможность участвовать в принятии решений по вопросам городского развития с использованием цифровых технологий (в 2019 г. — 1 %, в 2024 г. — 60 %);
— более 80 % многоквартирных домов в городе Воронеж должны быть подключены к интеллектуальным системам учета коммунальных ресурсов (в 2019 г. — 0 %, в 2024 г. — 80 %) и др.
Ключевая цель построения «Умного» жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в городе Воронеж, когда решения принимаются не исходя из их представлений о целесообразности, а исходя из объективной ситуации, которая складывается, из обработки множества данных с камер, счетчиков и прочих технических устройств. Собираемые данные анализируются и оцениваются с учетом мнения жителей и текущей возможности города Воронеж, в том числе и экономической составляющей (бюджета города). В этой связи Администрация городского округа г. Воронеж возлагает на цифровые технологии большие надежды, которые имеют все большее значение в новых условиях, ведь умный город — это город прежде всего для жителей Воронежа. Таким образом, цифровой муниципалитет (городской округ город Воронеж) должен стать частью цифровой экономики Воронежской области. К тому же полученный положительный опыт можно транслировать на другие муниципалитеты муниципальных образований Воронежской области.
В настоящее время Администрация города Воронеж, как и другие муниципалитеты оказывает муниципальные услуги через «Официальный интернет-портал государственных услуг» (далее Госуслуги). Через портал Госуслуги оказываются услуги в таких сферах как: ЖКХ, здравоохранение, культура, транспорт, торговля, образование и др.
Используя портал Госуслуги жители города Воронеж могут отследить и заказать документы о переводе жилого помещения в нежилое
или нежилого помещения в жилое, заказать до -кументы (выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов, документы о предоставлении компенсации расходов, связанных с установкой в муниципальных жилых помещениях приборов учета использования воды и электрической энергии); в сфере здравоохранения — оформить запись на прием к врачу, получить направления гражданам на прохождение медико-социальной экспертизы; в сфере образования — подать заявление о постановке на учет и зачислении детей в образовательные учреждения города Воронеж, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады), получить информацию о зачислении в общеобразовательные школы.
Кроме того, на сегодняшний день в Воронеже функционирует 8-мь многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). МФЦ — это государственное учреждение, осуществляющее взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, (муниципальных) услуг, информированию граждан и организаций, приему и выдаче документов, обработку персональных данных, связанных с предоставлением указанных услуг [14].
МФЦ в городе Воронеж реализует принцип одного окна. Кроме того, МФЦ предоставляет жителям города Воронеж услуги федерального, регионального, муниципального уровня на бесплатной основе в одном месте, при этом гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок. Всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, проводят сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.
В настоящее время Администрация города Воронеж совместно с Правительством Воронежской области в лице департамента цифрового развития начинают развивать (разрабатывать, модернизировать) региональные информационные системы способные работать с большими данными (Big Data). В свете текущих событий, когда цифровые технологии охватили практически все сферы народного хозяйства для принятия таких ключевых решений по развитию региона и города, как строительство дорожной инфраструктуры, необходимо проводить серьезные и дорогостоящие исследования транспортных потоков. Тем не менее в новой цифровой ре-
альности необходимыми данными в режиме онлайн обладают, например, сотовые компании, службы, отслеживающие нарушения правил дорожного движения. И создание систем поддержки принятия решений на основе этих данных — задача, которую необходимо решать в ближайшее время не только на региональном, но и на федеральном уровне.
Рассмотрим интернет-ресурс «Активный электронный гражданин» (https://e-active. govvrn.ru/).
В настоящее время для учета мнения жителей города Воронежа с декабря 2018 года применяется интернет-голосование по обустройству территорий в городе.
Для того чтобы принять участие в голосовании необходимо:
1) зарегистрироваться на сайте Госуслуги;
2) подтвердить свою личность в любом Центре обслуживания;
3) отдать свой голос за понравившейся проект.
