Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ'

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЛОКАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПОРТАЛ ПОСТАВЩИКОВ Г. МОСКВЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Делятицкая Алла Валерьевна, Проскурнов Дмитрий Викторович

В статье рассмотрена информационная поддержка системы государственных и муниципальных закупок. Новейшие подходы к рассмотрению информационного обеспечения закупочных процессов в процессе развития ЕАИСТ подразумевают постоянную разработку методологического сопровождения на основе государственных требований к темпам и качеству экономического развития страны, в контексте развития классической экономической школы, моделей экономического роста в современных теориях развития. Предлагаемые подходы по решению поставленных задач основываются на следующих принципах: с использованием информационного обеспечения реализуются основные принципы контрактной системы в сфере закупок, предупреждаются коррупционные риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT INFORMATION SUPPORT IN THE PROCESS OF IMPROVING INFORMATION SYSTEMS

The article deals with information support for the system of state and municipal procurement. The latest approaches to the consideration of information support for procurement processes in the development of the EAIST imply the constant development of methodological support based on state requirements for the rate and quality of the country's economic development, in the context of the development of the classical economic school, models of economic growth in modern development theories. The proposed approaches to solving the assigned tasks are based on the following principles: using information support, the basic principles of the contractual system in the field of procurement are implemented, and corruption risks are prevented.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ»

УДК 338.242.2

DOI 10.23672/э9370-3822-8491 -П

Делятицкая Алла Валерьевна

Российский государственный университет правосудия d-av2007@yandex.ru

Проскурнов Дмитрий Викторович

Российский государственный университет правосудия qwerty_0102@icloud.com

Alla V. Delyatitskaya

Russian State University of Justice d-av2007@yandex.ru

Dmitriy V. Proskurnov

Russian State University of Justice qwerty_0102@icloud.com

Информационная

поддержка государственных и муниципальных закупок в процессе совершенствования информационных систем

State and municipal

procurement information support in the process of improving information systems

Аннотация. В статье рассмотрена информационная поддержка системы государственных и муниципальных закупок. Новейшие подходы к рассмотрению информационного обеспечения закупочных процессов в процессе развития ЕАИСТ подразумевают постоянную разработку методологического сопровождения на основе государственных требований к темпам и качеству экономического развития страны, в контексте развития классической экономической школы, моделей экономического роста в современных теориях развития. Предлагаемые подходы по решению поставленных задач основываются на следующих принципах: с использованием информационного обеспечения реализуются основные принципы контрактной системы в сфере закупок, предупреждаются коррупционные риски.

Ключевые слова: информационная поддержка государственных и муниципальных закупок, региональная информационная система, локальная информационная система, региональное предпринимательство, единая информационная система, портал поставщиков г. Москвы, социально-экономическое развитие.

Annotation. The article deals with information support for the system of state and municipal procurement. The latest approaches to the consideration of information support for procurement processes in the development of the EAIST imply the constant development of methodological support based on state requirements for the rate and quality of the country's economic development, in the context of the development of the classical economic school, models of economic growth in modern development theories. The proposed approaches to solving the assigned tasks are based on the following principles: using information support, the basic principles of the contractual system in the field of procurement are implemented, and corruption risks are prevented.

Keywords: information support of state and municipal purchases, regional information system, local information system, regional entrepreneurship, unified information system, Moscow supplier portal, socio-economic development.

Политика совершенствования процесса размещения заказов подразумевает информационную поддержку государственных закупок. Законодательная база, которая регулирует информационные системы в контрактной системе, основана на Законе о контрактной системе, Постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 № 1091 (ред. от 27.12.2019) «О единых требованиях к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и других локальных нормативных актов. Информационное обеспечение муниципальных и государственных закупок представляет

собой многоуровневую систему технических средств и информационных ресурсов, позволяющих выбирать поставщиков конкурентными способами в рамках действующего законодательства, получать данные об исполнении или неисполнении государственных контрактов, планировать будущие закупки. Схематично структура информационного обеспечения контрактной системы и место региональных систем в ней представлена на рисунке 1. Региональные информационные системы делятся на внешние системы размещения заказов и локальные.

