Научная статья на тему 'Цифровизация как инструмент обеспечения экономической безопасности системы государственных закупок'

Цифровизация как инструмент обеспечения экономической безопасности системы государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная безопасность / экономическая безопасность / единая информационная система / цифровая экономика / система государственных и закупок / information security / economic security / unified information system / digital economy / government and procurement system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексей Вячеславович Терентьев

Определено, что переход к цифровой экономике обеспечивает более высокий уровень экономической безопасности системы государственных закупок. Установлено, что активное использование новых телекоммуникационных технологий позволяет повысить прозрачность системы государственных закупок, снизить коррупционные риски и сократить операционные затраты. Выявлена тесная связь информационной и экономической безопасности. Отмечается появление новых угроз, связанных с широким использованием информационных технологий. Приведены выводы относительно совершенствования единой информационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексей Вячеславович Терентьев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digitalization as a tool for ensuring the economic security of the public procurement system

It is determined that the transition to the digital economy provides a higher level of economic security of the public procurement system. The study showed that the active use of new telecommunication technologies allows to increase the transparency of the public procurement system, reduce corruption risks and reduce operating costs. The close connection of information and economic security is revealed. The emergence of new threats associated with the widespread use of information technologies is noted. Conclusions regarding the improvement of the unified information system are presented.

Текст научной работы на тему «Цифровизация как инструмент обеспечения экономической безопасности системы государственных закупок»

ECONOMIC SCIENCE

Научная статья УДК 338.22

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-357-362 NIION: 2003-0059-3/22-336 MOSURED: 77/27-003-2022-03-535

Цифровизация как инструмент обеспечения экономической безопасности системы государственных закупок

Алексей Вячеславович Терентьев

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, terentyev_junior@mail.ru

Аннотация. Определено, что переход к цифровой экономике обеспечивает более высокий уровень экономической безопасности системы государственных закупок. Установлено, что активное использование новых телекоммуникационных технологий позволяет повысить прозрачность системы государственных закупок, снизить коррупционные риски и сократить операционные затраты. Выявлена тесная связь информационной и экономической безопасности. Отмечается появление новых угроз, связанных с широким использованием информационных технологий. Приведены выводы относительно совершенствования единой информационной системы.

Ключевые слова: информационная безопасность, экономическая безопасность, единая информационная система, цифровая экономика, система государственных и закупок

Для цитирования: Терентьев А. В. Цифровизация как инструмент обеспечения экономической безопасности системы государственных закупок // Вестник Московского университета МВД России. 2022. N° 3. С. 357-362. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-357-362.

Original article

Digitalization as a tool for ensuring the economic security of the public procurement system

Aleksey V. Terentyev

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

terentyev_junior@mail.ru

Abstract. It is determined that the transition to the digital economy provides a higher level of economic security of the public procurement system. The study showed that the active use of new telecommunication technologies allows to increase the transparency of the public procurement system, reduce corruption risks and reduce operating costs. The close connection of information and economic security is revealed. The emergence of new threats associated with the widespread use of information technologies is noted. Conclusions regarding the improvement of the unified information system are presented.

Keywords: information security, economic security, unified information system, digital economy, government and procurement system

For citation: Terentyev A. V. Digitalization as a tool for ensuring the economic security of the public procurement system. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(3):357-362. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-257-362.

Сегодня в мировой экономике ясно наблюдается картина глобализации и цифровизации. Развитие цифровых технологий, совершившее большой рывок в последние несколько лет, оказало огромное влияние на все стороны повседневной жизни как отдельного человека, так и общества.

Наше государство, так же, как и остальные члены мирового сообщества, не отстает от современных тенденций и также стремится использовать современные цифровые технологии в как можно большем количестве отраслей хозяйственной деятельности.

© Терентьев А. В., 2022

В Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [2], принята стратегия информационного общества, в которой цифровое развитие экономики определено в качестве государственной программы, что, в свою очередь, делает ее обязательной к реализации.

Цифровизация экономики привнесла существенные изменения во все области, затронув социально-экономические отношения, изменив способы производства.

Произошел переход к постиндустриальному укладу, для которого характерен ряд особенностей [3].