Основная цель проекта «Активный электронный гражданин» — это учёт мнения жителей города по проектам, которые направлены на создание комфортной городской среды.
Интернет-ресурс «Активный электронный гражданин» направлен на взаимодействие граждан и власти. Это инструмент для улучшения городской среды. С помощью платформы жители города могут в удобной для себя форме (в форме голосования) выразить свое мнение о необходимости реализации того или иного проекта (рис. 2).
Результаты голосования учитываются администрацией города при дальнейшей реализации проекта.
Голосования Общественные обсуждения Новости О проекте Обратная связь
Рис. 2. Официальный сайт проекта «Активный электронный гражданин» [10]
В настоящее время помимо неоспоримых достоинств у проекта «Активный электронный гражданин» имеются и недостатки. К недостаткам данного проекта можно отнести следующее (рис. 3):
— отсутствует возможность предложить идею или инициировать проект (на интернет-ресурсе «Активный электронный гражданин» можно только голосовать);
— отсталость интернет-ресурса «Активный электронный гражданин» (https://e-active. govvrn.ru/) по сравнению с аналогами в других субъектах РФ (г. Москва, г. Казань, г. Санкт-Петербург и др.). На ресурсе отсутствует: информационная и методическая поддержка; итого-
вая статистика по проектам, которые поддержали или не поддержали;
— отсутствует возможность осуществлять контроль реализации проектов, которые прошли голосование.
Таким образом, на основе вышеизложенных недостатков формирование электронной платформы поддержки общественных инициатив в городском округе город Воронеж является актуальной задачей. В этой связи такая платформа позволит вовлечь больше жителей города Воронеж к решению вопросов местного значения в различных сферах (ЖКХ, транспорт, здравоохранение, образование, предпринимательство и торговля, культура, ту-
ризм и др.). Кроме того, важно отметить, что такие процессы, как инициация идеи или проекта, а также контроль реализации проекта прошедшего голосование -должны быть
полностью цифровизированы, что в итоге будет способствовать более быстрому развитию гражданского общества в городском округе го -род Воронеж.
Рис. 3. Недостатки интернет-ресурса «Активный электронный гражданин»
В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время в городе Воронеж отсутствует конкретный документ в виде стратегии развития Воронежа, как умного города. В этой связи без данного документа невозможно системно реализовывать цифровизацию в муниципалитете. Таким образом, на данном этапе городу Воронежу необходима как минимум концепция стратегии «Умный город Воронеж — 2030».
Предложения по развитию гражданского общества на основе совершенствования управления муниципалитетом в рамках внедрения и реализации концепции «Умный город» в городском округе город Воронеж
«Современные технологии, в «цифре» выстроенные, позволяют быстро реагировать на повседневные проблемы жителей, отвечать на их инициативы, обращения, реагировать соответствующим образом, а значит, эффективнее и быстрее решать проблемы, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни», — сказал Путин на заседании совета по развитию местного самоуправления [15].
Таким образом, на основе вышесказанного целесообразность применения цифровизации в муниципальном управлении является актуальным. В этой связи формирование электронной платформы поддержки общественных ини-
циатив в городском округе город Воронеж является целесообразным.
Предложение 1. Создать интернет-портал поддержки общественных инициатив для решения вопросов местного значения и создания комфортной городской среды в городе Воронеж.
В рамках исследования предложена следующая концепция: в контексте использования портала должна быть реализована концепция «Предлагаем вместе => Выбираем вместе => Контролируем вместе». Подобная концепция, например реализована в г. Москве.
Реализация концепции «Предлагаем вместе => Выбираем вместе => Контролируем вместе» с использованием элементов цифровиза-ции позволит создать интернет-портал, который позволит обеспечить взаимодействие органов местного самоуправления и жителей города и получить обратную связь от городского населения. В качестве названия интернет-портал можно назвать — «Система Умных Городских Решений».
