Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационная инфраструктура как элемент развития контрактной системы'

Информационно-коммуникационная инфраструктура как элемент развития контрактной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контрактная система / государственные закупки / управление в сфере закупок / цифровизация / автоматизация закупочной деятельности / информационно-коммуникационная инфраструктура / contract system / public procurement / procurement management / digitalization / automation of procurement activities / information and communication infrastructure

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Николаевич Литвиненко, Игорь Евгеньевич Гусаров

В статье рассматриваются перспективы развития отечественной контрактной системы на основе информатизации и автоматизации. Автором проанализированы основные аспекты организационного обновления и развития информационно-коммуникационной инфраструктуры государственных закупок и возможности модернизации существующей системы. На основе выявленных противоречий определены перспективные направления дальнейшего развития сферы закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and communication infrastructure as an element of the contract system development

The article discusses the prospects for the development of the domestic contract system based on informatization and automation. The author analyzes the main aspects of organizational renewal and development of the information and communication infrastructure of public procurement and the possibility of modernization of the existing system. On the basis of the revealed contradictions, promising directions for further development of the procurement sphere are determined.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационная инфраструктура как элемент развития контрактной системы»

Научная статья УДК 338

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-337-343 NIION: 2003-0059-6/21-127 MOSURED: 77/27-003-2021-06-326

Информационно-коммуникационная инфраструктура как элемент развития контрактной системы

Александр Николаевич Литвиненко1, Игорь Евгеньевич Гусаров2

1 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, Lanfk@mail.ru,

ORCID 0000-0003-0599-4027

2 Военная академия материально-технического обеспечения, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются перспективы развития отечественной контрактной системы на основе информатизации и автоматизации. Автором проанализированы основные аспекты организационного обновления и развития информационно-коммуникационной инфраструктуры государственных закупок и возможности модернизации существующей системы. На основе выявленных противоречий определены перспективные направления дальнейшего развития сферы закупок.

Ключевые слова: контрактная система, государственные закупки, управление в сфере закупок, цифрови-зация, автоматизация закупочной деятельности, информационно-коммуникационная инфраструктура

Для цитирования: Литвиненко А. Н., Гусаров И. Е. Информационно-коммуникационная инфраструктура как элемент развития контрактной системы // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 337-343. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-337-343.

Original article

Information and communication infrastructure as an element of the contract system development

Alexander N. Litvinenko1, Igor E. Gusarov2

1 Saint-Petersburg University of the MIA of Russia, Saint-Petersburg, Russia, Lanfk@mail.ru,

ORCID 0000-0003-0599-4027

2 Military Academy of Logistics, Saint-Petersburg, Russia

Abstract. The article discusses the prospects for the development of the domestic contract system based on informatization and automation. The author analyzes the main aspects of organizational renewal and development of the information and communication infrastructure of public procurement and the possibility of modernization of the existing system. On the basis of the revealed contradictions, promising directions for further development of the procurement sphere are determined.

Keywords: contract system, public procurement, procurement management, digitalization, automation of procurement activities, information and communication infrastructure

For citation: Litvinenko A. N., Gusarov I. E. Information and communication infrastructure as an element of the contract system development. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;(6):337-343. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-337-343.

Введение. В Российской Федерации сформирована контрактная система для обеспечения государственных нужд. Сфера закупок представляет собой многоуровневую организационно-техническую структуру,

влияющую на бизнес, его ИТ-архитектуру и включающую в себя основные правила, процессы, процедуры, каталоги товаров и поставщиков. Среди основных целей управления закупками — повышение эффек-

© Литвиненко А. Н., Гусаров И. Е., 2021

тивности и конкурентоспособности, оптимизация расходов, обеспечение бесперебойной поставки качественных товаров, формирование круга надежных контрагентов, максимизация доходов и минимизация издержек, унификация и стандартизация номенклатуры закупаемых товаров, улучшение корпоративного взаимодействия, — информатизация и автоматизация закупочной деятельности являются одновременно и целью, и инструментами.

В условиях формирования цифровой экономики внедрение информационно-технологических решений в деятельность организации повышает производительность труда, снижает издержки, увеличивает оборачиваемость как финансовых ресурсов, так и оборотных средств.