1. Наличие интеллектуальных активов, использующихся для повышения экономической эффективности. Например, такие мировые компании, как Facebook, Uber, Airbnb, по сути, не имея физических активов, представляют собой цифровые платформы и обгоняют по своей капитализации многих промышленных гигантов.

2. Увеличение значимости данных в экономической деятельности. Существенная часть экономической деятельности связана с услугами, относящимися к интеллектуальной собственности, базам данных, программным продуктам, работа с которыми осуществляется с использованием так называемых «Облачных» технологий.

3. Переход от иерархической организационной структуры к сетевой. Гибридные формы организации более приспособлены к быстрым изменениям внешней среды, что влияет на их эффективность.

4. Самоорганизация является основным подходом к управлению. Экономика, основанная на децентрализации и глобализации, это основа для формирования сетевых структур по принципу «снизу вверх» и переходу от бюрократических структур к более гибким и эффективным формам.

5. Сеть Интернет становится основным инструментом для связи и поиска информации. Развитие широкополосного Интернета и мобильной инфраструктуры в корне изменило способы коммуникации в обществе. Использование сайтов, цифровых платформ, мес-сенджеров намного более эффективно, чем использование ранее признанных средств коммуникации.

6. Обмен данными приобретает глобальный характер. Субъекты экономической деятельности, не имеющие доступа к глобальной сети передачи дан-

ных, рынкам и технологиям других стран, функционирующие на ограниченных локальных рынках, в итоге уходят на второй план.

Немаловажен и тот факт, что формирование новой экосистемы, которой является цифровая экономика, привело к появлению новых угроз и неопределенностей, присущих исключительно цифровому пространству.

По мере развития технологий эти угрозы становятся более масштабными, что зачастую влечет за собой значительные издержки как временные, так и финансовые.

Так, например, в отчете Всемирного Экономического Форума по глобальным рискам за 2021 г. (The Global Risks Report, 2021) [6] вопросы кибербезопас-ности и цифровой неприкосновенности на ближайшие десять лет стоят на 2-м месте по значимости и в одном ряду с проблемами загрязнения окружающей среды по вине человека в то время, как в том же отчете за 2018 г. эти общемировые угрозы были расположены на 3-м и 4-м месте по значимости.

Таким образом, безопасность цифровых систем является актуальной проблемой для экономики в целом и одним из стратегических направлений циф-ровизации и требует адекватных мер защиты всех участников.

Во многих странах стратегия кибербезопасности разрабатывается и принимается как отдельный документ, при этом являясь частью национальной безопасности. Как правило, типовыми целями стратегий национальной кибербезопасности являются [7, с. 89-97]:

1) обнаружение кибератак и реагирование на них;

2) предотвращение угроз, а также поддержка и разработка надежных продуктов и услуг для государственных структур и субъектов экономической деятельности;

3) поддержка государственных учреждений и операторов инфраструктуры;

4) содействие развитию образования в области цифровых технологий;

5) создание национальных программ по защите инфраструктуры, определяющих технические и функциональные критерии цифровых технологий и способствующих идентификации потенциально уязвимых элементов при помощи правил и процедур обеспечения доступа к ним.

Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы.

ECONOMIC SCIENCE

1. Перевод национальной экономики в цифровое пространство предопределил иные подходы к регулированию всех ее отраслей, не исключая и сферу государственных закупок, а также формирование иного подхода вопросу обеспечения ее экономической безопасности.

2. Характерная для настоящего времени степень проникновения цифровых технологий в повседневную жизнь общества и скорость развития мобильной и цифровой инфраструктуры достаточно высоки для того, чтобы рассматривать вопросы экономической безопасности совместно с вопросами информационной безопасности.

Несмотря на то, что вопросы информационной и экономической безопасности не тождественны, сегодня экономическая безопасность системы государственных закупок, особенно когда речь идет о безопасности привлечения денежных средств при осуществлении закупок, напрямую зависит от состояния защищенности информационного обеспечения процесса.