Таким образом, интернет-портал «Система Умных Городских Решений» позволит реализовать философию «управления городом и создание комфортной городской среды», при которой муниципальная власть города Воронежа и населения города будет совместно решать вопросы и проблемы местного значения. В этой связи в процессе совместного управления городом
и создания комфортной городской среды означает участие на каждом этапе любого жителя города Воронежа:
— на этапе выбора приоритетов работы — ПРЕДЛАГАТЬ свои идеи;
— на этапе принятия решения — ВЫБИРАТЬ конкретные мероприятия;
— на этапе реализации — КОНТРОЛИРОВАТЬ выполнение.
Таким образом, вовлечение жителей города Воронеж в прозрачный и понятный процесс управления позволит поддержать их инициативы, которые позволят создать комфортные условия для проживания в городе.
Предложение 2. Внедрить в интернет-портал «Система Умных Городских Решений» функ-
ционал, направленный на реализацию концепции «Предлагаем вместе => Выбираем вместе => Контролируем вместе».
В рамках исследования предложена концепция реализации на портале следующих разделов: предлагай, выбирай и контролируй.
Раздел «Предлагай»
В рамках данного раздела можно предложить идею или высказать свое предложение. Ключевые этапы, которые обеспечат поддержку предложения, следующие (рис.4):
— этап 1 — предложение;
— этап 2 — экспертный отбор;
— этап 3 — обсуждение;
— этап 4 — голосование;
— этап 5 — реализация.
Реализация
лучшей Идеи и Предложения
Рис. 4. Порядок выполнения этапов в рамках функциональной части раздела «Предлагай»
Раздел «Выбирай»
В рамках данного раздела реализуются электронные голосования, которые позволяют активным жителям города Воронежа еженедельно принимать решения совместно с властями, выбирая оптимальные ответы на голосовании. Процесс голосования представляет собой простую и прозрачную для пользователей тех-
нологическую цепь, которая состоит из следующих этапов (рис. 5):
— этап 1 — вопрос;
— этап 2 — голосование;
— этап 3 — подведение итогов;
— этап 4 — публикация результатов;
— этап 5 — реализация принятых решений.
Реализация
принятых решений
Рис. 5. Порядок выполнения этапов в рамках функциональной части раздела «Выбирай»
Раздел «Контролируй»
В рамках данного раздела реализуется контроль реализуемых проектов, которые были инициированы и прошли голосование. Кроме того, на данном разделе граждане города Воронеж смогут контролировать состояние инфраструктуры, проезжей части, транспортных узлов, освещения, уборку, а также благоустройство территорий и многое другое. Таким образом, население помогает муниципальной власти города Воронеж своевременно устранить возникшие проблемы или сбои. В этой связи, отлаженный процесс в рамках раздела «Контролируй» на портале «Система Умных Городских Решений» без ненужных бумаг и «походов» в управу получить ответ с под-
тверждением устранения проблемы или конкретным сроком ее устранения с момента сообщения от жителя. Важно отметить, что при такой реализации контроль за устранением проблемы находится в руках самих воронеж-цев. Если же проблема не решена должным образом, заявивший о проблеме может опровергнуть ответ одним кликом и направить опровержение. Технологический процесс работы с проблемой строится в рамках следующих этапов (рис. 6):
— этап 1 — проблема;
— этап 2 — сообщение;
— этап 3 — устранение;
— этап 4 — отчёт о работе;
— этап 5 — проверка выполнения.
Появление проблемы Направление сообщения по выявленной проблеме
1
Устранение выявленной проблемы Отчёт о работе по устранению выявленной проблеме
Проверка
выполнения
Рис. 6. Порядок выполнения этапов в рамках функциональной части раздела «Контролируй»
Таким образом, реализация данных предложений позволит муниципальной власти города Воронеж услышать воронежцев и реализо-вывать их предложения по решению вопросов местного значения и создания комфортной городской среды. Органы местного самоуправления смогут решать три ключевые задачи, которые всегда имеют место быть :
— быть эффективнее;
— сократить расходы и максимально эффективно использовать бюджетные средства;
— гордиться результатами.