Правовую основу функционирования муниципальных и региональных информационных

систем определяют ч. 7-12 ст. 4 Закона о контрактной системе. Пункты данных частей описывают, что муниципальные образования и субъекты РФ имеют право на создание собственных информационных систем в сфере закупок, интегрированных с единой информационной системой. Региональная информационная система создается для того, чтобы облегчить размещение заказов и автоматизировать рутинный процесс по формированию, планированию, контролю и

выполнению расходов бюджетных средств заказчиками, а также консолидировать информацию по закупкам для повышения эффективности решения задач по управлению регионами. В структуре региональной информационной системы, как правило, представлен полный программный комплекс по взаимодействию учредителей (главных распорядителей бюджетных средств) с подведомственными учреждениями-заказчиками.

Рисунок 1 - Место информационного обеспечения региональных систем в общей структуре информационного обеспечения государственных и муниципальных закупок. Источник: составлено и адаптировано автором.

Как показывает практика, подобные системы в настоящее время не столько оптимизируют бюджетные процессы, сколько оправдывают функции контроля за деятельностью государственных учреждений региональными властями. В отличие от локальных систем размещения заказов, внешние системы - это аппаратные комплексы, которые обмениваются данными с ЕИС с помощью протокола АБ2 (протокол передачи файлов из одной информационной системы в другую). На рисунке 1 обозначены примеры тех региональных систем, которые работают по данному протоколу. Локальные информационные системы - это те системы, которые направлены на взаимодействие заказчиков без интеграции с ЕИС в сфере государственных заказов. Администрация города -это высшее звено во время осуществления информационного взаимодействия региональных органов исполнительной власти с подведомственными учреждениями. Главные распорядители бюджетных средств и органы исполнительной власти в региональных информационных системах контролируют деятельность подведомственных учреждений в виде согласования действий, выполняемых в рамках деятельности по закупочным процессам. С целью осуществления контроля и выработки оптимального развития региона на основе полученных данных происходит их консолидация. Ранее, до 2016 года, региональные информационные системы и ЕИС не содержали идентичной информации о закупках,

поскольку отсутствовали требования по включению в ЕИС планов закупок. В связи с этим у региональных властей имелся доступ ко многим данным в полном объеме, на сегодняшний день действует множество ограничений. Данный факт позволил выявить определенные противоречия в работе региональных информационных систем, таких как дублирование процессов, что увеличивало трудоемкость работ по размещению и планированию закупок государственными заказчиками в регионах, а также противоречило важному направлению государственного управления - повышению эффективности государственных и муниципальных закупок. Это подразумевало не только затраты времени ответственных сотрудников, но и постоянное их переобучение программным продуктам и новейшим технологиям в соответствии с требованиями Федерального Закона №44-ФЗ [1].

При учете развития информационного обеспечения в региональном предпринимательстве следует учитывать использование платформ как систему формальных и неформальных алгоритмов и правил с использованием программно-аппаратного обеспечения, нужного для анализа, хранения и передачи данных об участниках взаимодействия. Региональная информационная система во взаимодействии с ЕИС (ЕАИСТ - Портал поставщиков г. Москвы) должна обладать рядом обозначенных характеристик.

В первую очередь, платформа должна быть частью экосистемы, где функционал подразделяется между платформами и присутствуют механизмы интеграции других сервисом и информационных систем. Данный признак должен отражать реальность, которая закреплена в нормативно-правовой базе, а все механизмы интеграции должны быть отражены и закреплены в системе с использование сведений о поставщиках, данных о контрактах, правилах взаимодействия с системой и т.д.