Переход на новый формат осуществления государственных закупок продиктован недостатком традиционного документооборота среди которых можно выделить:

1) значительные трудозатраты на подготовку бумажной документации;

2) необходимость личного присутствия при подаче заявок;

3) затруднение контроля за расходованием бюджетных средств заказчиками;

4) высокая коррупционная составляющая, связанная с возможностью фальсификации, подмены и преждевременного вскрытия заявок, с манипуляциями заказчиков при оценке заявок, которые позволяют лоббировать интересы отдельных поставщиков.

С целью минимизации негативного последствия приведенных выше недостатков еще в рамках действия Федерального закона от 21 июля 2005 г. N° 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» был создан портал для публикации сведений о размещении заказов.

Вступление в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», явилось предпосылкой к созданию нового информационного портала, единой информационной системы в сфере заку-

пок (ЕИС), поскольку функциональные возможности предыдущего были сильно ограничены.

Новый портал представляет собой структурированную совокупность информации, содержащейся в базах данных, технических средств и соответствующих технологий, обеспечивающих хранение, сборку и обработку такой информации, а также ее предоставление по средствам официального сайта в Интернете [1].

Таким образом, переход на цифровые стандарты работы имеет цель свести к минимуму человеческий фактор, который является основной причиной многих негативных явлений в экономической сфере, что благотворно скажется в общем на уровне экономической безопасности системы государственных закупок.

Цифровизация системы государственных закупок сопряжена с необходимостью внесения изменений в имеющийся инструментарий, который на современном этапе должен обеспечить создание эффективной системы согласования интересов и действий в информационной сфере между участниками процесса, а также повышение эффективности информационного сопровождения деятельности органов государственной власти, связанной в частности с организацией и проведением закупок товаров, работ или услуг для государственных и муниципальных нужд за счет внедрения современных технологий и информатизации государственного сектора, являющегося важнейшими элементом создания организационно-технологической базы.

В этом контексте важную роль играют специализированные Государственные цифровые платформы, способные обеспечить техническую доступность процесса электронных закупок для всех участников данного процесса, а также возможность электронного взаимодействия заказчиков и поставщиков.

Проводимые до сих пор исследования преимущественно были направлены на анализ результатов внедрения определенных цифровых технологий и моделей их функционирования в системе государственных закупок, не определяя само понятие «Государственная цифровая платформа», ее признаков и характеристик.

Сегодня информационное сопровождение системы государственных закупок осуществляется за счет широкого использования Единой Информационной Системы (ЕИС) [4].

Таким образом, эффективное информационное сопровождение системы государственных закупок должно осуществляться на платформенной основе,

но в настоящее время единственным таким инструментом является упомянутая ранее ЕИС, которая была создана для сопровождения функционирования контрактной системы.

В ней размещаются сведения о закупках, регулируемых Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N° 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Решение о создании ЕИС и ее концепция были приняты в 2013 г. Однако, в эксплуатацию система была введена только в начале 2016 г., при том, что функционал системы и после этого постоянно дорабатывался и расширялся.

Представляется целесообразным выяснить следующие моменты.

1. Насколько ЕИС в текущем своем состоянии соответствует принципам и характеристикам цифровой платформы.

2. Перспективы развития ЕИС в качестве государственной цифровой платформы.

Проведение государственных и муниципальных закупок в рамках ЕИС обеспечивается за счет нескольких информационных систем различной ведомственной принадлежности, а также негосударственными информационными системами, а именно:

1) информационной системы Казначейства «Электронный бюджет»;

2) информационных систем восьми электронных площадок и одной специализированной электронной площадки АСТ Гособоронзаказа;

3) региональных и муниципальных информационных систем;

4) информационной системы ФАС России, отвечающей за ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков исполнителей), информационные системы контрольных органов в сфере закупок, информационные системы органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;

5) ГИС «Независимый регистратор».

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что

ЕИС представляет собой ключевую и достаточно автономную систему среди подобных информационных систем.

ЕИС аккумулирует в себе информацию о государственных и муниципальных закупках (кроме малых

закупок), а ключевые процессы взаимодействия участников контрактной системы выведены за контур ЕИС.