Реализация интернет-портала «Система Умных Городских Решений» даст возможность во-ронежцам и власти реализовать механизм взаимодействия «предлагать => слышать => выбирать => воплощать => контролировать => реагировать».
Таким образом, цифровизация поддержки общественных инициатив граждан города Воронежа позволит обеспечить развитие города и создание комфортной городской среды для всех жителей.
Предложение 3. Разработать стратегию «Умный город Воронеж — 2030». Такая стра-
тегия прежде всего должна обеспечить создание единой комфортной городской среды для каждого отдельного человека, исходя из его потребностей и пожеланий. В рамках исследования разработана концепция стратегии «Умный город Воронеж — 2030», которая представлена в Приложении 2. В основе данной концепции был использован опыт г. Москвы и Московской области в области внедрения цифровых решений.
В настоящее время г. Воронеж находится на 13 месте в рейтинге городов-миллионников по уровню цифровизации городского хозяйства (индекс «Щ городов»). Кроме того, с 2018 года Во -ронеж входит в список пилотных муниципальных образований, где протестированы и внедрены комплексные технологические решения и точечные разработки.
На сегодняшний день в г. Воронеж существует потребность развития цифровых технологий в таких сферах, как медицина, личная безопасность, уход за пожилыми, лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также ЖКХ. Также жители города Воронеж хотели бы видеть персонализированную
медицину и умный дом. В этой связи реализация этого возможна только посредством управления городом и мониторинга окружающей среды с помощью Искусственного интеллекта.
В рамках реализации концепции стратегии «Умный город Воронеж — 2030», Воронеж должен стать — инновационным городом, который использует цифровые технологии для повышения уровня жизни, эффективности деятельности и услуг в городе, а также конкурентоспособности при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в экономических, социальных, культурных и природоохранных аспектах.
Заключение
В рамках исследования разработаны предложения по развитию гражданского общества в муниципалитете на основе внедрения цифровой платформы поддержки общественных инициатив и концепции «Умный город» (на примере городского округа город Воронеж):
1. Создать интернет-портал «Система Умных Городских Решений» для поддержки общественных инициатив и решения вопросов местного значения, создания комфортной городской среды в городе Воронеж.
В рамках использования портала должна быть реализована концепция «Предлагаем вместе => Выбираем вместе => Контролируем вместе». Подобная концепция, например, реализована в г. Москва.
2. Внедрить в интернет-портал «Система Умных Городских Решений» функционал, направленный на реализацию концепции «Предлагаем вместе => Выбираем вместе => Контролируем вместе».
В этой связи необходимо реализовать на портале разделы предлагай, выбирай и контролируй.
3. Разработать стратегию «Умный город Воронеж — 2030». Такая стратегия прежде всего должна обеспечить создание единой комфортной городской среды для каждого отдельного человека, исходя из его потребностей и пожеланий. В основе данной концепции целесообразно использовать опыт города Москвы и Московской области в области внедрения цифровых решений.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузнецова Е. Е. Технологии умных городов: что влияет на выбор горожан? / Е. Е. Кузнецова, Дж. Вотцель. — Москва : McKinsey Center for Government, 2018. — 65 с.
2. Агибалов Ю. В. Местное самоуправление : учебное пособие / Ю. В. Агибалов. — 3-е изд., пе-рераб. и доп. — Воронеж : Издательско-поли-графический центр «Научная книга», 2018. — 504 с.
3. Гиглаватый А. В. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт / А. В. Гиглаватый, Ю. М. Горностаев, В. И. Дрож-жинов, А. А. Штрик ; под. ред. В. И. Дрожжино-ва. — Москва : Эко-Трендз, 2012. — 34 с.
4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/ (дата обращения: 17.02.2023).
5. Российская Федерация. Правительство РФ. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : распоряжение Правительства Российской Аедерации от 28.07.2017 № 1632-р [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_221756/ (дата обращения: 17.02.2023).
