Сущность и содержание информационного обеспечения государственных закупок товаров, работ и услуг
сч сч £
Б
а
2 ©
Зернова Екатерина Евгеньевна
аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», [email protected]
В работе исследуются проблемы институциона-лизации процесса внедрения информационные технологий в процесс осуществления государственных закупок товаров, работ и услуг. Показан процесс развития современных информационных систем, обеспечивающих прозрачность процессу осуществления государственных закупок, в том числе инструменты осуществления информационного взаимодействия между участниками закупочного процесса, а также осуществления контроля и государственного регулирования. В работе показано, что применение информационных систем в системе государственных закупок позволяет достичь целей регулирования экономики ни федеральном и региональном уровне, в том числе таких как определения необходимой доли участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процессе закупок, реализации преференций отечественным производителям в различных отраслях промышленности, реализовывать эффективный диалог между государством в части эффективного распределения ресурсов. Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, информационные системы, прозрачность государственного регулирования, государственные закупки, развития предпринимательства
В системе государственного регулирования в качестве каналов «обратной связи» выступают информационные потоки. Они организованы по иерархическому принципу, в соответствии с которым высший уровень управления должен получать лишь обобщенную аналитическую информацию по ключевым направлениям деятельности субъекта хозяйствования, включая систему государственных закупок.
В этой связи с целью повышения эффективности управления системой государственных закупок, а также для повышения уровня прозрачности закупочных процедур информационное обеспечение данной системы предполагает использование информации, информационных и телекоммуникационных технологий. Это осуществляется в первую очередь посредством расширения доступа к информации о размещаемых закупках, что способствует участию в конкретной закупке максимального числа участников, заключению контрактов на выгодных условиях, формируя тем самым конкурентную среду.
Создание и развитие информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок в Российской Федерации прошло несколько этапов.
1. Создание общероссийского официального сайта (2015 год)
Реализация единых механизмов размещения и поиска информации по закупкам для всех государственных и муниципальных заказчиков.
2. Создание единой информационной системы в сфере закупок (2016 год)
Сформирована Единая информационная система, обеспечивающая управление
государственными закупками.
3. Интеграция ЕИС с ГИИС «Электронный бюджет», РМИС и иными ИС (2017 год).
Обеспечено единство закупочного и бюджетного процессов.
Содержание информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок (в части электронных процедур) закреплено в Положении «О размещении на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 N 913.
Единая информационная система (ЕИС) создана в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок. ЕИС, взаимодействуя с другими информационными системами, обеспечивает ряд необходимых процедур в сфере госзакупок. Во-первых, в соответствии с Законом 44-ФЗ (часть 1 статьи 1) обеспечивает участников контрактной системы в сфере закупок данными (в части их формирования, обработки, хранения и предоставления, в том числе в автоматизированном формате).
Во-вторых, осуществляет контроль следующей информации (на предмет соответствия):
■ объема финансового обеспечения, включенного в планы закупок, объем финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
■ данных, включенных в планы-графики закупок и содержащихся в планах закупок;
■ данных, содержащихся в извещениях об осуществлении закупок и в документации о закупках, а также, содержащихся в планах-графиках закупок;
■ данных, содержащихся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также, содержащихся в документации о закупках;
■ условий проекта контракта, направляемого участнику закупки (в форме электронного документа), с которым заключается контракт,
■ данных, содержащихся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
■ данных о контракте, включенных в реестр контрактов, заключенных заказчиками, а также условиям контракта.
В-третьих, использование электронной подписи для подписания электронных документов, а также обеспечивает возможность проверки электронной подписи в период хранения документов в ЕИС.
В-четвертых, обеспечивает возможность размещения документов в соответствии с Законом 44-ФЗ и Законом 223-ФЗ, обмен между участниками контрактной системы в сфере закупок электронными документами, которые предусмотрены законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
В-пятых, в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд формируется и ведется каталог товаров, работ, услуг.
