Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ «УМНЫХ» СТРАТЕГИЙ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК'

ПРИМЕНЕНИЕ «УМНЫХ» СТРАТЕГИЙ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / УМНЫЕ СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / ЗАКУПКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева Светлана Александровна, Колобылина Татьяна Викторовна

Мировой опыт становления цифровой экономики демонстрирует необходимость применения технологий цифровой трансформации. Мы являемся свидетелями и участниками преобразования принципов функционирования социально-экономических систем, что влечет кардинальные изменения формата деятельности. Оцифровка данных и ресурсов организации, широкое распространение технологических новаций, формирование новых сетевых платформ интеграции и взаимодействия пользователей цифровых технологий - это и многое другое свидетельствует об устойчивом развитии социально-экономической системы в меняющихся условиях цифрового пространства. Цифровизация в современном мире охватывает все сферы деятельности, в том числе и закупки. На сегодняшний сформированы цифровые платформы госзакупок, электронные магазины для малых закупок, все конкурентные процедуры перешли в электронную форму и др. Все это позволяет сделать процедуру государственных закупок упрощенной, прозрачной и эффективной. В заключении делается вывод о том, что «умные» стратегии цифровой экономики требуют своего теоретического исследования и практического внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLYING SMART STRATEGIES TO THE DIGITAL ECONOMY IN PROCUREMENT

The global experience of the formation of the digital economy demonstrates the need to apply digital transformation technologies. We are witnesses and participants in the transformation of the principles of functioning of socio-economic systems, which entails cardinal changes in the format of activities. The digitization of the organization’s data and resources, the widespread dissemination of technological innovations, the formation of new network platforms for the integration and interaction of users of digital technologies - t his and much more testifies to the sustainable development of the socioeconomic system in the changing conditions of the digital space. Digitalization in the modern world covers all areas of activity, including procurement. To date, digital public procurement platforms, electronic stores for small purchases have been formed, all competitive procedures have been transferred to electronic form, etc. All this allows us to make the public procurement procedure simplified, transparent and efficient. In conclusion, it is concluded that the “smart” strategies of the digital economy require their theoretical research and practical implementation.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ «УМНЫХ» СТРАТЕГИЙ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК»

Применение «умных» стратегий в цифровой экономике в сфере закупок

Сергеева Светлана Александровна,

кандидат экономических наук, соискатель кафедры управления активами Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации E-mail: ugmzmag@yandex.ru

Колобылина Татьяна Викторовна,

магистрант кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления» Правительства Москвы E-mail: ugmzmag@yandex.ru

Мировой опыт становления цифровой экономики демонстрирует необходимость применения технологий цифровой трансформации. Мы являемся свидетелями и участниками преобразования принципов функционирования социально-экономических систем, что влечет кардинальные изменения формата деятельности. Оцифровка данных и ресурсов организации, широкое распространение технологических новаций, формирование новых сетевых платформ интеграции и взаимодействия пользователей цифровых технологий - это и многое другое свидетельствует об устойчивом развитии социально-экономической системы в меняющихся условиях цифрового пространства. Цифровизация в современном мире охватывает все сферы деятельности, в том числе и закупки. На сегодняшний сформированы цифровые платформы госзакупок, электронные магазины для малых закупок, все конкурентные процедуры перешли в электронную форму и др. Все это позволяет сделать процедуру государственных закупок упрощенной, прозрачной и эффективной. В заключении делается вывод о том, что «умные» стратегии цифровой экономики требуют своего теоретического исследования и практического внедрения.

Ключевые слова: глобальная цифровизация, стратегии развития, умные стратегии цифровой экономики, закупки.

Ое

см см

Государственным и муниципальным организациям Российской Федерации на современном этапе - этапе развития глобальной цифровизации -характерны следующие взаимосвязанные виды деятельности:

- деятельность по развитию, направленная на изменения, включая стратегическое развитие;

- операционная деятельность, ориентированная на часто повторяющиеся операции и выполнение стоящих перед ними задач;

- обеспечивающая деятельность, которая носит вспомогательный характер и предназначена для обеспечения выполнения и поддержания основных видов деятельности организации. Вместе с тем как глобальные, так и внутренние

процессы развития экономики в целом требуют обоснованного понимания того, какие стратегии развития приоритетны. В последнее десятилетие экономически развитыми странами мира выработаны «единые цифровые повестки», предполагающие обоснованные совместные эффективные решения и механизмы регулирования процессов цифровизации на межгосударственном уровне. К примеру, страны Европейского союза в качестве приоритетной стратегии определили создание единого цифрового рынка Европы (digital single market) [6]. В рамках общей стратегии «Европа 2020» была начата работа по реализации инициативы «Цифровая Европа» (Digital Europe), основным вектором которой рассматривался рост общеевропейской интернет-экономики, выработка мер стимулирования цифровых инновации" и формирование набора новых инструментов и механизмов поддержки дальнейшей цифровизации европейской промышленности и сектора услуг.