Контрактная система активно автоматизирует закупочную деятельность и развивается под воздействием ряда стимулов: минимизация издержек (включая трудозатраты и сроки бизнес-процессов) как стратегическая цель организации; централизация управления и унификация бизнес-процессов; внедрение централизованных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации; технологическое развитие и формирование глобальных электронных торговых платформ; оперативность предоставления данных для принятия решений; прозрачность и контролируемость закупок; соблюдение регуляторных требований в части хранения информации. Немаловажным фактом является стимулирующая роль закупочной деятельности со стороны государства-заказчика, выступающего «первым покупателем» нового продукта [8].

Поступивший в июне текущего года в Совет Федерации правительственный законопроект об упрощении госзакупок вызвал обсуждение в экспертной среде [7]. Новый закон предполагает упростить порядок определения подрядчиков (исполнителей), «отсечь» участие в закупках недобросовестных участников и фирм-однодневок.

Методологической основой работы при решении поставленных задач стало использование процессного и ситуационного подходов.

Анализ развития контрактной системы. К основным факторам, влияющим на развитие информационных технологий в отечественной системе государственных закупок относятся: ИКТ, сетевые навыки; инвестиции и инновации; условия ведения бизнеса; конкуренция и коррупция.

Особенностями контрактных систем являются: планирование в обеспечении государственных нужд, ценовой мониторинг, формирование типовых контрактов, модификация инструментов контроля и оценки результатов исполнения контрактов, накопление информационных ресурсов [5]. Сравнительный анализ эффективности применения различных вариантов каждого инструмента позволит определить пер-

спективные направления развития для отечественной контрактной системы.

Происходящая научно-техническая революция требует построения отечественной контрактной системы в новой институциональной форме — как элемента будущей «умной» экономики. В то же время результаты анализа трудов как отечественных, так и зарубежных специалистов в части институализации, трансформации и цифровизации контрактной системы пока не нашли должного практического отражения. Помимо научного базиса перехода к электронному формату контрактная система нуждается в соответствующем методическом обеспечении. Внедрение качественных сетевых коммуникаций и инновационных технологических решений невозможно без соответствующего нормативно-правового и организационно-методического обеспечения сопровождения. От правительства требуется организационная гибкость и адаптивность, нормативно-правовое поле не должно создавать административные барьеры для появления новых институтов в цифровой экономике, а также защищать пользователей и потребителей от рисков и вызовов, характерных для цифровой среды.

Внедрение единой информационной системы государственных закупок позволило вывести организацию контрактной системы на новый уровень и повысить конкуренцию на рынке государственного заказа. В то же время нельзя останавливать развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры (ИКИ) исключительно на формировании цифровой среды взаимодействия заказчиков и поставщиков.

Под развитием ИКИ следует понимать совокупность процессов и направлений совершенствования программно-вычислительных инструментов реализации закупочной деятельности, цифровизации отдельных этапов и процедур закупки, модернизации существующей информационно-технической базы.

Уровни развития сферы закупок. Для систематизации, расширения и углубления знаний в данном набавлении, разработки, внедрения и оценки эффективности инструментов обеспечения закупочной деятельности, на наш взгляд, целесообразно выделить три уровня информационно-коммуникационного развития сферы закупок: развитие ИКИ контрактной системы; информационно-коммуникационное развитие государственного заказчика; информационно-коммуникационное развитие компаний-исполнителей.

Рассматривая первый уровень классификации выделим тенденции, которые сейчас определяют развитие всей сферы государственных закупок.

Одним из направлений развития сферы закупок является глобализация закупочного пространства, которая выражается в масштабировании взаимодействия электронных площадок участников ЕАЭС. Перспективным инструментом воплощения данной идеи

выступают платформы электронной коммерции. По сути это первые глобальные маркетплейсы, которые делают доступными закупки, позволяют продвигать товары российских производителей на электронных площадках стран ЕАЭС. Данное направление считается перспективным, так как позволяет связать между собой всех потенциальных покупателей и продавцов. Из реализованных в нашей стране проектов, можно отметить Единый агрегатор торговли «Березка» (ЕАТ «Березка»), Портал поставщиков Москвы, у РТС-тендер — 52 электронных магазина и 11 корпоративных магазинов.

Успешность проектов по интернационализации рынка позволит упростить процесс проведения закупки, поставив факторы времени и качества продукции в один ряд с приоритетным для бюджетной системы критерием цены.