6. Российская Федерация. Президент (2012—2018; В. В. Путин). О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы : указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 17.02.2023).
7. Российская Федерация. Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации: протокол от 24.12.2018 № 16 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_319432/ (дата обращения: 17.02.2023).
8. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты от 07.02.2019 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. — URL: http://static.government.ru/ media/files/p7nn2CS0pVhvQ9800wAt2dzCIAietQ ih.pdf/Сдата обращения: 17.02.2023).
9. Проблемы и перспективы внедрения технологии «Умный город» на территории Российской Федерации [Электронный ресурс] // «Официальный сайт электронной платформы «Умный город-безопасный город: статьи, городские практики: Международная конференция «Умный город-безопасный го-
род»». — URL: http://www.e-gorod.ru/Documents/ meropr/2017_06!/2017_06_astana_sessiya/sbornik_ praktik_ %202017_07_05_Astana.pdf (дата обращения: 17.02.2023).
10. Активный Электронный Гражданин [Электронный ресурс] // «Официальный сайт электронной платформы «Активный Электронный Гражданин»». — URL: https://e-active. govvrn.ru/ (дата обращения: 17.02.2023).
11. Российская Федерация. Правительство РФ. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (дата обращения: 17.02.2023)
12. Презентация индекса IQ городов» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. — URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/57570/ (дата обращения: 17.02.2023).
13. Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйств [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации городского округа город Воронеж. — URL: http://www.voronezh-city.ru/communications/ msgs/detail/28064 (дата обращения: 17.02.2023).
14. Автономное учреждение Воронежской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] // Официальный сайт «АУ Воронежской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». — URL: https:// e-active.govvrn.ru/ (дата обращения: 17.02.2023).
15. Цифровизация и коммуникации: как изменится общение россиян с властью [Электронный ресурс] // Официальный сайт РИА Новости. — URL: https://ria.ru/20200131/1564102264. html (дата обращения: 17.02.2023).
LITERATURE
1. Kuznetsova E. E. Smart city technologies: what influences the choice of citizens? / E. E. Kuznetsova, J. Votzel. — Moscow : McKinsey Center for Government, 2018. — 65 p.
2. Agibalov Yu. V. Local self-government : textbook / Yu. V. Agibalov. — 3rd ed., revised. and additional. — Voronezh : Publishing and Printing Center «Scientific Book», 2018. — 504 p.
3. Giglavaty A. V. Improvement of public administration on the basis of its reorganization and informatization. World experience / A. V. Giglavaty, Yu. M. Gornostaev, V. I. Drozhzhinov, A. A. Shtrik ; under. ed. IN AND. Drozhzhinov. — Moscow : Eco-Trends, 2012. — 34 p.
4. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of December 1, 2016 «Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly» [Electronic resource] // Consultant Plus. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_207978/ (date of access: 02/17/2023).
5. Russian Federation. Government of the Russian Federation. On approval of the program «Digital Economy of the Russian Federation»: Decree of the Government of the Russian Federation No. 1632-r dated July 28, 2017 [Electronic resource] // Con-sultantPlus. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_221756/ (date of access: 17.02.2023).
6. Russian Federation. President (2012—2018; V. V. Putin). On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017—2030: Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 No. 203 [Electronic resource] // ConsultantPlus. — URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (date of access: 17.02.2023).
7. Russian Federation. Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects. Passport of the national program «Digital Economy of the Russian Federation: protocol dated December 24, 2018 N 16 [Electronic resource] // ConsultantPlus. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_319432/ (date of access: 17.02 .2023).
8. «National projects: targets and main results» dated 02/07/2019 [Electronic resource] // Official website of the Government of the Russian Federation. — URL: http://static.government.ru/media/ filesZp7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf/ (date of access: 17.02.2023).