Для того, чтобы принять решение об изучении и распространении эффективных зарубежных управленческих стратегий необходимо определиться с пониманием содержания дефиниции «стратегия развития». Анализ научной литературы показал широкий спектр авторских определений термина «стратегия развития». Для нашего исследования интерес представляют такие авторские толкования исследуемого понятия:

- набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности (Ansoff, 1989);

- детальный и всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения исполнения миссии организации и достижения ее целей в долгосрочной перспективе (М. Альберт и Ф. Хедоури).

- долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы деятельности организации, средств

и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к целям (Виханский, 1995).

- логически обоснованное и сбалансированное во времени и ресурсам описание целевого состояния организации и совокупности способов его достижения с указанием состава, последовательности действий и необходимых для их реализации материальных и нематериальных ресурсов (Рыцев, 2014).

При всем многообразии толкований объединяет все подходы понимание того факта, что стратегии развития - ключевые факторы, способствующие положительной динамике конкурентоспособности организации. Современные тенденции в области цифровизации определяют технологизацию одной из приоритетных стратегий развития. Робо-тотизация, искусственный интеллект, машинное обучение - эти и многие другие технологические новации определяют и сегодняшний уровень развития организации, и тем более ее будущее. Особого внимания заслуживают стратегии развития информационных аспектов:

- big data как фактор роста возможностей хранения и обработки данных во всех типах компьютерных систем, формирующих основу искусственного интеллекта;

- доступность информации из любой точки мира;

- хранения данных посредством широкого использования облачных технологий и др. Мировой опыт становления цифровой экономики убедительно демонстрирует во всех сферах широкое применение технологий цифровой трансформации. Мы являемся свидетелями и участниками достаточно серьезного преобразования принципов функционирования социально-экономических систем, что влечет кардинальные изменения формата деятельности. Оцифровка данных и ресурсов организации, широкое распространение технологических новаций, формирование все новых и новых сетевых платформ интеграции и взаимодействия пользователей цифровых технологий - это и многое другое свидетельствует об устойчивом развитии социально-экономической системы в меняющихся условиях цифрового пространства. Цифровизация в современном мире захватывает абсолютно все сферы деятельности, в том числе и государственные закупки. На сегодняшний день созданы цифровые платформы госзакупок, электронные магазины для малых закупок, все конкурентные процедуры перешли в электронную форму и др. Все это позволяет сделать процедуру государственных закупок упрощенной, прозрачной и эффективной в том числе и в части расходования бюджетных средств.

Анализ зарубежных и отечественных закупочных практик позволяет отнести к приоритетным стратегиям развития сферы закупок переход к «умным» цифровым технологиям - «умным закупкам».

Цифровизация призвана к решению и упрощению решений, поставленных задач. Поэтому прежде, чем разрабатывать технологическое решение необходимо определить:

- проблемы и их исходные причины;

- должна быть сформирован базовая автоматизация процессов и их интеграция с другими 1Т-технологиями;

- соответствующая подготовка кадров для работы с новыми технологиями [4, с. 2]. Субъекты реального сектора экономики пришли к тому, что основным направлением эффективности закупок является не снижение затрат, а к тому, что закупки призваны создавать стоимость. Каждому этапу закупочного цикла присущи свои особенности, свои зоны рисков, избежать которых позволят автоматизация, цифровизация, использование современных 1Т-технологий.

Достаточно широкое обсуждение ведется вокруг стратегии блокчейна в закупках. Эта технология характеризуется высокой степенью прозрачности, безопасности, целостности, децентрализации и создает возможности для управления информацией совершенно новыми способами [2, с. 25]. Что касается государственных закупок, то такая 1Т-технология, кроме того, что может хранить значительное количество информации, позволит сократить цикл закупок, уменьшит количество махинаций, ошибок и времени на обработку информации и документов - это путь от электронной системы к цифровой. Но все это требует развития системы нормативно - правового регулирования.