Стратегической целью развития закупочных технологий должен стать переход на платформу, позволяющую осуществление закупки у поставщика с наилучшим предложением, а не субъективно выбранного производителя. На сегодняшний день анализируется

возможность внедрения и использования BI-систем для планирования поставок: сбор и анализ данных из множественных источников, очистка, установление связей, построение моделей с регулируемыми параметрами [11]. Для этих целей необходимо соответствующее программное и техническое обеспечение, связанное с обработкой больших массивов данных, связанных с анализом качественных и количественных характеристик предлагаемой поставщиками продукции (работ, услуг).

Уже в ближайшее время возможно принятие на федеральном уровне трансграничных решений, направленных на построение единой витрины торгов Россия-Белоруссия-Казахстан в виде глобального e-commerce маркета.

Сегодня государство, как главный заказчик и потребитель в цифровой экономике, предопределяет развитие системы закупок. Проводимая политика должна основываться на наборе эффективных инструментов информационно-телекоммуникационного обеспечения для минимизации издержек от несовершенства рынка государственного заказа [2] (см. табл. 1.).

Таблица 1

Долгосрочная стратегия информационно-коммуникационного развития сферы закупок

Направление Цель Инструмент

Технологическое обновление и развитие Безопасность Блокчейн

Сокращение сроков Смарт контракты

Автоматизация закупок Интеллектуальная информационная система

Модернизация Глобализация Глобальный e-commerce маркет

Упрощение Закупки у поставщика, сделавшего наилучшее предложение

Конкуренция Глобальный e-commerce маркет

Транспарентность Блокчейн

Оптимизация расходов Автоматизация закупочной деятельности

Второй уровень — информационно-телекоммуникационное развитие государственного заказчика — предполагает анализ перспективных информационно-технологических решений в части возможностей внедрения и использования в отечественной контрактной системе. С учетом международного опыта и тенденций развития отечественных бизнес-структур выделяют пять ключевых технологических трендов, способных повысить эффективность автоматизации закупок [1].

1. Блокчейн как список безотзывных транзакцион-ных записей. Каждая транзакция содержит обязательный набор реквизитов, в том числе время, и находится жесткой привязке к предыдущим записям. Данная технология представляет практический интерес для трансформации закупочных процедур на основе информационно-технических решений для хранения и

обработки данных, а также управления контрактами в целом. Блокчейн может повысить прозрачность и снизить коррупционные риски государственных закупок. Каждый субъект закупки, обладающий правом доступа, может в любой момент просмотреть необходимую транзакционную запись. Безотзывный характер транзакций снижает риски всех субъектов закупочной деятельности.

2. Смарт-контракт представляет собой контракт с программными кодами. По своей сути это программное обеспечение или протокол, работающий на технологической платформе и базе блокчейна. Данная технология может применяться для автоматизации исполнения положений контракта и потенциально может прийти на смену сложным юридическим документам. С помощью смарт-контрактов потенциал блокчейн-технологий позволит автоматизировать

весь процесс управления контрактами. Внедрение и использование смарт-контрактов в организации закупочной деятельности - в зависимости от возможностей, специфики и потребностей — может быть как пределах одного положения контракта, так и в рамках управления полным циклом контракта. Фундаментальные разработки в данной области предполагают переход на смарт-контракты как отдельных подразделений, ответственных за закупки, так и организаций в целом с последующим функционированием всей экосистемы на данной основе.

На сегодняшний день несовершенная нормативно-правовая база регулирования государственных закупок, а также недостатки информационного обеспечения субъектов закупок ограничивают переход к системе смарт-контрактов [1].

3. Управление жизненным циклом контракта представляет собой переход от управления отдельными закупочными процедурами к единому процессу проак-тивного управления контрактом. Данная технология позволит минимизировать ряд рисков некачественного управления: ухудшение деловой репутации организации; упущенная выгода от незаключенных контрактов; увеличение издержек при изменении условий контракта; продление и преждевременное прекращение, штрафы, потерянные доходы.

В тактических целях ^М-решения применяются либо в корпоративном масштабе, либо на уровне подразделения, либо могут быть развернуты тактически в рамках конкретного контракта. На сегодняшний день CLM-решения организации применяют для: обеспечения документооборота и архивного хранения контрактов; реализации корпоративных решений, обеспечивающих функциональные взаимодействие между структурными подразделениями; улучшения функциональности пользовательского интерфейса и аналитики, интеграции с существующими приложениями; выявления новых тенденций контрактов в сети поставок.

4. Искусственный интеллект для закупок — это концепция применения технологий искусственного интеллекта (прогнозирующая аналитика, когнитивные эксперты). В сфере закупок может применяться при классификации расходов и анализе контрактов, для повышения эффективности деятельности при управлении рисками, подборе исполнителей, автоматизации поиска поставщиков и др.