Электронное взаимодействие участников закупочного процесса друг с другом при проведении электронных процедур осуществляется именно на электронных площадках, а не в ЕИС, и именно операторы электронных площадок обеспечивают взаимодействие с банковской системой для учета движения денежных средств, предназначенных для обеспечения заявок, в том числе их автоматического блокирования и прекращения блокирования и списания в установленных случаях на основании сообщений оператора электронной площадки.

Таким образом, ЕИС сегодня выполняет исключительно учетную и архивную функции, а взаимодействие заказчика и поставщика в рамках осуществления государственных закупок в основном происходит в цифровой среде частных торговых площадок.

Тем не менее, принимая во внимание уже имеющуюся функционирующую экосистему, состоящую из ЕИС и автономных частных электронных площадок, преобразование ее в единую государственную цифровую платформу представляется нецелесообразным.

Относительно перспектив развития ЕИС в качестве Государственной цифровой платформы можно сказать, что с точки зрения разработки и внедрения новых механизмов цифрового взаимодействия дальнейшая модернизация отдельных сервисов ЕИС и устранение выявляющихся в ходе эксплуатации системы недостатков представляется вполне логичным, но делать это следует на основе платформенного подхода с учетом анализа текущего состояния.

Практика показывает, что в настоящее время ЕИС не полностью соответствует требованиям, предъявляемым к системе, для рассмотрения ее в качестве Государственной цифровой платформы.

Принято выделять десять основных характеристик для идентификации системы как «цифровая платформа» [5]:

1) наличие в составе других цифровых платформ или коммерческих платформ как части экосистемы, разделение функционала между платформами, наличие механизмов интеграции сервисов с других платформ или информационных систем;

2) формирование, динамическое обновление и анализ личного профиля участника, поддержка репу-тационной оценки участников, наличие черного спис-

ECONOMIC SCIENCE

ка участников, нарушивших правила поведения на платформе;

3) наличие ключевого взаимодействия между участниками платформы в полностью цифровом виде вместе с обменом ценностями;

4) первичный арбитраж конфликтов при отраслевом взаимодействии, осуществление обратной связи с участниками;

5) использование определенной модели монетизации деятельности;

6) реализация платежного сервиса для экономической деятельности участников;

7) обеспечение агрегации, каталогизации и структурирования информации о предметной отрасли, а также многопараметрического поиска информации;

8) обеспечение пространства для коммуникации и генерации идей, наличие инструментов коммуникации участников с оператором платформы (система сообщений, форум, видеоконференции, голосовая связь);

9) наличие машиночитаемого формата данных, системы предиктивной аналитики на основе больших данных, исходя из состояния цифрового профиля участников;

10) наличие системы алгоритмического контроля и встроенных индикаторов (триггеров) для выявления недобросовестного поведения и проверки участников.

Из перечисленного выше в ЕИС и сопутствующих отсутствуют машиночитаемый формат данных, система предиктивной аналитики на основе больших данных, первичный арбитраж конфликтов.

Таким образом, с целью дальнейшего совершенствования ЕИС требуется организация взаимодействия между участниками системы в полностью цифровом виде, включая динамическое обновление и анализ личного профиля участника.

Функционал ЕИС для использования ее в сфере государственных закупок в качестве цифровой платформы представляется целесообразным дополнить возможностью досудебного урегулирования спорных ситуаций, для упрощения процесса разрешения конфликтов и сокращения издержек участников на обращение к судебной системе.

С учетом уже созданной и функционирующей экосистемы в сфере государственных закупок дальнейшая ее цифровизация представляется целесообразной за счет перевода ее функционирования на единую платформу.

Дальнейшее развитие ЕИС в данном контексте необходимо проводить за счет развития механизмов функционирования конкретных сервисов путем их локального приближения к общей логике и выделенным признакам платформенного подхода, а не просто за счет масштабной платформизации системы в правовом и технологическом поле.

Таким образом, подводя итог всему сказанному, можно сделать следующие выводы.

1. Предпосылкой к применению цифровых технологий в экономической деятельности и, в частности, при осуществлении государственных закупок, явился фактический низкий уровень экономической безопасности системы государственных закупок в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Законодательно закрепленный переход к цифровой экономике и развитие технологий связи и передачи данных привел к сближению понятий «информационная безопасность» и «экономическая безопасность».