Ряд исследователей относят к различиям между электронной системой и цифровой то, что при электронной системе все еще требуется централизованное управление на каждом этапе закупочной деятельности, в то время как при системе блокчейн работает децентрализация. Все пользователи, подключенные к этой сети хранят полную копию книги, где каждое действие отражается в системе и соответственно распространяется по всем пользователям. Такая система безопасности почти не подвергается кибератакам, так как информация не хранится в одном месте - сервере, а передается на все компьютеры пользователей, входящих в сеть блокчейн. Любое действие просматривается большим количеством узлов, благодаря которым записывается только действие, соответствующее всем установленным правилам и регламентам сети[2;5].

Есть и другая сторона - любое записанное действие и операция (майнинг) впоследствии невозможно отменить. Если в обычной системе вся информация хранится в одном облачном месте, что может вызывает проблемы с безопасностью и в тоже время здесь присутствует низкое доверие со стороны участников, в то время как в системе блокчейн все участники получают всегда одинаковое количество информации и изменения в этом случае не возможны без согласия всех узлов.

Одним из новшеств цифровизации закупок можно рассматривать «умные контракты». Ана-

сз о

со £

m Р

сг

от А

Q. в

СМ

см

лиз научной литературы позволил выявить разные подходы толкования термина «умный контракт». Гладилина И.П., Поляков Р.Л, Романова О.В. рассматривают умный контракт как электронный договор, в котором совершаются автоматические действия после определенных транзакций в определенной последовательности и после наступления соответствующих обстоятельств [1, с. 3]. предполагаются определенные условия, при которых заказчик получает товар, а исполнитель свою оплату. Такие контракты записываются на языке программирования и исполняются без участия третьи лиц, выполняются условия договора, заранее обговоренные в нем [1, с. 3].

Таким примером являются смарт контракты, которые уже сейчас используют крупные бизнес агломерации, например, такой как «Сбербанк» в своей системе «Сервис гарантированных расчетов» [2, с. 27].

Ряд ученых считают, что внедрение системы «умных контрактов» будет существенным преимуществом перед бумажным документооборотом в части:

- уровня знаний закупщиков - сведение к минимальным;

- надёжности информации и ее безопасность;

- сокращения процедур закупочной деятельности;

- уменьшения количества случайных ошибок;

- уверенности поставщиков в получении гарантированной оплаты.

В настоящее время исследуется подход к переходу на смарт контракты. Такой вариант позволит сократить издержки как заказчику, так и поставщику, сократится число коррупционных схем, повысится эффективность закупок за счет, того что будет почти исключен человеческий фактор, в связи с субъективным принятием решений. Однако из-за несовершенства законодательной базы в сфере госзакупок и недостатками информационного обеспечения пока это внедрить невозможно. Кроме того, в правоприменительной практике существуют разногласия - следует ли использовать смарт контракты как отдельный вид договора, способом исполнения обязательств или же это способ обеспечения исполнения обязательств и какие юридические положения нужно применять к таким контрактам. Внедрение умных контрактов должно решить одну из главных проблем договорного права - надлежащего исполнения обязательств, так как данная технология будет работать в автоматическом режиме не зависимо от волеизъявления сторон и приостановить или отменить такую операцию будет невозможно. Таким образом, отношения становятся самоисполнимыми [3, с. 82]. Насколько в данном случае будет работать самодисциплина в плане выполнения условий таких контрактов каждого участника, так как такие договора не могут быть исполнены при помощи введения определенных команд на соответствующей платформе. Кроме того, меры ответственности за выполнение таких

контрактов также непонятны. В связи с тем, что система автоматизирована и могут быть ошибки на такой платформе, когда товар так и не поступит на склад заказчика, а поставщик просто не получит своей оплаты своевременно. Однако в данном случае неочевидна ответственность участников закупки.

Использование технологий искусственного интеллекта - одна из приоритетных стратегий развития в области закупок. Примеров много, в частности «Газпром» - разработан каталог закупок. Это далеко не тот каталог закупок, который сейчас существует в Единой информационной системе. Благодаря системе, в которой работает «Газпром», анализируются исторические данные и формируется прогноз по корпоративным закупкам, создается и модифицируется кластеры объектов закупок, сравниваются цены в различных подразделениях и источниках, включая госзакупки, вычисляются рекомендованные диапазоны цен для текущих и будущих сделок, планируются и управляются материальные затраты корпорации и др. [2, с. 27]. Примером использования цифрови-зации в сфере закупок является система «Анализ закупок за час» крупной корпорации «Мегафон» [2, с. 29]. Данная система позволяет проанализировать закупку почти по 20 показателям, начиная от соблюдения законодательства, проверки сроков и способов закупки до формирования документа по написанию жалобы в Федеральную антимонопольную службу.