5. Роботизированная автоматизация процессов ^РА) сочетает технологии распознавания пользовательского интерфейса и выполнения рабочих процессов. RPA-процессы направлены на передачу функций и задач, требующих выполнения цикличных и повторяемых действий от человека к программному обеспечению (роботу).

На уровне информационно-коммуникационного развития компаний-исполнителей закупочная де-

ятельность занимает все большее место в системе управленческих отношений организации. Рентабельность компаний определяется успешностью внедрения результатов технологического развития. Кроме того, формирование полноценной экосистемы предприятия на основе развития информационно-коммуникативной инфраструктуры, системы управления закупками и получения возможности для принятия решения в режиме реального времени для многих компаний становится не просто модным трендом, а вопросом конкурентоспособности и выживания [3].

Закупочный процесс с позиций финансовой деятельности практически для каждой организации является предметом нормативного регулирования и контроля. С учетом организационно-правовой структуры и статуса организации применяются соответствующие специальные регуляторные подходы [9; 10].

Следует отметить, что структуре расходной части бюджета организаций с государственным участием закупки товаров и услуг варьируются от 25 до 65 %. Безусловно, значительные расходы требуют соответствующего планирования, контроля и анализа. Автоматизация закупочной деятельности позволяет обеспечить: оперативность доступа к большим объёмам информации, уменьшение вероятности проявления коррупционных рисков, непрерывность мониторинга соблюдения условий проведения закупок, качество управленческих решений, формирование функционально-иерархического разграничения ответственности между подразделениями, осуществляющими закупочную деятельность.

При этом для автоматизации закупочной деятельности заказчик должен конкретизировать требования к функциональным возможностям системы, способности её интеграции с действующими информационными системами, внешними электронными торговыми площадками.

Практическое выражение автоматизации закупочной деятельности организации заключается в следующих аспектах: анализ рыночных цен; мониторинг количественных и качественных показателей по всем закупкам; проверка наличия опыта выполнения соответствующих заказов у потенциальных поставщиков; контроль за изменениями в конкурсную документацию; анализ требований заказчика; интеграция системы с действующими сетевыми информационными ресурсами; проверка аффилированности участников закупочной деятельности.

Ключевой драйвер развития всей сферы закупок — ее цифровизация. Учитывая комплексный характер данного процесса, направлениями его развития выступают: повсеместный переход на электронную форму и документооборот, интеграция с ЕИС, повышение прозрачности сферы закупок за счет усиления контрольных мероприятий посредством автоматизации.

Несмотря на очевидные положительные ожидаемые изменения в результате автоматизации, как для сегмента коммерческих закупок, так и для регулируемых закупок, следует различать цели и приоритеты в процессе внедрения данных. Так, в сфере корпоративных закупок, в том числе с государственным участием, ожидаемые экономические выгоды от внедрения систем автоматизации закупочной являются приоритетными в качестве инструмента максимизации прибыли и оптимизации издержек.

Однако для государственных закупок на практике первичным будет формальное исполнение требований регулятора. Экономические выгоды в виде повышения производительности труда, качества и прозрачности закупочной деятельности, уменьшения коррупционных рисков и роста эффективности деятельности предприятий государственного сектора экономики, вторичны, не всегда осязаемы.

Безусловно, система государственных закупок, как и многие другие сферы присутствия государства в экономике, развивается значительно медленнее отраслей, генерирующих прибыль экономических субъектов. В связи с этим имеет смысл обратить внимание на те практические решения, которые уже применяются отдельными компаниями, рассмотреть возможность адаптации их в сфере закупок, рассчитать бюджетный и экономический эффект от внедрения.

Формирование интеллектуальной контрактной системы. Фундаментальные основы трансформации отечественной системы государственных закупок в интеллектуальную контрактную систему заложены Бижоевым Б. М. Использование информационно-вычислительных систем с интеллектуальной поддержкой для обеспечения государственных и муниципальных нужд стало важным элементом инфраструктуры государственного сектора экономики и электронного правительства.

Сущность интеллектуальной системы выражается в формировании и развитии программной системы, представляющей собой совокупность взаимодействующих элементарных структур и процессов. Целевая функция данной системы заключается в передаче от человека традиционных функций конкретной предметной области к программным средствам искусственного интеллекта [5].