В-шестых, обеспечивает следующие возможности (в соответствии с Законом 44-ФЗ):
■ осуществление мониторинга закупок;
■ осуществление мониторинга и оценки соответствия планов (или их проектов и изменений) закупки товаров, работ, услуг, а также субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям законодательства РФ на предмет их участия в закупках;
■ проведение анализа и аудита закупок;
■ получение из базы ЕИС необходимой информации для осуществления контрольных функций.
Правительством РФ устанавливаются требования к обеспечению функционирования процессов, а также порядок функционирования ЕИС как базового государственного информационного ресурса, регламентируемого Постановлением Правительства РФ от 14.09.2012 N 928 «О базовых государственных информационных ресурсах».
Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте ЕИС, имеющим доменное имя www.zakupki.gov.ru. Федеральное казначейство, являющееся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляет ряд функции в отношении ЕИС, в частности, осуществляет регистрацию субъектов в единой информационной системе, вырабатывает функциональные требования к ЕИС в сфере закупок (по согласованию с Минфином РФ), предложения по ее развитию, ведению, обслуживанию и т. д. При этом Минэкономразвития РФ и
Федеральное казначейство осуществляют свои полномочия в отношении ЕИС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.04.2017 N 442 «Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок, по установлению порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 996».
В соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок могут привлекаться организации по обслуживанию, которым передаются функции по размещению на официальном сайте информации по вопросам контрактной системы в сфере закупок. После прохождения процедур идентификации, аутентификации и авторизации, зарегистрированные в единой информационной системе субъекты ЕИС, получают доступ к ЕИС для осуществления функций в соответствии с полномочиями, установленными Законом 44-ФЗ, Законом 223-ФЗ и иными нормативно-правовыми актами.
Единая информационная система взаимодействует с иными информационными системами:
■ государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет»;
■ электронной площадкой, предусмотренной Законом 44-ФЗ и Законом 223-ФЗ;
■ региональными и муниципальными информационными системами в сфере закупок;
■ информационной системой Федеральной антимонопольной службы, обеспечивающей ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков исполнителей);
■ информационной системой контрольных органов в сфере закупок, органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
■ аналитической информационной системой обеспечения открытости деятельности федеральных органов испол-
нительной власти, размещенной в сети «Интернет» (www.programs.gov.ru);
■ информационные системы, обеспечивающие формирование и размещение информации в соответствии с Законом 223-ФЗ;
■ иные информационные системы.
Информация, содержащаяся в единой
информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
Правительством РФ определяются один или несколько федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке функциональных требований к единой информационной системе, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы, по установлению порядка регистрации в единой информационной системе и порядка пользования единой информационной системой. Субъекты РФ и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой. Единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок устанавливаются Правительством РФ. Порядок функционирования и использования региональных и муниципальных информационных систем в сфере закупок устанавливается актами соответственно высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций.
Интеграция информационных систем с единой информационной системой достигается следующим образом. Во-первых, посредством информационного взаимодействия указанных систем с единой информационной системой, обеспечивающего гарантированную передачу в единую информационную систему и размещение в ней электронных документов и информации, предусмотренных Законом 44-ФЗ. Если формирование таких электронных документов и информации осуществляется в региональных и муниципальных информационных системах в сфере закупок, исчисление предусмотренных Законом 44-ФЗ сроков размещения таких электронных документов и информации в единой информационной системе начинается с момента фиксации
О £
ю
5
2
времени поступления таких электронных документов и информации в единую информационную систему. В-вторых, посредством пользования указанными информационными системами базами данных единой информационной системы. В-третьих, установлены единые технологические и лингвистические требования к информации, обработка которой осуществляется в указанных системах. В-четвертых, посредством размещения информации о закупках на официальном сайте.
Литература
1. Dawar K., Oh S. C. The role of public procurement policy in driving industrial development. - 2017.
2. Osborne S. P., Brown L., Walker R. M. (ed.). Innovation in Public Services: Theoretical, managerial, and international perspectives. - Routledge, 2017.
3. Борисов А. Н., Трефилова Т. Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(-постатейный) //М.: Деловой двор. -2013.