3. Повышение экономической безопасности системы государственных закупок при привлечении денежных средств и осуществлении самих закупок за счет ее максимальной цифровизации целесообразно при условии ее функционирования в единой информационной среде, созданной путем модернизации имеющейся инфраструктуры. В данном случае речь идет о единой информационной системе. Однако, несмотря на то, что в настоящее время все открытые закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд проходят в электронном виде с использованием упомянутой ранее ЕИС, остается открытым вопрос цифровизации закрытых конкурсов и закупки наукоемкой продукции.

4. Имеющаяся ЕИС не является полноценной цифровой платформой, однако имеет потенциал для модернизации и перспективы использования в качестве таковой.

Список источников

1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // URL://http//www.consultant.ru/do-cument/cons_doc_LAW_144624/

2. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // ЦЯЪ://-http//www.kremlin.ru/acts/bank/41919.

3. Попов Е., Семячков К. Анализ трендов развития цифровой экономики // Проблемы теории и практики управления. 2017.№ 10.

4. Стырин Е. М., Родионова Ю. Д. Единая информационная система в сфере закупок как государственная цифровая платформа: современное состояние и перспективы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 3. С. 49-66.

5. Стырин Е. М., Дмитриева Н. Е. государственные цифровые платформы: ключевые особенности и основные сценарии развития: мат. доклада к XXII Апрельской междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2021.

6. The Global Risks Report 2021 16th Edition. World Economic Forum. Reports // URL://https://www.wefo-rum.org/reports/the-global-risks-report-2021.

7. Van Caenegem B., Skordas T. Community research activities in secure and trustworthy ICT infrastructures / Telecommunication Systems. 2007. Vol. 35 // URL://https://doi.org/10.1007/s11235-007-9043-3.

References

1. Federal Law No. 44-FZ of April 5, 2013 «On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs» // URL://on HT-TP//VSRconsultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/

2. Decree of the President of the Russian Federation No. 203 dated May 9, 2017 «On the Strategy for the development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030» // URL://http//www.krem-lin.ru/acts/bank/41919.

3. Popov E., Semyachkov K. Analysis of trends in the development of the digital economy // Problems of theory and practice of management. 2017. № 10.

4. Styrin E. M., Rodionova Yu. D. Unified information system in the field of procurement as a state digital platform: current state and prospects // Issues of state and municipal administration. 2020. No. 3. Р. 49-66.

5. Styrin E. M., Dmitrieva N. E. State digital platforms: key features and main development scenarios: mat. of the report to the XXII April International Scientific Conference on problems of Economic and Social Development. M. : Publishing House of the Higher School of Economics, 2021.

6. The Global Risks Report 2021 16th Edition. World Economic Forum. Reports // URL://https://www.wefo-rum.org/reports/the-global-risks-report-2021.

7. Van Caenegem B., Skordas T. Community research activities in secure and trustworthy ICT infrastructures / Telecommunication Systems. 2007. Vol. 35 // URL://-https://doi.org/10.1007/s11235-007-9043-3.

Библиографический список

1. Кузнецова Е. И., Терентьев А. В. Роль финансового контроля в системе государственных и муниципальных закупок // Вестник экономической безопасности. 2020. № 4. С. 266-270.

2. Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов. М. : Юрайт, 2020.

Bibliographic list

1. Kuznetsova E. I., Terentyev A.V. The role of financial control in the system of state and municipal procurement // Bulletin of Economic Security. 2020. No. 4. Р. 266-270.

2. Kuznetsova E. I. Economic security: textbook and workshop for universities. M. : Yurayt, 2020.

Информация об авторе

А. В. Терентьев — адъюнкт 3-го курса факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров по кафедре экономической безопасности, финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author

A. V. Terentyev — Adjunct of the 3rd Year of the Faculty of Training Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel at the Department of Economic Security, Finance and Economic Analysis of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 06.04.2022; одобрена после рецензирования 27.05.2022; принята к публикации 06.06.2022.

The article was submitted 06.04.2022; approved after reviewing 27.05.2022; accepted for publication 06.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.