Формирование интеллектуальной контрактной системы в сфере закупок предполагает поэтапное внедрение информационно-технических решений, позволяющих автоматизировать отдельные элементы управления контрактом. Реализация концепции такой контрактной системы уже началась. Совместная разработка ФАС и ГК «Ростех» позволяет в автоматизированном режиме выполнять предусмотренные законом закупочные процедуры [4].

Формировать предмет закупки и начальную цену

на стадии планирования до объявления закупок, анализировать расходы, управлять рисками, подбирать поставщиков — все это может оптимизировать искусственный интеллект для закупок.

На этапе заключения контракта процесс проверки потенциальных контрагентов на предмет соответствия единым требованиям может быть автоматизирован посредством RPA-технологий.

Исполнение контракта, прежде всего, финансовых условий, возможно перевести на новый уровень за счет внедрения смарт-контрактов, расширенных при помощи блокчейн-технологий. Блокчейн позволит перевести все транзакции на специальные счета, что повысит прозрачность и снизит коррупционные риски, а смарт-контракты переведут исполнение отдельных положений контракта в автоматизированный процесс. Такое сочетание позволит приблизиться к переходу на управление полным циклом контракта.

Мониторинг, управление и контроль над соблюдением всех условий контракта целесообразно проводить с применением CLM-технологий. Для эффективности проведения закупок необходима реализация корпоративных решений, обеспечивающих функциональные взаимодействие между всеми структурными единицами организации, а также улучшение функциональности пользовательского интерфейса и аналитики, интеграция с существующими приложениями.

Необходимо дополнить данные концептуальные направления развития сферы закупок еще одним глобальным информационно-технологическим трендом -переходом на «облачные» технологии. Концепция использования облачных решений (IaaS, PaaS, SaaS) является одним из стратегических императивов в бизнес-применении информационных технологий. В отечественной контрактной системе целесообразно внедрение «облачной» платформы, повышающей безопасность и открытость всей контрактной системы, а также позволяющей сократить издержки содержания информационно-коммуникативной системы закупочной детальности в целом, и каждого участника в частности (см. табл. 2).

Заключение. На пути реализации оптимизационного законопроекта [4] в сфере госзакупок остается ряд неразрешенных противоречий между:

• сокращением сроков проведения закупочных процедур посредством уменьшения числа способов закупок с отказом от сложных процедур (с одиннадцати до трех) и потенциальной опасностью потери эффективности проведения закупки, в том числе закупки менее качественных товаров;

• сохранением аукциона (в нем главным критерием отбора является цена) как наиболее распространенного в России способа госзакупок и наличием «аукционного крена», трактующе-

го, что областью применения такого способа являются продажи, а не закупки; нововведением в форме универсальной пред-квалификации, призванной не допустить к крупным закупкам (от 20 млн рублей) недобросовестных поставщиков, а также компаний без опыта работы в рамках контрактной системы, и опасностью того, что это может послужить ограничению конкуренции; введением рейтинга деловой репутации участ-

ников и появлением ограничений для участников закупок, в том числе по контрактам, заключенным по результатам «закрытых» госзакупок.

Разрешение этих противоречий на основе информатизации и автоматизации закупочных процессов в российской контрактной системе позволит минимизировать существующие риски и повысить эффективность, открытость и прозрачность системы государственных закупок.

Таблица 2

Сферы применения технологий в интеллектуальной контрактной системе

Стадия контракта Сфера Возможные технологии Ожидаемый эффект

Планирование и нормирование закупок Каталог закупок Искусственный интеллект Осуществление и обновление в автоматическом режиме процедур закупок

Информационный поиск Искусственный интеллект Автоматическая подборка и выдача результатов, кастомизированная рассылка закупок по видам деятельности

Определение НМЦК ПО для АЗД, анализ больших массивов данных Правильное определение НМЦК в автоматизированном режиме

Формирование предмета закупки ПО для АЗД Точное формирование предмета закупки в автоматизированном режиме

Заключение контракта Поиск наилучших предложений Искусственный интеллект, смарт контракт автоматическое заключение контракта с лучшим по соотношению цена - качество предложением

Проверка контрагента на соответствие единым требованиям Роботизированная автоматизация процессов (ЯРА) Автоматический контроль соответствия участника закупок квалификационным требованиям

Исполнение контракта Специальные счета Блокчейн Маркировка транзакций и автоматический контроль расходования

Эскроу-счета для обеспечения исполнения контракта Блокчейн, смарт-контракт Автоматический возврат средств после подтверждения исполнения обязательств по контракту

Оплата контрактов Блокчейн, смарт-контракт Автоматическая оплата после наступления события

Мониторинг, контроль Соблюдение условий контракта ^М-технологии Автоматизированный контроль выполнения всех положений контракта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведение электронной документации Цифровизация закупок «облачные» технологии, ^М-технологии Обработка и хранение данных

Список источников

1. Автоматизация закупок: Опыт крупнейших заказчиков, структура рынка, тренды. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index. php/ (дата обращения 28.06.2021).