Во-вторых, должны производиться анализ и динамическое формирование, а также:

- обновление информации личных профилей участников;

- обновление списка участников, которые нарушают правила поведения на платформе или мешают репутационной оценке участников.

В контексте государственных региональных закупок под защиту встают зарегистрированные профили поставщиков и потребителей услуг, где присутствует расширенный функционал. Одна из ключевых функциональных характеристик платформы - это цифровой обмен ценностями и полностью цифровое взаимодействий между участниками. Заключение всех сделок, договоров и контрактов, а также отслеживание выполнения задач и произведение оплаты, выявление различных нарушений должно подразумевать в результате обмен ценностями между участниками как обмен денежных средств на товар или услугу. Неотъемлемая часть работы платформы - это первичный арбитраж конфликтов при отраслевом взаимодействии, а также обеспечение обратной связи между участниками. Многоступенчатость системы оценки обратной связи позволяет не только удовлетворять потребности по изъятию размещенной информации, но и оценить функционал работы самой платформы и репутацию участников платформы. Если платформа подразумевает реализацию платежных сервисов для осуществления экономической деятельности, то операторы платформы заключают договор или соглашение с поставщиком на оказание услуг для участников платформы через электронные кошельки, платежные системы и шлюзы, мобильных операторов и т.д. Поиск информации в платформе должен быть структурирован, агрегирован и соответствовать критериям многопараметрического поиска в каталогах. Каталог товаров и услуг должен быть проиндексирован [5].

Помимо этого, при обеспечении коммуникации участников платформы должны быть применены различные инструменты: системы сообщений, видеоконференции, форумы или голосовая связь. Омниканальные рассылки и уведомления о различных событиях являются востребованными инструментами в платформах. Когда закупочная документация размещается в машиночитаемом формате, это позволяет глубоко производить анализ контрактов с учетом требований Закона о контрактной системе, а также предпочтений поставщиков и заказчиков. Промежуточные и финальные отчеты о выполнении или поставке услуг

сравниваются с результатами формально прописанных условий, и выявляются несоответствия с предложениями по их исправлению в рабочем порядке без официальных разбирательств или запросах. Персонализированные рекомендации увеличивают ценность присутствия участника в платформе, если в ней реализованы универсальные инструменты по созданию рекомендательной системы прогнозирования деятельности и оказания помощи участнику в выборе товаров и услуг. Недобросовестное поведение и проверка участников должна осуществляться при помощи встроенных триггеров (индикаторов) контроля и алгоритмов по подаче ценовых предложений, что позволит контролирующим органам эффективно выявлять нарушения в работе, анализируя только те процедуры, которые подозреваются в недобросовестном осуществлении [2].

В данном контексте Портал поставщиков г. Москвы полностью соответствует заявленным требованиям, что подробно рассмотрено во второй главе. Основные показатели экономической политики г. Москвы, которые были достигнуты в целях реализации общесистемных мер экономической политики - это увеличение прозрачности и конкурентности закупочных процедур. Именно применение информационных технологий в области государственных закупок позволяет устранить недостатки, которые могут возникнуть в процессе использования бюджетных средств. Совершенствование закупочных процедур достигается за счет автоматизации рабочих стадий процессов и автоматизации информационных систем, задействованных в контроле, планировании и осуществлении государственных закупок. Наиболее важное условие для повышения эффективности -это реализация принципов единства стандартов и параметров контрактации, предусмотренных в ЕИС. Информационная система портала поставщиков отражает все фактические сведения и всю необходимую информацию, предназначенную для открытого доступа и облегчающую деятельность поставщиков и заказчиков. В идеологии информационных ресурсов в системе ЕАИСТ выстроены единые требования, которые соответствуют одному из принципов контрактной системы - единству. Именно система еАиСТ отслеживает различные действия, такие как доступное финансирование по данным Департамента финансов города Москвы, план закупки и сформированные объекты закупок, планы-графики по детализированным объектам закупок, сведения о передаче планов-графиков на Общероссийском официальном сайте закупок в структурированном виде, формирование и отправки заявок по пополнению кодов СПГЗ и КПГЗ (Справочник конкретных предметов государственного заказа и Классификатор предметов государственного заказа) [3]. Ежегодную экономию можно проследить на всех этапах цикла закупки (рис. 2).