4. Борисова Е. В. Роль государственных закупок в формировании инновационной экономики России //Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2015. - №. 2.
- С. 11-15.
5. Гладилина И., Сергеева С. Общественное обсуждение и общественный контроль закупок //Самоуправление. -2013. - №. 12. - С. 13-15.
6. Ковалев А. М. Рынок государственных закупок как действенный инструмент государственного регулирования экономики страны //Финансы и кредит. - 2012.
- №. 20 (500).
7. Мельничук В. А., Самарин А. М. od Альтернативные примеры организации
CD
СМ
СМ £
Б
ей
2 ©
систем государственных закупок //Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2017. -№. 4 (24).
8. Московцева Л. В., Митрофанова О. Н. Нарушения интересов участников закупок как фактор снижения эффективности контрактной системы //Инновационная экономика и право. - 2017. - №. 4. - С. 29-34.
9. Седова М. В. Контрактная система России как новый финансовый инструмент //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2014. - №. 4 (20).
10. Федотов А. В. Развитие контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечение государственных и муниципальных нужд //Современное состояние и перспективы развития российского и международного законодательства. - 2017. - С. 215-219.
11. Шешукова Т. Г. Эффективность осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях: методический аспект //Международный бухгалтерский учет. - 2018. - Т. 21. - №. 2. - С. 149158.
The core and matter of information support for public procurement of goods, works and services Zernova E.E.
Moscow city university of management of the
Government of Moscow In paper issued the tasks of information technologies institutionalization in the process of public procurement of goods, works and services. The process of development of modern information systems providing transparency to the process of public procurement. It is shown, that including tools for the implementation of information interaction between participants in the procurement process, as well as control and state regulation is shown. The paper shows that information systems in the public procurement system using allows achieving the key goals of economic regulation on the federal and regional levels, including such as determining the necessary share of small and medium-sized enterprises in the procurement
process, the implementation of preferences for domestic producers in various industries, implement an effective dialogue between the state regarding the effective allocation of resources.
Keywords: public procurement, information systems, public regulation transparency, business development References
1. Dawar K., Oh S. C. The role of public procurement
policy in driving industrial development. -2017.
2. Osborne S. P., Brown L., Walker R. M. (ed.).
Innovation in Public Services: Theoretical, managerial, and international perspectives. -Routledge, 2017.
3. Borisov A. N., Trefilova T. N. The comment to
the Federal law «About Contract System in the Sphere of Purchases of Goods, Works, Services for Ensuring the State and Municipal Needs» (itemized)//M.: Business yard. - 20l3.
4. Borisov E.V. Rol of government procurement in
formation of innovative economy of Russia// Intelligence. Innovations. Investments. - 2015.
- No. 2. - Page 11-15.
5. Gladilina I., Sergeyev Page. Public discussion
and public control of purchases//Self-government. - 2013. - No. 12. - Page 1315.
6. Kovalyov A. M. Market of government procurement as effective instrument of state regulation of national economy//Finance and credit. - 2012. - No. 20 (500).
7. Melnichuk V. A., Samarin A. M. Alternative
examples of the organization of systems of government procurement//Bulletin of the Siberian institute of business and information technologies. - 2017. - No. 4 (24).
8. Moskovtseva L. V., Mitrofanova O. N. Violations
of interests of participants of purchases as factor of decrease in efficiency of contract system//Innovative economy and right. - 2017.
- No. 4. - Page 29-34.
9. Sedova M. V. Contract system of Russia as new
financial instrument//WORLD (Modernization. Innovations. Development). - 2014. - No. 4 (20).
10. Fedotov A. V. Development of contract system in the sphere of purchases of goods, works and services for ensuring the state and municipal needs//the Current state and the prospects of development of the Russian and international legislation. - 2017. - Page 215219.
11. Sheshukova T. G. Efficiency of implementation of government procurement in budgetary institutions: methodical aspect//International accounting. - 2018. - T. 21. - No. 2. - Page 149-158.