2. Бижоев, Б. М. Основы интеллектуальной контрактной системы в сфере государственных закупок // Journal of economic regulation. № 1. 2018. С. 10-122.

3. Ионичев, В. Н. Внедрение информационных технологий в процесс управления закупками компании с государственным участием в контексте обеспечения экономической безопасности // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 12 (74). С. 174-183.

4. Корпорация «Ростех» построила автоматизированную систему управления финансовой и за-

купочной деятельностью / https://consulting.1c.ru/ cases/106205.html (дата обращения 28.06.2021).

5. Мубаракшина, Э. Р. Зарубежный опыт организации государственных закупок // Вестник науки и образования. 2018. № 16-1 (52). С. 69-73.

6. Обобщение: автоматизация как средство решения «болевых точек» контрактной системы / ЫА^:// zakupki-digital.ru/novosti/obobshhenie-avtomatizacija-kak-sredstvo-resheшja-bolevyh-tochek-kontraktnoj-sistemy/ (дата обращения 28.06.2021).

7. Поддержан законопроект об упрощении госзакупок / http://duma.gov.ru/news/50981/ (дата обращения 28.06.2021).

8. Покровская, В. В., Ускова, Е. А. Современный зарубежный опыт в области развития государственных закупок // Российский внешнеэкономический

вестник. 2008. № 3. С. 25-38.

9. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: Консультант Плюс.

10. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Режим доступа: Консультант Плюс.

11. Что такое BI-система? https://biconsult.ru/cho-takoe-bi (дата обращения 28.06.2021).

References

1. Procurement automation: Experience of the largest customers, market structure, trends. Electronic resource. Access mode: https://www.tadviser.ru/index.php / (accessed 28.06.2021).

2. Bizhoev, B. M. Fundamentals of the intellectual contract system in the field of public procurement // Journal of economic regulation. No. 1. 2018. P. 10-122.

3. Ionichev, V. N. Introduction of information technologies into the procurement management process of a company with state participation in the context of ensuring economic security // Regional problems of economic transformation. 2016. No. 12 (74). P. 174-183.

4. Rostec Corporation has built an automated

financial and procurement management system / https:// consulting.1c.ru/cases/106205.html (accessed 28.06.2021).

5. Mubarakshina, E. R. Foreign experience in the organization of public procurement // Bulletin of Science and Education. 2018. No. 16-1 (52). P. 69-73.

6. Generalization: automation as a means of solving the "pain points" of the contract system / https://zakupki-digital.ru/novosti/obobshhenie-avtomatizacija-kak-sredstvo-reshenija-bolevyh-tochek-kontraktnoj-sistemy / (accessed 28.06.2021).

7. The bill on simplification of public procurement was supported / http://duma.gov.ru/news/50981 / (accessed 28.06.2021).

8. Pokrovskaya, V. V., Uskova, E. A. Modern foreign experience in the field of public procurement development // Russian Foreign Economic Bulletin. 2008. No. 3. P. 25-38.

9. Federal Law "On Procurement of Goods, works, services by certain types of Legal entities" dated 18.07.2011 No. 223-FZ [Electronic resource]. Access mode: Consultant Plus.

10. Federal Law "On the Contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs" dated April 5, 2013 No. 44-FZ (with amendments and additions) [Electronic resource]. Access mode: Consultant Plus.

11. What is a BI system? https://biconsult.ru/cho-takoe-bi (accessed 28.06.2021).

Информация об авторах А. Н. Литвиненко - доктор экономических наук, профессор; И. Е. Гусаров - кандидат военных наук, доцент.

Information about the authors A. N. Litvinenko - Doctor of Economic Sciences, Professor; I. E. Gusarov - Candidate of Military Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.07.2021; одобрена после рецензирования 01.10.2021; принята к публикации 25.10.2021.

The article was submitted 09.07.2021; approved after reviewing 01.10.2021; accepted for publication 25.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.