Анализ особенностей умных стратегий цифро-визации всех сфер общественно-экономического характера в целом и сферы закупок в частности, результатов внедрения новых цифровых технологий и совершенствования технологических процессов позволяет сделать вывод о возможности повышения качества закупок товаров, работ и услуг; оптимизации управления закупочной деятельностью.

Литература

1. Гладилина И.П., Поляков, Р.Л, Романова О.В., Инновационные подходы к совершенствованию управления закупками в процессе внедрения «умных контрактов» // Инновации и инвестиции - 2021 -№ 2 -с. 3-5

2. Каранатова Л.Г., Кулев А.Ю. Инновационное развитие контрактной системы: переход к умным закупкам // Власть и экономика - Управленческое консультирование -2020 г. - № 2 -с. 22-31

3. Сомова Е.В. Смарт-контракт в договорном праве // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения - 2019 г. -№ 2 - с. 79-86

4. Цифровая трансформация закупок: с места в карьер (электронный ресурс). Режим доступа: https://www.tadviser.ru/images/8/83/RUS_ Jumpstarting_the_Digital_Procurement_Journey. pdf

5. Мир переходит к умным закупкам (электронный ресурс). Режим доступа: https://www.if24. ru/mir-perehodit-k-umnym-zakupkam/

6. Construire l'Europe industrielle du numérique: Discours du Président de la Commission européenne, Jean-Claude Juncker, à la conférence francoallemande sur le numérique à Paris. Paris, le 27 octobre 2015 // European Commission. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://europa. eu/ rapid/press-release_SPEECH-15-5938_ fr.htm/ (дата обращения: 20.11.2021).

APPLYING SMART STRATEGIES TO THE DIGITAL ECONOMY IN PROCUREMENT

Sergeeva S.A., Kolobilina T.V.

Moscow State Institute International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs, Russian Federation, Moscow City Management University Moscow Government

The global experience of the formation of the digital economy demonstrates the need to apply digital transformation technologies. We are witnesses and participants in the transformation of the principles of functioning of socio-economic systems, which entails cardinal changes in the format of activities. The digitization of the organization's data and resources, the widespread dissemination of technological innovations, the formation of new network platforms for the integration and interaction of users of digital technologies - this and much more testifies to the sustainable development of the socioeconomic system in the changing conditions of the digital space. Digitalization in the modern world covers all areas of activity, including procurement. To date, digital public procurement platforms, elec-

tronic stores for small purchases have been formed, all competitive procedures have been transferred to electronic form, etc. All this allows us to make the public procurement procedure simplified, transparent and efficient. In conclusion, it is concluded that the "smart" strategies of the digital economy require their theoretical research and practical implementation.

Keywords: global digitalization, development strategies, smart strategies of the digital economy, procurement.

References

1. Gladilina IP, Polyakov, RL, Romanova OV, Innovative approaches to improving procurement management in the process of implementing smart contracts // Innovations and investments - 2021 -№ 2-p. 3-5

2. Karanatova L.G., Kulev A. Yu. Innovative development of the contract system: the transition to smart procurement // Power and Economy - Management Consulting -2020. - No. 2 -p. 22-31

3. Somova E.V. Smart contract in contract law // Journal of Foreign Law and Comparative Law - 2019. - No. 2 - p.79-86

4. Digital transformation of procurement: right off the bat (electronic resource). Access mode: https://www.tadviser.ru/imag-es/8/83/RUS_Jumpstarting_the_Digital_Procurement_Journey. pdf

5. The world is moving towards smart purchasing (electronic resource). Access mode: https://www.if24.ru/mir-perehodit-k-umnym-zakupkam/

6. Construire l'Europe industrielle du numérique: Discours du President de la Commission européenne, Jean-Claude Juncker, a la conférence francoallemande sur le numérique a Paris. Paris, le 27 octobre 2015 // European Commission. [Electronic resource]. Access mode: http://europa.eu/ rapid / press-release_ SPEECH-15-5938_fr.htm / (date of access: 20.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.