9. Problems and prospects for the introduction of Smart City technology on the territory of the Russian Federation [Electronic resource] // Official website of the electronic platform «Smart City-Safe City: articles, urban practices: International Conference «Smart City-Safe City»». — URL: http://www.e-go-rod.ru/Documents/meropr/2017_06!/2017_06_as-tana_sessiya/sbornik_praktik_ %202017_07_05_ Astana.pdf (date of access: 02/17/2023).
10. Active Electronic Citizen [Electronic resource] // «Official site of the electronic platform» Active Electronic Citizen. — URL: https://e-active. govvrn.ru/ (date of access: 02/17/2023).
11. Russian Federation. Government of the Russian Federation. On approval of the program «Digital Economy of the Russian Federation»: Decree of the Government of the Russian Federation No. 1632-r dated July 28, 2017 [Electronic resource] // ConsultantPlus. — URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (date of access: 17.02.2023)
12. Presentation of the IQ index of cities» [Electronic resource] // Official website of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation. — URL: https://minstroy-rf.gov.ru/docs/57570/ (date of access: 02/17/2023).
13. State information system of housing and communal services [Electronic resource] // Official site of the Administration of the urban district of the city of Voronezh. — URL: http://www.voronezh-city. ru/communications/msgs/detail/28064 (date of access: 02/17/2023).
14. Autonomous institution of the Voronezh region «Multifunctional center for the provision
УДК 347.7
of state and municipal services» [Electronic resource] // «Official site» Autonomous Administration of the Voronezh region «Multifunctional center for the provision of state and municipal services». — URL: https://e-active.govvrn.ru/ (date of access: 02/17/2023).
15. Digitalization and communications: how communication between Russians and the authorities will change [Electronic resource] // Official site of RIA Novosti. — URL: https://ria. ru/20200131/1564102264.html (date of access: 02/17/2023).
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ БАНКРОТСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Коды JEL: R 58, H 71, H 72.
Мамонтова С. В., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и аудита, Юго-Западный государственный университет, г. Курск Россия
E-mail: efv05@ mail.ru; SPIN-код: 6009-8715
Максимова О. А., аспирант, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия
E-mail: olga.pro.msk@gmail. com; SPIN-код: 1538-1250
Поступила в редакцию 04.09.2023. Принята к публикации 11.09.2023
Аннотация
Актуальность темы. Институт банкротства юридических лиц в последние годы в Российской Федерации достаточно устоялся и применяется обычно в качестве судебной и ликвидационной процедуры. Между тем, такие события последних нескольких лет как короновирусная пандемия, реализация в отношении России экономических санкций со стороны США и стран западного мира значительным образом сказались на хозяйственной деятельности многих малых и средних предприятий и организаций бизнеса. Большое количество юридических лиц пришли к состоянию банкротства, но государством были приняты меры по введению моратория на банкротства физических лиц.
Цель. В настоящей статье представлены основания законодательных изменений института банкротства юридических лиц, а также позиции российских ученых-цивилистов по данной позиции.
Методология. В качестве основных методов исследования были определены следующие: формально-юридический, способствующий абстрагированию от экономической сущности банкротства, его финансово-хозяйственной стороны и анализу собственно института банкротства; сравнительно-правовой метод исследования в части сопоставления практики применения досудебных процедур для добросовестных должников в зарубежных странах и России; междисциплинарный метод, использование которого позволяет учитывать экономическую составляющую в институте банкротства и роль государственного управления и политических решений при разработке и принятии соответствующих законодательных актов и др.
Источниковой базой стали проект Федерального закона № 1172553-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», научные статьи и диссертационные исследования российских ученых по проблематике настоящего исследования, находящихся в открытом доступе РГБ и Elibrary.
Результаты и выводы. ^ стороны государства, так и бизнес-сообщества начался поиск дополнительных возможностей по сохранению бизнеса, компаний-должников при определении у них соответствующих признаков устойчивости. В первую очередь, это досудебные, санационные возможности, к которым относится реструктуризация долгов как процедура санации.