Выводы.

Этап размещения закупки позволяет использовать различные возможности: внесение атрибутов закупки в лот, опубликованный в плане-графике, подготовка документации по закупке, стандартизация шаблонов технических заданий и

проектирование контрактов, внесение изменений в закупку, публикация извещения об отмене закупки, прохождение экспертизы начальной максимальной цены, централизация закупочной деятельности. Данные аспекты позволяют развивать конкуренцию и стандартизировать закупки [4].

Важным аспектом является тот факт, что система подвергается разработке и улучшению современных инструментов статистического анализа закупок, а также формированию критериев и показателей, позволяющих расширить статистику закупок по сравнению с имеющимися показателями.

Рисунок 2 - ЕАИСТ г. Москвы Источник: составлено и адаптировано автором

Новейшие подходы к рассмотрению информационного обеспечения закупочных процессов в процессе развития ЕАИСТ подразумевают постоянную разработку методологического сопровождения на основе государственных требований к темпам и качеству экономического развития страны, в контексте развития классической экономической школы, моделей экономического роста в современных теориях развития. При использовании информационного обеспечения реализовыва-ются основополагающие принципы контрактной системы в сфере закупок, предупреждаются коррупционные риски. Методологическое сопровождение высоко востребовано: в части поль-

Литература:

1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

2. Андреев Н.Ю. Экономическая конкуренция на рынке государственных закупок товаров, работ, услуг / Н.Ю. Андреев // Сегодня и завтра Российской экономики. 2016. № 78. С. 40-46.

3. Дёгтев Г.В. Информационные ресурсы как основа формирования эффективной контрактной системы в сфере закупок города Москвы / Г.В. Дёгтев // Вестник Университета Правительства Москвы. 2017. № 1. С. 2-7.

4. Сергеева С.А. Информационная база и система показателей государственных закупок / С.А. Сергеева // Успехи современной науки. 2016. Т. 3. № 12. С. 110-112.

5. Gladilina I.P. Creativity-oriented Approach of Higher Education in Russian Federation / I.P. Gladilina [et al.] // International Review of Management and Marketing. 2016. 6(S3). P. 270-274.

зователей присутствуют реестры контрактных служб, комиссий, пользователей, в части заказчиков присутствуют данные финансовых органов, поставщиков - сверки данных с ФНС (ЕГРЮЛ), а классификаторы КПГЗ и СПГЗ связаны с ОКПД и ОКЕИ, что позволяет в автоматическом режиме обновлять сведения. Комплекс управленческих механизмов для решений проблем информационного обеспечения - это часть решений научной задачи по устойчивому социально-экономическому развитию не только столичного мегаполиса, но и регионов в последующем развитии.

Literature:

1. Federal Law «On the contractual system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs» dated 05.04.2013 № 44-FZ.

2. Andreev N.Yu. Economic competition in the market for state purchases of goods, works, services // Today and tomorrow of the Russian economy. 2016. № 78. P. 40-46.

3. Dyogtev G.V. Information resources as the basis for the formation of an effective contract system in the p roc u re ment of the city of Moscow / G.V. Dyogtev // Bulletin of the University of the Government of Moscow. 2017. № 1. P. 2-7.

4. Sergeeva S.A. Information base and system of public procurement indicators / S.A. Sergeeva // Successes of modern science. 2016. Vol. 3. № 12. P. 110-112.

5. Gladilina I.P. Creativity-oriented Approach of Higher Education in Russian Federation / I.P. Gladilina [et al.] // International Review of Management and Marketing. 2016. 6(S3). P. 270-274.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.